Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Роль методологии в научном познании
Научная деятельность людей, как и любая другая, осуществляется с помощью определенных средств, а также особых приемов и способов, т.е. методов, от правильного использования которых во многом зависит успех в реализации поставленной задачи исследования. И здесь во многом науке помогает Методология. Методоло́ гия – система принципов и способов построения организации теоретической и практической деятельности людей; в то же время методология является учением об этой системе. А методика – это способ организации деятельности чего-либо. Методология – способ достижения, действенный механизм построения научного знания. Методология – совокупность общих принципов и методов (совокупность Ф., познавательных и общетеоретических методов и принципов). Под методологией очень часто понимают систему методов, используемых в некоей области деятельности (в науке, искусстве, технике, технологии и т.д.). Но в контексте философского исследования акцентируется иное смысловое содержание термина «методология». Это, прежде всего, учение о методах научной деятельности, общая теория научного метода. Включая в сферу своего рассмотрения соответствующие вопросы, методология решает их с гносеологических позиций, дает им гносеологическую оценку, в минимальной степени занимаясь технической стороной дела. Ее задачи заключаются в исследовании возможностей и перспектив развития соответствующих методов в ходе научного познания. Методология науки представляет собой теорию научного познания, исследующую познавательные процессы, происходящие в науке, формы и методы научного познания. Методология науки – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического освоения и изменения того или иного объекта реальности. Методология науки включает: - методы науки.; - методы экспериментальных и практических достижений истины; - проблемы организации научной деятельности и соответствующих ей социальных институтов; - учение об использовании знаний. Методология науки дает существенные комплексные исследования: - научный язык; - методы исследований; - процедуры; - принципы оценки. Классификация методологии знаний. Различают содержательную и формальную методологию естественнонаучного познания: - содержательная – структура научного знания, возникновение и функционирование теорий и т.д.; - формальная – анализ языка науки., описание и анализ формальных методов исследований. Содержательная методология включает такие проблемы: - структура научного знания и научной теории; - законы порождения, функционирования и изменения научных теорий; - понятийный каркас науки и ее отдельных дисциплин; - характеристика схем объяснения, принятых в науке; - теории методов науки; - условия и критерии научности; Формальные аспекты методологии связаны с анализом: - языка науки формализованных методов познания; - структуры научного объяснения и описания. В зависимости от средств, методологический анализ отдельных теорий, понятий и проблем может происходить на эмпирическом и теоретическом уровнях, приобретать специально-научный или философский характер. Большинство естественных наук сосредоточено на эмпирическом уровне. Характер связей между способами получения новых знаний описывает не только М., но и логика: формальная и диалектическая. Формальная Л. – истина из формы, без содержания мысли (математика). Диалектическая Л – творчески познавательное мышление, переходы от одной познавательной модели к другой, развитие научных теорий и путей развития (с содержанием). Законы Формальной логики обязательны для Диалектической: Закон тождества. Формулировка: всякое понятие и суждение тождественно самому себе. Комментарий: Как видим – все достаточно просто. Если подчиняться закону тождества, то нельзя в процессе рассуждения заменять какое-либо понятие другим понятием, любая подмена понятий недопустима. Это требование очевидно, но на практике такие подмены имеют место практически всегда. Ведь одну и ту же мысль можно выразить на разных языках и в различной форме, что нередко приводит к изменению первоначального смысла понятия, к подмене одной мысли другой. Это особенно важно для формализации языка науки. Закон непротиворечия. Формулировка: два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными; по крайне мере одно из них необходимо ложно. Комментарий: пример – известный всем парадокс об абсолютной броне и абсолютном снаряде: Может ли снаряд, пробивающий абсолютно все, пробить броню, которая абсолютно ничем не пробиваема? Закон исключенного третьего. Формулировка: два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными: одно из них необходимо истинно; другое – необходимо ложно; третье суждение исключено. Или – более краткий вариант: " Из двух противоречащих друг другу суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано". Истинность отрицания равнозначна ложности утверждения. В силу этого закон исключенного третьего можно передать и так: " Каждое высказывание является или истинным или ложным". Комментарий: Само название закона выражает его смысл: дело может обстоять только так, как описывается в рассматриваемом высказывании, или так, как говорит его отрицание, и никакой третьей возможности нет. Закон достаточного основания. Формулировка: всякая истинная мысль имеет достаточное основание. Или – всякое положение для того, чтобы считаться вполне достоверным, должно быть доказанным, т. е. должны быть известны достаточные основания, в силу которых оно считается истинным. Комментарий: Этот закон фактически заявляет то, что все мысли, которые можно объяснить, считаются истинными, а те которые объяснить нельзя – ложными. Другими словами: всякое доказанное положение непременно истинно. Закон достаточного основания направлен против нелогичного мышления, принимающего на веру ничем не обоснованные суждения, против всякого рода предрассудков и суеверий; он выражает то фундаментальное свойство логической мысли, которое называют обоснованностью или доказанностью. Запрещая принимать что-либо только на веру, этот закон выступает надежной преградой для любого интеллектуального мошенничества. Он является одним из главных принципов науки (в отличие от псевдонауки). Существуют различные уровни методологии. Философский уровень методологии представляет собой общую систему принципов и регулятивов человеческой деятельности. Они задаются теорией познания, которая разрабатывается в рамках философии. Методологический анализ может вестись на конкретно-научном и на философском уровнях, последний является высшим и определяющим уровнем методологий. На философском уровне анализ ведется в контексте решения коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности, места и значения человека в мире. Здесь обязательно решаются проблемы: - отношения знания к действительности; - отношения субъекта к объекту в познании; - места и роли данных форм знания или приемов исследования в системе познавательного отношения человека к миру. Принципы и уровни М.: 1. Философско-мировоззренческий – наиболее общие принципы взаимосвязи всего и развития… 2. Теоретический – основа соответствующей Н. – в географии – принцип актуализации, развития и историзма, системности (изоморфизм, иерархии, эмерджентности и т.д.). 3. Эмпирические – в пределах предметной области.
Под методологией в широком смысле слова понимают учение о методе, т.е. теорию самого метода. В теории метода должны быть решены, по крайней мере, такие проблемы: - Какова закономерность, на которой основан метод? - Каковы правила действия субъекта (их смысл и последовательность), составляющие суть метода? - Каков класс задач, которые можно решать с помощью данного метода? - Каковы границы применимости метода? - Как связан данный метод с другими методами? Для науки вообще, в том числе и для естествознания, важно знать не только теорию отдельных методов, но и теорию всей системы методов, применяемых в естествознании или в его отдельной отрасли. Поэтому наиболее полное определение методологии такое: методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Вообще предложено много различных определений методологии науки. На наш взгляд, можно исходить и из следующего определения методологии: методология науки – это научная дисциплина, дающая достаточно полное и пригодное для использования знание о свойствах, структурах, закономерностях возникновения, функционирования и развития систем научного знания, а также об их взаимосвязях и применениях.
Научная картина мира. Ф.-мировоззренческое понятие, использующее научное знание (есть еще религиозная картина мира и философская). Изменяется с новыми научными знаниями. Синтез научного знания из географии, биологии, физики, химии и т.д. Научная картина мира (НКМ) – (одно из основополагающих понятий в естествознании) особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т. п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции – определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке. В процессе познания окружающего мира результаты познания отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний, умений, навыков, типов поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определённую модель (картину мира). В истории человечества было создано и существовало довольно большое количество самых разнообразных картин мира, каждая из которых отличалась своим видением мира и специфическим его объяснением. Однако прогресс представлений об окружающем мире достигается преимущественно благодаря научному поиску. В научную картину мира не входят частные знания о различных свойствах конкретных явлений, о деталях самого познавательного процесса. Научная картина мира не является совокупностью всех знаний человека об объективном мире, она представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностяхреальной действительности (т.е. своеобразную " модель мира" ). Научная картина мира – система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи. Научная картина мира – множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Картина мира – системное образование, поэтому её изменение нельзя свести ни к какому единичному (пусть и самому крупному и радикальному) открытию. Речь обычно идет о целой серии взаимосвязанных открытий (в главных фундаментальных науках), которые почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а также значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности. Для западной философии середины 90-х годов XX века отмечались попытки ввести в арсенал методологического анализа новые категориальные средства, но вместе с тем чёткого разграничения понятий " картина мира" и " научная картина мира" не проведено. В нашей отечественной философско-методологической литературе термин " картина мира" применяется не только для обозначения мировоззрения, но и в более узком смысле – тогда, когда речь заходит о научных онтологиях, т.е. тех представлениях о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. В этом значении научная картина мира выступает как специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира науки соответственно определенному этапу её функционирования и развития. В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Научная картина мира – не догма и не абсолютная истина. Научные представления об окружающем мире основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей, что позволяет с определённой степенью уверенности делать способствующие развитию человеческой цивилизации заключения и прогнозы о свойствах нашего мира. Несоответствие результатов проверки теории, гипотезе, концепции, выявление новых фактов – всё это заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, более соответствующие реальности. В таком развитии – суть научного метода. Географическая картина мира (ГКМ) лежит в основе знаний, отражающих «представление человека о природе и обществе». Уже в этом определении ее сущности заложены не только дуализм (двойственность), но и многоаспектность предмета изучения. Вот почему исторически сложились две частные картины – физико-географическая и социо-географическая. Долгое время они развивались в автономном режиме научного поиска и добились определенных успехов. Примером может служить физико-географическая картина мира, на базе которой сложился образ общего объекта – географической оболочки и ее составной части – природного территориального комплекса (ландшафта). Работами Э. Неефа, В.С. Преображенского, Т.Д. Александровой и Т.П. Куприяновой обобщены и приведены в систему ведущие аксиомы и аксиоматические положения, отражающие современный методологический и теоретический уровень развития физико-географических дисциплин: 1. Аксиоматическое положение: географическая субстанция немыслима иначе, как существующая во времени и пространстве. 2. Географическая аксиома: все географические явления, в какой бы форме они не выступали, принадлежат планете Земля. 3. Фундаментальные теоретические представления в географии: а) о географической оболочке как о сфере взаимопроникновения и взаимодействия атмосферы, литосферы, гидросферы и биосферы; б) о единстве континуальности и дискретности географической оболочки; в) об иерархии природных геокомплексов, входящих в состав географической оболочки и их качественной определенности; г) о природном геокомплексе как многокомпонентной динамической системе; д) о природном геокомплексе как системе взаимодействующих морфологических частей. Достаточно детально внимание ГКМ уделил Владимир Павлович Максаковский в работах " Географическая культура" и " ГКМ" в 2-х томах. Общегеографические представления: 1. Учения: о географической среде, о геосистемах, о геоэкологии, о конструктивной географии. 2. Теории: регионального развития, географических оценок, географии риска (и все!! ). 3. Концепции: геотехнических систем, мониторинга окружающей среды, географической экспертизы, проблемного страноведения, поляризованного ландшафта. 4. Гипотезы: космогоническая, дрейфа материков, парникового эффекта, стабилизации численности населения.
Стиль научного мышления. Основные черты: - понимание природы самого знания; - основные типы законов; - способы описания и теоретического выражения законов. СНМ – совокупность норм и стереотипов мышления ученого. Близко к понятию парадигма. СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ – исторически сложившаяся совокупность методологических регулятивов, идеалов и норм науки, философских принципов, определяющих содержание и направленность изменений науки на исторически-конкретном этапе ее развития. Понятие С.Н.М. (СНМ), наряду с понятиями " парадигма", " научно-исследовательская программа", " тема", " философские основания науки", " базовые модели знания" и др., относится к ряду средств метатеоретического исследования структуры и динамики науки.
Первоначально понятие СНМ было связано с вопросом об особенностях фундаментальных исследований: предполагалось, что господствующая наука или лидирующая фундаментальная теория определенной эпохи полностью определяли СНМ этой эпохи (а именно: категориальный состав знания, определенный тип логической организации знания).
В ходе исследования феномена СНМ были уточнены представления о его сложной гетерогенной природе. СНМ является и социокультурным, и внутринаучным феноменом и формируется под их воздействием. Основной механизм социокультурной детерминации СНМ связан с системой конкретно-исторических норм и идеалов науки, уходящих корнями в культуру эпохи. Нормы и идеалы науки, воплощаясь в фундаментальную лидирующую теорию, задают направленность иным теориям данной научной дисциплины, ряда дисциплин, науки в целом. Например, в период становления опытного естествознания классическая механика определяла " видение", объяснение, описание, структуру строения теории не только всей механики, но и физики, химии, биологии, социальной философии. Философские представления, идеи в структуре СНМ участвуют в процессе осмысления пределов эвристичности старых идеалов научности и формировании новых. Через философскую составляющую СНМ происходит соотнесение идеалов и норм науки, методологических установок с особенностями изучаемого данной наукой объекта. Так было в период перехода во второй половине 19 в. ряда наук – биологии, физики, психологии, социологии – к изучению системных статистических объектов. Изучение массовидных объектов – газов, демографических и социальных систем и процессов, сложных органических объектов и т.д. – потребовало переосмысления старых и выработки новых философских понятий: случайность, вероятность, возможность, историзм, эволюция и др. (в 20-21 вв. появляются «физики и лирики», пространственное мышление географов, эволюционный у биологов и т.д.). С одной стороны, в этих философских категориях отразилось новое понимание строения материального мира и его объектов. С другой стороны, в них в отрефлектированном, объективированном виде выразились основные ценностные предпочтения этого исторического периода. Основу философских представлений СНМ составляют детерминистские категории: обусловленность, связь, причина, следствие, необходимость, случайность, возможность, действительность и др. Именно через них с наибольшей полнотой " просвечивает" характер организации объектов науки и особенности взаимодействия между феноменами материального мира. Анализ объектной детерминации СНМ выявляет теснейшую связь СНМ с научной картиной мира (НКМ), поскольку именно НКМ формирует базовые знания о системно-структурных особенностях изучаемых наукой объектов, об их пространственно-временных характеристиках, особенностях взаимодействия материальных объектов. Взаимная согласованность СНМ и НКМ особенно отчетливо проявляется в переломные моменты развития науки: при смене лидирующих теорий, научной революции и т.д. В конце 19 – начале 20 в. выход на арену биологии популяционной генетики, возникновение системного и кибернетического подходов обнаружили ограниченность дарвиновской картины биологической реальности и ее операциональной составляющей – вероятностного стиля мышления в биологии. Становление синтетической теории эволюции ориентировалось на новую картину мира и новое понимание биообъекта. Биообъект стал представляться как сложная самоуправляемая и саморазвивающаяся система. Эволюция СНМ: - переход от детерминистского к вероятностному пониманию; - системность. Для географии СНМ: - историко-генетические подходы; - системный подход.
Тема 4. Системная методология (системология) Системология – научное знание о системах и системной организации процессов и явлений природы, науки, техники, общественных формаций, функциональных образований и структур. Как междисциплинарная научное знание, системология проникает в естественнонаучные и гуманитарные, теоретические и прикладные науки, обобщая различные данные о системах и выводя основные закономерности их возникновения, развития и преобразования. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 989; Нарушение авторского права страницы