Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Краткая биография Жан Жак Руссо



Жан-Жак Руссо (1712 - 1788)

Родился в Женеве в семье часовщика. Предки отца были гугенотами, бежали. Мать умерла при рождении ребенка. Отец воспитывал мало, приохотил к чтению. В 16 лет Руссо сделался бродягой - Швейцария, Италия, Франция, в 1761 году приезжает в Париж, знакомится с Дидро и Кондильяком.

Дижонская академия наук объявляет конкурс на тему «Способствуют ли науки и искусства совершенствованию нравов? ». В 1750 году Руссо пишет работу «Рассуждение о науках и искусствах». Выиграл конкурс, стал знаменитым.

1755 - «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми».

1761 - «Юлия, или Новая Элоиза».

1762 - «Об общественном договоре», затем «Эмиль, или о воспитании».

Активно участвует в издании Энциклопедии Дидро-Даламбера, один из ведущих сотрудников коллектива. 1755 - возвращается в Женеву. 1758 - «О театральных представлениях», резко критикует Даламбера за статью о Женеве, разрывает с энциклопедистами. Книги «Об общественном договоре» и «Эмиль» осуждены на сожжение в Париже и в Женеве. Вынужден жить в маленьких швейцарских городках, в 1765 году отказывается от швейцарского гражданства. Едет в Англию, где разрывает с Юмом. Возвращается в Париж, где ведет затворнический образ жизни.

Жан Жак Руссо о государстве

В центре внимания - человек в современном ему мире. Антропосоциальная проблематика. В конкурсной работе пишет, что прогресс наук и искусств не способствует улучшению нравов. Науки и искусства «заглушают естественное чувство свободы». Раскрывает социальную природу этого феномена. Толпы писателей, художников и ученых «высасывают соки из государства, ничего не давая взамен», остальные «гибнут в нищете». Одни благоденствуют, высасывая соки из тех, кто создает блага жизни, а те прозябают. Не сами науки виноваты, а социальные условия. Надо просвещать народ. Когда власть вступит в союз с просвещением, ситуация изменится. Поддержка идей просветителей.

«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Надо демократизировать саму власть. Во главу угла ставится проблема социального гнета. Пытается проследить происхождение и основания неравенства. Не соглашается с традиционной для просветителей идеологической позицией, что социальное неравенство - результат насилия, гнета власть имущих и обмана со стороны церкви. Пытается выявить исторические основания неравенства как предпосылки политического гнета. Последний становится возможен, потому что устанавливается социальное неравенство. Общая картина человеческой истории - как возникает социальное неравенство. Первоначально люди жили в благодатных местах. По мере роста численности населения благодатных мест стало не хватать. Пришлось добывать блага трудом. Люди изобрели орудия труда - рыболовства, охоты, научились использовать огонь и объединились в ассоциации для решения проблем, которые в одиночку решить было нельзя. Жизнь в ассоциациях выработала грубые представления о взаимных обязанностях. Первое крупной событие в рамках этого сообщества людей - научились строить жилища. Возникла семья. Семьи объединились в племена. Очень продолжительный период развития человечества и самый счастливый. Параллельно переворот в условиях жизнедеятельности людей. Ведет к возникновению гражданского общества. Истоки - обработка земли. Результатом этого является возникновение частной собственности, ибо требуется разделить землю между теми, кто ее обрабатывает. (Те общества, которые занялись земледелием, первоначально ввели коллективную собственность.) Имущественное неравенство. Более умелые и удачливые люди ведут обработку земли, накапливают продукты земледелия, возникает соперничество, желание выиграть за счет других. Возникает кучка богатых и масса бедных. Борьба их ведет к возникновению государства. Государство помогает богатым притеснять бедных - «оковы закона». Ради выгоды небольшой кучки людей человеческий род обрек себя на труд, рабство и нищету.

Третий переворот - государственная власть превращается в деспотию, подданные - рабы, равны в бесправии. Снова нет закона, вместо него - воля деспота. Нет понятия о справедливости, добре. Общество возвращается в естественное состояние. Это - плод разложения. Держится на насилии. Возможно ниспровержение власти, установление равенства на основе общественного договора. В работе «Об общественном договоре» во многом отступает от позиции, изложенной в предыдущей работе. Руссо - приверженец диалектики (по предыдущей работе) - идея саморазвития общества, раздвоение общества на противоположные группы, источник саморазвития. Отрицание отрицания - описывает этот процесс, от равенства через неравенство к равенству. После разработки общественного договора - сторонник «юридического мировоззрения». Заимствовал у Монтескье, географическое направление. Отказывается от своего вывода, что общество - результат обмана бедных богатыми. Результат общественного договора, направленного не на угнетение одних другими, а на защиту личности, имущества личности и свободы. Метаморфоза. После Юма трудно не признать, что общественного договора нет. Статьи такого договора никогда формально не выражались, но они молчаливо признаются. Это делает договор действенным.

Как и Гоббс, Руссо считает, что гражданское состояние предоставляет условия для развития личности. Человек приобретает значительные силы для сохранения и самосовершенствования.. Только в обществе человек становится господином над самим собой. Если человек действует под влиянием влечений, он раб. Если человек предписывает самому себе закон и ему неукоснительно следует, то он свободен. Кант признавал, что много взял у Руссо и Юма. Как раз кантовский категорический императив. В новой концепции общественного договора Руссо не рассматривает частную собственность как источник неравенства, но сохраняет приверженность демократическим идеалам - народовластию. Народный суверенитет, верховенство власти народа. Руссо подчеркивает, что законная власть может принадлежать только народу. Правительство обладает только исполнительной властью. Народ вправе отнять эту власть и правительства когда угодно. Орган для реализации народной власти - народное собрание. Здесь Руссо ссылается на древний Рим и начала государственности франков. Имеет место нарушение общественного договора, поэтому народ утратил свой суверенитет. Народ перестал бороться за гражданские добродетели. Чтобы вернуть народу законную власть, надо просвещать его, освобождать от предрассудков о природе власти.

Руссо отношение к религии

Неоднозначно. С одной стороны, не соглашается с Пьером Бейлем, что никакая религия не полезна для политического организма (Бейль отделил религию от морали и политики). «Ни одно государство не было основано без того, чтобы религия не послужила для него основанием». Религия необходима.

Отрицает положение, что государственная власть от Бога. Почему необходима религия? Те, кто оказывается у власти, освящают свое пребывание у власти ссылкой на Бога. Религия - всего лишь политическое орудие в руках власть имущих. Проявление мудрости властителей - сами придумали религию, чтобы убедить подданных в том, что власть от высшей силы. Сходство с позицией софистов, Крития.

Идеализация роли религии в государстве. Как только Руссо переходит от абстрактных соображений к рассмотрению исторических форм религии, позиция становится критичной. Антиклерикализм: суеверия, нетерпимость, освящение убийства всякого, кто не признает данной формы религии. Религии не годятся. Выдвинул идеал гражданской религии, которая заставляла бы людей признавать гражданские обязанности. Необходима эмоциональная поддержка человека в том, что гражданские обязанности следует выполнять. Руссо забывает о том, что он говорит о религии исторической. «Надо изгонять из государства всех тех, кто не признает гражданской религии». Должна соответствовать рациональным доводам. Защищает деистический подход к проблеме «Бог - мир». Бог должен быть признан как существо, без которого нельзя объяснить источник движения мира (материя инертна) - источник законов, которым подчиняется природа. Имеется разумный творец, заложивший закономерности функционирования природы.

Проблема существования зла в мире. Творец мира обладает мудростью. Мудрости не хватило? Источником зла в мире является свободная воля людей.

Признает бессмертие души. В нашем мире справедливость не реализуется. Восстанавливается принцип справедливости. Это связано с тем, что религия дает утешение человеку. Если человека лишить религиозной веры, не останется утешения. Очень обидно умирать обойденным справедливостью.

Представления Руссо о гражданской религии были использованы якобинцами, Конвент учредил гражданскую религию. После падения Робеспьера культ был упразднен.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 852; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь