Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Биография Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716)



Родился в г. Лейпциге в семье профессора морали Лейпцигского университета. В возрасте 15 лет знал античную и современную философию, хорошо знал схоластику, в отличие от предшественников. С 1661 по 1666 год учился в Лейпцигском университете, в 20 лет закончил две диссертации - по логике и юриспруденции.

В «Диссертации о комбинаторном искусстве» выдвинул идею логического исчисления, реализованную только к концу 19 века; в университете Альтдорфа защитил диссертацию «О запутанных судебных случаях». Отказался от кафедры, ушел в помощники министра в Майнском курфюрстве. В 1672 - 1676 годах служит в посольстве в Париже в качестве воспитателя.

В 1675 году создал дифференциальное и интегральное исчисления. В 1673 году бывал в Лондоне. Активно общался с материалистами, естествоиспытателями. В механике существенно поправил Декарта, который считал, что мера движения mv: Лейбниц считал, что mv квадрат, «живая сила». С движением он связывал вторую производную, ускорение. С Лейбницем связано понятие силы в механике. Декартовская система мира учитывает инерционность, пассивность материи. Лейбниц выдвигает понятие силы.

В 1676 году возвращается в Германию через Нидерланды. В Нидерландах знакомится с открытым Левенгуком миром живых микрообъектов, в Гааге - несколько бесед со Спинозой.

В Германии поступает на службу к герцогам Ганновера, где состоит более сорока лет. Член Лондонской и Парижской академий наук, по его инициативе создана германская Берлинская академия (1725). Существует легенда о том, что он предложил себя в качестве человека, который будет обеспечивать все направления науки в России, но запросил большую зарплату. Сфера интересов - математика, физика, биология, юриспруденция, политика, теология. Одних писем, в которых обсуждаются научные вопросы, 15000. Множество статей, трактатов. Многе произведения опубликованы после смерти. Разбрасывал идеи. Переписка Лейбница и Кларка по поводу открытия дифференциального исчисления. Сторонник Ньютона, Кларк, обосновывал приоритет Ньютона. Переписка содержит много философских проблем. Имела неприятные последствия - Лейбниц надеялся перебраться в Лондон и работать в Лондонской Академии наук; английские учение сочли, что Лейбниц неприлично повел себя в отношении Ньютона, и заблокировали его приезд. Умер в униженном состоянии и одиночестве.

В 40 лет издал «Рассуждения о метафизике» (1686). В 1705 - «Новые опыты о человеческом разумении», против Локка. Лейбниц не посчитал для себя возможным издать книгу против человека, которого нет в живых. То, что книга не вышла, затормозило развитие философии в Германии.

В 1710 году вышла книга «Теодицея». Лейбниц считал ее главной книгой. Написана на основе тех текстов, которые Лейбниц писал прусской королеве после бесед с ней по поводу Пьера Бойля.

Очень маленькая работа «Монадология»№ для принца Евгения. Книга должна была облегчить ему понимание философии Лейбница. До 19 века не опубликована.

И внешние, и внутренние условия, в которых находилась Германия, были плачевными. Германия была раздроблена на десятки карликовых государств. Лейбницу было 2 года, когда кончилась Тридцатилетняя война. Социально-политическое положение Германии по сравнению с Нидерландами было удручающим. Во Франции утвердился абсолютистский режим, государство стало стабильным. В конце 18 века произошла революция. Германия оказалась в еще более плачевном положении.

Лейбниц оказался на переднем фронте развития философии и науки. Он долгое время был в Париже, где занимался механикой и математикой. Открыл дифференциальное исчисление. Был знаком со всеми известными представителями науки и философии своего времени, находился с ними в переписке. То, что жил в Германии, обусловило его особое внимание к схоластике. Рассматривал схоластические идеи не так, как рассматривали их Декарт, Гоббс, Локк.

Еще в студенческие годы проявлял особое внимание к истории философии, особенно к античной и схоластической философии. Большое внимание уделял традиционной метафизической проблематике.

«Большинство школ правы в своих утверждениях, но они заблуждаются в том, что они отрицают». Обычно наоборот. Отсюда - интенсивное усвоение Лейбницем идей мыслителей прошлого. Именно Лейбницу принадлежит важное терминологическое нововведение - термины «материализм» и «идеализм» для обозначения соответствующих традиций. Раньше материалисты назывались натуралистами; понималось, что они не только учили о природе, но и меньше рассуждали о Боге. Лейбниц тоже использовал термин «натуралисты». Разделение было еще у Платона: везде видим борьбу между философами, которые все пытаются возвести к небесным сущностям, и философами, которые занимаются изучением природы и слышать не хотят о небесных сущностях. Между ними идет борьба. Имена дал Лейбниц. Прямо связал материализм с именем Демокрита, идеализм - с именем Платона. Другие материалисты - Эпикур, Гоббс.

Метафизика Лейбница

Убежденный сторонник научного знания. Должен бы занять позицию материализма. В отличие от Гоббса, Декарта, Лейбниц отвергал материализм: нельзя полностью все свести к количественным отношениям, к механике, и очень большое значение придавал аристотелевскому и схоластическому понятиям формы. В физике оно не нужно, иное дело - в метафизике (более глубокая сущность вещей - в форме). Опирается на схоластическую традицию критики многих представлений о формах, но использует понятие формы.

Лейбниц уделяет метафизике исключительное внимание. В целом и у него метафизика определяется его гносеологией, хотя не так очевидно и не так отчетливо, как у его предшественников. Удельный вес проблем метафизики в философии Лейбница чрезвычайно велик.

Существуют три степени понятий - обыденные, математические и метафизические понятия. Именно метафизические понятия наиболее глубоко приникают в сущность вещей. Хотя все частные явления могут быть объяснены механически и математически, метафизика понимается как построение метауровня к физике и механике.

Проблема «Бог - мир» и проблема субстанции. Проблемы далеко не новы: начиная со 2 века н. э. проблема «Бог - мир» является сквозной, как и проблема субстанции. Проблему субстанции заостряют в Новое время Декарт, Спиноза, Локк.

Монадология Лейбница кратко

Лейбниц очень много внес в разработку этих проблем. Свое учение назвал монадологией. Понятие монады - ключевое. Кроме монад, ничего нет, каждая монада - субстанциальная единица. Картина мира плюралистическая, в отличие от Спинозы.

Главные характеристики монад.

1) Монада характеризуется двумя взаимоисключающими характеристиками, она абсолютно проста и бесконечно сложна. Интересен сам выбор этих понятий - простота и сложность. Лейбниц усилил это противоречие простоты и сложности, говоря, что простота абсолютна, а сложность бесконечна. Как возможно сочетание взаимоисключающих характеристик в одной и той же сущности? Монада - не физический атом, не материальная точка, это - духовная сущность. Пример монады - человеческая душа, проста в смысле неделимости, поэтому бессмертна. Душевный мир любого человека бесконечно богат, поэтому монада бесконечно сложна. В мире есть только духовные сущности, телесных нет в принципе. Декартовская протяженность - всего лишь видимость. Материальность - эпифеномен, видимость, придание значения чего-то реально существующего.

2) Монада - самодеятельная субстанция. Mv-квадрат - характеристика движения, потому что это выражение указывает на наличие той силы, которая меняет скорость. Если скорость постоянна, возникает инерция. Монада - центр деятельной силы, поскольку это духовная сущность. Отсяда следует критика механистической картины мира. Все те свойства мира, которые воспринимаются нами как телесный мир и изучаются механикой, связаны с существованием духовных сущностей. Монады - деятельные силы, отсюда вытекают наши представления о внешнем мире. Сила не может быть материальной, поэтому монада не материальна.

3) Монады индивидуальны. Каждая монада индивидуальна настолько, что отличается от всех других монад. Принцип неразличимости тождества, или принцип тождества неразличимых. Если существуют нумерически два объекта, значит эти объекты в чем-то различны. Прогуливаясь по саду с дамами, он раъяснял этот принцип. Одна из дам сказала: «Сколько листьев.» Лейбниц предложил ей найти два одинаковых. Неразличимые объекты тождественны. Каждый объект индивидуален. Отсюда несовместимость плюрализма и абсолютизации количественных параметров и необходимость качественного подхода к миру, важность аристотелевской формы.

Из этого же принципа вытекает необходимость введения принципа постепенности всех переходов от одного объекта к другому, т.е. закона непрерывности. Аллюзии к дифференциальному исчислению очевидны. Поэтому же Лейбниц подчеркивал значение бессознательного в нашей духовной жизни. Все изменения наших восприятий происходят непрерывно, бесконечно малыми приращениями. Следовательно, есть явления, которые происходят бессознательно.

Позиция Локка: то, что не осознается, не существует для сознания. Лейбниц: изменения в духовной жизни непрерывны, мы не можем их осознавать. Говорит о бессознательном.

4) Абсолютная замкнутость монады самой на себя. Каждая монада замкнута в себе так, что в ней нет окон и дверей. Нет каналов, по которым что-либо может поступать в монаду и выходить из нее. Человеческая душа тоже монада. Полное одиночество, аналогия с Богом в монотеистической религии. Нет возможности вступать в контакт.

5) Монада - живое зеркало вселенной. Всеобщая связь всего со всем. Мельчайшие изменения в картине универсума вызывают последствия в остальных частях. Как совместимы принципы 4 и 5? Лейбниц приходит к выводу, что существует предустановленная гармония. Содержание понятия монады - есть абсолютно простое единство бесконечного богатства содержания, что репрезентирует принцип органицизма. Монада - живой организм.

«Представление» можно понимать в двух смыслах: представление чего-то, кого-то (посол представляет страну) и содержание нашей психической жизни (представляем себе стол, окно).

Представление - форма духовной жизни. Составляет природу и является содержанием любой монады. Монады отличаются друг от друга только отчетливостью и ясностью представлений. Камень - тоже монада, но ее представления очень смутные; у растений содержание монады - менее смутные представления. Кошка - более совершенная монада по степени отчетливости представлений. Гармония предустановлена творцом монад. Есть монада монад - Бог (форма форм - всего лишь разумная душа), который сотворил мир и все монады. Творение очень мудро, Бог - столь совершенная монада, что прежде чем сотворить мир, он обозрел всю бесконечную палитру возможных миров, выбрал из них единственный, наилучший, и реализовал его. Поэтому мы живем в лучшем из возможных миров. В мире ничего, кроме монад, нет. Монады обладают способностью саморазвития. Каждая монада развивается, причем по определенной программе. Бог-творец заложил в каждую монаду такую программу развития, что каждая монада развивается несмотря на замкнутость. Программы развития всех монад настолько согласованы, что то, что происходит на Альфа Центавра, согласуется с тем, что происходит с континентом на земле. Неприятные следствия - фатализм.

Лейбниц о человеке

Лейбниц посетил Нидерланды и познакомился с открытием Левенгука. Открытие сперматозоидов сильно повлияло на Лейбница. Возникла концепция преформизма, в соответствии с которой душа всегда была и творит тело из материала. Душа была создана от века Богом (разовое творение), существует в латентном виде, при зачатии приходит в активное состояние, строит тело. Отличаются разные состояния этой монады-души только телесной оболочкой. Это эпифеномен.

У человека есть еще и дух. Если содержание монады как души - это восприятия, или перцепции, и память как сохранение перцепций, то дух существует благодаря тому, что появляется нечто новое, апперцепция, осознание существования перцепций в моей душе. Способность иметь перцепции и способность иметь апперцепции отличаются как цвет отличается от меня как существа, способного воспринимать цвет. Скачок между ними.

Дух - рефлексирующий ум, способный делать самого себя объектом своего внимания. Душа не обладает сознанием, сознанием обладает только дух, монада, способная к апперцепции. Лейбниц признает бессознательную жизнь души. Пример бессознательной перцепции - сон. Сновидения не всегда остаются в поле зрения нашего сознания. Человек явно имел сновидение, но не помнит его. Есть перцепции, которые не доходят до стадии осознания, они бессознательны.

Человек относится к духам, а не к душам, имеет апперцепцию. Апперцепции более отчетливы, перцепции могут быть смутные, более отчетливые у животных, наиболее отчетливые у духов. Человек - один из видов духов. Существует лестница духов. У Бога перцепций вообще нет, тем более смутных, Бог - сплошная апперцепция. Перцепции пассивны. Основа перцепций - ощущение, оно всегда страдательно. Апперцепция всегда активна. Бог - чистая апперцепция, чистая активность (аналогия с Аристотелем, бог есть чистая форма, принцип активности). Апперцепция - рациональная, разумная деятельность. Бог - это разум. Отличие теологии Лейбница от традиционной - не волевое существо, а чистый разум.

У человека есть и перцепции, и апперцепции. Это выступает основой теоретико-познавательных взглядов Лейбница.

Гносеология Лейбница

Гносеология Лейбница основана на рационализме. Но рационализм не такой прямолинейный, как у Декарта. Это гибкий рационализм. Лейбниц защищает Декарта от критики Локка. Главную роль играют рациональное познание о опыт. Локк утверждал, что все знание из опыта и только из опыта. Лейбниц полемизирует с Локком. В «Новых опытах о человеческом разуме» шаг за шагом рассматривает аргументы Локка и критикует его за сенсуализм. «В уме нет ничего, чего бы перед этим не было в чувствах». Лейбниц соглашается, но добавляет: «кроме самого ума». Ума в чувствах нет. Перекликается с аргументами Платона в ответ на критику Диогеном Синопским. Чашность, стольность. Ум нужен, чтобы видеть идею. Лейбниц: в уме нет ничего, кроме того, что в чувствах, кроме самого ума. Подчеркивает качественное своеобразие рациональной познавательной деятельности. Лейбниц не соглашается с идеей «чистой доски», на которой опыт пишет свои письмена. Монада из самой себя развертывает все содержание своей жизни. Локк эмпирически показал, что нет врожденных знаний. Врожденные знания существуют как виртуальные, как знание возможности. Лейбниц ссылается на наличие бессознательных перцепций, виртуальных для сознания. Они могут стать реальными для сознания. Опыт делает врожденные виртуальные идеи реальными, дает их сознанию в смутной форме. Любой опыт - смутный образ вечных истин.

Апперцепция делает перцепции предметом своего рассмотрения, проясняя содержание опыта, и переводит их в ясные понятия, которые уже содержатся в наших перцепциях, надо извлечь их оттуда. Все мировые законы содержатся в монаде, со временем сознаются духом, действуют всегда, поэтому в смутной форме содержатся в опыте. Вовсе необязательно требовать от младенца, чтобы он осознавал принципы. Они осознаются гораздо позже, со временем.

 

Лейбниц разделяет две области истины - истины разума и истины факта. Они неравноценны. Истины разума - необходимые истины (то же, что в онтологии), их область - логика и математика. Аналитические истины - такие положения, в которых предмет суждения не добавляет ничего нового к содержанию субъекта суждения, тавтологии. Вечные истины не могут быть не истинными. Для человеческого разума это большей частью виртуальные вечные истины. Чтобы распознать самотождественность, надо предпринять достаточно большие усилия. Математика этим и занимается, доказывая теоремы, приводя их к самоочевидным тавтологиям. Вся математика - гигантская тавтология.

Истины факта - случайные истины, ибо истины факта есть выражение действия закона достаточного основания Метод получения этих истин - индукция, обобщение фактов. Почему человек вынужден прибегать к индукции? Перцепции смутные, область опыта - область смутных перцепций.

Историк изучает жизнь Цезаря. Он опирается на какие-то тексты, воспоминания современников, восстанавливает, что тогда-то Цезарь пошел войной, задумал переворот, устранил республику, был заколот на форуме. Смутное познание. Бог бы чисто аналитически вывел из понятия Цезаря всю совокупность его действий, так как Цезарь - это монада. Чистая логика. Опыт индукцией восстанавливает определенные картины.

Здесь четкое сознание того, что Лейбниц сделал гигантское дело, синтезировав значимость рационального и опытного знания, уловил суть методологии, которой пользуется наука Нового времени (опытно-экспериментальное познание природы, применение математики). У Лейбница - значимость рационализма: рациональное знание более высокая форма знания, чем опытное знание; признает необходимость синтеза знаний.

У человека перцепции смутные, но есть апперцепция. Для Бога опытное познание излишне, он все дедуцирует из понятий. А моральная необходимость, которой руководствовался Бог, создав лучший из возможных миров? Она гипотетическая, случайная; Бог должен иметь внутренний опыт. Не получается, что Бог - чистый рационалист. НЕ практика, а предустановленная гармония. В выборе, какой из миров реализовать, опирается на внутренний, но не рациональный опыт. Работает закон достаточного основания, гипотетическая необходимость.

Все взгляды Лейбница содержат диалектическую традицию. Случайна та необходимость, которая не абсолютна, а относительна. Необходимым отношением в рамках чего-либо является то, что оно существует с точки зрения закона достаточного основания. Само в себе данное явление является случайным, потому что допущение противоположного ему явления не зависит от закона недопущения противоречия. В возможности случайность, есть возможность поступить иначе.

Джордж Беркли биография

Родился в Ирландии, получил образование в Дублине на богословском факультете. Преподавал богословие, греческий и еврейский языки. Совершил ряд путешествий по странам Европы, посетил Северную Америку, где вел проповедническую деятельность. По возвращении назначен епископом Ирландии. Основные идеи выдвинул в университете, вел " философский дневник".

1709 - " Опыт новой теории зрения", " Трактат о природе человеческого знания"

1713 - " Три разговора между Гиласом и Филонусом"

1713 - 32 - перерыв в творческой деятельности.

1734 - " Аналитик, или рассуждение, адресованное неверующему математику"

1744 - " Сейрис, или цепь рассуждений и исследований"

Цель - защита религии. " Трактат…, в котором исследуются главные причины заблуждений в науках, а также скептицизма и неверия". Главный враг - материализм. Вся система атеизма зависит от материальной субстанции. Средство - дискредитировать понятие материи.

Материализм отрицает свободу воли, бессмертие души, загробное воздаяние. Надо устранить понятие материи. Это - главный предмет атак. Говорит, что если его аргументы не слишком убедительны, то то, что направлены против материализма, должно служить дополнительным оправданием его идей.

Два пункта:

номинализм

локковский сенсуализм.

Сенсуализм Беркли

С сенсуализмом был связан материализм. Теперь сенсуализм становится источником идеалистических выводов.

Субъективный идеализм. Беркли - наиболее яркий идеалист, причем субъективный.

Оккам - тенденция эмпирицизма. Номинализм связан с субъективизмом. Возможно существование общих понятий в человеческом уме, их нет в вещах - потому что субъективны, остаются одним и тем же, и потенциальное восприятие объектов, и интеллект, направленный на различные объекты, позволяет объединить их в уме. Чисто субъективное основание общих понятий у номиналиста Оккама.

Сочетание номинализма и субъективизма у Беркли не надо выводить. Увязывание с номинализмом ведет к субъективному идеализму. Последовательное проведение номинализма. Позиция отличается от позиции Локка; Локк полагал, что в самих вещах есть основания, позволяющие их объединять в виды. Беркли считает, что существуют только единичные объекты.

Общие понятия в человеческом уме есть. Общие понятия: человеческий ум - тоже единичный объект, вокруг него единичные объекты. Ум направляет свое внимание на разные объекты, выбирает какое-то слово, которое репрезентирует набор единичных объектов. Слово обозначает представление единичной природы.

Локк рассматривает понятие треугольника вообще - остроугольного, тупоугольного, прямоугольного. Беркли говорит, что если мы произносим слово треугольник, то мы имеем в уме какой-то один треугольник, не все сразу, соотносим с этим единичным образом целый класс объектов, абстрагированных от различия между остроугольным, тупоугольным и прямоугольным треугольником. Имеем в виду образ единичного объекта. Общего понятия нет как такового. Существуют единичные образы, которые репрезентируют целый класс объектов. Треугольник нарисовать нельзя. Нет общих идей, это заблуждение ума, происходящее из злоупотребления словами. Слова предполагают наличие общих идей. Это ошибочно.

Слово - знак совокупности единичных объектов, каждый из которых можно вызывать в уме, в памяти, произнося это слово.

Общие понятия пусты. Если этот вывод имеет отношение даже к материальным объектам, то и к другим тем более. Мы можем представить себе то, что чувственно воспринимаемо. Поэтому понятие бесконечно малого - пустое понятие. Дифференциальное исчисление основано на абстрактных допущениях.

С особым рвением Беркли нападает на абстрактное понятие материи.

Материя - «наиболее абстрактная и непонятная из всех идей».

Раз общего не существует, материи не существует. Пространство, величина, форма тоже не существуют - это то, что Локк относит к первичным качествам вещей.

Сенсуализм Локка - второй исходный пункт атаки на материю.

Беркли ухватывается за различие первичных и вторичных качеств. Он задает риторический вопрос - с чего Локк взял, что существуют первичные качества, присущие вещам самим по себе. Ведь все знания - из ощущений, принадлежат субъекту. Вторичные качества принадлежат субъекту, а не объекту. Чем отличаются первичные качества от вторичных? Судим на основе чувственного опыта - различать оснований нет. Все качества субъективны. Реальная возможность, которая содержится в позиции Локка - отрывать свойства вещей от самих вещей, помещать эти свойства в субъект. Все свойства - вторичные в локковском понимании слова. «Их esse есть percipi». Esse est percipi. «Существовать значит быть воспринимаемым». Предметы не существуют вне духовных или воспринимающих их вещей. Материю нельзя воспринять, она является абстракцией. С точки зрения вышеуказанной формулы она реально не существует. Вселенная существует в наших восприятиях, и только.

Позиция очень определенная. Существование чего-либо в мире зависит от того, воспринимается ли оно кем-либо. Нет субъекта - нет мира.

В рамках такой концепции надо признать не только материю, но и все объекты не существующими вне духа. Подлинное существование имеют только субъективные восприятия.

Применительно к каждому отдельному человеку таким субъектом выступает он сам.

Солипсизм - один я существую, все остальное - мои восприятия. Позиция абсурдна - все помимо меня не существует, включая людей. Существовать - значит быть воспринимаемым.

Беркли резко протестует против солипсизма, признает существование других людей. Но если признал, что любой из вас существует вне восприятия, значит отказался от этой формулы.

Непременное следствие - комнаты нет, когда я не смотрю. Ситуация не так страшна - кроме вас, кто-то другой может воспринимать. Но это другой может быть и вором, поэтому мы запираем комнату и там никого не остается. Чтобы спастись от неприятных выводов, обращается к понятию Бога. Существует особый субъект, который всегда все воспринимает. Это Бог.

Беркли о Боге

Как отличать те восприятия, которые являются реальными, от фантазий, фантомов, снов? Если восприятия нескольких человек совпадают, то - реальное восприятие. Идея Бога - фантазии мы сами продуцируем, а реальные восприятия вкладывает в наши души Бог. Существуют только духовные сущности и их восприятия - материальных нет. Напоминает позицию Лейбница, их позиции близки по нескольким пунктам.

1) И у Лейбница, и у Беркли существуют только духовные сущности.

2) Духовная субстанция - единственный носитель активности.

3) Духовная субстанция выступает в качестве субъекта восприятия.

4) Весь мир этих духовных сущностей состоит только из восприятий.

5) Плюрализм - духовных сущностей много.

6) Есть высшая духовная сущность - Бог, который выше всех.

Отличие: Лейбниц признает наличие бессознательных перцепций, у Беркли восприятия - только те, которые осознаются. Что не воспринимается, то в принципе не может существовать. Отличие между рационализмом и сенсуализмом. Рационализм допускает существование объектов реально вне нашего сознания. Субъективизм - сенсуализм.

С позиций своего сенсуализма Беркли подвергает критике научную картину мира, котоаря благодаря Ньютону сложилась полностью. Картина мира -- механистическая, " основана на принципе телесной материи" (Беркли) как субстанции, которая является носителем свойств. Беркли отвергает эту картину мира, не смущаясь тем, что при этом подрываются те механистические начала, которые были с таким успехом применены к объяснению явлений. Тем хуже для науки.

 

1. Пытается переистолковать понятие движения. Любое движение есть всего лишь наши восприятия и смена наших восприятий. То, что в картине мира Ньютона рисуется как движение Земли вокруг Солнца -- это не более чем возможность восприятия каким-то субъектом в момент времени.

2.Абсолютное пространство и время тоже неприемлемы для Беркли -- мы должны признать сущность вне духа. Следовательно, не может быть.

3. Все законы природы в физике Ньютона истолковываются так, чтобы лишить их статуса объективных законов. Производность этих законов от воли Бога. Иначе нет места чудесам. Законы природы -- определенный порядок в чередовании и восприятии явлений, которые Бог вкладывает в нашу душу. Беркли отричает закон всемирного тяготения. Тяготение зависит исключительно от воли Бога.

4. Беркли отрицает причинную связь. Нет причинных отношений между явлениями. Есть отношения знака или метки. Огонь не является причиной боли. Огонь -- метка или знак, который Бог посылает нашей душе о том, что боль скоро наступит, чтобы человек принял меры. Это -- два восприятия чисто духовной природы, вложенные последовательно во времени. Единственный объективно существующие сущности -- субстанциальный дух, каждый человек и Бог.

Непоследовательность Беркли -- оставляет позиции сенсуализма -- ни Бога, ни души постичь ощущением невозможно. Признает здесь понятие субстанции.

На втором этапе своей деятельности усиливает идеалистическую компоненту, признавая, что не только существует Бог, но и подчеркивая значимость не ощущений, а разума для постижения миропорядка, источником которого является Бог. " Чтобы познать мир выше чувственного, надо упражнять разум людей". Склоняется к платоновской трактовке мира, стоящего выше чувств, ибо высший разум -- скорее, платоновский демиург, чем христианский Бог. Отвергает деистическую трактовку, его концепция -- перманентный креационизм.

Выступает против материализма, активно критикует его, в частности, против механистического материализма и философов-механистов. Они, по его мнению, совершают двойную ошибку:

1. стремление объяснить мир из очень небольшого числа законов механики; очень важные достижения науки нового времени -- такие феномены, такие законы, которые объясняют устройство солнечной системы -- недостаток, базирующийся на принципе редукционизма.

Нащупал недостаток механистической картины мира, в рамках которой все многообразие явлений сводится к немногим законам механики. Проблема специфики, " формы движения материи" (Энгельс). Нащупал подходы, чтобы критиковать ее.

2. в рамках этой картины мира силы притяжения и отталкивания воспринимаются как реальные силы. Это всего лишь математическая гипотеза. Наивная онтологизация законов механики тоже подвергается критике. Все используется, чтобы отвергнуть материализм.

Этическая позиция Беркли

Резко критикует этику Мандевиля и Шефтсбери. Мандевиль аморален, искажает его позицию (раскрывает специфику общества, в котором жил), Мандевиль восстает. Шефтсебери считает, что мораль автономна, независима от религии. Беркли -- моральные нормы имеют божественное происхождение, ни о какой автономности морали от религии речи быть не может. Бог также карает и поощряет за гробом за соблюдение и несоблюдение норм. Шефтсбери к тому времени умер.

Природа государственной власти. Против концепции, считающей государство делом рук человека. Государство и власть -- от Бога, власть не должна заботиться о народном благе, ибо источник власти -- не народ. Только терпеть власть.

Отношение к труду. Богатство народов -- не деньги, а продукты труда. Власть должна всемерно стимулировать труд и вырабатывать трудолюбие

Краткая биография Давид Юм

Родился в Эдинбурге, Шотландия, в дворянской семье. Учился в Эдинбургском унивеситете, ввиду слабого здоровья и недостатка средств недолго занимался коммерцией. Четыре года был во Франции для занятий наукой. Написал трактат " О человеческой природе" в 4 томах. В 1734 году издан во Франции. Трактат остался незамеченным, " не возбудил ропота среди фанатиков" (Юм). Попытки получить должность заведующего кафедрой этики и пневматической философии в Эдинбургском университете, кафедру логики в Глазго получили отказ. Стал библиотекарем в Эдинбурге. Получил доступ к литературе, написал шеститомную историю Англии в 70-е годы. Книга была замечена.

В 1748 году публикует " Исследование о человеческом познании", в 1751 -- " Исследование о принципах морали", расширенный вариант одной из трех частей трактата, в 1754 -- " Истины естественной религии".

В качестве секретаря посольства графа Гортфильда посетил Париж. Встретил восторженный прием французских философов-просветителей. Это оказало влияние на его положение в Англии. В 1767 году становится помощником статс-секретаря в министерстве иностранных дел. Служил два года, по состоянию здоровья ушел в отставку и скоро умер.

Дружба с Руссо. Руссо разругался с коллегами и уехал к Юму в Англию. Потом -- полный разрыв с Юмом.

Долгая дружба с Адамом Смитом, которая благотворно сказалась на творчестве обоих.

Общественно-политическая ситуация. Англия после Славной революции 1688 года стала " мастерской мира", положение прочное, стабильное, сторона над событиями, извлекающая выгоду из конфликта других стран. Итог революции -- союза земледельческой и торгово-промышленной буржуазии. Умение компромисса и склонность к поиску компромисса, умение быть над ситуацией, " над схваткой", Англия не связывается жестко ни с одной из сторон. (Второй фронт в годы Второй мировой войны не открывался до 1944 года.)

Юм является достаточно ярким выразителем такой идеологии компромисса и позиции " над схваткой".

Он попытался стать над противоположностью идеализма и материализма, Беркли и Локка.

Дэвид Юм философия кратко

Однако, гносеологическая позиция Юма оказывается бескомпромиссным следованием сенсуализму. Все знание из ощущений, мы имеем дело с чувственным опытом, никаких метафизических допущений, выходящих за пределы того, что дано в опыте, не должно быть. Это позволяет ему отвергать как материализм Локка, так и идеализм Беркли. Локк допускал вне эмпирического опыта данную субстанцию - материю, подпорку свойств. Что такое эта субстанция, нам не дано знать. Беркли был непоследовательным сенсуалистом, признавал две духовные субстанции - душу и Бога. Юм отверг всякого рода допущения, которые основывались на том, чтобы признать что-либо за рамками опыта. Чисто эмпиристическая позиция, несовместимая с такими допущениями. Если признать тезис Локка, что все знание из ощущений, на каком основании он допускает материю? Беркли признавал существование духовных субстанций, души и Бога. Для Юма проблемой становится признание Бога, души и мира. Когда Локк говорит о вторичных качествах, он отрывает свойства вещей от самих вещей и знания - от источника ощущений. Юм отрывает ощущения от их источника. Что за ощущениями, знать не дано. Существует ли мир, душа, Бог? Не знаю и не могу знать, существуют ли они и каковы они. Позиция агностицизма. Близкая позиция по отношению к Беркли - апофатическая позиция Дионисия Ареопагита, признававшего существование Бога. Юм говорит, что и существование неизвестно. Следующее отличие от позиции скептицизма. Позиция античных скептиков - я не могу сказать, ни что я знаю, ни что я не знаю. Говорить, что я знаю, чего я не знаю, тоже догматическая позиция. Юм определенен - я не знаю и не могу знать. Не сомнение, а радикальное отрицание возможности познания. Это вытекает из сенсуализма, отбрасывания метафизики. Юм становится на агностическую позицию. Остается чистый опыт. Он складывается из восприятий и их смены. Об источнике восприятий никаких оснований для суждения не дает. Ощущение - единственный источник знаний. При обсуждении вопроса о существовании чего-то вне опыта опыт молчит и не может не молчать.

Философия должна заняться анализом восприятий и их рассмотрением. Юм различает в восприятиях впечатления и идеи (impression and idea). Считает это самым важным достижением в философии. Идеи - всего лишь наши впечатления, отличающиеся в живости и в силе. Впечатления красочны, идеи бледны, не очень отчетливы, копии, которые существуют благодаря памяти. Впечатления получаются при непосредственном восприятии (когда видим, слышим), идеи - продукт памяти о впечатлениях. Все как у Локка - есть простые идеи, это ощущения. Все остальное - результат того, что мы складываем, перекладываем, абстрагируем из того, что дают ощущения. Идеи - и продукт воображения на основе предшествующих впечатлений. К идеям Юм относит и понятия. Все наши понятия - результат того, что мы по-разному комбинируем наши впечатления. Как и все сенсуалисты, не признает качественной специфики рациональных форм познания по сравнению с чувственными.

Идея выступает в качестве отражения впечатления, отражение - внутри сознания.

Идеи бывают простыми или сложными в зависимости от отражения. Возникает традиционная для сенсуализма проблема (начиная с Эпикура) - если наши понятия, представления есть всего лишь копии ощущений, а ощущения соответствуют действительности, то откуда ложные идеи? Это проблема для Юма.

Решая ее, опирается на анализ механизмов памяти. Ложными идеями являются те идеи, которые не являются копиями своего оригинала, так как относятся к другим впечатлениям. Заблуждения есть продукт воображения. Тогда задача познания - исследование законов, ассоциативной психологии (Гартли). Выявить заблуждения - значит опереться на эти законы и проследить ошибки.

Выделяет в основном четыре типа ассоциации идей.

 сходство

 контраст

 смежность в пространстве и времени

 причинность


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1096; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.094 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь