Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Рамка из незанятого пространства вокруг самого цветка и всего рисунка в целом.
Важно, с какого края рисунка находится рамка. Считается, что смещение изображения в верхнюю часть рисунка отражает завышенный уровень притязаний, а смещение в нижнюю – заниженный и низкую самооценку. Левая сторона рисунка соответствует эмоционально-интуитивной сфере личности, а правая – интеллектуально-рациональной. В соответствии с этим, с какой стороны рисунка рамка – в той сфере пациент испытывает наибольшую неуверенность. Следующий диагностический критерий – это горизонтальное или вертикальное положение листа бумаги.
Большое значение имеют средства, которые выбираются для рисования. Важно отметить, что выбор материала должен быть свободный. Если из всего многообразия средств для рисования, пациент выбирает шариковую ручку – это говорит о закомплексованной шизоидной или навязчивой, слишком конкретной личности, для которой рисование шариковой ручкой служит определенной защитой. Для шизоидов вообще характерны четкие границы и расщепление (на белое и черное или белое и синие). Если из всех материалов пациент выбирает простой карандаш – это говорит о страхе перед самовыражением красками (страх перед неопределенностью). Наиболее характерно это для людей с шизоидными и депрессивными чертами характера. Часто для таких пациентов свойственны также навязчивые черты. Тушь (особенно черная), по мнению некоторых исследователей, соответствует агрессивности. В целом, нарастание степени выраженности внутренней свободы можно видеть в следующей последовательности выбора изобразительных средств: – цветные карандаши, – восковые мелки, – пастель, – гуашь, – акварель. В этом ряду признаком наиболее раскрепощенной и свободной личности может быть выбор акварели, когда пациент уверенно чувствует себя, несмотря на размытый и нечеткий характер линий. С другой стороны, рисование цветными мелками и карандашами позволяет менее уверенному пациенту опираться на четкие линии. При обсуждении рисунка пациента можно спросить: «Где Вы чувствуете себя лучше? В какую сторону Вы бы пошли? » Обычно самое важное пациент бессознательно располагает в центре или на первом плане, как бы, потом, он сам ни комментировал свой рисунок. Характер перспективы – это тоже диагностический критерий. Отсутствие перспективы у взрослых пациентов может быть связано с психотическими нарушениями. Известно, что на рисунках больных шизофренией перспектива искажена или вообще отсутствует. Надо обращать внимание на изображение линии горизонта. Если взрослый пациент оставляет пропущенный участок между «небом» и «землей», то это может говорить о расщеплении психической структуры, разрыве между «верхом» и «низом». При анализе рисунка необходимо учитывать все необычные, элементы, утрирования, диспропорции, отсутствие определенных частей тела и т. д. Интерпретация этих признаков проводится в соответствии с принципами классических рисуночных тестов (например, теста «Несуществующее животное»).
Символика цвета Анализ рисунка включает в себя оценку основного цветового фона изображения и цвета отдельных его элементов. Известно, что цвет отражает различные эмоции человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Поэтому, при анализе, важно расспросить пациента, какое впечатление производит на него рисунок в целом и отдельные его части, нравится ли ему тот или иной цвет и т. д. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов – как наследуемых, так и формирующихся при жизни. На образование символа могут оказывать влияние любые события, начиная с внутриутробного развития, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас. Причем особое внимание следует уделить событиям последних двух дней. Это так называемые дневные остатки, как их называл Зигмунд Фрейд. Символообразование формируется по принципу сгущения. Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный аналитический принцип символообразования – принцип амбивалентности – предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений. Именно поэтому, при анализе символики цвета мы попытаемся выделить два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета, что поможет сделать затем необходимые диагностические выводы. Учитывая множественность детерминации, многозначность, многоплановость и амбивалентность символа, мы не можем делать однозначных выводов на основании лишь одного, только конкретного рисунка, образа или сна. Интерпретация допускается только на уровне гипотезы, степень вероятности которой, в последующем, либо будет повышаться, либо понижаться – в ходе интерпретации других рисунков, образов и сновидений, а также анализа истории жизни и актуальной личностной ситуации пациента. Как правило, проблема или внутренний конфликт пациента отражаются в разных формах почти в каждом образе и рисунке. Это позволяет специалисту – психологу сделать достаточно точные и объективные диагностические выводы. Самое сильное эмоциональное воздействие оказывает на человека красный цвет. Это одновременно и самый теплый цвет. Среди переживаний, которые отражает красный цвет, можно выделить, с одной стороны, любовь, страсть, эротическое начало, вдохновение, а с другой, агрессию, ненависть и опасность. Считается, что выбор красного цвета связан также с тенденцией к самореализации. При интерпретации символики цвета необходимо учитывать также и культурно–исторический аспект. Так, красный цвет связан, в сознании многих людей, с цветом революции. Синий и голубой цвет символизируют одухотворенность, разумное начало, мир идей. Это холодные цвета. Считается, что синий цвет выражает потребность в покое, привязанности, единении. Если красный и желтый цвет соответствуют экстравертированному типу личности и действуют возбуждающе, то синий – это самый интровертированный цвет, он символизирует уход в себя, в свой духовный мир и успокаивает. В спектре символических значений синего цвета, с одной стороны, можно выделить полюс разумного, рационального начала, а с другой, полюс безумного, иррационального, оторванность от реальной жизни. Вспомним такие выражения, как «воздушные замки», «голубые мечты», «голубые дали». Культурно-историческая традиция использует красный и синий цвет для половой дифференциации. Так, когда рождается мальчик, его одеяло перевязывают синей или голубой лентой, а одеяло девочки – красной или розовой. Желтый – это самый экстравертированный цвет, символизирующий открытость, активность, стремление к свободе, славе и силе. Этот цвет выражает ожидания от будущего. С другой стороны, он символизирует ревность, тщеславие, зависть, жадность, лживость, продажность, маниакальное и бредовое безумие и одержимость. Вспомним такие выражения, как «желтая пресса», «желтый билет», «желтый дом». Считается, что сексуальность в наибольшей степени проявляется в сочетании красного и желтого цвета. Оранжевый цвет – образуется при соединении желтого и красного цвета. В нем воплотились психологических особенности этих цветов. Оранжевый цвет характеризует зрелость личности и силу механизмов «Я». В этом отношении это – один из самых благоприятных для психотерапевтического прогноза цветов. Это цвет радости, удовольствия, стремления к достижению и самоутверждению, энергии и силы. Он оказывает благотворное действие на психику человека, снимая напряжение при конфликтах. С другой стороны, он вытесняет другие цвета, символизирует потрясение, страсть борьбы, демоническое начало войны. В рисунке красный, желтый и оранжевые цвета в наибольшей степени отражают проявление сексуальности. Рисунок к мотиву групповой символдрамы «В Древнем Риме» Зеленый цвет – с одной стороны символизирует витальное начало, рост и надежду. Вспомним, например, выражение «зеленые ростки». На другом полюсе находятся такие значения зеленого цвета, как яд, болезнь и незрелость. Яд обычно изображают зеленым, про больного человека говорят: «Ты весь зеленый», – а про недостаточно взрослого: «Ты еще зелен». Фиолетовый цвет – это, пожалуй, самый двойственный и противоречивый цвет. В нем соединились возбуждающий и сдерживающий компоненты красного и синего цвета, что рождает особое напряжение фиолетового цвета. Это цвет выравнивания и равновесия, цвет меры, сдержанности и соответствия, цвет знания и интеллекта, цвет величия, мистики и мудрости. Он символизирует волшебство и магию, колдовские чары, мистическое и интуитивно-чувственное постижение сокровенных знаний. С другой стороны, он способствует эндогенной возбудимости, выражает внутреннее беспокойство, которое может означать, как опасность, так и шанс творческого открытия. С этим цветом связывают религиозную самоотверженность, святость и смирение, покорность и покаяние. В то же время фиолетовый цвет выражает тревогу, волнение и страдание, горе и скорбь, печаль и отречение, покорность и меланхолию. Коричневый цвет соединяет в себе желтый, красный и синий цвета. Это один из самых амбивалентных цветов. На одном полюсе можно выделить такие символические значения, как материнство, плодородие, земля, а на другом – грязь, гной, кал. Коричневый цвет воплощает внутренний мир ощущений – в отличие, например, от фиолетового цвета, для которого характерен уход в эмоциональный мир, или черного и серого цветов, для которых характерен уход в бездействие. Черный цвет представляет собой смешение всех цветов. На одном полюсе спектра его символических значений находятся достоинство и торжественность, а на другом полюсе – смерть, траур, грех. Выбор черного цвета часто соответствует реакции протеста, фрустрации, периоду ухода в бездействие и накопления сил. Для черного цвета характерны тревога, снижение эмоциональных контактов. Люди, потерявшие родину, беженцы также часто предпочитают черный цвет. Черный на красном и желтом фоне часто символизирует страх. Рисунок к мотиву «Дом» Белому цвету придается очень большое значение при диагностике, особенно если он специально прорисован белой краской или карандашом. В отличие от черного цвета, белый образуется не при смешении, а при наложении всех цветов. На одном полюсе спектра его символических значений находятся чистота, гармония, девственность, непорочность, единство начала и конца, а на другом – при видение, траур и смерть. Характерно, что белый цвет символизирует траур не только на Востоке, но и в христианской цивилизации. Можно вспомнить в этой связи «белый саван» или «белые тапочки в гробу». Сочетание черного и белого цветов часто отражает страх смерти. И есть только один цвет, который, с точки зрения специалистов Института Кататимно-имагинативной психотерапии, имеет одно лишь отрицательное символическое значение. Это серый цвет, цвет тумана, неясности и, что особенно важно для психодиагностики, цвет депрессии. Символика цвета
Символика чисел В работе с конкретным рисунком, образом или сновидением мы сталкиваемся с символикой чисел, например, при анализе числа коров на лугу, лепестков на цветке или же количества стульев вокруг стола на рисунке комнаты. Число символизирует порядок, последовательность и упорядоченность. С его помощью осуществляется качественная и количественная оценка как мира, так и человека. При интерпретации символического значения чисел мы пользуемся теми же основополагающими принципами глубинно-психологической символики, что и при интерпретации символического значения цвета. Здесь также максимально возможная интерпретация допустима только на уровне гипотезы. Число « один » символизирует уникальность, целостность, единство. На одном полюсе это – одиночество, на другом – всеобщность, абсолютность. Если на рисунке явно выделяется один-единственный предмет – это может говорить о нарциссических тенденциях. Число « два »символизирует разделение, полярность, противопоставление, противоположность, и, что особенно важно для психодиагностики, сомнение. С другой стороны, «два» – это соединение двух, пара, связь, соответствие. Наша культура во многом дихотомична. Ее определяют такие пары, как земля – небо, день – ночь, солнце – луна, мужское – женское, душа – тело, добро – зло, право – лево, верх – низ и т. д. Как показывают исследования М. Кляйн, противопоставление символики на две противоположные и взаимоопределяющие категории, соответствует закономерной стадии онтогенетического развития, когда в играх детей около четырехлетнего возраста отмечается классификация по дуалистическому принципу, что, в свою очередь, связано с параноидально-шизоидной стадией нормального детского развития на первом году жизни (Д.В. Винникотт говорит в этой связи о нормальной депрессивной позиции). В мифологии дуалистические мифы характерны для наиболее архаической социальной организации общества. В числе «два» нет структуры, есть только направление. Структура, а следовательно, и стабильность появляется в числе «три». Число « три » – это число полноты, совершенства, «три» символизирует развитие, цикл, динамику. Динамическое течение времени также выражается в трехчленной структуре: «начало – середина – конец», «рождение – жизнь – смерть», «прошлое – настоящее – будущее». В сказках, часто встречаются три героя («три сына», «три принцессы»), три социальные функции (например, «три желания»), на троичном принципе композиции построены многие произведения искусства (трилогии, триптих и т. п.). Степень превосходства часто подчеркивается повторением числа «три» как суперлатива (тридевятый, трисвятый, треклятый). Число « четыре »– это число стабильности, неподвижности, в нем нет динамики. Особое значение числу «четыре» придавал К. Г. Юнг, считавший его главной символической основой целостности мира и человека. Однако в отличие от динамической целостности, символизируемой числом «три» для числа «четыре» с его кватеральной структурой характерна статическая целостность. «Четыре» образует идеально устойчивую структуру, что отразилось в мифах о сотворении мира и ориентации в нем (четыре стороны света, четыре времени года, четыре первоэлемента: «огонь – вода – земля – воздух»и т. д.). Четыре компонента актуализируются в таких важнейших геометрических фигурах, как крест и квадрат. Они оказывают сильнейшее архетипическое и мифопоэтическое воздействие на человека. Квадрат символизирует абсолютное начало, равенство, порядок, простоту, единообразие, мудрость, справедливость, истину. По своему построению он совмещает в себе систему важнейших двоичных противопоставлений, описывающих мир: право – лево, верх – низ. В этом аспекте раскрывается еще один символический смысл числа «четыре» – удвоенное «два». Крест – это один из наиболее распространенных и универсальных символов единства, жизни и смерти, материи и духа, имеющий архетипическое, сакральное, ритуальное значение. Он известен практически во всех культурах в Европе, Азии, Австралии, Океании, доколумбовой Америке, начиная с верхнего палеолита. Крест – это также модель человека или антропоморфного божества (человек с распростертыми руками). Духовный аспект креста – это восхождение духа, устремление к высшему началу. Число « пять » символизирует скрытое, сокровенное знание, магию. Слово «квинтэссенция» переводится с латинского на русский язык как «пятая сущность». В то же время это число человека, число его тела: руки, ноги и голова. В мифологии число «пять» служит эталоном символического описания наиболее важных характеристик макро- и микрокосма (число континентов, число первоэлементов: эфир, огонь, вода, земля, воздух; число органов чувств, внутренних органов, страстей и т. д.). Число « шесть » символизирует разделение видимого и невидимого мира, соединение противоположностей. Это число равновесия. Число « семь » характеризует общую, в представлении многих культур, универсальную идею Вселенной (семь дней недели; количество цветов спектра, семь тонов в музыке; константа, определяющая объем человеческой памяти, и многое другое). В этом качестве оно представлено в сказаниях, мифах, легендах (семь братьев, семь богатырей, семь гномов, семеро козлят и т. д.). Существует много гипотез, объясняющих универсальный характер «таинственной семерки». Одна из них: «семь» – это четвертая часть лунного месяца, определяющего многие процессы на земле (приливы и отливы, женский цикл и др.). Другая гипотеза связывает число «семь» со звездами и космической энергией. Особо важное значение имеют, при этом, семь звезд в созвездии Большой медведицы. « Восемь » – это число статичности, космической симметрии. В нем еще больше статики, чем в числе «четыре». Это как бы удвоенное «четыре». С другой стороны, «восемь» – число стагнации, застоя психических процессов. Поэтому появление восьми элементов в рисунке, образе или сновидении должно настораживать при проведении психодиагностики. Число « девять » воплощает в себе завершение, замыкание циклической полноты, троекратное повторение трех, «триада триад». «Девять» – это символ неба, одухотворенности, сакральное число во многих культурах. « Десять » – это число разумного мышления, полноты, фактор исчисления. Связано это с возникновением счета по десяти пальцам рук. Число « одиннадцать » в средневековой Европе долгое время слыло плохим, колдовским, дьявольским числом. «Одиннадцать» считалось числом греха. Связано это с тем, что «одиннадцать» – это уже не «десять», но еще не «двенадцать» – два числа, используемые как основания десятичной и двенадцатеричной систем счисления. «Одиннадцать» как бы обесценивает собой «десять», но еще не дотягивает до «дюжины». «Одиннадцать» – это так же простое число, символ неразрешимого. « Двенадцать » – это число полноты и равновесия, основание двенадцатеричной системы счисления (дюжинами, дюймами, пенсами и т. п.), происхождение которой связано со счетом на пальцах, а именно, по 12 фалангам четырех пальцев руки (кроме большого пальца) с внутренней стороны ладони. Так как это число как бы искусственное, «выдуманное» человеком, а не «природное», оно несет в себе, в основном, только положительное значение (12 часов на циферблате, 12 месяцев, 12 зодиакальных созвездий, 12 верховных богов в Греции и Риме, 12 апостолов, 12 колен Израилевых и т. п.). « Тринадцать » – это, пожалуй, самое амбивалентное число. С одной стороны, оно считается символом несчастья, а с другой, многие люди верят, что оно принесет им счастье. Подобно «одиннадцати», оно как бы обесценивает собой «двенадцать» и, в то же время, как бы продолжает, дополняет его. Подводя итог краткому описанию символики, хотелось бы еще раз напомнить, что не следует стремиться объяснять (толковать) каждую отдельную деталь рисунка, образа или сновидения, как бы раскладывая его по полочкам. Сновидение, образ и рисунок – это, прежде всего, метафора. Именно таким целостным, метафорическим подходом следует руководствоваться при интерпретации. Желательно воздерживаться от конкретных толкований. Всегда лучше, чтобы пациент сам рассказал психотерапевту, как он понимает символы своего рисунка.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1062; Нарушение авторского права страницы