Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Развитие символдрамы в нашей странеСтр 1 из 10Следующая ⇒
Яков Обухов
СИМВОЛДРАМА Введение в основную ступень
Ростов-на-Дону на последнюю страницу обложки:
Обухов Яков Леонидович, род. в 1966 г., психолог, психотерапевт (Европейский Сертификат Психотерапевта № 0084ECPgpRU от 22.02.2002), вице-президент Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ОППЛ), член правления Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО), президент Межрегиональной общественной организации содействия развитию символдрамы (МОО СРС), доцент МОКПО, ученик создателя метода символдрамы проф. Х. Лёйнера. На протяжении многих лет проводит обучающие семинары и тренинги, в рамках которых осуществляется подготовка высококвалифицированных специалистов по методу символдрамы более чем в 40 городах России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Эстонии и Германии. У Я.Л. Обухова несколько тысяч учеников, он автор книг «Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков», «Символдрама и современный психоанализ» и более 70 публикаций в отечественных и зарубежных психологических, медицинских и психотерапевтических изданиях, автор 4 методических пособий.
Символдрама – одна из основных психотерапевтических модальностей в России. Желаю символдраматистам больших успехов в профессиональном сообществе психотерапевтов, полной и интересной жизни, что будет способствовать объединению специалистов в области психотерапии, их духовному и профессиональному росту. В.В. Макаров президент ОППЛ, почетный президент ЕАП, профессор, заведующий кафедрой психотерапии, медицинской психологии и сексологии РМАПО, г. Москва Символдрама – это драма символа, а психоанализ – это символ драмы. А.О. Фильц президент УСП, почетный президент ЕАП, профессор, заведующий кафедрой психиатрии и психотерапии Львовского государственного медицинского университета им. Даниила Галицкого, г. Львов Воображение, образы и символы… Миру грёз он принадлежал в большей мере, нежели реальному миру. Реальный мир … был лишь поверхностью, лишь тоненькой, прозрачной плёнкой, отделяющей исполненный грёз, надреальный мир образов. Герман Гессе «Нарцисс и Гольдмунд» Уникальная способность человека – возможность представлять образы. Благодаря силе воображения человек, единственный из всех живых существ, может быть сильнее природы: свет от далекой звезды идет до нас миллионы световых лет, а мы можем оказаться на этой звезде мгновенно, просто вообразив, что мы там. Мы можем представлять людей, которых давно уже нет на земле, переноситься в далекое будущее, когда нас уже не будет. Так образы делают нас сильнее смерти. Представление образов помогает нам понять себя, заглянуть в самые сокровенные глубины души, решать серьезные проблемы и конфликты. Бывает и так, что представленный однажды образ воплощается в реальности. Тогда сплетается причудливая паутина наших желаний и действительности. Ученые, врачи, психологи давно уже изучают сложные психические процессы, связанные с представлением образов. Пятьдесят лет назад появилось новое направление современной научной психоаналитически ориентированной психотерапии – это Кататино-имагинативная психотерапия или символдрама.
Что такое символдрама? Символдрама (Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов или метод «сновидений наяву») – это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии[1], в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление. Символдрама способствует их переработке[2] как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы. В основе метода символдрамы лежит теоретическая база психоанализа. В этом отношении метод исходит из анализа бессознательной динамики актуально действующих конфликтов. Символдраму создал выдающийся немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер (1919–1996). В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как «психоанализ при помощи образов». Символдрама эффективна при лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. Появлению символдрамы как самостоятельного направления в психотерапии предшествовала длительная экспериментальная работа, проводимая Х. Лёйнером на базе клиники нервных болезней Марбургского университета в 1948 – 1954 гг. Важный вклад в развитие метода внёс проф. Хайнц Хенниг, проводивший исследования в Институте медицинской психологии университета им. Мартина Лютера (Галле). Сегодня символдрама широко распространена и официально признана системой медицинского страхования ряда европейских стран. Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом сопровождающую функцию. Из многих направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным, технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу (см. Таблицу I ). В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития. Понимание символики образов и процессов, происходящих в символдраме, значительно обогащается обращением к теории архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также к разработанному им методу активного воображения. C феноменологической точки зрения, можно проследить параллели с детской игровой психотерапией и гештальт-терапией. В техническом плане, символдраме близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии по Й. Вольпе. Тем не менее, символдрама – это не комбинация из смежных методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии. В символдраме успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, Эриксоновского гипноза и аутотренинга. Можно выделить четыре основных критерия, по которым символдрама отличается от других психотерапевтических методов, использующих представление образов в психотерапевтическом процессе: 1) использование представления образов по четко разработанной схеме – главный и основной инструмент психотерапевтического воздействия метода символдрамы, в то время как в других имагинативных техниках обращение к работе с образами (что делает в своей практике, наверное, каждый психотерапевт) часто бывает случайным, фрагментарным и непоследовательным; 2) метод символдрамы системно структурирован, описаны все последовательные шаги его использования в зависимости от конкретных показаний; четко определено, что и как нужно делать на каждом этапе работы (это особенно важно для начинающего психотерапевта); 3) в основе метода лежит глубокая теоретическая база; это, прежде всего, общепризнанные концепции классического и современного психоанализа (психоаналитические теории развития личности, теория объектных отношений, теория сновидений, общая теория неврозов и психоаналитическое учение о болезни, психосоматических заболеваниях, нарушениях развития «Я», пограничных состояниях Borderline); во многом символдрама опирается также на аналитическую психологию К.Г. Юнга (теория архетипов и коллективного бессознательного, принципы интеграции, метод активного воображения); 4) до минимума сведены суггестивные факторы, все используемые техники направлены на наиболее полное и свободное раскрытие личности пациента (например, каждый вопрос психотерапевта должен задаваться в свободной, открытой форме[3]); из всех известных нам методов психотерапии символдрама это самый гуманный, мягкий и в то же время высокоэффективный метод.
Таблица I: Направления и методы психотерапии, использующие имагинацию (составлено Х. Лёйнером,
Схема обучения символдраме
Предшественники символдрамы Использование представления образов для поддержания душевного и физического здоровья известно с древнейших времен. Первые исторические свидетельства относятся к описанию культа Асклепия в Древней Греции, в рамках так называемой жреческой медицины (H. Siefert, 1990). Страждущие приходили в храм бога врачевания Асклепия, асклепион, ложились на специальное культовое ложе, закрывали глаза и погружались в «культовый сон», во время которого они должны были представлять образы «сновидения наяву», рассказывая об этом жрецам, служителям асклепиона. Благодаря этому происходило исцеление от самых разных недугов, имеющих прежде всего (говоря современным языком) психосоматическую или функциональную природу. Спустя две с половиной тысячи лет практически ту же технику стал использовать Х. Лёйнер. Но если в Древней Греции исцеление при помощи образов происходило в рамках таинственного религиозного жреческого культа, мистической практики священников, то сегодня метод символдрамы стал обычной, стандартизированной, доступной специалистам техникой психотерапии. Представление образов использовались практически во всех культурах и во все исторические эпохи. В римско-католической традиции наиболее важное и интересное направление возникло под влиянием испанских мистиков: Игнатия Лойолы (1491 – 1556), основателя ордена иезуитов, Терезы Авильской (1515 – 1582) из ордена кармелиток и Джона Кросса (1542 – 1591). Упражнения, использованные Игнатием Лойолы для духовного роста, основаны на медитации с фиксацией на образах из жизни Христа. Многие авторы сравнивают методы Игнатия Лойолы с психоаналитическими. Тереза Авильская предлагала монахиням специальные упражнения с выражено сексуализированной образной медитацией. Монахини представляли «внутренний замок», в котором им нужно было пройти через семь комнат «замка души». Эти комнаты представляли ступени духовного роста и содержали милосердие, движение от любви ко всему миру к духовному супружеству. Последние комнаты означали состояния глубокого единения с Б-гом, которое Тереза Авильская называла «ливнем». Появление научной психотерапии принято связывать с развитием психоанализа. Зигмунд Фрейд и Йозеф Брейер (S. Freud, 1895), описывая случай Берты Паппенхайм (больше известной как Анна О.), показали поразительные оптические феномены у этой женщины. Пациентка могла вызывать в само собой наступающем гипноидном состоянии сознания длинные серии имагинативных представлений, которые она называла своим «собственным театром». Об этом она в состоянии транса сообщала во время каждого посещения своего психотерапевта Й. Брейера. Сам З. Фрейд в течение ряда лет (с 1882 по 1889 годы) вместо использования гипноза для получения бессознательного материала у своих пациентов вызывал у них при помощи надавливания на лоб оптические феномены. З. Фрейд просил пациентов фиксировать приходящие в голову мысли и описал важные свойства «дневных фантазий» или «сновидений наяву» (там же, с. 282–283). Свой метод З. Фрейд и Й. Брейер назвали катартическим (от греческого слова «катарсис» – «очищение»). К использованию образов в лечебном процессе прибегали не только первые психоаналитики, но и многие известные психиатры, далекие от психоанализа или даже враждебно к нему относящиеся. Например, один из основоположников современной психиатрии Эрнст Кречмер разработал специальный метод представления образов, который он назвал «мышленем кинокадрами» (E. Kretschmer, 1975). Изучением образов занимались Л. Франк (L. Frank, 1913) и Х. Зильберер (H. Silberer, 1912). Создатель одной из самых известных психотерапевтических техник, аутогенного тренинга, немецкий психиатр Иоганнес Генрих Шульц (1884–1970) также использовал на высшей ступени аутотренинга представление образов. Но создателем собственно имагинативной психотерапии по праву считается К. Хаппих, который предлагал своим пациентам представлять гору, а затем подниматься на нее в своем воображении. На вершине горы предлагалось представить церковь, в которую нужно было «зайти» и молитвенно помедитировать у ее алтаря (C. Happich, 1962). Французский психотерапевт Робер Дезуаль предложил свой вариант имагинативных упражнений, прагматически использовавший сновидения наяву для достижения психотерапевтических результатов (R. Desoille, 1945). Основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг также разработал метод работы с образами, который он назвал активным воображением: пациент сначала представляет в своем воображении какой-то ландшафт, а затем «входит» в него и что-нибудь там «совершает». Путешествуя по воображаемому ландшафту, пациент может встретить различные существа, которые есть ни что иное, как символическое воплощение описанных К.Г. Юнгом архетипов.
Работа с рисунком Важная роль в психотерапии по методу символдрамы отводится работе с рисунком, который пациенты рисуют после сеанса представления образов. Разработана специальная техника диагностической и психокоррекционной работы с рисунком. Привлечение рисунка используется в работе практически со всеми категориями пациентов. Особенно полезно рисование пережитого в образе материала оказалось в работе с людьми, имеющими недостаточно развитую фантазию, испытывающими трудности вербального выражения, скованных запретами и комплексами, а также переполненных силой образа. Если в первом случае рисунок стимулирует фантазию, то в последнем оказывает ограничивающее и систематизирующее воздействие. Задание нарисовать пережитое, обычно, дается пациенту после окончания представления образа. Это своего рода специальное психотерапевтическое домашнее задание. Обсуждение рисунка происходит, как правило, в начале следующего сеанса. Всегда необходимо дать пациенту полную свободу в выборе величины и формата листа бумаги и средств для рисования. Психотерапевт, если он наблюдает за процессом рисования, фиксирует сопровождающие его эмоциональные проявления. Если такого наблюдения не проводится, то о некоторых эмоциональных реакциях можно судить по продавливаниям на обратной стороне рисунка. Например, продавливания, соответствующие прямым линиям, уколам, толчкам и острым углам, как правило, говорят о проявлении агрессии, а повторяющиеся круговые движения обычно свидетельствуют о тревоге и страхе. При этом важно, где расположены эти круговые движения. Например, многократное круговое очерчивание вокруг рта часто соответствует оральным и вербальным страхам, что подтверждается наблюдениями, сделанными на большом статистическом материале. Символика цвета Анализ рисунка включает в себя оценку основного цветового фона изображения и цвета отдельных его элементов. Известно, что цвет отражает различные эмоции человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Поэтому, при анализе, важно расспросить пациента, какое впечатление производит на него рисунок в целом и отдельные его части, нравится ли ему тот или иной цвет и т. д. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов – как наследуемых, так и формирующихся при жизни. На образование символа могут оказывать влияние любые события, начиная с внутриутробного развития, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас. Причем особое внимание следует уделить событиям последних двух дней. Это так называемые дневные остатки, как их называл Зигмунд Фрейд. Символообразование формируется по принципу сгущения. Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный аналитический принцип символообразования – принцип амбивалентности – предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений. Именно поэтому, при анализе символики цвета мы попытаемся выделить два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета, что поможет сделать затем необходимые диагностические выводы. Учитывая множественность детерминации, многозначность, многоплановость и амбивалентность символа, мы не можем делать однозначных выводов на основании лишь одного, только конкретного рисунка, образа или сна. Интерпретация допускается только на уровне гипотезы, степень вероятности которой, в последующем, либо будет повышаться, либо понижаться – в ходе интерпретации других рисунков, образов и сновидений, а также анализа истории жизни и актуальной личностной ситуации пациента. Как правило, проблема или внутренний конфликт пациента отражаются в разных формах почти в каждом образе и рисунке. Это позволяет специалисту – психологу сделать достаточно точные и объективные диагностические выводы. Самое сильное эмоциональное воздействие оказывает на человека красный цвет. Это одновременно и самый теплый цвет. Среди переживаний, которые отражает красный цвет, можно выделить, с одной стороны, любовь, страсть, эротическое начало, вдохновение, а с другой, агрессию, ненависть и опасность. Считается, что выбор красного цвета связан также с тенденцией к самореализации. При интерпретации символики цвета необходимо учитывать также и культурно–исторический аспект. Так, красный цвет связан, в сознании многих людей, с цветом революции. Синий и голубой цвет символизируют одухотворенность, разумное начало, мир идей. Это холодные цвета. Считается, что синий цвет выражает потребность в покое, привязанности, единении. Если красный и желтый цвет соответствуют экстравертированному типу личности и действуют возбуждающе, то синий – это самый интровертированный цвет, он символизирует уход в себя, в свой духовный мир и успокаивает. В спектре символических значений синего цвета, с одной стороны, можно выделить полюс разумного, рационального начала, а с другой, полюс безумного, иррационального, оторванность от реальной жизни. Вспомним такие выражения, как «воздушные замки», «голубые мечты», «голубые дали». Культурно-историческая традиция использует красный и синий цвет для половой дифференциации. Так, когда рождается мальчик, его одеяло перевязывают синей или голубой лентой, а одеяло девочки – красной или розовой. Желтый – это самый экстравертированный цвет, символизирующий открытость, активность, стремление к свободе, славе и силе. Этот цвет выражает ожидания от будущего. С другой стороны, он символизирует ревность, тщеславие, зависть, жадность, лживость, продажность, маниакальное и бредовое безумие и одержимость. Вспомним такие выражения, как «желтая пресса», «желтый билет», «желтый дом». Считается, что сексуальность в наибольшей степени проявляется в сочетании красного и желтого цвета. Оранжевый цвет – образуется при соединении желтого и красного цвета. В нем воплотились психологических особенности этих цветов. Оранжевый цвет характеризует зрелость личности и силу механизмов «Я». В этом отношении это – один из самых благоприятных для психотерапевтического прогноза цветов. Это цвет радости, удовольствия, стремления к достижению и самоутверждению, энергии и силы. Он оказывает благотворное действие на психику человека, снимая напряжение при конфликтах. С другой стороны, он вытесняет другие цвета, символизирует потрясение, страсть борьбы, демоническое начало войны. В рисунке красный, желтый и оранжевые цвета в наибольшей степени отражают проявление сексуальности. Рисунок к мотиву групповой символдрамы «В Древнем Риме» Зеленый цвет – с одной стороны символизирует витальное начало, рост и надежду. Вспомним, например, выражение «зеленые ростки». На другом полюсе находятся такие значения зеленого цвета, как яд, болезнь и незрелость. Яд обычно изображают зеленым, про больного человека говорят: «Ты весь зеленый», – а про недостаточно взрослого: «Ты еще зелен». Фиолетовый цвет – это, пожалуй, самый двойственный и противоречивый цвет. В нем соединились возбуждающий и сдерживающий компоненты красного и синего цвета, что рождает особое напряжение фиолетового цвета. Это цвет выравнивания и равновесия, цвет меры, сдержанности и соответствия, цвет знания и интеллекта, цвет величия, мистики и мудрости. Он символизирует волшебство и магию, колдовские чары, мистическое и интуитивно-чувственное постижение сокровенных знаний. С другой стороны, он способствует эндогенной возбудимости, выражает внутреннее беспокойство, которое может означать, как опасность, так и шанс творческого открытия. С этим цветом связывают религиозную самоотверженность, святость и смирение, покорность и покаяние. В то же время фиолетовый цвет выражает тревогу, волнение и страдание, горе и скорбь, печаль и отречение, покорность и меланхолию. Коричневый цвет соединяет в себе желтый, красный и синий цвета. Это один из самых амбивалентных цветов. На одном полюсе можно выделить такие символические значения, как материнство, плодородие, земля, а на другом – грязь, гной, кал. Коричневый цвет воплощает внутренний мир ощущений – в отличие, например, от фиолетового цвета, для которого характерен уход в эмоциональный мир, или черного и серого цветов, для которых характерен уход в бездействие. Черный цвет представляет собой смешение всех цветов. На одном полюсе спектра его символических значений находятся достоинство и торжественность, а на другом полюсе – смерть, траур, грех. Выбор черного цвета часто соответствует реакции протеста, фрустрации, периоду ухода в бездействие и накопления сил. Для черного цвета характерны тревога, снижение эмоциональных контактов. Люди, потерявшие родину, беженцы также часто предпочитают черный цвет. Черный на красном и желтом фоне часто символизирует страх. Рисунок к мотиву «Дом» Белому цвету придается очень большое значение при диагностике, особенно если он специально прорисован белой краской или карандашом. В отличие от черного цвета, белый образуется не при смешении, а при наложении всех цветов. На одном полюсе спектра его символических значений находятся чистота, гармония, девственность, непорочность, единство начала и конца, а на другом – при видение, траур и смерть. Характерно, что белый цвет символизирует траур не только на Востоке, но и в христианской цивилизации. Можно вспомнить в этой связи «белый саван» или «белые тапочки в гробу». Сочетание черного и белого цветов часто отражает страх смерти. И есть только один цвет, который, с точки зрения специалистов Института Кататимно-имагинативной психотерапии, имеет одно лишь отрицательное символическое значение. Это серый цвет, цвет тумана, неясности и, что особенно важно для психодиагностики, цвет депрессии. Символика цвета
Символика чисел В работе с конкретным рисунком, образом или сновидением мы сталкиваемся с символикой чисел, например, при анализе числа коров на лугу, лепестков на цветке или же количества стульев вокруг стола на рисунке комнаты. Число символизирует порядок, последовательность и упорядоченность. С его помощью осуществляется качественная и количественная оценка как мира, так и человека. При интерпретации символического значения чисел мы пользуемся теми же основополагающими принципами глубинно-психологической символики, что и при интерпретации символического значения цвета. Здесь также максимально возможная интерпретация допустима только на уровне гипотезы. Число « один » символизирует уникальность, целостность, единство. На одном полюсе это – одиночество, на другом – всеобщность, абсолютность. Если на рисунке явно выделяется один-единственный предмет – это может говорить о нарциссических тенденциях. Число « два »символизирует разделение, полярность, противопоставление, противоположность, и, что особенно важно для психодиагностики, сомнение. С другой стороны, «два» – это соединение двух, пара, связь, соответствие. Наша культура во многом дихотомична. Ее определяют такие пары, как земля – небо, день – ночь, солнце – луна, мужское – женское, душа – тело, добро – зло, право – лево, верх – низ и т. д. Как показывают исследования М. Кляйн, противопоставление символики на две противоположные и взаимоопределяющие категории, соответствует закономерной стадии онтогенетического развития, когда в играх детей около четырехлетнего возраста отмечается классификация по дуалистическому принципу, что, в свою очередь, связано с параноидально-шизоидной стадией нормального детского развития на первом году жизни (Д.В. Винникотт говорит в этой связи о нормальной депрессивной позиции). В мифологии дуалистические мифы характерны для наиболее архаической социальной организации общества. В числе «два» нет структуры, есть только направление. Структура, а следовательно, и стабильность появляется в числе «три». Число « три » – это число полноты, совершенства, «три» символизирует развитие, цикл, динамику. Динамическое течение времени также выражается в трехчленной структуре: «начало – середина – конец», «рождение – жизнь – смерть», «прошлое – настоящее – будущее». В сказках, часто встречаются три героя («три сына», «три принцессы»), три социальные функции (например, «три желания»), на троичном принципе композиции построены многие произведения искусства (трилогии, триптих и т. п.). Степень превосходства часто подчеркивается повторением числа «три» как суперлатива (тридевятый, трисвятый, треклятый). Число « четыре »– это число стабильности, неподвижности, в нем нет динамики. Особое значение числу «четыре» придавал К. Г. Юнг, считавший его главной символической основой целостности мира и человека. Однако в отличие от динамической целостности, символизируемой числом «три» для числа «четыре» с его кватеральной структурой характерна статическая целостность. «Четыре» образует идеально устойчивую структуру, что отразилось в мифах о сотворении мира и ориентации в нем (четыре стороны света, четыре времени года, четыре первоэлемента: «огонь – вода – земля – воздух»и т. д.). Четыре компонента актуализируются в таких важнейших геометрических фигурах, как крест и квадрат. Они оказывают сильнейшее архетипическое и мифопоэтическое воздействие на человека. Квадрат символизирует абсолютное начало, равенство, порядок, простоту, единообразие, мудрость, справедливость, истину. По своему построению он совмещает в себе систему важнейших двоичных противопоставлений, описывающих мир: право – лево, верх – низ. В этом аспекте раскрывается еще один символический смысл числа «четыре» – удвоенное «два». Крест – это один из наиболее распространенных и универсальных символов единства, жизни и смерти, материи и духа, имеющий архетипическое, сакральное, ритуальное значение. Он известен практически во всех культурах в Европе, Азии, Австралии, Океании, доколумбовой Америке, начиная с верхнего палеолита. Крест – это также модель человека или антропоморфного божества (человек с распростертыми руками). Духовный аспект креста – это восхождение духа, устремление к высшему началу. Число « пять » символизирует скрытое, сокровенное знание, магию. Слово «квинтэссенция» переводится с латинского на русский язык как «пятая сущность». В то же время это число человека, число его тела: руки, ноги и голова. В мифологии число «пять» служит эталоном символического описания наиболее важных характеристик макро- и микрокосма (число континентов, число первоэлементов: эфир, огонь, вода, земля, воздух; число органов чувств, внутренних органов, страстей и т. д.). Число « шесть » символизирует разделение видимого и невидимого мира, соединение противоположностей. Это число равновесия. Число « семь » характеризует общую, в представлении многих культур, универсальную идею Вселенной (семь дней недели; количество цветов спектра, семь тонов в музыке; константа, определяющая объем человеческой памяти, и многое другое). В этом качестве оно представлено в сказаниях, мифах, легендах (семь братьев, семь богатырей, семь гномов, семеро козлят и т. д.). Существует много гипотез, объясняющих универсальный характер «таинственной семерки». Одна из них: «семь» – это четвертая часть лунного месяца, определяющего многие процессы на земле (приливы и отливы, женский цикл и др.). Другая гипотеза связывает число «семь» со звездами и космической энергией. Особо важное значение имеют, при этом, семь звезд в созвездии Большой медведицы. « Восемь » – это число статичности, космической симметрии. В нем еще больше статики, чем в числе «четыре». Это как бы удвоенное «четыре». С другой стороны, «восемь» – число стагнации, застоя психических процессов. Поэтому появление восьми элементов в рисунке, образе или сновидении должно настораживать при проведении психодиагностики. Число « девять » воплощает в себе завершение, замыкание циклической полноты, троекратное повторение трех, «триада триад». «Девять» – это символ неба, одухотворенности, сакральное число во многих культурах. « Десять » – это число разумного мышления, полноты, фактор исчисления. Связано это с возникновением счета по десяти пальцам рук. Число « одиннадцать » в средневековой Европе долгое время слыло плохим, колдовским, дьявольским числом. «Одиннадцать» считалось числом греха. Связано это с тем, что «одиннадцать» – это уже не «десять», но еще не «двенадцать» – два числа, используемые как основания десятичной и двенадцатеричной систем счисления. «Одиннадцать» как бы обесценивает собой «десять», но еще не дотягивает до «дюжины». «Одиннадцать» – это так же простое число, символ неразрешимого. « Двенадцать » – это число полноты и равновесия, основание двенадцатеричной системы счисления (дюжинами, дюймами, пенсами и т. п.), происхождение которой связано со счетом на пальцах, а именно, по 12 фалангам четырех пальцев руки (кроме большого пальца) с внутренней стороны ладони. Так как это число как бы искусственное, «выдуманное» человеком, а не «природное», оно несет в себе, в основном, только положительное значение (12 часов на циферблате, 12 месяцев, 12 зодиакальных созвездий, 12 верховных богов в Греции и Риме, 12 апостолов, 12 колен Израилевых и т. п.). « Тринадцать » – это, пожалуй, самое амбивалентное число. С одной стороны, оно считается символом несчастья, а с другой, многие люди верят, что оно принесет им счастье. Подобно «одиннадцати», оно как бы обесценивает собой «двенадцать» и, в то же время, как бы продолжает, дополняет его. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 2506; Нарушение авторского права страницы