Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВОПРОС 29. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЗРЕНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ.



29.1. Генезис и эволюция социального призрения в дореволюционной России (характеристика этапов).

Призрение - понятие, которое появилось в XVII в. и имело следующие смысловые значения: внимание, покровительство, присмотр, забота, попечение. В лексике XVIII-ХХ вв. обозначало форму благотворительности, отличающуюся комплексным и долговременным характером помощи. Общественным призрением именовалась организованная система помощи со стороны государственных институтов и общества нуждающемуся населению.

В качестве основных этапов развития помощи и взаимопомощи в России, имеющих различную номинацию данного процесса, целесообразно представить следующие периоды:

1) Архаический период – родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в. – распространен обычай общественной коллективной помощи. Она заключалась в том, что на работу приглашали соседей не за плату, а за обильное угощение. Работа заключалась в строительстве нового дома, моста, ремонте ветхого жилья и сельскохозяйственные работы. Вдовам и сиротам помощь оказывали в первую очередь.

 

2) Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.- поворотным пунктом в развитии благотворительности – крещение. Ярослав Мудрый учредил в Новгороде училище для сирот. Однако более всего Ярослав прославился составлением первого письменного русского свода законов — «Русской Правды». Русская Правда» явилась первым славянским законом, включающим в себя подобие социальной программы. Иван Калита (1340) всегда носил с собою мешок, или калиту, наполненную деньгами для бедных: отчего и прозван Калитою. Кормил, одевал нищих в церквях.

3) Период церковно-государственной помощи – с XIV в. по вторую половину XVII в. Постепенно начинает формироваться первые закрытые учреждения, закладывается регламентация работы с нищим.Средоточием социальной помощи являются церкви и монастыри.

4) Период государственного призрения (сложилось при Екатерине II)– со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в. Первым российским самодержцем, решившим искоренить попрошайничество был Петр I, причем насильственными методами (биение) - Указ 1712 г. «О воспрещении нищенства».
Первый русский император практически подошел к созданию системы общественного призрения.

Обязывал государственные органы управления сформировать: 1) призрение детей, вдов, служащих; 2) попечение и опеку несовершеннолетних; 3) богадельни для людей, потерявших трудоспособность; 4) смирительные дома, работные дома (для прядильщиц), странноприемницы; 5) губернские органы защиты и помощи нуждающихся (комитеты); 6) профилактика нищенства; 7) школы для детей. Строились: госпитали, лазареты, дома для душевнобольных. Законодательная ответственность, организация и финансирование возлагались на святейший синод, магистраты, губернии, монастыри, городских помещиков в своих селениях.

С истема государственного призрения сложилась в России при Екатерине II, которая в 1763 г. издает указ об открытии в Москве воспитательного дома для детей-сирот военных в возрасте до 3 лет. В 1764 г. указ об основании Воспитательного общества благородных девиц. Через год при нем было открыто училище для девушек мещанского происхождения. Продолжила дело Екатерины II жена сына, императрица Мария Федоровна, которая возглавила императорские воспитательные дома и коммерческое училище для мальчиков, основанное в Москве на средства А.Демидова.

Указ 1775 приписывал каждой губернии открыть особые Приказы Общественного призрения. На эти приказы были возложены обязанности – устраивать и содержать школы, сиротские дома, больницы, аптеки и др. Т.е. государство брало на себя ответственность как моральную, так и материальную, что вскоре было вынуждено попечение о нищих и калеках сделать не только гос-м, но и общественным.

Это идея получила распространение при Александре I. Он подписал закон, в котором призрение в России передавалось различным благотворительным организациям и ведомствам. За годы царствования Александра I, было основано 10 богоугодных заведений в Петербурге и учреждено 6 попечительных комитетов в Москве.

В результате реформ второй половины XIX в. в России появились земства, которым были переданы вопросы местного самоуправления и, естественно, решение некоторых вопросов общественного призрения.

5) Период общественного и частного призрения (меценатство и благотворительность) – с конца XIX в. До начала ХХ в. К этому периоду только в Москве существовало 628 богоугодных заведений: приюты, школы, богадельни, ночлежные дома, столовые и т.п., значительная часть которых содержалась на деньги московского купечества. Крупным благотворительным заведением на рубеже XIX-ХХ вв. было Попечительство о домах трудолюбия и работных домах – 135 домов.

Одним из первых в России специальных благотворительных обществ для помощи бедным и обездоленным детям было Общество Синего Креста, созданное в 1882 г. в Петербурге. Оно использовало различные формы помощи детям: детские дома призрения, начальные школы, ремесленные училища. Одно из почетных мест в истории российского меценатства принадлежит фабриканту Павлу Михайловичу Третьякову.

Многочисленные благотворительные общества и учреждения в какой-то мере компенсировали слабость социальной политики царской власти.

6) Период государственного обеспечения – с 1917 по 1991 гг (советское время). Происходит реформирование системы призрения. Одни формы частной и общественной благотворительности взяла на себя система социального обеспечения, другие были прочно забыты (совсем не велась социальная работа с заключенными).

Впервые послереволюционные годы деятельность Советского правительства была направлена на повышение благосостояния трудящихся. Министерство социального обеспечения проводило централизованную политику в области пенсионного обеспечения, формируются общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания, поддержки инвалидов, одиноких и многодетных матерей, детей, не имеющих родителей. В этот период считалось, что в стране нет ни тунеядцев, ни нищих.

К середине 80-х гг. был увеличен размер надбавки к пенсии по возрасту за непрерывный стаж рабочим и служащим, проработавшим на одном предприятии не менее 25 лет. Была введена скидка 50% на лекарства пенсионерам. Для женщин вводился частично оплачиваемый отпуск.

Но в начале 80-х гг. уровень жизни стал снижаться. В стране назревала необходимость проведения реформы социальной системы и ее важной части – социального обеспечения.

7) Период социальной работы – с начала 90-х годов по настоящее время. Причины развития. Социальная работа как профессиональная деятельность начинается складываться в начале 90-х годов. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений «подтолкнули» экономический кризис и рост социальных проблем в обществе. В обществе появились тенденции, ранее не характерные для него: снижение уровня жизни; безработица; вынужденная миграция населения; профессиональное нищенство; криминогенная обстановка; падение уровня рождаемости; распад института семьи и брака.

В этих условиях Правительством разрабатываются экономические и социальные программы, а также комплекс неотложных мер, направленных на выход России из кризиса. Появляются краткосрочные программы: денежные дотации малоимущим, гуманитарная помощь. Формируется система помощи нуждающимся, но ее работа не отлажена и многим не ясна.

Помимо государственных структур помощи на территориях, складывается сеть общественных и благотворительных учреждений, которые занимаются проблемами социальной помощи. Они оказывают поддержку пенсионерам, детям-инвалидам, многодетным семьям, матерям, которые одни воспитывают своих детей, работают с подростками по месту жительства. Благотворительные организации имеют свои программы работы, свою систему финансирования, а в отдельных случаях – и производственные мощности.

На современном этапе социальной помощи в дело благотворительности включилась и Русская православная церковь. Свою деятельность она осуществляет в приходах через верующих прихожан или непосредственно через своих служителей. Церковь ведет работу по нескольким направлениям. Среди них важнейшими являются: материальная помощь; социальный патронаж (в домах ребенка, детских отделениях психиатрических больниц, хосписах); досуговая деятельность; учебно-просветительская деятельность; социально-нравственная работа (с престарелыми, с осужденными, больными алкоголизмом, нищими).

 


Поделиться:



Популярное:

  1. A.16.15.3.5. Экран вспомогательного блока управления (ACU) для использования в депо
  2. A.19. Противопожарная система
  3. A.32.4.5.3. Система УСАВП: тест управления рекуперативным торможением
  4. A.7.2. Модули пульта управления машиниста
  5. Cтадии развития организации, виды оргструктур, элементы организационной структуры
  6. G дара 50-й Генный Ключ видит совершенно новую реальность социального взаимодействия людей, «в настоящее время находящуюся на самой ранней стадии проявления в мире.
  7. G-код и семейство управления путем инструмента
  8. I этап. Определение стратегических целей компании и выбор структуры управления
  9. I. ОТКРЫТЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА (open corporation, mutual, non-profit organization, political firm)
  10. I. ПОЛОЖЕНИЯ И НОРМЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОПАГАНДЫ И ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  11. I. Происхождение готов. Жизнь готов в Южной России. Нападения на Римскую империю.
  12. II. Основные положения по организации практики


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1994; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь