Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Когда же Мы избавляли их от наказания, они нарушали



[своё обещание].

 

[Через некоторое время]

фараон воззвал к  своему народу и  сказал: «О народ мой! Не мне ли принадлежит власть над Египтом и  эти реки, что текут подо мной? Разве вы не видите?

 

Разве я не лучше этого

[человека], который

 

[достоин] презрения и  едва может объяснить, [чего онхочет]?


 

y


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y601


 

Почему не [украшают руки]

его золотые браслеты и  не явились вместе с  ним ангелы,

[чтобы подтвердить его правоту]? »

 

Он находил [людей] своего

народа легкомысленными, и  они подчинились ему. Поистине, они были нече-стивыми людьми.

Когда же они разгневали Нас, Мы отомстили им, и  потопили их всех,

и  сделали их предшествен-никами и  примером для дру-

гих (43: 46–56).

 

В этих аятах­ Всевышний упоминает о  том, как Он послал к  презренному фараону Своего благородного раба и  собесед-ника и  оказал ему поддержку ясными знамениями, которые за-служивали того, чтобы египтяне отнеслись к  ним с  должным уважением, отказались от своего неверия и  встали на прямой путь. Однако они смеялись над этими знамениями, отвращали людей от пути Аллаха и  отвергали истину, и  тогда Аллах стал являть им знамения, каждое из которых было страшнее пре-дыдущего, о  чём Он сказал: «…и Мы [подвергали] их нака-занию, чтобы они вернулись [на путь истинный] ». Египтянеже говорили Мусе: «О колдун! Обратись к  своему Госпо-ду с  мольбой за нас [и напомни Ему] о  том, что Он обещал


z602 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

тебе, ­ и  тогда мы непременно последуем прямым путём». В  те времена слово «колдун» не использовалось для выраже-ния порицания, поскольку колдуны были хранителями знания египтян. Вот почему они обращались так к  Мусе, когда нужда-лись в  нём. Аллах Всевышний сказал: «Когда же Мы избав-ляли их от наказания, они нарушали [своё обещание] ».

 

Далее Всевышний поведал о  том, как фараон хвалился ве-личием, красотой и  каналами своего царства. Потом он стал хвалиться своим положением, унижая посланника Аллаха Му-су  и  говоря, что тот «едва может объяснить, [чего он хо-чет] ». Он имел в  виду лёгкую шепелявость Мусы, которая не помешала ни его беседе с  Аллахом, ни ниспосланию ему То-ры. Желая умалить достоинство Мусы, фараон указал на то, что на его руках нет ни браслетов, ни иных украшений. По-добные вещи носят женщины, но их не подобает носить даже обычным мужчинам, не говоря уже о  посланниках Аллаха, ко-торые обладали более совершенным разумом и  знанием, про-являли больше усердия, в  большей мере отстранялись от мира дольнего и  лучше знали о  том, что уготовал Аллах для Своих праведных рабов в  мире вечном.

 

Фараон также сказал, что «не явились вместе с  ним ан-гелы», однако в  этом не было никакой необходимости. Ес-ли он имел в  виду, что ангелы должны были возвеличивать Мусу, то они возвеличивают даже тех, кто занимает гораздо более низкое положение, и  смиряются перед ними. Указани-ем на это служит достоверный хадис, в  котором сообщается, что Пророк  сказал: «Поистине, ангелы касаются своими крыльями того, кто ищет знание, выражая удовлетворе-ние тем, что он делает» [Тирмизи, №  3535; Ахмад, т.  3, с.  239;

 

Ибн Хиббан, №  1319].

 

Но если дело обстоит так, то как же они должны были возвеличивать Мусу  и  до какой степени смиряться перед


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y603


 

ним? Если же он имел в  виду, что ангелы должны были засви-детельствовать, что Муса действительно является посланни-ком, то Аллах и  так оказал ему поддержку, даровав способность творить чудеса, что послужило неопровержимым доводом для каждого, кто обладал разумом и  стремился к  истине. Неясным же это оставалось для тех, кто обращал внимание на внешнюю сторону дела, не стремясь к  постижению сути, ибо Господь за-печатал сердце каждого такого человека, в  котором остались сомнения, что и  случилось со слепым и  лживым фараоном.

 

Аллах Всевышний сказал: «Он находил [людей] свое-го народа легкомысленными…» Это значит: считая египтяннеразумными, фараон постепенно подводил их к  признанию его Господом. Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, они были нечестивыми людьми.  Когда же они разгне-вали Нас, Мы отомстили им», то есть потопили их, уни-зили, лишили могущества и  подвергли мучениям после бла-годенствия, да упасёт нас от этого Великий Аллах! Его слова

 

«и сделали их предшественниками и  примером» означа-ют, что они стали предшественниками тех, кто последовал за ними и  отличался такими же качествами, и  примером для тех, кто, узнав об этом, убоялся и  извлёк для себя урок из того, что их постигло.

 

Аллах Всевышний сказал:

 

Когда Муса явился к  ним с  Нашими ясными знамени-ями, они сказали: «Это  — не  что иное, как измышленное колдовство! Не слышали мы,

[чтобы случалось подобное с]  нашими праотцами».


z604 Ибн Касир.  Рассказы о пророках

 

 

Тогда Муса сказал: «Господь мой лучше знает, кто явился с  правильным руководством от Него и  кого [ждёт хороший]

исход в  обители [вечности].

 

Поистине, не преуспеют несправедливые! »

И  сказал фараон: «О знат-ные, я не знаю для вас иного бога, кроме меня! Разожги огонь над глиной, о  Хаман, и  [построй] для меня башню,

 

чтобы я посмотрел на Бога Мусы. Поистине, я  считаю его [одним] из лжецов».

Он и  его воины возгордились на земле, [не имея на это]

права, и  считали, что они не  будут возвращены к  Нам,

 

[но] Мы схватили его [вместе с] его воинами и  бро-

сили их в  море. Посмотри же, каким стал исход для несправедливых!

 

И  Мы сделали их предводите-лями, призывающими к  Огню, а  в  День воскресения им не будет оказана помощь.


 

y


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y605


 

[По воле Нашей] проклятие

следовало за ними в  этом мире, а  в  День воскресения они окажутся [в числе] уда-лённых [от милости Аллаха]

(28: 36–42).

 

В этих аятах­ Аллах Всевышний поведал о  том, что, когда воз-гордившиеся египтяне отказались последовать за истиной и  под-чинились фараону, согласившись с  его ложными притязаниями, Всемогущий Господь сильно разгневался на них и  отомстил им, потопив фараона и  всех его воинов в  море, после чего они во­ шли в  Огонь. Таким образом, этих людей постигло всеобщее проклятие, а  в  День воскресения их ждёт худшее наказание.

 

 

Упоминание о  гибели фараона и  его воинов

 

Египтяне, следовавшие примеру своего царя, долгое время про-являли упорство и  противились пророку, посланнику и  собе-седнику Аллаха Мусе ибн ‘Имрану  , и  тогда Аллах явил им удивительные чудеса, которые привели в  смущение умы. Од-нако они не образумились даже после этого, и  уверовали лишь немногие из них. По мнению Ибн ‘Аббаса [Тафсир Рази, т.  10, с.  326, №  18431], их было трое: жена фараона, о  которой иудеи и  христиане ничего не знают, верующий из рода фараона, кото-рый, как уже говорилось выше, увещевал египтян, и  тот чело-век, который прибежал к  Мусе с  окраины города и  сказал:

 

О Муса, знатные [люди]

замышляют убить тебя, уходи же! Поистине,


z606 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

я  — из тех, кто даёт тебе добрые советы (28: 20).

 

Ибн ‘Аббас имел в  виду, что их было трое, не считая колдунов, которые также являлись египтянами. Говорят также, что уве-ровали все колдуны, целая группа из числа египтян и  все изра-ильтяне. Указанием на это служат слова Аллаха:

 

И не поверил Мусе никто, кроме [немногих людей из]

народа [фараона], из страха

 

перед тем, что фараон и  [представители] его знати [подвергнут их наказанию]. Поистине, фараон был [тира-ном], превознёсшимся на  земле, и  был он [одним] из  преступавших (10: 83).

 

По мнению некоторых толкователей, следует считать, что здесь речь идёт о  немногих людях из народа Мусы, а  не из народа фа-раона, однако верным является второе, поскольку из  контекста следует, что подразумевается именно народ фараона. Эти лю-ди хранили свою веру в  тайне, ибо опасались могущества фара-она и  того, что представители знати могли донести ему на них и  отвратить их от религии.

 

Аллах Всевышний, Которого достаточно как Свидете-ля, сказал, что «фараон был [тираном], превознёсшимся на земле, и  был он [одним] из преступавших». Это значит, чтоон  был упрям и  превозносился без права, преступая пределы до-зволенного во всём, и  настало время сорвать этот дурной плод.


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y607


 

Аллах Всевышний сказал: «Муса сказал: “О народ мой, если вы уверовали в  Аллаха и  предались [Ему], то на Не-го уповайте”.  Они сказали: “Мы уповаем на Аллаха.

 

Господь наш, не допусти, чтобы подвергли нас испытанию люди несправедливые,   и  спаси нас по милости Твоей от  людей неверных! ”» Муса велел израильтянам уповать наАллаха и  молить Его о  помощи. Они подчинились ему, и  Ал-лах облегчил их положение.

 

Аллах Всевышний сказал:

 

И Мы ниспослали откровение Мусе и  его брату: «Устройте в  Египте дома для [людей]

своего народа, сделайте­ в  домах своих киблу и  творите

молитву. Порадуй же верую-щих» (10: 87).

 

Аллах велел Мусе  и  Харуну  выбрать для израиль-тян дома, отличные от домов египтян, чтобы они знали дома друг друга и  были всегда готовы по велению двинуться в  путь. По мнению некоторых толкователей, слова Аллаха «сделай-те в  домах своих киблу» означали, что им следовало устро-ить особые дома для молитв. Другие же считали, что Аллах ве-лел им много молиться в  своих домах. Если это верно, значит, израильтянам, которые находились в  трудном положении, сле-довало обращаться за помощью к  молитвам и  часто совершать их. Аллах Всевышний сказал: «И обращайтесь за помощью к  терпению и  молитве» (2: 45), что же касается ПосланникаАллаха  , то, если что-нибудь удручало его, он молился*. Гово-рят также, что смысл этих слов был таков: поскольку тогда они


z608 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

были вынуждены скрываться от фараона и  его знати и  не могли открыто поклоняться Аллаху в  местах своих собраний или хра-мах, совершая обряды истинной религии своего времени, вме-сто этого им было велено молиться в  своих домах. Поскольку­ Аллах Всевышний сказал: «Порадуй же верующих», верным следует считать первое толкование, хотя оно и  не противоречит второму, а  Аллах знает об этом лучше.

 

Аллах Всевышний сказал:

 

И сказал Муса: «Господь наш! Поистине, в  этой жизни даровал Ты фараону и  его вельможам украшения и  богатства, а  ведь они, Господь наш, сбивают [людей]

с  Твоего пути. Господь наш, уничтожь богатства их и  оже-сточи сердца их, чтобы не уверовали они, пока не увидят мучительное наказание! »

 

[Аллах] сказал: «Ваша 1

мольба услышана, так держи-тесь же прямого пути и  не следуйте путём тех, кто не  знает» (10: 88–89).

 

Здесь приводятся слова великого проклятия, которое собе-седник Аллаха Муса призвал на фараона, являвшегося вра-


 

1 Аллах обращается к Мусе  и Харуну  .


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y609


 

гом Аллаха. Муса разгневался на него ради Аллаха, ибо по причине своего высокомерия фараон отверг очевидную ис-тину, отвращал людей от пути Аллаха и  продолжал упорст­ вовать, не желая отказываться от своих ложных воззрений, несмотря на явные доказательства. Имея в  виду тех егип-тян, которые были единоверцами фараона, Муса сказал:

 

«…даровал Ты фараону и  его вельможам украшения и  богатства, а  ведь они, Господь наш, сбивают [людей]

 

с  Твоего пути». Здесь подразумевается всё, что ослепляетлюдей, придающих большое значение мирским делам. Не-вежественные люди считают, что мирские блага дают им силу, но всё это имеет отношение лишь к  миру дольнему, а  не к  религии.

 

Проклятие Мусы, воззвавшего «и ожесточи сердца их,

 

чтобы не уверовали они, пока не увидят мучительное на-казание», свидетельствует о  том, что он гневался ради Алла-ха и  Его религии, и  Аллах Всевышний внял его мольбе, как прежде внял мольбе Нуха, ибо в  Коране сказано:

И Нух сказал: «Господь мой! Не оставляй на земле никого из неверных!

 

Поистине, если Ты оставишь их, они введут в  заблуждение твоих рабов и  породят только неверных грешников»

(71: 26–27).

 

Вот почему Аллах Всевышний сказал: «Ваша мольба услы-

 

шана, так держитесь же прямого пути и  не следуйте путём тех, кто не знает».


z610 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Толкователи Корана и  учёные из числа людей Писа-ния указывают, что израильтяне просили фараона отпустить их  в  день своего праздника, и  он против своей воли дал им раз-решение на это. Они приготовились покинуть Египет, но сна-чала им предстояло обмануть фараона. Как сообщается в  Пи-сании иудеев, Аллах велел израильтянам одолжить у  египтян украшения, когда же те отдали им эти украшения, они ночью двинулись в  путь и  направились в  сторону Шама, нигде не за-держиваясь*. Узнав об этом, фараон, который был вне себя от гнева, велел свом воинам как можно быстрее выступать в  по-ход, чтобы догнать и  уничтожить израильтян.

 

Аллах Всевышний сказал:

 

И Мы ниспослали Мусе откровение: «Отправляйся в  путь с  рабами Моими ночью, [ибо], поистине, вас

Будут преследовать».

И  тогда фараон разослал по  городам [людей, чтобы]

собрать­ [войско],

[сказав]: «Поистине,

 

их  всего-то  — малочислен-ная кучка,

и  они разгневали нас,

и  все мы [должны быть]

 

настороже! »


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y611


 

[Тогда] Мы изгнали их 1 из садов, [удалили] от источников

и  сокровищ и  [лишили всех]

 

Достойных мест.

 

Так же Мы сделали наследни-ками [всего] этого сынов

Исра’иля.

И  они 2 стали преследовать

их  на рассвете,

 

а  когда два сборища [сблизились, и  люди] увидели друг друга,

последователи­ Мусы сказали: «Нас непременно настигнут! »

 

[Муса] сказал: «Вовсе нет!

Поистине, со мной Господь мой, Который укажет мне правильный путь! »

 

Тогда Мы ниспослали Мусе откровение: «Ударь своим посохом по морю», и  оно раз-делилось, и  каждая часть [его]

Была подобна огромной горе.

 

 

1 Имеются в виду фараон и его приспешники.

 

2 Речь идёт о войске фараона.


z612 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

После [этого] Мы прибли-зили других 1

и  спасли Мусу и  всех, кто был вместе с  ним,

а  потом потопили других.

 

Поистине, в  этом  — знаме-ние, но в  большинстве своём они не уверовали.

Поистине, Господь твой  — Всемогущий, Милостивый!

(26: 52–68).

 

Как указывают толкователи Корана, фараон во главе многочис-ленного войска бросился в  погоню за израильтянами и  настиг их на рассвете. Египтяне и  израильтяне ясно видели друг друга, и  казалось, что им осталось только вступить в  бой. Охваченные­ страхом, «последователи Мусы сказали: “Нас непременно настигнут! ”» Дело в  том, что израильтяне оказались прижа-тыми к  морю: справа и  слева от них были высокие горы, а  пе-ред ними находился фараон, которого они боялись, помня, ка-ким унижениям он их подвергал. Они стали жаловаться на своё положение, на что правдивый и  достойный доверия посланник сказал им: «Вовсе нет! Поистине, со мной Господь мой, Ко-торый укажет мне правильный путь! » После этого Муса, на-ходившийся позади всех, вышел вперёд, посмотрел­ на бушую-щее море и  сказал: «Мне было велено прийти сюда! » С  ним


 

1 То есть приблизили к морю войско фараона.


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y613


 

были его брат Харун и  Юша‘ ибн Нун*, который являлся од-ним из предводителей израильтян. Кроме того, он был известен своими познаниями и  ревностным поклонением, а  после смер-ти Мусы  и  Харуна  Аллах ниспослал ему откровения и  сделал его пророком. С  ними был также верующий из рода фараона, а  рядом находились все израильтяне.

 

Тем временем фараон со своими охваченными гневом во-инами подошёл совсем близко. Положение стало опасным до крайности, и  тогда Великий и  Могущественный Господь нис-послал Мусе откровение: «Ударь своим посохом по морю», когда же он сделал это, море разделилось по воле Аллаха! Ал-лах Всевышний сказал: «Тогда Мы ниспослали Мусе откро-

 

вение: “Ударь своим посохом по морю”, и  оно раздели-лось, и  каждая часть [его] была подобна огромной горе».

Воды моря, подобно горам, стояли по сторонам, удерживае-мые могуществом Того, Кому стоит только сказать чему-либо «Будь», как это возникнет. Затем по велению Аллаха сильный ветер унёс со дна моря всю грязь, после чего оно стало сухим, и  животные могли свободно пройти по нему.

 

Аллах Всевышний сказал:

 

И Мы ниспослали Мусе откровение: «Отправляйся в  путь с  Моими рабами ночью и  проложи для них сухой путь по морю. Не бойся же и  не опасайся, что тебя настигнут».

Фараон со своими воинами последовал за ними, но [всех] их накрыла [вода] моря.


z614 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Фараон ввёл в  заблуждение свой народ и  не вывел его на правильный путь (20: 77–79).

После того как море расступилось с  соизволения Аллаха, Он велел Мусе перейти его вместе с  израильтянами. Они ста-ли свидетелями великого чуда, которое привело в  изумление всех и  указало путь истинный сердцам верующих, и, радуясь, поспешили­ спуститься вниз. Когда все израильтяне вышли на  другой берег, на дно стали спускаться первые воины войска фараона. Муса хотел снова ударить по морю своим посохом, чтобы оно вернулось к  своему прежнему состоянию и  прегра-дило путь фараону, однако Всемогущий Аллах велел ему по-ка не делать этого.

 

Видя перед собой сухое дно моря, фараон, который не мог ни причинить себе вреда, ни принести пользы, поспешил спус-титься вниз, а  вслед за ним бросились все его воины. Когда же первые из них готовились выйти на берег, Аллах Всевышний ниспослал Своему собеседнику откровение, веля ему ударить посохом по морю ещё раз, и  после того как Муса выполнил это веление, море приняло свой прежний вид. Его воды сомкнулись над воинами фараона, и  никому из них не удалось спастись.

 

Аллах Всевышний сказал: «…и Мы спасли Мусу и  всех, кто был вместе с  ним,   а  потом потопили других.  По-

истине, в  этом  — знамение, но в  большинстве своём они не уверовали.  Поистине, Господь твой  — Всемогущий, Милостивый! » Здесь имеется в  виду, что Он оказал милостьтем, кто был близок к  Нему, благодаря чему ни один из них не  утонул, и  утопил всех их врагов. Это событие было великим знамением и  неопровержимым доказательством могущества Аллаха и  правдивости Его посланника, который принёс людям от Аллаха религиозный закон.


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y615


 

Аллах Всевышний сказал:

 

И Мы перевели через море сынов Исра’иля, за кото-рыми со своими воинами последовал фараон, [прояв-лявший] несправедливость

и  враждебность. Когда же он стал тонуть, то сказал: «Уве-ровал я  в  то, что нет бога, кроме Того, в  Кого уверо-вали сыны Исра’иля, и  я  — из [числа] предавшихся

 

[Аллаху]! »

 

[Тогда Мы сказали]: «Теперь [ты уверовал], а  прежде не подчинялся и  был [одним] из

распространяющих нечестие!

 

Сегодня Мы спасём твоё тело 1, чтобы стал ты знаме-нием для тех, кто [придёт]


Поделиться:



Популярное:

  1. C. Библейское обоснование позиции Претрибулационизма
  2. I. Проникновение в империю. Битва при Адрианополе. Поселение вестготов на Балканах. Аларих. Первое нападение на Италию. Второе нападение. Захват Рима. Атаульф. Мирный договор с Римом. Валия.
  3. I. Чтобы они поистине были универсальными для научных занятий.
  4. II. «БЕЛКИ — УГЛЕВОДЫ». Никогда не ешьте концентрированный белок и концентрированный углевод в один прием пищи.
  5. VI. КОГДА ПРОБУЖДАЮТСЯ ДРЕВНИЕ БОГИ
  6. XVI. КОГДА СМЕРТЬ СБРАСЫВАЕТ МАСКУ
  7. XXV. КОГДА УМИРАЮТ БЕЗУМНЫЕ МЕЧТЫ
  8. А один раз собравшись, они вознесутся вверх, к месту покоя, вовеки веков».
  9. А у четвёртых, которые вырастают из фруктов и семени, воля расположена в плоде, поэтому они образуются и произрастают из плода».
  10. Автоматизированная система мониторинга вычислительной среды и обнаружения сетевых атак.
  11. Автор специального исследования по этому вопросу Середонин пришел к выводу, что в конце XVI в. было не более 23–25 тыс. детей боярских и дворян, числившихся в разрядных списках.
  12. Адаптация к повышению и понижению двигательной активности. Средства управления адаптацией.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.133 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь