Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тебе не избежать. Смотри же на своего бога, которому ты
[поклонялся], — мы сожжём его и развеем над морем [то, что от него останется]!
Ваш Бог — только Аллах, помимо Которого нет иного бога. Он объемлет Своим зна-нием всё» (20: 83–98). В этих аятах Аллах Всевышний упоминает о том, что было с израильтянами, когда Муса покинул их в назначенный срок и находился на горе, беседуя со своим Господом и зада-вая Ему вопросы о многих вещах, на которые получал ответы. Тем временем один из них, Харун ас-Самири (самаритянин), собрал украшения, которые они одолжили у египтян, и отлил из них тельца. Он бросил в его пасть горсть праха, взятую им со следа коня Джибрила, которого он видел в тот день, ког-да Аллах потопил фараона. Под воздействием ветра, входив-шего в это изваяние сзади и выходившего через рот, оно стало издавать звуки, подобные мычанию настоящего тельца, изра-ильтяне же радовались и плясали вокруг него. Они говорили:
«Это — ваш бог и бог Мусы, [которого] он забыл», имеяв виду, что Муса забыл у них своего бога и пошёл искать его, z652 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
однако Аллах, атрибуты и имена Которого священны, а да-ры неисчислимы, намного выше того, что они о Нём говорили. Указывая на несостоятельность их утверждений относитель-но божественности этого тельца, Аллах Всевышний сказал:
«Разве не видели они, что [этот телец] не отвечал им и не мог ни причинить им вред, ни принести пользу? » АллахВсевышний также сказал: «Разве не видели они, что [этот телец не мог] ни говорить с ними, ни указать им путь ис-тинный? [Однако], будучи несправедливыми, они избрали его [для поклонения] ». Таким образом, Аллах указал, что из-ваяние этого животного не могло ни говорить, ни отвечать на вопросы, как не могло причинить вред, принести пользу или указать правильный путь, однако они стали поклоняться ему, будучи несправедливыми по отношению к самим себе и осоз-навая в глубине души, что заблуждаются.
Аллах Всевышний сказал: «Когда же они пожалели
[о том, что сделали], и увидели, что впали в заблуждение,
то сказали: “Поистине, если не помилует нас Господь наш и не простит нас, мы неизбежно окажемся в числе потер-певших урон! »
Когда Муса вернулся к израильтянам со скрижалями, на которых была записана Тора, и увидел, что они поклоняют-ся тельцу, он бросил эти скрижали. В Писании иудеев сказано, что он разбил их, а впоследствии Аллах заменил их на другие*, на что не имеется никаких указаний в Коране, где говорит-ся только, что он бросил скрижали, увидев то, что увидел. По скольку слова Аллаха о том, что израильтяне стали поклоняться тельцу, не оказали на Мусу достаточного воздействия, ему бы-ло велено самому посмотреть на это. Вот почему, как сообщает-ся в хадисе, переданном со слов Ибн ‘Аббаса, Посланник Ал-лаха сказал: «Сообщение — не то, что видение воочию»
[Ахмад, т. 1, с. 271; аль-Хаким, т. 2, с. 321; и др. Достоверный хадис]. z Рассказ о собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране y653
После этого Муса вернулся к израильтянам и стал пори-цать их за то, что они совершили столь отвратительное дело. В ответ ему они приводили неубедительные оправдания, го-воря: «…мы были обременены грузом украшений народа [фараона] и бросили их [в огонь], как бросил и самаритя-нин». Израильтян стесняло обладание украшениями египтян, являвшихся их врагами, хотя Сам Аллах велел им взять эти украшения и сделал их дозволенными для них, но они не пос-теснялись поклоняться издававшему мычание изваянию тельца вместо Единственного, Вечного и Всеподчиняющего Аллаха, причиной чего послужило их невежество и недостаток знания.
Потом Муса обратился к Харуну и сказал ему: «О Ха-
рун! Когда ты увидел, что они впали в заблуждение, что помешало тебе последовать за мной? » Это значит: почемуты не последовал за мной, увидев, что они творят, и не сообщил мне об этом? В ответ ему Харун сказал: «Поистине, я боялся, что ты скажешь: “Ты привёл сынов Исра’иля к разобще-нию…”», то есть ты бросил их и явился ко мне, хотя я оставилтебя с ними. Тогда Муса сказал: «Господь мой! Прости меня
и брата моего и введи нас в милость Твою, ведь Ты — Ми-лостивейший из милостивых! »
Харун всеми силами пытался удержать израильтян от столь отвратительного поступка. Аллах Всевышний сказал:
«А до этого Харун сказал им: “О народ мой! Вас подвергли испытанию [этим тельцом] ”». Смысл слов Харуна был таков: это было предопределено Аллахом, Который заставил извая-ние тельца мычать, чтобы испытать вас. Харун также сказал:
«…поистине, Господь ваш — Милостивый», то есть Ми-лостивым является не этот телец, а ваш Господь. Харун так-же сказал: «…так следуйте же за мной и повинуйтесь моему велению! » На это они отвечали: «Мы не перестанем [покло-няться] ему, пока к нам не вернётся Муса! » Таким образом, z654 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Аллах свидетельствует, что Харун удерживал израильтян от этого, но они не подчинились ему, и «достаточно Аллаха как Свидетеля» (4: 79).
После этого Муса обратился к самаритянину и сказал:
«Что с тобой случилось, о самаритянин? », то есть: что побу-дило тебя сделать это? Самаритянин сказал: «Я видел то, чего не видели они», имея в виду, что он видел Джибрила, сидев-шего верхом на коне. Самаритянин сказал: «…и взял горсть [пыли] со следа [коня] посланника», то есть со следа коня Джибрила. По словам некоторых толкователей, он увидел, что, куда бы ни ступала нога его коня, на этом месте выраста-ла трава. Тогда он взял горсть праха со следа его копыта, ког-да же он бросил его в расплавленное золото, случилось то, что случилось. Он сказал: «…и я бросил её [в расплавленное зо-лото, из которого сделали тельца]. Это внушила мне моя ду-ша». Тогда Муса сказал ему: «Уходи! Поистине, в [земной] жизни [наказанием] тебе [послужит то, что] ты будешь гово-рить: “Не прикасайтесь [ко мне, и я не прикоснусь к вам]! ”» Таким образом, за то, что самаритянин прикоснулся к тому, к чему не должен был прикасаться, Муса призвал на него про-клятие, и отныне он ни к кому не мог прикоснуться, что послу-жило ему наказанием в мире дольнем. Кроме того, он пригро-зил ему наказанием в мире вечном, сказав: «…и, поистине,
[наступит] для тебя то, чего тебе не избежать. Смотри же на своего бога, которому ты [поклонялся]: мы сожжём его и развеем над морем [то, что от него останется]! » После это-го Муса уничтожил тельца. По мнению Катады и некоторых других улемов, он его сжёг. По мнению же Ибн ‘Аббаса и не-которых других толкователей, он стёр его в прах, о чём гово-рится в Писании иудеев*. Потом Муса развеял этот прах над морем и сказал: «Ваш Бог — только Аллах, помимо Кото-рого нет иного бога. Он объемлет Своим знанием всё». z Рассказ о собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране y655
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, тех, кто избрал тельца [для поклонения], постигнут гнев их Господа и уни-жение в земной жизни. Так воздаём Мы [людям], измыш-ляющим ложь». Так оно и случилось, а некоторые из нашихправедных предшественников считали, что слова «Так воз-даём Мы [людям], измышляющим ложь» относятся к каж-дому стороннику нововведений в сфере религии и так будет до самого Дня воскресения.
Затем Аллах поведал о том, что Он проявляет кротость и милосердие по отношению к Своим созданиям и оказывает милость Своим рабам, принимая покаяние тех, кто приносит Ему покаяние. Аллах Всевышний сказал: « [Что же каса-ется] тех, которые творили дурное, а потом, после это-
го, принесли покаяние и уверовали, то ведь Господь твой и после этого — Прощающий, Милосердный». Одна-ко покаяние израильтян, поклонявшихся тельцу, могло быть принято лишь при том условии, что они будут убиты, ибо в Коране сказано:
И [вспомните, как] Муса ска- зал своему народу: «О народ мой! Поистине, вы сами обо-шлись с собой несправедливо, избрав себе тельца [для покло-нения], так принесите же
покаяние вашему Творцу и убейте [друг друга] — так
будет лучше для вас пред Творцом вашим! » И Он при-нял ваше покаяние. Поистине, Он — Приемлющий покая-ние, Милосердный (2: 54). z656 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Аллах Всевышний сказал: «А когда гнев Мусы улёгся, он поднял скрижали, и [оказалось, что] в [начертанномна] них [говорилось о] руководстве и милости для тех, кто страшится своего Господа». Ссылаясь на слова «и [оказа-лось, что] в [начертанном на] них», некоторые утвержда-ли, что скрижали треснули, однако такой вывод сомнителен, поскольку в этих словах нет указаний на это, а Аллах знает об этом лучше.
Как указывает Ибн ‘Аббас, израильтяне стали покло-няться тельцу вскоре после того, как вышли из моря, и с этим выводом можно согласиться, поскольку, выйдя из него, они сказали: «О Муса, сделай нам бога, подобного их богам» (7: 138). Это соответствует тому, что сказано в Писании иуде-ев, где указывается, что они поклонялись тельцу до того, как достигли Иерусалима.
Аллах Всевышний сказал:
Муса выбрал семьдесят мужей [из людей] своего народа для назначенного Нами времени [и места], когда же их поразило землетрясе-ние, он сказал: «Господь мой! Если бы Ты пожелал, то [мог]
бы погубить их вместе со мной и раньше, так неужели погу-бишь Ты нас за то, что сде-лали неразумные из нашей [среды]? Поистине, это —
только Твоё испытание, посредством которого z Рассказ о собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране y657
Ты собьёшь с пути, кого пожелаешь, и поведёшь пря-мым путём, кого пожелаешь. Ты — наш Покровитель, так прости же нас и помилуй, [ибо] Ты — лучший из прощающих!
И предназначь нам добро в этом мире и в мире ином. Поистине, мы обратились к Тебе! » [Аллах] сказал: «Наказанием Своим Я пора-жаю, кого желаю, а милость Моя объемлет собой всё, и Я предназначу её для тех, кто будет проявлять богобояз-ненность и выплачивать закят, и тех, кто уверует в Наши знамения,
и тех, кто последует за посланником, неграмотным пророком, [упоминание] о котором они [могут] найти
у себя в Торе и Евангелии и который велит им совер-шать одобряемое и запре-щает порицаемое, разрешает [всё] благое, запрещает [всё]
мерзкое и снимает бремя и оковы, что были на них. z658 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
Те, которые уверуют в него, станут почитать его и помо-гать ему и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, [непременно] преу-спеют» (7: 155–157). Как упоминают ас-Судди, Ибн ‘Аббас и другие улемы, эти семьдесят мужей, среди которых были Муса, Харун, Юша‘ ибн Нун, Надаб, Абиху и другие, относились к числу зна-ющих. Во главе с Мусой они отправились, чтобы изви-ниться за израильтян, которые поклонялись тельцу. Им бы-ло велено умаститься благовониями, очиститься и совершить полное омовение, и когда они вместе с Мусой приблизились к горе, то увидели на ней облака и яркий столб света, после чего Муса поднялся на гору. Израильтяне утверждают, что эти люди слышали слова Аллаха. С ними согласны и некото-рые толкователи Корана, считающие, что указанием на это служит тот аят, в котором сказано: «…некоторые из них
[сначала] слушали слово Аллаха, а потом, после того как понимали [смысл сказанного], сознательно искажали его»
(2: 75). Однако эти слова не обязательно указывают на то, что они слышали Его слова непосредственно. Так, например, Ал-лах Всевышний сказал: «…предоставь ему убежище, чтобы он [мог] услышать слово Аллаха» (9: 6). В этом аяте Ал-лах велит доводить Свои слова до сведения многобожников, что же касается вышеупомянутых семидесяти израильтян, то имеется в виду, что они слышали слова Аллаха, которые до их сведения доводил Муса . Утверждают также, что эти лю-ди видели Аллаха воочию, но и это утверждение ошибочно, поскольку после того, как они попросили об этом, их порази-ло землетрясение. z Рассказ о собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране y659
Аллах Всевышний сказал:
И [вспомните, как] сказали вы: «О Муса, мы ни за что не поверим тебе, пока не уви-дим Аллаха воочию! » И поразила вас молния, когда вы смотрели.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы