Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кресения. Сколь же скве-рен дар, полученный



[ими]! (11: 96–99).

 

Все приведенные выше ­аяты также показывают, что слова фа-раона «Я указываю вам лишь на то, что считаю [верным], и  веду вас только правильным путём» были ложью.

 

Аллах Всевышний сказал:

 

[Тогда] тот, кто уверовал,

сказал: ­ «О народ мой! Поис-тине, я боюсь, что вас [постигнет]­ нечто подобное тому, что [постигало] в  день

 

[бедствия каждого из] опол-чавшихся [против пророков],


z584 Ибн Касир.  Рассказы о пророках

 

 

подобное тому, что [постигло]

народ Нуха, ‘адитов, самудян и  тех, кто [жил] после них. Аллах не желает [проявлять]

 

несправедливость по отноше-нию к  [Своим] рабам.

 

О  народ мой! Поистине, я  бо-юсь, [что наступит] для вас такой День, [когда людибудут] взывать друг к  другу.

В  тот день вы обратитесь вспять и  не будет для вас защитника от Аллаха. Тому, кого Аллах собьёт с  пути, никто не укажет правильный путь.

Прежде явился к  вам Юсуф с  явными доказательствами, но вы непрестанно сомнева-лись относительно того, с  чем он к  вам пришёл, а  когда он умер, вы сказали: “После него Аллах уже не пошлёт посланника! ” Так Аллах вво-дит в  заблуждение того, кто преступает [пределы дозволен-ного] и  сомневается.

Велика ненависть Аллаха и  тех, кто уверовал, по отно-


 

y


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y585


 

шению к  [людям], которые

препираются о  знамениях Аллаха, не [имея никакого]

довода. Так запечатывает Аллах сердце всякого превоз-носящегося и  притеснителя»

 

(40: 30–35).

 

Этот близкий к  Аллаху человек предупредил их, что, если они бу-дут объявлять посланника Аллаха Мусу лжецом, их снова пос-тигнут те же мучения и  кары, которые уже постигли их и  тех, кто жил прежде, то есть народ Нуха, ‘адитов, самудян и  других. Всем им Аллах приводил доводы, подтверждавшие истинность того, с  чем приходили к  ним пророки, а  затем подвергал наказанию тех, кто считал их лжецами, и  спасал тех, кто следовал за ними. Кроме того, этот человек попытался внушить им страх перед Днём вос-кресения, когда люди будут взывать друг к  другу и  попытаются бежать, но не смогут сделать это, ведь Всевышний сказал:

 

В тот День скажет человек: «Куда бежать? »

Но нет, не будет убежища!

 

В  тот День возвращение

[будет только] к  Господу тво-ему (75: 10–12).

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

О сонмище джиннов и  людей! Если сможете выйти


z586 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

за  пределы небес и  земли, то  выходите, но вы будете

[в  состоянии] выйти, только [обладая] силой 1.

 

Какую же из милостей Гос-пода вашего вы сочтёте ложью?

Нашлют на вас бездымное пламя и  [расплавленную] медь

(или: дым), и  вы не поможете

 

Друг другу.

 

Какую же из милостей Гос-пода вашего вы сочтёте ложью? (55: 33–36).

По мнению одного из чтецов, фразу «День, когда [люди] бу-дут взывать друг к  другу» 2следует читать «День бегства»(с  удвоением одной из букв)*. Если исходить из этого, следует считать, что подразумевается либо День воскресения, либо тот день, когда Аллах подвергнет их наказанию и  они захотят убе-жать, но время будет упущено, а  в  Коране сказано:

 

Чувствуя, что Наше наказа-ние [уже близко], они [пыта-лись] бежать от него,

 

1 А силой может наделить только Аллах.

 

2 См. суру 40, аят 32.


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y587


 

[ангелы же говорили им]:

«Не  убегайте и  вернитесь туда, где вам была обеспечена рос-кошная жизнь, и  в  свои жилища  — может быть, у  вас попросят [что-нибудь из мир­ских благ] » (21: 12–13).

 

Потом он напомнил им о  пророчестве жившего в  Египте Юсуфа, потомком которого был Муса. Он обратил их внима-ние на  то, сколь много пользы Юсуф принёс людям в  мирских и  религиозных делах, ибо он призывал их поклоняться только Аллаху, не придавая Ему в  сотоварищи ничто из сотворённо-го Им. Кроме того, этот человек отметил, что египтянам то-го времени было присуще считать истину ложью и  противить-ся посланникам. Он сказал: «Прежде явился к  вам Юсуф

 

с  явными доказательствами, но вы непрестанно сомне-вались относительно того, с  чем он к  вам пришёл, а  ког-да он умер, вы сказали: “После него Аллах уже не ­пошлёт посланника! ”»­, указывая на то, что их слова были ложью.Вот почему он сказал также: «Так Аллах вводит в  заблуж-дение того, кто преступает [пределы дозволенного] и  сом-невается. Велика ненависть Аллаха и  тех, кто уверовал, по отношению к  [людям], которые препираются о  знаме-ниях Аллаха, не [имея никакого] довода». Здесь имеетсяв  виду, что они отвергают доказательства, которые предостав-ляет им Аллах, не располагая никакими доводами от Аллаха, что вызывает Его ненависть по отношению к  таким людям. Он также сказал: «Так запечатывает Аллах сердце всяко-го превозносящегося и  притеснителя». Это значит: так про-исходит, если сердца противятся истине, что всегда является безосновательным.


z588 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Аллах Всевышний сказал:

 

Фараон сказал: «О Хаман! Построй для меня башню, чтобы я достиг путей,

путей небесных и  посмотрел на Бога Мусы. Поистине, я  считаю его лжецом». Так было украшено для фараона зло дел его, и  был он отвращён от пути [истинного], и  козни

[фараона не привели] ни к  чему, кроме гибели (40: 36–37).

 

Фараон счёл Мусу, утверждавшего, что его послал Аллах, лже-цом и  обратился к  своим приближённым.

 

Аллах Всевышний сказал:

И сказал фараон: «О  знатные, я не знаю для вас иного бога, кроме меня! Разожги огонь над глиной, о  Хаман, и  [построй]

 

для меня башню, чтобы я посмотрел на Бога Мусы. Поистине, я считаю его [одним] из лжецов» (28: 38).

 

Слова фараона «чтобы я посмотрел на Бога Мусы. Поисти-не, я считаю его [одним] из лжецов» можно истолковать дво-яко. Это может означать: я считаю, что он лжёт, утверждая,


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y589


 

что в  мире есть иной Господь помимо меня. Возможно также, что это означает: я считаю, что он лжёт, утверждая, будто его послал Аллах. Первое толкование больше соответствует явным делам фараона, который отказывался признать существование Творца. Второе же в  большей степени относится к  его словам

 

«чтобы я… посмотрел на Бога Мусы», то есть спросил, по-сылал Он его или нет, и  его словам «я считаю его лжецом», что означает: я считаю притязания Мусы ложными.

 

Цель фараона заключалась в  том, чтобы заставить людей считать Мусу  лжецом и  не верить ему, к  чему имеют отно-шение слова Аллаха: «Так было украшено для фараона зло дел его, и  был он отвращён от пути [истинного] ».

 

Толкуя слова Всевышнего «и козни [фараона не привели] ни к  чему, кроме гибели», Ибн ‘Аббас и  Муджахид говорили: «Это значит, что они не привели ни к  чему, кроме потерь, то есть были несостоятельны и  не помогли ему достичь цели, к  которой он стремился. Дело в  том, что у  человека никогда не хватит силы, чтобы достичь даже нижнего неба, так что же говорить о  других небесах и  о том, что находится выше и  о  чём знает один лишь Всемогущий и  Великий Аллах! » [Тафсир Табари, т.  24, с.  43].

Многие толкователи указывают, что башня из обожжён-ного кирпича, которую построил для фараона его визирь Ха-ман, была невиданной высоты. Вот почему он сказал: «Ра-зожги огонь над глиной, о  Хаман, и  [построй] для меня

 

башню…»

 

Аллах Всевышний сказал:

 

Они сказали: «Нам причи-няли страдания до того, как ты пришёл к  нам, [и продол-жают причинять их] после того,

как ты к  нам явился! »


z590 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

[Муса]  сказал: «Возможно,

Господь ваш уничтожит ваших врагов и  сделает вас [их] преемниками на земле,

чтобы посмотреть, как вы будете поступать» (7: 129).

 

Муса пообещал израильтянам, что они победят египтян. Так и  случилось, и  это является одним из указаний на истинность его пророчества.

 

Аллах Всевышний сказал:

 

Тот, кто уверовал, сказал: «О  народ мой! Последуйте за  мной, и  я поведу вас пра-вильным путём.

О  народ мой! Жизнь эта

[даётся лишь во временное]

 

пользование, [что же каса-ется] обители [вечного] пре-

Бывания, то ею, поистине,

 

[станет]­ мир иной.

 

Тому, кто [в земной жизни]

Совершит нечто дурное,

 

[в  мире вечном] воздастся­

 

только в  такой же мере, а  каждый, кто совершал праведные дела и  являлся верующим, будь то муж-


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y591


 

чина или женщина,   — [такие] войдут в  Рай, в  кото-

ром получат свой удел без счёта» (40: 38–40).

 

Этот человек  действительно призывал их к  истинному пу-ти, то есть к  тому, чтобы последовать за пророком Алла-ха Мусой и  поверить тому, что он принёс от своего Госпо-да. Кроме того, он удерживал их от любви к  миру дольнему, исчезновение которого неизбежно, и  побуждал стремиться к  награде Аллаха, ибо Он не забывает о  делах тех, кто дела-ет что- либо ради Него, обладает властью надо всем, дарует многое даже за незначительные добрые дела и  придержива-ется справедливости, воздавая за каждое дурное дело только соответствующим ему воздаянием. И  он сказал им, что вечен лишь мир иной, где верующего, который совершал праведные дела, ждут райские сады, многочисленные блага и  непрехо-дящий удел.

 

Затем он стал указывать египтянам на ложность того, че-го они придерживались, стараясь внушить им страх перед тем, что их ждало. Он сказал:

 

Тому, кто [в земной жизни]

Совершит нечто дурное,

 

[в  мире вечном] воздастся­

 

только в  такой же мере, а  каждый, кто совершал пра-ведные дела и  являлся верую-щим, будь то мужчина или женщина,   — [такие] войдут

 

в  Рай, в  котором получат свой удел без счёта.


z592 Ибн Касир.  Рассказы о пророках

 

 

О  народ мой! Почему я при-зываю вас к  спасению, а  вы призываете меня к  Огню?

 

Вы призываете меня не веро-вать в  Аллаха и  придавать Ему в  сотоварищи то, зна-нием о  чём я не обладаю, а  я  призываю вас к  Всемогу-щему и  Прощающему.

Нет сомнений в  том, что

[божества, к  поклонению кото-рым] вы призываете меня, не

[могут отвечать на] мольбы ни

 

в  мире дольнем, ни в  мире веч-ном, что нас [ждёт] возвраще-

ние к  Аллаху и  что преступаю-щие станут обитателями Огня.

 

Вы ещё вспомните то, что я  говорю вам, я же вручаю [все] свои дела Аллаху 1   — поистине, Аллах видит [делаСвоих] рабов!

И  Аллах уберёг его от зла

 

[всех] их козней, [что же каса-ется] рода фараона, то  постигла­ его [суровая] кара  —


 

 

y


 

1 То есть я полностью полагаюсь на Аллаха и уповаю только на Него.


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y593


 

Огонь, в  который их ввер-гают утром и  в  послеполуден-ное время, а  в  тот День, когда наступит Час [этот, будет ска-зано]: « [Подвергните] род

фараона наиболее мучитель-ному наказанию! » (40: 40–46).

 

Этот человек призывал египтян поклоняться Господу небес и  земли, по слову Которого «Будь» возникает всё, что Ему угодно. Они же призывали его поклоняться невежественно-му, заблудшему и  проклятому фараону, и  поэтому он обратился к  ним со словами порицания: «О народ мой! Почему я при-зываю вас к  спасению, а  вы призываете меня к  Огню?  

 

Вы призываете меня не веровать в  Аллаха и  придавать Ему в  сотоварищи то, знанием о  чём я не обладаю, а  я при-зываю вас к  Всемогущему и  Прощающему».

Потом этот человек разъяснил им несостоятельность их поклонения идолам и  всему прочему помимо Аллаха, ибо ничто сотворённое не может принести человеку ни вре-да, ни  пользы. Он сказал: «Нет сомнений в  том, что [бо-жества, к  поклонению­ которым] вы призываете меня, не

 

[могут отвечать на] мольбы ни в  мире дольнем, ни в  мире вечном, что нас [ждёт] возвращение к  Аллаху и  что пре-ступающие станут обитателями Огня». Это значит: вашибожества ни на что не способны и  не обладают никакой вла-стью даже в  этом мире, так что же они смогут сделать в  мире вечном? Что же касается Всемогущего и  Великого Аллаха, то  Он  является Творцом и  дарует удел праведным и  нече-стивым, Он даёт жизнь Своим рабам и  умерщвляет их, а  по-том Он  воскресит их и  введёт покорных в  Рай, а  непокорных ввергнет в  Огонь.


z594 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Потом он сказал: «Вы ещё вспомните то, что я говорю вам, я же вручаю [все] свои дела Аллаху  — поистине, Ал-лах видит [дела Своих] рабов! », то есть пригрозил им, чтоэто случится с  ними, если они будут продолжать упорствовать и  впредь. Слова «И Аллах уберёг его от зла [всех] их коз-ней» означают, что он спасся от наказания, которому они под-верглись за своё неверие в  Аллаха и  те хитрости, на которые они пускались, чтобы отвратить простых людей от пути Алла-ха. Вот почему Аллах Всевышний сказал: «… [что же касается]

 

рода фараона, то постигла его [суровая] кара  —  Огонь, в  который их ввергают утром и  в  послеполуденное время». Это значит, что после смерти1 души этих людей стали утром и  вечером подвергать мукам Огня и  так будет продолжаться до самого Дня воскресения, «а в  тот День, когда наступит Час

 

[этот, будет сказано]: “ [Подвергните] род фараона наиболее

 

мучительному наказанию! ”»

 

Ясные ­аяты о  мучениях, которым  подвергся  род  фараона

 

Всевышний Аллах погубил этих людей только после того, как послал к  ним посланника, ­ представил им убедительные доводы и  применил средства­ устрашения и  побуждения. В  Коране об этом сказано так:

И Мы поразили род фараона засухой и  недородом, чтобы они одумались.


 

 

1 Здесь речь идёт о пребывании в барзахе (см. сноску на с. 61).


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y595


 

Когда [доставалось] им [нечто]

Хорошее, они говорили: «Это

 

[досталось] нам, [ибо мы этого заслуживаем] », когда же постигало­ их [нечто] дурное,

 

они считали, что злополуч-ным для них стало [пребыва-ние в  Египте] Мусы и  тех, кто

 

был с  ним. Поистине, их дур-ные предзнаменования  — [во  власти] Аллаха, но в  боль-

 

Шинстве своём они не знают.

И  они говорили: «Какие бы знамения ты ни являл нам, мы  не уверуем в  тебя! »

 

 

И  Мы наслали на них потоп, саранчу, вшей, лягушек и  кровь 1 в  качестве различных знамений, [чтобы они уверо-вали, однако] они возгордились, [ибо] являлись грешными людьми (7: 130–133).

В этих аятах­ Аллах поведал, что род фараона, то есть его на-род, египтяне, подверглись испытанию засухой, когда в  тече-ние нескольких лет был неурожай, животные не давали молока, а  деревья приносили мало плодов. Слова Аллаха «чтобы они


 

1 Вся вода в Египте превратилась в кровь.


z596 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

одумались» указывают на то, что это не пошло им на поль-зу и  они продолжали упорствовать, не отказавшись от своего неверия. Эти люди, сердца которых превозносились над исти-ной, видели причину всех постигавших их испытаний в  том, что пребывание Мусы среди них является злополучным, когда же они снова получали возможность пользоваться всеми мирскими благами, то приписывали это своим заслугам. Аллах Всевыш-ний сказал: «Поистине, их дурные предзнаменования  —

 

[во власти] Аллаха», и  смысл этих слов в  том, что Аллах спол-на воздаст им за это, «но в  большинстве своём они не знают».

Египтяне говорили Мусе: «Какие бы знамения ты  ни  яв-лял нам, мы не уверуем в  тебя! » Смысл этого был таков: мы  не уверуем в  тебя, не последуем за тобой и  не подчиним-ся тебе, какие бы чудеса ты нам ни являл, даже если ты совер-шишь все чудеса. О  них Аллах Всевышний сказал так:

 

Поистине, не уверуют те, в  отношении которых осуществилось­ слово твоего Господа,

пока не узреют мучительное наказание, даже если явятся к  ним все знамения

(10: 96–97).

 

Аллах Всевышний также сказал: «И Мы наслали на них по-

 

топ, саранчу, вшей, лягушек и  кровь в  качестве различных знамений, [чтобы они уверовали, однако] они возгордились,

[ибо] являлись грешными людьми».

 

Что касается потопа, то Ибн ‘Аббас говорил, что имеются в  виду проливные дожди, которые погубили посевы и  плодовые


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y597


 

деревья [Тафсир Табари, т.  9, с.  24]. Такого же мнения придержи-вались Са‘ид ибн Джубайр, Катада, ас-Судди и  ад-Даххак.

Что касается саранчи, то речь идёт об общеизвестном на-секомом, которое можно употреблять в пищу. В обоих «Сахи-хах» приводится хадис, в котором сообщается, что Абу Я‘фур сказал: «Я задал ‘Абдуллаху ибн Абу Ауфа вопрос о  саранче1, и  он сказал: “Вместе с  Посланником Аллаха мы совершили семь военных походов, во время которых ели саранчу”» [Буха-

 

ри, №  5495; Муслим, №  1952].

 

Однако сам Пророк  не употреблял в  пищу ни саранчу, ни ящериц и  отказывался есть лук, чеснок и  лук-порей, о  чём сообщается в  хадисах, приводимых аль-Бухари и  Муслимом. В  приводимом выше аяте­ имеется в  виду, что саранча полно-стью уничтожила все их посевы и  плодовые деревья.

 

Что касается слова ل م ّ َ ق ُ , то Ибн Джарир ссылается на мне-ния знатоков арабского языка, которые считали, что здесь име-ются в  виду мелкие клещи, которые проникали в  жилища егип-тян и  не давали им покоя, из-за чего те не могли спать и  вести обычный образ жизни [Тафсир Табари, т.  6, с.  34]. По мнению же ‘Ата ибн ас-Саиба, здесь имеются в  виду общеизвестные вши (ل م ْ ق َ ), и  так читал это слово аль-Хасан аль-Басри.

Что касается лягушек, то здесь никаких разъяснений не требуется. Они буквально покрыли собой египтян и  даже па-дали в  их еду и  сосуды, и  стоило кому-нибудь из них открыть рот, чтобы съесть или выпить что-нибудь, как туда падала од-на из этих лягушек.

 

Что же касается крови, то она смешалась со всеми вода-ми, которые были в  Египте, и  когда они брали воду из Ни-ла, колодца или откуда-нибудь ещё, то видели, что она сме-шана с  кровью.


 

1 То есть о допустимости употребления её в пищу.


z598 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Эти бедствия поражали только всех египтян без исключе-ния, но ни одно из них не коснулось израильтян, что явилось ве-ликим чудом и  убедительным доводом, указывающим на то, что эти чудеса с  соизволения Аллаха были делом рук Мусы  .

 

Аллах Всевышний сказал:

 

Когда их постигало наказа-ние, они говорили: «О Муса, обратись к  своему Господу с  мольбой за нас [и напомниЕму] о  том, что Он обещал

тебе. Поистине, если ты изба-вишь нас от этого наказания, мы поверим тебе и  отпустим с  тобой сынов Исра’иля! »

 

Когда же Мы избавляли их от этого наказания до [известного] предела, которого они [должныбыли] достичь, [эти люди] нарушали [своё обещание].

[Потом] Мы отомстили им

и  потопили их в  море за то, что они сочли ложью Наши знамения и  пренебрегали ими

 

(7: 134–136).

 

В этих аятах­ Аллах поведал о  неверии и  заносчивости егип-тян, так и  оставшихся заблудшими и  невежественными людь-ми, которым гордость помешала последовать за знамениями


z Рассказ о  собеседнике Аллаха Мусе ибн ‘Имране  y599


 

Аллаха и  поверить Его посланнику, несмотря на то что Аллах поддержал Мусу, позволив ему совершить великие чудеса. Ал-лах дал египтянам воочию увидеть эти чудеса, чтобы они по­ служили для них указанием и  доказательством. Всякий раз как что-нибудь ставило их в  затруднительное положение, они кля-лись Мусе, что уверуют в  него и  отпустят с  ним израильтян, если он избавит их от этого, но как только бедствие прекра-щалось, всякий раз возвращались к  своим дурным делам, от-ворачиваясь от истины, которую он им принёс, и  не обращая на неё внимания. Каждое из насылаемых Аллахом на египтян бедствий было хуже предыдущего, и  каждый раз они говори-ли: «Поистине, если ты избавишь нас от этого наказания, мы поверим тебе и  отпустим с  тобой сынов Исра’иля! » Од-нако они лгали, давая обещания, но не исполняя их, когда же бедствие прекращалось, они вновь брались за старое.

 

Великий, Кроткий и  Могущественный Аллах дал им от-срочку, однако после того как им были предоставлены все до-воды, Он подверг их такому наказанию, которое должно было послужить уроком для других подобных им неверных и  поучи-тельным примером для Его верующих рабов.

 

Аллах Всевышний сказал:

 

Мы послали Мусу с  Нашими знамениями к  фараону и  его знати, и  он сказал: «Поис-тине, я  — посланник Господа миров».

Когда же он явился к  ним, они принялись смеяться над  ним.


z600 Ибн Касир.  Рассказы о пророках

 

 

Какое бы знамение Мы им ни показывали, оно превос-ходило [предыдущее], и  Мы [подвергали] их наказанию, чтобы они вернулись [на путьистинный].

Они сказали: «О колдун! Обратись к  своему Господу с  мольбой за нас [и напомниЕму] о  том, что Он обещал

тебе, и  тогда мы непре-менно последуем прямым путём».


Поделиться:



Популярное:

  1. F) показывает, во сколько раз увеличивается денежная масса при прохождении через банковскую систему
  2. X СТАРООСКОЛЬСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ООН
  3. А теперь несколько высказываний различных педагогов относительно артикуляции и дикции.
  4. АНО СПО «Старооскольский техникум кооперации,
  5. В 1920 году на территории Казахстана действовало несколько радиостанций, в том числе в
  6. В отрасли связи используется несколько показателей прибыли.
  7. В случае Пип у тебя нет сомнений, поскольку она сама сказала, когда хотела бы умереть. Сказала, что хочет войти в Новый год.
  8. Все древние Учения мира говорят о бессмертии человека, о нескольких телах, которые имеются у каждого человека, о Мирах, в которых живёт человек бессмертный.
  9. Вы можете идти сколько захотите. Вы можете продолжать вечное паломничество просто со своим собственным маленьким светом.
  10. Выводит на сцену несколько респектабельных особ, с которыми читатель уже знаком, и повествует о том, как совещались между собой достойный Монкс и достойный еврей
  11. Выделяют несколько аспектов культурологического подхода.
  12. Глава 31. Несколько слов о религии


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.159 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь