Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Пища для грешника. Оно обжигает живот как кипящая медь»
(44: 43–66). О нем же Всевышний сказал: «...И дерево, про-
клятое в Коране. И мы устрашаем их, но это увеличивает в них только великую непокорность» (17: 60). Аль-Валид ибн аль-Мугира стоял рядом с Пророком, который разговаривал с ним, желая обратить его в ислам. И вот в это вре-мя мимо проходил сын Умм Мактума, который был слепым. Он заговорил с Пророком и стал просить прочесть ему Коран. Это стало тяготить Пророка и даже раздражать, потому что он был занят с аль-Валидом, желая обратить его в ислам. Когда слепой очень сильно стал досаждать, Пророк ушел и оставил его нахму-рившимся. По этому поводу Аллах сказал: «Он нахмурился и отвернулся, когда подошел к нему слепой» до слов «в свитках почтенных, возвышенных, очищенных» (80: 1–14). То естья тебя послал увещевателем, предвестником, особо наделяя тебя. Не отвергай того, кто желает слушать его (Коран), и не удержи-вай того, кто не хочет его.
Возвращение мухаджиров из Эфиопии
До сподвижников Пророка, уехавших в Эфиопию, дошла весть о том, что жители Мекки приняли ислам, и тогда они отправились в путь обратно. Когда приблизились к Мекке, узнали, что разговоры о принятии ислама жителями Мекки не соответствуют действитель-ности. Никто из них не вошел в Мекку, кроме как под чьей-либо за-щитой или тайно. Из числа тех, кто осмелился вернуться в Мекку к Пророку, некоторые прожили там вплоть до переселения в Медину, другие участвовали в битве при Бадре вместе с Пророком, некото-рые оставались в Мекке и не участвовали в битве при Бадре и дру-гих сражениях, а некоторые умерли в Мекке, не выезжая из нее.
В числе вернувшихся были Осман ибн Аффан ибн Абу аль-Ас, вместе с ним его жена Рукаййа, дочь Пророка; Абу Хузайфа ибн Утба, вместе с ним его жена Сахла дочь Сухейла; аз-Зубайр ибн аль-Аввам ибн Хувайлид; Абд ар-Рахман ибн Ауф; Салама ибн Хишам, которого задержал в Мекке его дядя и он уехал в Ме-дину только после битв при Бадре, Ухуде и аль-Хандаке; Аййаш ибн Абу Рабиа, он переселился вместе с Пророком в Медину, его догнали два брата его матери: Абу Джахль ибн Хишам, аль-Ха-рис ибн Хишам, вернули в Мекку и заперли там, пока не прошли битвы при Бадре, Ухуде и аль-Хандаке.
В числе их союзников были: Аммар ибн Йасир, относитель-но которого есть сомнение в том, выехал ли он в Эфиопию или нет; Хишам ибн аль-Ас, был задержан в Мекке после переселе-ния Пророка в Медину, выехал в Медину после Бадра, Ухуда и аль-Хандака; Абдаллах ибн Сухайль, он был удержан от Проро-ка, когда переселялся в Медину и до битвы при Бадре, когда от-делился от неверных и примкнул к Пророку, участвовал вместе с ним в битве при Бадре; ас-Сакран ибн Амр ибн Абд Шамс, вмес-те с ним его жена Сауда бинт Замаа ибн Кайс, умер в Мекке до переселения Пророка в Медину, и Пророк взял под свое покро-вительство его жену Сауда бинт Замаа. Ибн Хишам Общее число сподвижников, вернувшихся в Мекку к Проро-ку из Эфиопии, было 33 мужчины.
Среди вышеназванных вошли в Мекку под защитой: Осман ибн Мазун, вошел под защитой аль-Валида ибн аль-Мугиры; Абу Малама ибн Абд аль-Асад ибн Хиляль аль-Махзуми, вошел в Мекку под защитой Абу Талиба ибн Абд аль-Мутталиба, который приходился ему дядей со стороны матери; мать Абу Саламы.
А что касается Османа ибн Мазуна, то Малих ибн Ибрахим ибн Абд ар-Рахман ибн Ауф передал мне рассказ о нем. Когда Осман ибн Мазун увидел, в каком тяжелом положении находятся спод-вижники Пророка, в то время как он разгуливал в полной безопас-ности под защитой аль-Валида ибн аль-Мугиры, сказал: «Ей-богу, я разгуливаю в безопасности под защитой человека из неверных, а мои друзья и мои единоверцы ради дела Аллаха подвергаются ис-пытаниям и мучениям, которым я не подвергаюсь из-за большого изъяна в моей душе». Он пошел к аль-Валиду ибн аль-Мугире и сказал ему: «О Абу Абд Шамс! Ты человек, верный своему слову! Я освобождаю тебя от обещанной мне защиты! » Спросил: «Поче-му, о сын моего брата? Может быть, кто-нибудь из моих людей те-бя обидел? » Ответил: «Нет, но мне достаточно защиты Аллаха. Я не хочу прибегать к помощи другого, кроме Него». Тогда аль-Ва-лид сказал: «Отправляйся в мечеть, откажись от моей защиты глас-но так же, как я взял тебя под свое покровительство гласно». Они оба отправились и пришли в мечеть. Аль-Валид сказал: «Это — Осман. Он пришел, чтобы отказаться от моего покровительства». Осман сказал: «Он сказал правду. Он был верным, добрым пок-ровителем. Но я решил не прибегать к покровительству другого, кроме Всевышнего Аллаха, и отказываюсь от его покровительс-тва». Потом Осман ушел. Лабид ибн Рабиа ибн Малик ибн Джа-фар ибн Килаб сидел вместе с курайшитами и декламировал им сти-хи. К ним подсел Осман. Лабид произнес стих:
«Разве не всякая вещь, кроме Аллаха, вздор? »
Осман сказал: «Ты сказал правду». Потом произнес Лабид:
«Тогда и всякое блаженство обязательно будет мимолетным».
Осман сказал: «Ты сказал неправду. Блаженство рая не пре-кращается». Лабид ибн Раби’а сказал: «О собрание курайшитов! Ей-богу, ваш собеседник не подвергался оскорблениям раньше. И
с каких пор это началось среди вас? » Один из курайшитов сказал: «Этот — один из глупцов, которые отлучились от нашей религии. Не обращай на его слова внимания! » Осман возразил ему, и они стали ругаться. Тогда этот чело-век подошел к нему и ударил его в глаз и посадил синяк под гла-зом. Аль-Валид ибн аль-Мугира был недалеко и видел, что стало
с Османом, и сказал: «О сын моего брата! Ты мог этого избежать. Ведь ты был под надежной защитой! » Осман говорит ему: «Кля-нусь Аллахом, я готов подставить и второй свой глаз за дело Ал-лаха. Я нахожусь, клянусь Аллахом, под покровительством того, кто сильнее и могущественнее тебя, о Абу Абд Шамс! » Аль-Ва-лид ему сказал: «Давай, сын моего брата, если хочешь, вернись под мое покровительство! » Ответил: «Нет».
Ибн Исхак сказал: «А что касается Абу Саламы ибн Абд аль-Асада, то мне рассказал мой отец Исхак ибн Йасар со слов Сала-мы ибн Абдаллаха ибн Омара ибн Абу Саламы, который расска-зал ему, что, когда Абу Салама встал под покровительство Абу Талиба, к нему пришли мужчины из рода Махзума и сказали: «О Абу Талиб! Что это? Ты защитил от нас сына твоего брата, Му-хаммада. А почему ты взял под свою защиту этого нашего прияте-ля? » Ответил: «Он попросил у меня защиты. Он сын моей сест-ры. Если я не защищу сына моей сестры, не защищу и сына моего брата». Абу Лахаб встал и сказал: «О собрание курайшитов! Ей-богу, вы слишком много нападаете на этого старого человека. Пос-тоянно нападаете на него из-за того, что он взял под свою защи-ту некоторых своих родных. Ей-богу, отстаньте от него, или мы встанем вместе с ним во всем, что он делает, пока не добьется то- Ибн Хишам го, чего хочет». Они сказали: «Ладно, мы уйдем и не станем де-лать то, что тебе не нравится, о Абу Утба! »
Нарушение договора
Ибн Исхак сказал: «Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Все-вышний Аллах, как мне рассказал Мухаммад ибн Муслим аз-Зух-ри со слов Урвы, передавшего слова Аиши, когда ему стало трудно жить в Мекке, где он подвергался оскорблениям, когда увидел от-крытую вражду курайшитов к Пророку и его приятелям, попросил у Пророка разрешения на переселение. Пророк дал ему согласие. Абу Бакр уехал, чтобы обосноваться в другом месте. Когда он удалился от Мекки на расстояние дня или двух дней пути, его встретил Ибн ад-Дугунна из рода Бану аль-Харис. Он тогда был господином пле-мени Ахабиш». (Ибн Исхак сказал: «Ахабиш это Бану аль-Харис ибн Абд Манат ибн Кинана, аль-Хаун ибн Хузайма ибн Мудрика, Бану аль-Мусталак из племени Хузаа».) Ибн Хишам сказал, что их назвали словом Ахабиш, потому что они вступили в союз в долине, которая называется аль-Ахабиш и находится на юге от Мекки.
Ибн ад-Дугунна спросил: «Куда, о Абу Бакр? » Ответил: «Меня прогнал мой народ. Они притесняли меня и не давали жить». Спросил: «А почему? Ей-богу, ты украшаешь род, пла-тишь налоги, делаешь добро, подаешь бедному. Возвращайся, ты будешь под моей защитой! » И вернулся вместе с ним. Когда вош-ли в Мекку, Ибн ад-Дугунна встал и сказал: «О собрание курай-шитов! Я взял под свою защиту Ибн Абу Кухафа, и никто не пос-меет обращаться к нему, кроме как с добром! »
Аиша рассказывала, что и они отстали от него. У Абу Бакра было место для моления перед дверью своего дома в квартале Ба-ну Джумах, и он там молился. Он был человеком впечатлительным и, когда читал Коран, плакал. Возле него собирались дети, рабы и женщины. Их удивляло то, что он делал. Мужчины из курайши-
тов отправились к Ибн ад-Дугунне и сказали: «О Ибн ад-Дугун-на! Ты взял под свою защиту этого человека не для того, чтобы он оскорблял нас. Этот человек, когда молится и читает то, что принес Мухаммад, растрогается и плачет. У него есть своя манера и своя форма молитвы. Мы боимся за наших детей, женщин и нестойких людей из нашей среды, боимся, что он их соблазнит. Иди к нему и прикажи ему войти в свой дом и пусть делает там, что хочет! » Ибн ад-Дугунна отправился к нему и сказал: «О Абу Бакр! Я взял тебя под свою защиту не для того, чтобы ты причинял зло своему народу. Он не хочет, чтобы ты совершал молитву на этом месте, и недоволен тобой из-за этого. Войди в дом свой и делай там, что хочешь». Абу Бакр ответил: «Может, мне отказаться от твоей защиты и довольс-твоваться защитой Аллаха? » Сказал: «Откажись от моей защиты! » Абу Бакр сказал: «Я отказался от твоей защиты». Тогда Ибн ад-Дугунна сказал: «О собрание курайшитов! Ибн Абу Кухафа отка-зался от моей защиты. Это уже ваше дело, как поступить с вашим родственником. Бану Хашим и Бану аль-Мутталиб находились на том месте, о котором курайшиты договорились между собой».
Потом этот договор, заключенный между курайшитами про-тив родов Хашима и аль-Мутталиба, стали нарушать отдельные курайшиты. Лучше всех поступал Хишам ибн Амр, потому что он был сыном брата Наулы ибн Хашима ибн Абд Манафа по матери. Хишам был в добрых отношениях с Бану Хашимом, пользовал-ся уважением среди своих родственников. И, как рассказали мне, он приходил с верблюдом, ночью, когда род Хашима и род аль-Мутталиба находились в ущелье. Он тяжело нагружал верблюда пищей. Когда доходил с верблюдом до входа в ущелье, снимал с головы верблюда поводок, потом ударял его по боку и пускал его к ним в ущелье. Потом он приходил, тяжело нагрузив верблюда пшеницей, и делал то же самое.
Ибн Исхак сказал, что потом он пошел к Зухейру ибн Абу Умаййа ибн аль-Мугира. Его мать Атика была дочерью Абд аль-Мутталиба. Сказал: «О Зухейр! Ты доволен тем, что ешь пищу, Ибн Хишам носишь одежду, совокупляешься с женщинами, в то время как твои дяди со стороны матери, как ты знаешь, не могут ни продавать, ни купить, ни жениться, ни выдавать замуж. Клянусь Аллахом, ес-ли бы у меня были дяди Абу аль-Хакама Ибн Хишама и потом меня призвали бы к тому, к чему призвали тебя, я ни за что не со-гласился бы на это». Он сказал: «Горе тебе, о Хишам! А что мне делать? Я лишь один человек. Если бы со мной был другой муж-чина, то я бы разрушил этот договор окончательно». Сказал: «Ты уже нашел мужчину». Спросил: «Кто это? » Ответил: «Я». Зу-хайр сказал ему: «Нам нужен третий человек».
Тогда Хишам отправился к Мут’иму ибн Адию и сказал ему: «О Мут’им! Разве ты согласен на то, что гибнут два клана из Ба-ну Абд Манаф, а ты являешься свидетелем всего этого и одобря-ешь курайшитов в этом? Если бы вы смогли удержать их от этого и отменить договор о бойкоте».
Мут’им сказал: «О горе! Что мне делать? Я ведь один». Ска-зал: «Ты уже нашел второго». Спросил: «А кто он? » Ответил: «Я». Мут’им сказал: «Нам нужен третий». Сказал: «Уже есть». Спросил: «А кто он? » Ответил: «Зухайр ибн Абу Умаййа». Ска-зал: «Нужно найти четвертого».
Тогда Хишам отправился к Абу аль-Бахтари ибн Хишаму и сказал ему приблизительно то же самое, что и Мут’иму ибн Адию. Тот спросил: «А кто-нибудь поддерживает это? » Ответил: «Да». Спросил: «А кто он? » Ответил: «Зухайр ибн Абу Умаййа, Мут’им ибн Ади и я с тобой». Сказал: «Поищем пятого».
Хишам отправился к Замаа ибн аль-Асваду, стал с ним гово-рить, напомнил ему их родство, их право. Замаа спросил: «Есть ли еще кто-нибудь, поддерживающий это дело? » Ответил, что да, потом перечислил людей. Договорились собраться в Хатм аль-Хаджуне (место в Мекке) ночью на севере Мекки. Они там собрались, приняли решение, договорились действовать с целью разрушения договора. Зухайр сказал: «Я обязательно буду гово-рить первым».
Утром они отправились к месту собрания. Зухайр ибн Абу Умаййа был одет в плащ. Обошел Каабу семь раз, потом обратил-ся к людям и сказал: «О жители Мекки! Мы едим пищу, надева-ем на себя одежды, а род Хашима погибает: они не могут ни про-давать, ни покупать. Ей-богу, я не сяду, пока не будет расколота эта жестокая, несправедливая табличка».
Абу Джахль, находившийся на краю мечети, сказал: «Ты лжешь, ей-богу, она не будет расколота! » Тогда Замаа ибн аль-Асвад сказал: «Ей-богу, лжешь ты! Мы не давали своего согла-сия, когда этот договор был подписан». Абу аль-Бахтари сказал: «Зама’а прав, мы не согласны с тем, что там написано, ей-богу! И не будем его выполнять! » Аль-Мут’им ибн Ади сказал: «Вы оба правы, а лжет тот, кто сказал иначе. Избавимся от нее и от того, что на ней написано! » Хишам ибн Амр сказал также подоб-ное этому. Абу Джахль сказал: «Это дело было решено ночью, и держали совет об этом не на этом месте». Абу Талиб сидел в сто-ронке. Аль-Мут’им встал, подошел к табличке с текстом догово-ра, чтобы расколоть ее, увидел, что ее уже черви съели, остались лишь слова: «Твоим именем, о Боже! »
Ибн Хишам сказал о том, что некоторые ученые упомянули, что Посланник Аллаха сказал Абу Талибу: «О дядя! Поистине Аллах напустил земляных червей на табличку курайшитов. Они не оставили на ней ничего, кроме имени Аллаха, удалили из нее зло, отчуждение и ложь». Абу Талиб спросил: «Тебе об этом сообщил Господь твой? » Ответил: «Да». Абу Талиб сказал: «Клянусь Аллахом, никто не вой-дет к тебе! » Потом он вышел к курайшитам и сказал: «О собрание курайшитов! Сын моего брата сообщил мне то-то и то-то. Идите к вашей табличке: если она такая, как сказал сын моего брата, то пре-кратите нас бойкотировать и отмените то, что на ней написано. Если же это неправда, то я выдам вам сына своего брата! » Люди сказали: «Мы согласны». И договорились об этом. Потом посмотрели, а она была такой, как сказал Пророк. Это их еще больше озлобило. И тог-да группа людей из курайшитов разрушили эту табличку. Ибн Хишам Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы