Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Первое переселение на землю Эфиопии
Абу Мухаммад Абд аль-Малик ибн Хишам сказал: «Рассказал нам Зияд ибн Абдаллах аль-Баккаи со слов Мухаммада ибн Ис-хака иль-Мутталиби. «Когда Посланник Аллаха увидел, каким испытаниям и мучениям подвергаются его сподвижники и от че-го он был избавлен, благодаря своему месту у Аллаха и защите со стороны своего дяди — Абу Талиба, когда он понял, что не в состоянии уберечь их от этих мучений, сказал им: «Может быть вы уйдете в земли Эфиопии: там такой царь, у которого никто не подвергается гонениям. Это земля правды. Будете там, пока Ал-лах не облегчит вам вашу участь». Тогда некоторые мусульмане-сподвижники Посланника Аллаха ушли в землю Эфиопии, боясь искушения, убегая к Аллаху со своей религией. Это была первая хиджра (переселение) в исламе.
Первыми ушли мусульмане из рода Бану Умаййа ибн Абд Шамс; Осман ибн Аффан; вместе с ним его жена Рукаййа, дочь Пророка: Абу Хузайфа ибн Утба; вместе с ним его жена Сахла дочь Сухейла ибн Амра, она родила ему на земле Эфиопии Му-хаммада ибн Абу Хузайфу; аз-Зубайр ибн аль-Аввам ибн Ху-вейлид; Мусааб ибн Умайр; Абд ар-Рахман ибн Ауф; Абу Сала-ма ибн Абд аль-Асад; вместе с ним его жена Умм Салама; Осман ибн Мазун; Амир ибн Рабиа, союзник рода аль-Хаттаба со сво-ей женой Лайла бинт Абу Хусама; Абу Сабра ибн Абу Рахм; Су-хайль ибн Байда.
Эти десять человек были первыми мусульманами, ушедшими на землю Эфиопии, как это дошло до меня. Ибн Хишам сказал: «Над ними старшим был Осман ибн Ма-зун, как мне сообщили некоторые знающие люди». Ибн Исхак сказал, что потом ушел Джафар ибн Абу Талиб. Мусульмане ушли один за другим, пока не собрались в земле Эфи-опии и остановились в ней. Некоторые из них ушли с семьями, и были среди них те, кто ушел без семьи. Ибн Хишам Всего мусульман, ушедших в землю Эфиопии и переселивших-ся в нее, без учета их сыновей, которые были маленькими, когда они уходили, или родились там, было восемьдесят три мужчины, если считать среди них Аммара ибн Ясира, что подвергается сом-нению.
Ибн Исхак сказал: «Рассказал мне Мухаммад ибн Муслим аз-Зухри со слов Абу Бакра ибн Абд ар-Рахмана аль-Махзуми, со слов Умм Салама бинт Абу Умаййа ибн аль-Мугира, супруги Пророка. Она сказала: «Когда мы остановились на земле Эфио-пии, мы попали под опеку лучшего покровителя — Негуса (пра-вителя). Он гарантировал нам безопасность нашей религии, и мы поклонялись Всевышнему Аллаху, не подвергаясь издевательствам и не слыша ничего плохого. Когда это дошло до курайшитов, они посовещались между собой и решили послать относительно нас к Негусу двух стойких мужчин из своей среды, чтобы они препод-несли Негусу подарки — самые занимательные вещи Мекки. Са-мым ценным товаром из Мекки, которые поставляли в Эфиопию, была кожа. Они собрали ему много кожи. Не оставили ни одного члена его придворного совета. Потом послали с этими подарками Абдаллаха ибн Абу Рабиа и Амра ибнр аль-Аса. Велели им ис-полнить порученное дело. И сказали: «Отдайте каждому началь-нику подарок его, прежде чем будете говорить с Негусом о них. Потом вручайте Негусу свои подарки. Потом попросите его, что-бы он выдал их вам, но чтобы он с ними не вел разговоры».
Они отправились и пришли к Негусу. Прежде чем обратиться к Негусу, отдали каждому начальнику предназначенный ему по-дарок. Каждому начальнику при этом сказали: «В страну царя от нас убежали неразумные юноши, отказавшиеся от религии своего народа. Они не вступили и в вашу религию. Когда мы будем гово-рить с царем о них, посоветуйте ему, чтобы он выдал их нам и не стал с ними разговаривать». Сказали им: «Хорошо».
Потом они преподнесли свои подарки Негусу, обратились к нему, говоря: «О царь! В твою страну убежали от нас неразумные
юноши, отказавшиеся от религии своего народа. Они не приняли и твою религию. Пришли с такой религией, которую сами выдумали. Ее не знаем ни мы, ни ты. Нас послали к тебе по их поводу самые достойные люди из их народа — их отцы, дяди, родственники — с просьбой, чтобы ты их вернул им. Они лучше их видят и лучше знают, в чем они упрекали их и за что осуждали их». Начальники царя вокруг него говорили: «Они правы, о царь! Их народ лучше видит, чем они, лучше знают, в чем их упрекали. Отдай их этим двоим, чтобы вернуть их в свою страну, к своему народу! »
Негус разгневался и сказал: «Нет, ей-богу! Я не выдам их. Люди, которые обосновались под моим покровительством, в мо-ей стране, предпочли меня другим, не будут обижены, пока я не позову их и не спрошу их о том, что говорят эти двое об их деле: если они такие, как говорят эти двое, то выдам их им, верну их своему народу; а если они не таковы, то защищу их от них. Буду таким же хорошим соседом, как и они».
Потом Негус послал за сподвижниками Аллаха и позвал их. Когда они пришли, а перед тем он собрал своих епископов, кото-рые расположились вокруг него с раскрытыми свитками, он ска-зал им: «Что это за религия, из-за которой вы разошлись со сво-им народом и не приняли мою религию или религию одного из этих народов? » К нему обратился Джафар ибн Абу Талиб со сло-вами: «О царь! Мы были народом язычников, поклонялись идо-лам, ели мертвечину, совершали непристойности, разрушали родс-тво, причиняли зло соседям, сильный из нас съедал слабого. Мы жили так, пока Аллах не послал к нам Посланника из нашей сре-ды — мы знали его происхождение, его правдивость, верность и скромность. Он призвал нас к Аллаху, чтобы считали Его единым, поклонялись Ему, отреклись от камней и идолов, которым покло-нялись мы и наши отцы, велел нам быть правдивыми в разгово-ре, сдержать данное слово, поддерживать кровные узы, добросо-седство, прекратить совершать дурные действия, проливать кровь. Он удерживал нас от дурных поступков, говорить ложь, присва- Ибн Хишам ивать себе имущество сирот, порочить добродетельную женщину. Велел нам поклоняться только одному Аллаху, не присоединяя к нему ничего. Велел нам совершать молитву, давать закят, постить-ся. Мы поверили ему, уверовали в него и последовали ему в том, что он принес от Аллаха. Мы поклонялись только одному Аллаху и не присоединяли к нему ничего. Мы отвергли то, что он запретил нам; сочли разре-шенным то, что он разрешил нам. И наш народ стал враждовать с нами: нас мучали, искушали от нашей религии, чтобы вернуть нас к идолопоклонству и отвратить от поклонения Всевышнему Алла-ху, чтобы мы совершали дурные поступки, как раньше. Когда они стали нас обижать, притеснять, сделали нашу жизнь несносной и отправление наших религиозных обрядов невозможным, мы уш-ли в твою страну, избрали тебя среди других, захотели быть под твоим покровительством, надеясь на то, что при тебе, о царь, мы не будем подвергаться гонениям! »
Негус сказал ему: «Есть ли с тобой что-нибудь из того, что пришло от Аллаха? » Джафар ответил: «Да». Негус сказал ему: «Прочитай мне! » Он прочитал ему начало суры «Марьям» (19). Умм Салама сказала: «Клянусь Аллахом, Негус заплакал так, что его борода стала мокрой. Заплакали его епископы так, что намо-чили свои свитки, когда услышали то, что он прочитал им». По-том Негус сказал: «Это и то, что принес Иисус, выходят из од-ной ниши. Уходите вы оба! Ей-богу, я не выдам их вам, нет! И им не будут досаждать! »
Умм Салама рассказывает, что, когда эти двое вышли от него, Амр ибн аль-Ас сказал: «Ей-богу, я принесу ему завтра такое, с помощью которого я вырву их с корнем! » Абдаллах ибн Абу Ра-биа — он был наиболее богобоязненным из них двоих — сказал: «Не делай! Это наши родственники, хотя и отделились от нас». Амр сказал: «Ей-богу, я сообщу ему, что они утверждают, что Иса сын Марьям (Иисус сын Марии) — раб». На другой день ут-ром он пришел к нему и сказал: «О царь! Они говорят об Исе сы-
не Марьям греховное слово! Пошли за ними и спроси их, что они говорят о нем! » Царь послал за ними, чтобы спросить их о нем. Когда они вошли к нему, спросил: «Что вы говорите об Исе сыне Марьям? » Джафар ибн Абу Талиб ему ответил: «Мы говорим о нем то, что принес нам наш Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует: Он — раб Аллаха, eго посланник, eго дух, eго сло-во, вложенное Им Деве Марьям». Негус ударил рукой по земле, поднял палочку и сказал: «Клянусь Аллахом, по твоему выходит, что Иса сын Марьям не больше значит, чем эта палочка! » Ког-да он это сказал, епископы вокруг него стали ворчать. Он сказал епископам: «Как бы вы не ворчали, ей-богу, эти люди на моей зем-ле будут в безопасности. Кто их оскорбит, будет наказан! Я отка-жусь от горы из золота, но не дам их в обиду. Верните этим дво-им их подарки — я в них не нуждаюсь. Бог не брал с меня взятки, когда вернул мне мое царство. Я не могу брать за Него взятку. Я не пойду против воли Бога в угоду людям».
Амр и Абдаллах ушли от Негуса опозоренные, увозя с собой обратно привезенные подарки. Умм Салама далее рассказала: «Клянусь Аллахом, мы были в таком положении. И вот один из эфиопов стал претендовать на его царство. И, клянусь Аллахом, мы никогда не были так опеча-лены, как из-за этого, боясь, что этот челоувек одержит победу над Негусом, что придет человек, который не будет опекать нас так, как Негус».
Сказала: «Пошел на него Негус, а между ними — воды Ни-ла». Сподвижники Пророка сказали: «Кто пойдет и будет при-сутствовать при сражении и потом принесет нам весть? »
Аз-Зубайр ибн аль-Аввам сказал: «Я». Он был самым молодым человеком в общине. Для него надули бурдюк, который он привя-зал на грудь, потом на нем поплыл и вышел на берег Нила, где было место сражения людей. Мы молили Всевышнего Аллаха за Негу-са, чтобы он одержал победу над своим врагом и укрепился в своей стране. Клянусь Аллахом, мы в таком состоянии ждали, что же бу- Ибн Хишам дет! И вот появился аз-Зубайр, который спешил. Он размахивал своей одеждой, крича: «Радуйтесь, Негус победил! Аллах убил его врага! Он укрепился в своей стране». Клянусь Аллахом, я не знаю большей радости для нас, чем эта! Негус вернулся, а его врага убил Аллах, и он укрепился в своей стране. Его власть над Эфиопией ста-ла прочной. Мы продолжали жить при нем в лучших условиях».
Ибн Исхак сказал: «Рассказал мне Язид ибн Руман со слов Урвы ибн аз-Зубайр, передавшего рассказ Аиши. Она сказала, что, когда Негус умер, рассказывали, что над его могилой был виден ореол».
Рассказал мне Джафар ибн Мухаммад со слов своего отца, кото-рый сказал, что эфиопы собрались и сказали Негусу: «Ты отлучился от нашей религии! » и пошли против него. Он послал за Джафаром и его друзьями, подготовил для них корабли и сказал: «Садитесь на эти корабли и ждите! Если я буду побежден, то отправляйтесь туда, куда хотите. А если я одержу победу, то оставайтесь! » Потом ре-шил написать письмо, где написал, что он свидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — раб Его и Посланник Его. Он свидетельствует, что Иса сын Марьям — раб Его, Послан-ник Его, дух Его, Его слово, вложенное Им Марьям. Потом поло-жил это письмо в карман своей верхней одежды с правой стороны, отправился против эфиопов, а эфиопы расположились перед ним в шеренги. Он сказал: «О собрание эфиопов! Разве я не самый до-стойный быть вашим правителем? » Сказали: «Да».
Спросил: «Каково, по вашему мнению, мое правление? » Ска-зали: «Самое хорошее правление». Спросил: «В чем тогда дело? » Сказали: «Ты отлучился от нашей религии и сказал, что Иса раб». Спросил: «А что вы говорите об Исе? » Ответили: «Он сын Алла-ха». Негус сказал, положив руку на свою грудь на верхнюю одежду: «Он свидетельствует, что Иса — сын Марьям». И больше ничего не сказал. Он имел в виду под этим то, что написал. Люди удовлет-ворились этим и ушли. Это дошло до Пророка. Когда Негус умер, Пророк помолился за него и попросил прощения ему от Аллаха.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы