Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


К Пророку приходит разрешение начать войну




 

Сказал: «Нам рассказал Абу Мухаммад Абу аль-Малик ибн Хи-шам, который говорил: «Нам рассказал Зияд ибн Абдаллах аль-


СИРА
   

 

Баккаи, со слов Мухаммада ибн Исхака аль-Мутталиби. Он ска-зал: «До клятвы у аль-Акабы Пророку не было дано разрешения на ведение войны, не было разрешено проливать кровь; было при-казано лишь обратиться с молитвой к Аллаху, терпеть унижение, прощать невежду-язычника. Курайшиты чинили зло над после-дователями Пророка в своем народе из числа мухаджиров, угова-ривали отказаться от своей веры, изгоняли их из страны, из них некоторые отказались под нажимом от своей веры, другие были замучены от рук курайшитов, третьи убежали из страны: одни — в Эфиопию, другие — в Медину, а также во все стороны.

 

Когда курайшиты стали вести себя вызывающе по отношению к Аллаху, отказались от Его милости к ним, обвиняли во лжи Его Пророка, мучили и изгнали тех, кто стал поклоняться Ему, при-знал единство Аллаха, поверил Его Пророку, тогда Аллах разре-шил своему Посланнику воевать, защищаться и отомстить тем, кто притеснял мусульман и обижал их. Первым аятом, разрешающим Пророку воевать, проливать кровь и биться со своими обидчика-ми, как рассказал мне Урва ибн аз-Зубайр и другие улемы, были следующие слова Всевышнего и Всемилостивого Аллаха: «Тем,

 

против которых ведут они войну, позволяется сражаться с ни-ми за то, что они обижали их (Воистину, Аллах в состоянии им помочь! ), изгнали из жилищ своих несправедливо, толь-ко за то, что они говорили: «Наш Господь — Аллах». Если бы Аллах не удерживал одних людей от других, то были бы разрушены и монастыри, и церкви, и синагоги, и мечети, где постоянно упоминается имя Аллаха. Воистину, Аллах поможет тем, кому он помогает, ибо Аллах сильный и могучий, помо-жет тем, которые, если Он утвердит их на этой земле, будут совершать молитву, будут давать очистительную милостыню, будут призывать к добру и удерживать от зла. Поистине, во власти Аллаха исход дел» (22: 39–41).

 

Потом Аллах ниспослал ему следующее: «И воюйте с ними, чтобы вы не стали отказниками» — то есть чтобы верующий


Ибн Хишам

не отказался от своей религии и чтобы вера была только в Алла-ха, то есть чтобы верующий поклонялся только Аллаху и нико-му больше (2: 193).

 

 

Переселение (хиджра) из Мекки в Медину

 

Ибн Исхак сказал: «Когда Аллах разрешил ему воевать и когда последовала ему эта часть ансаров, приняв ислам, взяв под защи-ту Пророка и последовавших ему мусульман, нашедших приют у ансаров, Пророк велел своим сподвижникам из числа мухаджиров из своего народа и тем мусульманам, которые были вместе с ним

 

в Мекке, уйти в Медину, переселиться в нее и присоединиться к своим братьям по вере из числа ансаров. Он сказал: «Аллах, Все-сильный и Всемогущественный, сделал для вас братьев и жили-ще, где вы будете в безопасности». Они отправились туда группа-ми. Пророк оставался в Мекке в ожидании разрешения ему свое-го Господа уйти из Мекки и переселиться в Медину.

 

Первыми переселенцами в Медину из сподвижников Проро-ка — мухаджиров из курайшитов были: Абу Сальма ибн Абд аль-Асад, его имя Абдаллах, переселился в Медину за год до клятвы

 

в аль-Акабе. Он прибыл к Посланнику Аллаха в Мекку из земли Эфиопии. Когда курайшиты стали его обижать и он узнал о при-нятии ислама группой ансаров, переселился в Медину.

 

Мне рассказал мой отец Исхак ибн Йасар со слов Сальмы ибн Абдаллаха ибн Омара, который передал рассказ своей бабушки Умм Сальмы, супруги Пророка. Она сказала: «Когда Абу Сальма решил уехать в Медину, пошел к своему верблюду, потом посадил меня на не-го, вместе со мной посадил моего сына Сальму на колени мои, потом пошел, ведя верблюда со мной. Когда его увидели мужчины рода Бану аль-Мугира, подошли к нему и сказали: «С собой ты можешь сделать, что хочешь, а эту ты отнял у нас — она наша родственница. Как же мы позволим тебе увезти ее в другую страну? » Вырвали повод верблюда


СИРА
   

 

из его рук, отняли меня у него. Тогда Бану Абд аль-Асад, родня Абу Сальмы, рассердились и сказали: «Нет, ей-богу, мы не оставим наше-го сына у нее, поскольку вы отняли ее у нашего родственника». Они стали вырывать моего сына друг у друга, пока не вывихнули ему руку. Сына увели Бану Абд аль-Асад. Меня заперли у себя Бану аль-Му-гира. Мой муж Абу Сальма отправился в Медину. Так я была разлу-чена с мужем и сыном. Я уходила каждое утро в долину аль-Абтах и сидела там до вечера, плача. Так продолжалось год или около того. И вот мимо меня проходил мужчина из рода моего дяди, один из сыно-вей аль-Мугиры, и увидел, что со мной. Пожалел меня и сказал сы-новьям аль-Мугиры: «Вам не жалко эту несчастную? Вы разлучили ее с мужем и сыном». Тогда они мне сказали: «Иди к своему мужу, ес-ли хочешь! » Бану Абд аль-Асад вернули мне сына. Я оседлала своего верблюда, потом взяла сына и посадила его на колени. Потом отправи-лась к мужу в Медину. И со мной не было никого из людей. Я сказала: «Придется довольствоваться тем, кого встречу, пока не доеду до своего мужа». Когда была в ат-Таниме, встретила Османа ибн Тальху из ро-да Бану Абд ад-Дар. Он спросил: «Куда, о дочь Абу Умаййа? » Ска-зала: «Хочу к мужу в Медину». Сказал: «Что, с тобой никого нет? » Ответила: «Нет, ей-богу, кроме Аллаха и вот этого сыночка». Ска-зал: «Ей-богу, нельзя тебя оставлять». Он взял за повод верблюда и повел меня. Клянусь Аллахом, меня никто из арабов не сопровождал

 

с такой благородностью, как он. Когда доходил до места стоянки, ста-вил на колени верблюда, потом удалялся от меня. Когда я спускалась

с верблюда, он уводил верблюда, снимал с него сбрую, потом привя-зывал к дереву. Затем он ложился под этим деревом. Когда наступало время уходить, он приводил верблюда и снаряжал его, потом отворачи-вался от меня и говорил: «Садись верхом! » Когда я садилась верхом на своего верблюда, приходил и брал за повод и вел меня до следующей остановки. Так он делал, пока не привез меня в Медину. Когда пос-мотрел на селение Бану Амра ибн Ауфа в Кубе, сказал: «Твой муж в этом селении. Абу Сальма поселился там. Выезжай туда, с Богом! » Потом ушел, возвращаясь в Мекку. Потом пришли мухаджиры груп-


Ибн Хишам

пами. Род Бану Гунм ибн Дудан был мусульманским, его мужчины и женщины переселились в Медину вместе с Пророком.

 

Потом ушли Омар ибн аль-Хаттаб и Аййаш ибн Абу Рабиа аль-Махзуми и пришли в Медину.

Рассказал мне Нафиа, вольноотпущенник Абдаллаха ибн Ома-ра, со слов Абдаллаха, передавшего рассказ своего отца Омара ибн аль-Хаттаба. Он сказал: «Когда я, Аййаш и Хишам ибн аль-Ас ибн Ваиль ас-Сахми решили переселиться в Медину, мы договори-лись встретиться в ат-Танадубе, возле пруда Бану Гифара за Сари-фом между Меккой и Мединой, и сказали: «Кто из нас не приедет туда утром, значит, он задержан, и пусть продолжают путь два его приятеля». Утром я и Аййаш ибн Абу Рабиа были в ат-Танадубе, а Хишам был задержан. Его отговорили, и он поддался уговорам.

 

Когда мы пришли в Медину, остановились у Бану Амр ибн Ауф в Кубе. Абу Джахль ибн Хишам и аль-Харис ибн Хишам отправились за Аййашем. Он был сыном их дяди и их братом по линии матери. Они пришли к нам в Медину. А Посланник Ал-лаха был еще в Мекке. Обратились к нему и сказали: «Твоя мать дала обет: ее головы не коснется расческа, пока не увидит тебя, и не укроется от солнца, пока не увидит тебя». Он пожалел ее. Я ему сказал: «О Аййаш! Клянусь Аллахом, твои родственники хо-тят отвратить тебя от твоей религии. Берегись их! Клянусь Алла-хом, если твою мать будут беспокоить вши, то она причешется, если усилится жара Мекки над ней, то прикроется». Он сказал: «Я исполню обет моей матери. У меня там имущество, и я возь-му его». Тогда я сказал: «Ведь ты знаешь, я один из самых бога-тых курайшитов. Тебе — половина моего достояния, не уходи с ними! » Он отверг мое предложение и хотел пойти с ними. Когда он отверг все, кроме ухода с ними, я сказал: «Если уж решил пой-ти на это, то возьми мою верблюдицу. Это породистая верблюди-ца, верховая. Оседлай ее, и если что-либо вызовет у тебя сомне-ние со стороны твоих родичей, то спасайся на ней». И он выехал на ней вместе с ними. Когда они прошли некоторую часть пути,


СИРА
   

 

Абу Джахль ему сказал: «Ей-богу, брат мой, я замучился со сво-им этим грубым верблюдом. Не согласишься ли ты везти меня на своей верблюдице? » Он согласился. Тогда они остановили своих верблюдов, чтобы Абу Джахль перебрался на верблюдицу Аййа-ша. Как только спустились на землю, бросились на Аййаша, схва-тили его и связали. Потом привели его в Мекку, уговаривали от-казаться от своей религии, и он поддался их уговорам.

 

Ибн Исхак сказал: «Мне рассказали об этом некоторые чле-ны семьи Аййаша ибн Абу Рабиа, что они привезли его в Мек-ку днем связанным. Потом сказали: «О жители Мекки! Вот так! Делайте вы тоже со своими неразумными так. Как сделали мы с этим нашим неразумным! »

 

Рассказал мне Нафиа со слов Абдаллаха ибн Омара, который пе-редал рассказ Омара. Омар сказал: «Мы приговаривали: «Аллах не примет от того, кто поддался уговорам, ни исправления, ни раскаяния. Люди познали Аллаха, потом вернулись в язычество из-за испыта-ния, которому они подверглись». Нафиа сказал: «Так они говорили про себя. Когда Посланник Аллаха пришел в Медину, Всевышний Аллах ниспослал о них, о наших словах и об их словах про самих се-бя следующие аяты: «Скажи: «Рабы мои! Вы перестарались в

 

усердии, не отчаивайтесь в милости Аллаха, ибо Аллах прощает все грехи, потому что Он Всепрощающий, Всемилосердный! С раскаянием обратитесь к Господу вашему и будьте покорны Ему, прежде чем постигнет вас наказание, после чего вам уже не будет помощи. Последуйте самому лучшему из того, что было ниспос-лано вам от Господа вашего, прежде чем постигнет вас наказание внезапно, когда вы и не предполагаете» (39: 53–55).

 

Омар ибн аль-Хаттаб сказал: «Я написал их своей рукой в свиток и послал его Хишаму ибн аль-Асу. Хишам сказал: «Ког-да мне его принесли, я стал их читать в Зу Таве (место в нижней части Мекки), пытался их понять, но не понимал смысла. Я даже произнес: «О Боже! Разъясни мне их! » Тогда Аллах внушил мне, что эти аяты ниспосланы о нас, о том, что мы говорили про себя,


Ибн Хишам

что говорили про нас. Тогда я вернулся к своему верблюду, сел на него и отправился к Посланнику Аллаха».

 

Ибн Хишам сказал: «Рассказал мне тот, кому я верю, что Про-рок, будучи в Медине, произнес: «Кто приведет ко мне Аййаша ибн Рабиа и Хишама ибн аль-Асия? » Аль-Валид ибн аль-Валид ибн аль-Мушра сказал: «Я их приведу к тебе, о Посланник Аллаха! » Он уехал в Мекку, пробрался в нее тайком и встретил женщину, ко-торая несла еду. Спросил ее: «Куда это ты направляешься, о раба Божья? » Ответила: «Иду к этим двум заключенным». Она имела в виду их двоих. Он пошел за ней и узнал, где они находятся. Они были заперты в доме без крыши. Когда повечерело, он спустился к ним через стену. Потом взял камень, положил его под их оковами, ударил по ним мечом и разрубил оковы. Его меч называли «режу-щий камень» из-за этого. Потом посадил их на своего верблюда и повез. Споткнулся и поранил палец до крови. Произнес стихи:

 

«Ведь ты только поранил палец Во имя Аллаха и больше ничего? »

 

Потом привез их в Медину к Посланнику Аллаха.

 

Ибн Исхак сказал: «Омар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, когда пришел в Медину, и те его родственники и соро-дичи, которые к нему присоединились: его брат Зайд ибн аль-Хат-таб, Амр и Абдаллах — сыновья Сураки, Хунайс ибн Хузафа (он был его зятем, женатым на его дочери Хафсу бинт Омар, которую взял себе в жены Посланник Аллаха после него), Саид ибн Зайд, Вакид ибн Абдаллах — их союзник, Хаули ибн Абу Хаули, Ма-лик ибн Абу Хаули — два их союзника и четыре сына аль-Букай-ра: Ияс, Акиль, Амир, Халид — их союзники из рода Бану Саад ибн Лайс, остановился у Рифаа ибн Абд аль-Мунзира ибн Занбара в квартале рода Бану Амр ибн Ауф в Кубе. Аййаш ибн Абу Рабиа, когда пришел вместе с ним в Медину, тоже останавливался у него.

 

Ибн Хишам сказал: «Мне рассказали со слов Абу Османа ан-Нахди, который рассказывал: «До меня дошло, что, когда Сухайб


СИРА
   

 

решил переселиться, ему язычники курайшитов сказали: «Ты при-шел к нам нищим бродягой. У нас увеличилось твое богатство, и ты достиг богатства. А сейчас ты хочешь уехать от нас вместе со своим богатством! Ей-богу, не бывать этому! » Сухайб им ответил: «Если я оставлю вам мое достояние, тогда вы меня отпустите? » Сказали: «Да». Сухайб говорил: «Тогда я оставил им свое достояние. Об этом узнал Пророк и сказал: «Сухайб выгадал. Выгадал Сухайб! »

 

Ибн Исхак сказал: «Хамза ибн Абд аль-Мутталиб, Зайд ибн Хариса, Абу Марсад Канназ и его сын Марсад — оба из рода га-навитов и союзники Хамзы ибн Абд аль-Мутталиба, Анас и Абу Кабша, вольноотпущенники Пророка — остановились у Кульсу-ма ибн Хадама из рода Бану Амра ибн Ауфа в Кубе. Говорят так-же, что они остановились у Саада ибн Хайсамы».

 

Говорится также, что Хамза ибн Абд аль-Мутталиб остановился у Асада ибн Зурары из рода Бану ан-Наджжар. Все это версии.

 

Убайда ибн аль-Харис ибн аль-Мутталиб, два его брата ат-Ту-файль и аль-Хусайн, Мистах ибн Усаса ибн Убад ибн аль-Мутталиб, Сувайбит ибн Саад ибн Хармала из рода Бану Абу ад-Дар, Тулайб ибн Умайр из Бану Абд ибн Кусай, Хабаб, вольноотпущенник Утбы ибн Газвана — все они поселились у Абдаллаха в Кубе. Абд ар-Рах-ман ибн Ауф поселился вместе с группой мухаджиров у Саафа ибн ар-Рабии из рода Абу-аль-Харса ибн аль-Хазраджа в его доме.

 

Аз-Зубайр ибн аль-Аввам, Абу Сабра ибн Абу Рухм ибн Абд аль-Узза поселились у Мунзира ибн Мухаммада в аль-Усбе, селе-нии Бану Джахджабия.

Мусаб ибн Умайр из рода Бану Абд ад-Дара поселился у Саада ибн Муаза ибн ан-Нумана из рода Бану Абд аль-Ашхала в его доме.

 

Поселились также Абу Хузайфа ибн Утба ибн Рабиа и Салим, вольноотпущенник Абу Хузайфы.

Ибн Хишам сказал: «Салим, вольноотпущенник Абу Хузай-фы, брошенный ребенок Субайты бинт Яара. Она его бросила, и он перешел к Абу Хузайфе ибн Утбе ибн Рабиа, который усыно-вил его». Говорят: «Салим, вольноотпущенник Абу Хузайфы».


Ибн Хишам

Говорят также, что Субайта бинт Яар была женой Абу Хузайфы ибн Утбы. Она отказалась от Салима, оставив его без присмотра. Говорится: «Салим, вольноотпущенник Абу Хузайфы».

 

Осман ибн Аффан поселился у Ауса ибн Сабита, брата Хас-сана ибн Сабита в квартале Бану ан-Наджара. И поэтому Хассан любил Османа и оплакивал его, когда он был убит. Говорили, что холостые мухаджиры поселились у Саада ибн Хайсамы, потому что он был сам холост. Аллах сам знает, что из этого было.

 

Посланник Аллаха оставался в Мекке после ухода своих спод-вижников из мухаджиров, ожидая разрешения ему переселиться. В Мекке вместе с ним не осталось никого из мухаджиров, кроме тех, кого удерживали силой или его отвратили от веры. Остава-лись с ним только Али ибн Абу Талиб и Абу Бакр ибн Абу Куха-фа. Абу Бакр много раз испрашивал у Пророка разрешения на пе-реселение. Пророк ему говорил: «Не спеши! Может, Аллах даст тебе спутника». Абу Бакр хотел этого.

 

 

История дома собраний

 

Ибн Исхак сказал: «Когда курайшиты увидели, что у Посланни-ка Аллаха появились сторонники и соратники из других племен и в другой стране, увидели уход его сподвижников из числа мухад-жиров к ним; когда узнали, что они поселились в селении и стали им недоступны, стали остерегаться ухода к ним Пророка. Они уз-нали, что Пророк решился воевать с ними. Они собрались в доме собраний (это был дом Кусаййи ибн Килаба, в котором курайши-ты решали все свои дела), стали советоваться, что предпринять в деле Посланника Аллаха, боясь его действий.

 

Рассказал человек, заслуживающий доверия, из наших друзей, со слов Абдаллаха ибн Абу Нуджайха, со слов Муджахида ибн Джабра и других, со слов Абдаллаха ибн Аббаса, который сказал: «Когда они приняли решение об этом, договорились собраться в доме собраний,


СИРА
   

 

чтобы посоветоваться там относительно дела Посланника Аллаха.

 

И вот настал день, о котором они договорились. Этот день называл-ся «йаум аз-захма» — «день столпотворения». Им преградил путь Иблис, да проклянет его Аллах, в образе почтенного шейха, одето-го в плащ из грубой ткани, и встал в дверях дома. Когда они увиде-ли его, стоящего в дверях, сказали: «Кто этот шейх? » Он ответил: «Шейх из жителей Неджда. Он услышал, о чем вы договорились, и пришел к вам, чтобы послушать, о чем будете говорить. Может, вам пригодятся его мнения и советы? » Они сказали: «Да. Заходи! »

 

И он вошел, да проклянет его Аллах, вместе с ними. Там собрались знатные курайшиты: из Бану Абд Шамс: Утба ибн Рабиа, Шайба ибн Рабиа, Абу Суфьян ибн Харб; из Бану Науфал ибн Абд Ма-наф: Туайма ибн Адий, Джубайр ибн Мутим, аль-Харис ибн Амир ибн Науфаль; из Бану Абд ад-Дар ибн Кусай: ан-Надр ибн аль-Ха-рис; из Бану Асад ибн аль-Узза: Абу аль-Бухтури ибн Хишам, За-мма ибн аль-Асвад ибн аль-Мутталиб, Хаким ибн Хизам; из Бану Махзум: Абу Джахль ибн Хишам; из Бану Сахм: Нубайх и Мунаб-бих, сыновья аль-Хаджажа; из Бану Джумах: Умаййа ибн Халаф и многие другие, пришедшие вместе с ними из курайшитов.

 

Они друг другу сказали: «Вы видели, что за дело у этого чело-века. Мы, ей-богу, не гарантированы от того, что он нападает на нас вместе с теми, кто последовал ему из других племен. Давайте примем решение о нем». Они стали советоваться между собой. Потом один из них сказал: «Закуйте его в железо и заприте. Потом подождите, пока он не умрет, как умерли подобные ему поэты Зухайр и ан-На-бига до него». Шейх ан-Наджди сказал: «Нет, ей-богу, это мнение вам не годится. Ей-богу, если вы его запрете так, как вы говорите, то его дело выйдет за дверь, которую вы заперли перед ним, и дойдет до его соратников. Они тут же нападут на вас и вырвут его из ваших рук. Потом они превзойдут вас числом и победят вас. Это мнение вам не годится. Ищите другое мнение, посоветуйтесь! » Потом один из них сказал: «Мы его выведем из нашей среды и изгоним из нашей страны. Если он будет выведен из нашей среды, ей-богу, нам безраз-


Ибн Хишам

лично, куда он ушел, где он остановился. Если он от нас уйдет и мы от него избавимся, то мы исправим наше дело, нашу дружбу так, как было раньше». Шейх ан-Наджди сказал: «Нет, ей-богу! Эта мысль вам не годится. Разве вы не видите его красноречие, его прекрасную логику, которые завоевали сердца людей в пользу того, что он при-нес?! Ей-богу, если вы сделаете это, то вы не гарантированы от то-го, что он поселится в одном из арабских племен, завоюет их этими своими словами, рассказами и они последуют ему. Потом он придет с ними к вам, победит вас при их помощи, отнимет вашу власть из ваших рук. Потом сделает с вами, что захочет. Найдите о нем дру-гую мысль». Абу Джахль ибн Хишам сказал: «Ей-богу, у меня о нем есть идея, которую вы еще не знаете». Они спросили: «А что это за идея, о Абу аль-Хакам? » Сказал: «Я думаю, надо взять из каждо-го племени юношу, крепкого, благородного происхождения. Потом дадим каждому юноше острый меч. Потом они пойдут к нему, уда-рят по нему, как один мужчина, и убьют его. Мы избавимся от него. Если они это сделают, то его кровь распространится на все племена, и род Бану Абд Манаф не сможет воевать против всего своего на-рода. Они довольствуются выкупом, и мы дадим им выкуп за него». Шейх ан-Наджди говорит: «Это подходящая мысль, другого мнения нет». И с этим люди разошлись, приняв такое решение.

 

Джабраиль пришел к Посланнику Аллаха и сказал: «Не ло-жись в эту ночь в свою постель, в которой ты обычно спишь! » Когда наступила темная ночь, они собрались перед дверью Про-рока и стали ждать, когда он заснет, чтобы наброситься на него. Когда Пророк увидел, где они находятся, Алию ибн Абу Талибу сказал: «Спи на моей постели! Укройся моим зеленым плащом и спи в нем. Они тебе ничего дурного не сделают». Пророк обычно спал, укрывшись этим плащом.

 

Рассказал мне Зайд ибн Зияд со слов Мухаммада ибн Кааба. Он сказал: «Когда они собрались перед дверью Пророка, нахо-дящийся среди них Абу Джахль ибн Хишам сказал: «Мухаммад утверждает, что если вы последуете ему в его деле, то станете ца-


СИРА
   

 

рями арабов и персов, воскреснете после смерти, у вас будут са-ды, как сады Иордании. Если вы этого не сделаете, то он вас за-режет, потом вы воскреснете после смерти и попадете в огонь, где и будете гореть».

 

Посланник Аллаха вышел к ним, взял горсть земли в руку и сказал: «Да, я говорю это. Ты — один из них». Тогда Всевыш-ний Аллах сделал их незрячими, они его не видели. Пророк на-чал сыпать им в головы эту горсть земли, читая следующие аяты:

 

«Ясин. Клянусь Мудрым Кораном, что ты — один из послан-ников Бога, на праведном пути. Это — откровение Всемогу-щего, Всемилостивого» до слов «Мы закрыли их глаза, и они не могут видеть» (36: 1–9).

 

Когда Пророк закончил читать эти аяты, не осталось ни одно-го мужчины из них, голова которого не была бы посыпана землей. Потом он отправился туда, куда хотел. К ним пришел человек, ко-торого не было среди них, и сказал: «Кого вы ждете здесь? » Отве-тили: «Мухаммада». Сказал: «Аллах послал вам неудачу. Мухам-мад вышел к вам, потом всем вам посыпал головы землей и ушел по своим делам. Вы что, не верите, что с вами? » Каждый мужчи-на положил руку на свою голову, а там — земля. Потом стали ос-матриваться и видят Алия в постели, укрытого плащом Пророка, и говорят: «Ей-богу, это Мухаммад спит, на нем его плащ». Так продолжалось до утра. Али встал с постели, и тогда они сказали: «Ей-богу, прав был тот, который нам говорил».

 

Аллах об этом дне и об их решении в Коране сказал следую-щее: «И вот против тебя замышляют дурное те, кто пребывает

 

в невежестве, чтобы связать тебя или убить тебя, или изгнать тебя. Они замышляют дурное, и Аллах замышляет: Аллах пе-рехитрит их. А также слова Всевышнего Аллаха: «Или скажут

 

они: «Он поэт, подождем, как решит время сомнение о нем». Скажи: «Ждите, вместе с вами и я буду ждать». (52: 31).

 

Ибн Исхак сказал: «И тогда Аллах разрешил своему Проро-ку переселиться, т. е. хиджру».


Ибн Хишам

Переселение Пророка

 

Абу Бакр был человеком богатым. Когда он испрашивал у Пророка разрешения на переселение, Пророк ему говорил: «Не спеши, может, Аллах даст тебе спутника». Он хотел, чтобы это был Пророк. Когда Пророк так говорил, имел в виду себя. Абу Бакр купил две верховые верблюдицы, держал их в своем доме, кормил их, готовясь к этому.

 

Рассказал мне верный человек со слов Урвы ибн аз-Зубай-ра, со слов Аиши, матери верующих, что она говорила: «Послан-ник Аллаха всегда приходил в дом Абу Бакра или рано утром или поздно вечером. В тот день, когда Аллах разрешил Пророку пе-реселиться и уехать из Мекки от своего народа, он пришел к нам в полдень в такой час, в который он никогда не приходил. Когда его увидел Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «В такой час Посланник Аллаха мог прийти только тогда, если что-то случи-лось». Когда вошел, Абу Бакр встал ему навстречу, уступил место в кровати, на которой сидел сам. Пророк уселся. При Абу Бакре были только я и моя сестра Асма бинт Абу Бакр. Пророк сказал: «Пусть выйдут кто при тебе! » Абу Бакр сказал: «О Посланник Аллаха! Это ведь мои дочери. Что случилось? » Сказал: «Аллах разрешил мне уйти и переселиться». Абу Бакр сказал: «Вместе, о Посланник Аллаха». Пророк ответил: «Вместе».

 

Аиша говорила: «Клянусь Аллахом, я никогда раньше не виде-ла мужчину, плачущего от радости так, как плакал Абу Бакр тог-да. Потом он сказал: «О Пророк Аллаха! Этих двух верблюдиц я подготовил заранее для этого». Они наняли Абдаллаха ибн Арката, человека из рода Бану ад-Дайл ибн Бакр. Его мать была женщи-ной из Бану Сахм ибн Амр. Он был язычником. Наняли его, что-бы указывал им дорогу. Отправили своих верблюдиц к нему, чтобы они находились у него. Он держал их до наступления срока.

 

Как мне рассказывали, об уходе Пророка никто не знал, кроме Алия ибн Абу Талиба, Абу Бакра ас-Сиддик и семьи Абу Бакра. Как мне рассказали, Пророк сообщил Алию о своем уходе, велел


СИРА
   

 

ему остаться в Мекке после него, чтобы он раздал людям вещи, ко-торые они хранили у Пророка. Если кто-нибудь в Мекке боялся за какую-нибудь свою вещь, то непременно отдавал Пророку на хране-ние, поскольку он был известен своей честностью и надежностью.

 

Когда Пророк решил уехать, он пришел к Абу Бакру ибн Абу Ку-хафе, и они вдвоем вышли через заднюю дверь дома Абу Бакра, потом направились в пещеру в Саур Джабале, в низовье Мекки. Абу Бакр велел своему сыну Абдаллаху ибн Абу Бакру послушать, что будут говорить люди про них днем, а когда наступит вечер, прийти к ним и рассказать обо всем, что произошло в этот день. Он велел Амиру ибн Фахиру, своему вольноотпущеннику, пасти его овец днем, потом при-вести их к ним в пещеру, когда наступит вечер. Асма, дочь Абу Бак-ра, приносила им необходимую пищу, когда наступал вечер».

 

Ибн Хишам сказал: «Рассказали мне некоторые знатоки преда-ний, что аль-Хасан ибн Абу аль-Хасан аль-Басри сказал: «Пророк и Абу Бакр пришли в пещеру ночью. Абу Бакр вошел и проверил, нет ли в пещере зверя или змеи, рискуя собой ради Пророка».

 

Ибн Исхак сказал: «Пророк пробыл в пещере три дня. Вместе с ним был Абу Бакр. Курайшиты, когда потеряли Пророка, обещали дать сто верблюдиц тому, кто вернет его им. Абдаллах ибн Абу Бакр днем бывал вместе с курайшитами, слушал, что они замышляют про-тив Пророка, что говорят по поводу Пророка и Абу Бакра. Потом, когда наступал вечер, он приходил к ним и сообщал обо всем. Амир ибн Фахира, вольноотпущенник Абу Бакра, пас овец на пастбище жителей Мекки. С наступлением вечера он пускал к ним овец Абу Бакра, и они доили их и резали. Когда Абдаллах ибн Абу Бакр воз-вращался от них в Мекку, за ним следовал Амир ибн Фахира с ов-цами, чтобы замести следы. Когда прошли три дня и люди успокои-лись по поводу их исчезновения, к ним пришел их приятель, которого они наняли, с их верблюдицами и со своим верблюдом. Асима, дочь Абу Бакра, да будет доволен ими Аллах, принесла им узелок с про-визией на дорогу, но забыла сделать завязку с петлей у узелка. Когда они сели на верблюдов, она стала привязывать узелок с провизией, и


Ибн Хишам

тут оказалось, что завязки нет. Тогда она сняла с себя пояс и сдела-ла из него завязку, потом привязала узелок. Асму, дочь Абу Бакра, называли поэтому «зат ан-Нитак», т. е. «с поясом».

 

Ибн Хишам сказал: «Я слышал, как несколько знатоков говори-ли: «Зат ан-Нитакайни», т. е. «с двумя поясами», объясняется тем, что она, когда хотела привязать узелок с провизией, разорвала свой пояс на две части: одной привязала бурдюк, другой подпоясалась».

 

Ибн Исхак сказал: «Когда Абу Бакр повел к Посланнику Ал-лаха двух верблюдиц, предложил ему лучшую из них. Потом ска-зал: «Садись верхом! » Пророк сказал: «Я не сяду на чужую вер-блюдицу». Тогда Абу Бакр сказал: «Она для тебя, о Посланник Аллаха! » Сказал: «Нет. Какую цену ты заплатил за нее? » Отве-тил: «Так-то и так-то». Пророк сказал: «Я возьму ее за эту же цену». Абу Бакр сказал: «Она — твоя, о Посланник Аллаха». И тогда они сели верхом и отправились. Абу Бакр ас-Сиддик поса-дил позади себя Амира ибн Фахиру, своего вольноотпущенника, чтобы он прислуживал им в пути.

 

Мне рассказали со слов Асмы, дочери Абу Бакра, что она рас-сказывала: «Когда Пророк и Абу Бакр уехали, к нам пришла груп-па курайшитов. Среди них был Абу Джахль ибн Хишам. Они вста-ли в дверях Абу Бакра. Я вышла к ним. Они сказали: «Где твой отец, о дочь Абу Бакра? » Я ответила: «Не знаю, ей-богу, где мой отец». Далее она рассказала: «Тогда Абу Джахль, да проклянет его Аллах, поднял руку — он был груб, отвратителен, ударил меня по щеке и сорвал серьгу. Потом они ушли. Мы провели три ночи, не зная, куда направился Посланник Аллаха, пока не пришел мужчина из джиннов из низовья Мекки, распевая стихи из песенной поэзии арабов. Люди следовали за ним, слышали его голос, но не видели его. Он ушел через верховье Мекки, произнося стихи:


 

«Аллах — Господь людей — вознаградил лучшим образом Двух друзей, которые останавливались

в палатке Умм Мабада.


СИРА
   

 

Они остановились в пустыне, потом пошли дальше. И счастлив тот, кто стал спутником Мухаммада! »

 

Ибн Исхак передал: «Дочь Абу Бакра рассказывала: «Когда мы услышали его слова, узнали, что Посланник Аллаха направил-ся в Медину. Их было четверо: Пророк, Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах; Амир ибн Фахира, вольноотпущенник Абу Бакра; Абдаллах ибн Аркат, их проводник».

 

Ибн Исхак сказал: «Рассказал мне Яхья ибн Убад ибн Абдаллах ибн аз-Зубайр, что ему рассказал его отец со слов своей бабушки Ас-мы — дочери Абу Бакра. Она рассказывала: «Когда ушел Пророк, вместе с ним ушел и Абу Бакр, взяв с собой все свои деньги: пять ты-сяч дирхамов или шесть тысяч. К нам вошел мой дед Абу Кухафа, ко-торый был слепым. Он сказал: «Я думаю, что он сильно огорчил вас, унося с собой свои деньги». Я сказала: «Нет, о батюшка! Он оставил нам много денег». Я собрала камни, сложила их в то место в доме, где отец хранил свое богатство. Потом накрыла их одеждой. Взяла его за руку и сказала: «О батюшка! Клади руку на эти деньги». Он кос-нулся их своей рукой и сказал: «Немало. Если он оставил вам это, то поступил хорошо. Этого вам достаточно». Однако он, ей-богу, нам ничего не оставил. Я просто хотела успокоить старика».

 

Мне рассказал аз-Зухри, что Абд ар-Рахман ибн Малик рассказал ему со слов отца своего, передавшего ему рассказ своего дяди Сураки ибн Малика ибн Джушума. Последний говорил: «Когда Пророк уе-хал из Мекки, чтобы переселиться в Медину, курайшиты назначили за него сто верблюдиц тому, кто вернет его им. И вот я сижу в месте соб-раний моего рода. Тут подходит к нам один из нашего рода и говорит: «Ей-богу, я видел трех верховых, которые проехали мимо меня только что. Я думаю, что это были Мухаммад и его приятели». Я подмигнул ему глазом, чтобы замолк, потом сказал: «Это люди из такого-то ро-да, они ищут своих заблудившихся верблюдов». Он сказал: «Может быть». Потом умолк. Я еще немножко посидел, потом встал и вошел в свой дом. Велел привести мне коня, который был спутан в середи-не долины; велел принести оружие, которое было вынесено из задней


Ибн Хишам

части комнаты. Потом я взял стрелы, на которых обычно гадаю, на-дел на себя кольчугу и оружие, вынул стрелы и стал гадать. Вышла стрела, которая указывала на то, чтобы не повредить ему, а ее я не хо-тел. Но я решил поступить вопреки этому: вернуть его курайшитам и взять сто верблюдиц. Я поехал по его следу. Когда мой конь стал ска-кать, он споткнулся, и я упал с него. Я сказал: «Что это? » Потом вы-нул гадательные стрелы и погадал. Вышла стрела, которая указывала на то, чтобы не повредить ему. Я отказался подчиниться и решил не-пременно преследовать его. Поехал по его следу. Когда мой конь стал скакать, он споткнулся, и я упал с него. Я сказал: «Что это? » Потом вынул свои стрелы и погадал по ним. Вышла стрела, указавшая на то, чтобы не повредить ему. Я отказался подчиниться и решил непремен-но преследовать его. Поехал по его следу. Когда мне показались люди и я их увидел, мой конь споткнулся и его передние ноги ушли в зем-лю. Я упал с него. Потом конь вытащил свои передние ноги из земли, а за ними следовал дым, подобно смерчу. Когда я это увидел, понял, что он от меня защищен и что он победил. Тогда я обратился к ним и сказал: «Я — Сурака ибн Джушум. Подождите меня, я хочу погово-рить с вами. Ей-богу, я не причиню вам никакой неприятности». Про-рок сказал Абу Бакру: «Спроси его, что он хочет от нас! » Абу Бакр задал мне такой вопрос. Я ответил: «Напиши мне письмо, чтобы оно было знамением между тобой и мной». Пророк сказал: «Напиши ему,

 

о Абу Бакр». Он написал мне письмо на кости, или на куске материи, или на осколке глиняной посуды, потом кинул его мне. Я схватил его и положил в свой колчан. Потом я вернулся и молчал, не говорил ничего

о том, что произошло. Когда Пророк завоевал Мекку, покончил с Ху-найн и ат-Таифом, я вышел, взяв с собой то письмо, чтобы встретить-ся с Пророком. Я встретил его в аль-Джиране. Пришел в конный от-ряд ансаров. Они начали колоть меня копьями и приговаривать: «Вот тебе! Вот тебе! Что ты хочешь? » Я приблизился к Посланнику Алла-ха, который сидел на верблюдице. Я смотрел на его ногу в стремени, и она показалась мне такой беленькой и чистенькой, как мякоть пальмы. Я поднял руку с письмом и сказал: «О Посланник Аллаха! Это твое


СИРА
   

 

письмо мне. Я — Сурака ибн Джушум». Пророк сказал: «День вер-ности и доброты. Подойди! » Я подошел к нему и принял ислам. По-том вспомнил я, что хотел Пророка о чем-то спросить, но никак не смог вспомнить. Я сказал: «О Посланник Аллаха! Заблудившиеся верб-люды приходят к моим водоемам, которые я наполнил для моих верб-людов. Полагается ли мне награда за то, что я их пою? » Он ответил: «Да, каждому, кто напоил жаждущее животное, полагается награда». Потом вернулся к своему роду и выделил для Пророка садаку.

 

Когда проводник Абдаллах ибн Аркат вышел вместе с ними, повел их через низ Мекки, потом по ас-Сахилю (пока не пересек дорогу) в нижней части Усфана. Потом поехал вместе с ними по низовью Амаджа, потом пересек вместе с ними дорогу, после того как проехал Кудайду. Затем ушел оттуда и направился к аль-Хар-рару, проехал по повороту аль-Мара, потом по Ликфе, проехал ми-мо водоема Ликфы и т. д., пока они не доехали до аль-Фаджи.

 

Ибн Хишам сказал: «Потом проводник спустился с ними в аль-Арадж. Их верблюды уже устали и ехали медленно. Тогда один человек по имени Аус ибн Хаджар из рода Аслам посадил Пророка на своего верблюда по имени ибн ар-Рида и отправил в Медину. Вместе с ним послал своего слугу по имени Масуд ибн Хунайда. Потом проводник повел их из аль-Араджа, прошел че-рез проход аль-Аир справа от Рукубы, спустился в низину Риам, привел их в Кубу к Бану Амр ибн Ауф в двенадцатую ночь меся-ца рабиа аль-авваль в понедельник, когда день приблизился к по-лудню и солнце было почти в зените.

 

Мне рассказал Мухаммад ибн Джафар со слов Урвы ибн аз-Зубайра, со слов Абд ар-Рахмана ибн Увайма ибн Саиды, который говорил: «Мне рассказали мужчины из моего рода из числа спод-вижников Пророка. Они говорили: «Когда мы услышали об уходе Пророка из Мекки, стали ждать его приезда. Когда мы выходи-ли молиться за нашими домами утром, высматривали Посланника Аллаха. И, ей-богу, мы оставались там, пока солнце не заставля-ло нас искать убежища. Если мы не находили тени, то заходили в


Ибн Хишам


Поделиться:



Популярное:

  1. VII. ЖРЕЦ ПРИХОДИТ В БРЕЙМЕН
  2. Абу Бакр приходит в Бейт аль-Мидрас
  3. В каком случае Вы можете начать обгон, если такой маневр на данном участке дороги не запрещен?
  4. В этом спокойствии приходит мудрость, а мудрость означает самореализацию. Никакое другое значение мудрости не применимо на пути искателя.
  5. Глава 1. Ключевые понятия seo, которые приходится знать веб-райтеру
  6. Да будет известно, что последования святых, память которых приходится на субботу и Неделю поется на Повечерии, или когда хочет экклисиарх.
  7. Думаешь, смерть приходит против твоей воли?
  8. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ
  9. Имеет ли право водитель легкового автомобиля начать обгон?
  10. Используйте эту технику всякий раз, когда вам приходится общаться с людьми. При некоторой тренировке, связь будет возникать мгновенно, и вы прослывете гением общения.
  11. Когда Отец дает тебе что-то, это приходит от Него. А когда Сын дает тебе что-то, это обычно описывается как приходящее через Иисуса. Однако когда дело касается Святого Духа, то дается в Нем.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.086 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь