Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Отряд Зайда ибн Харисы в аль-Караду



 

Посланник Аллаха отправил отряд Зайда ибн Харисы, чтобы за-хватить караван курайшитов в аль-Караде (один из водных источ-ников в Неджде). История эта такова: курайшиты стали бояться следовать по старой дороге в Сирию, когда случилась битва при Бадре, а стали следовать по дороге в Ирак. Выехал караван тор-говцев, среди которых был и Абу Суфьян ибн Харб. Он вез мно-го серебра — важный предмет их торговли. Они наняли челове-ка, который показывал им дорогу.

 

Посланник Аллаха отправил Зайда ибн Харису, который встре-тил караван у упомянутого источника. Он захватил караван со всеми товарами. Люди спасались бегством. Привез караван к Пророку.


СИРА
   

 

Убийство Кааба ибн аль-Ашрафа

 

История Кааба ибн аль-Ашрафа. Когда курайшиты потерпели поражение в битве при Бадре, в Нижнюю Медину приехал Зайд ибн Хариса, а в Верхнюю Медину — Абдаллах ибн Раваха, их послал Пророк сообщить находившимся в Медине мусульманам весть о победе над язычниками и об их смерти.

 

Мне рассказали Абдаллах ибн аль-Мугис, Абдаллах ибн Бакр, Асим ибн Омар ибн Катада, Салих ибн Абу Умама ибн Сахль — каж-дый из них рассказал мне часть истории. Они сказали: «Кааб ибн аль-Ашраф был из племени Тай, потом из рода Бану Набхан. Его мать бы-ла из Бану ан-Надир. Когда Кааб ибн аль-Ашраф узнал эту весть, он воскликнул: «Правда ли это? Неужели Мухаммад убил этих людей, которых перечисляют эти двое? » — Он имел в виду Зайда и Абдал-лаха ибн Раваху. — «Это ведь знатные люди арабов, вожди. Ей-богу, если Мухаммад уничтожил этих людей, то лучше умереть, чем жить на земле». Когда враг Аллаха убедился в достоверности сообщения, он отправился в Мекку. Он остановился у аль-Мутталиба ибн Абу Вадаа ас-Сахми, который был женат на Атике, дочери Абу аль-Айса ибн Умаййа. Она приняла его и оказала ему почет. Кааб стал возбуж-дать людей против Посланника Аллаха, декламировать стихи, опла-кивать убитых и сброшенных в колодец курайшитов в Бадре.

 

Потом Кааб ибн аль-Ашраф вернулся в Медину, стал вос-певать в стихах мусульманских женщин и тем самым нанес му-сульманам обиду. Тогда Пророк, как передал мне Абдаллах ибн аль-Мугис ибн Абу Бурда, сказал: «Кто расправится с ибн аль-Ашрафом для меня? » Ему ответил Мухаммад ибн Маслама из ро-да Бану Абд аль-Ашхаль: «Я расправлюсь с ним для тебя, о Пос-ланник Аллаха. Я убью его». Пророк сказал: «Сделай это, если сумеешь! » Мухаммад ибн Маслама вернулся и три дня почти не ел и не пил, кроме самого необходимого.

 

Об этом рассказали Пророку, который позвал его и спросил: «Почему ты перестал есть и пить? » Ответил: «О Посланник Алла-


Ибн Хишам

ха! Я тебе дал слово, но не знаю, смогу ли я выполнить его». Про-рок сказал: «Но ты сделай только то, что сможешь». Ибн Масла-ма сказал: «О Посланник Аллаха! Но мы должны притвориться». Пророк произнес: «Говорите, что сочтете нужным. Вам это разреше-но». На убийство Кааба собрались Мухаммад ибн Маслама; Силь-кан ибн Салама ибн Вакш, он же Абу Наила из рода Бану Абд аль-Ашхаль, был молочным братом Кааба ибн аль-Ашрафа; Аббад ибн Бишр ибн Вакаш из рода Бану Абд аль-Ашхаль; аль-Харс ибн Аус ибн Муаз из рода Бану Абд аль-Ашхаль; Абу Абс ибн Джабр из рода Бану Хариса. Сначала они направили к врагу Аллаха Каабе ибн аль-Ашрафу Силькана ибн Саламу Абу Наилу. Он пришел к нему

 

и поговорил с ним некоторое время. Они декламировали друг другу стихи. Абу Наила был поэтом. Потом сказал: «Слушай, о ибн аль-Ашраф! Я пришел к тебе по одному делу. Я расскажу тебе об этом, но ты не выдавай меня». Ответил: «Сделаю». Тогда Абу Наила за-говорил: «Приход этого человека к нам был несчастьем из несчас-тий. Арабы перестали к нам приходить, все они против нас заодно, дороги от нас отрезали. На нас и наших детей обрушились трудно-сти». Кааб сказал: «Вот кто такой ибн аль-Ашраф. Ей-богу, я ведь тебе говорил, о ибн Салама, что дело повернется так». Силькан ему сказал: «Я хотел, чтобы ты нам продал продукты, мы тебе дадим за-лог, дадим гарантию, и ты хорошо заработаешь». Кааб спросил: «А в залог вы отдадите своих сыновей? » Ибн Салама продолжил: «Ты хочешь нас разоблачить? Со мной — приятели, они думают так же, как и я. Я хочу прийти к тебе с ними, ты им продашь и хорошо на этом заработаешь. Мы тебе в залог оставим оружие в достаточном количестве». Силькан хотел, чтобы Кааб не возражал против при-хода к нему с оружием. Кааб сказал: «Оружия достаточно». Силь-кан вернулся к своим приятелям и рассказал им, велел взять оружие

 

и прийти к нему. Они собрались у Пророка.


 

Ибн Хишам передает другую версию: «Кааб спросил: «А в за-лог дадите своих женщин? » Ибн Салама ответил: «Как же мы мо-жем тебе оставить наших женщин в качестве залога, когда ты са-


СИРА
   

 

мый молодой и самый благоухающий житель Ясриба? » Тогда Кааб спросил: «А сыновей своих под залог вы мне отдадите? »

 

Ибн Исхак передает: «Мне рассказал Саур ибн Зайд со слов Икримы, со слов ибн Аббаса, который рассказывал: «Пророк вмес-те с ними шел до кладбища под названием Бакиа аль-Гаркад, потом их напутствовал словами: «Идите во имя Аллаха! О Боже! Помо-ги им! » Потом Пророк вернулся к себе домой. Была лунная ночь. Они пришли к крепости Кааба, и Абу Наила позвал его. Кааб сошел

 

к ним, стал с ними разговаривать, и они с ним поговорили. Потом сказали: «Не хочешь ли, о ибн аль-Ашраф, пройтись в ущелье аль-Аджуз с нами, и мы там поговорим остаток этой ночи? » Кааб отве-тил: «Если хотите». Они пошли и шли некоторое время. Потом Абу Наила запустил руку в волосы Кааба, понюхал руку свою и произ-нес: «Более приятного запаха, чем этот, я никогда не знал». Потом шел некоторое время и повторил то же самое, чтобы успокоить его. Шел еще некоторое время и повторил то же самое, схватив Кааба за волосы, сказал: «Бейте врага Аллаха! » И они стали бить его. Они стали размахивать мечами и не попадали. Мухаммад ибн Маслама рассказывал: «Я вспомнил, что у меня есть нож, когда увидел, что наши мечи бесполезны тут, я схватил этот нож. А враг Аллаха так громко кричал, что во всех домах вокруг нас зажглись огни. Я по-ложил нож на его живот между пупком и лобком и надавил на него своей тяжестью. Нож дошел до его лобка. Враг Аллаха упал. Аль-Харс ибн Аус ибн Муаз был ранен в голову или в ногу. Ему попа-ли некоторые наши мечи. Мы выступили, направившись сначала к Бану Умаййа ибн Зайд, потом к Бану Курайза, потом на Буас, под-нялись в местность под названием Харрат аль-Урайд. От нас отста-вал наш приятель аль-Харс ибн Аус, потерявший много крови. Мы остановились, поджидая его некоторое время. Потом он догнал нас по нашим следам. Мы его понесли и принесли к Пророку в конце ночи. Пророк стоял и молился. Мы приветствовали его. Он вышел

 

к нам, и мы сообщили ему об убийстве врага Аллаха. Пророк поп-левал на рану нашего приятеля, чтобы вылечить его, и он вернулся


Ибн Хишам

домой. Мы тоже вернулись к своим семьям. Утром встали, а иудеи испугались от нашей стычки с врагом Аллаха.

 

 

Мухаййиса и Хуваййиса

 

Пророк сказал: «Кого победите из еврейских мужчин, убивайте его». Тогда Мухаййиса ибн Масуд напал на ибн Сунайну, еврейского тор-говца, имевшего с ним отношения и заключавшего с мусульманами торговые сделки, и убил его. А Хуваййиса ибн Масуд тогда еще не принял ислам. Он был старше Мухаййисы. Когда Мухаййиса убил торговца, Хуваййиса стал бить его, приговаривая: «О враг Аллаха! Ты что, убил его?! Ей-богу, сколько жира в твоем животе от его иму-щества». Тогда Мухаййиса ответил: «Мне приказал убить его тот че-ловек, который если прикажет мне убить тебя, то я бы и тебе отрубил голову». Хуваййиса воскликнул: «Действительно, если тебе прика-жет Мухаммад убить меня, то ты убил бы меня? » Ответил: «Да, кля-нусь Аллахом, если прикажет мне отрубить тебе голову, то я отруб-лю». Воскликнул: «Ей-богу, если эта религия довела тебя до этого, значит, это удивительная религия». И Хуваййиса принял ислам.

 

Ибн Хишам сказал: «Рассказал мне Абу Убайда со слов Абу Ам-ра аль-Мадани, который рассказывал: «Когда Пророк победил Бану Курайзу, он взял из них около четырехсот мужчин-евреев. Они были союзниками ауситов против хазраджитов. Пророк приказал отрубить им головы. Хазраджиты стали отрубать им головы, и это их радова-ло. Пророк посмотрел на хазраджитов и увидел их лица радостны-ми. Посмотрел на ауситов, но такого не увидел и подумал, что это по причине союза между ауситами и Бану Курайза. От рода Бану Ку-райза остались лишь двенадцать человек. Он отдал их ауситам: каж-дым двум мужчинам ауситов отдал одного из Бану Курайзы и сказал: «Пусть ударит такой-то, а такой-то будет добивать». Среди тех, кого он отдал ауситам, был Кааб ибн Йахуда. Он занимал видное поло-жение в Бану Курайза. Пророк отдал его Мухаййисе ибн Масуду и


СИРА
   

 

Абу Барде ибн Нийару. Абу Барда — это тот, которому Пророк раз-решил заколоть козленка в день принесения жертв. Пророк сказал: «Пусть ударит его Мухаййиса, а Абу Барда его пусть добивает».

Мухаййиса ударил его так, что не отрубил ему голову полно-стью, потом добил его Абу Барда. Хуваййиса, который был тог-да неверующим, сказал своему брату Мухаййисе: «Ты убил Кааба ибн Йахуду? » Ответил: «Да». Хуваййиса сказал: «Но ведь, ей-богу, сколько жира в твоем животе от его имущества! Ты — под-лый человек, о Мухаййиса! » Мухаййиса ему сказал: «Мне при-казал убить его тот, кто если прикажет мне убить тебя, то я убью тебя! » Он удивился его словам и ушел от него пораженный. Рас-сказывали, что он просыпался по ночам и удивлялся словам свое-го брата Мухаййисы до утра, приговаривая: «Ей-богу, вот это ре-лигия». Потом он пришел к Пророку и принял ислам.

 

Ибн Исхак рассказал: «Посланник Аллаха после возвращения из Бухрана пробыл в Медине месяцы джумади аль-ахира, раджаб, шаабан и месяц рамадан. Курайшиты напали на него при Ухуде в месяце шавваль третьего года.

 

 

Битва при Ухуде

 

Историю битвы при Ухуде мне рассказали Мухаммад ибн Мус-лим аз-Зухри, Мухаммад ибн Йахья ибн Хаббан, Асим ибн Омар ибн Катада, аль-Хусайн ибн Абд ар-Рахман и другие наши уле-мы. Каждый из них рассказал свою историю о битве в Ухуде. Их рассказы я объединил в один рассказ.

 

Когда курайшитские язычники потерпели поражение в Бадре и бы-ли сброшены в колодец, вернулись остатки их войска в Мекку и вернул-ся Абу Суфьян ибн Харб со своим караваном. После всего этого Аб-даллах ибн Абу Рабиа, Икрима ибн Абу Джахль, Сафван ибн Умаййа пришли к тем курайшитам, у которых отцы, сыновья или братья были убиты в битве при Бадре, и, вместе собравшись, обратились к Абу Су-


Ибн Хишам

фьяну ибн Харбу и всем тем, у кого был товар в том караване курай-шитов. Они сказали: «О курайшиты! Мухаммад вас обидел, убил луч-ших ваших людей. Помогите нам этим имуществом воевать против него. Может, мы отомстим ему за наших погибших людей». Так и сделали.

 

О них, как мне говорили некоторые знающие люди, Аллах ниспос-лал откровение: «Те, которые не уверовали, тратят свои имущес-

 

тва с тем, чтобы увести других от пути Аллаха. Они потратят их скоро и потом окажутся в бедственном положении, и после этого они будут побеждены. А неверные будут собраны в аду» (8: 36).Курайшиты собрались воевать с Пророком, когда с этим согласились Абу Суфьян ибн Харб, хозяева каравана со своими эфиопами, а так-же подчиняющиеся им племена Кинана и жители Тихамы.

 

Абу Азза Амр ибн Абдаллах был освобожден Пророком пос-ле битвы при Бадре. Он был бедным, имел много детей и испыты-вал нужду. Находился в числе пленных. Он сказал: «О Посланник Аллаха! Я беден, имею много детей, испытываю нужду. Освобо-ди меня без выкупа, да благословит тебя Аллах и да приветству-ет! » Пророк освободил его без выкупа. Тогда Сафван ибн Умаййа ему сказал: «О Абу Азза! Ты — поэт, помоги нам своим языком. Выступай в поход вместе с нами! » Он ответил: «Мухаммад оказал мне милость, и я не хочу выступать против него». Сафван сказал: «Тогда помоги нам сам. Если вернешься, я сделаю тебя богатым, а если погибнешь, то я сделаю твоих дочерей, как моих собствен-ных дочерей, они будут одинаково испытывать и беды, и радости». Абу Азза отправился в Тихаму, призывая Бану Кинана.

 

Мусафиа ибн Абд Манаф отправился к Бану Малик ибн Ки-нана, подстрекая их и призывая к войне против Пророка.

Джубайр ибн Мутим вызвал к себе раба-эфиопа по имени Вахши, который так метко кидал копье по-эфиопски, что очень редко ошибал-ся, и сказал ему: «Иди с людьми: если ты убьешь Хамзу, дядю Му-хаммада за моего дядю Туйама ибн Адий, ты станешь свободным».

 

Курайшиты выступили в полном снаряжении вместе с отрядом эфиопов, союзными племенами Бану Кинана и жителями Тихамы.


СИРА
   

 

Вместе с ними отправились в поход и женщины, чтобы воодушев-лять воинов и чтобы они не убежали. Во главе людей был Абу Су-фьян ибн Харб вместе с Хиндой, дочерью Утбы. Икрима, сын Абу Джахля, отправился в поход вместе с Умм Хаким, дочерью аль-Харса. Аль-Харис ибн Хишам ибн аль-Мушра взял с собой Фа-тиму, дочь аль-Валида ибн аль-Мугиры. Сафван ибн Умаййа вы-ступил в поход вместе с Барзой, дочерью Масуда.

 

Амр ибн аль-Ас взял с собой Рабту, дочь Мунаббиха ибн аль-Хаджжажа, она же мать Абдаллаха ибн Амра. Тальха ибн Абу Тальха отправился вместе с Сулафой, дочерью Саада ибн Шухай-да аль-Ансария, она же мать сыновей Тальхи: Мусафиа, аль-Джу-ласа, Килаба, которые были убиты тогда вместе с отцом. Хунас, дочь Малика, из рода Бану Малик ибн Хисль отправилась в по-ход вместе с сыном Абу Азизом ибн Умайром. Амра бинт Алька-ма из рода Бану аль-Харс также отправилась в поход. Они оста-новились около двух источников возле горы в середине солончака на высохшем русле, на окраине долины напротив Медины.

 

Когда о них узнали Пророк и мусульмане и узнали, где они ос-тановились, Пророк обратился к мусульманам словами: «Я видел добрый сон. Я видел жертвенную корову. Я видел на лезвии свое-го меча зазубрину. Я видел, как я вдел свою руку в прочную коль-чугу. Я считаю, что эта кольчуга — символ Медины».

 

Ибн Хишам передает: «Мне рассказали некоторые знающие лю-ди, что Пророк сказал: «Коровы — это люди из числа моих сподвиж-ников, которые будут убиты; а зазубрина, которую я видел на лезвии своего меча, — это человек, мой родственник, который будет убит».

 

Ибн Исхак передает слова Пророка, который говорил, что если они остановятся возле Медины, то не надо их трогать, если даже они нанесут ущерб; а если войдет в город, тогда мы будем с ними воевать. Пророк не хотел выходить из города. Мусульмане, погибшие впос-ледствии в битве при горе Ухуд, и другие, не участвовавшие в битве при Бадре, сказали: «О Посланник Аллаха! Выведи нас к нашим вра-гам, пусть не думают, что мы испугались их и не в состоянии проти-


Ибн Хишам

востоять им! » Абдаллах ибн Абу Салуль сказал: «О Посланник Ал-лаха! Оставайся в Медине и не выходи к ним! Когда мы выходили из города против врага нашего, то он нас побеждал. Когда враги входили в город, мы их уничтожали. Оставь их, о Пророк, если они останут-ся там, то на плохом месте. Если войдут в город, то мужчины будут с ними сражаться лицом к лицу, женщины и дети закидают их камня-ми сверху. Если отступят, то отступят с полным поражением».

 

Люди, пожелавшие встретиться с курайшитами в открытом бою, настаивали на своем, и Пророк вошел к себе в дом и надел кольчугу. Это было в пятницу, после совершения молитвы. В этот день умер человек из ансаров по имени Малик ибн Амр. Пророк совершил над ним молитву, потом вышел к людям. А люди уже сожалели о сказан-ном, говоря: «Мы заставили Пророка, нам не нужно было этого».

 

Когда Пророк вышел к ним, они сказали: «О Посланник Алла-ха! Мы тебя принудили, нам не нужно было этого. Если хочешь, то оставайся, и да благословит тебя Аллах! » Пророк ответил: «Про-рок не должен, если надел кольчугу, снять ее, пока не повоюет». И Пророк выступил вместе с тысячью своих сподвижников.

 

Ибн Хишам передает, что Пророк назначил в Медине вместо себя возглавлять молитву Ибн Умм Мактума.

Ибн Исхак передает: «Когда они прошли некоторое расстояние и находились между Мединой и горой Ухуд, от них откололся Абдаллах ибн Убайй с третью людей, сказав: «Их послушался, а меня не послу-шался. Мы не знаем, за что мы будем губить свои души здесь, люди». Он вернулся вместе с последовавшими за ним людьми из своего наро-да. За ними последовал Абдаллах ибн Амр ибн Харам из рода Бану Салима, говоря: «О люди! Я напоминаю вам об Аллахе! Не отделяй-тесь от вашего народа и Пророка вашего, когда он выступил против врага! » Они ответили: «Если бы мы знали, что вы будете воевать, то не покорились бы вам. Но мы не думали, что будет война».

 

Они не послушались его и хотели уйти. Тогда Абдаллах ибн Амр сказал: «Будьте вы прокляты, враги Аллаха! Пророк обойдется и без вашей помощи с помощью Аллаха, Всеславного и Всемогущего! »


СИРА
   

 

Ибн Хишам передает: «Рассказал некто другой, кроме Зийа-да, со слов Мухаммада ибн Исхака, со слов аз-Зухри, что ансары

 

в день битвы при Ухуде Пророку сказали: «О Посланник Алла-ха! Не позвать ли нам на помощь наших союзников-иудеев? » Он ответил: «Они нам не нужны».

Зийад сказал: «Мне рассказал Мухаммад ибн Исхак. Он го-ворил: «Пророк проезжал через квартал Бану Хариса. И тут од-на из лошадей взмахнула хвостом, чтобы отпугнуть мух, попала в кольцо, куда прикрепляют меч, и он обнажился».

Ибн Исхак рассказывал: «Тогда Пророк — а он любил во всем ви-деть доброе предзнаменование, а не дурное — сказал владельцу ме-ча: «Вытащи свой меч! Я думаю, сегодня мечи будут обнажены». По-том Пророк обратился к своим сподвижникам: «Кто нас выведет к ним самым коротким путем, так, чтобы дорога проходила мимо них? » Абу Хайсама из рода Бану Хариса ибн аль-Харс сказал: «Я, о Посланник Аллаха! » Он повел его через территорию Бану Хариса. Они проходи-ли через землю Мирбаа ибн Кайзи, который был лицемером, слепым. Когда он услышал шум двигающихся мусульман во главе с Пророком, стал кидать им в лицо землю, говоря: «Если ты — Посланник Аллаха, то я не разрешаю тебе войти в мой огород». Мне говорили, что он взял

 

в руку горсть земли и сказал: «Ей-богу, если бы я не опасался попасть кому-нибудь другому, кроме тебя, о Мухаммад, то кинул бы это тебе в лицо! » Люди поспешили к нему, чтобы убить его. Пророк сказал: «Не убивайте его! Он слепой: у него сердце и глаза слепые». К нему поспе-шил Саад ибн Зайд из рода Бану Абд аль-Ашхаль, до того, как запре-тил трогать его Пророк, ударил его луком по голове и поранил.

 

Пророк остановился в ущелье близ горы Ухуд на краю долины, на склоне горы Ухуд, и разбил там свой лагерь. Пророк приказал: «Ник-то из вас не должен воевать без приказа». Курайшиты пустили своих верблюдов и лошадей пастись на полях мусульман в ас-Самга. Когда Пророк запретил вступать в бой с курайшитами без приказа, один из ансаров воскликнул: «Они уже пасут своих животных на полях Бану Кайлы (т. е. ансаров)! А мы еще не вступили в бой с ними? »


Ибн Хишам

Пророк подготовился к битве, под его началом было семьсот человек. Во главе стрелков из лука поставил Абдаллаха ибн Джу-байра из рода Бану Амр ибн Ауф. Он тогда выделялся белой одеж-дой. Стрелков было пятьдесят человек. Пророк приказал ему за-щитить от конницы в случае нападения или преследования и стоять на месте, пока все не пройдут. Пророк надел на себя две кольчуги, вручил знамя Мусабу ибн Умайру из рода Бану Абд ад-Дар.

 

Ибн Хишам сказал: «Пророк тогда разрешил участвовать в бою двум пятнадцатилетним мальчишкам из рода Бану Хариса. Самуре ибн Джундабу аль-Фазари и Рафиа ибн Хариджу. Когда он решил их вернуть назад, ему сказали, что Рафиа — хороший стрелок, и Пророк разрешил ему остаться. Когда он разрешил участвовать в бою Рафиа, ему сказали, что Самура сильнее Рафиа. И тогда Про-рок оставил его. Пророк вернул назад Усаму ибн Зайда, Абдаллаха ибн Омара ибн аль-Хаттаба, Зайда ибн Сабита из рода Бану Ма-лик ибн ан-Наджжар, аль-Бара ибн Азиба из рода Бану Хариса, Амра ибн Хазма, Усайда ибн Зухайра. Потом он разрешил им учас-твовать в битве аль-Хандак, когда им было пятнадцать лет.

 

Ибн Исхак рассказывает: «Курайшиты тоже подготовились к сражению; их было три тысячи человек, у них было двести лоша-дей. Во главе конников на правом фланге был Халид ибн аль-Ва-лид, а на левом — Икрима ибн Абу Джахль».

 

Пророк спросил: «Кто возьмет этот меч по его достоинству? » К нему люди подходили, но он не отдавал его им, пока не подо-шел к нему Абу Дуджана Симак ибн Хараша из рода Бану Саи-да, и спросил: «А какова его цена, Посланник Аллаха? » Ответил: «Ударить по врагу так, чтобы он согнулся». Тогда Абу Дуджана сказал: «Я беру его, о Посланник Аллаха, по его цене». Пророк отдал меч ему. Абу Дуджана был человеком храбрым, выделялся в битвах, если случались. Если он завязывал на лбу красную по-вязку, то люди знали, что он будет драться.

 

Получив из рук Пророка меч, он вынул эту свою повязку, по-вязал ее на голову и стал гордо расхаживать между рядами.


СИРА
   

 

Мне передал Джафар ибн Абдаллах, вольноотпущенник Ома-ра ибн аль-Хаттаба, рассказ одного из ансаров, который говорил, что Пророк, увидев горделиво расхаживающего Абу Дуджаны, сказал, что Аллах не одобряет такой походки, за исключением та-кого вот места.

Мне рассказал Асим ибн Амра ибн Катада, что Абу Амир Абд Омар ибн Сайфи из рода Бану Дубайа ушел в Мекку, убегая от Про-рока, с пятьюдесятью юношами из рода аль-Аус. Некоторые люди говорят, что их было пятнадцать человек. Он обещал курайшитам, что если встретит своих сородичей, то никто из них не станет с ним спорить. Когда столкнулись две группы людей, в первых рядах ку-райшитов вместе с эфиопами и рабами жителей Мекки был и Абу Амир. Он крикнул: «О ауситы! Я — Абу Амир! » Ауситы ему от-ветили: «Да лишит тебя Аллах глаза, о нечестивец! » Абу Амира в язычестве прозвали «рахиб» — монах. А Пророк прозвал его сло-вом «фасик» — нечестивец. Услышав ответ ауситов на свой призыв, Абу Амир проговорил: «После меня на мой народ напало зло» и стал воевать с ними ожесточенно, стрелял в них камнями.

 

Абу Суфьян, обращаясь к носителям и хранителям знамени из рода Абд ад-Дар и поощряя их к войне, сказал: «О Бану Абд Дар! Вы держали наше знамя в битве при Бадре, и вы знаете, что с нами случилось. Люди следуют за своим знаменем. Если не будет зна-мени, то и людей не станет. Или вы будете защищать наше знамя, или мы освободим вас от этой обязанности». Они рассердились, чуть не нападали на него, угрожая: «Мы разве отдадим наше зна-мя? Ты завтра увидишь, как мы будем поступать, когда столкнем-ся! » Абу Суфьян этого и хотел. Когда люди столкнулись, сблизи-лись друг с другом, Хинд, дочь Утбы, подняла прибывших вместе с ней женщин, и они стали бить в тамбурины за спиной мужчин, по-ощряя их к битве. Клич сподвижников Посланника Аллаха в бит-ве при Ухуде был: «Смерть! Смерть! », как передает ибн Хишам. Люди стали друг с другом сражаться, бой закипел. Абу Дуджана воевал так усердно, что оказался среди противников.


Ибн Хишам

Ибн Хишам передал: «Мне передали знающие люди, что аз-Зу-байр ибн аль-Авам рассказывал следующее: «Когда я попросил Про-рока дать мне этот меч и он отказал мне в этом, а дал его Абу Дуджане, я расстроился и говорил: «Я ведь сын Сафии. Его тетки, из курайши-тов; подошел к Пророку и попросил его раньше Абу Дуджаны — но Пророк дал меч ему, а меня отставил. Ей-богу, я еще посмотрю, что он будет делать! Пошел я за Абу Дуджаной. Он вынул свою красную повязку и завязал ее вокруг головы. Ансары сказали: «Абу Дуджана вынул повязку смерти». Они так говорили про него, когда он повязы-вал себе голову этой повязкой. Абу Дуджана продекламировал:

 

«Меня обязал мой любимец На склоне горы возле пальм,

 

Сражаясь мечом Аллаха, Пророка, Быть всегда в первых рядах».

 

Ибн Исхак передает: «Он стал убивать каждого, кого встре-чал на своем пути. Из числа язычников был человек, который до-бивал наших раненых. Они оба стали приближаться друг к дру-гу. Я молил Аллаха, чтобы они встретились. Вот они столкнулись, обменялись ударами. Язычник ударил Абу Дуджану. Тот защи-тился щитом, и меч язычника застрял в щите. Абу Дуджана нанес ему удар и убил его. Потом я видел его, занесшего свой меч над пробором головы Хинда, дочери Утбы, затем он отвел свой меч от нее. Аз-Зубайр добавил: «Тогда я сказал: «Аллах и Его Пос-ланник лучше знают, кому дать этот меч».

 

Абу Дуджана рассказал: «Я увидел человека, очень сильно по-ощрявшего людей к бою. Я направился к нему, и, когда занес меч над ним, этот человек заголосил: оказалось, что это женщина. Я не осквернил меч Посланника Аллаха — не ударил им женщину».

 

В бою Хамза ибн Абд аль-Мутталиб убил Артата ибн Абд Шу-рахбила. Он был в числе тех, кто нес знамя. Потом мимо него проходил Субаа ибн Абд аль-Узза аль-Гугшани. Его звали Абу Нияр. Хамза к нему обратился со словами: «Иди ко мне, о сын обрезающей клито-


СИРА
   

 

ры! » Его мать — Умм Анмар, вольноотпущенница Шурайка ибн Ам-ра, была женщиной, совершающей обряд обрезания женщин в Мекке. Когда они столкнулись, Хамза ударил его и сразил насмерть.

Раб Джубайра ибн Мутима по имени Вахши рассказывает: «Я ви-жу, как Хамза убивает людей своим мечом, не оставляя ничего, подоб-но верблюду пепельного цвета. Тут меня опередил к нему Сибаа. Хам-за ему сказал: «Иди ко мне, о сын обрезающей клиторы! » Хамза нанес ему удар и точно попал в голову. Я раскачал свое копье, прицеливаясь, и когда прицелился, бросил на него копье. Оно попало ему в живот и, вышло между его ног. Он пошел на меня, был сражен и упал. Я подож-дал, пока умрет. Потом подошел к нему, вынул свое копье и вернулся в лагерь. Кроме него, мне ничего уже больше не нужно было».

 

Мне рассказал Абдаллах ибн аль-Фадл ибн Аббас, дядя Су-леймана ибн Йасара со слов Джафара ибн Амра ибн Умаййи ад-Дамри. Последний рассказывал: «Я и Убайдуллах ибн Адий ибн аль-Хийар отправились вместе с людьми, во время правления Му-авии ибн Абу Суфьяна, в земли Византии. Мы в пути останови-лись в городе Хомсе, где жил Вахши, бывший раб Джубайра ибн Мутима. Когда мы пришли в город, Убайдуллах ибн Адий спросил меня: «Хочешь, пойдем к Вахши и спросим его о смерти Хамзы, о том, как он убил его? » Я согласился, и мы отправились к нему.

 

Он был в ясном уме и нормальном состоянии. Когда мы по-дошли к нему и поприветствовали, он поднял голову к Убайдулла-ху ибн Адию и сказал: «Ты — сын аль-Адия ибн аль-Хийара? » Ответил: «Да». Вахши продолжил: «Ей-богу, я тебя не видел с тех пор, как отдал тебя твоей матери ас-Саадие, которая вскор-мила тебя. Я вручил тебя ей, когда она была на своем верблюде. Она взяла тебя вместе со шкурой, в которую тебя завернули. Ког-да я поднял тебя, чтобы отдать ей, передо мной засверкали твои ножки. Ей-богу, я их и сейчас бы узнал! » Мы присели к нему и сказали: «Мы пришли к тебе, чтобы ты рассказал нам о том, как ты убил Хамзу». Он сказал: «Я расскажу вам так, как рассказал Посланнику Аллаха, когда он спросил меня об этом.


Ибн Хишам

Я был рабом Джубайра ибн Мутима. Его дядя Турайма ибн Адий был убит в Бадре. Когда курайшиты пошли к горе Ухуд, мне Джубайр сказал: «Если убьешь Хамзу, дядю Мухаммада, за моего дядю, тогда ты свободен». Я отправился вместе с людьми. Я был эфиопом и кидал копье по-эфиопски, очень редко не попадал в цель. Когда люди стол-кнулись, я пошел искать Хамзу и увидел его в гуще людей, подобно верблюду пепельного цвета, разрубающего людей своим мечом, не ос-тавляя вокруг ничего. Я подготовился напасть на него, скрывшись за деревом или камнем, когда он близко ко мне подойдет. Тут меня опере-дил к нему Сибаа ибн Абд аль-Узза. Увидев его, Хамза сказал: «Иди ко мне, о сын обрезающей клиторы! » Я раскачал свое копье, прице-ливаясь, и, когда прицелился, бросил на него копье. Оно попало ему в живот и вышло между его ног. Он пошел на меня и был сражен. Я ос-тавил его, пока не умер. Потом подошел к нему, взял свое копье, вер-нулся в лагерь и сидел там. Кроме него, у меня не было другой надо-бности. Я убил его, чтобы получить свободу. Когда я вернулся в Мекку, был освобожден. Жил в Мекке, пока ее не завоевал Пророк. Потом убежал в ат-Таиф и там оставался. Когда делегация ат-Таифа отправи-лась к Посланнику Аллаха, чтобы принять ислам (покориться), пере-до мной встала трудная задача выбора пути. Я сказал: «Поеду в Си-рию или Йемен, или в другую страну». Когда я так раздумывал, один человек мне сказал: «Горе тебе! Ей-богу, он не убивает никого из лю-дей, если они вступают в его религию и произносят слова исповедания веры». Когда он мне сказал это, я отправился к Пророку в Медину. Вдруг он увидел меня, стоящего над ним и произносящего слова испо-ведания веры. Увидев меня, он спросил: «Ты — Вахши? » Я ответил: «Да, о Посланник Аллаха! » Он сказал: «Садись и расскажи мне, как ты убил Хамзу». Я рассказал ему то, что рассказал вам обоим. Когда я закончил свой рассказ, Пророк сказал: «Горе тебе! Исчезни из мо-их глаз, чтобы я тебя не видел! » Я избегал Посланника Аллаха везде, где он бывал, чтобы не попасться ему на глаза, пока не умер.

 

Когда мусульмане пошли на Мусайламу Лживого, правителя аль-Йамамы, я выступил вместе с ними, взяв с собой копье, которым сра-


СИРА
   

 

зил Хамзу. Когда началось сражение, я увидел Мусайламу, стоящего с мечом в руке. Я его не знал в лицо. Я готовился напасть на него, а с другой стороны на него собирался напасть один из ансаров. Мы оба собирались напасть на него. Я раскачал копье, прицелился и кинул его на него. Копье попало ему. На него напал ансар и ударил мечом. Гос-подь знает, кто из нас убил его. Если убил я, то я убил лучшего чело-века после Пророка (Хамзу) и худшего из людей (Мусайлиму)».

 

Ибн Хишам передал: «Мне сообщили, что Вахши многократ-но был наказан за питье вина, и он был исключен из армии, а его имя вычеркнуто. Омар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Ал-лах, говорил: «Я знал, что Всевышний Аллах не оставит в покое убийцу Хамзы».

 

Ибн Исхак передает: «Мусааб ибн Умайр воевал, защищая Пророка, пока не был убит. Его убил Ибн Камаа аль-Лайси, ду-мая, что он — Пророк. Вернулся к курайшитам и сказал: «Я убил Мухаммада».

 

Когда был убит Мусааб ибн Умайр, Пророк вручил знамя Алию ибн Абу Талибу, да возвеличит его Аллах. Али ибн Абу Та-либ воевал вместе с несколькими мусульманами.

Ибн Хишам рассказал: «Мне говорил Мусалама ибн Алькама аль-Мазини следующее: «Когда разгорелось сражение при горе Ухуд, Пророк сел под знаменем ансаров. Он послал к Алию ибн Абу Талибу человека, чтобы Али вынес знамя вперед. Али со зна-менем в руке выступил вперед и воскликнул: «Я — Абу аль-Кадм (т. е. «отважный», «смелый». Ибн Хишам отмечает, что произ-носят также «Абу аль-Фасм»). К нему обратился Абу Саад ибн Абу Тальха, знаменосец язычников, словами: «Ты, о Абу аль-Ка-см, хочешь поединка? » Ответил: «Да». Они выступили вперед с обоих рядов. Обменялись ударами. Али своим ударом поранил его, потом удалился и не стал его добивать. Тогда друзья спросили его: «Почему ты не добил его? » Он ответил: «Он так упал, что рас-крылся передо мной полностью. Меня охватила жалость к нему. Я знаю, что Аллах уже приговорил его к смерти».


Ибн Хишам

По другой версии, Абу Саад ибн Абу Тальха вышел в середину и позвал: «Кто выступит на поединок с Абу Касимом (т. е. «сокрушаю-щим»)? » Повторил несколько раз. Никто к нему не вышел. Тогда он крикнул: «О приятели Мухаммада! Вы утверждали, что ваши убитые в раю. А наши убитые в аду. Вы лжете. Клянусь ал-Латом, если бы вы знали, что это правда, то кто-нибудь из вас выступил бы против меня! » Тогда против него вышел Али ибн Абу Талиб, да возвеличит его Аллах. Они обменялись ударами. Али ударил его и убил.

 

Ибн Исхак передает, что Абу Саада ибн Абу Тальху убил Са-ад ибн Абу Ваккас. Асим ибн Сабит ибн Абу аль-Аклах в сражении убил Мусафиха ибн Тальху и его брата аль-Джуласа ибн Тальху. Они оба были исколоты стрелами. Он приходит к матери своей Сулафе и кладет голову на ее колени. Она спрашивает: «О сын мой! Кто тебя ранил? » Отвечает: «Я слышал, как стрелявший в меня кричал: «Вот тебе! Я — ибн Абу аль-Аклах». Она дала обет, если сумеет достать голову Асима, то будет пить вино из его черепа». Асим дал обет Ак-лаху, что он никогда не будет соприкасаться с язычником. Тогда Осман ибн Абу Тальха, держа в руках знамя язычников, продекламировал:

 

«Знаменосцы должны знать, что знамя Может быть залито кровью или разорвано».

 

Его убил Хамза ибн Абд аль-Мутталиб. Встретились Хамза ибн Абу Амир по прозвищу аль-Гасиль (т. е. «умытый») и Абу Суфь-ян. Когда Ханзала ибн Абу Амир одержал над ним верх, его увидел Шаддад ибн аль-Асвад, человек без рода, одержавший верх над Абу Суфьяном. Шаддад ударил его и убил. Пророк сказал: «Вашего при-ятеля (имел в виду Ханзалу) будут омывать ангелы». О нем спроси-ли его жену. Она ответила: «Когда он услышал клич, то выступил, будучи оскверненным». Поэтому Посланник Аллаха сказал, что его омоют ангелы, дав ему прозвище аль-Гасиль — «умытый».

 

Потом Аллах послал свою помощь мусульманам, исполнил дан-ное им обещание, и они стали убивать язычников своими мечами, рассекая их войско. Разгром язычников не вызывал сомнений.


СИРА
   

 

Мне рассказал Йахья ибн Убад ибн Абдаллах ибн аз-Зубайр со слов своего отца Убада, со слов Абдаллаха ибн аз-Зубайра, со слов аз-Зубайра, который рассказывал: «Я уже видел украшения на но-ге Хинды, дочери Утбы, и ее подруг, которые, подоткнув свои пла-тья, собирались бежать. И осталось немного, чтобы взять их в плен. И тут стрелки из лука устремились в лагерь, когда мы обнажили его и оставили наш тыл открытым для конницы, которая напала на нас сзади. Кто-то крикнул: «Убит Мухаммад! » Мы стали отходить, а они — наступать на нас, после того как мы уже поубивали знаменос-цев, так чтобы никто из язычников не мог приблизиться к нему».

 

(Ибн Хишам сказал: «А это кричал Азабб аль-Акаба («чер-ный дьявол», т. е. шайтан)».)

Мне рассказали некоторые знатоки, что знамя продолжало ле-жать поверженным, пока не подняла его перед курайшитами Амара бинт Алькама аль-Харисия. Курайшиты собрались вокруг знаме-ни. Знамя было с Савабом, рабом Абу Тальхи, эфиопом. Он был последним из тех, кто держал его. Он сражался с этим знаменем, пока обе его руки не были отрублены. Потом дрался, стоя на ко-ленях. Обернул знаменем свою шею и грудь и так и умер, говоря: «О Боже! Сделал ли я все, что должен? »

 

Мусульмане раскрылись, и враг нанес им удар. Это был день большого несчастья и испытания. Много мусульман было убито. Враг подошел близко к Пророку. В него стреляли камнями, и один камень попал ему в лицо: был выбит передний зуб, поранена ще-ка, рассечена губа. В него стрелял Утба ибн Абу Ваккас.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах)
  2. Аль-Фарук Умар ибн аль-Хаттаб
  3. Асад ибн Абдаллах, Наср ибн Саййар и триумф ислама (737—751)
  4. Бесперебойное снабжение войска имеет решающее значение. Если нет обоза, провианта, запасов, войско гибнет. Умный полководец, по словам Сунь-цзы, старается кормиться за счет противника.
  5. БОЕВЫЕ ОТРЯДЫ И ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ
  6. В авангард Голицын выделил два солдатских и пять стрелецких полков. Следовательно, походное охранение состояло из пехоты. Конница небольшими отрядами вела наблюдение, не отрываясь далеко от пехоты.
  7. В Калягине русская рать насчитывала до 15 тыс. человек и 18 августа 1609 г. на р. Жабне разбила сильный отряд Яна Сапеги.
  8. В это время князь Владимир у Волок-Ламского и великий князь Дмитрий в Костроме собрали значительные силы. Один из татарских отрядов, двигавшийся к Волок-Ламскому, был внезапно атакован и разбит.
  9. В это же время отряд горожан Ипра отразил вылазку гарнизона замка.
  10. Ваня: В ТОС меня привело желание подзаработать денег на свою мечту. Я хочу приобрести себе новый телефон. Про Трудовой отряд я узнал от своего друга Леши. И вот мы решили пойти работать .
  11. Весной 1667 г. около Паншин-городка появился отряд голутвенных казаков (около 600 человек) во главе с атаманом Степаном Тимофеевичем Разиным.
  12. Военачальник Гокур обманул Жанну и повел отряд левым берегом Луары.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.097 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь