Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Перенос Киблы в сторону Каабы



 

Ибн Исхак сообщает: «Говорят, что Кибла была перенесена в ме-сяце шаабан в начале восемнадцатого месяца после прихода Пос-ланника Аллаха в Медину».

 

 

Великий поход на Бадр

 

Пророк услышал, что Абу Суфьян ибн Харб возвращается из Си-рии с большим караваном курайшитов, везущим деньги и товары. В караване было тридцать или сорок курайшитов, среди них — Махрама ибн Науфаль и Амр ибн аль-Ас.

Рассказал мне Мухаммад ибн Муслим, Асим ибн Омар, Абдал-лах ибн Абу Бакр, Йазид ибн Руман со слов Урвы ибн аз-Зубайра и других наших знатоков преданий, со слов ибн Аббаса. Каждый из них передал мне часть хадиса. Я собрал их рассказы воедино и со-ставил историю о битве при Бадре. Они рассказали следующее.

 

Услышав о том, что Абу Суфьян возвращается из Сирии, Пророк призвал мусульман напасть на них, говоря: «Вот караван курайши-тов. В нем — их богатства. Нападайте на них, и, может, с помощью Аллаха они вам достанутся! » Люди были возбуждены: одни быстро собрались и пришли, а другие не пришли. Это потому, что последние думали, что Посланник Аллаха не способен на такое сражение.

 

Абу Суфьян, подходя к Хиджазу, начал осведомляться, рас-спрашивать встречавшихся верховых, беспокоясь о положении сво-их людей. Один из верховых сообщил ему, что Мухаммад поднял


Ибн Хишам

своих сподвижников против него и его каравана. Тогда Абу Суфь-ян предпринял меры предосторожности. Он нанял Дамдама ибн Амра аль-Гифари и послал в Мекку, приказав ему дойти до курай-шитов и поднять их на защиту своего имущества, сообщив им, что Мухаммад вместе со своими сподвижниками хочет захватить их имущество. Дамдам ибн Амр быстро отправился в Мекку.

 

Атика, дочь Абд аль-Мутталиба, за три дня до прихода Дамдама

 

в Мекку увидела сон, который ее испугал. Она послала за своим бра-том аль-Аббасом ибн Абд аль-Мутталибом и сказала ему: «Брат мой! Ночью мне приснился сон, который меня сильно напугал. Я испуга-лась, что твой народ (мусульмане) может подвергнуться злу и напас-ти. Сохрани в тайне то, что я расскажу тебе». Спросил ее: «А что ты видела? » Ответила: «Я видела верхового: он ехал на верблюде. Оста-новился в долине аль-Абтах, потом крикнул во весь голос: «Не бои-тесь, о семейство коварных, что я поборю вас в течение трех дней?! »

 

Я видела, как люди собирались вокруг него. Потом он вошел в мечеть, и люди последовали за ним. Когда люди его окружили, он поднялся на своем верблюде на уровень крыши Каабы, потом крик-нул те же самые слова: «Не боитесь, о семейство коварных, что я по-борю вас в течение трех дней?! » Потом он оказался со своим верб-людом на уровне вершины Абу Кубайс и опять крикнул то же самое. Потом схватил глыбу и кинул ее. Она полетела, долетела до подно-жия горы и раскололась на мелкие осколки. Не осталось ни одного дома, ни одного жилища в Мекке, куда не попал бы ее осколок».

 

Аль-Аббас воскликнул: «Ей-богу, вот это сон! Ты сохрани его

 

в тайне и не рассказывай никому! » Потом аль-Аббас вышел от нее и встретил аль-Валида ибн Утбу ибн Рабиа. Он был ему другом и рассказал аль-Валиду об этом. Просил его не говорить про нее. Аль-Валид рассказал об этом своему отцу Утбе, и рассказ распро-странился по всей Мекке.

Аль-Аббас рассказывал: «Утром я пошел, чтобы совершить об-ход Каабы. Абу Джахль ибн Хишам сидел с группой курайшитов, и они разговаривали о сновидении Атики. Когда Абу Джахль уви-


СИРА
   

 

дел меня, сказал: «О Абу аль-Фадль! Когда закончишь обход, по-дойди к нам! » Когда я закончил, подошел к ним и сел. Абу Джахль мне сказал: «О сын Абд аль-Мутталиба! Когда появилась среди вас эта пророчица? » Я спросил: «А в чем дело? » Он сказал: «То снови-дение, которое видела Атика». Я спросил: «А что она видела? » Он ответил: «О сын Абд аль-Мутталиба! Разве вам недостаточно то-го, что пророчествуют ваши мужчины, так что и женщины ваши ста-ли пророчествовать?! Атика в своем сновидении утверждала, что он говорил: «Бойтесь в течение трех дней». Мы будем подкарауливать вас эти три дня. Если неправда то, что она говорит, пусть будет так. Если же в течение трех дней ничего из этого не произойдет, тогда мы напишем о вас, что вы самая лживая семья среди арабов».

 

Когда настал вечер, не осталось ни одной женщины рода Абд аль-Мутталиба, которая не пришла бы ко мне и не сказала: «Вы позволяете этому неверному, нечестивцу нападать на наших муж-чин! Потом он возьмется за женщин, а ты будешь слушать? У те-бя нет никакого чувства возмущения от того, что слышал! » Я го-ворил: «Ей-богу, я делал это: все, что он говорил мне, я отвергал. Если он еще раз станет делать это, то мы остановим его! »

 

На третий день после сновидения Атики я отправился утром в сильном гневе в мечеть. Там увидел его (Абу Джахля). И, ей-бо-гу, продвигаюсь к нему, преграждая ему дорогу, чтобы он повто-рил те слова, которые говорил в тот раз, и тогда я нападу на него. А он был человеком проворным, с узким лицом, острым языком, проницательным взглядом. Он торопился к двери мечети. Я ска-зал про себя: «Что с ним, да проклянет его Аллах? Все это поме-шает мне обругать его». А он услышал то, чего я не слышал. Это был голос Дамдама ибн Амра аль-Гифари. Он кричал из глубины долины, стоя на своем верблюде. Нос его верблюда порван, сед-ло сдвинуто, рубашка изодрана. Кричит: «О курайшиты! Ваши вещи с Абу Суфьяном. На них покушается Мухаммад со своими сподвижниками. Не думаю, что вы получите свои вещи. На по-мощь! На помощь! »


Ибн Хишам

Это событие отвлекло меня от него и его от меня. Люди быс-тро снарядились и сказали: «Что, Мухаммад и его приятели ду-мают, что будет так же, как с караваном ибн аль-Хадрамия? Нет, ей-богу! Пусть знает, так не будет! » Можно было выбирать или самому выехать, или послать кого-нибудь вместо себя. Курайшиты решили идти все, ни один знатный курайшит не оставался, кроме Абу Лахаба ибн Абд аль-Мутталиба — он остался, послав вмес-то себя аль-Аса ибн Хишама ибн аль-Мугиру, который был дол-жен ему четыре тысячи динаров и не мог их вернуть ему. За эту сумму и нанял Абу Лахаб его.

 

Ибн Исхак рассказывает: «Когда закончились сборы и уже го-товы были двинуться, вспомнили о войне, которая была между ни-ми и Бану Бакр ибн Абд Манат ибн Кинана. Сказали: «Мы боим-ся, что они нападут на нас с тыла». И это чуть было не заставило их отказаться от выступления. Тогда явился к ним Иблис в обра-зе Сураки ибн Малика, одного из старейшин племени Бану Ки-нана, и сказал им: «Я даю вам слово, что курайшиты не нападут на вас с тыла». Тогда курайшиты поспешно выехали. Посланник Аллаха выехал вместе со своими сподвижниками через несколько дней с начала месяца рамадана.

 

Ибн Хишам передает: «Он выехал в понедельник, в восьмой день с начала месяца рамадана, вместо себя оставил Амра ибн Умм Мактума возглавлять людей во время молитвы. Говорят, что его имя — Абдаллах ибн Умм Мактум. Потом вернул Абу Лабабу из ар-Рауха и назначил его главой Медины».

 

Ибн Исхак рассказывает: «Вручил знамя Мусабу ибн Умай-ру. Перед Пророком были два черных знамени: одно из них — в руках Алия ибн Абу Талиба, да возвеличит его Аллах, называлось оно аль-Укаб («Орел»); другое — у одного из ансаров. Количес-тво верблюдов у сподвижников Пророка достигало тогда семиде-сяти. Они сидели по нескольку человек на одном верблюде. Пос-ланник Аллаха, Али ибн Абу Талиб, Марсад ибн Абу Марсад аль-Ганави получили одного верблюда; Хамза ибн Абд аль-Мут-


СИРА
   

 

талиб, Зайд ибн Хариса, Абу Кабша и Анса — вольноотпущен-ники Пророка — получили одного верблюда; Абу Бакр, Омар, Абд ар-Рахман ибн Ауф имели одного верблюда.

 

Главным по тылу назначил Кайса ибн Абу Саасаа из Бану Ма-зин ибн ан-Наджжар. Знамя ансаров было у Саада ибн Муаза, как передал ибн Хишам.

Рассказал Ибн Исхак: он держал путь из Медины в Мекку по мединскому проходу, потом по аль-Акику, далее по Зу аль-Ху-лайфе и по Аулат аль-Джайшу.

Далее проехал по долине Турбан, по Малалу, по Гамис аль-Хама-му из Марайана, потом по скалам аль-Йамама, далее по ас-Сайале, по ущелью ар-Рауха и потом по Шалуке, где была уже ровная дорога.

 

Когда они находились в Ирк аз-Зубйе, встретили кочевого ара-ба. Расспросили его о людях и не получили никаких сведений. Люди ему сказали: «Приветствуй Посланника Аллаха! » Спросил: «Сре-ди вас находится Посланник Аллаха? » Ответили: «Да». Тогда он приветствовал его, потом сказал: «Если ты Посланник Аллаха, то скажи мне, кто в животе моей верблюдицы? » Сальма ибн Салама ибн Вакаш ему сказал: «Не спрашивай Посланника Аллаха, подой-ди ко мне, и я тебе сообщу об этом: ты на нее залез, и вот теперь у нее в животе от тебя верблюжонок». Пророк сказал: «Ты сказал человеку непристойность», потом отвернулся от Сальмы.

 

Пророк остановился у Саджсаджа — колодца в ар-Рауха, потом уехал оттуда. Когда проходил по аль-Мунсарафу, мекканскую дорогу оставил слева и поехал правее, к ан-Назия, намереваясь выйти к Бад-ру, обошел ее, пересек долину под названием Рахкан между ан-Надия и горным перевалом ас-Сафра, по горному перевалу аль-Мадик спус-тился вниз. Оказавшись недалеко от ас-Сафра, направил Басбаса ибн Амра аль-Джухани, союзника Бану Саида и Адия ибн Абу аз-Захба аль-Джухани, союзника Бану ан-Наджар в Бадр собрать сведения об Абу Суфьяне ибн Харбе и других. Отправив их вперед, Посланник Аллаха снялся с места стоянки. Когда перед ним оказалась ас-Саф-ра — селение между двумя горами, — спросил о жителях этих гор.


Ибн Хишам

Ему сказали: «Бану ан-Нар и Бану Хурак — два рода из Бану Ги-фар». Пророк оказал им честь, проехав между ними. Покинул эти го-ры, оставив селение ас-Сафра слева, поехал направо к долине под на-званием Зафиран, пересек ее и остановился. Дошло до него известие

 

о курайшитах, о том, что они вышли на защиту своего каравана. Про-рок посоветовался с людьми, сообщив им о курайшитах. Абу Бакр ас-Сиддик встал и сказал: «И очень хорошо! » Потом встал Омар ибн аль-Хаттаб и сказал: «И очень хорошо! » Затем встал аль-Микдад ибн Амр и сказал: «О Посланник Аллаха! Поступай так, как подска-зывает тебе Аллах, а мы — с тобой. Ей-богу, мы не скажем тебе то, что сказали Бану Исраиль Мусе: «Отправляйся ты со своим Гос-подом, и воюйте вдвоем! А мы будем сидеть здесь» (5: 24). Но тыиди с Господом твоим, и воюйте вдвоем, а мы будем воевать вместе с вами. И клянусь тем, кто послал тебя с правдой, если повернешь нас в Барак аль-Гимад (местность в Йемене), мы будем биться вместе с то-бой, пока не достигнешь его! » Пророк сказал: «Добро! » и призвал на это благословения Аллаха. Потом Пророк сказал: «Посоветуйте мне,

 

о люди! », обращаясь к ансарам, потому что их было несколько человек. Когда присягнули ему в аль-Акабе, сказали: «О Посланник Аллаха! Мы не несем за тебя ответственности, пока не придешь в наши места. Когда придешь к нам, тогда будешь под нашей защитой, и мы защитим тебя так же, как защищаем своих детей и женщин». Пророк не хотел, чтобы ансары считали обязательным помогать ему, кроме как против тех врагов, которые нападали на него в Медине, считал, что необяза-тельно для них идти с ним против врага, выходя за пределы своих зе-мель. Когда Пророк сказал это, ему ответил Саад ибн Муаз: «Ей-бо-гу, как будто ты обращаешься к нам, о Посланник Аллаха? » Ответил: «Да». Тогда Саад произнес: «Мы уверовали в тебя, поверили тебе, за-свидетельствовали, что принесенное тобой — правда. Дали тебе клят-ву в послушании и покорности. Поступай, о Посланник Аллаха, так, как желаешь, а мы — с тобой. И клянусь тем, кто послал тебя с прав-дой, если ты решишь пересечь это море вброд, мы перейдем его вместе с тобой, и никто из нас не откажется. Мы не возражаем против того,


СИРА
   

 

что ты встретишь завтра врага нашего вместе с нами. Мы — стойки в войне, верны в бою. С повеления Аллаха мы покажем себя так, что ты будешь доволен нами. Веди нас, с благословения Аллаха! » Пророка обрадовали слова Саада и ободрили. Потом он воскликнул: «Идите и вещайте, что Всевышний Аллах обещал мне одну из двух общин. Ей-богу, я как будто вижу сейчас гибель людей из стана врага! »

 

Потом Посланник Аллаха уехал из Зафирана, проехал по гор-ным склонам, которые называются аль-Асфир, спустился оттуда в селение ад-Дабба, оставил аль-Ханнан справа — это огромный пес-чаный холм, как гора, — и остановился недалеко от долины Бадр. Пророк и один из его сподвижников (Ибн Хишам передает, что это был Абу Бакр ас-Сиддик) уехали. Остановились у старика-беду-ина, спросили о курайшитах, о Мухаммаде и его товарищах, что он знает о них. Старик сказал: «Я вам не скажу, пока не сообщите мне, из каких вы». Пророк ответил: «Когда ты расскажешь нам, тогда мы сообщим тебе». Старик спросил: «Значит, наоборот? » Пророк ответил: «Да». Шейх стал рассказывать: «Дошло до меня, что Му-хаммад и его товарищи вышли в такой-то день. Если сказал прав-ду тот человек, который сообщил мне об этом, то они находятся се-годня на таком-то месте» и назвал то место, где находился Пророк. «Дошло до меня, что курайшиты выступили в такой-то день. Если сказал правду сообщивший об этом человек, то они должны нахо-диться сегодня на таком-то месте» и указал место нахождения ку-райшитов. Когда закончил свое сообщение, спросил: «Так, из каких же вы будете оба? » Пророк ответил: «Мы из оазиса» и потом уехал. Старик говорил: «Из какого оазиса? Может, из Ирака? »

 

Потом Посланник Аллаха вернулся к своим сподвижникам. Когда наступил вечер, послал Алия ибн Абу Талиба, аз-Зубайра ибн аль-Ав-вама, Саада ибн Абу Ваккаса с группой сподвижников к воде Бадра, в поисках данных о курайшитах. Они обнаружили водопой курайши-тов. Там они встретили Аслама, слугу Бану аль-Хаджаж и Арида Абу Йасара, слугу Бану аль-Ас ибн Саид и привезли их с собой. Допроси-ли их. А Пророк в это время молился. Они сказали: «Мы — водоно-


Ибн Хишам

сы курайшитов. Послали нас, чтобы мы привезли им воду». Люди не поверили им, думали, что они от Абу Суфьяна. Стали бить их, и, ког-да уже совсем замучили, оба сказали: «Мы — от каравана Абу Суфь-яна». Тогда перестали их бить. Пророк совершил коленопреклонение, совершил два поклона, произнес слова приветствия и сказал: «Когда они сказали правду, вы стали их избивать, а когда сказали неправду, перестали. Они правду сказали, ей-богу, они — от курайшитов. Сооб-щите мне оба о курайшитах! » Слуги стали рассказывать: «Они, ей-бо-гу, за этим холмом аль-Аканкаль, на дальней возвышенности». Пророк их спросил: «Сколько людей? » Ответили: «Много». Спросил: «Како-ва их численность? » Ответили: «Не знаем». Спросил: «Сколько верб-людов закалывают каждый день? » Ответили: «День — девять, дру-гой — десять». Тогда Пророк проговорил: «От девятисот до тысячи человек». Потом обратился к слугам: «Кто среди них из знатных ку-райшитов? » Стали перечислять: Утба ибн Рабиа, Шайба ибн Рабиа, Абу аль-Бухтури ибн Хишам, Хаким ибн Хизам, Науфаль ибн Ху-валид, аль-Харис ибн Амир ибн Науфаль, Туайма ибн Адий ибн На-уфаль, ан-Надр ибн аль-Харис, Замаа ибн аль-Асвад, Абу Джахль ибн Хишам, Умаййа ибн Халаф, Нубайх и Мунаббах — сыновья аль-Хаджажа, Сухайль ибн Амр и Амр ибн Абд Вадд.

 

Пророк обратился к людям и произнес: «Это значит, что Мек-ка бросила против вас самых знатных людей! »

А Басбас ибн Амр и Адий ибн Абу аз-Загба доехали до Бад-ра и остановили своих верблюдов у холма, расположенного неда-леко от воды. Взяли бурдюк и стали черпать воду. А Маджди ибн Амр аль-Джухани был у воды. Адий и Басбас услышали разговор двух девушек из оседлых арабов, которые спорили у воды. Одна из них схватила другую, требуя вернуть долг. Должница сказала своей подруге: «Караван придет завтра или послезавтра. Я пора-ботаю у них, потом верну тебе долг». Маджди сказал: «Ты ска-зала правду». Потом их разнял. Этот разговор услышали Адий и Басбас, сели на своих верблюдов, потом уехали. Приехав к Про-року, они передали ему то, что услышали.


СИРА
   

 

Абу Суфьян (ибн Харб) вел караван осторожно. Когда дошел до воды, спросил аль-Мадждия ибн Амра: «Кого-нибудь заме-тил? » Ответил: «Ничего подозрительного не заметил. Видел толь-ко двух верховых, которые останавливались у этого холма. Потом они набрали воду в бурдюк и уехали». Абу Суфьян пошел к то-му месту, где стояли их верблюды, взял кусочек верблюжьего по-мета, размял его и обнаружил там семена. Воскликнул: «Ей-богу, это — корм Йасриба! » Поспешно вернулся к своим спутникам, свернул караван с дороги и поехал по побережью. Бадр он оста-вил слева и быстро поехал дальше.

 

Курайшиты были уже близко. Когда Абу Суфьян понял, что благополучно довел караван, послал гонца к курайшитам со сло-вами: «Вы выступили, чтобы защитить свой караван, своих лю-дей и свое имущество. Аллах спас его. Так вы возвращайтесь на-зад! » Абу Джахль ибн Хишам возразил: «Ей-богу, не вернемся, пока не дойдем до Бадра (в Бадре каждый год кочевые арабы ус-траивали ярмарку и торжища) и пробудем там три дня, заколем животных, поедим, попьем вина, послушаем музыку, нас послу-шают арабы-кочевники, услышат о нашем походе, нашем сборе, и они всегда будут бояться нас после этого».

 

Аль-Ахнас ибн Шарик ибн Амр ибн Вахб ас-Сакафи — он был союзником Бану Зухра, когда они были в аль-Джахфе, — сказал: «О Бану Зухра! Аллах сохранил вам ваше имущество, спас ваше-го родича Махраму ибн Науфаля. Вы выступили, чтобы защитить его самого и имущество его. Пусть я буду трусом, но вы возвра-щайтесь! Не нужно вам выступать за тем, чего не потеряли. Не на-до делать то, что говорит этот (имея в виду Абу Джахля)! » И они вернулись, никто из рода Бану Зухра не был там. Они подчинились ему, он был среди них тем человеком, которого слушались.

 

Среди курайшитов не было ни одного рода, из которого бы не пош-ли в поход люди, кроме Бану Адий ибн Кааб: из них никто не поехал.

Между Талибом ибн Абу Талибом, который был среди них, и некоторыми курайшитами состоялся разговор. Курайшиты ска-


Ибн Хишам

зали: «Ей-богу, мы знаем, о Бану Хашим, хотя вы и выступили вместе с нами, но ваши симпатии на стороне Мухаммада». Тогда Талиб вернулся в Мекку вместе с некоторыми людьми. Курайши-ты двинулись дальше и остановились на Дальней возвышенности в долине за песчаным холмом аль-Аканкаль в чаше долины под на-званием Йальйаль, между аль-Бадр и аль-Аканкаль, за которым были курайшиты, а колодцы в Бадре находятся на возвышеннос-ти в чаше Йальйаля в сторону Медины.

 

Аллах послал дождь. Земля в долине стала вязкой. Послан-ник Аллаха и его спутники страдали от того, что земля прилипа-ла к ногам, но это не удержало их от движения. Курайшитов тоже настиг дождь, и из-за воды они не смогли двигаться дальше. Пос-ланник Аллаха вышел к воде, опередив курайшитов. Когда доехал до самой ближайшей воды в Бадре, остановился.

 

Как мне передали, люди из рода Бану Сальма рассказывали, что аль-Хубаб ибн аль-Мунзир тогда сказал: «О Посланник Ал-лаха! Ты считаешь, что это то место стоянки, которое подсказал те-бе Аллах, и нельзя нам передвинуться от этого места ни вперед, ни назад или же это связано с военной хитростью? » Пророк ответил: «Это связано с военной хитростью». Тогда аль-Хубаб сказал: «О Посланник Аллаха! Это — не место для стоянки. Подними людей, и мы пойдем к самому близкому месту от воды и там остановимся. Потом мы засыплем все колодцы, которые мы будем оставлять по-зади нас, построим водоем, наполним его водой и начнем воевать. У нас будет вода, а у них не будет ее». Пророк произнес: «Ты навел на хорошую мысль». Пророк поднялся, и вместе с ним поднялись люди. Двинулся дальше и подошел к самой близкой воде и там ос-тановился. Потом велел засыпать колодцы, и они были засыпаны. Построил водоем из колодца, возле которого остановился. Когда он был заполнен водой, стали черпать из нее воду в сосуды.

 

Мне передал Абдаллах ибн Абу Бакр. Ему рассказали, что Саад ибн Муаз сказал: «О Пророк Аллаха! Может, построить нам для те-бя палатку, где ты будешь находиться, и приготовим для тебя верховых


СИРА
   

 

животных, а потом уже нападем на врага нашего? Если Аллах даст нам силу и поможет нам одолеть врага, то это будет то, что мы хоте-ли. А если будет другое, то ты сядешь на верховых животных и при-соединишься к тем нашим людям, которые остались за нами. Люди от тебя отстали, о Пророк Аллаха, и они также любят тебя, как и мы. Если бы они знали, что ты вступишь в войну, то они не отстали бы от тебя. Аллах защитит тебя ими: они будут советоваться с тобой, бороть-ся вместе с тобой». Пророк похвалил его и пожелал ему добра. Потом была поставлена палатка для Пророка, и он в ней находился.

 

Утром курайшиты снялись и двинулись дальше. Когда Пос-ланник Аллаха увидел их, спускавшихся с песчаного холма аль-Аканкаль, воскликнул: «О Господи! Вот курайшиты идут со своей кичливостью и горделивостью, бросая тебе вызов, обвиняя во лжи твоего Посланника! О Боже! Пошли на них гибель этим вечером! » Пророк произнес эти слова и, увидев среди людей Утбу ибн Рабиа на своем красном верблюде, воскликнул: «Если есть среди этих людей один добрый человек, то это — хозяин красного верблюда! Если они его послушают, то пойдут по правильному пути».

 

Хуфаф ибн Айма аль-Гифари или его отец аль-Гифари, когда ку-райшиты проходили мимо него, послал к ним своего сына со скотом на убой как подарок им, при этом предложил: «Если захотите, мы вас снабдим оружием и людьми». Они вместе с сыном послали ему ответ: «Ты связан родством и исполнил свой долг. Если бы мы воева-ли с людьми, то мы бы их одолели. А если будем воевать с Аллахом, как утверждает Мухаммад, то Аллаха никто не сможет одолеть».

 

Когда люди расположились, группа курайшитов пошла к водоему Пророка. Среди них был Хаким ибн Хизам. Пророк сказал: «Пускай идут! » Каждый, кто пил воду из водоема тогда, был убит, кроме Хаки-ма ибн Хизама. Он не был убит. Вскоре после этого Хаким принял ис-лам и был добрым мусульманином. Когда начинал сильно клясться, го-ворил: «Нет, клянусь тем, который спас меня от войны в Бадре…»

 

Мне передали Абу Исхак ибн Йасар и другие знатоки рассказ старых ансаров. Они говорили: «Когда люди успокоились, посла-


Ибн Хишам

ли Умайра ибн Вахаба аль-Джумахи установить численность лю-дей Пророка. Он объехал лагерь вокруг на своем коне, вернулся к ним и сообщил, что их триста человек: чуть больше или чуть мень-ше. Потом попросил их подождать еще немного, пока он не узна-ет, есть ли еще у них люди в засаде или идет ли к ним подкрепле-ние. Он отправился в долину, ехал далеко, но ничего не увидел. Вернулся к ним и сказал: «Я никого не обнаружил. Но я, о курай-шиты, увидел верблюдиц, несущих смерть: верблюдов-водоносов Йасриба, несущих явную смерть; людей, не имеющих ни укрепле-ний, ни укрытий, кроме мечей. Ей-богу, я не думаю, что кто-ни-будь из них будет убит, пока не убьет кого-нибудь из вас. Если же из вас погибнут столько же людей, каково их число, от их рук, то это большая беда для нас. Думайте, принимайте решение! »

 

Когда это услышал Хаким ибн Хизам, пошел к людям, подо-шел к Утбе ибн Рабиа и сказал: «О Абу аль-Валид! Ты самый вер-ный из курайшитов, глава рода, и к тебе прислушиваются. Разве ты не хочешь, чтобы тебя вспоминали добром все время? » Тогда Ут-ба спросил: «А что надо сделать, о Хаким? » Ответил: «Вернись с людьми назад и уплати выкуп за кровь твоего союзника Амра ибн аль-Хадрами! » Тогда Утба сказал: «Сделаю. Будь свидетелем! Он ведь мой союзник. Я должен уплатить за его кровь и за его поте-рянное имущество. Иди к сыну аль-Ханзалии (Ибн Хишам объ-ясняет, что аль-Ханзалия — это мать Абу Джахля), я боюсь, что только он будет возражать». Потом Утба обратился к людям: «О курайшиты! Ей-богу, не нападайте на Мухаммада и его товарищей. Если нападете на него, то люди уже не смогут смотреть друг другу в глаза, ибо между ними будет стоять смерть племянника по линии отца или по линии матери, или смерть человека из их общины. Воз-вращайтесь назад и оставьте Мухаммада с другими арабами! Если они убьют его, то это то, чего вы хотели. Если случится другое, то вы не подвергнетесь с его стороны никаким упрекам».

 

Хаким сказал далее: «И я подошел к Абу Джахлю. Он уже вытащил свою кольчугу из мешка и рассматривал. Я обратился к


СИРА
   

 

нему: «О Абу аль-Хакам! Утба послал меня к тебе и просил пе-редать то-то и то-то». Он воскликнул: «Он перепугался, ей-богу, когда увидел Мухаммада и его приятелей! Нет! Ей-богу, не вер-немся, пока не разделаемся с Мухаммадом. Не будет так, как го-ворит Утба. Он понял, что Мухаммад и его друзья будут убиты. А среди них — его сын. Он боится, что вы убьете его».

 

Потом послал к Амиру ибн аль-Хадрами со словами: «Этот твой союзник хочет вернуть людей. Я вижу, как ты разгневан. Кри-чи о договоре и убийстве твоего брата! » Тогда Амир ибн аль-Хад-рами стал кричать: «За Амра! За Амра! » И усилился дух войны, люди укрепились в своем решении сотворить зло, и тем самым он опорочил перед людьми ту идею, к которой призвал Утба. Когда до Утбы дошли слова Абу Джахля «ей-богу, он испугался», ска-зал: «Он еще узнает, кто испугался: я или он! »

 

Потом Утба стал искать шлем, чтобы надеть на голову, и не нашел в войске подходящего по размеру, потому что у него была очень крупная голова. Тогда он обернул голову плащом.

 

Из курайшитов на поединок вышел аль-Асвад ибн Абд аль-Асад аль-Хазуми — человек злобный, с дурным характером. Он сказал: «Клянусь, я попью воду из их водоема, или разрушу его, или умру возле него! » Когда вышел на него Хамза ибн Абд аль-Мутталиб и они начали биться, Хамза ударил его и отрубил ему полноги, когда тот был уже возле бассейна. Аль-Асвад упал на спину, а из ноги с шумом лилась кровь. Потом он пополз к водо-ему, чтобы войти в него и исполнить свое обещание. Хамза пошел за ним, ударил и убил его уже в водоеме.

 

После него вышел Утба ибн Рабиа между своим братом Шай-бой ибн Рабиа и сыном аль-Валидом ибн Утба. Он выступил впе-ред шеренги и вызвал на поединок. Против него вышли три юноши из ансаров. Это были Ауф и Муавваз, сыновья аль-Хариса, и еще один юноша. Говорят, что это был Абдаллах ибн Раваха. Те спро-сили: «Кто вы? » Ответили: «Мы из ансаров». Тогда Утба, его брат и сын сказали: «Вы нам не нужны». Потом один из них крикнул:


Ибн Хишам

«О Мухаммад! Пусть выйдут к нам благородные люди из нашего племени! » Пророк тогда сказал: «Встань, о Убайда ибн аль-Харис! Встань, о Хамза! Встань, о Али! » Когда они встали и приблизились к ним, те спросили: «Кто вы? » Убайда сказал: «Убайда». Хамза ска-зал: «Хамза». Али сказал: «Али». Тогда сказали: «Да, благород-ные, уважаемые люди». Убайда, который был старшим среди них по возрасту, сражался с Утбой ибн Рабиа, Хамза сражался с Шай-бой ибн Рабиа. Али сражался с аль-Валидом ибн Утба. Хамза сра-зу же убил Шайбу. Али тоже сразу убил аль-Валида. А Убайда и Утба обменялись ударами. Каждый нанес удар по другому и сразил своего противника. Хамза и Али с мечами набросились на Утбу и убили его. А своего товарища подняли и понесли к своим.

 

Мне рассказал Асим ибн Амр ибн Катада, что Утба ибн Ра-биа сказал юношам из ансаров, когда они назвали себя: «Благо-родные, уважаемые люди! Но мы хотим сражаться с людьми из нашего племени».

 

Потом люди столпились, один пошел на другого. Пророк прика-зал своим сподвижникам не атаковать их без его приказа. Он ска-зал: «Если вас окружат, то отгоняйте их от себя стрелами». Послан-ник Аллаха сидел в палатке вместе с Абу Бакром ас-Сиддиком.

 

Стычка эта в Бадре произошла в пятницу утром семнадцато-го дня месяца рамадана.

 

 

Пророк выравнивает ряды

 

Мне передал Хаббан ибн Васиа со слов стариков своего рода, что Посланник Аллаха выравнивал ряды своих сподвижников в битве при Бадре: он держал в руке стрелу и ею управлял людьми. Когда Пророк проходил мимо Савада ибн Газиййи, союзника Бану Адия, выступавшего вперед шеренги, толкнул ему в живот стрелой и крик-нул: «В ряд, о Савад! » Тот воскликнул: «О Посланник Аллаха, ты же мне больно сделал! Ведь Аллах послал тебя с правдой и спра-


СИРА
   

 

ведливостью. Так отплати мне! » Пророк открыл его живот, сказав: «Отплачу», обнял его и поцеловал живот. При этом Пророк спро-сил: «Что тебя толкнуло на это, о Савад? » Тот ответил: «О Послан-ник Аллаха! Ты видишь, что происходит. Я хотел, чтобы исполни-лось самое заветное мое желание: чтобы соприкоснулась твоя кожа с моей на прощание». Посланник Аллаха пожелал ему добра.

 

Когда Пророк выровнял ряды своих сподвижников, вернулся в свой командный пункт — палатку и вошел в нее. Вместе с Проро-ком в палатке находился только Абу Бакр ас-Сиддик, больше ни-кого там не было. Пророк стал молить своего Господа послать ему обещанную победу, при этом воскликнул: «О Боже! Если сегодня погибнут эти люди, то тебе не будут поклоняться! » Абу Бакр го-ворил: «О Пророк Аллаха! После твоего обращения к своему Гос-поду Аллах непременно ниспошлет данное тебе обещание».

 

Пророк вздремнул немного в своей палатке, проснулся и про-изнес: «Радуйся, о Абу Бакр! Пришла к тебе помощь от Аллаха! Это Джабраиль ведет коня, взяв за уздечку, покрытую пылью».

 

Стрела попала на Михджаа, вольноотпущенника Омара ибн аль-Хаттаба, и он был убит. Это был первый убитый человек из мусуль-ман. Потом Посланник Аллаха вышел к людям и ободрил их. При этом он сказал: «Клянусь тем, в чьих руках душа Мухаммада! Кто бу-дет воевать с ними сегодня и будет убит, стойко, безропотно наступая, но не отступая, Аллах введет его в рай». Тогда Умайр ибн аль-Хумам из Бану Саламы, который держал в руке финики и ел их, воскликнул: «Ах! Ах! Ведь я не попаду в рай, пока эти меня не убьют! » Потом выбросил финики, взял меч и стал сражаться, пока не был убит.

 

Мне передал Асим ибн Амр ибн Катада, что Ауф ибн аль-Ха-рис сказал: «О Посланник Аллаха! Что может быть смешного для Господа у того, кто ему поклоняется? » Ответил: «Обагрить свои ру-ки кровью противника, не защищенного кольчугой». Тогда Ауф снял свою кольчугу, бросил ее, взял меч и сражался, пока не был убит.

 

Потом Пророк взял горсть камешков, пошел к курайшитам и, сказав: «Да станут безобразными их лица! », кинул им камешки.


Ибн Хишам

Приказал своим сподвижникам: «Наступайте! » И был полный разгром. Всевышний Аллах послал смерть самым храбрым курай-шитам, и были пленены самые знатные из них.

 

Когда стали захватывать в плен курайшитов, Пророк нахо-дился в палатке. А Саад ибн Муаз стоял в дверях палатки, опоя-санный мечом, вместе с группой ансаров. Они охраняли Проро-ка, боясь нападения на него противника. Как мне рассказывали, Пророк увидел на лице Саада ибн Муаза недовольство тем, что делают сподвижники Пророка. Тогда Пророк спросил его: «Кля-нусь Аллахом, ты, Саад, как будто недоволен тем, что делают на-ши люди? » Ответил: «Да, недоволен, ей-богу, о Посланник Алла-ха. Это первое сражение, которое состоялось по велению Аллаха против язычников. Для меня было бы предпочтительнее как мож-но больше убивать, чем оставить их в живых».

 

Мне передал аль-Аббас ибн Абдаллах ибн Маабад со слов од-ного из своих родственников, со слов ибн Аббаса, что Пророк тог-да своим сподвижникам сказал: «Я узнал, что люди из Бану Ха-шим и некоторые другие выступили против своей воли, не желая воевать против нас. Если кто-нибудь из вас столкнется с кем-ни-будь из Бану Хашим, то не должен его убивать; а кто встретит Абу аль-Бахтари ибн Хишама, то не должен его убивать; а кто встре-тит аль-Аббаса ибн аль-Мутталиба, дядю Посланника Аллаха, то не должен убивать его, ибо он был вынужден выступить».

 

Абу Хузайфа воскликнул тогда: «Мы убиваем своих отцов, сы-новей, братьев и свою родню и оставим в живых аль-Аббаса!! Ей-богу, если я его встречу, то проткну его мечом! » Эти слова дошли до Посланника Аллаха, и он обратился к Омару ибн аль-Хаттабу, на-звав его Абу Хафс. Пророк впервые назвал его Абу Хафсом. Про-рок тогда спросил его: «О Абу Хафс! Неужели дядя Посланника Аллаха будет сражен мечом? » Омар воскликнул: «О Посланник Аллаха! Позволь мне: я ударю его по шее мечом! Клянусь Аллахом, он лицемерит». Абу Хузайра между тем говорил, что он не чувству-ет себя в безопасности из-за сказанных им этих слов тогда. Он все


СИРА
   

 

еще боится из-за этого, пока не избавит его от этого мученическая смерть. Он был убит в бою в аль-Йамаме и умер мучеником.

 

Ибн Хишам передает, что Пророк запретил убивать Абу аль-Бахтария, потому что он больше всех воздерживался от нападок на Пророка в Мекке, не обижал его, не говорил о Пророке неприят-ности, был среди тех, кто призывал к разрушению того свитка, где курайшиты объявили войну Бану Хашиму и Бану аль-Муттали-бу. Его встретил аль-Муджаззар ибн Зийад аль-Балавий, союзник ансаров. Аль-Муджаззар сказал Абу аль-Бахтарию: «Посланник Аллаха запретил нам убить тебя». А вместе с Абу аль-Бахтари был его товарищ, вместе с которым он выступил из Мекки. Его звали Джунада ибн Мулайха. Он спросил: «А мой товарищ? » Аль-Муд-жаззар ответил ему: «Нет, ей-богу, мы твоего товарища не оставим в живых, Пророк приказал нам только по поводу тебя одного». Тог-да Абу аль-Бахтари воскликнул: «Нет, ей-богу! Тогда умрем я и он вместе, чтобы женщины Мекки не говорили обо мне, что я бросил своего товарища, защищая свою жизнь». Когда аль-Муджаззар стал с ним биться после того, как Абу аль-Бахтари настоял на по-единке, Абу аль-Бахтари произнес стихи в размере раджаз:

 

«Не выдаст сын свободной женщины своего товарища, Пока не умрет или не увидит свою дорогу».

 

Они стали биться, и аль-Муджаззар ибн Зийад убил его. Ибн Исхак передает, что после этого аль-Муджаззар пришел

 

к Пророку и сказал: «Клянусь тем, кто послал тебя с правдой, я старался пленить и привести его к тебе, но он отказался и настаи-вал на поединке. Я с ним и сразился».

Мне передал Йахья ибн Аббад ибн Абдаллах ибн Зубайр со слов своего отца. Об этом мне рассказали также Абдаллах ибн Абу Бакр и другие со слов Абд ар-Рахмана ибн Ауфа, который рассказывал: «Умаййа ибн Халаф был моим другом в Мекке. Меня звали Абд Амр, а когда принял ислам, я назвался Абд ар-Рахманом. Мы находились в Мекке. Когда он встречал меня в Мекке, говорил: «О Абу Амр!


Ибн Хишам


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Обращение в сторону Каабы
  2. IV . Овладение «контрпереносом»
  3. Аль-Исра (Ночной перенос), 101-104
  4. В КАКУЮ СТОРОНУ НАПРАВЛЕНА ЭВОЛЮЦИЯ?
  5. В чем выражена сущность переноса подготовленности военнослужащих.
  6. Высовываю голову из дверей, осматриваясь. Никого нет. Быстро перебираю ногами в сторону чёрного выхода. Вот он, в конце коридора. Каких-то сорок секунд отделяют меня от улицы.
  7. Истинный Мастер не «отказывается» от чего-то. Истинный Мастер просто откладывает это в сторону, как он поступил бы с чем угодно, что перестало быть ему нужным.
  8. ИСТОРИЯ ИБРАХИМА В ПАЛЕСТИНЕ – СТРОИТЕЛЬСТВО КААБЫ – ИСТОРИЯ ИСМАИЛЯ И ИСХАКА – ИСТОРИЯ НАРОДА ЛУТА, МИР ИМ
  9. Контрперенос и профессионально важные качества личности аналитика
  10. Механизмы горизонтального переноса
  11. Механические переносчики дизентерии и брюшного тифа
  12. Направленный отбором сдвиг генофонда популяции в сторону какого-либо гена


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.097 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь