Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
О клевете против Аиши. История с Аишой
Ибн Исхак говорил: «Мне рассказал аз-Зухри со слов Алькамы ибн Ваккаса, со слов Саида ибн Джубайра, со слов Урвы ибн аз-Зубайра, со слов Убайдуллаха ибн Абдаллаха ибн Утбы. Каждый из них передал какую-то часть этого рассказа, услышав и запомнив от другого. Я собрал все это для тебя, читатель, в один рассказ».
Мне рассказали Йахья ибн Аббад ибн Абдаллах ибн аз-Зу-байр со слов своего отца, передавшего ему рассказ Аиши; а также Абдаллах ибн Абу Бакр со слов Амры бинт Абд ар-Рахман, пе-редавшей рассказ Аиши о себе, когда люди стали распространять Ибн Хишам про нее лживые слухи. В этом рассказе собрано все, что они пе-редали, причем из рассказа каждого из них взято только то, чего нет у другого. Каждый из них заслуживает доверия, ибо они пе-редали только то, что услышали от нее. Аиша рассказала: «Собираясь в путь, Пророк бросал жребий среди своих жен, и кому он выпадал, ту он брал с собой в путь. Когда Пророк отправлялся в поход против Бану аль-Мусталик, он бросил жребий среди жен, как это делал обычно, и он выпал на меня. Про-рок взял в путь меня. Женщины тогда ели мало, преимущественно травы, не ели мясо, обычно они были легкими. Когда начинали го-товить моего верблюда в дорогу, я садилась в свой паланкин, потом люди, снаряжавшие меня в путь, приходили и несли меня в паланки-не, поднимали, ставили паланкин на спину верблюда и привязывали его веревкой. Потом брали верблюда за голову и вели его.
Завершив свой путь в этот раз, Пророк отправился назад. Не-далеко от Медины он сделал привал и отдохнул там немного. Потом поднял людей, и они двинулись дальше. А я удалилась по своей нуж-де. У меня на шее было ожерелье из камней города Зафара. Когда я закончила свое дело, ожерелье упало с моей шеи, но я не почувство-вала. Когда я вернулась к месту стоянки, стала ощупывать шею, ища ожерелье, и не обнаружила его. А люди уже начали двигаться в путь. Я вернулась в то место, куда ходила, искала ожерелье, пока не нашла его. Люди, готовившие моего верблюда в путь, закончив свои дела, пришли за мной. Они взяли паланкин, думая, что я там уже сижу, как это обычно я делала, подняли на верблюда и привязали. Они не сомневались в том, что я там сижу. Потом взяли верблюда за голову и двинулись в путь. Я вернулась в лагерь, а там уже никого не было: люди уехали. Тогда я завернулась в плащ и легла на землю. Я знала, что, когда обнаружат, что я пропала, пришлют за мной.
И вот, когда я так лежала, мимо меня проезжал Сафван ибн аль-Муаттал ас-Сулами. Он отстал от войска по каким-то своим делам и не был на привале вместе со всеми. Он издали заметил черное пят-но — меня — и, подъехав ко мне, остановился надо мной. Он видел
меня раньше, еще до того, как жены Пророка стали закрываться от людей по велению свыше. Увидев меня, он воскликнул: «Боже мой! Это ведь жена Пророка! » Я была завернута в плащ. Он спросил: «Почему ты отстала, да простит тебя Аллах? » Я не ответила. По-том он подвел верблюда ко мне и, сказав: «Садись верхом», и отошел от меня. Я села, он взял верблюда за голову и быстро пошел, что-бы догнать людей. Ей-богу, мы догнали людей только утром, когда они уже остановились и обнаружили, что я пропала. Когда они уже расположились, появился этот человек, ведя верблюда, на котором я сидела верхом. Вот тогда клеветники и распустили ложные слухи, смутившие людей. Ей-богу, а я об этом ничего не знала.
Потом мы приехали в Медину, и я тут же сильно заболела. Мне об этой клевете никто не говорил. Разговоры дошли до Посланни-ка Аллаха и до моих родителей, а они об этом мне ничего не сооб-щали. Я только почувствовала, что Пророк не стал проявлять ко мне былую нежность: когда я заболевала, он раньше всегда бывал милостив ко мне и нежен со мной. Но в этот раз, когда я болела, он был не таким. Я не видела с его стороны такого обхождения со мной. Когда он заходил ко мне — а при мне была моя мать, она ухаживала за мной, — спрашивал ее: «Как она себя чувствует? » Больше он ничего не говорил.
Я в душе переживала все это, увидев его сухость ко мне, и ска-зала: «О Посланник Аллаха! Если ты разрешишь мне, то я бы пе-реехала к матери, и она бы за мной ухаживала». Он ответил: «Я не против». Я переехала к матери, не зная ничего о происходящем. Че-рез двадцать с лишним дней я выздоровела от своей болезни. Мы — арабы — не имели в своих домах уборных, где иностранцы садятся на высокое место. Мы отвергали это, а уходили в пустыри Медины. Женщины каждую ночь уходили по своей нужде. Однажды ночью я тоже вышла по своей нужде. Вместе со мной была Умм Мастах бин Абу Рухм ибн аль-Мутталиб ибн Абд Манаф. Ее мать — дочь Сах-ра ибн Амира была теткой Абу Бакра ас-Сиддика по матери. Когда она шла со мной, споткнулась, запутавшись в своем плаще, и вос- Ибн Хишам кликнула: «Несчастье Мистаху! » Я сказала ей: «Как плохо ты го-воришь о человеке из числа мухаджиров, который участвовал в бит-ве при Бадре». Она удивилась: «Ты разве ничего не знаешь, о дочь Абу Бакра? » Я спросила: «А что случилось? » И тут она рассказа-ла мне о разговорах среди лжецов. Я удивилась: «Неужели было та-кое? » Она ответила: «Да, ей-богу, действительно это так». Ей-богу,
я даже не смогла отправить свою нужду и вернулась. Я разрыда-лась и плакала так сильно, что думала: вот-вот разорвется печень. Я сказала матери: «Да простит тебя Аллах! Люди распускали обо мне всякие слухи, а ты мне ничего не говорила об этом! » Она отве-тила: «Успокойся, дочь моя! Не принимай эти разговоры близко к сердцу! Мало красивых женщин, любимых своими мужьями, о ко-торых не распускали бы слухи их соперницы, а потом уже и люди начинают сплетничать о ней». Пророк даже обращался к людям, а
я об этом не знала. Он произнес слова прославления Аллаха и бла-годарности Ему, потом сказал: «О люди! Почему люди причиняют мне неприятности, рассказывая о членах моей семьи неправду? Кля-нусь Аллахом, я знаю о них только хорошее. Они говорят это также о человеке, о котором, клянусь Аллахом, кроме хорошего, я ничего не знаю. Без меня он не входил ни в один из моих домов».
Больше всех эти сплетни распространяли Абдаллах ибн Убайй и люди из племени аль-Хазрадж, повторяя слова, сказанные Миста-хом и Хамной бинт Джахш, потому что ее сестра Зайнаб бинт Джахш была женой Пророка. Она единственная из всех жен Пророка со-перничала со мной, добиваясь его расположения. А сама Зайнаб го-ворила только хорошее, потому что ее вера не позволяла ей говорить неправду. А Хамна бинт Джахш распространила сплетни об этом случае, чтобы мстить мне за свою сестру, и пострадала из-за этого.
Когда Пророк произнес эти слова, Усайд ибн Худайр сказал: «О Посланник Аллаха! Если это люди из племени аль-Аус, то мы избавим тебя от них; а если это наши братья из племени аль-Хаз-радж, то прикажи нам, и, ей-богу, это такие люди, которым сле-дует отрубить головы».
Тогда встал Саад ибн Убайда, который до этого казался чело-веком миролюбивым, добрым, и сказал: «Ты лжешь! Клянусь Ал-лахом, мы не отрубим им головы. Ты это сказал только потому, что тебе известно, что они из племени аль-Хазрадж. Если бы это бы-ли люди из твоего племени, то ты так не говорил бы». Усайд от-ветил: «Это ты лжешь, клянусь Аллахом! Ведь ты сам лицемер и защищаешь лицемеров! » Люди стали препираться друг с другом,
и дело чуть было не дошло до дурного между этими двумя груп-пами людей из племен аль-Аус и аль-Хазрадж. Пророк спустился с кафедры и пришел ко мне, позвал Алия ибн Абу Талиба, да возвеличит его Аллах, и Усаму ибн Зайда, стал с ними советоваться. Усама похвалил меня, потом сказал: «О Посланник Аллаха! О твоей семье известно только хорошее. Все это — ложь и неправда». Али в свою очередь сказал: «О Пос-ланник Аллаха! Женщин много. Ты можешь легко найти замену. Спроси служанку, она тебе скажет правду». Пророк позвал Бу-райру, чтобы расспросить ее. К ней подошел Али ибн Абу Талиб
и сильно ее ударил, приговаривая: «Говори правду Посланнику Аллаха! » Она говорила: «Клянусь Аллахом, ни о чем дурном я не знаю. Я ничего дурного не могу сказать про Аишу, кроме одно-го случая: я месила тесто и просила ее присмотреть за тестом, как пришел баран и съел его. Она просто неосмотрительна».
Потом Пророк зашел ко мне. У меня находились мои родители. А при мне была женщина из ансаров — я плакала, и она плакала вместе со мной. Пророк сел, благословил и благодарил Аллаха, по-том сказал: «О Аиша! Ты уже знаешь, о чем говорят люди. Бойся Аллаха! Если ты сделала действительно что-то нехорошее, как гово-рят люди, то кайся пред Аллахом! Поистине, Аллах принимает рас-каяние своих рабов». Клянусь Аллахом, как только произнес он эти слова, у меня прекратились слезы. Я ждала, чт\о ответят мои роди-тели Пророку вместо меня, но они не стали говорить. Клянусь Ал-лахом, я в душе считала, что недостойна и ничтожно мала для того, чтобы Аллах ниспослал обо мне стихи Корана и чтобы читали их в Ибн Хишам мечетях и совершали молитвы, произнося эти стихи. Но я очень хо-тела, чтобы Посланник Аллаха увидел сон, в котором Аллах снял бы с меня ложные обвинения, зная о моей невиновности; или же полу-чил бы весть. Но, чтобы обо мне были ниспосланы стихи в Коране, то, воистину, я считала себя недостойной для этого. Увидев, что ро-дители не собираются говорить, я их спросила: «Вы не ответите Пос-ланнику Аллаха? » Они сказали: «Ей-богу, мы не знаем, как ответить ему». Клянусь Аллахом, я не знаю ни одной другой семьи, столько пережившей в эти дни, как семья Абу Бакра. Когда мои родители пробормотали что-то невнятное, я расплакалась, потом сказала: «Я не стану раскаиваться пред Аллахом в том, о чем ты говоришь, — ибо я знаю: в таком случае я подтвердила бы сплетни людей, сказала бы то, чего не было. Между тем Аллах знает, что я пред ним неви-новна. А если я стану отрицать то, что люди говорят, вы не поверите мне». Потом стала вспоминать имя Якуба и никак не могла вспом-нить. Я сказала: «Я говорю, как сказал отец Йусуфа: «Лучше стер-петь и просить у Аллаха помощи в том, что вы говорите! »
Пророк еще сидел у нас, и тут случилось с ним то, что обычно слу-чалось с ним, когда получал он откровение. Его укрыли, положили под голову кожаную подушку. Увидев это, я не испугалась и не обеспоко-илась. Я знала, что я перед ним чиста, что Аллах не даст меня в оби-ду. А мои родители, клянусь тем, в чьих руках душа Аиши, все еще не пришли в себя от прихода Пророка: они боялись, что от Аллаха может прийти подтверждение тому, что говорят люди. Пророк очнулся, сел. С него скатывались крупные капли пота, будто жемчуга, хотя день был нежаркий. Он стал вытирать пот со лба и сказал: «Радуйся, о Аиша! Аллах сообщил о твоей невиновности». Я сказала: «Слава Аллаху! » Потом он вышел к людям, обратился к ним с проповедью, прочитал им то, что ниспослал Аллах об этом в Коране. Потом велел привести Мистаха ибн Асаса, Хиссана ибн Сабита и Хамну бинт Джахш, ко-торые рассказывали непристойности, и их наказали плетью.
Мне передал Абу Исхак ибн Йасар со слов некоторых людей из Бану ан-Наджжар, что Абу Аюба Халида ибн Зайда спросила
его жена Умм Аюб: «О Абу Аюб! Ты слышал, что говорят люди об Аише? » Он ответил: «Да. Это ложь. Ты могла бы сделать та-кое, о Умм Аюб? » Она ответила: «Нет, клянусь Аллахом. Я такое не сделаю». Он сказал: «А Аиша, ей-богу, лучше тебя». Когда был ниспослана сура по поводу людей, говоривших не-пристойности, Всевышний в ней сказал: «Те, которые выдума-
ли ложь, были из вашей среды: вы не считайте ее злом для вас; напротив, она благо для вас. Каждому, кто участвовал в этом греховном поступке, будет воздано по заслуге, а тому, кто больше всех в этом усердствовал, будет великая мука» (24: 11).Это — о Хассане ибн Сабите и его друзьях, которые распростра-няли слухи об Аише.
(Ибн Хишам сказал: «Говорят также, что это об Абдаллахе ибн Убайй и его друзьях».) Потом Всевышний сказал: «Когда вы о том услышали, тогда
верующие мужчины и женщины высказали свое доброе мнение об этом и сказали, что это явная ложь» (24: 12). То есть говорилитак, как сказали Абу Аюб его жена. Потом Всевышний сказал: «Вы
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы