Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Культура эпохи Нововавилонского царства
Нововавилонская держава вавилонян (или халдеев) стала одним из самых удачных периодов в истории Месопотамии (626 - 539 гг. до н.э.). Вавилоняне создали огромную империю, достигшую вершины своего могущества при царе Навуходоносоре II (605 - 562 гг. до н.э.). После падения Ассирии воскресла былая слава древнего Вавилона. Вавилонские цари стремились превратить Вавилон в роскошную столицу мира, достойную преемницу былой мощи разрушенной Ниневии. Археологические раскопки обнаружили остатки древних зданий, фасады которых были роскошно украшены различными изображениями и затейливым орнаментом, сделанным из эмалированных изразцов. Честь открытия Нововавилонской культуры (1899 г.) принадлежит немецкому археологу Роберту Кольдевею, который вел археологические изыскания в течение 15 лет. Первое, что он обнаружил, являлось колоссальной стеной, той самой, о которой Навуходоносор писал: «Я окружил Вавилон с востока мощной стеной, я вырыл ров и скрепил его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я воздвиг высокую крепкую стену... Я тщательно укрепил бастионы и превратил г. Вавилон в крепость». О размерах этой стены Геродот сообщает: «... она была так широка, что на ней могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверками лошадей! »[22]. Стена с 250 сторожевыми башнями свидетельствовала о том, что Вавилон был самым крупным городом на Востоке. Северные ворота Вавилона были названы Воротами Иштар - по имени покровительницы города, богини любви и войны. Они были облицованы глазурованным кирпичом и декорированы потрясающими рельефными изображениями диковинных животных и птиц. На воротах царь Навуходоносор II написал: «Я строил Вавилон, прекраснейший из городов. У порога его ворот поставил я огромных быков и змеев с ногами [по замыслу они должны были отпугивать врагов – Ред. ], чего не придумал до меня еще не один царь...»[23]. Однако из всех находок Кольдевея в Вавилоне три поразили весь мир - это сад, башня и улица, равных которым не было на свете. К семи чудесам света причислили в древности «висячие сады», в которых деревья как бы парили в воздухе. По всей вероятности, они были посажены на специально выстроенных террасах, примыкающих к царскому дворцу. Водопроводная система снабжала водой это удивительное сооружение. По дошедшей до нас легенде, одной из жен Навуходоносора была прекрасная царевна из Мидии. Она так сильно тосковала по своим родным краям, величественным цветущим горам, что царь приказал построить для нее искусственные горы с террасами, на которых были посажены деревья. Они-то и получили название «Висячих садов Семирамиды». Неутомимый Кольдевей обнаружил и фундамент другого, не менее грандиозного памятника вавилонской культуры - Вавилонской башни. Вавилонская башня! Сооружение, о котором в Библии говорится: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотой до неба; и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли». Предполагается, что та башня, о которой говорится в Библии, была разрушена еще до эпохи Хаммурапи, после чего выстроили другую, в правление Набополасара; закончилось же строительство при Навуходоносоре, а сохранившиеся слова означали: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Э-темен-анки так, чтобы поспорить она могла с небом».
Зиккурат Э-темен-анки – «храм краеугольного камня неба и земли» - Вавилонская башня, окруженная со всех сторон стеной, к которой примыкали различные культовые сооружения. Основание башни составляло в ширину 90 метров и на столько же метров она устремлялась в высоту. По описанию Геродота, башня состояла из семи этажей (башен), поставленных друг на друга. Самая верхняя башня являлась храмом бога Мардука и была облицована голубым глазурованным кирпичом. Всего на строительство башни ушло 85 млн. кирпичей, колоссальная конструкция царила над окружающим миром и для древних евреев служила олицетворением человеческой гордости и своеобразного вызова Небу. По словам Геродота, в нижнем этаже вавилонской башни находилась сделанная из золота статуя бога Мардука весом около 24 кг, а верхний этаж являлся обиталищем самого Мардука, и в это святилище обыкновенный смертный доступа не имел. К сожалению потомков, это чудесное творение рук человеческих было разрушено персами в VI в. до н.э. и только 22 столетия спустя мир узнал о несравненном архитектурном памятнике Древнего Вавилона.
А тем временем Кольдевей продолжал свои поиски, которые завершились грандиозной находкой - была откопана самая великолепная дорога на свете - Дорога процессий. Она была создана в честь бога Мардука, и в первый день Нового года вавилоняне праздновали свадьбу Мардука с богиней-матерью Царпанит, устраивая торжественное шествие. Эта улица напоминала ущелье, по обеим ее сторонам возвышались семиметровые крепостные стены, с которых глядели 120 скульптурных львов с развевающимися гривами. Ширина улицы равнялась 23 м., а вымощена она была огромными известняковыми плитами. Дорога вела к воротам Иштар, за которыми начинался город. Поистине великолепной была эта дорога, достойная восхищения потомков! Нововавилонская держава оставила заметный след и в развитии научного знания о мире. Особенно значительны были достижения вавилонской математической астрономии. Известно, что в V веке до н.э. в Вавилоне существовали знаменитые астрономические школы, из которых вышли великие астрономы - Набуриан, разработавший систему определения лунных фаз, и Киден, установивший продолжительность солнечного года. Любопытно наследие вавилонян в области политической теории, права и военного дела. Таким образом, 43-летнее царствование Навуходоносора было периодом наивысшего расцвета Нововавилонского царства, и несмотря на его падение и дальнейшее присоединение к Персидской державе, Вавилон остался в памяти многих поколений первым «мировым царством», оказавшим мощное воздействие на развитие культуры всего Древнего мира. Глава 5 Особенности Эгейской цивилизации Эгейская цивилизация сложилась в III-II тыс. до н.э. и объединила культуру острова Крит, Пелопонесса и Западного побережья Малой Азии. Уникальная культура, тайну которой человечество узнало только в конце XIX столетия (! ), благодаря немецкому коммерсанту и археологу Генриху Шлиману и английскому археологу Артуру Эвансу. Генрих Шлиман с детства мечтал отыскать легендарную Трою, ничуть не сомневаясь в реальности мифологического повествования о Троянской войне. Путь Шлимана к величайшему археологическому открытию оказался чрезвычайно долгим и сложным. В конечном итоге образование, труд и богатство позволили добиться поставленной цели. Буквально следуя строкам «Илиады» Гомера, в апреле 1870 г он приступает к раскопкам на холме Гиссарлык, трижды раскапывая Трою, открывая Микены (1876 г.) и Тиринф (1885 г.). В 1890 г. он задумал осуществить раскопки на Крите, но смерть помешала этому удивительному человеку завершить начатое дело. Продолжил раскопки на Крите профессор археологии в Оксфорде сэр Артур Эванс. Так же, как и Шлиман, он следовал по «дорогам» легенд и мифов. В 1900 году были сделаны первые открытия, и лишь четверть века спустя он завершил свой фантастический проект, открыв изумленному миру Критскую культуру.
Культура острова Крит Цивилизацию эпохи бронзы, возникшую на Крите в III тыс. до н.э. принято называть минойской. Такое определение дал ей сам А. Эванс, обнаруживший Кносский дворец царя Миноса - владыки Крита и других островов Эгеиды. Ему же принадлежит и периодизация эгейской культуры, в которой выделяется три этапа: раннеминойский (2600-2000 гг. до н.э.), среднеминойский (2000-1425 гг.), позднеминойский (1425-1150 гг. до н.э.). Можно предположить, что уже во второй половине III тыс. до н.э. на Крите были освоены все земли, пригодные для возделывания и выращивания злаковых, винограда и оливок. Важную роль играло и скотоводство. Экономика острова поддерживалась внешней торговлей со странами Средиземноморья и Азии, о чем свидетельствуют многочисленные находки, имеющие восточное происхождение. Видимо, Крит, хорошо защищенный со всех сторон морем, находился в весьма выигрышном положении, в отличие от материковых культур. Недаром в «Илиаде» Гомера есть такие строки: Есть такая страна, посреди винноцветного моря, Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый, В нем городов девяносто, а людям там нету и счета, Разных там смесь языков… На рубеже III-II тыс. до н.э. на Крите возникают первые города-государства, главными из которых являлись Кносс, Фест, Маллия, Като-Закро. Эту эпоху принято называть эпохой «дворцовой цивилизации» (ок 2000 по 1400 г. до н. э.), т.к. центрами этих городов явились дворцы. Около 1700 г. до н.э. они были разрушены (реальные причины точно не установлены), а на их месте возникли новые, превосходившие старые роскошью и великолепием. Судить об этом позволяют раскопки Кносского дворца - грандиознейшего архитектурного сооружения, разместившегося на площади в 1 га. Вероятнее всего, здание имело три этажа (в настоящее время сохранился только первый этаж) и прямоугольный внутренний двор – мегарон - размером 60x28 м. Группировка помещений вокруг двора была свободной, она включала в себя царские покои, жилые комнаты, святилища, гимнастические залы, бассейны, кладовые. Дворец имел прекрасную систему водоснабжения и канализации, вентиляции и освещения. Здание построено из кирпича-сырца и камня, деревянными являются только оригинальные трехметровые колонны, расширяющие кверху и окрашенные в пурпур. Стены парадных зал расписаны фресками, отображающими реальный мир: великолепную природу, животных и птиц. Изображение человеческих фигур условно, но ярко и непосредственно, положение туловища и головы напоминает древнеегипетский канон. Часто появляется во фресковой живописи фигура быка, гораздо более крупная, чем фигура людей, что наводит на мысль о культовом значении этого образа. Бык, символизирующий силу, - древнейший архетип архаичного сознания. Разнообразно содержание настенных росписей - элегантные светские дамы с причудливыми прическами («Знатные критянки»), изящная женская головка («Парижанка»), изображения животных («Голубая обезьяна»), морские пейзажи и орнаментальные мотивы. Монументальной скульптуры, так же, как и остатков культовых сооружений - храмов, построенных в честь богов, - на Крите не обнаружено. В большом количестве встречаются фаянсовые статуэтки высотой 30 см., изображающие стройных дам с обнаженной грудью, держащих в руках змей. Их количество позволяет предположить, что они посвящены женским божествам - символам мудрости критян, - ведь змеи в сознании древних часто ассоциировались со знанием и мудростью. Замечательны многочисленные изделия из глины - со стилизованным геометрическим, растительным и звериным орнаментом; сцены, изображающие морскую стихию. Основными художественными средствами выступают: певучая гибкая линия рисунка, выразительность изображения, звучные яркие краски, принцип асимметрии. Поражает удивительное спокойствие и радость, которая исходит от критских памятников искусства, свидетельствующих об отсутствии страха перед природой и ощущения праздника жизни! Наивысший расцвет минойской культуры приходится на XVI-XV вв. до н.э., когда происходит объединение всего Крита под властью царя Миноса, о богатстве и могуществе которого рассказывают греческие мифы («Миф о Минотавре»). Однако в конце XV в. до н.э. Крит был разрушен извержением вулкана и последовавшим за ним наводнениями... Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1857; Нарушение авторского права страницы