Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Высказывания Имамов относительно следования Сунне и отречения от их взглядов, если они ей противоречат



Будет чрезвычайно полезно, если мы приведем здесь некоторые подобные высказывания, ведь может это послужит предостережением и напоминанием для тех, кто слепо подражает[22] взглядам Имамов – нет, даже не самих Имамов, а находящихся по своему статусу гораздо ниже их –, для тех, кто до такой степени придерживается своих мазхабов и взглядов, будто они снизошли с Небес! А ведь Всемогущий и Великий Аллах сказал:

 

ا ت ب ع و ا م ا أ ن ز ل إ ل ي ك م م ن ر ب ك م و ل ا ت ت ب ع و ا م ن د و ن ه أ و ل ي ا ء ق ل ي ل ا ً م ا ت ذ ك ّ ر و ن [ا ل أ ع ر ا ف: 3]

« Следуйте тому, что ниспослано вам от вашего Господа, и не берите помимо Него других покровителей. Как же редко вы об этом помните! » (Сура ''Преграды'', аят 3).

 

Имам Абу Ханифа

(да будет милостив к нему Аллах! )

 

Первый из них – имам Абу Ханифа ан-Ну'ман ибн Сабит (да будет милостив к нему Аллах! ), соратники которого передали его различные слова и высказывания. Все они сводятся к одному: обязательности брать за основу хадис и отказываться от подражания (таклида) тем взглядам имамов, которые противоречат какому-либо хадису.

1. «Если хадис достоверный, - это и есть мой мазхаб».[23]

2. «Никому не разрешено принимать наше высказывание, не зная того, откуда мы его взяли».[24]

В другом сообщении передается: «Запрещено (харам) издавать фетву на основании моих слов тому, кто не знает моего доказательства (далил) (по данному вопросу)». В одном из сообщений добавляется: «…ведь все мы люди: сегодня говорим одни слова, а завтра от них отрекаемся».

Также передается следующее высказывание: «Горе тебе, о, Йакуб [25] (это Абу Йусуф)! Не записывай все, что ты слышишь от меня! Ведь, поистине, случается так, что сегодня у меня одно мнение, а завтра я от него отрекаюсь, или завтра у меня одно мнение, а послезавтра я от него отрекаюсь».[26]

3. «Если я сказал что-либо противоречащее Книге Всевышнего Аллаха либо преданиям Посланника (да благословит его Аллах и приветствует! ), то откажитесь от моего высказывания»[27].

 

Имам Малик ибн Анас

(да будет милостив к нему Аллах! )

 

Что касается имама Малика ибн Анаса (да будет милостив к нему Аллах! ), то он сказал:

 

1. «Поистине, я ведь только человек: (иногда) я неправ, а (иногда) я прав. Исследуйте мое мнение – всё, что соответствует Книге Аллаха и Сунне, примите, а все, что не соответствует Книге Аллаха и Сунне, оставьте»[28].

2. «У каждого (человека) после Пророка (да благословит его Аллах и приветствует! ) слова будут и приниматься, и отвергаться, кроме (слов) самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует! ).»[29]

3. Ибн Вахб сказал: «Я слышал, как Малика спросили об очищении между пальцами ног во время омовения. Он ответил: «Люди не должны этого делать». Я подождал, пока не поубавилось народу, и сказал ему: «Мы знаем сунну относительно этого». Тогда он спросил: «А какова она? » Я ответил: «Нам рассказали аль-Лайс ибн Са'ад, Ибн Лахий'а и Амр ибн аль-Харис со слов Йазида ибн Амра аль-Ма'афири, со слов Абу Абд ар-Рахмана аль-Хубули, со слов аль-Мустаурида ибн Шаддада аль-Кураши, который передал: «Я видел, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует! ) проводил мизинцем между пальцами ног». Малик тогда сказал: «Поистине, это хороший хадис. До этого самого часа я его никогда не слышал». После чего я слышал, что когда ему задавали подобный вопрос, он велел очищать между пальцами ног»[30].

 

Имам аш-Шафи'и

(да будет милостив к нему Аллах! )

 

А что касается Имама аш-Шафи'и (да будет милостив к нему Аллах! ), то его высказывания по затронутой здесь теме многочисленны и прекрасны[31], а его последователи более других придерживались их.

1. «Сунна Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует! ) достигает каждого из нас и ускользает от каждого из нас. Если я что-то сказал или что-то обосновал, и сказанное мною расходится с (Сунной) Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует! ), то высказывание, произнесенное Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует! ), является и моим высказыванием»[32].

2. «Мусульмане единодушны в том, что если человеку разъяснена какая-либо сунна Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует! ), то ему не разрешается оставлять её ради высказывания кого-либо другого»[33].

3. «Если вы обнаружите в том, что я написал, нечто противоречащее Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует! ), то говорите согласно Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует! ), и оставьте то, что я сказал»[34] (в другой версии передается: «… тогда следуйте ей и не обращайте внимания ни на чьи слова»[35]).

4. «Если хадис достоверен, то это и есть мой мазхаб»[36].

5. «Вы[37] лучше знаете о хадисах и их передатчиках, чем я. Поэтому, если хадис достоверен, то сообщите мне о нем, откуда бы он ни был: из Куфы, Басры или аш-Шама[38], чтобы я ссылался на него, если он достоверен»[39].

6. «Если по какому-либо вопросу обнаружится несоответствие сказанного мной с сообщением от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует! ), достоверность которого установлена знатоками хадисов, то я отказываюсь от сказанного мной при моей жизни и после моей смерти»[40].

7. «Если вы увидите, что я говорю нечто расходящееся с тем, что достоверно установлено от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует! ), то знайте: меня покинул мой разум»[41].

8. «Если всё, что я сказал, разойдется с тем, что достоверно передается от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует! ), то важнее всего хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует! ), и вы не подражайте (таклид) мне»[42].

9. «Каждый хадис от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует! ) – это и моё высказывание, даже если вы его и не услышали от меня»[43].

 

Имам Ахмад ибн Ханбал

(да будет милостив к нему Аллах! )

 

Имам Ахмад известен тем, что он более всех других имамов занимался собиранием Сунны и придерживался ее до такой степени, что даже ''выступал против написания книги, которая вобрала бы в себя дедуктивные выводы (тафри')и спекулятивные мнения (райй)''[44]. Поэтому он говорил:

1.«Не подражайте (таклид) мне, и не подражайте (таклид) ни Малику, ни аш-Шафи‘и, ни аль-Ауза'и, ни ас-Саури, а берите оттуда, откуда они взяли»[45]. В другой версии передается: «Не подражайте (таклид) в своей вере никому из этих! Берите то, что дошло от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует! ) и его сподвижников; а за ними идут их последователи (табииины), в отношении которых человеку предоставлен выбор ». Однажды он сказал: «Следование (аль-иттиба') заключается в том, чтобы человек следовал тому, что дошло от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует! ) и его сподвижников, а в отношении их последователей (табиинов) он имеет право выбора»[46].

2.«Мнение аль-Ауза'и, мнение Малика, мнение Абу Ханифы – все это лишь мнение, и каждое из них равнозначно в моих глазах, а, поистине, доказательство – в преданиях (от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует! ) и его сподвижников)»[47].

3.«Если кто-либо отвергает хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует! ), то находится на краю гибели»[48].

 

Вот каковы высказывания Имамов (да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах! ) относительно веления придерживаться хадисов и запрещения безоглядочно подражать себе (таклид), а высказывания эти настолько отчетливы и ясны, что не вызывают споров и иных толкований. Поэтому тот, кто придерживается всего достоверно установленного в Сунне, даже если он при этом поступает вопреки некоторым высказываниям Имамов, не нарушает их мазхабы и не выходит за пределы их пути. Скорее, наоборот, такой человек будет разумным последователем (муттаби') каждого из них, держась за твердую рукоять, которая никогда не сломается. Совсем по-другому обстоит дело у того человека, который отказывается от достоверно установленной Сунны только лишь потому, что она противоречит высказываниям Имамов. Как раз, наоборот, получается, что именно такой человек выступает против них и расходится с их высказываниями, упомянутыми выше. Всевышний Аллах сказал:

 

ف ل ا و ر ب ك ل ا ي ؤ م ن و ن ح ت ى ي ُ ح ك ّ م و ك ف ي م ا ش ج ر ب ي ن ه م ث م ّ ل ا ي ج د و ا ف ي أ ن ف س ه م ح ر ج ا ً م م ا ق ض ي ت و ي س ل م و ا ت س ل ي م ا ً [ا ل ن س ا ء: 65]

 

«Но нет, – клянусь Господом твоим! – не уверуют они до тех пор, пока не сделают тебя судьёй в возникающих между ними (спорах), пока не перестанут твои решения вызывать их недовольство и пока они не подчинятся полностью» (Сура ''Женщины'', аят 65).

Всевышний также сказал:

 

ف ل ي ح ذ ر ا ل ذ ي ن ي خ ا ل ف و ن ع ن أ م ر ه أ ن ت ص ي ب ه م ف ت ن ة أ و ي ص ي ب ه م ع ذ ا ب أ ل ي م [ا ل ن و ر: 63]

«Пусть остерегаются те, кто нарушает его повеления, чтобы не постигла их беда или мучительное наказание» (Сура ''Свет'', аят 63).

Аль-хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали (да будет милостив к нему Всевышний Аллах! ) сказал:

«Каждый человек, до которого дошло какое-либо веление Посланника (да благословит его Аллах и приветствует! ) и его обычай, обязан разъяснить его умме, искренне увещевать их, приказывать им следовать его велению, даже если оно расходится с авторитетным мнением кого-либо из уммы. Поистине, веление Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует! ) более достойно возвеличивания и подражания, чем мнение любого авторитетного человека, которое по ошибке стало расходиться по некоторым вопросам с соответствующим велением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует! ). Поэтому сподвижники Пророка и их последователи отвергали каждого, кто поступал вопреки достоверной Сунне. Возможно, они делали это иногда в довольно жесткой форме[49], но не из-за неприязни к такому человеку, ибо сами они любили и уважали его, а из-за того, что к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует! ) они проявляли бó льшую любовь, а его веление было для них превыше (веления) любого другого создания. Поэтому, когда веления Посланника (да благословит его Аллах и приветствует! ) и еще кого-либо вступают между собой в противоречие, то в первую очередь необходимо выполнять и следовать велениям Посланника (да благословит его Аллах и приветствует! ). В то же время это не мешает уважительно относиться к человеку, мнение которого (по ошибке) расходится с велением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует! ), ибо этот человек будет прощен[50] (Аллахом). На самом деле, такой человек, которому будет даровано прощение (Аллаха), и не возражал бы против того, чтобы его велению, которое противоречит Сунне, перестали следовать, если выяснится, что существует расходящееся с ним веление Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует! )»[51].

Поистине, а как они могли бы возражать против этого, когда сами призывали к тому своих последователей, как было указано выше, и обязали их отказаться от любых своих высказываний, если они противоречат Сунне?! Имам аш-Шафи'и (да будет милостив к нему Аллах! ), например, велел своим соратникам приписывать ему достоверную Сунну, даже если сам он (по незнанию) не следовал ей либо следовал чему-либо из того, что расходится с ней. Вот почему, когда исследователь Ибн Дакик аль-'Эйд (да будет милостив к нему Аллах! ) собрал в одну объемную книгу те вопросы, по которым расходятся мазхабы каждого из четырех Имамов с достоверными хадисами по отдельности и в совокупности, в предисловии к ней он написал: «Поистине, приписывать все эти (ответы на) вопросы Имамам-муджтахидам строго запрещено (харам); поистине, правоведы-мукаллиды должны знать об этом, чтобы не ссылалаться на них по этим вопросам, а то они оболгут их»[52].

 


Поделиться:



Популярное:

  1. C. Библейское обоснование позиции Претрибулационизма
  2. I ЭТАП: ОБСЛЕДОВАНИЯ (СБОР ДАННЫХ)
  3. I. Проникновение в империю. Битва при Адрианополе. Поселение вестготов на Балканах. Аларих. Первое нападение на Италию. Второе нападение. Захват Рима. Атаульф. Мирный договор с Римом. Валия.
  4. I. Чтобы они поистине были универсальными для научных занятий.
  5. IX. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
  6. X. Определение суммы обеспечения при проведении исследования проб или образцов товаров, подробной технической документации или проведения экспертизы
  7. А если мне не в чем каяться?
  8. А если хочешь узнать что у тебя за команда, достаточно сыграть с сильным противником. Ты сразу удивишь все недостатки и недоработки, узнаешь, кто из игроков что стоит.
  9. А если я просто так окрестился ?
  10. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
  11. А один раз собравшись, они вознесутся вверх, к месту покоя, вовеки веков».
  12. А теперь несколько высказываний различных педагогов относительно артикуляции и дикции.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь