Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Стадии развития знания по О. Конту. Взгляд Конта на место и роль общественных наук в системе научного знания.
Лекции: Позитивистская программа Конт сформировал закон трех последовательных стадий интеллектуальной эволюции человека как главного, основного закона развития человеческого ума в различных сферах его деятельности:
Исходя из этого общего закона, он определяет истинную природу положительной философии. Эта природа (т. е. основная характеристическая черта последней) состоит, по его мнению, в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и низведение числа которых до минимума и составляет цель всех познавательных усилий. В качестве примера Конт приводит ньютоновский закон тяготения («чудная теория» Ньютона), с помощью которого объясняются все общие явления Вселенной. Одна из основных частей философии Конта – это его учение о классификации наук, согласующейся с целью позитивной философии - нахождением и приведением в порядок законов, выведенных из изучения фактов, а также преодолением отрицательных последствий специализации отдельных наук. Конт выделяется 4 основания для классификации:
Он расположил науки в порядке их возрастающей сложности и убывающей общности, а также разделил науки на абстрактные и конкретные: абстрактные науки изучают законы определенных категорий явлений, конкретные применяют эти законы к частным областям. Например, биология — общая абстрактная наука о жизни, а медицина — конкретная наука, применяющая общие законы биологии. Первой основной наукой является математика - наука о самых простых объектах и вместе с тем наиболее абстрактная из всех наук, поэтому возникла раньше других форм научного познания. За ней следуют астрономия, физика, химия, биология и, наконец, социология. Социология, напротив, непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так как опирается на их достижения. Конт принципиально отрицает возможность ряда наук: логики (которая сводится к математике); психологии; политической экономии (в которой, кроме нескольких положений Адама Смита, нет научно значимого и научно обоснованного содержания). Математика занимает первое место в ряду основных наук классификации Конта не только потому, что она наиболее простая и абстрактная наука, но также и потому, что математика первая из всех наук сложилась в качестве науки позитивной. И точно так же социология - последняя из фундаментальных наук классификации Конта по признакам наибольшей своей сложности и конкретности - есть в то же время наука, исторически сложившаяся в позитивную науку позже всех остальных. Она представляет наибольший непосредственный интерес для человека. Социальные явления отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от всех других, что объясняет позднее возникновение социологии. Тем не менее, это естественные явления, подчиняющиеся естественным законам, специфическим для данной области. Позитивную науку об обществе Конт назвал сначала социальной физикой, а позднее социологией, объясняя необходимость введения нового термина необходимостью создания специальной дисциплины, посвященной позитивным исследованиям фундаментальных законов, свойственных общественным феноменам. Он подчеркивал, что социология должна быть теоретической дисциплиной в отличие от описательной «социальной физики» А. Кетле. Превращение социологии в позитивную науку завершало систему позитивной философии, тем самым, знаменуя наступление позитивной стадии развития человеческого ума и человеческого общества. Это означало, по мысли Конта, настоящую позитивную революцию, победу науки над схоластикой прошлых эпох. Научное знание и отдельные науки обладают различной степенью глубины постижения мира и общности. Решающим фактором, определяющим процесс общественного развития является прогресс знания и науки. Образцом науки для позитивизма является естествознание. Под научным знанием О. Конт понимает только знание естественных наук, гуманитарные науки заменяются «естественной» социологией. Методы и приемы естествознания позитивизм переносит на общественные и гуманитарные науки, специфика которых никак не учитывается. Эта особенность составила специфическую ограниченность позитивистского метода. Конт стремится построить «позитивную» науку об обществе – социологию.
Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук определяется, прежде всего, тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно, включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Методика и техника изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые социологией, используются всеми другими гуманитарными науками. Кроме того, в современных условиях сложилась система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято называть социальными. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками. Среди общественных наук, которые имеют дело с миром людей, социология выполняет генерирующую функцию. Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений выступающими уникальными и неповторимыми во времени и пространстве, то социология изучает свойства всего общества, которые повторяются во времени и пространстве, то есть становятся общими для всех социокультурных явлений — для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций и т. п. и т.д. Несмотря на это различие, связь социологии с историей наиболее тесна и взаимонеобходима. И история, и социология имеют объектом изучения общество. История, как и социология, сталкивается с двумя основными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и, во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества. Отрицание преемственности и исторического опыта оборачивается большими бедами для человечества. Основная форма деятельности общества — это материальное производство и экономическая деятельность. Изменения в средствах производства изменение роли и места человека в производственном процессе — все это оказывает огромное влияние на эволюцию социальной деятельности людей. Именно поэтому-то социология не может не взаимодействовать с политической экономией. Сама же трудовая деятельность человека меняется с учетом развития самого человека как социального существа. А это исследует уже социология. Тесно связана социология с психологией, с политологией. Социология изучает гражданское общество, политология — политическую жизнь общества, политические отношения. Что определяет и их взаимосвязь. 22. □ Позитивизм О. Конта, Дж. С. Милля и Г. Спенсера. Лекции: Позитивистская программа (Литература: Стёпин В.С. Философия науки. Общие проблемы. Глава 1, с. 15—24) Позитивизм – философское учение и направление в методологии науки, возникшее в XIX веке и характеризующееся стремлением к использованию метода логического анализа и эмпирического способа научного миропонимания. Термин впервые был сформулирован Сен-Симоном, понимавшим под позитивным знанием органическое, определённое, точное знание. К предпосылкам формирования позитивизма относится: · бурный прогресс естественных наук · доминирование в области методологии метафизических теорий (в частности, немецкая классическая философия), которые не соответствовали конкретным целям и задачам естествоиспытателей, а также не давали возможности формулировать конкретные ответы Некоторые особенности позитивизма: · в фокусе внимания – метод науки · ориентация на науку, анализ её строения, её спецификацию · демаркация науки от других форм сознания, прежде всего, от традиционной философии (метафизики) · философские вопросы — это псевдовопросы, не имеющие познавательной ценности; · единственным источником истинного действительного знания объявляются частные (специальные, конкретные) науки и научные дисциплины Огюст Конт – французский учёный XIX века, основоположник социологии. Конт предлагает признать, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, а должна опираться сама на себя. Ядро позитивизма - подлинное знание должно опираться на эмпирические факты, что такое знание даёт только наука, поэтому и философия должна использовать научный метод (необходимость позитивной философии), должна выявлять основные принципы всех наук, обобщать их и рекомендовать для организации социальной жизни. Конт выступил упразднителем философии в старом традиционном смысле слова. Отделение науки от метафизики и теологии было основной идеей позитивного метода Конта. Он считал, что метафизика несёт в себе много лишнего. К таким пережиткам он относит претензии науки на раскрытие причин явлений и на проникновение в их сущность. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и, формулируя законы, отвечает не на вопрос «почему», а лишь на вопрос «как». Задачей науки, по Конту, является открытие законов, понимаемых как постоянные, повторяющиеся связи между явлениями. Такое ограничение задач науки объяснялось стремлением достигнуть точного, определённого знания, которое могло бы создать базу для предвидения будущего. Конт разъяснял, что слово «позитивный» (positive) имеет несколько значений: 1) реальное в противоположность химерическому 2) полезное в противоположность бесполезному; 3) достоверное в противоположность сомнительному; 4) точное в противоположность смутному; 5) положительное в противоположность отрицательному (в этом случае оно указывает на одно из наиболее важных свойств новой философии, представляя её как назначенную по своей природе преимущественно не разрушать, но организовывать). Говоря о пользе и назначении положительной философии в общей системе частных наук, Конт указывает на четыре её основных свойства:
В процессе дальнейшего развития позитивизма, из науки постепенно выбрасывалась мировоззренческая проблематика, и ослаблялось значение элементов естественнонаучного материализма. Джон Стюарт Милль известен своей системой индуктивной и дедуктивной логики. Продолжал традиции классического эмпиризма английских философов, развив его в позитивизм (в противоположность религиозно-недогматическому позитивизму Конта). Согласно его учению, основу философии составляет психология, которая устанавливает, что реально даны только соответствующие ощущения и представление о переходах или будущих возможных ощущениях. Понятия – это просто (языковые) названия (терминологические). Разработал совокупность методов индуктивного исследования причинных связей. Милль рассматривал логику как ветвь психологии и давал законам логики психологическое обоснование. Характерно, что в своей классификации наук Конт не нашел места для психологии, чем вызвал критику Милля. Милля отводит в логике важную роль индукции и считает единственным источником познания опыт, единственно допустимым приемом познания – индукцию, она же лежит в основе умозаключения логики и аксиом математики; она должна устанавливать не причины, а только законы явлений. Милль формулирует новые принципы дедуктивного метода как совокупности трёх частей: индуктивного исследования, вывода и поверки, позволяющих делать вывод в сложных условиях, когда несколько сил действуют одновременно и ни одна из них не может быть исключена. Всякая наука стремится сделаться дедуктивной, но только астрономия и физика достигли этой стадии, прочие же находятся ещё в состоянии эмпиризма. Четыре метода научной индукции: а) метод сходства б) метод различия в) метод сопутствующих изменений г) метод остатков. Герберт Спенсер завершил первый этап развития позитивизма. Философия, по мнению Спенсера, — это однородное, целостное, основанное на частных науках знание, достигшее универсальной общности, т. е. высшей ступени познания закона, охватывающего весь мир. Согласно Спенсеру, этот закон состоит в развитии (эволюционизм), которое идёт путём накопления вещества при одновременном рассеивании движения. При этом развитие идёт от относительно неопределённой, несвязанной односторонности (гомогенности) к конкретной, связанной разнородности (гетерогенности), т. е. от абстрактного к конкретному и при столкновении противоположных сторон (сил), к большей степени сложности, чёткости и выделенности. Эволюция, согласно Спенсеру, является тем абсолютно всеобщим элементом опыта, который даёт возможность понять любые явления. Он использует в своих «синтетических» обобщениях открытия естествознания второй половины XIX в., объективной реальности, в сущность которой можно проникнуть лишь посредством религии, а не с помощью науки. Задача позитивных наук – ответить, как устроен этот мир. На вопрос «почему так? » наука не должна отвечать. Философия становится сводом установленных, опробованных научных истин. Наука – постоянное приращение научного знания. Последующая теория включает в себя предыдущую как некое предельное место в новой теории. Основные идеи: · Все наши знания ограничены нашим опытом. Наш опыт имеет дело с тем, что произошло, а не с тем, что существует · Наука имеет предел познания. Познаваемые явления: сходство и не сходство. · Непознаваема конечная причина мира, материя · Прогресс в обществе связан с прогрессирующим разделением общественного труда. · Позитивная философия отличается от науки тем, что она закончена · Наука – это отдельные категории · Абстрактное знание – математика. Абстрактно-конкретные: физика, химия · Движение по линии наименьшего сопротивления · Теория эволюции основана на механике Ньютона · Эволюционный процесс движения от однородного к разнородному и от хаоса к порядку от неопределённости к определённости. В конечном итоге в системе силы уравновешивают друг друга · Эволюционная стадия сменяется стадией стабилизации. Система подвергается воздействию других систем (возмущение), развивается деградация, т.к. система замкнутая то цикличность. Выделил три возможности происхождения мира: 1. Мир сам по себе 2. Кто-то создал 3. Всегда есть и будет. Но, как он утверждает, все эти три возможности никуда не годятся: человек не может понять как все из ничего. Значение и последствия классического позитивизма: · Во-первых, прогресс естественнонаучного знания обесценил многие из тех «синтетических» обобщений, которые рассматривались позитивизмом как вечное и неоспоримое приобретение науки. Естественнонаучный материализм с элементами механицизма (особенно сильными у Спенсера), нередко являвшийся фактической основой обобщения позитивизма XIX в., уже не мог удовлетворить науку и пришёл на рубеже XIX и XX вв. в противоречие с новыми открытиями в физике и биологии, которые могли быть осмыслены только с позиций диалектического материализма. · Во-вторых, развитие науки, и в первую очередь, коренная ломка понятий в физике на рубеже XIX – XX вв., а также интенсивное развитие психологических исследований, поставившее на повестку дня вопрос о связи этой науки с другими дисциплинами, изучающими человека и окружающий его мир (в частности, с физиологией и физикой), – все это заставило философию обратиться к изучению эмпирических и логических основ науки, т.е. тех самых «предельных» вопросов знания, от исследования которых всячески отстранялся О. Конт и многие его последователи. · В-третьих, все попытки Конта и его последователей доказать объективную обоснованность предлагаемых ими этических идеалов и системы ценностей в рамках механистической и метафизической социологии не могли увенчаться успехом. Оказалось невозможным включить проблемы ценностей в сферу научного исследования, вывести «должное» из «сущего» и при этом сохранить позитивистский критерий научности. 23.# Становление дисциплинарной науки в XIX веке. Наука как призвание и профессия (М. Вебер). Вебер М. «Наука как призвание и профессия» Наука в контексте становления человеческой культуры может рассматриваться как:
Наука как социальный институт стала формироваться в XVII— XVIII вв. Первоначально научными исследованиями занимались отдельные энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей. Но уже начиная с XVIII века наука постепенно превращается в особый социальный институт: появляются первые научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, сопровождающийся специализацией научного знания, возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины. Этот процесс, начавшийся в конце XVIII в. и продолжавшийся до середины XIX в., привел к дисциплинарному построению научного знания. Благодаря ему каждая научная дисциплина заняла свое место в общей системе классификации наук, а самое главное — стала разрабатывать свои специфические приемы и методы исследования, чтобы глубже и тщательнее изучить свой предмет. На рубеже XIX—XXв.в. достижения науки начинают все больше применяться в материальном производстве и социальной жизни, а во второй половине XX века наука превращается в непосредственную производительную силу, значительно ускорившую рост экономики и благосостояния в развитых странах мира. Именно достижения науки определили возникновение научно-технической революции в XX столетии, которая коренным образом изменила современную технологию производства посредством его механизации, автоматизации и роботизации, широкого использования компьютеров и другой информационной техники. Необходимо отметить, что в древнем и средневековом обществе говорить о науке в ее институциональном значении нельзя, как социального института ее тогда не существовало. В античности научные знания растворялись с системах натурфилософов, в Средневековье — в практике алхимиков, смешивались либо с религиозными, либо с философскими воззрениями. Важной предпосылкой становления науки как социального института является наличие систематического образования подрастающего поколения. Поэтому некоторые предпосылки институционального ресурса усматривают в школах Древней Греции, в средневековых монастырях и университетах. Сама история науки тесно связана с историей университетского образования, имеющего непосредственной задачей не просто передачу системы знаний, но и подготовки способных к интеллектуальному труду и к профессиональной научной деятельности людей. Появление университетов датируется ХП в., однако в первых университетах господствует религиозная парадигма мировосприятия, преподавали представители религиозной ортодоксии, стремящиеся подчинить знание вере. Светское влияние проникает в университеты лишь спустя 400 лет.
1) " Научный дух" как эпифеномен (побочный продукт) теософских систем, институциализированных в социальной роли касты жрецов (Древний Вавилон и Египет). Этот дух представлен в виде еще очень слабой ориентации на объективное знание, получаемого посредством наблюдения и фиксированного метода. 2) Научное содержание античной философии как совокупности демифологизированного знания о природе - институциализированное в форме философской школы и философа как учителя. 3) Обоснование роли опытного знания в средневековой схоластике (ХII-XIV века) в рамках церковных институтов хранения, получения и передачи знания. 4) Научная революция Нового времени, рождение экспериментального естествознания, появление первых научных (любительских! ) институтов (Лондонское королевское общество - 1662 г. И Парижская академия наук - 1666 г.) 5) Соединение науки с высшим образованием в системе университетов (посл. треть Х1Х века), появление профессии ученого. 6) Научно-техническая революция ХХ века - институциональное проникновение науки во все субсистемы современного общества: в политическую, в хозяйственную, в культурную. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 4388; Нарушение авторского права страницы