Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ОБЩЕСТВО. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО
АНАЛИЗА
1. Становление социально-философской проблематики в истории философии. Теоретическое оформление социальной философии. 2. Природа и общество. Отличие законов развития природы и общества. Взаимодействие природы и общества. 3. Общество как целостная саморазвивающаяся система. Фундаментальные сферы жизнедеятельности общества. 4. Особенности социального познания.
1. Общество и его многообразные процессы являются объектом изучения различных наук: истории, антропологии, культурологии, социологии, политологии, теории государства и права, психологии и многих других наук. Каждая из них имеет свой предмет исследования. Вопрос о том, что такое общество, является философским, мировоззренческим вопросом. Античные философы (Демокрит, Аристотель, Лукреций и другие) пытались определить причины общественных связей, сущность исторического развития, его закономерности. Значительный интерес представляют взгляды Платона (427-347 гг. до н.э.), согласно которому общество, государство возникает в силу того, что люди нуждаются друг в друге для удовлетворения своих потребностей. Платон создал теорию идеального общественного устройства и изложил её в своём труде «Государство» (вспомните историю философии античной эпохи). Аристотель (384-322 гг. до н.э.) придавал большое значение феномену общества, человека считал общественным, политическим животным. Человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Поэтому государство важнее семьи и отдельной личности подобно тому, как целое важнее части. (Надо заметить, что понятия «общество» и «государство» вплоть до Нового времени употреблялись как тождественные). В период средневековья закрепился интерес к обществу, его истории. Для этой эпохи характерен поиск целостного понимания мира, жизни общества, общественного развития на основе религиозных представлений. Если в средневековье, по мнению мыслителей, всё зависело от Бога и находилось в его власти, то в эпоху Возрождения начинает формироваться светская философия истории, которая видела свою задачу в историческом анализе всей структуры человечества, его деятельности. Мыслители XVII-XVIII вв. подвергли критике теологические концепции средневековья: они считали, что общество возникло и развивается естественным путем, при этом историю общества рассматривали как продолжение истории природы, считая, что законы общественной жизни имеют такой же «естественный» характер, как и законы природы. Из всех наук наибольшее развитие получила механика. Социальные законы рассматривались как проявление законов механики. Разрабатывались также концепции договорной организации государства (Т. Гоббс «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», Ж. Руссо «Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права» и др.). В философских взглядах этого периода содержалось немало весьма ценных теоретических выводов, которые особенно широко представлены в трудах Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.), И.Г. Гердера (1744-1803 гг.), М.Ж. Кондорсе (1743-1794 гг.), Г.В. Гегеля (1770-1831 гг.), Л.А. Фейербаха (1804-1872 гг.), русских революционеров-демократов В.Г. Белинского (1811-1848 гг.), Н.А. Добролюбова (1836-1861 гг.), Н.Г. Чернышевского (1828-1889гг.), А.И. Герцена (1812-1870 гг.) и других. Выдающийся французский мыслитель Руссо пытался объяснить происхождение общества, раскрыть причины возникновения классов и государства. Немецкий философ Гердер чётко сформулировал идею общественного прогресса, впервые поставил вопрос о преемственности в развитии культуры. Главным стимулом общественного развития он считал деятельность людей, направленную на удовлетворение своих потребностей. Французский мыслитель Кондорсе попытался установить закономерности развития истории, её основные этапы, движущие силы исторического процесса, полагаясь на безграничное совершенствование знаний и возможности человеческого разума. Немецкий философ, идеалист и диалектик Гегель создал развёрнутую концепцию философии истории, впервые попытался отразить историю в виде необходимого процесса развития абсолютной идеи как «постепенного восхождения к свободе». Гегелю принадлежит мысль о существовании исторической закономерности. Фейербах, опираясь на антропологический подход, полагал, что основой общественного развития является сам человек со всеми его чувствами, переживаниями, идеями. Русские революционные демократы Белинский, Добролюбов, Герцен и Чернышевский, анализируя развитие общества и его истории, пришли к выводу, что источником развития общества являются материальные потребности. Они рассматривали историю как единый и закономерный процесс поступательного развития общества от низшего к высшему, происходящего в порядке борьбы между старым и новым, отмирающим и нарождающимся. В основном философы прошлого – и идеалисты, и материалисты – в понимании сущности общества стояли на идеалистических позициях. Философы-идеалисты рассматривали общество как реализацию сверхъестественной божественной субстанции (Платон, Фома Аквинский, Гегель и др.). Философы-материалисты считали, что общество развивается благодаря человеческому разуму, идеям выдающихся личностей, что тоже является разновидностью идеалистического понимания общества (Демокрит, Бэкон, Гельвеций, Фейербах и др.). Господство идеализма в понимании общества было обусловлено, во-первых, чрезвычайно медленными темпами общественного прогресса, наличием в обществе многочисленных социальных перегородок, слабой экономической связью, что не позволяло выявить объективную материальную основу общественной жизни. Во-вторых, конкретное научное обществознание не давало необходимого материала для философского осмысления глубинных основ общественной жизни. Наиболее развитой наукой об обществе была история, но и она в основном сводилась к жизнеописанию великих личностей, многие же стороны общественной жизни не подвергались научному анализу. И в-третьих, сказывалась классовая ограниченность философов прошлого: в основном они были идеологами имущих, господствующих классов. В силу этого не видели решающей роли народных масс в историческом процессе. А это вело к преувеличению роли субъективного фактора в общественной жизни. Новым этапом в разработке социальной философии явилась материалистическая теория марксизма, согласно которой общество представляет собой совокупность различных связей и отношений людей друг к другу. Представив развитие общества как естественный процесс, который проявляется через функционирование социальных законов, имеющих свою специфику, К. Маркс и Ф. Энгельс разработали учение об определяющей роли материального производства в жизни общества, народных масс в общественной жизни, об истории общества как процессе смены общественно-экономических формаций. Для сущностной характеристики общества марксизм выработал понятия «общественное бытие» и «общественное сознание». Общественное бытие – это материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие в процессе жизнедеятельности людей и существующие независимо от общественного сознания. Основой общественного бытия является материальное производство, способ производства материальных благ. Общественное сознание – это духовная жизнь общества, целостная система взглядов, представлений и настроений, присущих данному обществу. Основной принцип материалистического понимания общества гласит: «Каково общественное бытие, таково и общественное сознание». Маркс писал: «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет сознание». При этом надо иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, общественное бытие определяет общественное сознание в конечном счете. Нельзя любому явлению духовной жизни найти буквальный аналог в общественном бытии. Во-вторых, общественное сознание оказывает активное обратное воздействие на общественное бытие. В каком направлении развиваться общественному бытию, во многом зависит от тех тенденций, которые преобладают в общественном сознании. В 20-40 гг. XIX в. появилась социология как наука об обществе, основателем которой считается Огюст Конт. Основной задачей науки он считал исследование общества, понимаемого как саморазвивающийся организм. Поэтому необходимо выявление законов развития этого организма, чтобы обеспечить возможность предугадывания и прогнозирования дальнейшего развития общества и человека. В XX в. проблемами общества и его развития занимались Лавриненко В.Н., Гобозов И.А., Здравомыслов А.Г., Ильенков Э.В., Витаньи И., Фромм Э., Вебер М., Мертон Р., Парсонс Т. и другие. 2. Философский анализ общества предполагает осмысление вопроса о соотношении природы и общества. В соотношении с понятием «общество» под природой понимают весь мир (за исключением общества) как совокупность естественных условий его существования. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей является частью природы, поэтому можно говорить о сходстве и различии природы и общества. Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. Человек как биопсихосоциальное существо включён и в природную, и в социальную действительность. Таким образом, природа и общество – это две взаимосвязанные материальные системы. Общество, являясь как бы продолжением природы, представляет собой качественно новую материальную систему. Общность и взаимосвязь природы и общества обусловливаются объективными законами их развития. В природе действуют стихийные неосознанные силы, объективные закономерности, неподвластные человеку. Функционирование общества также представляет собой объективный, закономерный, исторический процесс. Однако законы развития общества существенным образом отличаются от природных закономерностей. Общество функционирует и развивается благодаря активной деятельности людей, поэтому законы общественного развития проявляются через деятельность людей, наделённых сознанием, ставящих перед собой определённые цели, стремящихся к осуществлению задуманного. Характеризуя принципиальные отличия общества и природы, Энгельс писал: «В природе (поскольку мы оставляем в стороне обратное влияние на неё человека) действуют лишь слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы. Здесь нигде нет сознательной, желаемой цели. Наоборот, в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определённым целям. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.21. - С.305-306). Кроме того, законы общественного развития не носят прямолинейного характера, они насыщены массой случайных событий, обусловленных разнонаправленностью целей и желаний множества людей, поэтому эти законы проявляются как тенденция, общая направленность социального развития к более высокому уровню. Таким образом, реальный исторический процесс представляет собой взаимодействие и единство двух факторов – объективного и субъективного. Хотя объективный фактор является определяющим, роль субъективного, человеческого фактора постоянно возрастает. Это связано и с развитием процесса познания в целом, и познанием социальных закономерностей в частности. В решении вопроса о соотношении объективных закономерностей общественной жизни и сознательной деятельности людей существуют различные подходы: фатализм рассматривает исторический процесс как обязательное проявление изначального предопределения; субъективизм преувеличивает роль субъективного фактора в социальных процессах; волюнтаризм считает, что общественное развитие представляет собой результат проявления воли выдающихся исторических личностей. В реальности в истории общества объективные и субъективные факторы взаимодействуют. Общество является составной частью природы. Оно не в состоянии существовать и развиваться без окружающей природы. Природа является естественной основой жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует. Взаимодействие общества и природы многоаспектно. Помимо использования природных ресурсов в ходе производственной деятельности, помимо процесса научного познания природы для расширения своего влияния взаимодействие человека с природой имеет оздоровительный, нравственный, эстетический, эмоциональный и другие аспекты. Наличие тех или иных природных условий может оказывать существенное влияние на развитие общества. Степень воздействия природы на общество столь велика, что это послужило основой появления такого течения, как географический детерминизм, сторонники которого (Платон, Аристотель, Бокль, Л. Мечников, Риттер и др.) полагали, что развитие человеческого общества определяется влиянием на него различных географических факторов. Но природные условия не следует абсолютизировать, поскольку человеческая практика свидетельствует о способности общества относительно самостоятельно строить свою жизнь независимо от погоды, климата и других природных факторов. В процессе своей деятельности человек превращает природный ландшафт в антропогенный. Эволюция философских представлений о взаимосвязи общества и природы во многом определяется степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими, религиозными, научными и другими воззрениями. В античной философии человек и природа мыслились как единое целостное, гармонически взаимосвязанное единство. Античное общество стремилось жить в согласии с природой. В философии средневековья природа и человек рассматривались как творение Божье. Причём человек, созданный по образу и подобию Бога, возвеличивается над природой. Этот взгляд закрепился в эпоху Возрождения, что имело и позитивные, и негативные последствия. В Новое время основной задачей общества становится покорение природы посредством познания её законов. Эта теоретическая тенденция доминировала вплоть до XX века. Сейчас всё более актуальной становится идея разумного баланса в отношениях человека и природы. История взаимоотношения человека и природы представляет собой единство двух тенденций. С одной стороны, в процессе развития общества и его производительных сил значительно расширяется господство человека над природой. С другой стороны, одновременно с этими положительными результатами растёт и углубляется дисгармония между человеком и природой, вплоть до появления глобальных экологических проблем в результате потребительско-технократического подхода к природе и её ресурсам. Для человечества становится жизненной необходимостью изменение отношения к природе. Одной из актуальных проблем, требующих решения, является формирование в обществе экологического сознания, понимания природы как основы жизни всего живого, как мощной, первичной системы, над которой нельзя властвовать без ущерба для человека, общества. 3. В современной социальной философии общество рассматривается как динамическая, саморазвивающаяся система общественных отношений между людьми, между человеком и миром, как качественно новая материальная система, развивающаяся по своим собственным специфическим законам. Представление о системности в природе и обществе возникло ещё в античной философии в виде общей концепции об упорядоченности, целостности бытия. Проблему системности общественной жизни наиболее активно разрабатывали такие крупнейшие мыслители XIX-XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и другие. Понятие «социальная система» охватывает всю совокупность социальных субъектов и объектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм. Социальная система отличается от систем, существующих в природе, рядом признаков: множественностью составляющих её элементов, подсистем, их функций, связей и взаимоотношений; разнородностью, разнокачественностью социальных элементов, среди которых, наряду с материальными, имеются и явления идеальные, духовные. Особую специфику социальной системе придает уникальность её основного элемента – человека, обладающего возможностью свободного выбора форм и способов деятельности, поведения, что и придаёт развитию общества большую степень неопределённости, непредсказуемости. В сущности, многообразные явления общественной жизни представляют ту или иную разновидность совместной деятельности людей. Это первооснова, субстанция всего социального. Деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное осмысление, изменение и преобразование мира. Выделяют такие сферы общественной деятельности, как материальная, духовная, регулятивная или управленческая и деятельность обслуживания, иногда именуемая гуманитарной или социальной сферой в узком смысле слова. Каждая из перечисленных сфер жизнедеятельности значима, по-своему специфична и необходима для оптимального функционирования общества. Иногда выделяют социальную сферу как взаимодействие различных социальных общностей и групп (таких как семья, род, нация, класс, сословия, касты и т.п.), исторически сложившихся в ходе совместной деятельности. Несомненно, отношения между различными социальными общностями важны, они пронизывают все без исключения сферы жизнедеятельности. Материальная, или экономическая, сфера включает в себя отношения в процессе материального производства, связанные с производством материальных благ. Особенность материального производства, его значимость состоит в том, что оно призвано создавать определённые вещи, необходимые для удовлетворения, в первую очередь, жизненно важных потребностей людей. Кроме того, оно обеспечивает поддержание активности людей в любой сфере. Духовная сфера жизнедеятельности также важна. Это сфера науки, философии, искусства, морали, религии, образования. Основными элементами духовной жизни общества являются: духовная деятельность, духовная ценность, духовная потребность, духовное потребление, индивидуальное сознание, общественное сознание. В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются людьми). Механизм функционирования духовных ценностей принципиально иной, нежели ценностей материальных. Их потребление и освоение весьма специфичны. Анализируя особенность духовной культуры, Бернард Шоу писал: «Если у Вас яблоко и у меня яблоко, и мы обмениваемся ими, то у каждого остается по яблоку. Но если у каждого из нас по одной идее, и мы передаём их друг другу, то ситуация меняется. Каждый сразу же становится богаче, а именно – обладателем двух идей». Регулятивная, или управленческая, деятельность – это деятельность различного рода администраторов, управляющих, политиков. Специфическая задача этой сферы – поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности и общественных отношений. Эта сфера деятельности возникает в обществе не сразу. Для поддержания наиболее важных и необходимых социальных связей постепенно формируются специализированные виды регулятивной деятельности и соответствующие им организации, работа которых направлена на обеспечение согласованности, упорядоченности различных сфер общественной жизни. Управление различными видами материального и духовного производства стало самостоятельной профессией, требующей специального образования, опыта, склада ума и даже характера. Появилась особая наука об управлении, которая опирается на исследования в таких областях, как экономика, социология, психология, математика и др. Сформировался и институт менеджеров – наёмных специалистов по управлению различными областями деятельности, в том числе и развитием науки. Управление осуществляется на различных уровнях: от государства до предприятия и семьи. Высшей формой управления является политическая деятельность – деятельность государства, политических партий, связанная с отношением к власти. Она призвана обеспечить безопасность и благосостояние страны в целом. Поскольку политическая деятельность так или иначе влияет на судьбу миллионов людей, цена ошибок здесь может быть особенно велика. Древнегреческий философ Платон считал, что несчастья в стране не прекратятся до тех пор, пока философы не будут политиками, а политики – философами, имея в виду не знание философских категорий и проблематики, а возможность мудрого, грамотного принятия решений в ответственном процессе управления государством. Ещё один вид общественной деятельности – социальная деятельность в узком смысле слова, или деятельность по обслуживанию людей, обеспечивает создание предпосылок для жизни, воспроизводства, активности людей. Это деятельность врача, учителя, артиста, работника сферы обслуживания. Общество включается в этот процесс через школы, вузы, создаёт систему здравоохранения, культурного отдыха и т. п. Сфера обслуживания – одна из самых динамичных в современном обществе. Все сферы жизнедеятельности, социальные группы, составляющие общество, социальные институты в исторически конкретной реальности находятся в постоянном взаимодействии. Функциональное единство и взаимосвязь различных социальных сфер жизнедеятельности и создают общество как единую систему, как особый социальный организм, обладающий не только свойствами, присущими отдельным его частям, но и такими свойствами, которых нет ни у одной из его составных частей. Современной социальной философией выделяются основные свойства общества как целого: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность. Причём такое свойство как самодостаточность присуще только обществу в целом, отдельные его части не обладают таким свойством. Самодостаточность – это способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия существования, производить всё необходимое для коллективной жизни. 4. Человеческое познание подчиняется общим закономерностям. Однако особенности объекта познания обусловливают его специфику, которая в социальном познании проявляется в том, что здесь в качестве объекта выступает деятельность самих субъектов познания, взаимодействие между объектом и субъектом познания. В отличие от наук о природе, технических и других наук, в самом объекте социального познания изначально присутствует и его субъект. Поэтому на содержание социального познания влияют личностные факторы субъекта познавательного процесса. Важную роль в понимании специфики социального познания играет аксиологическая его сторона. Ценностный подход проявляется уже с самого начала – с выбора объекта исследования. Этот выбор осуществляется конкретным субъектом с его жизненным и познавательным опытом, индивидуальными целями и задачами. Познающий субъект определяет не только выбор объекта исследования, но и его формы и методы, а также истолкование результатов социального познания. При этом ценностная сторона социального познания вовсе не отрицает возможность научного познания общества, а, напротив, способствует рассмотрению общества, отдельных социальных явлений в разных аспектах и с различных позиций. Тем самым происходит более конкретное, многостороннее и полное описание социальных феноменов и, следовательно, более полное научное объяснение социальной жизни. Основная задача социальных наук заключается в том, чтобы на основе различных точек зрения и подходов, позиций и мнений выявить внутреннюю сущность и закономерность развития социальных явлений и процессов. Необходимо отметить социально-историческую обусловленность социального познания, в том числе уровнем развития материальной и духовной жизни общества, его социальной структурой и господствующими в нём интересами. Кроме того, социально-философский анализ включает в себя статику и динамику общества, рассмотрение составляющих его групп, институтов, а также учёт происходящих в обществе процессов изменения и развития. Сложность общественной жизни, её многообразие и разнокачественность обусловливают трудность социального познания и его специфику по сравнению с другими видами познания.
ЗАДАНИЯ
I. Ответьте на вопросы теста: 1. Основоположником социологии и социальной философии является: а – К. Маркс; б – О. Конт; в – А. Герцен; г – И. Кант. 2. Сторонники географического детерминизма считают: а – природные, географические условия не оказывают большого влияния на развитие общества; б – основной фактор в развитии общества – наука и техника; в – основой развития общества являются разумные, справедливые нормы и правила отношений между людьми; г – определяющими в развитии общества являются природные условия. 3. Основным критерием развития общества, согласно формационной концепции, является: а – уровень культуры общества; б – совокупность материальных и духовных ценностей; в – способ производства материальных благ; г – развитие науки, образования.
II. Дайте определение понятиям: 1. Объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, – 2. Одна из сфер жизни общества, осуществляющая процесс управления государством, – 3. Поступательное развитие общественных процессов в направлении к лучшему, более высокому уровню, –
III. Контрольные вопросы по теме: 1. Каковы отличия общества и природы как материальных систем? 2. Кто из мыслителей занимался проблемами социальной философии? 3. Назовите и охарактеризуйте основные свойства общества как целостной материальной системы. 4. Перечислите и охарактеризуйте основные сферы жизнедеятельности общества. Приведите примеры их взаимосвязи. 5. Какова специфика духовной сферы жизни общества? Что понимается под «общественным сознанием»?
ТЕМА 16 ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ 1. Предмет философии истории. 2. Линейно-стадиальный подход к объяснению исторического развития. 3. Цивилизационный принцип объяснения исторического развития.
1. Философия истории – это раздел философии, проблематика которого связана с философским осмыслением исторического процесса и его оценкой. Содержание философии истории изменялось в ходе исторического развития. Уже в античности в работах Геродота и Фукидида имплицитно содержатся определённые представления о прошлом и будущем человечества, хотя в целом античному мышлению была чужда мысль об определённой направленности исторических изменений. Идея направленности истории формируется в европейской культуре под влиянием христианства. В эпоху средневековья Августин создает философию истории, где главной движущей силой выступает божественное провидение. Сам термин «философия истории» впервые употребил французский просветитель Вольтер, имея в виду универсальное историческое обозрение человеческой культуры. У немецкого просветителя Гердера философия истории является самостоятельной дисциплиной, отвечающей на вопрос: существуют эти неизменные законы развития человеческих обществ и если существуют, то каковы эти законы? Следует отметить, что в эпоху Просвещения в философии истории был выдвинут ряд важнейших идей: теория прогресса (Кондорсе), идея о единстве исторического процесса (Гердер) и др. Немецкий философ Гегель утверждал, что историю творит вовсе не человек и даже не человечество, а некий «мировой Разум» (в его терминологии – «абсолютная идея»). Все участники исторического процесса являются слепыми орудиями в руках «мирового Разума». Каждый из участников, добиваясь реализации своих целей, производит в результате как бы некоторый «побочный продукт», к получению которого он отнюдь не стремился сознательно. Это явление, когда «мировой Разум» использует стремления людей для достижения своих, только ему известных целей, Гегель назвал «хитростью разума». Таким образом, в философии истории Гегеля человек по сути выступает не целью, а средством развития истории, так как ему приходится выполнять лишь замысел «мирового Разума», выступая орудием для достижения целей этого разума. Фактически у Гегеля история как бы заранее запрограммирована, поскольку человек не в силах изменить направление развития истории, предустановленное неким разумным планом. Заслугой Гегеля явилась глубокая постановка проблемы соотношения свободы и необходимости в истории. По Марксу, люди сами творят историю, будучи одновременно и актёрами, и авторами своей всемирно-исто-рической драмы, полагая, что за историческим процессом не стоят никакие потусторонние силы в виде божественного провидения, мирового разума и т. п. Но люди творят свою историю не по произволу, а на основе существующих объективных условий. Результаты деятельности предшествующих человеческих поколений, будучи объективированы в определённом уровне развития производительных сил и производственных отношений, предстают перед каждым новым поколением как нечто данное, от его собственной воли не зависящее, как объективные условия его деятельности. Таким образом, в представлении Маркса историческая деятельность одновременно и детерминирована (причинно обусловлена), и свободна, поскольку история невозможна без сознательных усилий и борьбы, в ходе которых идеальные цели превращаются в объективные условия. Типовыми вариантами философии истории являются следующие: - теологическая философия истории – провозглашает движущей силой истории Бога; - метафизическая философия истории. Согласно этому варианту история предстаёт как сфера проявления трансцендентной (потусторонней) закономерности или судьбы; - идеалистическая философия истории. Сторонники этого подхода полагают, что историческая деятельность людей оказывается исключительно воплощением тех или иных идей; - натуралистическая философия истории рассматривает движущей силой истории естественные потребности человека, обусловленные его природой; - материалистическая философия истории утверждает, что в историческом развитии определяющую роль играют материальные (прежде всего экономические) отношения. Важнейшими проблемами философии истории являются понимание цели, смысла и движущих сил исторического процесса, специфики исторических законов, принципов периодизации всемирной истории, особенностей исторического познания и т. д. Центральной проблемой философии истории является развитие мировой истории человечества в аспекте её цивилизационного многообразия. 2. Понимание закономерного характера исторического процесса привело к появлению двух подходов в объяснении исторического развития: линейно-стадиального и цивилизационного. В рамках первого подхода развитие человечества понимается как движение в общем направлении по восходящей линии с прохождением определённых периодов – стадий. В рамках цивилизационного подхода история человечества рассматривается как существование определённых, достаточно замкнутых исторических общностей – цивилизаций, которые подчиняются собственной логике развития от зарождения до распада, т. е. в пределах своего исторического цикла. В линейно-стадиальном подходе можно выделить формационную и стадиально-технологическую модели исторического развития. Формационная модель всемирной истории была разработана К. Марксом. В рамках этой модели историческое развитие предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций, каждая из которых связана с предыдущей формацией и определяет последующую. Согласно формационной модели человечество движется от одной формации к другой, более высокой и, таким образом, поднимается по лестнице прогресса. Общественно-экономическая формация представляет собой систему взаимосвязанных общественных отношений на определённой ступени исторического развития. Введение понятия «общественно-экономи-ческой формации» для изучения исторического развития позволило: 1) выявить объективный критерий для выделения повторяющегося в истории, что дало возможность рассмотреть всемирную историю как единый процесс; 2) понять историю как закономерный процесс, решив тем самым проблему преемственности в историческом развитии. Решающую роль в историческом развитии, согласно формационной модели, играют экономические отношения, выступающие базисом формации, определяющим надстройку общества, то есть, господствующие взгляды, идеи, настроения и соответствующие им общественные организации. Базис порождает соответствующую ему надстройку и оказывает постоянное определяющее влияние на её функционирование. Однако эти теоретические положения вступили в противоречие с исторической практикой. Во-первых, не все элементы общественной жизни (например, наука) могут быть выражены в понятиях «базис» и «надстройка». Во-вторых, логика функционирования и развития таких форм духовной жизни, как религия и философия, однозначно не определяется соответствующим базисом. Связь между материальной и духовной сторонами общественной жизни, безусловно, есть, но выражать её только по линии связи между базисом и надстройкой было бы упрощением. Таким образом, формационная модель оказалась ограниченной в своих возможностях объяснения истории, поскольку она акцентирует внимание только на экономической стороне жизни общества. В действительности не только эта сторона определяет ход исторического процесса. Развитие истории – это всегда взаимодействие различных факторов: социально-экономических, политических, религиозных, психологических и т. д. Всё это поставило под сомнение универсальность формационной модели в изучении всемирной истории. Авторами стадиально-технологической модели исторического развития явились западные философы и учёные XX века: О. Тоффлер, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл и др. В этой модели определяющую роль в историческом развитии играет техника и технология. Сторонники этой модели утверждают, что научно-технические достижения через изменение технологии ведут к радикальному изменению культуры и общественной жизни. Так, О. Тоффлер выделяет три стадии в мировом историческом процессе: · традиционное или аграрное общество – оно складывается с началом аграрной революции, которая ознаменовала переход человечества от собирательства, приспособительного характера отношения к природе, к земледелию и скотоводству, к производственной деятельности; · индустриальное общество – оно появилось в Западной Европе примерно 300 лет назад под влиянием промышленной революции; · постиндустриальное общество – оно складывается в конце ХХ в. и связано с процессами информатизации и компьютеризации в общественной жизни. Американский социолог У. Ростоу выделяет пять стадий исторического развития, начиная с традиционного общества и заканчивая эрой «высокого массового потребления», важнейшей чертой которой является значительный рост сферы услуг и производства товаров потребления и превращения их в основной сектор экономики. В целом стадиально-технологическая модель имеет те же недостатки, что и формационная модель, к тому же идеология стадиально-технологической модели бездуховна, так как ведёт к потребительскому отношению к окружающей человека среде обитания. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы