Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общество. Основы философского анализа
Антагонизм (от греч. antagonizesthai – бороться друг с другом) – противоречие, характеризующееся непримиримой борьбой враждебных сил, тенденций. Биологический детерминизм (лат. determino – определяю) – общее название теорий второй пол. XIX в., объединённых идеей доминирования биологического, природного начала в общественном развитии (например, социальный дарвинизм, рассматривающий принципы естественного отбора и борьбы за существование в качестве определяющих факторов общественного развития, что приводит к рассмотрению социальных конфликтов как естественных, вечных и неустранимых). Брак – юридически оформленные отношения между мужчиной и женщиной. Власть – право и возможность распоряжаться кем - чем-либо, подчинять своей воле. Географический детерминизм – теория об определяющей роли природных и, прежде всего, географических условий в развитии общества. Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной культуры. Основой государства является право. Гражданское общество – единство различных лиц, живущих в системе правового государства, где действует принцип защищённости прав человека. Детерминизм (от лат. determinо – определяю) – учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех происходящих в мире процессов и явлений, включая процессы человеческой жизни. Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений. Законы развития общества – объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития. Идеология (греч. – учение об идеях) – совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность. Идеология включает философские, политические, эстетические и др. идеи. Имманентный (лат. immanens – свойственный, присущий) – пребывающий внутри, присущий природе самого предмета, внутренний. Индивидуальное сознание (от лат. individuume – нерасчленимое) – совокупность эмоций, чувств, мыслей, воли, памяти, характеризующих психику отдельного человека. Индетерминизм – философское учение и методологическая позиция, которые отрицают объективность причинно-следственной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический детерминизм). Интеграция (от лат. integer – полный, цельный, ненарушенный) – процесс, имеющий своим результатом целостность; объединение, соединение, восстановление единства. Информационное общество – концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Выдвигается проект «глобальной электронной цивилизации» на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики – «телекомпьютер-энергетики» (Дж. Палтон). Искусство – термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений; или профессиональная сфера человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах; эстетическое освоение мира. Историзм – принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями. История – общественная память человечества; временная последовательность мировых событий, а также запись в форме обычного временного следования (то есть в форме хроники) одного события за другим. Касты (португ. casta – род, поколение, от лат. – castus – чистый) – группы людей, занимающие определённое место в социальной иерархии, связанные традиционным родом деятельности и ограниченные в общении с другими группами; это – замкнутый класс, членом которого становятся в силу рождения. Класс – в социологии – наследственные прочные образования, подчиняющие или подчинённые, положение индивидов в которых определяется, как правило, правом рождения. Классы (общественные) – это группы людей, различающихся по их месту в системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда. Конфликт (от лат. conflictus) – социальный процесс, в котором индивид или группа стремятся к достижению собственных целей путём устранения или подчинения себе другого индивида или группы, стремящихся к аналогичным целям. Конформный (от лат. conformis – сходный) – подобный, согласный; конформистом (в осуждающем смысле) называют того, кто некритически присоединяется к суждениям, господствующим в его кругах. Культура (от лат. cultura – возделывание, обработка) – творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания. Культурологическая концепция – концепция общественного развития, согласно которой всемирно-исторический процесс представляет собой совокупность различных типов культур с характерной для каждого из них системой ценностей. Завершая свой цикл (приблизительно тысяча лет), культура умирает и переходит в состояние цивилизации – духовные начала вытесняются материальными, технико-экономическими. Представители – Н. Данилевский, О. Шпенглер и др. Массовая культура – культура, рассчитанная на среднего потребителя, обращённая не к личности, а к массе, толпе. Эта разновидность культуры в значительной степени лишена как нравственного, так и эстетического стержня. Монархия (греч. monarchia – единовластие) – форма правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному наследственному правителю, а также государство во главе с таким правителем. Народ – культурная общность людей, связанная одинаковым происхождением и языком, являющаяся подлинным и единственным носителем культуры, способная сообща участвовать в решении задач общественного развития. Национализм – система политических идей, идеология, основанная на признании индивидуальности и особенности собственной нации в качестве наивысшей ценности. Национальное самосознание – чувство собственного осознания духовного единства своего народа, его культурного своеобразия – обычаев, традиций, верований. Нация (от лат. natio – народ, племя) – исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. Нацию могут образовывать несколько народов или части различных народов (например, Великобритания, Швейцария). Общественная идеология (греч. – учение об идеях) – теоретический уровень общественного сознания, представляющий собой систему взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию, общество. Общественная психология – обыденный уровень общественного сознания, представляющий собой совокупность умонастроений, взглядов, оценок, эмоций, переживаний различных социальных и исторических общностей людей, этносов, народностей, наций. Общественное мнение – способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям общественной жизни, выражающее их мысли и чувства, осуждение или одобрение каких-либо явлений, входящих в компетенцию общественности. Общественное сознание – совокупность воззрений людей на явления природы и социальную реальность, выраженная в созданных обществом естественном или искусственном языках, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом. Включает в себя политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное, философское сознание. Общество – объединение людей в группы на основе целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, общих интересов. Это качественно новая материальная система, развивающаяся по своим собственным закономерностям. Общность – естественная (органическая) совместная жизнь группы людей, связанных одинаковым происхождением, общим языком, сходными взглядами, общей судьбой и устремлениями (семья, народ). Объективный фактор истории – независящие от сознания и воли людей условия, обусловливающие характер и способ их деятельности, направление и формы социальной активности. К таким условиям относятся: орудия и средства труда, навыки общественного производства, традиции, верования, система общественных отношений, социальные институты, формы власти и т.д., то есть определённый уровень развития производства и общественных отношений. Олигархия (от греч. oligarchia – власть немногих) – господство небольшого круга лиц, родов, семей и групп, захвативших власть. Согласно Аристотелю, олигархия является результатом искажения аристократической формы правления. Политика (от греч. politike – искусство управления государством) – согласно Платону и Аристотелю, единая наука об обществе и городе-государстве (полисе). В современном понимании – это наука о задачах и целях государства, средствах, которые имеются в распоряжении или бывают необходимы для выполнения этих целей. Политическая идеология – совокупность идей, выражающих коренные интересы классов, наций и государств. Право – система правил поведения людей, которая устанавливается или санкционируется государством, имеет общеобязательный характер. Правовое регулирование – регулирование поведения людей с помощью системы законов. Правосознание – представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности; это правовые теории, правовая идеология. Прогресс (от лат. progressus) – поступательное движение; развитие в направлении к лучшему, высшему, более совершенному состоянию. Производительные силы – система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих взаимодействие между обществом и природой в процессе общественного производства; средства производства и люди, владеющие ими. Производственные отношения – совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. Раса (фр. rase, ит. razza) – исторически сложившиеся группы людей, объединённые общностью происхождения, выражающейся в общности наследственных, передаваемых потомству второстепенных физических особенностей (цвет кожи, глаз, волос, очертания головы, рост и т. п.); основные же черты физической организации человека (строение скелета, мышц, мозга и т. п.) одинаковы у людей всех рас. Основные человеческие расы – европеоидная, негроидная, монголоидная. Референдум (лат. referendum – то, что должно быть сообщено) – всенародное голосование по какому-либо важному вопросу государственной жизни. Семья – первичная ячейка общества, объединяющая супругов и их потомство. Её основными функциями являются поддержание биологической непрерывности общества и передача культурного наследия более широких общностей. Сознательность – нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей. Социальная структура – исторически сложившаяся, упорядоченная, относительно устойчивая система связей и отношений между различными элементами общества как целого: отдельными индивидами и социальными общностями людей (род, племя, народность, нация, семья), классами, социальными группами. Социальная философия – область философского знания, посвященная осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы и устанавливающая нормы общественной жизни в виде социального нормативного учения. Социология (от лат. societas – общество и греч. logos – учение) – учение об обществе как целостной системе и отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым. Способ производства – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. Субъективный фактор истории – влияние разнообразной деятельности субъекта истории (каковым являются массы, социальные группы и отдельные люди) на исторический процесс. Счастье – состояние полного, высшего удовлетворения, идеал, осуществить который стремятся путём разумного и совместного действия. Техника (от греч. techne – искусство, ремесло, мастерство) – система созданных средств и орудий производства, а также приёмы и операции, умение и искусство осуществления какого-либо трудового процесса. Тоталитаризм (от лат. totalis – целый, полный) – общественно-политический строй, который характеризуется всеобъемлющим «командным» вмешательством государства во все сферы жизни и деятельности общества и отдельных личностей. Формационная концепция – концепция общественного развития, разработанная К. Марксом. Согласно этой концепции всемирно-исторический процесс един и представляет собой восходящее (прогрессивное) движение человечества, которое проходит в своём развитии несколько стадий общественно-экономических формаций, основу каждой составляет способ производства материальных благ. Харизма (от греч. charisma – милость, божественный дар) – необыкновенно большие способности или исключительная одарённость, воспринимаемые как милость Божия. Цивилизационная концепция – концепция развития общества, согласно которой всемирно-исторический процесс представляет собой совокупность не связанных друг с другом качественно различных, уникальных этнических или исторических общественных образований – цивилизаций. Цивилизация (от лат. civis – гражданин) – следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к плановым, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создаёт важнейшую предпосылку культуры. В настоящее время цивилизация – это материальная культура, то есть, то, что даёт «комфорт», это – удобство, предоставляемое техникой. Эстетическое чувство – чувство наслаждения красотой.
Философия истории Философия истории – это раздел философии, проблематика которого связана с философским осмыслением исторического процесса и его оценкой. Линейно-стадиальный подход развитие человечества понимает как движение в общем направлении по восходящей линии с прохождением определённых периодов – стадий. Общественно-экономическая формация – система взаимосвязанных общественных отношений на определённой ступени исторического развития. Стадиально-технологическая модель – модель исторического развития, которая видит в технике и технологии определяющую роль в историческом развитии. Сторонники этой модели утверждают, что научно-технические достижения через изменение технологии ведут к радикальному изменению культуры и общественной жизни. Цивилизационный подход рассматривает историю человечества как существование определённых, достаточно замкнутых исторических общностей – цивилизаций, которые подчиняются собственной логике развития от зарождения до распада, т. е. в пределах своего исторического цикла. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы