Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ



 

1. Эволюция теории познания в истории философии.

2. Чувственная и логическая ступени познавательного процесса, их взаимосвязь.

3. Субъект и объект познания.

4. Практика как основа и источник познания.

5. Проблема истины в философии.

 

1. Проблема познания – одна из центральных философских проблем. Она занимает и учёных-экономистов, и физиков, и биологов и мн. др. Понятно, что учёных различных специальностей при исследовании механизмов познания интересуют разные аспекты. Но есть вопросы, с которыми так или иначе приходится сталкиваться всем. Они касаются общих закономерностей познавательного процесса. Каковы средства познания объекта? Как отделить более вероятное предположение от менее вероятного? Каким образом на основе отдельных фактов установить закономерность? Как применить её к частному случаю, как избежать ошибок? Ответы на эти вопросы даёт философия, которая разрабатывает общую теорию познания. Этот важнейший раздел философии называют гносеологией или эпистемологией.

Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, то есть это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Подавляющее большинство философов и учёных утвердительно решали вопрос о познаваемости мира. Мир, конструктивная реальность доступны познанию. Хотя различные философские течения по-разному представляли механизм процесса познания.

Здесь уместно рассмотреть, что такое агностицизм (от греческого аgnostos – непознаваемый). Агностицизм – течение в философии, представители которого отрицают возможность сущностного познания объективного мира. В целом при характеристике агностицизма необходимо учитывать следующее: во-первых, его нельзя рассматривать как концепцию, отрицающую сам факт существования познания. Речь идёт о возможностях познания, о том, что представляет собой познание по отношению к реальной действительности. Во-вторых, агностицизм смог выявить некоторые реальные трудности процесса познания, которые и в настоящее время не разрешены. Это, в частности, неисчерпаемость, невозможность полного познания вечно изменяющегося бытия, субъективное преломление мира в органах чувств человека и т. д.

Познание и его изучение не есть нечто неизменное, раз и навсегда данное. На каждом этапе своего развития знание представляет собой синтез эволюции человечества и истории познания, общий суммарный итог всей человеческой деятельности – и теоретической, и чувственно-предметной, практической.

В античной философии были сформулированы глубокие идеи о соотношении знания и мнения, истины и заблуждения, о диалектике как методе познания и др. Для античной философии и гносеологии были характерны целостность взглядов на мир, отсутствие чисто аналитического, абстрактного, метафизического расчленения природы. Природа рассматривалась в универсальном единстве всех её сторон, во всеобщей связи и развитии явлений. Однако эта развивающаяся целостность была результатом непосредственного восприятия, а не развитого теоретического мышления.

В средневековой философии вопрос о путях и методах познания обсуждался в полемике номиналистов и реалистов.

Эпоха Возрождения подготовила почву для значительного шага в развитии теории познания, который был сделан европейской философией (XVII-XVIII вв.), где гносеологическая проблематика заняла центральное место. Ф. Бэкон считал, что науки, изучающие познание, мышление, являются ключом ко всем остальным. Он разработал эмпирический метод познания, основанный на индуктивных умозаключениях. Индуктивной методологии Бэкона был противопоставлен рационалистический метод как единство дедукции и индукции, разработанный Декартом, который стал подлинным основателем европейского рационализма.

Основоположник немецкой классической философии Кант впервые попытался связать проблемы гносеологии с исследованием исторических форм деятельности людей: объект как таковой существует лишь в формах деятельности субъекта. Вопрос об источниках и границах познания Кант сформулировал как основной для гносеологии вопрос.

Гегель обосновал процессуальный характер истины, включил практику в рассмотрение гносеологических проблем.

Фейербах выдвинул на первый план опыт как основной источник знания, подчеркнул взаимосвязь в познавательном процессе чувственного познания и мышления, высказал мысль об общественной природе мышления, полагая, что именно человек является исходным принципом гносеологии.

Вместе с тем, для Фейербаха как для многих других мыслителей ХVII-XIX вв. (Бэкона, Гоббса, Локка, Гольбаха, Спинозы, Чернышевского и др.) были характерны ограниченные представления в понимании познания: созерцательность, механистичность, непонимание диалектического характера познания, его процессуальности, активной роли субъекта.

В дальнейшем в эволюционной эпистемологии и гносеологии процесс познания рассматривался не как зеркальное отражение, а как сложный эволюционный процесс активного адаптационного взаимодействия познающего субъекта с действительностью, который осуществляется им в ходе общественной практики.

В современной западной философии гносеологические проблемы находят своё выражение в стремлении к синтезу наиболее плодотворных концепций, соединяющих в себе идеи различных школ. Удельный вес исследований в основном ориентирован на науку – постпозитивизм, аналитическая философия, структурализм. Это так называемые сциентистские течения. Некоторые философы Запада и Востока (в том числе России) ориентированы на вненаучные формы отношения человека к миру, получившие название антисциентизма. Таковыми считаются экзистенциализм, философская антропология, различные философско-религиозные направления.

Развитие гносеологических представлений конца ХХ – начала ХХI в. определяется тем, что оно происходит в условиях информационного общества. Для этого исторического этапа характерны следующие особенности: изменение объектов исследования (ими всё чаще становятся целостные, саморазвивающиеся системы), методологический плюрализм, преодоление разрыва между объектом и субъектом познания, соединение объективного мира и мира человека, синергетические и логико-системные принципы.

Теория познания – открытая, динамичная, самообновляющаяся, развивающаяся система. В разработке своих проблем она опирается на данные всех форм теоретической и практической деятельности.

2. Познание – это активная, целенаправленная деятельность человека по получению, хранению, переработке и систематизации знаний о реальности.

Условно можно выделить две ступени познания: чувственную и логическую. Для чувственной ступени познания характерны такие элементы, как ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов органами чувств человека в процессе непосредственного взаимодействия. Ощущения бывают контактные, дистантные, внешние, внутренние. Ощущение как образ объекта – не только следствие функционирования органов чувств, но и результат активного взаимодействия человека с многочисленными объектами. На основании этого можно сделать вывод: наличие органов чувств – необходимое условие познания, но правильного знания без активной деятельности человека они не дадут.

Рассматривая ощущение как образ объективного мира, мы не исключаем возможных недостатков чувственных образов. Органы чувств способны не только «отражать» свойства предметов, но и искажать их. Известны, например, так называемые, оптические иллюзии. Психология, изучая восприятие как психический процесс, выявляет множество подобных примеров. Как убедиться в правильном, адекватном восприятии? Можно измерить, взвесить и т. п.

Хотя ощущения являются первоначальными источниками информации о внешнем мире, однако они доставляют сведения лишь об отдельных, не связанных между собой, внешних воздействиях, в то время как в мире всё взаимосвязано. Поэтому определённый вкус, цвет, запах, форма объединяются в сознании человека в целостный чувственный образ.

Восприятие – это целостный, чувственный образ предмета, формируемый при непосредственном взаимодействии человека с предметом благодаря активному отношению человека к миру. На ступени восприятия доля рационального мышления значительно увеличена. Человек выбирает те сигналы, которые для него важны, активно препарирует мир соответственно своему опыту и целям.

Объединение различных ощущений в восприятии происходит в результате синтезирующей деятельности головного мозга. Характер восприятия определяется не только свойствами воспринимаемого объекта, но и рядом других факторов, прежде всего таких, как интерес и цель человека, его предыдущий опыт, профессия, уровень образования и т. п. Следовательно, благодаря восприятию из всего многообразия внешних характеристик предметов человек может выделить те, которые представляют для него наибольший интерес. Выбирая из внешних воздействий только некоторые, сосредоточивая на них внимание, он способен действовать целесообразнее. Поэтому восприятия человека нельзя считать только результатом его биологического развития, следствием работы органов чувств и мозга. Поскольку человек есть существо социальное, то его восприятия являются продуктом общественного развития, отражают деятельность человека, его положение в обществе.

Чувственный образ может возникнуть не только в случае непосредственного воздействия предмета на органы чувств.

Представление – обобщённый образ предмета или явления, возникающий в сознании без непосредственного чувственного контакта с познаваемым. Представление является источником воображения и фантазии, связкой между чувственным и рациональным познанием.

Представление оказывается возможным потому, что в мозгу остаются следы прошлых восприятий, действует механизм памяти. Обычно память закрепляет в сознании всё повторяющееся, важное, отсеивая несущественное. Поскольку прошлые восприятия суммируются, обобщаются в едином образе, прежний опыт становится путеводителем в новых ситуациях.

Характер представлений зависит от образа жизни людей, предыдущего опыта в гораздо большей степени, чем характер восприятия. Но в представлении обнаруживается ещё одно свойство. Человек может вообразить себе и такие вещи, которые он не воспринимал раньше. Даже более того, человек может представить то, что вообще не существует.

Cодержательно представление беднее, чем восприятие. С другой стороны, в нём уже имеется элемент обобщения, то есть в представлении мы выходим за рамки единичного, выделяем общее и оперируем им в своем мышлении, действиях. Доля рационального в представлении гораздо выше.

Специфика чувственного познания состоит в том, что оно непосредственно связывает нас с внешним миром, раскрывая его проявления, фиксируя конкретные свойства.

Однако задачей процесса познания является изучение не столько внешней стороны явления, сколько раскрытие существенного, выявление закономерностей. Это становится возможным благодаря тому, что человек обладает логической, рациональной, абстрактной формами познания. Мышление перерабатывает данные чувственного познания, рождая нечто новое, – то, что не дано в чувственности.

В процессе перехода от чувственной ступени познания к абстрактной (от латинского – отвлечение) осуществляется понимание, выявление существенного в предмете. Элемент отвлечения содержится уже на чувственной ступени познания.

Известно, что многие явления нельзя представить наглядно. Скорость света, равную 300 км/с, храбрость, силу, красоту мы можем понять, дать определение. А как представить всё это в виде конкретных предметов?

Конкретные формы рационального логического мышления – это понятия, суждения, умозаключения.

Полученные сведения люди выражают в словах и при помощи речи передают друг другу.

Понятие – это форма мысли, при помощи которой человек фиксирует совокупность существенных свойств предметов, позволяющих отличать эти предметы от остальных.

Система понятий нужна человеку для координации его действий с другими людьми. Понятия образуются на основе совместной практической деятельности людей и ради этой деятельности. В понятиях отражено не то, что бросается в глаза отдельному человеку, но то, что интересно и важно для коллектива, общества в целом. Благодаря понятиям мы можем передать конкретное знание об объекте любому человеку, даже никогда не воспринимавшему его.

Главное преимущество абстрактных понятий в том, что они приводят к обнаружению закономерностей. Знание этих закономерностей имеет в жизни и практике людей гораздо большее значение, чем индивидуальный опыт, фиксирующий множество разнообразных, иногда неповторимых, ситуаций. Любое правило полезнее, чем знание сотни примеров, за которыми человек не заметил правила.

Понятия о предмете не являются застывшими: они изменяются, уточняются, углубляются. Самые общие понятия в науке – категории. Для каждой науки характерна своя система понятий. Выработка научных категорий – это сложный процесс. Каждое новое понятие обязательно должно войти в систему тех понятий, которыми оперирует данная наука.

На базе понятий возникает следующая форма абстрактного мышления – суждение. Суждение – это такая мысль о предмете, в которой что-либо утверждается или отрицается. По своей форме суждение представляет собой связь между понятиями. В форме суждений выражается всё наше знание. Роль суждений состоит ещё и в том, что на их основе образуется умозаключение.

Мышление – это не просто смена одних суждений другими. Когда человек мыслит, рассуждает, его мысли соединены так, что одна мысль выводится из другой. Процесс выведения из двух или нескольких суждений нового знания и есть умозаключение.

Благодаря способности к умозаключению мы расширяем наши знания, из уже имеющихся получаем новые.

Понятие, суждение и умозаключение взаимосвязаны в процессе абстрактного мышления. Это проявляется в том, что, образуя общую основу суждений и умозаключений, понятия могут выступать в качестве их продукта.

Специфика рационального мышления состоит в обобщённом, опосредованном отражении действительности, в котором велика роль абстракции; на этой ступени мы имеем возможность получать теоретическое знание, а это позволяет устанавливать закономерности, объяснять факты, предсказывать возможности различных систем, активно преобразовывать действительность; в-третьих, отличительной особенностью мышления является и то, что с его помощью не только фиксируются связи и отношения настоящего и прошлого, но и конструируется будущее. В этом конструировании проявляется творческая активность сознания, которая является существенным признаком познавательной человеческой деятельности.

Чувственное и рациональное познание находятся в единстве, не существуя одно без другого. В истории философии и гносеологии были мыслители, которые указывали на доминирующую роль либо чувственного, либо логического познания. Сенсуалисты преувеличивали роль чувственной формы познания и принижали логическое мышление. Рационалисты умаляли роль ощущений и восприятий, рассматривая мышление как основной источник познания.

В реальном процессе познания логическое мышление в отрыве от чувственного восприятия невозможно; из него оно исходит и на любом уровне абстрагирования заключает его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей. Вместе с тем, чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности.

3. Познание – это процесс взаимодействия субъекта и объекта. Субъект познания – тот, кто познаёт. Это социальный, деятельный человек на данном конкретном этапе его исторического развития. Общество также можно рассматривать как субъект познания, поскольку все знания, которые накапливает человек, входят в общественное, объективированное духовное. Поэтому субъектом в конечном итоге является всё социальное целое – то есть человечество. В его историческом развитии выделяются менее крупные общности – отдельные народы. Каждый народ, создавая нормы, ценности, идеалы, закреплённые в его культуре, выступает как субъект познавательной деятельности.

В обществе имеются группы индивидов, специальным занятием которых является научная деятельность. В этом случае субъектом выступает сообщество учёных, в нём выделяются отдельные индивиды, наиболее талантливые и одарённые.

То, на что направлено познание, составляет объект познания.

Объект познания – это явление, выделенное человеком и вошедшее в сферу его познавательной деятельности. Сам человек и общество тоже могут быть объектами познания. О субъекте и уровне его развития можно судить по тому, что является объектом его интересов. И субъект познания, и объект носят общественный характер и зависят от практической деятельности человека. Фактически мы познаем субъект-объектное взаимодействие.

В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом понимают реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет – это конкретные аспекты, на которые направлено изучение. Например, человек является объектом изучения многих наук – биологии, медицины, психологии, философии и т. д. Однако каждая из них имеет свой предмет исследования: психология изучает поведение человека, тип его темперамента, медицина ищет пути предотвращения заболеваний и способы лечения болезней и т. д.

В социальном познании усложняется связь субъекта и объекта познания, так как человек, общество являются одновременно и субъектом и объектом познания. (Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в теме «Общество. Основы философского анализа»).

4. Человек – не пассивное существо. Он активно воздействует на окружающие его вещи, их свойства, приспосабливая к своим потребностям. Этот процесс воздействия и преобразования человек осуществляет в ходе практической деятельности.

Практика – чувственно-предметная, материальная деятельность людей, направленная на изменение условий их существования. В практике человек творит себя и свою историю.

Здесь речь идёт не только о деятельности отдельного человека, но и о совокупном опыте всего человечества. Практическая деятельность носит общественный характер. Она включает в себя такие моменты, как потребность, цель, мотив, предмет, на который направлена деятельность, результат деятельности.

Общественная практика находится в единстве с познавательной деятельностью. По отношению к познанию практика является: во-первых, источником, основой познания, даёт ему необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке; во-вторых, сферой применения знаний. Научные знания имеют смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь. В-третьих, практика служит критерием, мерилом истинности результатов познания.

К практике относятся:

· Материальное производство (например, зданий, машин, продуктов, одежды, книг, картин, фильмов).

· Духовное производство (например, деятельность архитектора, конструктора, инженера-изобретателя, писателя, режиссера, художника, преподавателя).

· Экономическая и управленческая деятельность, участие в отношениях собственности (обмен, распределение, потребление, организация различных форм деятельности).

· Семейно-бытовая, общественно-политическая (скажем, участие в выборах), спортивная деятельность. Труд, отдых, быт, рождение и воспитание детей, вся деятельность, направленная на физическое и интеллектуальное воспроизводство человечества, – всё это практика, понимаемая в самом широком смысле.

Существует и научная практика, включающая в себя естественнонаучный и социальный эксперименты.

Практика является побуждающим стимулом и источником познания, движущей силой и целью познания, критерием истины, то есть она пронизывает все ступени познания. Теория, в свою очередь, активно использует данные практики, творчески перерабатывает эмпирический материал, открывая новые пути для развития практики.

5. Одной из основных целей процесса познания является получение знания, верного, истинного, адекватно отражающего исследуемый объект. Проблема истины – центральная в теории познания. Возникнув на ранних этапах развития философии, она остаётся актуальной по сей день.

В современной философии выделяются такие концепции истины, как корреспондентная, когерентная и прагматическая.

Первая концепция истины (ее называют классической) была сформулирована Аристотелем. Мыслитель полагал, что истина – это знание, в котором содержится верное суждение о действительности, и рассматривал истину как соответствие (корреспонденцию) знания и действительности.

Знание выразимо в языке, то есть в отдельных предложениях (знание об отдельном факте) или теории (знание о фрагменте действительности).

Установление истины или заблуждения требует интерпретации. Отдельные высказывания приобретают смысл лишь в системе суждений. В этой связи говорят о когерентной концепции истины. Теория когерентной истины, авторство которой чаще всего приписывают Гегелю, предполагает, что знание организовано в некоторую целостную систему типа юридических законов, научной теории или философской системы и означает внутреннюю согласованность всех частей этой целостности. Вся трудность состоит в том, как понимать и проверять эту согласованность. Для стройных систем знания, наподобие математических, физических или логических теорий, согласованность означает их непротиворечивость. Для сложных систем знания, таких как философия Платона или Гегеля, обнаружить согласованность всех их частей непросто. Эта сложность связана с неоднозначностью философских понятий, неочевидностью и непроверяемостью исходных положений философии, различными типами объяснений, обоснований и аргументаций, убедительных для одной философской школы и неприемлемых для других школ и т. д.

Прагматизм полагает истинным то, что полезно. Прагматическая теория истины, имеющая много версий, была впервые высказана американским философом Пирсом и сформулирована его соотечественником Джемсом: любые знания, гипотезы, верования истинны, если из них можно извлечь полезные (выгодные) для материальной или духовной жизни людей следствия. Эта теория содержит много интеллектуальных трудностей. Не вполне ясно, что означает «полезное», поскольку одни и те же знания, гипотезы, верования для одних людей могут быть полезными, для других – нет. Найти же объективные критерии полезного невозможно, так как сама оценка полезного неразрывно связана с субъективным миром человека, его желаниями, идеалами, предпочтениями, возрастом, культурной средой обитания и т. д.

Следует согласиться с утверждением американского философа Н. Ришера, согласно которому указанные концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга, а следовательно, необходимо учитывать все эти концепции. Однако это не свидетельствует об их равнозначности во всех случаях жизни. Так, для математика на первом месте стоит когерентная концепция истины. Ему важно, чтобы суждения не противоречили друг другу, а составляли гармоничную целостность. Для физика важным будет то, чтобы его суждения вместе с их математическим сопровождением соответствовали миру физических явлений, поэтому он будет обращаться к концепции соответствия. Для техника, инженера большое значение имеет практика, поэтому первостепенное место будет отводиться прагматической концепции истины.

Заслуживает внимания диалектико-материалистическое понимание истины. Под истиной понимается такое содержание знаний, которое не зависит от человека, человечества. В целом объективность истины связывается со следующими положениями:

- источник знания – объективная реальность;

- качества субъекта сами по себе не определяют истинность утверждаемого суждения;

- вопросы истинности не решаются арифметическим большинством; истина субъективна по форме своего выражения, носителем её является человек, но она объективна по содержанию;

- истина есть процесс;

- истина всегда носит конкретный характер.

Постижение истины не происходит сразу и целиком, это сложный, противоречивый процесс перехода от незнания к знанию более глубокому, точному. Для характеристики процесса уточнения и углубления познания вводятся понятия абсолютной и относительной истины. Под абсолютной истиной понимается знание, по содержанию абсолютно совпадающее с отображаемым объектом. Относительная истина – это знание, достигаемое в конкретных исторических условиях познания и характеризующееся относительным соответствием своему объекту. В науке чаще приходится довольствоваться относительными истинами, то есть частично верными, приближенно и неполно соответствующими действительности. В реальном познании исследователь всегда ограничен рамками своей эпохи, техникой, логическим и математическим аппаратом.

В реальном процессе познания абсолютная и относительная истины не противостоят одна другой, а напротив, взаимосвязаны. Их взаимосвязь выражает процессуальный и динамичный характер достижения истины в науке. В реальном процессе познания путь к абсолютной истине проходит через познание ряда уточняющих, дополняющих и обогащающих друг друга относительных истин. В каждой относительной истине содержится элемент абсолютного знания, суммирование этих элементов, постепенное развитие познания дает всё более полное, глубокое отражение изучаемого объекта. (Примером этого может служить история развития научных взглядов на строение атома и мн. др.).

Важный аспект проблемы истины – её конкретность. Принцип конкретности истины требует определённой гносеологической культуры, учёта конкретных гносеологических предпосылок. Конкретность истины предполагает воспроизведение действительности в контексте реальной ситуации, постижение целостности предмета, учёта условия, места, времени осуществления гносеологического отношения в системе «субъект – объект». Суждения, верно отражающие объект в одних условиях, становятся ложными по отношению к тому же объекту в других условиях. Например, основные положения классической механики истинные применительно к макротелам, за пределами макромира свою истинность теряют.

Как показывает практика человеческого познания, неотъемлемым элементом поиска истины являются заблуждения. Заблуждение – это содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истину. Источником заблуждения могут быть погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному. Кроме того, заблуждения могут возникать в результате некорректной экстраполяции чужого опыта без учёта конкретной проблемной ситуации.

Таким образом, заблуждения имеют социальные, психологические и гносеологические основания.

Ложь является сознательным искажением образа объекта (познаваемой ситуации) в угоду конъюнктурным соображениям субъекта. В отличие от заблуждения, ложь является нравственно-правовым феноменом.

Вопрос о путях достижения истины тесно связан с вопросом о её критериях. Под критерием истины обычно понимают некоторый эталон или способ её проверки. Критерий истины должен удовлетворять одновременно двум условиям: 1) быть независимым от проверяющего субъекта; 2) быть каким-то образом связанным с знанием, чтобы подтверждать или опровергать это знание.

В качестве критерия истины таким условиям удовлетворяет практика. Она обладает достоинством объективности. Практика соединяет человека с объективной реальностью. Что бы ни думал человек о вещах, процессах, в ходе предметной деятельности он может заставить их измениться только согласно их собственной природе. В конечном счете практика позволяет сделать окончательный вывод об истинности того или иного положения.

Важную роль при определении истинности противоречащих друг другу теорий могут сыграть так называемые вторичные критерии. Таковыми принято считать принципы простоты и непротиворечивости теории, красоты и изящества, плодотворности и эффективности и др.

Принцип простоты предполагает, что в основу теории должно быть положено наименьшее количество независимых понятий, с тем чтобы получить остальные как следствие исходных. Простота не есть нечто абсолютное. Теория может быть проста с точки зрения количества общих идей и принципов, в другом отношении она может быть сложной, например, с точки зрения применяемого математического аппарата. Принцип простоты, как вторичный критерий, применяется в научном знании в единстве с другими критериями. При выборе любой теории предпочтение отдается той, которая более проста, экономична, непротиворечива. Вторичные критерии не заменяют основного – практику, а всего лишь дополняют его.

 

ЗАДАНИЯ

I. Ответьте на вопросы теста:

1. Течение в теории познания, представители которого отрицали возможность сущностного познания мира:

а – эмпиризм;

б – агностицизм;

в – скептицизм;

г – прагматизм.

2. Элементом рационального познания является:

а – представление;

б – образ;

в – понятие;

г – впечатление.

3. Течение, сторонники которого считают, что без данных органов чувств не было бы «пищи» для логического познания:

а – рационализм;

б – сенсуализм;

в – сциентизм;

г – структурализм.

II. Дайте определение понятиям:

1. Правильное, адекватное отражение окружающей действительности, –

2. Отражение отдельных внешних свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, –

3. Логический процесс выведения из двух или нескольких суждений нового знания о предмете, –

III. Контрольные вопросы по теме:

1. Каковы отличительные черты познавательного процесса в эпоху античности и средневековья?

2. Кто из мыслителей Нового времени занимался проблемой познания?

3. Что Вы знаете о смысле и роли интуиции в научном познании?

4. Какие концепции истины Вам известны? Охарактеризуйте их.

5. Каковы особенности познавательного процесса на современном этапе?

 

ТЕМА 13

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

1 Предмет философии науки. Основные черты научного познания.

2. Уровни и методы научного познания.

3. Позитивизм как философия науки. Модели развития науки.

 

1. Наука как важная часть человеческой культуры, несомненно, нуждается в осмыслении. Круг интересов учёных сконцентрирован на исследовании предметов и законов реальности, и в этот круг не входят мировоззренческие, культурные основания и установки самой науки. Поэтому исследованием науки занимаются не учёные, а философы.

К предмету философии науки можно отнести такие проблемы и вопросы:

· определение науки;

· причины появления науки;

· структура научного познания;

· формы, предмет, уровни и методы научного познания;

· специфика научного познания по сравнению с другими видами познания;

· наука как сфера общества (взаимодействие с религией, правом, философией, искусством, моралью, политикой);

· роль науки в общественном процессе;

· стили научного мышления;

· отношение «наука – власть»;

· закономерности развития науки;

· причины и механизм появления новых теорий;

· осмысление современного состояния науки;

· способы классификации наук (естественные и гуманитарные; опытные и теоретические; другие деления наук);

· нужен ли учёным этический кодекс;

· ответственность учёного за применение его открытий (эта проблема приобрела остроту в связи с созданием атомной бомбы, развитием генной инженерии).

Чтобы осмыслить феномен науки, надо прежде ответить на вопрос: что такое наука? Ответ на этот вопрос является определяющим для решения остальных вопросов, сформулированных в рамках философии науки.

Классическая наука возникла в XVII веке и была основана на открытиях Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона. До этого времени наука находилась в зачаточном состоянии, не выражалась в виде системы знания, а представляла собой лишь разрозненные научные знания о мире.

Наука – это сфера человеческой деятельности, имеющая своей целью рациональное постижение бытия, приобретение и проверку знаний о действительности, выявление закономерностей реального мира.

Науку можно рассматривать в трёх аспектах: как систему знаний (научных теорий); как познавательную деятельность учёных; как социальный институт.

Научное познание обладает следующими характерными признаками:

1) основная задача науки – выявлять законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты, что позволяет предвидеть возможные будущие изменения исследуемых объектов;

2) научное познание ориентировано на предметное и объектное исследование действительности; наука всегда видит только предмет, который живёт, функционирует и развивается по объективным законам;

3) в науке существуют специальные способы обоснования истинности знания (эксперимент и логическая выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана), поэтому научное знание является системным и обоснованным;

4) научное познание видит мир в идеализированном виде, то есть реконструирует реальность на основе научных абстракций (таких, как точка, пространство, система координат, траектория, вид, род, биогеоценоз и др. Например, реальное движение планет Солнечной системы учёные рассматривают в некой системе координат XYZ, планеты представляют в виде материальных точек, у которых есть заданная траектория, вектор движения и масса);

5) в рамках любой науки есть специальный язык, искусственно созданный учёными (например, алфавит математического языка – это переменные «a», «b», «x», «y» и знаки математических действий «=», «+», «–», а слова и предложения на основе этого языка – это формулы: «a+b=c», «(a-b) ≤ x»);

6) в науке создаются и разрабатываются специальные методы и средства исследования объектов (например, изготавливается аппаратура, позволяющая изучать новые типы объектов);

7) в процессе научного познания особенности личности учёного не включаются в состав порождаемого им знания (что можно сказать о личности Ньютона, судя по открытым им законам? );

8) в науке необходима особая подготовка учёного: он должен освоить систему ценностей и установок научного познания. Это установки на поиск истины, постоянный рост знания и стремление к новизне в науке.

2. Научное познание имеет два уровня: эмпирический (от греч. empeiria – опыт) и теоретический. На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, которое опирается на данные органов чувств. Основные формы чувственного познания – это ощущение, восприятие и представление. На теоретическом уровне доминирует рациональное (от лат. ratio – рассудок) познание, которое опирается на логику, мышление и не предусматривает непосредственный чувственный контакт с объектами. Основные формы рационального познания – это понятие, суждение и умозаключение.

На обоих уровнях познания работают общелогические методы:

1) анализ – мысленное расчленение исследуемого явления на более простые и ясные составляющие;

2) синтез – соединение разрозненных фактов об изучаемом объекте в целостное представление о нём;

3) индукция – процедура логического выведения нового знания об объекте на основе обобщения имеющихся фактов;

4) дедукция – процедура выведения нового уточняющего знания из уже имеющегося теоретического знания.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 3788; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.111 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь