Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия Нового времени и Просвещения
Атеизм (греч. atheon – безбожие) – система воззрений, отвергающая всю совокупность религиозных представлений и в частности – бытие Бога. Гедонизм (греч. hedon – наслаждение) – этическое учение, признающее целью жизни и высшим благом наслаждение, определяющее добро как то, что приносит наслаждение, а зло – как то, что влечёт за собой страдание. Географический детерминизм (лат. determinare – определять) – учение, приписывающее определённую роль в развитии народов их географическому положению и природным условиям. Эти идеи разрабатывал Монтескьё. Дедукция (от лат. deductio – выведение) – метод познания, который представляет собой объединение общих и частных высказываний с целью получения логическим путём нового частного знания, то есть, это движение мысли от общего к частному. Деизм (лат. deus – бог) – религиозно-философское учение, признающее Бога творцом, но отвергающее его участие в жизни природы и общества. Доктрина (от лат. doctrina – учение) – учение, научная или философская теория, система. Естественное право – понятие, обозначающее представление о существовании неизменных принципов социальной регуляции, следующих из структуры миропорядка, природы общества и природы человека, не зависящих от конкретных социально-политических условий. Идея естественного права использовалась философами-просветителями для критики существующего сословно-монархи-ческого строя. Индукция ( от лат. inductio – наведение) – форма умозаключения, определяющая логический переход от знания об отдельных явлениях (фактах) к выводу об общем положении вещей. Интуиция (от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) – чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на предшествующем опыте; способность как бы внезапно угадывать истину. Метод «картезианского сомнения» – метод познания Р. Декарта, подвергающий сомнению и критике все явления мира, которые для разума неочевидны и неясны. Монада (от греч. monas – единица) – понятие, используемое в ряде философских систем для обозначения элементов бытия; единица, простая неделимая субстанция. Народный суверенитет – концепция, согласно которой источником и конечным обладателем всякой власти является народ. Общественный договор – теория, объясняющая возникновение государства переходом людей от естественного состояния разрозненных индивидов к социально-государственному, гражданскому состоянию через взаимное ограничение и перенесение прав друг на друга в договоре. Равенство социальное – характеристика общественного состояния, при котором все члены общества равны перед законом и обладают одинаковыми политическими правами. Рационализм ( от лат. ratio – разум) – концепция теории познания, провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания. Рационализм противостоял эмпиризму и сенсуализму. Сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение) – течение в теории познания, считающее чувственность основой, фундаментом, приоритетной формой познания. Сциентизм (от лат. scientia – наука) – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как высшей культурной ценности. Эмпиризм ( от греч. emperia – опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.
Немецкая классическая философия Абсолютная идея – в философии Гегеля первооснова реальности, безличная объективная, разумная творческая сила, деятельное начало, активность которого направлена на самопознание. Абсолютный дух – в философии Гегеля третья и последняя, высшая стадия становления абсолютной идеи, на которой она преодолевает отчуждение и достигает самопознания, реализуемого в формах искусства, религии и философии. Антропологический материализм – материализм, в центре внимания которого находится не отвлечённое понятие материи, а человек как психофизическое единство души и тела. Априори (от лат. a priori – от предшествующего) – знание, предшествующее опыту и не зависимое от него, в противоположность апостериори – знанию, получаемому из опыта. Диалектическая триада – вещь в себе, в философии Гегеля алгоритм «тезис – антитезис – синтез», то есть утверждение, отрицание и отрицание отрицания (снятие противоречия с сохранением его содержательных моментов), которым описывается внутренняя структура процесса развития, то есть это – сущность, в отличие от вещи для нас – явления. Императивность (от лат. imperativus – повелительный) – общезначимое нравственное предписание; правило, выражающее объективное принуждение поступать так, а не иначе. Категории (от греч. kategorein – высказывать) – формы рассудка, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления (единство, множество, цельность, реальность, причинность, необходимость и др.). Категорический императив – безусловная, всеобщая, обязательная, абсолютная нравственная норма, внутренний долг, следовать которому обязан любой человек. Содержание категорического императива в философии Канта сводится к тому, что человек должен поступать лишь согласно тем правилам, которые могут стать всеобщим законом, при этом к другому человеку следует относиться как к цели, а не как к средству. Максима (от лат. propositio maxima – высший принцип) – всеобщее жизненное правило, субъективный принцип, по Канту. «Не-Я» – категория, введенная немецким философом Фихте для обозначения внешнего по отношению к сознанию человека, мира. Категория «не-Я» обнаруживает иное состояние сознания, когда его активность не сосредоточена на себе самом, а направлена на внешний мир. Ноумен (от греч. noumenon – объект мысли, разума) – непостижимая сущность вещи, по Канту, в противоположность феномену – явлению. Объективный дух – вторая стадия становления абсолютной идеи в философии Гегеля, отчужденно существующей в социальных институтах права, морали и нравственности. Отрицание отрицания – последняя, третья стадия развития в гегелевской диалектической триаде, с наступлением которой происходит преодоление двух первых стадий (утверждения, отрицания) и одновременно их объединение, синтез в новом, высшем качестве. Пространство и время – априорные формы чувственного восприятия мира, служащие для организации и систематизации бесчисленных чувственных впечатлений. Противоречие – в диалектической теории Гегеля единство взаимоисключающих и одновременно взаимодополняющих друг друга противоположностей, служащее источником движения и развития любой вещи в результате напряжения, возникающего во взаимоисключении. Рассудок – по Канту, априорная способность мыслить о предметах чувственного созерцания; познавательная способность человека, благодаря которой восприятие превращается в знание. Рассудок выполняет функцию подведения под понятия многообразия чувственного материала. Субъективный дух – в философии Гегеля этап становления отчуждённого существования абсолютной идеи в природе, первая стадия развития мирового духа, на которой возникает человек, обладающий сознанием. Трансцендентальный (от лат. transcendere – переступать, потусторонний) – относящийся к априорным условиям опыта, формальным предпосылкам познания; у Канта трансцендентальными являются априорные формы чувственности – пространство и время, категории рассудка – субстанция, причинность и т.д. Тождество – идентичность, одинаковость, полное совпадение чего-нибудь с чем-нибудь. Феномен (от греч. phainomenon – являющийся) – явление, данное в опыте, постигаемое при помощи чувств; Кант противопоставляет феномен ноумену – непостижимой сущности вещи.
Марксистская философия Гуманизм ( от лат. humanitas – человечность) – последняя стадия развития общества, по Марксу, эпоха подлинной истории, когда полностью преодолено отчуждение, а между людьми устанавливаются чисто человеческие отношения совместной деятельности. Коммунизм ( от лат. communis – общий) – стадия развития общества; такой экономический и общественный строй, который в требование равенства всех людей включает требование уничтожения частной собственности, экспроприацию средств производства и продуктов производства. Материалистическое понимание истории – концепция, согласно которой определяющим фактором общественного развития является производство материальных благ. Марксизм – экономическое, политическое и философское учение, разработанное К. Марксом и развитое его последователями. Основные моменты учения таковы: во-первых, капитализм внутренне нестабилен и склонен к экономическим кризисам; во-вторых, прибыль капиталистических предприятий возникает в результате эксплуатации рабочих, которые получают в виде заработной платы меньше, чем они производят; в-третьих, по мере развития капитализма рабочие всё больше и больше нищают, постепенно осознают необходимость свергнуть капитализм силой; в-четвёртых, общество, которое придет на смену капитализма, будет по своей экономической и политической организации социалистическим и демократическим. Общественное бытие – это материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие в процессе жизнедеятельности людей и имеющие объективную основу существования. Фундаментом общественного бытия является материальное производство, способ производства материальных благ. Общественное сознание –это духовная жизнь общества, целостная система взглядов, представлений и настроений, присущих данному обществу. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, основывающийся на определённом способе производства. Отчуждение – главная идея марксистской философии, суть которой состоит в расхождении между личностной сущностью человека и его фактическим существованием; человек отчуждён, когда деятельность, которой он занимается, сама по себе как процесс не соответствует его сущности, не приносит ему удовлетворения. Производительные силы – система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих взаимодействие между обществом и природой в процессе общественного производства; средства производства и люди, владеющие ими. Производственные отношения – совокупность материальных, экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. Пролетарии (лат. proletarii) – в Древнем Риме класс граждан, по бедности не способных платить налоги и освобождённых от военной службы. Служил обществу только тем, что производил потомство (proles). Со времени Маркса так называют неимущих рабочих. Способ производства – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений.
Русская философия Всеединство – принцип философии В.С. Соловьёва, предполагающий плодоносную тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального и иррационального типов философствования, единение западной и восточной культурных традиций. Всемирная церковь – категория в философии В.С. Соловьёва, означающая образованную в результате постепенного сближения общность людей, верующих в общечеловеческие религиозные идеалы: Благо, Красоту, свободу личности и в единого Бога. Западничество – течение русской общественной мысли, представители которого выступали за развитие России по пути прогресса, указанного странами Западной Европы, за преодоление в русской жизни элементов патриархального уклада. Сторонниками западничества были П.Я. Чаадаев, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, А.И. Герцен, Б.Н. Чичерин и др. Иосифляне – противники нестяжателей. Они считали, что монастыри должны приобретать собственность, чтобы быть могущественными, так как творить богоугодные дела без этого невозможно. Исихазм (греч. – покой, безмолвие, отрешённость) – течение, наиболее глубоко проявившееся в древнерусском искусстве. Сторонники его считали, что мир пронизан божественной энергией, которая открывается человеку через созерцание природы, с помощью молитв. Человек же – это богопознающее существо, микрокосмос, соединяющий душу и плоть, способность ощущать и общаться. Космизм – направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Мессианизм – черта русской философии, показывающая её пророческий характер, способность предвидения хода истории и предугадывания средств для контроля над ней и управления процессами социальной жизни. Москва – третий Рим – доктрина, разработанная Филофеем Псковским, в которой Московскому княжеству (царству) приписывалась роль спасителя христианского мира в его противоборстве с исламистским обществом. Народничество (60-80-е годы XIX в.) – направление в России, выросшее из учения А.И. Герцена о «русском», то есть крестьянском, социализме. Нестяжатели – религиозно-политическое учение на Руси в конце XV – начале XVII вв. Вождём нестяжателей стал Нил Сорский. Он считал, что монахи должны жить своим трудом. Главное их занятие – духовное самосовершенствование. Ноосфера (греч. nus – дух) – сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Теория ноосферы была подробно обоснована В.И. Вернадским. Путь Богочеловека – вариант жизненного пути человека, по Достоевскому Ф.М. – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Верный, праведный и спасительный путь для человека. Русская идея – национальный идеал русского народа, определяющий цели и задачи его исторического развития. Русский философский ренессанс – период развития русской философии, начинающийся в середине XIX века и оканчивающийся в 50-х годах ХХ-го. В этот период были разработаны философско-социальные концепции всеединства, философии хозяйства, свободы, ненасилия, исторической судьбы России и др. Славянофильство – одно из основных направлений религиозно-философской мысли середины и конца XIX века в России. Представители славянофильства: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др. – выступали с обоснованием самобытного пути исторического развития России, отличного от западноевропейского, утверждали приоритет православных ценностей. Соборность – принцип единения на основе любви к Богу. Понятие введено в философию А.С. Хомяковым. В дальнейшем разрабатывалось В.С. Соловьевым, С.Н. Трубецким, С.Л. Франком, С.Н. Булгаковым, П.А. Флоренским и др. София – многозначное понятие русской философии, разрабатывавшееся В.С. Соловьёвым, Е.Н. Трубецким, П.А. Флоренским, Л.П. Карсавиным и др. София – философски переосмысленное православное учение о Софии – Премудрости Божией, образ вечного женственного начала первооснов бытия. Толстовство – религиозно-философская доктрина, созданная Л.Н. Толстым. Суть её в том, что: 1) многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены (например, пышный церемониал, культы, иерархия); 2) Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть; 3) смысл жизни – самосовершенствование; 4) главное зло на Земле – насилие и смерть. Необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем, в основе поведения человека должно быть непротивление злу. Философия русского зарубежья – направление, которое возникло в различных иностранных государствах, где русские философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий после установления советской власти. (Представители – Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и др.). Человекобожество – по Достоевскому Ф.М., один из вариантов жизненного пути, по которому может идти человек. Путь человекобожества – это путь абсолютной свободы человека. Он отвергает всякие авторитеты, в том числе и Бога. Такой путь губителен и опасен для самого человека и для окружающих его людей.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1098; Нарушение авторского права страницы