Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предмет философии. Мировоззрение и его структура
Аксиология (от греч. axia – ценность и logos – учение) – философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия; или – учение о ценностях человеческой жизни, то есть о том, что имеет значение для человека. Антропология (философская антропология) (от греч. anthropos – человек и logos – учение) – наука о происхождении и эволюции человека; совокупность научных дисциплин, изучающих человечество на всех исторических этапах его развития. Антропоцентризм – философский мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включённостью в него человека как сознательно деятельностного фактора. Гносеология (от греч. gnosis – познание и logos – учение) – учение о познании, познавательной деятельности, чувственном и рациональном уровнях познания. Догматизм (от греч. dogma – мнение, учение, решение) – способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, положениями без учёта новых данных практики и науки, конкретных условий места и времени, то есть игнорирующий принцип творческого развития. Идеал (франц. ideal – образец) – образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений человека. Идеализм – философский взгляд на мир, который полагает, что в основе всего сущего лежит духовное начало – Бог, Логос, Мировой разум, Идея. История философии – учение о возникновении, становлении и развитии философского знания как мудрости. Картина мира – синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук даёт естественнонаучную картину мира, а общественных – социально-историческую картину действительности. Выделяют религиозную, научную, философскую картины мира. Категория (от греч. kategorein – высказывать) – предельно общее, фундаментальное философское понятие. Логика – наука о правильном мышлении, его законах и принципах, о формах рационального познания. Материализм – философский взгляд на мир, утверждающий, что в основе всего сущего лежит материальное начало. Метод (от греч. methodos – путь, исследование, прослеживание) – способ достижения определённой цели, совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности. Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, лежащих в основе общих представлений о мире, месте человека в нём, жизненных позициях, программах и нормах поведения людей. Мировосприятие – опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений. Мироощущение – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроения. Миропонимание – интеллектуальная сторона мировоззрения, где в освоении действительности доминирует рассудок, здравый смысл. Миф (от греч. mythos – предание, сказание) – способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. Мифология – способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития с помощью мифов. Онтология (от греч. ontos – сущее и logos – учение) – учение о бытии, выступающее базовым компонентом философской системы (наряду с гносеологией, антропологией и др.). Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – взгляд, позиция, предполагающая несколько или множество исходных оснований. Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества. Скептицизм (от греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий) – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнения в надёжности истины. Солипсизм (лат. solus – единственный и ipse – сам) – крайняя форма субъективного идеализма, признающая единственной реальностью субъективное «Я» и объявляющая всё остальное существующим только в его сознании. Сомнение – состояние неуверенности, нерешительность, колебание в том, что следует считать правильным или истинным. Социальная философия – учение об обществе, его сущностных характеристиках и закономерностях развития. Убеждение – уверенность в правоте, правильности своих взглядов. Философия (от греч. phileo – любовь и sofia – мудрость). Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира. Философия истории – раздел в составе философского знания, нацеленный на осмысление исторического процесса в целом и анализ методологических проблем исторического познания. Философия культуры – раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Философия науки – теория, исследующая возникновение и закономерности функционирования и развития науки, структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и развития знания. Философия политики – знание о наиболее общих основаниях и возможностях политики в различных её проявлениях, их причинах и следствиях, связях между собой и другими общественными явлениями и процессами. Философия права – теория, раскрывающая наиболее общие принципы бытия правовой реальности, взаимосвязи «системного мира» и повседневной реальности личности. Философия религии – раздел философии, исследующий веру как социальный феномен, роль и функции религии в обществе. Философия техники – раздел философии, основанный на комплексном системном анализе техники как социального феномена в историко-цивилизационном контексте. Философский метод – система наиболее общих приёмов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания. Эклектика (греч. eklekto – выбираю) – смешение различных, зачастую противоположных точек зрения, философских взглядов, теоретических посылок, политических оценок и т.п. Эпистемология (греч. episteme – знание, logos – учение) – философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Иногда отождествляется с гносеологией. Но если гносеология разворачивает свои представления вокруг оппозиции «субъект-объект», то для эпистемологии базовой является оппозиция «объект-знание». Эпистемологи исходят не из «гносеологического субъекта», осуществляющего познание, а из объективных структур самого знания. Основные эпистемологические проблемы: Как устроено знание? Каковы механизмы его объективации и реализации в научно-теоретической и практической деятельности? Какие бывают типы знаний? и др. Эстетика (от греч. aistheticos – чувствующий) – область философии, изучающая общие принципы образного постижения мира в процессе любой деятельности человека, прежде всего в искусстве; наука о прекрасном и безобразном, проявляющихся в жизнедеятельности людей, их отношениях к природе и между собой. Этика (греч. ethos – нравственный обычай, характер) – учение о морали, о добре и зле, всеобщих принципах совместной жизни людей. Античная философия Античность (от лат. аntiqutas – древность). Чаще употребляется для обозначения греко-римской древности (история и культура Древней Греции и Рима). Абсолют (от лат. absolutus – безусловный, безотносительный, совершенный) – понятие, обозначающее вечное, неизменное первоначало и определённое основание всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому обусловленному бытию. В философии – это абсолютная идея или материя, в религиях – это понимание Бога, в науке – истинное знание. Академия – от имени мифического героя Академа – философская идеалистическая школа, основанная Платоном (близ Афин). Академия противостояла античному материализму. Антропология (от греч. anthropos – человек и logos – понятие, учение) – совокупность научных дисциплин, изучающих человечество на всех исторических этапах его развития. Антропология фокусирует своё внимание на биологической и культурной дифференциации различных групп людей, а также на тех общих характеристиках, которые позволяют представить человечество как единое целое. Антропоцентризм (от греч. anthropos – человек и centrum – центр) – философский мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включённостью в него человека как сознательно-деятельного фактора или по-другому можно сказать – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Апатия (греч. apatheia – бесстрастие) – состояние безразличия. В этических учениях стоиков понимается как бесстрастность, душевная невозмутимость, когда чувства не мешают деятельности разума. Апейрон (а – отрицательная частица, peiron – предел, конец) – нечто бесконечное, беспредельное, синоним космической праматерии в терминологии Анаксимандра. Апория (от греч. a – отрицательная частица и poros – дорога, мост) – затруднение, трудная или неразрешимая проблема, связанная с возникновением противоречия, с наличием аргумента против очевидного, общепринятого. Архэ ( от греч. arche – начало) – термин древнегреческой философии, означающий принцип первоначала. Атараксия (от греч. atarakxia – невозмутимость) – состояние душевного покоя и невозмутимости, достигаемое мудрецом. Атомизм, атомистика (от греч. atomon – неделимое) – учение о дискретном, прерывном строении материи (из атомов и других микрочастиц). Первоначальная формулировка атомистики наиболее полно дана в философии Левкиппа, Демокрита, Эпикура и Лукреция. Бытие (от греч. ontos – сущее) – всё то, что существует. Термин введён Парменидом. В применении к обществу употребляется термин «общественное бытие». В структуре философского знания выступает предметом онтологии. Гилозоизм (от греч. hyle и zoon – вещество и животное, живое существо) – философское учение об универсальной одушевлённости материи. Гносеология (от греч. gnosis – познание и logos – учение) – теория познания – раздел философии, изучающий взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Демиург (от греч. demiurgos, дословно – мастер, ремесленник, в переносном смысле – создатель, творец) – в идеалистической философии Платона и мистике неоплатоников – Творец мира, создатель Вселенной, одно из определений божества. Демократия (от греч. demos – народ и kratos – сила, власть) – форма власти, характеризующаяся признанием свободы и равноправия граждан. Демократия возможна только в правовом государстве при сформировавшемся гражданском обществе. Диалектика (от греч. dialektika – искусство вести беседу) – теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении. Термин многозначен. В античности – это искусство в свободном диалоге убеждать в своей правоте. В наше время диалектику понимают как стиль, способ мышления, который рассматривает бесконечно сложный мир в качестве единой, взаимосвязанной и развивающейся системы. Диалектика как учение о связи в развитии, о развитии в связях в современной науке нашла своё выражение в системном подходе и синергетике. Добродетель – совокупность положительных качеств человека. В античности добродетель (греч. «arete») понималась не только как способность жить в соответствии с законами, но и реализация индивидом предназначения быть человеком, нахождение соответствующего места в обществе. Душа – термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина «психика». Этим понятием в истории философии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождествляемый в идеализме с особой нематериальной первоосновой. Дух – понятие, в широком смысле слова, тождественное идеальному сознанию, невещественному началу в отличие от материального; в узком смысле однозначно с понятием «мышление». Идеализм и материализм (от греч. idea – идея, от лат. materialis – вещественный) – традиционное, несколько упрощённое деление основных направлений в философии. Материалисты считают первичной «материю», объективную реальность. Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального. Идеализм делится на объективный и субъективный. Идея (греч. idea – то, что видно, образ) – в истории философии категория «идея» употребляется в различных смыслах. Когда идея рассматривается только как существующая в сознании, она обозначает: 1) чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувств, предметов; 2) «смысл» или «сущность» вещей, сводимых к ощущениям и впечатлениям субъекта или к творческому началу, порождающему мир (субъективный идеализм). В системах объективного идеализма идея считается объективно существующей основой всех вещей. Кинизм, киники – одна из так называемых сократических философских школ Древней Греции. Её основатели и представители (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.) стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к обработке и проверке на себе определённого образа жизни. Кинизм развивает, после Сократа, линию философствования как образа жизни, задаёт в историко-философской традиции такой стиль, как скандальный эпатаж. Кинизм представляет собой попытку обоснования духовной свободы как асоциального состояния. Отказ от социальной адаптации выражается в нравственной позиции кинизма: «без общины, без дома, без отечества». Именно к кинизму восходит идея «гражданин мира» и парадигма космополитизма. Космос (греч. kosmos – Вселенная, порядок) – синоним термина “Вселенная” в Древней Греции. Космология – учение о Вселенной, всей доступной науке космической реальности в её целостности. Ликей – школа Аристотеля. Располагалась в Ликейской роще. До современников дошло как название типа школы – лицея. Логика – наука о формах, законах и методах познавательной деятельности, о правильных формах выводного знания, построении доказательств и опровержений. Логос (греч. logos – слово, мысль, разум, закон) – термин, первоначально обозначающий всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию. Майевтика (греч. maieutike – буквально – повивальное искусство) – предложенное Сократом искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью наводящих вопросов, способствуя тем самым рождению истины. Макрокосмос – в Древней Греции – Вселенная. Материализм (от лат. materialis – вещественный). Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворённость мира, бесконечность его во времени и пространстве. Материя (от лат. material – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла: 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие); 2) некатегориальный, в пределах которого материя отождествляется со всем Универсумом. Историко-философский экскурс в развитии категории материи предполагает анализ трёх основных этапов её эволюции, для которых характерен соответственно субстанциональный (поиск «из чего всё сделано»), атрибутивный (поиск «неотъемлемых свойств»), релятивный (анализ отношений). Современная философия ориентирована на построение принципиально новых картин мира и использует категорию «конструктивная реальность». Метафизика (греч. «то, что после физики», за природой) – термин возник в I в. до н. э. и берёт начало из обозначения ряда сочинений, которые названы Аристотелем “Первой философией” и идут после физики (букв. перевод meta ta physica). Термин многозначен. Известны три его понимания: 1. Метафизика как вся философия. Так в средние века назывались далёкие от научных знаний и интересов человека умозрительные спекулятивные построения об интеллигибельных, то есть мистически постигаемых первоначалах всего сущего. 2. Метафизика в гегелевском и марксистском понимании обозначает противоположный диалектике метод, отрицающий качественное развитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной картины мира, рассматривая явления и процессы обособленными друг от друга. 3. Метафизика современная, как стремление к системному осмыслению внеэмпирических «первых начал» мироздания и человеческого существования на основе всех доступных человечеству знаний. Микрокосм, микрокосмос (от греч. micros – малый и kosmos – Вселенная, порядок) – в Древней Греции – человек как часть Вселенной. Неоплатонизм – идеалистическое направление античной философии III-VI вв., систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля, неопифагореизма и др. Основателем неоплатонизма считают Плотина. Натурфилософия (от лат. natura – природа) – философия природы, особенностью которой является умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. В древности натурфилософия сливалась с естествознанием и в древнегреческой философии именовалась физикой. Объективный идеализм – одна из разновидностей идеализма. Признавая первичность духа и вторичность, производность материи, объективный идеализм первоосновой существующего, в отличие от субъективного идеализма, считает не личное, человеческое сознание, а некое независимое от человека объективное, потустороннее сознание – «абсолютный дух», «мировой разум». Представители: Платон, Гегель, Соловьев, Флоренский и др. Онтология (от греч. ontos – сущее и logos – учение) – учение о бытии. Охлократия (от греч. ochlos – толпа и kratein – власть) – власть толпы. Пантеизм (от греч. pan – всё и theos – Бог) – философское учение, отождествляющее бога с природой. Мистический пантеизм растворяет природу в боге; натуралистический пантеизм – наоборот, одухотворяет природу, наделяя её божественными свойствами. Платонизм – философское направление, опирающееся на учение Платона. Необходимый элемент платонизма – противопоставление чувственного мира миру идей. Релятивизм (лат. relativus – относительный) – учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Риторика (от греч. rhetorike – ораторское искусство) – теория и искусство красноречия. Синкретизм (от греч. synkretismos – соединение) – нерасчленённость, слитность знания, слияние разнородных элементов, например, различных культур и религиозных систем. Скептицизм (от греч. skepsus – рассматривающий, исследующий) – направление, основанное Пирроном (конец IV в. до н. э.). Скептики не допускали возможности достоверного знания. Они отвергали существование причины явлений, объявив видимость единственным критерием истины. Софистика – сознательное применение в споре или доказательствах неправильных доводов, так называемых софизмов, то есть всякого рода логических уловок, замаскированных внешней правильностью. Софисты (греч. sophists – искусник, мудрец) – древнегреческие философы, выступавшие в роли профессиональных учителей мудрости и красноречия. Стоицизм – школа древнегреческой философии, основанная Зеноном из Китиона (336-265 гг. до н. э.). Путь к счастью, по мнению стоиков, лежит через искоренение страстных чувств, аффектов. Субъективный идеализм – философское направление, представители которого отвергают тезис о существовании объективной реальности, не зависящей от воли и сознания субъекта; первоосновой мира считает совокупность ощущений, переживаний, действий субъекта. Телеология – (от греч. talos – конец, цель, завершение и logos – учение) – учение о цели или целесообразности; учение о том, что не только действия человека, но и исторические события и природные явления направлены к определённой цели. Эллинизма философия – определяется философскими школами, которые обращаются к проблемам личной жизни человека (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпикуреизм – материалистическое направление в древнегреческой и римской философии, названное по имени его основателя Эпикура; его последователи считали, что познание природы, философские искания – не самоцель, они освобождают людей от суеверия, страха перед смертью и религиозных предрассудков. Это дает возможность человеку обрести счастье, спокойствие, невозмутимость, в основании которых лежит духовное удовольствие. Этика (от греч. ethos – нрав, обычай) – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания. Средневековая философия Догматизм (от греч. dogma – мнение) – слепое следование, приверженность прошлому, некогда установленным канонам, устоям жизни. Интеллигибельный (от лат. intelek – рассудочный) – термин, означающий предмет или явление, постигаемое только разумом или интеллектуальной интуицией. Креационизм (от лат. creatio – творение) – идея творения мира Богом из ничего. Мистицизм – религиозно-идеалистический взгляд на действительность, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы. Существенный непременный элемент тайных обрядов. Монотеизм (от греч. monos – один и theos – бог) – единобожие, вера в одного, единого Бога. Номинализм (от лат. nomen – имя, название) – учение, отрицающее онтологическое значение общих понятий, то есть утверждающее, что они существуют не в действительности, а только в мышлении. Патристика (от лат. pater – отец) – термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII вв. Патристика исходила из авторитета Священного Писания, которое считалось источником абсолютной истины, конечной объяснительной инстанцией. Политеизм (от греч. poly – много, theos – Бог) – многобожие. Возникает на стадии разложения первобытной общины из тотемизма, фетишизма, анимизма. ( Тотемизм – вера в общее происхождение и кровную близость людей с определённым видом животных, растений. Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства предметов. Анимизм – верование в духов и душу, будто бы влияющих на жизнь людей, животных). Провиденциализм (от лат. providentia – провидение) – учение о том, что мир развивается не по своим законам, а по замыслу Божьему. Схоластика (от греч. scholasticoe – школьный, учёная беседа) – тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. Схоластика, в противоположность мистике, искала возможность рационального обоснования веры в Бога. Теодицея (от греч. theos – Бог и dike – справедливость) – «богооправдание» явного и непримиримого противоречия между верой во всемогущего Бога и существованием в мире зла и несправедливости. В конечном счёте, религиозно-философское объяснение и оправдание причин существующего социального неравенства. Теология (от греч. theos – Бог и logos – учение) – богословие, учение о Боге. Томизм (от лат. транскрипции имени Томас) – философия Фомы Аквинского и его последователей. Универсалии (от греч. universalis – общий) – обозначение общих идей в средневековой философии. Христианство – одна из мировых монотеистических религий. Возникает на фундаменте иудаизма (Ветхий Завет) на закате эллинизма и окончательно содержательно оформляется в начале нашей эры. Эсхатология (от греч. eschatos – последний, конечный и logos – учение) – религиозное учение о конце света, о конечных судьбах мира и человека. Философия эпохи Возрождения Возрождение (Ренессанс фр.) – раннебуржуазная культура. Термин, указывающий на связь новой культуры с античностью. Гелиоцентризм (от греч. helios – солнце) – астрономическая теория, предложенная в III в. до н. э. Аристархом Самосским, согласно которой центром солнечной системы является Солнце. Разрабатывалась Н. Коперником, Г. Галилеем, И. Кеплером. Геоцентризм (от греч. ge – земля) – астрономическая теория, предложенная Птолемеем во II в. н. э., согласно которой центром солнечной системы является Земля. Гуманизм (от лат. humanities – человечность) – образ мышления, система воззрений, направленные на человека, признающие его высшей ценностью. Макиавеллизм – принцип беззастенчивой, не разбирающейся в средствах и методах достижения целей, политической деятельности. Натурфилософия (от лат. natura – природа) – философия природы, особенностью которой является умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Пантеизм – философское учение, отождествляющее бога с природой. Протестантизм (лат. protestans – протестующий, публично доказывающий) – религиозное течение в христианстве, оппозиционное католицизму и православию. Провозглашает непосредственную связь человека и Бога. Поощряет самостоятельность и предприимчивость. Реформация (от лат. reformatio – преобразование) – движение за реформу католической церкви, за создание «дешёвой церкви» без поборов, индульгенций и платы за обряды, за признание внутренней личной веры выше внешних проявлений религиозности. Секуляризация (от позднелат. saecularis – мирской, светский) – процесс постепенного освобождения различных областей общественной жизни из-под влияния религии. Эстетика (от греч. aisthetikas – чувствующий, чувственный) – наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о «творчестве по законам красоты».
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1211; Нарушение авторского права страницы