Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Идиосинкразический кредит в деятельности гуманитарного и ассертивного лидера
Этическая позиция лидера создает гуманную атмосферу и улучшает качество взаимоотношений. Позиция лидера, степень его этического влияния способна формировать мораль, мотивацию и продуктивность решения задач в группе. Принципиальное значение для человека имеют справедливые и несправедливые оценки лидера. Подкрепляет «идею» справедливости уважительное отношение к окружающим людям, даже если они по каким-либо причинам избегают или игнорируют лидера. Иными словами, степень влияния лидера в группе формируется его моральными качествами и ценностным выбором: сочетанием власти и авторитета; справедливого и последовательного поведения; ровного, отзывчивого отношения к людям. Моральность поведения личности (и не только лидера) — формируемое мировоззренческое качество человека. Поэтому одной из проблем при реализации лидерской позиции становится проблема интерпретации его действий, поступков, высказываний, так как он может формировать новые этические нормы в группе. Крайним выражением отношения к лидеру на основании понимания его окружением, является негативная оценка, которая не воспринимает «выпадающее» поведение или оценку, не воспринимает объективный психосоциальный кризис его роста и развития (лидерские задатки развиваются в лидерские свойства поведения только воспитанием и только в реальной жизни человека ). Все это вместе взятое формирует феномен «идиосинкразического кредита». Этим понятием, согласно Е. Холландеру, обозначается поведение лидера, отклоняющееся от групповых норм. Это значит, что «идиосинкразический кредит» представляет собой механизм групповой динамики, когда группа «дает» разрешение лидеру на девиантное поведение, при этом по инерции используя все формы давления на личность, чтобы вернуть ее в привычную для группы поведенческую нишу. Это наиболее сложный для лидера моральный выбор: согласиться с требованиями группы или продолжать формировать новые отношения, даже стратегией девиации. Как правило, лидер осознанно идет на продолжение реализации выбранной стратегии, если он видит новые, привлекательные для группы цели. То есть реализация новых групповых целей, является основным допуском для девиантного поведения. С другой стороны, лидер может ставить и прагматичные, со своей точки зрения, цели, проявить истинный характер взаимоотношений в группе. Негативное последствие для лидера в этом варианте поведения — некоторое размывание авторитета и имиджа. Любопытным же моментом выступает факт, что девиантность носит характер инновации и запускает новый механизм групповой динамики, меняет статусный вес членов группы. Основным базовым условием реализации стратегии идиосинкразического кредита выступает системное принятие компетентных решений и сохранение взаимоотношений со всеми членами группы, вне контекста их отношения к лидеру. Возможность проявления идиосинкразического кредита формирует взгляд на специфические этические качества ассертивного лидера: Альтруизм и прагматичный идеализм требуют осознания лидером своей ответственности перед окружающими за благополучие и позитивный микроклимат в группе, коллективе, где каждый его представитель имеет возможность осуществлять ответственный выбор. Внимание сосредоточено на стратегии успеха человека и на условиях, в которых он принимает решения. Дух альтруизма заключается в способности лидера предвидеть последствия тех или иных решений, сопровождающихся нейтральными оценками-суждениями. Способность оказывать моральную поддержку окружающим людям, стимулировать их оптимизм. Потребность в моральной поддержке никогда не исчезает, особенно в ситуации перемен, трансформации целей организации или групп. Отношения между людьми формируют отношение человека к жизни в целом, его духовное и психологическое благополучие. Эмоции окружающих людей и нравственная атмосфера являются отражением этической позиции лидера, проекцией его выборов в направлении норм, отношения к людям, профессионализма и др. Сочувствие к человеку, не только в случае болезни, а и в принятии духовных и интеллектуальных составляющих индивидуальности, процесса поиска, ошибок, становления личности, формирует оптимизм и желание ставить перед собой максимальные общественные цели. Моральная поддержка лидера и готовность простить (так как совершенство достигается последующим поступком, а не предыдущим) формируют другую личность как «триединый орган чувств» (Р. Швейцер): «здоровое тело — востребованный интеллект-здоровая душа». Вот почему принципиальной характеристикой этичного, гуманитарного лидера является акцентирование его внимания к другому человеку через успехи и рефлексивное сопровождение его неудач. Постоянное терпение. Проявление терпения связано с навыком осознанного контроля лидера над своими эмоциями, особенно чувствами гнева и состоянием эмоционального возбуждения. Как отмечает В. Кристонис, терпение — настоящая добродетель, поскольку означает сочетание силы характера, ясности ума, воли и интеллекта. В образовательных учреждениях или в группах, где доминируют межличностные отношения, как отмечалось раннее, все принимаемые решения или публичные выборы человека не могут быть оценены эмоционально и морально нейтрально. Поэтому терпение можно рассматривать и стратегией поведения лидера в напряженной ситуации, когда выплескиваются эмоции, проговариваются аргументы и контр аргументы, но так или иначе наступает «пик» и ситуация спада напряженности, эмоционального выгорания. Терпение лидера — путь к консенсусу в группе. Разделение корпоративных ценностей. Если лидер реализует свой потенциал в учреждении образования, то понимание корпоративных норм обязательно для не антогонистического «сосуществования» лидера с организацией. Как правило, в ситуации общественной нестабильности, руководители ценят три корпоративные нормы: Доброжелательность. Этический выбор лидера, предполагающий отношение искренней озабоченности благом людей, несмотря на их холодность, враждебность, невежество. Следует отметить, что это не инфантилизм, а акт выражения свободного волевого решения человека, приподнимающего человека над эгоцентричными эмоциями. Настоящая доброжелательность является основой для подлинной духовности. Без неё в мире не существовало бы справедливости и этических систем. Этическая и эмоциональная восприимчивость предполагает умение лидера разделять правильное и неправильное. Это интуитивное понимание добродетели, тонкий процесс разделения добра и зла. Внутреннее ощущение правильности и законности бытия человека. Когда выборы человека и принимаемые им решения сопровождаются реальным чувством тревожности, неудовлетворенностью существующим порядком вещей, и лидер способен это осознать, что означает задействование механизмов восприимчивости, какими бы аргументами не сопровождались действия человека. Способность переживать всегда вызывает моральный отклик у личности. Наиболее ярко эта способность проявляется у детей, например, когда они не соглашаются с несправедливой критикой в свой адрес. Взрослый человек сдерживает непосредственную эмоциональную и моральную оценку события, стараясь все рационализировать. Воспитание в себе восприимчивости — формирование «почвы», навыка справедливой оценки. Компетентность и психологическая прагматичность лидера формируют его способность принимать взвешенные и ответственные решения, в которых присутствует как оценка ресурсов, возможностей группы, так и позитивная перспектива развития коллектива. Компетентность представляется не столько суммой знаний, сколько способностью их применять во благо личности и коллектива, умением воспринимать характер изменяющихся отношений и эмоционально-нравственную атмосферу в коллективе или организации. Мотивы, лежащие в основе этичного поведения лидера, не могут быть всегда позитивно идеальными. Как правило, лидером руководят одновременно идеальные и прагматичные соображения. Прагматичность становится для лидера добродетельной категорией, когда он начинает заботиться о том, как психологически и духовно отразятся его действия на окружающих людях. Построение модели поведения лидера учитывающей возможные реакции окружения — это форма терпимого отношения к ошибкам людей. Таким образом, основу деятельности гуманитарного и ассертивного этичного лидера составляет утвердительный ответ на вопрос: " Имею ли я силы и возможности для того, чтобы отдать их окружающим людям исключительно ради их благополучия? « Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы