Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Специфика Православия в контексте христианских религий
История православной церкви начинается в 1054 году, когда произошел раскол христианской церкви на Восточную и Западную. Именно в это время произошел идеологический конфликт между Востоком и Западом. Надо отметить, что разногласия между частями распавшейся Римской Империи накапливались на протяжении многих веков и носили культурный, политический, богословский и обрядовый характер. Политические разногласия коренились в различном отношении к светской власти в Византии и в Риме. Если византийский патриарх находился в фактическом подчинении у басилевса, то в Риме вся полнота власти принадлежала Папе, что позволяло ему не подчиняться эдиктам византийских императоров. Основное культурное противоречие заключалось в разнице языков: в Западной Римской империи говорили на латыни, а в Восточной – на греческом языке. В богословии же камнем преткновения изначально было учение о происхождении Святого духа. Священники Восточной церкви отказывались вносить изменения в Никео-Цареградский Символ веры. Эти изменения касались того, что Святой Дух исходит не только Бога-Отца, но и от Сына (лат. Filioque) [Алфеев, 2008, с. 174]. Разумеется, в православии существуют и другие особенности в учении и культовой практике, которые отличают его от прочих разновидностей христианства. Рассмотрим наиболее значимые из них. Прежде всего, надо отметить то, что православные христиане признают Церковь высшей святыней на Земле. Для них именно она является источником истины, поэтому православие утверждает незыблемость и непреложность догматических основ церкви. К основным догматам православной церкви относятся: догмат боговоплощения, догмат искупления и догмат троичности Бога. Согласно тринитарному догмату, Бог имеет три ипостаси: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Все они составляют Святую Троицу, единую по своей сущности. Кроме того, в православное вероучение входят догматы о человеке и его греховной природе, о божьей благодати, о происхождении и конце мира. В отличие от католицизма, православие не создавало новых догматов со времен семи первых вселенских соборов и в то же время не отказывалось ни от одного из существующих, как это происходило в протестантизме [Яблоков, 2005, с.138-139]. Одним из основных отличительных моментов православия является разница в толковании учения об отношениях Бога и человека и, в частности, о спасении. Так, православные христиане под спасением понимают избавление от самого греха посредством изменения образа жизни. Католическая церковь, в свою очередь, спасение мыслит как избавление от наказания за грехи посредством искупления и совершения добрых дел [Оглицкий, 1995, с. 85]. Другая особенность православной церкви - учение о первородном грехе. Смысл его заключается в том, что вследствие совершения первородного греха человек лишается «божественной благодати», что приводит к искажению нравственной природы человека. Существует также православный догмат касательно причастности Девы Марии к первородному греху, то есть она не была изначально освобождена от первородного греха, как это утверждается в католическом учении [Оглицкий, 1995, c. 87]. Кроме того, православная церковь придает одинаковое догматическое значение все семи таинствам, среди которых крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение. [Яблоков, 2004, c. 67]. В православии существуют свои обрядовые особенности, которые сложились еще задолго до раскола христианской церкви [Алфеев, 2008, с. 175]. Во-первых, в Восточной церкви богослужение более длительное, чем, например, в Католической церкви. Во-вторых, таинство крещения происходит через погружение в святую воду. В-третьих, причастие совершается хлебом и вином, а евхаристия - квасным хлебом. В этом, незначительном на первый взгляд, отличии крылся глубокий смысл. Дело в том, что квасной хлеб символизировал единосущность плоти человеческой и плоти Христовой. Пресный же хлеб, которые использовали католики, был знаком особого отличия плоти Иисуса [Алфеев, 2008, с. 177]. Также особенностью православной церкви является деление на белое и черное духовенство. К черному духовенству относились монахи, принявшие целибат, к белому – священники, которые не давали монашеского обета. В качестве особенности Восточной церкви также можно назвать ее непрерывные взаимоотношения со светской властью. С момента возникновения Византии церковь находилась под влиянием константинопольских императоров, которые были помазанниками церкви и занимали особое место в ее иерархии. Эта система пришла на Русь вместе с христианизацией. В течение многих веков православие сохраняло связь с монархией. Русский народ изначально воспринимал царя как святого правителя, который был призван осуществить Царствие Божие на земле [Голубинский, 1901, с. 142]. Христианская государственность обеспечивала православной церкви господствующее положение, но в то же время сковывало ее свободное развитие [Булгаков, 1883, с. 339-340]. Русская церковь с уже начала XVII подвергалась влиянию европейской системы, в частности угнеталась протестантской системой Синодального управления [Карташев, 1956, с. 78]. После падения института монархии происходит отчуждение церкви от светской власти. Под эгидой новой государственной власти объединяются народы разных вер и конфессий. На самом деле, хотя юридически и произошло отделение церкви от государства, фактически на сегодняшний день эта связь сохраняется. Церковь осуществляет свое влияние на государство через народ [Булгаков, 2011, с. 343]. Православие играет роль морального авторитета, а также поддерживает единство нации и ее традиции. В связи с этим церковь сохраняет связь с государством и политическими организациями. Зачастую это проявляется в сотрудничестве священнослужителей с властью и силовыми структурами, что отклоняет православие от его истинного пути. Такое положение дел диктуется не просто сиюминутными интересами обеих сторон, но исторически сложившейся концепцией их взаимодействия, которая базируется на следовании церкви интересам государства в обмен на идеологическое и финансовое покровительство с его стороны [Митрохин, 2006, с. 236]. Сегодня в мире православие исповедуется во многих странах, в числе которых Россия, Украина, Белоруссия, Польша, Молдавия, Грузия, а также некоторые страны Балкан и Прибалтики. Надо отметить, что большая часть государств, исповедующих православное христианство, принадлежит к славянской языковой группе. Дело в том, что во второй половине IX века братья Кирилл и Мефодий перевели греческие богослужебные тексты на славянский язык [Шмеман, 2003, с. 325]. К слову, славянский язык в момент перевода на него священных книг был языком дикарей и варваров, для которых понимание греческого было очень затруднительно [Федотов, 1938, с. 6]. Так, деятельность христианских проповедников значительно способствовала распространению православия у славян. За века христианизации православие ассимилировало в разных культурах, вытесняя старые языческие верования. Исходя из всего вышесказанного, неоспорим факт, что православие со времен его становления как особого направления в христианстве претерпело ряд изменений. Эти изменения также во многом связны с влиянием автохтонной мифологии, которая зарождается под воздействием местных верований и бытовых представлений о религии. Зачастую различные мифологемы существуют в среде самих верующих, которые самостоятельно пытаются рассуждать на религиозные темы, дополняя эти рассуждения собственным миропониманием. Таким образом, на бытовом уровне отечественное православие превращается в набор определенных поведенческих норм и установок, которые крайне отдаленно связаны с истинным православным вероучением. Церковная обрядность приобретает ложные и искаженные трактовки, что особенно проявляется в использовании различных материальных элементов (свечей, святой воды, икон и др.). Молитвы наделяются фантастической магической силой. Все это вносит в православие элементы магико-мифологической практики [Рязанова, 2012, с. 34-37]. Таким образом, можно сказать, что религиозная мифология стала основным источником формирования православного морфогенеза. В связи с этим, православие в значительной степени подвергнуто влиянию автохтонной традиции, в то время как канонические правила и нормы отходят на второй план. В итоге мы выявили особенности православия, которые сформировались в процессе его становления как особого направления в христианстве и трансформировались под воздействием социокультурного и политического факторов. В следующей главе мы перейдем к рассмотрению процесса становления православия в русском государстве.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы