Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Жанры детского фольклора и особенности восприятия и освоения их детьми.
Малыши видят окружающий мир по своему, это обусловлено возрастными психологическими особенностями. Не смотря на то, что жизнь ребенка тесно связана с жизнью взрослых людей, мыслительные операции происходят совершенно по - иному. На первых порах ребенок мыслит конкретными образами, вещами, предметами, в то время как взрослые – словами и словесными формулами (по мнению К.И.Чуковского). Это позволит определить выбор поэтических образов всего состава детского фольклора. Знакомство с художественным словом у ребенка начинается еще задолго до того, как он научится произносить первые простые слова. С первых дней жизни напевает мама своему малышу незамысловатые двустишия " Ой люли", малыш слышит обращенную к нему ласковую речь, отвечает улыбкой на улыбку, издает звуки. Пока это только эмоциональное общение, но в нем основы будущей речи ребенка. Благодаря фольклору ребенок учится трудолюбию, доброте, дружбе, различным умениям и навыкам. По мнению В. А. Сухомлинского, ценность фольклорных произведений заключается в том, что они способны пробудить у ребенка самостоятельность, познавательную активность, индивидуальность, что развивает у детей образное мышление, позволяющее обогащать их словарный запас.[15]Эти произведения можно сравнить с правилами, заветами, духовными заповедями, которые так необходимы человеку. Одним словом, можно с уверенностью сказать, что детский фольклор - это большой помощник в понимании психологии ребенка, его художественных вкусов, творческих возможностей. Фольклорные произведения представляют собой определенную область народного творчества, которая объединяет в себе мир детей и мир взрослых. [16] Пение песен, рассказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом как сила, действующая в целях созидания. А мудрость воспитания является один из пластов этого созидания. Знакомясь с нею, через устно народное творчество, невольно убеждаешься в том, что народ - это величайший педагог мыслитель, педагог - практик. В поэтическом голосе народа, мы встречаемся и с теоретической глубиной, и поэтической прелестью, и образностью мыслей, и афористичностью. Фольклорные произведения позволяют обогатить чувства ребенка, речь, сформировать правильное отношение к окружающему миру. Многие детские песни и игры воспроизводят время и события, давно потерянные памятью народа. Именно детский фольклор помогает нам представить ту жизнь, быт, культуру в которойжилинаши предки.[17] Играя во многие игры, дети невольно подражают взрослым, что является средством подготовки детей к жизни. Они отражают производственно-хозяйственную деятельность, национально-психологические черты и социальную жизнь народа. Детские фольклорные произведения характеризуют жизнь народа. Незря к нему обращались многие научные деятели. В.Г.Белинский сравнивал фольклор с практической, житейской народной философией, с душевной народной поэзией. По мнению К.Д.Ушинского эти произведения являются животворящим проявлением родного слова, которое пришло к нам из живого источника, вечно юной человеческой души.[18] Приобщаясь к фольклору, дети знакомятся с красотой и самобытностью слова, у них увеличивается словарный запас. Дети искусно передают разговоры любимых персонажей, используя при этом интонацию, характерные особенности и переносят их на действия с игрушками. Отгадывая загадку, поговорку, сказку по содержанию картинки, ребенок практикуется и упражняется в словотворчестве. Такие игры позволяют принимать участие даже пассивным детям. В самом начале они выполняют указания своих товарищей, в дальнейшем, чувствуя себя более уверенными, начинают проявлять собственную речевую активность. Прививая у детей любовь и интерес к фольклору, следует отметить, что работа должна вестись систематически. Труды таких видных деятелей, как А. П. Усовой, Е. А. Флериной, Е. И, Тихеевой, Н.А Ветлугиной позволяют выбрать наиболее продуктивные методы и приемы воздействия на младших дошкольников. Их советы помогают педагогам подобрать материал: литературу, наглядность, игры, необходимые для закрепления речевых навыков детей.[19] Инсценируя сказки, малыши прибегают к развернутым высказываниям, четко проговаривая слова и фразы, у них развивается речь, обогащается словарный запас, формируется чувство ритма, умение изменять голос, что является основой для возникновения интонации. Одним словом, детский фольклор - это незаменимый речевой материал.[20] Какое счастье, когда чудесный мир ребенка с первых его дней жизни окружают заботливые взрослые, напевая ему песенки, рассказывая сказки, сопровождая его действия пестушками, забавляя потешками. Наши предки были хорошими педагогами. Они понимали значение детского возраста и старались максимально использовать его возможности, чтобы заложить фундаментальные основы народных знаний. Говоря о жанрах детского фольклора, можно сказать, что их простота не имеет ни чего общего с упрощенностью. В этих малых фольклорных произведениях заложена народная мудрость, позволяющая решать такими несложными методами сложные задачи. Характеризуя эти произведения, можно заметить, что их тексты как бы говорят о том: что ребенок мал, но не глуп, беспомощен, но в нем сокрыта огромная сила роста. Изучая детский фольклор – можно смело шагать тропинкой в опыт предыдущих поколений, где находит глубокое понимание психология и физиология детского возраста, естественная потребность ребенка. Самые первые фольклорные произведения, сопровождающие ребенка с рождения – это колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, первые сказки.[21] Колыбельные песни. Народ считает их спутниками детства. Это песенки для самых маленьких. Названы они так, потому что убаюкивают ребенка. Основа колыбели происходит от слова – колыбать, то есть колыхать, качать. Еще в народе использовалось такое выражение как байкать, что означало убаюкивать. Убаюкивая, напевает мама своему малышу: Спи, Сашенька, усни, До утренней зари, До свежей росы. Стоит заметить, что во всех колыбельных песнях ребеночка называют по имени. Слушает малыш мамин голос, еще не понимая слов, но понимает, что его любят, мамочка рядом и все хорошо.[22] А тем самым временем, слова колыбельных песен входят в его сознание. Пройдет некоторое время, и ребенок будет узнавать, где у котика хвостик, а где у зайчика глазки… Петь колыбельные малышу можно уже начиная во время беременности, так как на пятом месяце беременности малыш начинает слышать, различать и запоминать звуки. Услышав песни, которые мамам пела ему до рождения, новорожденный узнает их и успокаивается. Большое значение играют колыбельные для развития ребенка с самых первых дней жизни, не зря собиранием и изучением их занимались десятки фольклористов, этнографов, врачей, педагогов начиная с первой половины XIX века. [23] Пестушки - происходят от слова «пестовать»- нянчить, воспитывать. Простенькие стишки, произносимые на распев с ласковыми приговорами Чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, с самого раннего возраста в ребенке необходимо поддерживать радостные эмоции. Будучи новорожденным, ребенок еще не понимает смысла слов, но с помощью некоторым физическим приемов напоминающих физзарядку, можно добиться этого. Переворачивая ребенка, мама с осторожностью разводит ему ручки в стороны, сгибает и разгибает ножки, проводит несколько раз от шейки до ступней ног, делает гимнастику. У ребенка восстанавливается кровообращение, возбуждается жизнедеятельность всего организма. Эта процедура для малыша очень важна. Мать связывает ее с игрой, с разговорами, которые тут же и внимание, и соображение развивают и родному языку учат. - Где же у Кати ноженьки? Вот они, ноженьки! - Где же у Кати носик? Вот он, носик! Благодаря любви и родительскому инстинкту мать всё делает правильно. Она целует ребёнка, приговаривая своими словами, что она чувствует, а может и народной поговоркой воспользоваться: Ах ты, сыночек. Виноградная веточка, Сладкая конфеточка! Слова просты. Чтобы их исполнить не требуется ни работы памяти, ни особых вокальных данных. Но в их кроется большое педагогическое значение, которое служит средством передачи культурного наследства от одного поколения к другому. По словам О.И.Капица - пестушкам присущи все жанровые черты. Они имеют строго определённую бытовую функцию, являясь сводом приемов физического воспитания, разработанных народной педагогикой. Содержание пестушек совершенно отличается от родственных жанров, так как в них значительное место занимают - учительный и развлекательный элементы, касающиеся только вопросов физического воспитания и тех действий, которые производятся, их ожидаемых результатов.[24] В то время как в колыбельных песнях это забота о судьбе ребенка, о его настоящем и будущем, или раздумья, переживания матери. Краткость пестушек заключается обычно в одном простом распространенном или сложносочиненном предложении - " Ножки, ножки, куда вы бежите? - В лесок, под дубок...". Пестушки сопровождаются заговорами - шутками. При купании ребенка чтобы он не плакал, окачивая водой, весело приговаривают: С гуся вода, с Коленьки худоба. При ушибе малыш ищет защиты, спасения от боли у взрослого, который дует на больное место ребенка, поглаживая его и приговаривая: У сороки боли, у вороны боли. А у нашего сыночка заживи. На первый взгляд эти заговоры носят шуточный характер, но так как ребенок верит в могущество матери, помогают успокоить его. Усложняясь, приобретая игровое начало некоторые пестушки плавно переходят в потешки. Потешки – маленькие стихи, созданные для забав взрослых с малыми детьми. К ним относят и песенки - приговорки, организующие эти забавы. Они позволяют развлечь маленького ребенка или отвлечь его, если ему что-то не нравится: например, умывание или еда. Ценность потешек заключается в том, что они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и правилам культуры поведения в игровой форме. Потешки способствуют развитию речевого центра мозга ребенка, мелкой моторики рук (знаменитые «Ладушки», «Сорока-ворона» и многие другие), эмоциональному развитию малыша, побуждая его к повторению действий. Ребенку они доставляют радость, формируют чувство юмора, потешая, забавляя его.[25] Благодаря потешкам можно наладить контакт между родителями и ребенком с самого рождения. М.В Красноженова - виднейшая сибирская собирательница, высоко оценила педагогическую ценность потешек, она писала, что благодаря ним, можно научить ребенка знанием частей своего тела, лица, головы. Нос лепешкой! Нос лепешкой! Щечки - булочки у нас. Ай, люленьки, люли, Щечки-булочки у нас! Зубки, словно миндалинки. А глазки - коринки... и т. д. Новая информация, привнесенная таким методом, плодотворно влияет на эстетические чувства ребенка, так как потешки являются первой ступенью лестницы, которая ведет к познанию богатств русского языка и к усвоению народной поэзии.[26] ПРИБАУТКИ На смену пестушкам приходят прибаутки. Прибаутка-это смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок. Детский фольклор под этим термином издавна объединял стишки-песенки, развлекающие и потешающие детей. В отличие от забавных потешек они отличаются тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями. Интересен процесс формообразования прибауток. Пока ребенок слишком мал, ограничивается стенами своего дома, общаясь только с родными и близкими ему людьми, он не создал свой игровой мирок - внешние впечатления его предельно ограничены. Но ребенок растет, набирается опыта, владеет определенным словарным запасом, что дает возможность малышу играть словами. Потешки приготовили ребенка к игре, раскрыв ее эстетическую суть. Они воспитали у ребенка эстетическую потребность, которая удовлетворяется только в игре и игрой. Маленький, замкнутый мирок ребенка превращается в бесконечный разнообразный мир со своими социальными проблемами, классовыми отношениями и с некой философией, жизненно необходимой для ребенка. Текст – прибауток в основном в стихотворной форме: мерность строк, повторы, иногда присутствует рифма. Записаны они в основном из уст престарелых женщин, постепенно уходя из репертуара пестуний.[27] ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ часто пользуются пестуньями, а введен этот термин был В.И. Далем, который в 1862 году опубликовал эти произведения. «Докучная сказка" – это своего рода шутки - балагурки сказочного характера, благодаря которым взрослые развлекают детей, и предлагается она вместо сказки.[28] Относятся они преимущественно к жанру материнской поэзии и широко используются и в детской среде. По своей форме повествования докучные сказки близки к сказке и присказке, а по содержанию и назначению - к поддевке. Конец сказки всегда заканчивается издевками, которые бывают разного характера. Порой издевка бывает довольно безобидной, примером тому служит скорый конец после начала сказки: Жили-были два гуся Вот и сказочка вам вся! В некоторых сказках, издевку, предлагается ждать неведомо долго: Расскажу вам сказку, про белого бычка, про березовичка. Люба ли сказка. Так же бывают издевки грубые оскорбляющие. Но во многих случаях последние слова текста не оканчивают докучную сказку, а ведут к повторению того же текста. В дальнейшем дети сами используют докучные сказки, тем самым забавляя малышей. Докучные сказки так же используются и в наши дни: " У попа была собака", " Жили - были дед да баба", и многие другие. Они способствуют развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувству юмора. ЗАГАДКИ существуют уже много веков, еще в глубокой древности на Руси они пользовались большой популярностью. Многие исследователи занимались изучением этого фольклорного жанра, так как загадка является самым занимательным способом обучения детей. Каждая детская загадка сосредотачивает в себе мудрость и любовь многих поколений взрослых, знакомит детей с окружающим миром, который познать через загадки намного интереснее, чем по сухим школьным учебникам или же мудрёным объяснениям взрослых. Вот почему нашим детям так нравится их разгадывать. Выделяют различные группы загадок по своей художественной форме, по содержанию, истории развития: это и загадки - метафоры, имеющие звукоподражательный образ, различные загадки - задачки и многие другие. В древности загадки имели определенное значение – в них была зашифрована, закодирована определенная информация, в брачных обрядах имела познавательную ценность и служила средством проверки на мудрость, которая передавалась подрастающему поколению. Уже в XIXвеке, загадка присутствовала в репертуарах и детей и взрослых, и была введена в учебную литературу, что является фактом признания ее педагогической ценности. Загадка знакомит ребенка «с радостью мышления», обучает окружающим явлениям и их признакам, развивает воображение. Одним словом загадка стимулирует умственную деятельность детей, прививая вкус к умственной работе.[29] А о значении овладения детьми языком и говорить не приходит, так как благодаря загадкам перед ними раскрываются все метафорические богатства русского языка, характерные именно этому детскому фольклорному жанру. ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР Основной вид деятельности ребенка - это игра. Дети начинают играть еще с раннего колыбельного периода. Вначале это выражается в чисто физиологических потребностях и побуждениях малыша, а со временем становясь главным его занятием. Именно в игре ребенок приобретает социальные черты. Игра представляет собой неустанную, горячую, но, не смотря на это веселую работу, благодаря чему ребенок энергично развивается, получая знания, происходит закладка первых основ и опыта для его будущей деятельности в жизни. Играя, ребенок живет. Для него важна любая игра, так как именно в ней малыш упражняется и растит свою душу и тело.[30] Детские игры – это величайшее достижение народной педагогики. Испокон веков люди понимали ценность детских игр и всячески пытались заботиться и сохранить их. В.П.Аникин считал, что в играх сочетаются важные начала практической педагогии, искусства и системы физического воспитания. Благодаря игре ребенок получает ценные для жизни качества: это и физическая, и военная, и умственная подготовка, что является средством нравственного и эстетического воспитания. [31] Игры отражают национальные черты народа, бытовой уклад, мировоззрение, общественную жизнь. По ним можно судить об истории народа. Многие игры были унаследованы детьми от взрослых. Больше всего детей привлекали ролевые игры с драматическим действием. Говоря о материале песенного характера воспринятого от взрослых, можно сказать, что богатая детская песенная традиция поспособствовала ей быстро перейти к детской поэтике. СЧИТАЛКИ. Анализируя все разнообразие жанров и форм детского устного народного творчества, можно заметить, что самыми популярными из них являются считалки. Они не знают себе равных по своей распространенности, по количеству произведений, по силе эстетического воздействия на детей. По мнению Г.С. Виноградова, в них скрыты какие-то плодоносящие зерна. В народе их называют - счетушками, счетом, читками, пересчетом, говорушками и др. Считалки - это короткие рифмованные стихи, необходимые детям для определения ведущего или распределения ролей в игре.[32] Они развивают детскую память, обучают детскому артистизму. Ребенок добивается права вести пересчет, так как это право предоставляется не всем, а только тем, в ком уверены остальные, что счет будет вестись честно, и определит судьбу игроков. При нарушении этого правила, считающий игрок лишается доверия товарищей. Таким образом, можно сделать вывод, что считалка способствует выработке таких необходимых человеку качеств - как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества. Хорошо исполненная считалка доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, в танце, в работе. Из всего сказанного видно, что считалка многофункциональна: познавательна, эстетична, этична, способствует физическому развитию детей. По своему звучанию считалки производит незабываемое впечатление. Они ритмичны, напевны, красивы в своем исполнении, хотя основная форма исполнения – речитатив. Начиная с первой половины XIX века, в обиходе начинают использоваться первые считалки. Одним из первых исследователей этого фольклорного жанра был Г.С. Виноградов. В своей монографии " Русский детский фольклор», ученый указывает на то, что школа и книга оказывают определенное влияние на состав и судьбу детского фольклора, так как школьные и книжные стихотворения заменяют и вытесняют старую считалку, которая не всегда выдерживает натиск новых форм. По его мнению «…случайный выбор словесного и смыслового материала делает такой текст неясным по построению, смутным по содержанию - логическому и даже эмоциональному, что факт замены традиционных считалок книжными стихотворениями " является больше свидетельством утраты вкуса, чутья к творчеству в устном слове".[33] Взрослый должен хорошо знать интересы и запросы ребенка, для того чтобы его словесное творчество нашло отклик у детей и хорошо усваивалось ими в том или ином виде. В детский фольклор поступает только та информация, которая соответствует закрепленным в поэтической традиции законам, нормам данного жанра. Примером тому служит стихотворение Ф.Н.Миллера, которое стало у детей популярнейшей считалкой.(1, 2, 3, 4, 5- вышел зайчик погулять…) Это стихотворение по всем его признакам соответствует законам жанра: простые доступные слова, близкие детям образы, хореический размер стиха, привлекает детское внимание. Стихотворение не прямо заимствованно из детского репертуара считалок, но все же, автор не избежал влияния детской поэзии. В считалке присутствуют элементы сочувствия, ласки, что является отличительной чертой большинства жанров детской поэзии. Сочувствие детей в этой считалке явно на стороне зайчика. Считалка несет в себе познавательный характер: результаты охоты, стрельбы, зрительно слуховое восприятие, и цель охоты, и наконец, нескрываемый восторг от удачи. [34] Ребенок отражает окружающую действительность на основе детского восприятия и своеобразного осмысления происходящего. Такую тенденцию можно заметить и в считалках книжного происхождения, и в оригинальном творчестве детей, и в миниатюрных произведениях – в считалочках: Шла кукушка мимо сети, а за нею злые дети - раз, два, три. Считалки отображают все стороны детской жизни. Даже самым ярким, хотя далеко не безобидным, был метод воспитания с помощью наказания, который так же нашел место в считалках: « Меня тятька увидал, за волосья оттрепал». «Мама, папа прибежал, мне по шее надавал». Считалки – числовки - это произведения, которые содержат счетные слова и числительные. Заумные слова - произведения целиком или частично сотканные из зауми. Считалки – заменки не содержат в себе ни счетных, ни заумных слов. Чаще всего считалки - это цепочка рифмованных двустиший, четверостиший, шестистиший, восьмистиший (трехстишные, пятистишные, семистишные и более длинные встречаются значительно реже).[35] Знакомство с мотивами, образами и лексикой некоторых считалок, можно заметить их родство с романсом, загадкой. У детей находит заботливое отношение то, что в жизни взрослых потеряло смысл и значение, унесено временем и совершенно забыто. Не смотря на это, для творчества детей в жанре считалок, как и вообще для устного народного творчества, неизбежен путь наименьшего сопротивления - стремление к использованию готовых форм. Популярность считалок и в наши дни, очевидна, они являются развивающимся жанром детского фольклора. Условия современной жизни детей отразились и на их игровом репертуаре. Детские ролевые игры уже не так значимы для малышей, в то время как содержательнее стали игры- импровизации. Теряют свою поэтическую форму и жеребьевые сговорки, обогащаются новым содержанием - считалки, совершенствуется их поэтика. Игровой фольклор по-прежнему служит эффективным средством нравственного и эстетического воспитания детей.[36] Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 3834; Нарушение авторского права страницы