Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 5. Жигулёвский заповедник аномальных явлений
Самарская Лука — это уникальное природное образование, стоящее в совершенно особом положении по сравнению с другими природными объектами и в нашей стране, так и за её пределами. Уникальность эта определяется геологическим строением Луки и её происхождением, с которым связаны также геофизические, биологические, этнографические и другие особенности этой территории. Следствие этого — огромное количество самых различных аномальных явлений. Оно огромно настолько, что Самарскую Луку можно вполне обоснованно считать Заповедником аномальных явлений. Этот Заповедник ещё ждёт своих исследователей, поэтому пока о физической природе происходящих в нём аномальных явлений можно судить только лишь с определённой степенью вероятности. Но не то важно, насколько правильно мы понимаем физическую природу аномальных явлений Самарской Луки, а важно другое — быть любознательными и подмечать такие явления природы, которые пока являются для нас аномальными, а в будущем получат своё объяснение и станут самыми обычными, и, может быть, даже потеряют к себе всякий интерес. Пока же " аномальную компоненту" из исторических хроник Самарского края и современных наблюдений можно разделить на несколько вполне самостоятельных подгрупп. Начнём с самых простых, привычных и поэтому наименее волнующих людское воображение. Первая группа — это световые столбы многокилометровой длины, исходящие из девственного леса Жигулей и бьющие в небо на высоту в несколько километров — о таких рассказывают и туристы, и местные жители, и лесники. Особенно часто такие явления наблюдаются вблизи Чарокайки и бывшего гудронного завода, хотя бывали подобные феномены и на берегу водохранилища, и над Сокольими горами, в ряде других мест Самарской Луки. Следующая группа АЯ — это так называемые " кошачьи лапки", группы светящихся шаров в небе над Жигулями. Очень часто появление " кошачьих лапок" случается наблюдать речникам. По их наблюдениям, первым делом в небе возникают белые яркие точки (ярче звёзд), которые потом разворачиваются в зелёные светящиеся шары, сгруппированные по пять штук как бы в " кошачьи лапки". Иногда " лапок" бывает две сразу, и наблюдаются на одном и том же месте по несколько часов подряд. Появляются они при любой погоде — могут возникнуть и на фоне звёздного неба, и на фоне дневных дождевых туч. Ещё одна группа АЯ получила название " кошачьи ушки", а выглядят эти явления как конусовидные невысокие столбы света, бьющего прямо из земли. Светящаяся зона в них чётко отграничена от окружающего пространства — так, как это можно сделать только с использованием современной лазерной техники (которой посреди леса вроде бы неоткуда взяться). Встречаются и странные " туманные" образования, откровенно нарушающие законы физики. Много раз туристы, побывавшие в Каменной Чаше, наблюдали очень плотные небольшие " облачка" белого цвета, по размеру сравнимые с размерами человеческой фигуры. Облачка эти передвигаются вдоль склонов Чаши в любых направлениях. Что интересно, ветер, сколь бы сильным он ни был, не препятствует движению этих сгустков, которые частенько идут ровно навстречу ветру, ничуть не меняя форму и не развеиваясь под воздействием воздушных потоков. И, наконец, плазмоиды — светящиеся шаровые образования, которые чем-то похожи на шаровые молнии, но гораздо больше них по размерам, да и по другим своим характеристикам их приходится относить к совершенно особой группе физических объектов. Иногда они даже проявляют определённое сочувствие к человеку (помните пример со светящимся шаром, осветившим упавший у пожилой женщины замок? ) Надо сказать, что последняя разновидность аномалий органично включена в местную деревенскую культуру — она является частью некоторых обрядов, которые особенно распространены среди небольших национальностей — мордвы, мокшей, чувашей. В основе некоторых местных религиозных течений лежат исторические факты взаимодействия человека, основавшего этот культ, и таких светоносных шаров. С точки зрения ортодоксальной науки, всё было бы гораздо проще объяснить, если бы подобные наблюдения оставались в далёком прошлом — мол, мало ли какие суеверия были у наших необразованных предков. Вот и выдумывали они сказки о нечистой силе, считая душами покойников пролетающие над деревнями огненные шары с искрящимися хвостами... Однако, не выходит списать всё на суеверия. И посейчас жители жигулёвских сёл — образованные современные люди без излишних предрассудков — продолжают наблюдать подобные феномены. То, что характер явлений сохраняется и по наше время, говорит об отсутствии принципиальной разницы между большинством сообщений прошлых веков и свидетельствами современных очевидцев, что, в свою очередь, заставляет предположить преимущественно земной, природный процесс образования подобных аномальных явлений. Возможно, их причина в тектонических процессах, сопровождающихся активным выделением энергии. Но менее волнующими от этого они не становятся. Как показывает опыт, народные предания надо изучать пристрастно, но не с той точки зрения, что все они — байки, а пытаясь найти в рассказах необразованных старушек из забытых богом и людьми деревень остатки древнего Знания; изучать их так, как изучал Шлиман легенды о Трое. В легендах Самарской Луки настойчиво и ярко вырисовывается образ хранительницы подземных кладовых — Хозяйки гор. Она, подобно Хозяйке Медной горы в уральских сказах, владеет всеми сокровищами жигулёвских недр, скрытыми в пещерах под Жигулями. Пещер таких, действительно, огромное количество — и природных, которые активно использовались местными жителями в течение многих сотен лет, и рукотворных. Культ Хозяйки, возможно, является отголоском культа Богини плодородия, Матери-земли (земле всегда приписывалось женское начало), одним из следов матриархата, который в течение некоторого времени являлся формой организации у населявших Луку племён. Так или иначе, до второй половины XVIII века Жигулёвские горы именовались Девьими, а на карте 1459 года район гор именуется Амазонией. И легенды, которым не меньше, чем полтысячи лет, рассказывают о группе сестёр-богатырок, к которым меряться силой приходили " и добрые молодцы, и калики перехожие". Видимо, с распространением в наших местах новой веры, легенды о сёстрах-богатырках постепенно заменились на рассказы о ведьмах, спящих долгим сном под Жигулями (так часто бывает в истории). В редкую ночь, говорят предания, ведьмы вылетают из-под воды на своих ступах, чтобы потом вернуться и опять уснуть до урочного часа. Можно предположить, что в этом случае мы наблюдаем определённую конвергенцию мифов — схождение, а потом и объединение мифологических линий. Одна из этих линий имеет своё начало в историческом факте существования матриархата, а другая, возможно, свидетельствует о многолетней истории наблюдений неопознанных летающих объектов явно нечеловеческого генезиса, по внешнему виду напоминающих распространённый некогда предмет обихода — ступы. Предположить подобное позволили современные свидетельства очевидцев. Так, одна из жительниц города Тольятти утром на берегу Волги напротив Жигулей наблюдала, как в небе появилась " звезда", которая быстро росла и в конце концов оказалась " двойной ступой", сложенной широкими концами друг к другу. " Ступа" имела размеры в несколько метров и явно металлический корпус. Из-под воды поднялся конус света, в него влетела " ступа", опустилась под воду и ушла за пределы видимости. Аналогичные случаи много раз сообщали и лётчики аэропорта Курумоч — правда, те видели подобные " ступы" в небе, и не только над Жигулями. Каменная Чаша Жигулей Но парадоксален не сам факт наличия аномальных явлений и аномальных мест в Самарской Луке — наоборот, было бы странно, если бы их там не было. Парадоксально, что места, которые, в принципе, совершенно обычны, с нулевым показателем по " шкале аномальности", вдруг начинают обладать непреодолимой притягательностью для людей и становятся культовыми. Один из наиболее ярких примеров такого культового места, родившегося буквально на глазах одного поколения людей, — это Каменная Чаша. Место, что и говорить, красивейшее и интересно хотя бы тем, что родников на Самарской Луке крайне мало. Но до поры до времени оно привлекало лишь туристов. А потом, в начале 90-х годов, случилось то, что сделало Чашу объектом паломничества. Журналистское расследование этого процесса, фактически завершённого к 1997 году, провёл Александр Шмыгов, в то время — корреспондент газеты " Презент". Ему и слово.
« Пришлый человек (родители привезли меня в Тольятти в 1973 году), я не слишком хорошо знаю свой город и земли, его окружающие. А хочется знать как можно лучше. Поэтому, когда я услышал о неком урочище с красивым названием Каменная Чаша и о бьющем в тех местах источнике (разные люди называют его по-разному — святым или чудотворным), мне непременно захотелось там побывать. Подогрела интерес к поездке вдруг обнаруженная мной широкая известность урочища в узких кругах уфологов, краеведов, экологов и целителей. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы