Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Диагностика субъектных проявлений старших дошкольников в игровой деятельности
(сюжетно-ролевая и режиссерская игра)
Определение подходов к педагогической диагностике развития ребенка как субъекта игровой деятельности требует обращения к специфике сюжетно-ролевой и режиссерской игры – разновидностей сюжетных игр дошкольников. Основной критерий игры – наличие воображаемой ситуации. (Л.С.Выготский, Е.Е.Кравцова, В.Т.Кудрявцев и др.). Преобладание воображаемого плана над реальным в сюжетных играх позволяет ребёнку строить игровые действия по логике игрового смысла воображаемой ситуации. К старшему дошкольному возрасту игра становится совместным видом деятельности дошкольников. Как правило, дети включены в игровые объединения от 2 до 4-5 человек, которые становятся устойчивыми по составу. Устойчивость игрового объединения косвенно характеризует удовлетворенность ребенка игровой деятельностью и отношениями со сверстниками. Устойчивыми считаются объединения, которые встречаются не менее чем в 40 % всех срезовых замеров; относительно устойчивыми – от 20 до 40 %; неустойчивыми – менее чем в 20 %. Общение детей является необходимым условием возникновения и существования игры как совместной деятельности. Поэтому игровой процесс старших дошкольников выглядит как метакоммуникация - постоянный переход из плана игровых отношений в план реальных отношений, обеспечивающих организацию и осуществление игровых действий, проникновение в замысел и намерения партнёра, реализацию замыслов (Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова). Следовательно, игра может рассматриваться как интегративная деятельность ребёнка, в которой действия в воображаемом плане неразрывно связаны с общением, направленным на их организацию и осуществление. Игре принадлежит первостепенное место в системе детских видов деятельности. В то же время необходимо определить, субъектом, какой именно игровой деятельности становится ребёнок старшего дошкольного возраста? Классически дошкольный возраст определяется как период сюжетно-ролевой игры. По мнению А.Н.Леонтьева только самый конец дошкольного возраста характеризуется переходом к «рубежным» формам игры - игре-фантазированию, драматическим играм и играм с правилами. Их «рубежный» характер определяется тесной связью с другими видами деятельности: литературным и художественным творчеством, учебной деятельностью, своеобразным сдвигом мотива игры с процесса на её результат. В концепциях игровой деятельности конца 20 века (Л.А Венгер, Е.М.Гаспарова, Н.А.Короткова, Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова, Н.Я.Михайленко и др.) убедительно доказано, что развитие игры в дошкольном детстве процесс сложный и неоднозначный. Развитие этой деятельности начинается с сюжетно-отобразительной и индивидуальной режиссёрской игры, которые затем образуют две самостоятельные линии становления игры. Сюжетно-отобразительная игра перерастает в сюжетно-ролевую, а индивидуальная режиссёрская игра продолжает развиваться и к старшему дошкольному возрасту достигает своих вершин. Развитие сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте связано с переходом к сюжетосложению как способу построения этой деятельности. Сюжетосложение основано на развёртывании последовательности целостных игровых ситуаций, включает их обозначение для партнёра и совместное пошаговое планирование. Роль «подчиняется» сюжету, происходит постепенное свертывание и сокращение условный игровых действий, их переход в план воображения. Поэтому игра становится все больше речевой деятельностью ребенка, в которую вплетаются условные игровые действия. Ребенка все больше привлекает продукт сюжетной игры – игровой сюжет. Часто у старших дошкольников возникает стремление зафиксировать придуманный сюжет, поэтому в игру включается рисование, создание карт игрового пространства. Наличие общества сверстников способствует тому, что из индивидуальной режиссёрская игра превращается в развёрнутую форму совместной детской деятельности. По-видимому, по отношению к ребёнку старшего дошкольного возраста, возможно, говорить о развитии субъектной позиции как сюжетно-ролевой, так и в режиссёрской игре. Режиссёрская игра - это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребёнок организует деятельность как бы извне, как режиссёр он выстраивает и развивает сюжет, управляет игрушками и озвучивает их. С психологической точки зрения режиссёрская игра представляет собой «воображение в действии» (Е.Е.Кравцова). Режиссёрская игра выполняет важнейшую социокультурную функцию в развитии ребенка дошкольного возраста. Активно присваивая культуру, ребенок отображает в режиссерской игре то, что представляет для него первостепенную ценность. Создавая и «оживляя» предметный мир, ребёнок воплощает собственные замыслы, своё видение окружающей действительности. Поэтому режиссёрская игра – важнейший фактор социализации дошкольника, и в то же время одно из немногих средств, которое позволяет взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребёнка, что его волнует, интересует. Ребёнок, подобно режиссёру представляет, как будут взаимодействовать разные персонажи, что в результате этого произойдёт, он смотрит на воображаемые события и оценивает их с разных позиций – изнутри игры и извне её – от самого себя. Научившись действовать с разных точек зрения в режиссёрской игре, ребёнок легче овладевает общением со сверстниками как самоценной деятельностью. Режиссёрская игра – естественное средство, обеспечивающее познание и оценку окружающей действительности, децентрацию личности дошкольника, становление его самостоятельности. Предметный мир режиссёрской игры чрезвычайно многообразен – это и игрушки, и разнообразные предметы, на которые ребёнок переносит функции тех игрушек, которых не хватает для реализации сюжета. Это свидетельствует о том, что в режиссёрской игре ребёнок овладевает способностью «переноса» функций с одного предмета на другой, появляется механизм замещения, благодаря которому идёт становление подлинной игры – символической деятельности. В старшем дошкольном возрасте режиссёрская игра принимает совместный характер. По ходу деятельности возникает содержательное общение. Выдвигая и обсуждая игровые замыслы, ребёнок получает возможность самоутверждения, оценки своих возможностей, признания в кругу сверстников. Это указывает на то, что освоение позиции субъекта этого вида игровой деятельности является одним из необходимых условий эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников. В режиссёрской игре дети переходят к развёрнутому планированию игровых событий, в речь включаются описательные и повествовательные высказывания, оценка игровых образов и событий, что связано с развитием сюжетосложения. Режиссёрские игры опираются на широкий социальный опыт - впечатления, полученные из сказок, мультфильмов, телефильмов. Как следствие - сюжеты усложняются, от простейшей цепочки знакомых действий дети переходят к разыгрыванию разного рода ситуаций, в которых участвует множество взаимосвязанных реальных и фантастических персонажей. Игровой мир режиссерской игры позволяет ребенку «опредмечивать» сюжет, видеть его как бы со стороны. Таким образом, для сюжетно-ролевой и режиссерской игры старших дошкольников общим является направленность на создание игрового сюжета как самоценного продукта игры, совместный характер этих видов игр. Различие проявляется в игровой позиции ребенка, где в первом случае она выступает как ролевая, а во втором – как режиссерская. При этом средства создания игровых образов достаточно близки – это речь, мимика и жесты, комментирование проявлений игрового персонажа. Это позволяет выдвинуть единые позиции для определения субъектных проявлений ребенка в сюжетно-ролевой и режиссерской игре. Следует учитывать специфику игры как интегративной деятельности, сочетающей воображаемые игровые действия с реальным общением участников игрового процесса. Освоение ребёнком старшего дошкольного возраста позиции субъекта игровой деятельности может быть охарактеризовано, как: · Интерес к сюжетно-ролевой и режиссерской игре. · Активность и избирательность, проявляемые в разных формах инициативности участия в сюжетных играх. · Самостоятельность и творчество в выдвижении игровых замыслов, в использовании сюжетосложения как способа построения игры, в создании выразительных игровых образов, в общении, направленном на согласование и реализацию замыслов (владение планирующими, поясняющими, обозначающими действиями). · Владение коммуникативными умениями: аргументированность и адресованность организационно-делового обращения к партнёру для развития совместной игры, использование вербальных и невербальных способов общения, способность заметить настроение сверстника и проявить сочувствие, что создает общий эмоционально-положительный фон игры. Показатели освоения ребенком позиции субъекта игровой деятельности нарастают постепенно от группе к группе, что представлено в диагностических картах (Приложение 1). Исследовательская диагностика развития игровой деятельности старших дошкольников направлена на выявление особенностей освоения детьми позиции субъекта. Для выявления интереса ребёнка к участию в сюжетных играх может быть использована индивидуальная беседа по вопросам: · Любишь ли ты играть? · В детском саду ты любишь играть один или с ребятами? · В какие игры ты любишь играть больше всего? · Кем ты чаще бываешь в играх? · Кем бы ты хотел быть? · В какую игру ты бы хотел поиграть, но тебе никак не удаётся? Почему? · Нравятся ли тебе игры и игрушки, которые есть в группе? С какими игрушками ты любишь играть? Для выявления интереса детей к сюжетным играм, их содержанию, желания играть со сверстниками или одному, половых предпочтений может быть использована методика «Выбор картинки». Детям предлагается 10 карточек с изображением разных видов игр и дается инструкция: «Разложи карточки в порядке убывания так, что бы в начале лежали карточки, на которых изображены твои любимые игры, а в конце – игры, в которые ты любишь играть меньше всего». На карточках изображены (см. Приложение 2): 1. Дети, играющие в «Дочки-матери». 2. Дети, играющие в «Доктора». 3. Дети, играющие в «Магазин» 4. Дети, играющие в «Путешествие». 5. Дети, играющие в «Корабль» 6. Дети, играющие в «Строителей». 7. Дети, играющие в машинки. 8. Дети, разыгрывающие сказку. 9. Дети, играющие в настольно-печатные игры. 10. Ребенок, играющий один. Ведущим методом диагностики проявлений избирательности, самостоятельности и творчества детей в сюжетно-ролевой и режиссерской играх является наблюдение за играми детей в утренний отрезок времени и после дневного сна (это время является наиболее благоприятным для самостоятельных творческих сюжетных игр детей). Наблюдение даёт возможность выявить особенности игрового опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить творческие возможности ребёнка в игровой деятельности - степень его активности и самостоятельности в организации игры, построении сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками. В протоколе наблюдения фиксируется: · преобладающие виды игр, в которые играют дети; · тематика и содержание творческих сюжетных игр детей; · организация детьми игровой деятельности - сговор на игру, обозначение и создание игрового пространства, распределение ролей, поясняющие и обозначающие действия; · наличие и характер действий, направленных на построение игрового сюжета, принятие партнерами действий по изменению игрового сюжета; · наличие и характер действий, направленных выполнение роли с сюжетно-ролевой игре или создание образа игрового персонажа в режиссёрской игре; · особенности использования детьми материалов, находящихся в предметно-игровой среде; · продолжительность игры. Регистрация полученных данных может вестись при помощи фотозаписи или с использованием диагностической карты (Приложение 1). Для изучения особенностей освоения коммуникативно-игровых умений может быть использован метод наблюдения за организационным игровым общением детей. В разные режимные моменты (утренний отрезок времени, прогулка, время после дневного сна) фиксируется: · наличие и количество игровых объединений, их устойчивость, половой состав; количество детей, играющих индивидуально, количество участников игры в начале и в конце; · все обращения детей друг к другу во время игры, их содержание (просьбы, распоряжения, указания, вопросы, ответы и др.), средства организации общения (экпрессивно-мимические, речевые, предметные действия); · эмоциональный фон общения (положительный, отрицательный, нейтральный), который проявляется в мимике, открытости или закрытости жестов и поз, речевой интонации, преобладающем у ребёнка настроении, лёгкости или трудности вступления в контакт со сверстниками, проявления сопереживания и сочувствия в общении со сверстником во время игры; · адресованность сверстнику инициатив, связанных с предложением темы игры, распределением ролей или игровых персонажей, развитием сюжета, созданием игровых образов; · аргументация замыслов и предложений для партнёра. Для выявления круга общения детей в игре используется метод одномоментных срезов. Наблюдая за играми детей после дневного сна, каждые пять минут фиксируются все игровые объединения, имеющиеся на данный момент и дети, играющие в одиночку. Необходимо получить не менее 10 срезов. При обработке полученных данных анализируется численный (диады, триады и т.д.) и половой состав игровых объединений, определятся их устойчивость. Объединения, которые встречаются не менее чем в 40 % срезов считались устойчивыми, в 20 - 40 % срезов - относительно устойчивыми, в 20 % срезов - неустойчивыми. Устойчивость игрового объединения свидетельствует о стабильности детских привязанностей, избирательности отношений. Полученные данные оформляются в виде таблицы.
Анализ результатов диагностики позволяет распределить детей по группам в связи с особенностями освоения позиции субъекта игровой деятельности. Субъектная позиция детей 5-7 лет в игровой деятельности проявляется по-разному. Для детей группы «А» характерно оптимальное развитие позиции субъекта игровой деятельности. О развитии игровых замыслов свидетельствует появление предварительного обозначения темы игры, двух или трёх игровых событий. Ярко выражены индивидуальные творческие проявления детей. Дети заинтересованы совместной игрой. Интерес к игре снижает количество конфликтов внутри игровых объединений, эмоциональный фон играющих положительный. Игровые объединения характеризуются устойчивостью и одновременно «открытостью» по отношению к новым игрокам. Дети способны согласовать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнёров, умеют объяснить замыслы, адресовать обращение партнёру. Для них характерно использование просьб, предложений в общении с партнёрами. Они способны проявить сочувствие, пожалеть, помочь, склонны к улаживанию возникающих конфликтов. Для детей это группы характерно преобладание режиссёрской игры над сюжетно-ролевой. Активность детей проявляется по-разному. Для детей, условно названных «сочинителями», более интересны игры, которые, в основном, проходят в вербальном плане, с минимальным опредмечиванием сюжета. Здесь хорошо заметен переход к «рубежному» виду игровой деятельности - игре-фантазированию. Как правило, дети-«сочинители» фантазируют, объединившись по вдвое и образуя устойчивое игровое объединение. В то же время они охотно принимают участие в коллективных играх, где становятся носителями игрового замысла, и благодаря ним идёт продвижение сюжета вперёд. Игровые действия только частично выполняются, частично проговариваются. Благодаря проговариванию создается общая игровая ситуация. Присутствие в игре «воображаемого героя» является важным признаком - это предтеча наиболее высокого этапа развития игровой деятельности (игры-фантазирования), целиком основанного на сюжетосложении - придумывании целостных сюжетных событий. Дети адресуют игровые замыслы партнёрам, аргументируют свои предложения, выдвигают инициативы, связанные с организацией и осуществлением деятельности. Это «заводилы», у которых придумывание игровых событий преобладает над их реализацией через создание образов игровых персонажей и выполнение игровых действий. Участие в совместных играх позволяет им полной мере реализовать свои игровые замыслы, так как их предложения по развитию сюжета отличаются оригинальностью и с удовольствием принимаются детьми. Для «сочинителей» характерно осуществление игры в речевом плане и воображении. Стремление аргументировать замыслы для сверстников делает общение положительно-направленным. Для детей-«исполнителей» наиболее интересен процесс создания игровых образов, управления персонажами. Для этого они используют разнообразные средства - мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую речь. Создаваемые образы выразительны, отличаются интересными репликами. Дети-«исполнители» активно реализуют общий игровой замысел. Они доброжелательны по отношению к сверстникам, умеют наладить с ними содержательное общение, основанное на умении согласовать замыслы и, при необходимости, уступить. Потребность в игре удовлетворяется у «исполнителей» в полной мере, так как в совместной деятельности они реализуют замыслы, которые возникли в ходе их совместного обсуждения (сюжетосложения). Иногда - в реализации замыслов «сочинителей». Их участие в игре характеризуется увлечённостью. О появлении детей-«режиссёров» свидетельствует их высокая активность, как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей, выполнении игровых действий. Их проявления позиции субъекта максимальны в игровом организационном общении: они выступают посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, отличаются развитым чувством справедливости, «дирижируют» замыслами игроков, способствуют их согласованию. Для них характерен положительный эмоциональный настрой, открытость в общении со сверстниками, стремление к справедливости. Таким образом, проявления позиции субъекта связаны с возможностью самореализации детей в игре, творчеством. Проявления, характерные для группы «А» возникают при использовании современных технологий педагогического сопровождения сюжетных игр дошкольников. В условиях традиционных педагогических технологий данные проявления носят эпизодический характер, наблюдаются у незначительной части старших дошкольников. Наиболее типичны для детей проявления группы «В», свидетельствующие о достаточном для старшего дошкольного возраста развитии позиции субъекта игровой деятельности. Для детей характерно построение сюжета по ходу игры на основе изменения ролевого поведения, смены ролей. Началу игры предшествует сговор, определяющий её тему и одно игровое событие, что свидетельствует о появлении в игре замысла. Роли распределяются по ходу игры. В игре широко представлен ролевой диалог, который служит средством создания игровых образов, дети постоянно меняют роли, что позволяет разворачивать сюжет и преодолевать его круговой характер. Особенно привлекательные игровые события могут повторяться несколько раз в подряд, доставляя детям удовольствие. Речевой оборот «А давай теперь…», свидетельствует о намерении согласовать замысел с партнёром. В целом игра не продолжительна, так как способ построения сюжета - сюжетосложение ещё не освоен в полной мере. Следует отметить, что для данной группы детей характерен переход от сюжетно-ролевой игры к режиссерской, происходит слияние этих игр. Для игр свойственно отражение отношений между персонажами, которым подчинены их функциональные (профессиональные, «сказочные» и др.) действия, что является предпосылкой овладения сюжетосложением. В то же время, в сюжетных событиях игр детей часто находят отражение отрицательные эмоции игровых персонажей, которые переносятся из мультсериалов и современных телесериалов для взрослых. Это приводит к чрезмерному эмоциональному возбуждению детей в игре, которое проявляется в повышенных, крикливых речевых интонациях, беготне по группе, агрессивных действиях по отношению к играющим из других игровых объединений - ради забавы их могут толкнуть, дёрнуть, разрушить постройку и совершить другие аналогичные действия. В игры девочек включается неигровое общение, в котором они подражают темам, содержанию разговоров героинь телесериалов. Это провоцирует высмеивание тех сверстниц, у которых хуже игрушки, наряды. Им могут приписываться черты отрицательных героинь сериалов, их роли. Недостаточное освоение обозначающих и поясняющих действий, умений обратиться к сверстнику принять его предложение, аргументировать замысел приводит к рассогласованию действий детей в игре, переходу от совместной деятельности к параллельной или индивидуальной, и обратно к совместной. Игровые объединения являются относительно устойчивыми. В играх детей появляется лидер - организатор, который задаёт тон игры в соответствии со своими желаниями и интересами, решает, кого принять в игру, а кого нет. Под влиянием лидера в рамках играющей подгруппы проявляется внимание по отношению к партнёрам, их предложения выслушиваются, хотя и не всегда принимаются. К детям со «стороны» проявляется или безразличие (например, просьбу сверстника принять его в игру дети «не слышат») или недружелюбие, которое выражается в речи или в экспрессии: «Тебе нельзя! », «Ты не будешь с нами играть! ». Недовольство выражается мимикой, отталкивающими движениями или жестами. Для общения характерны угрозы, приказания, отрицательные оценки партнёров. Аргументируя свои игровые инициативы, дети находят значимые для себя обоснования, игнорируя при этом интересы сверстников, они не склонны к проявлению сочувствия по отношению к партнёрам «со стороны». По-видимому, указанные особенности связаны с тем, что в рамках общей игры, каждый ребёнок всё ещё стремится развивать свою тему, события, разыгрываемые совместно чередуются с индивидуальной игрой. Ребёнок «со стороны» воспринимается как помеха, которая может разрушить сложившийся игровой стереотип. Наличие положительных оценок деловых качеств друг друга внутри игрового объединения свидетельствуют о появлении заинтересованного отношения к партнёрам по игре, их деловым качествам, от которых зависит совместная игра. В общении внутри своего игрового объединения проявляется доброжелательность, склонность к проявлению сочувствия в ситуациях, требующих помощи. При этом часто дети не умеют адресовать общение сверстнику, не могут найти аргументы, чтобы отстоять свои замыслы. Поэтому, в общении с детьми с отрицательной направленностью взаимодействия, чувствуют себя крайне дискомфортно, попадают в зависимость от более инициативных сверстников-лидеров. Таким образом, для детей группы «В» характерны недостаточная ориентированность на сверстника как на партнёра по совместной игре, противоречия между развивающимися игровыми замыслами и способами их реализации как в воображаемом плане, так и построении организационного общения. Показатели группы «В» являются наиболее характерными для детей старшего дошкольного возраста. Общими для игр детей групп «А» и «В» является различия в играх девочек и мальчиков. Девочкам более интересен подготовительный этап игры, он вызывает интенсивное игровое общение. Роли не принимаются играющими, они выступают от имени игровых персонажей, комментируют их действия и проговаривают реплики персонажей, пользуются речевой интонацией, что свидетельствует о наличии режиссерской игры. Для мальчиков в большей степени характерно предметно-словесное обозначение игрового места, например, при помощи строительного материала – «давайте здесь гараж», но чаще для них вся групповая комната воображаемый мир, подготовка к игре занимает незначительное время. Видимо, различия связаны с тем, что в играх девочек в большей степени присутствуют традиционные темы, представленные в предметно-игровой среде дошкольных учреждений («Дочки-матери», «Детский сад», «Больница» и др. и игры с куклой Барби). Мальчики чаще играют принесёнными из дома игрушками - роботами, трансформерами, вольтронами, черепашками-ниндзя и др. Соответственно, в играх находят отражение путешествия, звёздные войны, сражения чудовищ, что не требует столь жёсткого обозначения игрового пространства. Им интересен сюжет, основанный на борьбе добра и зла, они стремятся к точному воссозданию игровых образов, пользуясь интонацией, движениями. Дети группы «С» характеризуются недостаточным развитием позиции субъекта игровой деятельности . Они преимущественно играют в сюжетно-ролевые игры, отражая в них традиционные бытовые и профессиональные темы. Типичный пример такого сюжета: «мама приводит дочку к врачу, врач осматривает и лечит руку, мама с дочкой идут в магазин и покупают апельсины», затем ситуации повторяются с небольшими изменениями, приобретая «круговой характер». Наряду с предметно-игровыми действиями используются замещающие и изобразительные, например, «продавец раскладывает товар, берёт плату, выбивает чек» (выбивание чека – «чик-чик-чик», при этом ребёнок просто дотрагивается пальцем до стола, как бы выбивает чек). Вербальное пояснение изобразительных игровых действий отсутствует, что ведёт к непониманию действий партнёра и рассогласованию замыслов детей в игре. Игра превращается в параллельную, где дети исполняют одинаковые роли и копируют действия друг друга. Ролевой репертуар ограничен традиционными ролями, продиктованными материалами предметно-игровой среды группы - врач, матрос, парикмахер, продавец и др. Ролевые диалоги короткие и слиты с обозначением игровых событий, это приводит к тому, что они не связаны по содержанию, дети не всегда понимают друг друга. Как следствие - негативная оценка детьми друг друга, создающая отрицательный эмоциональный фон игрового общения и определяющая переход от совместной к индивидуальной игре. Сюжет строится через принятие роли и стремление завязать ролевой диалог. Для детей характерно стереотипное разыгрывании одних и тех же сюжетов и ролей от игре к игре, что приводит к «ритуализации» деятельности. Следовательно, позиция субъекта игровой деятельности выражена недостаточно, так как самостоятельность и творчество - минимальны. Игровые объединения относительно устойчивы или неустойчивы. Обнаруживая стремление к организационному общению в игровой деятельности, дети не удерживают его цели, не умеют согласовывать замыслы со сверстниками, что приводит к прекращению деятельности как совместной или возникновению конфликтов. Адресованность актов общения ситуативная и неустойчивая, аргументированность высказываний отсутствует. Поэтому преобладает отрицательный эмоциональный фон общения. В практике работы дошкольных образовательных учреждений наблюдается «застревание» детей на этом этапе развития игровой деятельности, если педагоги уделяют сюжетным играм недостаточное внимание. В целом, дети группы «С» продолжают использовать способы построения сюжетной игры, освоенные на более ранних возрастных этапах. Характерной особенностью игр детей группы «D» со сниженным развитием позиции субъекта игровой деятельности является использование игрушки в качестве партнёра по игре, заменяющее игровое общение со сверстниками. Построение сюжета осуществляется на основе предметно-действенного замещения (действие с игрушкой - кормление, укладывание спать и др.), что характерно для детей более младшего возраста. Дети отражают лишь внешний рисунок роли - действия, некоторые обороты речи. Например, доктор «слушает» больного, «выписывает рецепт», отношение к больным не раскрывается. Причиной этого является то, что внутренняя эмоциональная сторона отношений между людьми не является для детей объектом познания. Несформированность обозначающих и поясняющих действий не позволяет согласовывать замыслы с партнёрами по игре. Игровая деятельность детей разворачивается параллельно, контакта между играющими практически нет. В связи с этим не создаётся общая для её участников эмоционально привлекательная атмосфера. Дети этой группы не являются членами игровых объединений и преимущественно играют одни. Дети, относящиеся к этой группе, разделены на две подгруппы: «наблюдатели» и «разрушители». «Наблюдатели» с интересом наблюдают за тем, как играют другие дети, внутренне сопереживают происходящим игровым событиям, что проявляется в их мимике (шевелят губами, как бы проговаривая игровые события), позе. В индивидуальной игре подражают увиденному в играх сверстников. О позиции наблюдателя свидетельствует пассивность детей, их «уход» от совместной игровой деятельности или полная зависимость от партнёров, подчинение их замыслам, что делает совместную игру кратковременной, а игровое общение неэффективным. Они не умеют адресовать акт общения конкретному сверстнику, аргументировать свои суждения. В общении с детьми избегают зрительного контакта, речь тихая, невыразительная, голова опущена вниз, поза напряжённая. Для детей, условно названных «разрушители», свойственна реактивность, направленная на «разрушение» игр других детей. Они не умеют адресовать высказывание сверстнику, пользуясь социально принятыми формами. Например, могут взять ребёнка руками за лицо и повернуть его к себе, громко кричать, обзывать в случае недовольства ответом. Как следствие, разрушение совместной деятельности и конфликт. Сверстники часто на них обижаются, жалуются воспитателю, поэтому к таким детям часто применяются наказания. «Операциональный» барьер и барьер общения, связанные с отсутствием умений действовать в воображаемом плане и коммуникативных умений не позволяет им занять позицию субъекта игровой деятельности. Таким образом, освоение позиции субъекта игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте может носить достаточно вариативный характер, что обусловлено особенностями педагогического сопровождения детей. Максимально возможные показатели достигаются детьми, если игра развивается как самостоятельная творческая деятельность ребенка дошкольного возраста. Это обеспечивается: ü Гибким сочетанием прямых и косвенных способов руководства играми детей; поэтапным изменением тактики педагогического сопровождения ребенка в игровой деятельности в зависимости от степени освоения ребенком позиции субъекта игровой деятельности; ü Планированием деятельности педагога по сопровождению ребенка в игровой деятельности на основе результатов педагогической диагностики; ü Отбором содержания игр на основе интересов и предпочтений современных дошкольников; ü Ориентацией педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности, их дальнейшее поэтапное их стимулирование и развитие.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1719; Нарушение авторского права страницы