Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Диагностика творческих проявлений старших дошкольников



Без максимальной актуализации творческих возможностей каждого человека сложно решать проблемы в любой сфере жизни. Это подчёркивает ценность творчества в человеческой жизни и усиливает значимость решения проблемы творческих способностей человека.

В ходе творческой деятельности ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремиться преодолеть трудности. Углубляются представления дошкольников об окружающем мире, о его предметах и явлениях, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали. С помощью творчества каждый ребёнок может почувствовать свою значимость, поверить в свои силы, ощутить себя созидателем.

Для того, чтобы эффективно развивать творчество, необходимо знать его законы и особенности (общие, возрастные, индивидуальные). Предложенная диагностика строится на выявлении индивидуальных особенностей развития творчества детей, так как творчество – процесс субъективный. Он зависит от индивидуального опыта субъекта. Отсюда вытекает необходимость исследования особенностей субъекта, его личного опыта. Исследование особенностей субъекта в развитии творчества можно условно разделить на два блока: исследование эмоционально-субъектных и исследование деятельностно-субъектных проявлений детей старшего дошкольного возраста в творчестве.

Особенностью данной методики является возможность определить с ее помощью не только особенности развития творчества каждого отдельного ребёнка старшего дошкольного возраста, но и группы детей в целом.

По результатам диагностики можно получить данные об особенностях творчества у ребёнка, его отношение к творчеству, представления о творчестве, наиболее предпочтения в выборе видов деятельности. Данная информация необходима для эффективного развития индивидуального творчества ребёнка.

Кроме того, по результатам диагностики педагог получает возможность объединять детей в группы по уровням развития творчества, по наиболее предпочитаемому виду детской деятельности, по интересам, по предпочитаемым партнёрам и так далее. Подобная дифференциация делает педагогический процесс более индивидуализированным.

Для определения развивающего творчество потенциала среды группы детского сада разработан специальный блок методов. С его помощью педагог самостоятельно может определить влияние среды на развитие детского творчества.

Предмет диагностики – особенности развития творчества старших дошкольников.

Задачи диагностики:

1. Изучить эмоционально-субъектные проявления старших дошкольников в творчестве.

2. Изучить деятельностно-субъектные проявления старших дошкольников в творчестве.

3. Определить особенности организации педагогического процесса, его влияние на развитие творчества старших дошкольников.

Методы данной диагностики можно разделить на 3 блока.

I блок методов направлен на изучение эмоционально-субъектных особенностей ребёнка (его интересов, предпочитаемых видов детской деятельности, отношения к творчеству, представлений о творчестве), которые позволят в дальнейшем конструировать индивидуально-ориентированное содержание и подбирать специальные методы и формы работы с детьми

II блок методов изучает деятельностно-субъектные особенности ребёнка, к которым относятся умения ребёнка, особенности его поведения.

III блок методов направлен на изучение особенностей организации педагогического процесса и его влияния на развития творчества старших дошкольников.

 

Изучение эмоционально-субъектных особенностей ребёнка.

 

«Беседа-интервью»

 

Цель: выявление интересов ребёнка.

Для проведения данной методики необходим микрофон (игрушечный). «Корреспондент» должен вжиться в роль и сохранять заданные условия игровой ситуации. В ходе интервью могут возникнуть спонтанные вопросы, несколько изменив ход беседы.

Вначале проведения методики ребёнку задаётся вопрос: «Кем бы ты хотел быть, когда вырастишь? » Далее даётся следующая инструкция: «Представь, что ты стал известным человеком (указывается та профессия, которую назвал ребёнок). И вот пришёл корреспондент брать у тебя интервью, чтобы написать статью о твоём детстве. Он будет задавать вопросы, а ты отвечай по-честному».

Вопросы беседы:

· Уважаемый (-ая) (называется ребёнок по имени и отчеству), что Вы любили больше всего делать в детстве? Чем любили заниматься?

· А расскажите, пожалуйста, какие у Вас были любимые игры, игрушки?

· С кем Вы играли в детском саду? А кто составлял Вам компанию в играх дома?

· А за цветами и домашними животными Вы ухаживали в детстве? Что Вы с ними делали?

· Что Вы любили в детстве смотреть по телевизору?

· Вы любили слушать сказки, истории, отгадывать загадки? Какая у Вас любимая книжка?

· Если бы с Вами захотел познакомиться какой-то новый человек, чтобы Вы ему рассказали о себе: какой ты?

· А в завершение нашего интервью, скажите, пожалуйста, хотите ли Вы быть на кого-нибудь похожим? На кого?

Предложенные беседы способствуют выявлению содержания совокупности опыта, интересов, отношения к творчеству и других особенностей детей. Беседы предполагают диалоговое общение с ребенком, в ходе которого ему предлагается занять позицию субъекта, равного партнера, что дает дошкольнику возможность размышлять, высказывать свою точку зрения, не испытывая негативных эмоций из-за боязни ошибиться, сказать что-то неправильно.

 

«Деятельность в картинках»

 

Цель: определение предпочтений ребёнка в выборе вида деятельности.

Пред ребёнком раскладываются пять листов с сериями тематических картинок: «изобразительная деятельность», «музыкальная деятельность», «экспериментирование», «литературная деятельность» и «игровая деятельность» (см цветную вклейку 2, часть 3 пособия) и даётся следующая инструкция: «Посмотри внимательно на эти картинки и выбери, пожалуйста, то занятие, которым тебе хотелось бы больше всего заниматься». После того, как ребёнок сделал выбор, экспериментатор откладывает выбранную картинку и повторяет ту же инструкцию относительно оставшихся картинок.

Для того чтобы выявить является ли предпочтение определённого вида деятельности устойчивым, рекомендуется использовать данный метод не менее трёх раз в течение недели.

Таким образом, можно проранжировать предпочитаемые ребёнком виды деятельности (от наиболее предпочитаемого к менее предпочитаемому). Это позволит спроектировать варианты интегрированных занятий, учитывая интересы детей.

 

Анкетирование родителей

 

Цель: изучение интересов детей; изучение отношения родителей к творчеству.

Анкета состоит из 14 вопросов.

Уважаемые родители, заполните, пожалуйста, данную анкету. С Вашей помощью мы сможем лучше узнать Вашего ребёнка. Полученные результаты будут способствовать улучшению организации педагогического процесса.

1. Укажите фамилию и имя Вашего ребёнка

2. Отметьте (подчеркните), что наиболее увлекает Вашего ребёнка: рисование, лепка, аппликация, музыка, книги, животные, растения, конструирование, игры (подвижные, настольные, сюжетно-ролевые), эксперименты и опыты или что-то другое (укажите что)

3. Что рисует Ваш ребёнок чаще всего (подчеркните): людей, войну, принцесс, здания, технику, животных, космос, природу или что-то другое (укажите что)

Чем рисует Ваш ребёнок чаще всего (подчеркните): краски, мелки, тушь, карандаши, фломастеры? Другие материалы (укажите)

4. Какую музыку чаще слушает Ваш ребёнок (подчеркните): популярную, детскую, классическую или какую-то другую (укажите)

Если у Вашего ребёнка есть любимая песня, то укажите её

Любит ли танцевать (да / нет – подчеркните)? Сочиняет ли музыку (да / нет- подчеркните)? Любит ли петь (да / нет – подчеркните)?

5. Какую литературу предпочитает Ваш ребёнок (подчеркните): сказки, приключения, рассказы о природе, комиксы, стихи или что-то другое (укажите что)

Если есть любимое литературное произведение у Вашего ребёнка, то укажите, какое

6. Привлекают ли Вашего ребёнка лужи, снег, вода, песок, магниты, камни, палки и другие предметы (укажите какие) в целях игры, эксперимента? Если – да, подчеркните что. Насколько сильно привлекают? (обведите цифру): 0 1 2 3 (0 – абсолютно не привлекают, 1 – привлекают редко, 2 – привлекают время от времени, 3 – очень часто привлекают).

7. В какой мере Вы считаете активным своего ребёнка (обведите цифру): 0 1 2 3 (0 – абсолютно не активен, 1 – активен в редких случаях, 2 – время от времени активен, 3 – очень активен). Какой характер носит активность: физическая или интеллектуальная (подчеркните).

8. В какой мере Вы считаете самостоятельным своего ребёнка (обведите цифру): 0 1 2 3 (0 – абсолютно ничего сам сделать не может, 1 – самостоятельность проявляет редко, 2 – что-то может сделать самостоятельно, 3 – постоянно проявляет самостоятельность).

1. Как Вы реагируете на «внештатные» ситуации, связанные с фантазией и экспериментами Вашего ребёнка? Подчеркните наиболее близкое Вам утверждение: 1 – мне это очень не нравится, я не понимаю смысла в бесполезном выдумывании и фантазировании, иногда ругаю ребёнка в подобных ситуациях; 2 – стараюсь относиться к данным ситуациям спокойно, так как все мы родом из детства, но не всегда получается; 3 – иногда мы с ребёнком вместе что-нибудь сочиняем и экспериментируем. Возможная дополнительная информация

10. Какое из направлений развития Вашего ребёнка Вы считаете наиболее значимым (подчеркните): интеллектуальное, социально-нравственное, эстетическое, физическое, развитие творчества?

11. Подчеркните 5 наиболее подходящих характеристик, по Вашему мнению, для определения творческого человека:

- активность; - авантюризм; - безответственность; - весёлость; - впечатлительность; - горячность; - гордость; - избалованность; - инициативность; - индивидуализм; - мрачность; - мечтательность; - находчивость; - независимость; - нелюдимость; - неуправляемость; - общительность; - поверхностность; - практичность; - предприимчивость; - самостоятельность; - смелость; - усердие; - целеустремлённость; - чувствительность. Возможные дополнительные характеристики творческого человека (укажите)

12. В какой мере Вы считаете себя человеком творческим (обведите цифру): 0 1 2 3 (0 – абсолютно не творческий, 1 – чуть-чуть творческий, 2 – творческий в меру, 3 – очень творческий).

13. В какой мере Вы можете назвать своего ребёнка творческим человеком (обведите цифру): 0 1 2 3 (0 – абсолютно не творческий, 1 – чуть-чуть творческий, 2 – творческий в меру, 3 – очень творческий).

14. Хотели бы Вы, чтобы у Вас был творческий ребёнок? Да / нет – подчеркните.

Вопросы 9, 10, 11, 14 направлены на отношение родителей к творчеству, вопросы 2, 3, 4, 5 направлены на изучение индивидуальных особенностей ребёнка (интересов) – анализ качественный. Вопросы 6, 7, 8, 13 определяют уровень креативности (по личностным характеристикам детей) – мнение родителей. Анализ количественный: 0 - 3 – низкий, 4 - 7 – средний, 8 -12 – высокий.

 

Беседа о творчестве

Цель: выявление отношения к творчеству (вопросы 3, 4, 5) и представление ребёнка о творчестве (вопросы 1, 2, 4).

Вопросы беседы:

· Как ты думаешь, что такое фантазия? А творчество что такое?

· Кто может заниматься сочинять, придумывать, фантазировать?

· Ты когда-нибудь сочинял, придумывал, фантазировал? Что?

· Можно ли научиться сочинять, придумывать? Как?

· Хотел бы ты придумывать, сочинять?

Вопросы 1, 2, 4 (представление) обрабатываются следующим образом: 0 – ребёнок не отвечает; 1 – отвечает примерно; 2 – даёт развёрнутый ответ. Если ребёнок набирает 0 – 2 баллов его уровень представлений о творчестве низкий, 3 – 4 балла – средний, 5 – 6 баллов – высокий.

За каждый утвердительный ответ на вопросы 3, 4, 5 (отношение) – 1 балл. Если ребёнок набирает 3 балла его уровень отношения высокий, 2 – средний, 0 – 1 – низкий.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. IV.1.3. Реакция Манту - ложноположительная диагностика
  2. Акустическая диагностика и таксономия
  3. АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
  4. Анализ произведений художников, творческих работ детей.
  5. Анализ результатов коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников
  6. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ДИАГНОСТИКА БОЛЕЗНЕЙ КОНЕЧНОСТЕЙ
  7. Анатомо-функциональная характеристика пищевода. Дивертикулы пищевода. Классификация, клиника, диагностика, лечение.
  8. Аппликация как средство развития творческих способностей
  9. Вегето-сосудистая дистония. Этиология, патогенез, диагностика, лечение.
  10. Виды эмоциональных нарушений у старших дошкольников
  11. Вопрос Болезнь Верльгофа. Этиология, клиника, диагностика.
  12. вопрос Дифтерия зева: локализованная и распространенная формы. Клиника. Истинный круп, его дифференциальная диагностика с ложным крупом.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 2648; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.141 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь