Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Техника и социокультурные ценности



В условиях современной технической цивилизации эволюция техники, в первую очередь внедрение новых технологий зависят от социокультурных факторов данного сообщества. Так, традиционная форма социальной конкуренции народов («хочешь жить мирно – готовься к войне») утверждает приоритет развития военно-промышленного комплекса. Есть достаточное основание для утверждения: сущностные характеристики техники чаще всего становятся отражением системы ценностей сообщества. Вариативность использования техники ставит ведущую моральную проблему технической цивилизации – ответственность учёных за возможное применение своих открытий в технике. Отсюда категорический императив культуры в технической цивилизации: принципы гуманизма и экологии выше экономической эффективности, технической целесообразности и политической выгоды. Следует заметить, что в известных современной науке традиционных обществах техника всегда подчинена ценностям жизни. Возможно, что факты нарушения этого принципа становились одной из причин (или причиной) нарушения экологического равновесия в локальном регионе и исчезновения цивилизаций, культур.

Стремительное развитие техники, превращение её в мощную составную часть современной планетарной цивилизации, вызвали к жизни различные толкования сущности и ценности техники-и-технологии. Проблема последствий компьютеризации общества и создания искусственного интеллекта является одной из самых популярных в дискуссиях. Полемика сторонников и противников привела к осознанию необходимости новых исследований природы разума, сознания (духа) человека. Особое место в современной философской литературе занимают труды, посвящённые оценке техники; прежде, чем проектировать и финансировать инновационные проекты необходимо знать совокупность следствий внедрения той или иной инновации. Осмысление проблем аксиологии техники на философском уровне приобрели общекультурное значение. В частности, отмечено, что совершенное планирование технического прогресса невозможно даже в условиях технократического общества, как известно, превращающего личность в элемент машины. Получила признание позиция, утверждающая, что критерии рациональности планирования технической инновации должны вырабатываться вне технических, экономических или политических факторов. Дело в том, что социокультурная проблема техники-и-технологии заключается в её использовании, а используется технология, как правило, в интересах группы людей.

Среди ведущих философских проблем техники и технологии называют вопрос о происхождении техники и характере её связи с природой, обществом, культурой. Так, существуют концепции о слиянии современной науки и техники, в которых свойство первичности придаётся естественным наукам либо технике, соответственно, следствием признаётся техника или естествознание. Эта дискуссия имеет принципиальное основание: научно-технический прогресс начинается с масштабного теоретического осмысления или случайных находок, которым затем придаётся видимость солидного обоснования. Если второе, то не исключено, что после испытания очередной технической инновации, созданной любознательными фанатами техники методом «тыка», некому будет её обосновывать. Так, действие опасной для жизни вещи, попавшей в руки ребёнка, для которого весь мир - игрушка, может привести к летальному результату для многих. Парадигма технического прогресса, как безграничного по возможностям конвейера улучшения бытия человека, выработанная европейским мышлением пару столетий назад, опиралась на идеи неограниченности природных ресурсов и совершенства человека, существующего автономно от природы. Эти идеи опровергнуты жизнью. Есть ли будущее у человека технического? Есть ли будущее у культуры, общества, цивилизации с техникой или без техники? На эти и подобные философско-мировоззренческие вопросы дают разные ответы.

Для бытия культуры принципиально важна постановка фундаментальных вопросов по проблеме, свидетельствующая о том, что человечество вырастает из технического детства. В этом смысле существенна необходимость выработки идеалов (моделей) дальнейшего развития. Эта проблема является нормативной и выводит философию техники на уровень социокультурного прогноза. Традиционная модель (модель научно-технической революции) основана на принципах технологического детерминизма, популярного на Западе. Для неё характерна вера в безграничные возможности человеческого разума, который решал и решит любые проблемы развития. Общая модель, доминирующая на Западе, основана на ограничении технических проектов из соображений их возможного вреда. Технический прогресс неизбежен, поскольку жизненно необходим, однако технический, экономический и политический персонал должен быть образованным и контролируемым внешними институтами. В данной модели основное внимание уделяется разработке социокультурных методов оценки техники. Модель ограничения основана на необходимости ограничения человеческих потребностей и масштабов технических инноваций. Критерием ограничения предлагается порог, за которым удовлетворение потребностей или применение техники приносит скорее вред, чем пользу. Радикальные (мало популярные в среде здравомыслящих людей) варианты этой модели предлагают вернуться к образу жизни предков всему человечеству или населению так называемых развивающихся стран, где техника пока не стала необходимостью бытия повседневной культуры.

Техника как часть культуры рассматривается в диапазоне оптимистических и пессимистических мнений. Концепция технического (технологического) детерминизма включает противоположные интерпретации. Технократические (власть техники) интерпретации, как правило, связаны с оптимистическими взглядами на роль техники в культуре. Негативные социокультурные последствия внедрения достижений научно-технического прогресса технократическое мышление предпочитает объяснить торможением технологического развития со стороны культурно отсталых людей или групп. Катастрофические изменения в жизни, культуре народов целых континентов, привнесённые научно-техническим прогрессом, замалчиваются или интерпретируются иначе. Обязательным компонентом оптимистической интерпретации роли техники в обществе и культуре является технократия – теория власти, основанная на научно-техническом знании и предвидении, научно-технической компетентности политической элиты. Основатель теории индустриального общества Р. Арон полагает, что реальностью современного мира является не совокупность различных социальных систем, а единое индустриальное общество с разнообразием идеологий. По мере развития индустриальной составляющей идеологические различия будут отодвигаться на периферию культуры. Противоречия научно-технического прогресса, считает культуролог, не сущностная, а временная характеристика, присущая начальной стадии развития. На следующем этапе развития, в так называемом информационном обществе, негативные моменты технической среды будут преодолены. Пессимистические воззрения, представленные преимущественно философами, писателями, деятелями искусства и лидерами религиозных организаций, рассматривают технику как угрозу человечеству. Критики технической цивилизации подчёркивают её механистичность, противоестественность, подавление техникой личности, природы, жизни. Пессимисты, - сторонники взглядов о негативном влиянии техники на социокультурные процессы, - столетиями призывают вернуться к традиционным видам хозяйственной деятельности человека с жёстким контролем жизнедеятельности личности со стороны общины. В прошлом столетии появился вариант активного противодействия технической культуре. Противники технической цивилизации призвали организовать контркультуру для борьбы против репрессивного разума «власти-знания», отчуждения человека.

Представители технократии – учёные, экономические и политические лидеры - присоединились к критике негативных сторон технической цивилизации. Они обратили внимание на экологические проблемы, на превращение человека в слугу и заложника стихийного развития технической среды. По мнению учёных, источник проблемы в неумении человека использовать технику на благо человечества и природы. Необходимо формировать иное взаимодействие человека с техникой, другой тип человека, способный интегрироваться с людьми, существовать в единстве с техникой и природой.

Одной их составных частей модели нового типа человека является техническая культура. Технический фон бытия современного человека является единым для всего человечества. Он предполагает два нормативных параметра поведения людей: обращение с техникой согласно инструкции по эксплуатации и определённую традицию использования технических средств. Способности и отношение к труду, технологическая дисциплина и дисциплина труда, формы трудолюбия и трудовых навыков являются производными от культурных традиций общества.

 

Экологическая культура

Одним из ведущих аспектов науки с конца прошлого столетия становится экология (буквально: учение о родном доме) – комплексное знание о принципах взаимодействия человека и природы, общностей, отношения человека к себе. Сферу реальной жизнедеятельности человека, охваченную указанными принципами, можно называть экологической культурой.

Экология и экофилософия вызваны развитием знания о планете, глобальным кризисом среды обитания и необходимостью прогнозирования будущего бытия жизни на Земле. Центральной категорией экофилософии является понятие «жизнь». В широком смысле жизнь есть космическое явление, снимающее границу между человеком и природой. Современная экофилософия предлагает альтернативную – экологическую культуру, - так или иначе связанную с биосферной концепцией культуры.

Биосферная концепция культуры развивалась в течение прошлого столетия на Западе, а также в философии русского космизма.

П. Тейяр де Шарден рассматривает человека как определённый итог эволюции космоса, а мир сознания человека – Ноосферу или сферу разума - представляет в качестве завершающего этапа развития Вселенной. Человек призван регулировать бытие Вселенной. Пути решения глобальных проблем философ видит в единстве науки и религии. Любовь – средство создания новой культуры, преодолевающей индивидуализм.

Оригинальное учение о биосфере и ноосфере создал В. Вернадский. Он отмечает возрастание воздействия ноосферы на биологические и геологические процессы, происходящие на планете. Биосфера является планетарным явлением космического характера, а само человечество составляет ничтожную массу вещества на планете. Мощь человечества определяется его разумом и целесообразным трудом.

А. Швейцер предложил этическую концепцию благоговения перед жизнью. Современную культуру, полагает он, губят национализм, радикальный патриотизм и утрата мировоззрения. В этической концепции А. Швейцера, которую можно рассматривать в качестве версии экологической культуры, добро и зло различаются отношением к жизни: добро есть развитие жизни, зло – уничтожение её. Согласно сущности нравственного выбора, философ считает, что не государство и общество, а личность реализует этику и нравственность. От гибели современную цивилизацию может спасти включение в её основу морали, прежде всего принципа благоговения перед жизнью.

А. Печчеи как один из лидеров Римского клуба пропагандирует экологическую культуру - новый гуманизм, высшей ценностью которого является жизнь. Ведущими ценностями выживания человечества участники Римского клуба считают сотрудничество и взаимопомощь, социально-экономическое развитие, искоренение нищеты и страданий, творчество, ответственность и оптимизм. Добровольное, осознанное самоограничение в образе жизни человека должна внести мораль. Важнейшая задача современного человечества – культурная эволюция. Новый гуманизм, предложенный А. Печчеи, включает развитое чувство глобальности, любовь к справедливости и нетерпимость к насилию.

Для сохранения планеты, считают экофилософы, необходимо не возвращение человека к образу жизни в традиционных культурах, а коэволюция – совместное гармонизированное природное и искусственное развитие. Н. Моисеев подчёркивает, что это означает согласованное развитие биосферы и общества. Экологической культуре, считает мыслитель, альтернативы нет, если человечество хочет выжить. Необходимо восстановить нравственные ориентиры, ослабить тоталитаризм и практику абсолютизации власти. Нужен глобальный интеллект – коллективный разум, одухотворённый любовью к жизни, к каждому человеку.

Основанием биосферной концепции культуры, пишет К. Лоренц, является понимание культур как естественных образований биосферы, в борьбе за выживание возникающих, существующих и исчезающих. В конкурентной борьбе за экологические ниши биосферы участвуют более трёх тысяч культур современности, известных культурологам. В настоящее время двенадцать основных видов культур господствуют в биосфере планеты, прочно занимая определённые экологические территории-ниши. Это такие типы, как: североамериканский, латиноамериканский, западноевропейский, восточноевропейский, дальневосточный, южноазиатский, малазийский, афроазийский, субсахароафриканский, австралоазиатский, тихоокеанский и глобальнотехнологический (глобалтех). Развитие человечества ведёт к интеграции множества культур. Вместо гибельной технической цивилизации приходит новая планетарная культура (глобалтех) с нравственным отношением к природе, производством ради гуманистических потребностей, а не прибыли. Региональные культуры в ней не противостоят, а дополняют друг друга, связывая всех людей с природой и космосом. Возможно, скоро возникнет единая глобальнотехнологическая культура (глобалтех), превосходящая другие культуры качественным уровнем духовного бытия человека, а также степенью приспособления к окружающей среде – родному космическому Дому человечества.

ЧАСТЬ II

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ


Поделиться:



Популярное:

  1. B070400 «Вычислительная техника и программное обеспечение»
  2. Агротехника выращивания и формирования кустарников в школах. Особенности выращивания сортовых сиреней и роз в кустовой и штамбовой форме.
  3. АГРОТЕХНИКА И НЕКТАРОПРОДУКТИВНОСТЬ ЭНТОМОФИЛЬНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР
  4. Анализ состояния охраны труда в «Назаровская Сельхозтехника»
  5. Анализ цепочки создания ценности как инструмент оценки внутренней среды организации
  6. Биотехника воспроизводства осетровых рыб
  7. Борьба проиграна Покой и счастье утраты Новые ценности
  8. Влияние на рынок труда системы оплаты труда на основе работ сравнимой ценности
  9. Вопрос 2. Произнесение проповеди: техника речи, поведение проповедника на амвоне (мимика и жесты).
  10. ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР МОЛОЧНОКИСЛЫХ БАКТЕРИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ
  11. Выпремление переменного тока в постоянный.Именно с детектора-прибора, указателя электромагнитных волн в пространстве и начинается радиотехника.
  12. Гештальттерапия Ф.Перлза. Концепция и генезис невроза по Ф.Перлзу. Механизмы и техника психотерапии.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 838; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь