Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные черты и признаки цивилизации



Настоящее совершается на базе исторического прошлого, воздействие которого люди испытывают в себе. По мнению К. Ясперса, " свершение настоящего определяется и скрытым в нем будущим, ростки которого мы, принимая или отвергая, считаем своими" [25][7]. Без изучения прошлого действительно трудно понять настоящее и прогнозировать будущее.

Современному человеку кажется, что ему если не все, то многое известно о своем прошлом. А между тем эти знания остаются достоянием только узкой группы интеллектуалов, которые достаточно скептически и критично оценивают накопленные знания о нашем прошлом. Некоторые ученые полагают, что " глубина длительной доистории – всеобщей основы, – по существу, не прояснятся тусклым светом нашего знания... Лишь история человечества в целом может дать масштаб для осмысления того, что происходит в настоящее время" [26][8].

С первых тысячелетий существования Homo sapiens начинает осваивать мир и добивается немалых успехов. К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбы человечества и развитие культуры: возникновение речи, изобретение орудий, умение пользоваться огнем и появление на Древнем Востоке высоких культур. Первые три – речь, орудие труда и умение пользоваться огнем – превратили дикаря в человека, который научился передавать приобретенные навыки, т.е. передавать опыт.

Мощный импульс развитию новой человеческой культуры дали древневосточные цивилизации, возникавшие на сравнительно небольшой полосе Земли, начиная примерно с IV тысячелетия до н.э. Располагались они на территориях Северо-Восточной Африки, Передней и Средней Азии, на полуострове Индостан и Китайской равнине. Древние цивилизации занимали зоны с благоприятным для жизни и развития субтропическим климатом.

Великие культуры Древнего Востока – Древнего Египта, Шумера, Ассиро-Вавилонии и Древнего Ирана, государства хеттов и Урарту, культуры древнейших периодов Китая и Индии – при их многообразии и различии обладали неким единством и общностью. Для всех этих государств характерно было наличие сельской общины, деспотической царской власти и сохранение элементов первобытного общества в экономике и культуре. Обожествление фараона в Египте привело к монументализации памятников культуры, связанных с его культом: здесь созданы пирамиды и храмы, поражающие своей мощью и величественностью даже современных людей. В Ассирии были возведены не менее грандиозные дворцы, украшенные рельефами, прославлявшими подвиги царей.

Древний Египет, Шумер и Вавилон, древние Индия и Китай – это истинная колыбель современной цивилизации. Именно здесь сложились огромные государства, возникли письменность, литература, искусство, техника, были заложены элементы математики, астрономии, медицины, других наук, в том числе зачатки философии. Центрами цивилизаций Древнего Востока в основном стали долины рек. В долине реки Нил сложилась древнеегипетская цивилизация, в междуречье Евфрата и Тигра – шумерская (которую последовательно сменили другие цивилизации), в долине реки Инд – индская, а в долине реки Хуанхэ – древнекитайская цивилизация.

Ученые называют различные черты и признаки цивилизации. Но при всем разнообразии существующих точек зрения можно выделить наиболее существенные. К ним можно было бы отнести такие признаки и черты, как продолжительность жизни, обширность территории и количество населения, способность к распространению путем подчинения или ассимиляции других обществ, своеобразие и уникальность, уровень развития искусства, литературы, науки, техники и др. Наряду с ними можно было бы назвать такие признаки, как

· возникновение письменности и распространение грамотности;

· образование государства;

· способ ведения хозяйства и уровень развития земледелия, скотоводства,

ремесел;

· расслоение общества на общественные группы (классы, сословия);

· появление городов.

В числе признаков цивилизации письменность не случайно названа первой. Она получила развитие во всех древневосточных культурах, что объясняется следующими обстоятельствами:

· словесные данные позволяют ощутить человека, его внутренний мир, настроение, импульсы. Гуманитарные науки, исследующие жизнь человеческого общества, опираются прежде всего на письменные свидетельства, в которых находят отражение другие черты цивилизации;

· письменность обозначает рубеж двух культурных и человеческих эпох, позволяет анализировать, сопоставлять события и факты со значительной долей достоверности (хотя не ко всем даже письменным источникам можно относиться с одинаковой степенью достоверности);

· письменность более приспособлена и более надежна для передачи социального опыта, чем устная информация или устная традиция (хотя устная информация продолжает и сегодня время играть немалую роль для передачи опыта).

Возникновение письменности означало, что человеку удалось выработать совокупность знаковых средств общения, включающих понятие " графика, алфавит и орфография" какого-либо языка или группы языков, объединенных одной системой письма. Создание знаковой системы фиксации речи позволило с помощью начертательных или графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и во времени, фиксировать ее и закреплять

Для передачи информации первоначально, видимо, использовали пиктографическое, рисуночное, письмо (или другие способы – зарубки, вампумы, кипу), которое представляло из себя отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательных рисунков. Однако пиктографическое письмо, известное со времен неолита, еще не являлось средством фиксации какого-либо языка. И только позднее, в связи с усложнением хозяйственной деятельности, вырабатывается система письма, характеризующаяся постоянным составом знаков, когда каждый знак передавал либо целое слово, либо последовательность звуков, либо отдельный звук речи.

Существует четыре основных типа письма:

· идеографическое письмо (переходный тип от пиктографии);

· словесно-слоговое письмо, когда остается идеограмма предыдущего типа письма. Условное изображение или рисунок соответствуют не звуку речи, а целому слову или морфеме. Словесно-слоговое письмо могло передавать тексты любого содержания. Известно оно с конца IV тыс. до н.э. в Египте; с начала III тыс. до н.э. – в Шумере и Индии; со II тыс. до н.э. – на Крите, в Китае и т.д.;

· силлабическое письмо, передававшее последовательность звуков, но не слова. Применялось в Индии, Юго-Восточной Азии;

· буквенно-звуковое, или алфавитное письмо, родоначальником которого является древнесемитское (финикийское) письмо, появившееся во второй половине II тыс. до н.э.

Для древневосточных цивилизаций характерны социально-культурные многовековые исторические образования людских общностей со своей культурой, религией, специфическим экономическим укладом ведения хозяйства и т.д. Экономический уклад хозяйствования, характерный для древневосточных цивилизаций, К. Маркс назвал азиатским способомпроизводства.

В древности объективные условия требовали коллективных действий, объединения общин. Особенно они были необходимы в долинах рек для борьбы с наводнениями и создания ирригационных сооружений – непременного условия земледелия. Образовавшиеся государства в лице правителей взимали налоги, присваивали не только часть прибавочного продукта, но и фактически обладали верховной собственностью на землю и воду. Считалось, что земля и вода принадлежат Богу, а глава государства считался представителем Бога на земле.

В особенностях древневосточной сельской общины К. Маркс видел основу для застойного азиатского деспотизма: " Простота производственного механизма этих самодовлеющих общин, которые постоянно воспроизводят себя в одной и той же форме и, будучи разрушены, возникают снова в том же самом месте, под тем же самым именем, объясняет тайну неизменности азиатских обществ, находящейся в столь резком контрасте с постоянным разрушением и новообразованием азиатских государств и быстрой сменой их династий. Структура основных экономических элементов этого общества не затрагивается бурями, происходящими в облачной сфере политики" [27][9].

Для государств Древнего Востока с азиатским способом производства характерны ведение крупномасштабного строительства, принудительная организация общественных работ, произвол государственной власти и чиновников и т.д. Речь идет о таком крупномасштабном строительстве, как, например, пирамиды и храмовые ансамбли или зиккураты в Междуречье. В древневосточных государств власть и интересы привилегированной элиты общества в одном лице совпадали с государственными и культовыми структурами, а также аппаратом правления.

Понятия " богатство" и " собственность" напрямую были связаны с причастностью к власти и бюрократическому аппарату, зависели от должности и места в иерархической структуре управления государством. Появление личной собственности было основано на присвоении (получение в знак благодарности) базовой государственной собственности, доступ к которой получали чиновники, стремившиеся закрепить ее в наследственное владение.

Завоевание государств с азиатским способом производства приводило к смене династий и господствующих элит, но при этом не затрагивалась экономическая основа земледельческой общины. Община в своем развитии как бы застыла, окостенела, оставаясь неподвижной. В этом виде в некоторых цивилизациях она сохранялась длительное время.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь