Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Н.Я. Данилевский о законах развития цивилизаций
Всего Н.Я. Данилевский выделяет 10 культурно-исторических типов (или самобытных цивилизаций): 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финникийский, халдейский, или древне-семитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) ново-семитический, или аравийский, 10) германо-романский, или европейский. К названным культурно–историческим типам, по мнению Данилевского, можно, еще, пожалуй, причислить два американских типа – мексиканский и перуанский, погибшие насильственной смертью и не успевших совершить всего развития. Развитие культурно-исторических типов (цивилизационных образований) проходит, как полагает Н.Я. Данилевский, по определенным законам и называет пять таких законов: Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое языком или группою языков, довольно близки между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких изысканий, – составляют самобытный культурно–исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества. Закон 2. Чтобы цивилизация, свойственная самобытному культурно–историческому типу, могла зародиться и свободно развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью. Закон 3. Результаты развития цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает их для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций. Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, – когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств. Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов протекает подобно тем многолетним одноплодовым растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжительным, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз и навсегда, как полагает автор законов, их жизненную силу. Каждый культурно-исторический тип, как считал Н.Я. Данилевский, имеет различные основы по видам деятельности. Таких основ он насчитывал четыре: 1) 1) религиозная, объемлющая собою отношение к Богу; 2) 2) культурная, объемлющая, по его словам, отношение человека к внешнему миру (теоретическое, научное, эстетическое, художественное, техническое, промышленное;. 3) 3) политическая, определяющая собою, как он полагал, отношения людей между собою как членов одного народного целого и отношения этого целого как единицы высшего порядка к другим народам; 4) 4) общественно–политическая, объемлющая собою отношения людей между собою не непосредственно, как нравственных и политических личностей, а посредственно – применительно к условиям пользования предметами внешнего мира, следовательно, и добывания и обработки их.
Рис.3. “Осевое время”
Понятие " осевое время" Осевым временем К. Ясперс назвал такой период в развитии человеческого общества, когда возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть. Понятие " осевое время" Ясперс связывал с двумя явлениями: во-первых, с появлением между 800 и 200 гг. до н.э. человека нового типа; во-вторых, явлением Сына Божьего. Ученый полагал, что весь исторический процесс движется к Христу и идет от него. Подтверждением этого, как он полагал, служит наше летоисчисление. Явление Сына Божьего Ясперс и предложил считать осью мировой истории, а это время – осевым временем. Однако христианство, являясь мировой религией, остается религий только части человечества. Поэтому только явление Христа не может служить основанием отсчитывать осевое время именно с этого времени. Действительно в этот исторический период люди начали философское познание действительности (возникли конфуцианство, даосизм и легизм в Китае, буддизм в Индии, в Греции творили Гомер, Парменид, Гераклит, Платон, Аристотель, Фукитид, Архимед и др.), постижение мира. Эти процессы шли параллельно и независимо. Человека уже не устраивало древнее мифологическое восприятие мира, потому что он, познавая окружающую действительность во всей ее сложности, ощутил свою беспомощность и искал спасения от открывающегося перед ним ужаса мира. Он пытался овладеть ходом событий, создать условия для своего выживания и развития. В этих условиях в I в. н.э в Палестине возникает религия – христианство, в основу которой легла идея о богочеловеке – спасителе мира – Христе (с греч. буквально – помазанник). Она овладевает умами людей и из первоначально гонимой религии христианство в IV в. н.э. становится государственной (I Вселенский собор, 325 г.), доминирующей сначала в Западной, а потом в Восточной Европе, играя большую роль в мировом историческом процессе. Поэтому хронологическими рамками осевого времени можно было бы считать исторический период с VIII в. до н.э. до IV в. н.э.
Рис.4. “Современные цивилизации: истоки развития” Основные категории Древний мир – принятое в историографии обозначение периода раннеклассовых обществ на Древнем Востоке, в Греции и Риме. Культура – понятие для обозначения многомерного общественного явления, введенное в 45 г. до н.э. М.Т. Цицероном. Первое научное определение культуры было дано Э. Тайлором (1871 г.). В настоящее время насчитывается несколько сотен различных определений культуры, обозначающих ее различное понимание, осмысление и изучение: психо-аналитическое, антропо-структуралистическое, гуманистическое, деятельное, символическое и т.д. Определение " культура" – это творчески созидательная деятельность людей по преобразованию природы и общества, в результате которой формируется конкретно–историческая система создания, сохранения и потребления материальных и культурных ценностей. Культурология – термин обозначения науки о культуре, включающий общетеоретические проблемы теории и истории культуры, а также специальных наук о различных типах и явлениях культуры и культурной жизнедеятельности человека. Периодизация, деление процессов развития на основные, качественно отличающиеся друг от друга периоды в соответствии с объективными закономерностями природы и общества. Период, 1) промежуток времени, охватывающий какой–либо законченный процесс; 2) этап общественного развития, общественного движения. Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) – во времена античности противопоставлялось понятию " silvaticus" – лесной, дикий. Уже в те времена люди видели разницу между жизнью цивилизационной и варварской, дикой. Понятие можно рассматривать как: а) синоним культуры; б) уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры; в) ступень общественного развития, следующая за варварством; г) в некоторых философских теориях – эпоха деградации и упадка культуры. Этнография – наука, изучающая бытовые, культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселения (этногеография) и культурно–исторические взаимоотношения народов (историческая этнография). Как наука оформилась в XIX в. Этнология – наука о духовной культуре и жизни этносов, их психологических особенностях и исторических связях. Этнос – коллектив людей, возникающий и исчезающий в историческом времени.
Вопросы для самоконтроля 1. Чем вызвано многообразие определений культуры? Что такое культура? 2. Чем занимается культурология и что это за наука? 3. Что такое материальная и духовная культура? 4. Что такое цивилизация? 5. Сколько земных цивилизаций насчитывают ученые? 6. Вечны ли цивилизации? 7. О. Шпенглер о судьбе западной цивилизации.
План семинарского занятия 1. Предмет культурологии. Что такое культура? 2. Структура и основные формы культуры. 3. Культурная эволюция: от первобытных форм культуры к образованию цивилизаций. Литература 1. 1. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. 2-е изд., дораб. М., 1998. С. 8-23; 80-100. 2. 2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Романо-ерманскому. 6-е изд. СПб, 1995. С. 77–78. 3. 3. Малькова Т.Н. Древняя бухгалтерия: какой она была? М., 1995. С. 22 - 26. 4. 4. Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь / Ред. кол. Мчедлов М.П. и др.; Авт. кол. Андреев А.Л. и др. М., 2001. 5. 5. Силичев Д.А. Основы культурологии: Учебное пособие. М., 1997. С. 4 - 38. 6. 6. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. М., 1992. 7. 7. Тойнби А.Дж. Постижение истории: Сборник: Пер. с англ. М., 1991. 8. 8. Трофимова Р.П. Культурология: Теория и история: Учебник–дискурс. М., 1997. С. 9–33, 42–46, 85–10, 123–139. 9. 9. Трофимова Р.П. Загадки цивилизации: Учебное пособие тестовой дискурс. М, 1999. С 303-325. 10.10.Шпенглер О. Закат Европы: Пер. с нем. Новосибирск, 1993. 2. Становление человеческой культуры... 44 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы