Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Нарышкинский стиль или московское барокко
В конце XVII в. древнерусское зодчество создает свои последние выдающиеся творения, объединяемые обычно под именем " русского барокко" или " нарышкинского стиля" – по фамилии царских родственников Нарышкиных, с заказом которых связаны лучшие памятники этого течения. В нем сочетались старые художественные традиции с новыми вкусами и знаниями, накопленными в XVII веке и приобретенными в итоге более широкого общения с Западной Европой и " обмирщения" культуры.
Рис.1. “Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке в Москве”
Московская церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке сооружена в 1695-1699 гг. и является своеобразным итогом развития, так называемого, " нарышкинского" или московского барокко. Особую выразительность храму придавал белокаменный декор. По преданию, Наполеон, восхищенный красотой храма, приказал выставить возле него караул, чем спас его от разграбления и пожара. В начале 1936 г. церковь разобрали, а иконостас, как памятник культуры, передали на хранение в Исторический музей. В 1988 г. иконостас был передан и установлен в церкви Успения Новодевичьего монастыря.
Рис.2. “Сухарева башня в Москве”
Сухарева башня – уникальный памятник гражданской архитектуры конца XVII в. В ярусности здания нашли отражение архитектура Теремного дворца в Коломенском церкви Покрова в Филях. Над центром здания возвышался стройный восьмерик ярусной шатровой башни с часами и государственным гербом на шпиле. Простотой, упорядоченностью убранства и симметричностью объема Сухарева башня являлась началом нового архитектурного стиля XVIII века. До 1701 г. в башне помещалась стрелецкая полковая изба, затем – Школа математических и навигационных наук (в 1715 г. переведена в Санкт-Петербург). В 1934 г. башню разобрали " как мешавшую уличному движению".
РИС.3. ДОМ ЮСУПОВА В МОСКВЕ 338
Рис.4. “Красные ворота”
Красные ворота установлены на месте Триумфальных ворот, которые были построены на случай торжественных въездов в Москву императора Петра I. За свою красоту они стали именоваться " красными". В 1742 г. к коронации Елизаветы Петровны московское купечество возвело деревянные Красные ворота, сгоревшие в 1748 г. По Указу императрицы было поручено " построить вновь такие же ворота и на том же месте". Новые Красные ворота – памятник эпохи Елизаветинского барокко – создан по проекту архитектора Д.В. Ухтомского. Архитектор продолжил близкую к барокко линию, какая в московской архитектуре наметилась еще в XVII в.Их строительство было завершено в 1757 г. В 1918 г. с ворот сняли двуглавый царский орел, а в 1927 г. разобрали " для упорядочения уличного движения".
РИС.5. СЕЛО ИЗМАЙЛОВО В XVIII СТОЛЕТИИ 339
Санкт-Петербург
Рис.6. “Собор Смольного монастыря”
Наряду с дворцовыми постройками в середине XVIII в. в российской столице на Неве появляются замечательные в художественном отношении культовые здания, в т.ч. ансамбль Смольного монастыря. В центре комплекса возвышается грандиозный крестообразный в плане собор. Зодчий сумел соединить в одном сооружении стиль барокко с формами русского храмового пятиглавия. Строительство собора было завершено только в 1830-х гг. под руководством архитектора В.П. Стасова. В 1760-х годах в жилых корпусах монастыря разместили " Воспитательное общество благородных девиц". В начале XIX в. " смолянок" перевели в новое здание, построенное рядом архитектором Д. Кваренги. Освободившиеся помещения передали так называемому Вдовьему дому.
Русский классицизм
Рис.7. “Памятник Петру Великому (" Медный всадник" )”
Памятник Петру Великому скульптора Э.М. Фальконе (голову Петра I моделировала ученица Фальконе М.А. Колло), установленный на Сенатской площади Санкт-Петербурга в 1782 г. нередко называют " Медным всадником". В памятнике нашли воплощение идеи могучего подъема России, драматические сложности переломного момента в русской истории, подчеркнутые тонко продуманным многообразием аспектов восприятия, сочетанием стремительного порыва с торжественным величием. Статуя лишена обычных для искусства той поры аттрибутов власти, которые часто вводились в композицию монументов, изображающих императоров и героев. Только лавровый венок на голове императора играет роль традиционного символа славы.
Рис.8. “Дворцовая площадь Санкт-Петербурга”
По своим архитектурно-художественным достоинствам ансамбль Дворцовой площади – один из самых выдающихся не только в русском, но в мировом зодчестве. В неразрывном композиционном единстве здесь сочетаются памятники барокко (Зимний дворец) и классицизма (Главный штаб, Александровская колонна) – двух стилей, в эпоху господства которых главным образом и формировался облик исторического центра Санкт-Петербурга. Формирование площади перед Зимним дворцом, размеры и форма которой определились еще в середине XVIII в., завершилось к середине XIX в.
Рис.9. “Дом П.Е. Пашкова в Москве”
Дом Пашкова является в Москве одним из замечательных памятников классицизма XVIII в. В.И. Баженов сумел сочетать богатство пластической разработки фасадов с логически продуманной соразмерностью его частей. Высокий уровень использования фактуры материалов придал фасадам здания живописность. Фасад здания в стиле Людовика XVI, сад со статуями и фонтанами привлекали внимание современников. В 1812 г. дом сгорел и был восстановлен в 1818 г. В 1839 г. куплен казной для Дворянского института. В 1861 г. в нем разместили созданные на основе собрания Н.П. Румянцева музей его имени и Публичную библиотеку при Румянцевском музее. В середине 30-х гг. ХХ в. при расширении Моховой улицы был вырублен сад и разобрана ограда.
РИС.10. ЗАЛ МОСКОВСКОГО ДВОРЯНСКОГО СОБРАНИЯ 340
Рис.11. “Раскол христианства”
Христианство Возникло в I в. н.э. в восточной провинции Римской империи (в Палестине) как религия угнетенных. В IV в. стала государственной религией Римской империи. Общий признак – вера в учение о богочеловеке Иисусе Христе Сыне божьем, который был послан на землю, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо. Главный источник вероучения – Священное писание (Библия, особенно ее вторая часть – Новый Завет). С IV в. возникает соперничество между четырьмя ведущими центрами христианства (Римом, Константинополем, Александрией и Антиохией). После падения в 476 г. Западной Римской империи римский епископат начинает играть возрастающую роль в западно-римском правоверии. В V–VII вв. церковное общение между Римом и Константинополем нарушается, а в 1054 г. между ними происходит окончательный разрыв, приведший к самостоятельным западной (римско-католической) и восточной (греко-православной) христианским церквам. Западное христианство (римско-католическое) Основа католицизма – Священное писание (Библия) и Священное предание (решения всех Вселенских соборов и труды Отцов церкви). Особенности католичества – до-вавление в VII в. к " символу веры" (в догмат Троицы) положения об исхождении Святого Духа и от Сына, (так называемое филиокве). Наличие догматов о непорочном зачатии девы Марии и ее телесном вознесении и др. Строгая централизация: глава церкви – Папа Римский, резиденция – Ватикан. Восточное христианство (греко-православное) Вероисповедная основа – Священное писание (Библия) и Священное предание (решения первых семи Вселенских соборов и труды Отцов церкви II – VII вв.). Основные принципы изложены в 12 пунктах символа веры, принятого на первых двух Вселенских соборах (в Никее – 325 г., Константинополе – 381 г.). Важнейшие постулаты – триединство бога, искупление, воскресение и вознесение Христа. Духовенство признается в качестве наделенного благодатью посредника между Богом и людьми. Не имеет единого церковного центра. В настоящее время оформилось 15 самостоятельных православных церквей. Протестантизм Возник в Западной Европе в период Реформации – широкого антикатолического движения в XVI в. Разделяет общехристианские представления о триединстве Бога, бессмертии души, аде и рае (отвергает чистилище) и пр. Выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, единственный источник вероучения – Библия. Не признает духовенство в качестве наделенного благодатью посредника между Богом и людьми, отвергает монашество. Общины верующих возглавляют выборные священники. Из таинств признает только крещение и причащение. Богослужение предельно опрощено. Греко-католицизм (униатство) Признание главой Папы Римского, но сохранение православных обрядов и богослужения на церковнославянском языке. В Белоруссии занимал доминирующее положение вплоть до ее упразднения в 1839 г по повелению российского императора Николая I. После 1-й мировой войны начала возрождаться в Западной Белоруссии, вошедшей в состав Польши. С присоединением этой части территории Польши в 1939 г. к СССР в 1946 г. вновь был упразднен. Воссоздана в 1991 г. На Украине оформился к 1700 г. После упразднения в 1839 г. часть его приверженцев перешла в православие, часть приняла католицизм, но большинство осталось греко-католиками. В 1946 г. Львовский собор греко-католической церкви под давлением партийных и советских органов принял решение о самоликвидации церкви и переходе верующих в Русскую Православную Церковь. Восстановлен в феврале 1990 г. Глава – Верховный архиепископ Украинской католической церкви. Главная резиденция в США, на Украине – во Львове. Старообрядчество Совокупность различного рода религиозных организаций, возникших в середине XVII в. в результате раскола Русской Православной Церкви (РПЦ), отказавшихся признать реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг.). Реформа вызвала протест части духовенства, который был поддержан в среде боярства, белого и черного духовенства, посадских людей, стрельцов, крестьян. Сторонники старообрядчества были преданы анафеме на церковном соборе 1666 – 1667 гг. и преданы суду " градских властей". Для раннего старообрядчества характерны отрицание " мира", в котором господствует Антихрист, проповедь близкого конца света, аскетизм, приверженность старым обрядам и др. В конце XVII в. распалось на два основных направления: поповцев (появились в 20-х гг. XVII в. признавали таинство священства и церковную иерархию) и беспоповцев, которые в свою очередь разбились на несколько толков (согласий). Часть поповцев пошла на компромисс с официальной церковью, образовав в 1801 г. единоверческую церковь (сохранила старые обряды, но подчинилась Синоду).). Беспоповцы отрицали церковную иерархию и заменили священников выборными наставниками. Из таинств признали крещение, исповедь и причастие (как духовное приобщение к Богу). Всех людей, не входящих в их общины, считали принадлежащими " миру Антихриста". Прием в свои общины осуществляли через повторное крещение. В начале XVIII в. разделились на несколько толков (Поморский, Федосеевский, Филипповский и другие).
Рис.12. “Основные расхождения между римско-католической и греко-православной церквами”
Русские мыслители о преобразованиях На одном материке, разделенные несколькими народами, Европа и Россия прожили много веков, чуждаясь друг друга, как будто с умыслом избегая всякого близкого соприкосновения. Европа об нас ничего не знала и знать не хотела; мы ничего не хотели знать об Европе. Были встречи, но редкие, какие-то официальные, недоверчивые, слишком натянутые, чтобы произвести действительное сближение. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М., 1989. С. 11. Усвоивши себе значение третьего Рима, Россия, чтобы не разделить судьбу двух первых, должна была стать на путь действительного улучшения своей национальной жизни – не для того, чтобы завоевать весь мир, а для того, чтобы принести пользу всему миру. Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. Т. 2. С. 577. С XVIII века наше отчуждение, холодность к Европе вдруг совершенно исчезают и заменяются тесной связью, глубокой симпатией. Так же ревностно принялись мы отказываться от своего и принимать чужое, европейское, как прежде отказывались от чужого и держались своего. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. С. 12. По общему своему смыслу и направлению реформа Петра Великого не была для русского народа чем-нибудь совершенно новым: она возобновляла и продолжала предания Киевской Руси, прерванные монгольским нашествием и всепоглощающею работой государственного объединения. Каковы бы ни были личные свойства и поступки Петра Великого, он своим историческим подвигом возвращал Россию на тот христианский путь, на который она впервые стала при св. Владимире. Соловьев В.С. Соч. Т. 1. С. 414. Россия вошла в Европу, как спущенный корабль при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, и европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы. Петр не успел довершить, начатое им. Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. С. 361. Приемы Петра были совершенно большевистские. Он хотел уничтожить старую московскую Россию, вырвать с корнем те чувства, которые лежали в основе ее жизни... Он не любил старого московского благочестия и был особенно жесток в отношении к старообрядчеству и староверию. Петр высмеивал религиозные чувства старины, устраивал всешутейский собор с шутовским патриархом... Петр создал синодальный строй, в значительной степени скопированный с немецкого протестантского образца, и окончательно подчинил церковь государству. Впрочем, нужно сказать, что не Петр был виновником унижения русской церкви в петровский период русской истории. Уже в московский период церковь была в рабьей зависимости от государства. Авторитет иерархии в народе пал раньше Петра. Религиозный раскол нанес страшный удар этому авторитету. Уровень просвещения и культуры церковной иерархии был очень низкий. Поэтому и церковная реформа Петра была вызвана необходимостью. Но она была произведена насильнически, не щадя религиозного чувства народа. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского Решившись создать русскую цивилизацию, решившись превратить в европейцев те миллионы своих подданных, которые еще не обнаруживали ни малейшего желания и не чувствовали ни малейшей потребности изменить свой стародавний быт, Петр, очевидно вступил в борьбу уже не с единичною волею, и даже не с массой единичных воль, а просто со стихийною силою, с природою, с физическими законами вещества. Переделать целое поколение своих современников и устранить влияние этого поколения на подрастающую молодежь значило создать для целой обширной страны новую, искусственную атмосферу жизни. Выполнить такого рода задачу было также невозможно, как, например, изменить в России климат, или поворотить назад все течение Волги, или сровнять с Землею Уральский хребет... Писарев Д.И. Исторические эскизы: По смерти Петра I движение, переданное сильным человеком, все еще продолжалось в огромных составах государства преобразованного... Ничтожные наследники северного исполина, изумленные блеском его величия, с суеверной точностию подражали ему во всем, что только не требовало нового вдохновения. Таким образом, действия правительства были выше собственной его образованности и добро производилось ненарочно, между тем как азиатское невежество обитало при дворе. Пушкин А.С. Собр. соч. Т. 7. С. 161. Екатерина уничтожила (справедливее, название) рабства, а раздарила около миллиона государственных крестьян (т.е. свободных хлебопашцев) и закрепостила вольную Малороссию и польские провинции. Екатерина уничтожила пытку – а тайная канцелярия процветала под ее патриархальным правлением; Екатерина любила просвещение, а Новиков, распространивший первые лучи его, перешел из рук Шешковского в темницу, где и находился до самой ее смерти. Радищев был сослан в Сибирь... И Фонвизин, которого она боялась, не избегнул бы той же участи, если б не чрезвычайная его известность. Пушкин А.С. Собр. соч. Т. 7. С. 164. Основные категории Академия наук (Петербургская) –основана в 1724 г. Петром I. По Уставу 1747 г. – Императорская академия наук и художеств, с 1803 г. – Императорская академия наук, с 1836 г. – Императорская Санкт-Петербургская академия наук. В состав академии до 1766 г. входили Академический университет и до 1805 г. – Академическая гимназия. Академия художеств – высшее учреждение в области пластических искусств в России. Основана в 1757 г., с 1764 г. – Императорская академия художеств. Первым президентом академии был русский государственный деятель И.И. Шувалов. Вольное экономическое общество – первое русское научное общество, основанное в 1765 г. в Петербурге. Среди его членов – естествоиспытатель и писатель А.Т. Болотов, один из основоположников отечественной агрономической науки. Написал в 1771 г. трактат " О разделении полей", первое руководство по введению севооборота. Болотов разработал принципы лесоразведения и лесопользования и т.д. Институт благородных девиц – среднее закрытое учебно-воспитательное заведение в дореволюционной России для дочерей дворян. Первый институт был открыт в Петербурге в 1764 г. при Воскресенском Смольном женском монастыре под названием Воспитательное общество благородных девиц. Кунсткамера – первый русский музей, основанный в 1714 г. по инициативе Петра I. В 1719 г. открыт для всеобщего обозрения. Медико-хирургическая академия – высшее медицинское учебное заведение. Основана в 1798 г. на базе Медико-хирургического училища. Готовила лекарей для армии и флота. Межевой (Константиновский) институт – одно из старейших учебных заведений. Основан в 1779 г. как Конcтантиновская землемерная школа при Межевой канцелярии. Константиновской именовалась в честь великого князя Константина Павловича. В 1819 г. школа получила статус училища, а в 1835 г. – института. Готовил инженеров-геодезистов и топографов. В 1836–1873 гг. институт размещался на Старой Басманной улице, а затем был переведен в бывший дворец Демидовых в Гороховском переулке. Ныне Московский государственный университет геодезии и картографии. Пажеский корпус – в дореволюционной России среднее закрытое военно-учебное заведение для детей высших чиновников-дворян. Основан в 1759 г. в Петербурге для зачисления в придворные пажи. Готовил преимущественно для службы в гвардии. Российская академия – научный центр по изучению русского языка и словесности в Петербурге. Открыта в 1783 г., в 1841 г. преобразована во 2-е отделение АН, затем в Отделение русского языка и словесности. Первый президент Академии – княгиня Е.Р. Дашкова, под непосредственным руководством и при участии которой был выпущен Толковый словарь русского языка (1789–1791). Синод, Святейший Всероссийский Правительствующий – образован в 1721 г. Ведал делами православной церкви, заменив патриаршую власть и поместные соборы. Возглавлял Синод обер-прокурор, назначаемый царем. Таким образом, церковь превратилась фактически в государственную организацию. Синод считался в РПЦ соборным правительством, через которое в церковном управлении действовала верховная самодержавная власть, его учредившая. С 1703 г. Русская православная церковь не избирала патриарха. Избрание патриарха было восстановлено только после свержения царского самодержавия в России в 1917 г. Табель о рангах –законодательный акт России XVIII–XX вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722 г. Устанавливал 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й – высший) по трем видам: военные (сухопутные и морские), штатские и придворные. Упразднен после Октябрьской революции 1917 г. Университет московский (бывший Императорский ) – основан по замыслам М.В. Ломоносова указом императрицы Елизаветы Петровны 12 января 1755 г. Открыт 26 апреля 1755 г. в составе юридического, философского, медицинского (с 1764 г.) факультетов и гимназии, просуществовавшей до 1812 г. В 1804–1859 гг. при университете работал Педагогический институт. В 1804 г. учеба в университете велась на четырех факультетах – физико-математическом, медицинском, словесных, нравственных и политических наук. В 1779 г. при университете был открыт Благородный пансион. Университет первоначально размещался на Красной площади в здании, стоявшем на месте нынешнего Исторического музея. В 1786–1793 гг. на углу Моховой и Б. Никитской улиц для него было построено специальное здание (архитектор М.Ф. Казаков). В 1833–1836 гг. на противоположном углу Моховой и Б. Никитской улиц на основе строений усадьбы XVIII в. создали новое здание университета. С 1940 г. Московский государственный университет носит имя М.В. Ломоносова. Школа навигационных и математических наук – первое в России светское высшее специальное учебное заведение, давшее стране первых ученых – мореплавателей, инженеров, архитекторов, геодезистов, учителей и других специалистов. Школа основана в 1701 г. по указу Петра I. Первоначально находилась в Кадашевской слободе (район современных Кадашевских переулков, тупика и Кадашевской набережной), затем – в здании Сухаревой башни. В школу принимали подростков и юношей 12–20 лет всех сословий, кроме крепостных. Имела три класса – русский, цифирный и " навигацкий". В 1703 г. в школе обучалось 300, а в 1711 г. – уже 500 учащихся. В 1715 г. " навигацкий" класс перевели в Петербург. Остальные два класса продолжали работать до 1752 г. Шляхетский кадетский корпус –закрытое привилегированное военно-учебное заведение, устав которого был утвержден в 1731 г. В корпус принимались дети дворян в возрасте от 13 до 18 лет, обученные грамоте. Обучение проходило в четырех классах; в высшем первом классе определялась будущая профессия кадета (военная или гражданская). В 1743 г. корпусу присвоено наименование Сухопутного шляхетского корпуса. При корпусе имелись большая библиотека, театр (кадеты устраивали спектакли, вечера, балы), издавался журнал. Вопросы для самоконтроля
1. 1. Как вы оцениваете реформаторскую деятельность Петра I и в какой мере она оказала влияние на развитие культуры России? 2. 2. Изменился ли менталитет русского народа в результате реформаторской деятельности Петра I? 3. 3. Какие новые элементы были привнесены в XVIII в. в культурную жизнь России? 4. 4. Почему России необходимо было создавать собственную систему образования? 5. 5. Возможности подготовки специалистов-профессионалов в России XVIII в. Используются ли они в наше время? 6. 6. Какое влияние оказала западная культура на русскую национальную культуру? Как вы оцениваете степень взаимовлияния западной и российской культуры на рубеже XX и XXI вв.? 7. 7. Была ли необходимость создания в стране со сплошной неграмотностью трех академий? 8. 8. Какой характер носила система образования в России XVIII в.? 9. 9. Почему в конце XVIII в. в России могли появиться оппозиционно настроенные люди? Как вы полагаете, чем это было вызвано? План семинарского занятия
1. 1. Влияние реформирования России на культурную жизни страны. 2. 2. Создание системы образования как предпосылка формирования российской культуры. 3. 3. Новые черты российской культуры. Литература
1. 1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMKA-PRESS, 1955. М., 1990. 2. 2. Дашкова Е.Р. Записки: 1743–1810. Л., 1985. 3. 3. Ионичев Н.П. Внешние экономические связи России (IX – начало XX века): Учебное пособие. М., 2000. С. 95–142. 4. 4. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М., 1989. 5. 5. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990. С. 184–391. 6. 6. Москва: Культурологический словарь. М., 1998. 7. 7. Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1989. 8. 8. Трофимова Р.П. Загадки цивилизаций: Учебное пособие – тестовый дискурс. М., 1999. С. 231–251. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 931; Нарушение авторского права страницы