Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава VII.ВЕЛИЧИНЫ И ИХ ИЗМЕРЕНИЕ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Величина — одно из основных математических понятий, возникшее в древности и подвергшееся в процессе длительного развития ряду обобщений. Общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объема, массы, скорости и т. п. Каждый конкретный род величин связан с определенным способом сравнения соответствующих свойств объектов. Например, в геометрии отрезки сравниваются при помощи наложения и это сравнение приводит к понятию длины: два отрезка имеют одну и ту же длину; если при наложении они совпадают; если же один отрезок накладывается на часть другого, не покрывая целиком, то длина первого меньше длины второго. Общеизвестны более сложные приемы, необходимые для сравнения площадей плоских фигур, объемов пространственных тел. Для сравнения двух предметов по массе их взвешивают. Если чаши весов уравновешиваются, то предметы имеют одинаковую массу, если же чаши не уравновешены, то предмет, находящийся на той чаше, которая перетягивает, имеет большую массу, второй предмет — меньшую. Понятия длины, площади, объема, массы могут быть обобщены на любой род величин: в системе всех однородных величин, т. е. всех длин, всех площадей, всех объемов, всех масс и т. д., устанавливается отношение порядка. Две величины а и Ь одного и того же рода или совпадают {а = Ь\ или первая меньше второй (в< 6), или вторая меньше первой (6< а). Однородные величины можно также складывать. Например, если точка В лежит между точками Л и С, то длина отрезка АС равна сумме длин отрезков АВ и ВС (рис. 20, /). Если плоская фигура состоит из двух частей, не имеющих других общих точек, кроме граничных, то площадь S всей фигуры равна сумме площадей S1-T-S2 этих частей (рис. 20, 2).
Если пространственная фигура состоит из двух частей, все
общие точки которых образуют частей, то его масса т равна -1 сумме т.\Агтг масс т\ и т2 этих частей. Так раскрывается смысл операции сложения для каждого рода величин (длин, площадей, объемов, масс и т. д.). Исходя из смысла отношения «меньше» (< ■ ) и операции сложения однородных величин (+) можно убедиться в том, что любая система однородных величин (В, <, +) обладает перечисленными ниже свойствами. 1) Отношение «о является, как и между числами, ан 2) Если а<.Ь, то существует величина с 6 Втакая, что а + с = Ь. 3) Сложение величин, как и сложение чисел, обладает свойством a-\-b = b-\-a для любых а, Ь£ В.
Например, безразлично присоединить к отрезку АВ длины а отрезок ВС длины b или наоборот, получим один и тот же отрезок. 4) Сложение величин обладает свойством сочетатель a-\-(b + c)=(a-\-b)-\-c для любых а, Ь, с£ В. Например, если присоединить к отрезку АВ длины а отрезок BD а + в D в + с Рис. 22. длины 6 +с так, чтобы точка В лежала между точками А и D (рис. 22), то получим отрезок AD длины а + (Ь + с); если к отрезку АС длины а-\-Ь присоединить отрезок CD длины с, то получим тот же отрезок AD, его длина выражается через {а-\-Ь)-{-с; но так как мы получили один и тот же отрезок AD, то a-{-(b-{-c) = (a-+-b)-\-c. Поэтому можно писать без скобок a + fe-f-c. 5) Для любых а, 66В, а-\-Ь> а (свойство монотонности сложения). Например, если точка В лежит между точками А и С (рис. 20, /), то длина отрезка АС(а + Ь) больше длины отрезка АВ (а), или вообще «величина части меньше величины целого». 6) Всякую величину а£ В можно делить на 2, 3, 4 и вооб I Величина Ъ называется м-й долей величины а. 7) Допустим, что имеется некоторый отрезок АВ длины а и Перечисленные свойства 1)— 7) системы величин (В, <, +) интуитивно ясны и допускают наглядное истолкование на конкретном примере системы длин отрезков. Отметим, что эти свойства еще не составляют полной характеристики системы однородных величин. Для получения такой характеристики они должны быть дополнены еще одним свойством с более сложным содержанием и не допускающим столь наглядное истолкование, так как оно связано : с категорией бесконечности. 8) Предположим, что даны две последовательности однородных величин: (1) ои, a-i, ..., ап, ... и (2) Ь\, Ьч, ... , Ьп, ..., причем (1)—возрастающая, т. е. а.1<.а2<....<.ап<..~, а (2) — убывающая, т. е. b\ > bi >...! > Ь„> .... Кроме того, любая величина первой последовательности меньше любой величины второй и с увеличением номера п члены этих последовательностей приближаются друг к другу как угодно близко, т. е. какую бы ни взяли величину с при достаточно большом номере п, разность Ьп — ап становится меньше с (Ьп — ап<.с). При этих условиях существует единственная величина х, которая больше всех йп и меньше всех Ьп, т. е. неравенство выполняется для любого номера п членов последовательностей. Как же следует ответить на вопрос «Что такое величина? ». Прямого ответа в виде определения («величиной называется...») мы не приводим. На поставленный вопрос мы ответили косвенно: привели конкретные примеры величин (длина, площадь, объем, масса) и на этих примерах выявили свойства, характеризующие любую величи Измерение величин Потребность в измерении всякого рода величин, так же как потребность в счете предметов, возникла в практической деятельности человека «а заре человеческой цивилизации. Так же как для определения численности множеств, люди сравнивали различные множества, различные однородные величины, определяя прежде всего, какая из сравниваемых величин больше, какая меньше. Эти сравнения еще не были измерениями. В дальнейшем процедура сравнения величин была усовершенствована. Одна какая-нибудь величина принималась за эталон, а другие величины того же рода (длины, площади, объемы, массы и т. п.) сравнивались с эталоном. Когда же люди овладели знаниями о числах и их свойствах, величине-эталону приписывалось число 1 и этот эталон стал называться единицей измерения. Цель измерения стала более определенной —оценить, сколько единиц содержится в измеряемой величине. Результат измерения стал выражаться числом. Задача измерения величин, так же как и задача определения численности множеств предметов, является источником, порождающим числа. Однако в отличие от первой задачи, решение которой полностью обеспечивается натуральными числами, для задачи измерения величин этих чисел недостаточно. Это наглядно обнаруживается описанием процедуры измерения на простейшем примере измерения длин. Пусть необходимо измерить длину отрезка АВ с помощью единицы измерения CD длины е (рис. 23). Хотя мы опишем процедуру измерения длины конкретного отрезка АВ с помощью конкретной единицы измерения длины е, все действия и рассуждения, которые при этом проведем, носят общий характер и пригодны для решения любой задачи этого типа, т.. е. для измерения длины любого отрезка. Откладываем отрезок CD от точки А последовательно на отрезке АВ, при этом возможны следующие случаи. 1. Возможно, что отрезок CD отложится на огрезке AS целое число раз. На рисунке 23, /, например, 5 раз, а вообще л раз, г; е. второй конец отрезка CD (точка D) при пятом, а в абщем случае при я-м отложении, т. е. точка А5 {А„) совпадает с тоодаоя В концом отрезка АВ. этом случае числовое значение длины отрезка АВ будет равняться 5, в общем случае п, так как длина равна Ъе {пе), принимая длину е единицы измерения отрезка CD равной 1. Если обозначить числовое значение длины отрезка АВ через \АВ\ (в дальнейшем для краткости вместо «числовое значение длины» будем говорить просто «длина» там, где это не приводит к недоразумению), то в нашем примере 1АВ|=5, а в общем случае \АВ\=п. В этом случае натуральные числа обеспечивают решение задачи измерения. 2. Возможно, что точка As (А„) не совпадает с точкой В (рис. 23, 2), причем \АъВ\<.е, т. е. если отложить еще один раз отрезок CD, то конец его A6(A<, +i) уже окажется вне отрезка АВ, иными • словами, точка В окажется между точками Л5 и А6 (Ап и Ап-м). При этом здесь неявно использовано свойство 7 из § 1. Тогда длина отрезка АВ уже не выражается натуральным числом, она находится «между» двумя последовательными натуральными числами 5< |АВ! < 6, или в общем виде n< |AB| < п+1, между которыми, как известно, нет других натуральных чисел. В этом случае мы можем лишь приближенно считать длину отрезка АВ равной одному из этих чисел, 5 или 6 (п или /г+1). I В результате получаем приближенное значение измеряемой длины с точностью до 1. Это означает, что, принимая одно из этих чисел за значение длины отрезка АВ, мы допускаем погрешность, меньшую 1, причем число 5 (п) — приближенное значение длины с недостатком, а число 6(n-f-l) — с избытком. Если точка В ближе к точке Аь {Ап), то число 5 (п) ближе к истинному (точному) значению длины отрезка АВ, если же точка В ближе к точке Ae(An+i). T0 число 6(п + 1) ближе к точному значению этой длины. В зависимости от этого выбирают то приближенное значение, которое ближе к точному, что дает меньшую погрешность. Если такая степень точности удовлетворяет нас, то можно считать процесс измерения законченным. Однако практика часто предъявляет требование получить результаты измерений с более высокой степенью точности, т. е. с меньшей погрешностью. С этой целью возникает необходимость продолжить процесс измерения, т. е. измерить длину остатка, отрезка АьВ, в общем случае АпВ. Естественно, это нельзя сделать с помощью той же единицы измерения CD, которая не умещается на этом отрезке. Надо выбрать более мелкую единицу измерения, какую-то часть отрезка CD, допустим десятую. Тогда длина е\ этой новой единицы измерения равна 0, 1е, т. е. числу 0, 1 (здесь неявно применяется свойство 6 из § 1 о возможности деления величины на какое угодно число частей). Далее процедура измерения повторяется, но уже применительно к отрезку AsB (АпВ) и с единицей измерения длины 0, 1. Значит опять возможны два случая: 1) Новая единица измерения уместится на отрезке А5В (AnB) целое число раз, например 3 раза, а вообще «i раз, где П|< 10, такИмеются игры, в которых детям предлагается разрезать некоторую фигуру на части и сложить из этих частей другую фигуру. В нашем примере на рисунке 24 можно разрезать квадрат по диагонали и сложить из полученных частей треугольник (рис. 24, 2). Таким образом, если две фигуры равновелики, т. е. имеют одинаковые площади, то они равносоставленЫ (могут быть разбиты на одинаковое число равных частей), но не обязательно равны. Глава VIII. АЛГОРИТМЫ § 1. Что такое алгоритм! Воспитание детей с самого рождения, в частности воспитание дошкольников, включает усвоение ими разного рода правил и их строгое выполнение (правила утреннего туалета, одевания и раздевания, принятия пищи, перехода улицы и др.). Режим дня дошкольника представляет собой систему предписаний о выполнении детьми и воспитателем действий в определенной последовательности. Обучая детей счету, измерению длин, сложению и вычитанию чисел, уборке комнаты, посадке растений и т. д., мы сообщаем им необходимые правила о том, что и в какой последовательности нужно делать для выполнения задания. Организовывая разнообразные дидактические и подвижные игры, знакомим дошкольников с их правилами. О всех видах деятельности, осуществляемых по определенным предписаниям, говорят, что они выполняются по определенным алгоритмам. С малых лет человек усваивает и исполняет в каждодневной жизни большое число алгоритмов, часто не зная, что это такое. Что такое алгоритм? Нередко встречаются виды однотипных задач, например: сложение двух многозначных чисел, переход улицы, регулируемый или нерегулируемый светофором, измерение длины отрезка и т. д. Естественно возникает вопрос: существует ли достаточно общий способ, который можно было бы использовать для решения любой задачи из данного вида однотипных задач? Если такой общий способ существует, то его называют алгоритмом данного вида задач. Для каждого из приведенных выше видов задач имеется соответствующий алгоритм. Для задачи сложения двух многозначных чисел известен способ сложения «в столбик», пригодный для сложения любых двух многозначных чисел, т. е. для решения любой частной задачи из этого вида однотипных задач. Для задачи перехода улицы, например нерегулируемого светофором, можно сформулировать общий способ в виде следующего предписания, состоящего из 10 указаний, или команд: 1. Подойди к краю тротуара у знака перехода. 2. Стой. 3. Смотри налево. 4. Если идет транспорт слева, го перейди к указанию 2, иначе — к указанию 5. 5. Пройди до середины улицы. 6. Стой. 7. Смотри направо. 8. Если идет транспорт справа, то перейди к указанию 6, иначе — к указанию 9. 9. Пройди вторую половину улицы до противоположного тротуара. 10. Переход улицы закончен. В виде аналогичного предписания можно сформулировать и алгоритм приближенного измерения длины отрезка с точностью до 1: 1. Выбери мерку. 2. Наложи мерку с одного (левого) конца измеренного отрезка. Отметь на отрезке второй конец мерки. 3. Теперь оставшаяся часть отрезка — измеряемый отреаок. 4. Если измеряемый отрезок больше мерки, то перейди к указанию 2, иначе — к указанию 5. 5. Сосчитай метки на отрезке. 6. Полученное число — значение длины отрезка. 7. Измерение закончено. Приведенные примеры позволяют нам несколько разъяснить, что имеется в виду под «общим способом» решения однотипных задач. Интуитивно под алгоритмом понимают общепонятное и точное предписание о том, какие действия и в.каком порядке необходимо выполнить для решения любой задачи из данного вида однотипных задач. Это определение, разумеется, не является математическим определением в строгом смысле, так как в нем встречается много терминов, смысл которых, хотя и интуитивно, может быть ясен, но точно не определен («предписание», «общепонятное», «точное», «действие»). Однако оно представляет собой разъяснение того, что обычно вкладывается в интуитивное понятие алгоритма, а для наших целей этого вполне достаточно. Какие же свойства характеризуют всякий алгоритм? Анализ различных алгоритмов позволяет выделить следующие общие свойства, присущие алгоритмам: а) массовость, т. е. алгоритм предназначен для решения не одной какой-нибудь задачи, а для решения любой задачи из данного вида однотипных задач; б) определенность (или детерминированность), т. е. алгоритм представляет собой строго определенную последовательность шагов, или действий, он однозначно определяет первый шаг и какой шагследует за каждым шагом, не оставляя решающему задачу никакой свободы выбора следующего шага по своему усмотрению; в) результативность, т. е. решая любую задачу из данного вида
задач по соответствующему алгоритму, за конечное число шагов получаем результат. Разумеется, для различных частных задач одного вида число шагов может оказаться различным, но оно всегда конечно. Слово «алгоритм» происходит от имени известного математика IX в. аль-Хорез-ми, что означает «из Хорезма», впервые сформулировавшего правила выполнения арифметических действий над многозначными числами. Через труды аль-Хорезми в Европу проникли способы действий с числами в десятичной системе счисления, которые стали называть алгоритмами согласно латинской транскрипции имени ученого. В течение столетий значение слова «алгоритм» постепенно обобщалось, и сегодня под алгоритмом понимают некоторый общий метод или способ, предписание, инструкцию, свод правил для решения за конечное число шагов любой задачи из определенного вида однотипных задач, для которого предназначен этот метод. Алгоритм — одно из фундаментальных научных понятий, изучаемое и математикой, и информатикой — молодой, отпочковавшейся от математики наукой, изучающей способы представления, хранения и преобразования информации с помощью различных автоматических устройств, главным образом современных электронных вычислительных машин (ЭВМ). Наличие алгоритма для осуществления некоторой деятельности является необходимым условием передачи этого вида деятельности различным автоматическим устройствам, роботам, ЭВМ (от отпуска стакана газированной воды, продажи газеты или продажи авиабилета с хранением и преобразованием информации о наличии свободных мест до управления сложными технологическими процессами, не говоря уже о выполнении огромных объемов вычислительной работы, связанной с решением сложных научно-технических задач). Возможность автоматизации тех видов человеческой деятельности, которые осуществляются по определенным алгоритмам, связана с тем, что действия, предписанные алгоритмом, носят формальный характер, для их выполнения человеку не нужно проявлять изобретательность, он их совершает, как говорят, машинально.Это и означает, что такие виды деятельности могут быть переданымашине, разумеется, не любой, а специальной, «умеющей» выполнять эти действия. ■ Имеются различные формы записи или представления алгоритмов, предназначенные для различных исполнителей: словесные предписания, в том числе включающие различные формулы, и наглядные блок-схемы, ориентированные на исполнителя-человека, программы, представляющие собой запись алгоритма на языке, понятном ЭВМ, т. е. языке программирования. Здесь уместно уточнить, что означает выдвинутое требование «общепонятности» предписания, которым задается алгоритм. Это означает, что предписание должно быть сформулировано так, чтобы оно было одинаково понятно всем исполнителям той категории, на которую оно ориентировано. Это имеет чрезвычайно важное значение, в частности, при обучении маленьких детей. Например,
2. В приведенных выше предписаниях можно различить два основных вида команд, а следовательно, два основных вида шагов, представленных этими предписаниями алгоритмов: простые кбман-ды, предписывающие выполнение некоторых действий («смотри влево», «пройди до середины улицы», «выбери мерку», «наложи мерку» и т. д.), и составные, определяющие разветвление процесса решения задачи в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия («если идет транспорт слева, то перейди
Измерение длины Выбирай мерку! . Наложи мерку с левого 1 конца измеряемого отрезка Отметь на отрезке второй конец мерки Оставшаяся часть отрезка -измеряемый отрезок I Сосчитай метки на отрезке! I
Полученное число-значение длины отрезка Рис. 26.
оо
к указанию 2, иначе — к указанию 5»), называемые условными. Условная команда имеет вид «если Р, то А, иначе В». Она предписывает следующий порядок действий: если условие Р выполняется (истинно), то выполняется А (в нашем примере—возврат к указанию 2). Если же условие Р не выполняется (ложно), что обозначается словом иначе, то А пропускается и выполняется В (в нашем примере осуществляется переход к следующему указанию 5). Условные команды можно записать сокращенно: «если Р, то А», при этом подразумевается, что если условие Р не выполняется, то осуществляется переход к следующей по порядку команде. В приведенных выше примерах условные команды, если условие Р выполняется, определяют повторение некоторых действий («стой», «смотри влево», «смотри вправо», «наложи мерку» и т. д.) определенное число раз (пока условие Р выполняется). Такие процессы и соответствующие им алгоритмы, в которых некоторые действия повторяются, называются циклическими. Если же алгоритм состоит из одних простых команд, то он называется линейным. Таким образом, различают л и н е й н ы е, р а з в е т в л е н-ные и циклические алгоритмы. Алгоритм можно наглядно представить в виде блок-схемы, состоящей из блоков и стрелок. Каждый шаг представляется с
попо> пр„„0, ODDO-ODO OODI Dl Рис. 28. помощью блока. Блок, предусматривающий выполнение некоторого действия, изображается в виде прямоугольника, внутри которого записано соответствующее действие. Блок, представляющий логическое условие, изображается в виде ромба, внутри которого записан© проверяемое условие, Если от шага А непосредственно следует шаг В, то от блока А к блоку В проводится стрелка. От каждого прямоугольника исходит только одна стрелка, от каждого ромба — две стрелки: одна с пометкой «да», идущая к блоку, следующему за логическим условием, если оно выполняется, другая — с пометкой «нет», идущая к блоку, следующему за логическим условием, если оно не выполняется. Начало и конец изображаются овальными фигурами. Алгоритмы, предетавлеяные выше с помощью словесных предписаний, могут быть представлены и с помощью блок-схемы, иными словами, эти предписания переводятся в блок-схемы. На рисунке 25 изображена блок-схема алгоритма перехода улицы, нерегулируемого светофором. На рисунке 26 изображена блок-схема алгоритма приближенного измерения отрезка с точностью до 1 произвольной (условной) меркой. Для изображения алгоритмов некоторых детских игр (правил игры) могут быть использованы специальные условные обозначения, которые легко разъясняются детям.
Приведем в качестве примера игру «Преобразование слов», моделирующую понятие «алгоритм преобразования слов в данном алфавите». В этой игре, а по существу серии игр, буквы и слова необычные. Используется двух- раз, сколько возможно, т. е.пока не получится слово, в котором нет двух рядом стоящих кружочков; затем переходим к применению правила 3, а именно, если имеется два рядомстоящих квадратика, их удаляют, и это правило применяется столько раз, сколько возможно, т. е. пока не получится слово, в котором нет двух рядом стоящих квадратиков. Полученное слово, является результатом преобразования исходного слова по заданным правилам и способу их применения, определяющим вместе некоторый алгоритм преобразования слов в данном алфавите. На рисунке 28 показано преобразование четырех слов по этому алгоритму. Как показывает опыт обучения, повторив эту игру несколько раз для различных «слов», дети 5—б лет в состоянии заранее правильно определить, какие вообще могут оказаться результаты сокращения «слов» по заданным правилам: кружочек и квадратик, или один кружочек, или один квадратик, или «ничего» (это «ничего» стали потом называть «пустым словом»). Приведенные выше правила игры (рис. 27) вместе с процедурой их применения могут быть изображены блок-схемой (рис. 29). Умение применять разного рода алгоритмы, тем более умение предвидеть и обосновывать возможные результаты их применения — признак формирования свойственного для математики стиля мышления. Моделирование различных алгоритмов в виде детских игр открывает широкие возможности для формирования зачатков этого стиля мышления уже у дошкольников. Вычислительные машины»
Речь пойдет, разумеется, о детских играх, поэтому слова «вычислительные машины» взяты в кавычки. Прежде всего рассмотрим серию игр, в которых под термином «вычислительные машины» понимают блок-схемы несложных вычислительных процессов. На рисунке изображена простейшая «вычислительная машина», умеющая выполнять только одно действие — «прибавлениеединицы».
Если один из участников игры задает на входе машины какое-нибудь число, например 3, размещая в верхней овальной фигуре карточку с соответствующей цифрой, то другой участник, выполняющий роль «вычислительной машины», должен положить на выход карточку с результатом, т. е. с числом 4. Если он ошибочно кладет другую карточку, то ее отбирают. Проигрывает тот, у кого не хватает карточек с цифрами для продолжения игры. «Вычислительная машина» постепенно усложняется. На рисунке 30, 2 изображена «машина», последовательно выполняющая действие «прибавление единицы» дважды. Возникает вопрос: нельзя ли усовершенствовать «гвычислительную машину», выполняющую два одинаковых действия «прибавление единицы», заменив ее другой, выполняющей лишь одно действие? Такая «машина» изображена на рисунке 30, 3. В процессе игры подтверждается, что если на входы этих двух «вычислительных машин» попадут карточки с одинаковыми числами, то на их выходах окажутся также карточки с одинаковыми числами, т, е. эти «машины» действуют одинаково, тем самым доказывается тождество (а+ 1)+ 1 =а + 2 для любого а. Аналогично в ходе игры с использованием «машины», изображенной на рисунке 30, 4, обнаруживается, что последовательное выполнение двух действий « + 2»— прибавление числа 2 и «—1» — вычитание единицы, равносильно выполнению одного действия « + 1» — прибавление единицы. Следовательно, «машины», изображенные на рисунках 30, / и 30, 4, действуют одинаково ({а + 2) — 1 = = а+1 для любого а). Целесообразно также проведение игры с использованием «машины», изображенной на рисунке 30, 5. Можно вместо действий « + 2» и «— 2» взять « + 3» и «— 3» или «-J-1» и «— 1». Проверив для нескольких различных чисел работу этой «машины», дети обнаруживают, что она не меняет исходного числа, т. е. они уже открывают для себя то, что в дальнейшем запишут в виде предложения «(а + 2) — 2 = а для любого а» или вообще «(а + 6)— Ь = а для любых а и 6».
«Машину», изображенную на рисунке, можно заменить ей
«равносильной», изображенной на рисунке 30, 6, моделирующей тождество а + 0 = а для любого а. Изображенные на рисунке 30 «машины» представляют простейшие линейные алгоритмы. Проводимые эксперименты подтверждают, что дети 5—6 лет легко усваивают и работу «машин», представляющих простейшие разветвленные и циклические алгоритмы. Изображенная на рисунке 31, 1 «машина» работает следующим образом: если на вход «машины» подано некоторое число а, «машина» прежде всего проверяет, выполняется ли условие «а< 5». Если оно выполняется, то «машина» прибавляет к данному числу 2, если не выполняется, то вычитает 2. Знак вопроса на выходе «машины» нужно заменить полученным результатом. На рисунке 31, 2 дана таблица, показывающая работу этой «машины» для значений а: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Можно использовать «машины» этой же структуры, но с другими условиями и действиями. Для этой цели изготавливается на большом листе бумаги «машина» с пустыми блоками (рис. 32), в которые вносятся различные условия (в ромбе) и различные действия (в прямоугольниках). На рисунке 33, / изображена «машина», представляющая циклический алгоритм: если на вход подано некоторое число а, то «машина» прибавляет к нему 2, если полученное число меньше 9, она опять прибавляет 2 и т. д., пока не получится число, не меньшее 9, т. е.
Рис.31 . равное или большее 9. Это число и будет результатом. Работа этой «машины» иллюстрируется для чисел 1 и 2 в таблице на рисунке 33, 2. В описанных выше играх моделируются различные алгоритмы в виде блок-схем. В следующей серии игр «Вычислительные машины» моделируются некоторые алгоритмы в виде машин Поста, представляющих собой одно из разработанных в математике уточнений интуитивного понятия алгоритма. Машина Поста представляет собой точное предписание в виде программы, состоящей из конечной последовательности определенного рода команд, предназначенной для решения любой задачи из целого вида однотипных задач. Хотя машина Поста — чисто теоретическое понятие («теоретическая машина»), ее программа является прообразом программы для реальной ЭВМ. Профессор МГУ В. А. Успенский в своей популярной брошюре «Машина Поста» (М., 1979.— С. 4) говорит о том, что школьники первых классов и даже старшие дошкольники без труда могут осуществлять «вычисления» на машине Поста по заданной программе, например, при помощи разграфленной на секции бумажной ленты и канцелярских скрепок или пуговиц в качестве меток, а также составлять простейшие программы (не содержащие команд передачи управления). Это высказывание В. А. Успенского подтверждается и проводимыми экспериментами. Опишем две простейшие машины Поста, осуществляющие «прибавление единицы». Память машины представляет собой ленту, разделенную на клетки. Каждая клетка памяти может хранить определенный знак (в качестве такого знака мы использовали красный кружочек, вырезанный из картона), в таком случае она считается заполненной, а в противном сл Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы