Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Жанровое разнообразие различных видов искусств
Представлено в следующей таблице.
Контрольные вопросы и задания: 1. Что отличает изобразительное искусство от других видов искусства (музыка, танец, литература), и есть ли между ними сходство? 2. Чем отличается живопись от графики? 3. Какую картину вы назовете прекрасной? 4. В чем своеобразие скульптуры как вида искусства? 5. Почему архитектуру называют «застывшей музыкой»? 6. Чем объяснить возникновение различных стилей в изобразительном искусстве и архитектуре? 7. Что отличает музыку от других видов искусства? 8. Ваше отношение к симфонической, джазовой, эстрадной музыке? 9. Какова роль театра в общественной жизни? 10. Почему театр называют синтетическим 11. Конкурируют ли театр и кино? 12. Верно ли, что со временем технические средства сделают ненужным непосредственный контакт актера со зрителем? 13. Почему кино является важнейшим из искусств? 14. В чем состоит синтетический характер киноискусства? 15. Может ли кино заменить общение с музыкой, литературой, театром? 16. В чем специфика литературы как вида искусства? 17. Каковы особенности балета как вида искусства? 18. В чем особенности цирка как вида искусства? 19. Какие из коллективных видов искусства Вам известны? 20. Какие жанры литературы Вам известны?
Тесты для самоконтроля: 1. Какой из видов искусства принадлежит к разряду только временных? а) цирк; б) музыка; в) живопись; г) театр; 2. Какое из произведений архитектуры принадлежит стилю классицизма? а) здание Лувра в Париже; б) Колизей в Риме; в) Ансамбль Акрополя в Афинах; г) собор Парижской Богоматери; 3. Какой из видов искусства принадлежит к разряду синтетических? а) кино; б) архитектура; в) музыка; г) танец; 4. Кто является автором картины «Герника»? а) Пикассо; б) Сальвадор Дали; в) Казимир Малевич; г) Марк Шагал; 5. Кто считает родоначальником русской национальной музыкальной культуры? а) Глинка; б) Чайковский; в) Мусоргский; г) Римский-Корсаков; 6. Чьи произведения в большой степени могут быть отнесены к жанру интеллектуального детектива? а) А. Марининой; б) Ф. Незнанского; в) Б. Акунина; г) Д. Донцовой; 7. Кто является автором цикла античных трагедий о царе Эдипе? а) Эсхил б) Еврипид в) Софокл г) Гомер 8. К какому виду искусства относится музыка? а) пространственному; б) временному; в) неизобразительному; г) пространственно-временному. 9. Какие виды искусства связаны с коллективным творчеством? а) музыка; б) кино; в) графика; г) живопись. 10. Какое из произведений, по вашему мнению, принадлежит массовой культуре? а) «Сталкер» А. Тарковского; б) сочинения Д. Донцовой; в) детективы Б.Акунина; г) сериал «Улицы разбитых фонарей». Семинар по теме «Эстетика как наука о закономерностях искусства и ее роль в формировании ценностных ориентиров сотрудника ОВД» Учебные вопросы: 1. Эстетика как наука о закономерностях искусства и ее проблематика. 2. Эстетическое как центральная категория. 3. Прекрасное и безобразное в искусстве, жизни и природе. 4. Возвышенное и низменное как категории эстетики. 5. Трагическое и комическое, героическое как особые формы эстетического и их роль в формировании эстетической культуры сотрудника ОВД.
Основные понятия по теме: Эстетическое прекрасное безобразное Трагическое возвышенное комическое Героическое техническое низменное Темы докладов: 1. Основные этапы развития эстетики. 2. Безобразное в различных видах искусства. 3. Эстетическое суждение и эстетическая оценка. 4. Нонэстетика как теория современного искусства, ее проблематика и основные категории. ЛИТЕРАТУРА по теме Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации. 2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции». 3. Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 4. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основная: 1. Бычков В.В. Эстетика. М.2012. 2. Залкин А.Л. Эстетика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 3. Гришин А.А., Пылев С.С., РумянцевН.В., Щеглов А.В. Эстетическая культура сотрудников ОВД России: Учебное пособие. – М.: МосУМВД России. Изд. «Щит - М», 2008. 4. Еникеева С.Г. Эстетическая культура сотрудника ОВД. М. 2010 5. Меняйло, Л. Н. Эстетическая культура сотрудников ОВД: учебное пособие. Белгород: БелЮИ МВД России, 2009. – 76 С. Дополнительная: 1. Адорно Т. Эстетическая теория. М., 2001. 2. Волкова Е. Произведение искусства как предмет эстетического анализа. М., 1976. 3. Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. 4. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 1-4. М., 1968-1973. 5. Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. СПб., 2000. 6. Гулыга А. Принципы эстетики. М., 1996. 7. Гуревич П.С. Эстетика. Учебное пособие. М.КНОРУС. 2011. 8. Ежов В.С. Эстетическая культура человека. Новосибирск. 2003, 145 С. 9. История эстетической мысли. Т. 1-5. М., 1985-1990. 10. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 2000. 11. Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб., 1996. 12. Киреева Н. В., Чернявская Н. Э., Коренева Е. Н. Сущность эстетической культуры и ее компонентов. // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2013. № 9 (76). С.71-73. 13. Левикова С.И. Молодежная субкультура. Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС. 2004. 14. Лосский О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М., 1998. 15. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2008. 16. Николаев Ю.П. Основные эстетические категории и их значение в деятельности органов внутренних дел. М., 1993. 17. Никитина И.П. Эстетика: Учебник для бакалавров. М.: Изд-во Юрайт. 2012. 18. Основы эстетического воспитания. / Под ред.Алиева Ю.Б., Ардаширова Г.Т., Барышникова Л.П. и др. М.: Изд-во «Просвещение». 1986. 240 С. 19. Пенионжек Е.В. Эстетическая культура сотрудника ОВД. Ур.ЮИ МВД РФ. Екатеринбург. 2012. 20. Петкова С.М. Справочник по эстетике. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2012 21. Соловьев Э.Ю. Массовая культура. Иллюзия и реальность. М., 2005. 22. Столович Л. Красота. Добро. Истина. М., 1996. 23. Фатальникова Е., Карасева М.Ю. Эстетическая культура сотрудников ОВД: Учебное пособие. Краснодар, 1999. 24. Философско-эстетические проблемы воспитания. /Сб. науч. тр. М., 1990. 25. Фохт-Бабушкин Ю. Искусство в жизни людей. СПб., 2004. 26. Эстетическая культура. Научное издание М.: РАН, 1996. Методические рекомендации При изучении первого вопроса «Эстетика как наука о закономерностях искусства и ее проблематика» следует знать, что эстетика как философская наука о чувственно-ценностном отношении человека к миру и способах его духовно- практического освоения в искусстве. Эстетика включает в себя систему категорий, принципов и закономерностей в искусстве.
Во втором вопросе «Эстетическое как центральная категория» уясните, что эстетическое как главная категория эстетики, есть «самодавлеющая, созерцательная ценность и сгусток общественно-исторических отношений» (А.Ф.Лосев). Осмыслите эстетическое и основные аспекты его значимости: ценностный, прагматический и системообразующий. Обратите внимание, что основными формами эстетического являются категории эстетики: прекрасное и безобразное, трагическое и комическое (юмор, ирония, игра), возвышенное и низменное. При подготовке к третьему вопросу «Прекрасное и безобразное в искусстве, жизни и природе»следует рассмотреть категорию прекрасное как объект, переживание, ценность природы и культуры.Прекрасное определяется как эстетическая категория, характеризующая явление с точки зрения совершенства, как обладающее высшей эстетической ценностью. Раскрывая категорию прекрасного, необходимо сопоставить ее с понятием красоты.В связи с этим надо помнить о том, что прекрасное характеризует субъективно-объективные отношения, а красота входит в смысловое поле прекрасного и является характеристикой только объекта. Информацию по этому вопросу вы можете найти в книге Ю. Борева «Эстетика» (М., 2005, гл. «Эстетика - аксиология общечеловеческих ценностей»). С античности мыслители пытались вычленить и выявить законы красоты с помощью понятий: гармония, совершенство, мера, порядок, симметрия, пропорция, число, «золотое сочетание», типы линий, свет. Красота отличается от красивости, которая опирается только на поверхностные характеристики. При подготовке к данному вопросу надо исследовать возможности различных видов и жанров искусства в воспроизведении прекрасного; отношение различных направлений, стилей индивидуальных методов к прекрасному. Необходимо учитывать, что безобразное – диалектическая антитеза прекрасному. Эта категория выражает негативную эстетическую ценность. Эстетическое переживание безобразного двойственно: наслаждение художественным произведением сопровождается чувством отвращения к самому предмету изображения. Безобразное ассоциируется с бесформенностью, аморфностью, дисгармонией, уродством. В связи с этим надо осмыслить широкий интерес к безобразному в ХХ веке и попытаться понять эстетику безобразного в современной культуре в свете проблемы границ художественного. Изучая четвертый вопрос «Возвышенное и низменное как категории эстетики» необходимо выяснить, что такое возвышенноеи каково его соотношение с прекрасным. Возвышенное вбирает в себя все колоссальное, безграничное, величественное в природе и искусстве, а также великое и героическое в общественной и личной жизни. Возвышенное рядоположено жертвенному как устремленности к вечному, надличностному образу совершенства. В связи с этим возникает проблема нравственно-этической природы религиозного чувства. Низменное – противоположность возвышенному. Нравственной характеристикой низменного является активное зло. Низменные предметы и явления таят угрозу человечеству, так как они не освоены, не подчинены людям. При осмыслении пятого вопроса «Трагическое и комическое, героическое как особые формы эстетического и их роль в формировании эстетической культуры сотрудника ОВД» проанализируйте категорию «трагического », понимаемую как гибель ценностей в борьбе с несовершенством мира, прежде всего, утрату человеческой личности. Античная традиция видит сущность трагического в изображении страданий и гибели героя, свершившихся не по причине несчастного случая, но как неизбежное следствие его поступков вины, предопределенных судьбой, роком. Трагическое связано с понятием катарсиса, то естьочищения “посредством страха и сострадания” при вовлеченности в трагическое действие. Следует рассмотреть виды трагических коллизий в истории народов и культур, в произведениях искусства. Особо надо обратить внимание на трагического героя, что приводит к осмыслению героического, сопоставляемого как с категорией возвышенного, так и с категорией трагического. Необходимо привести примеры героического поведения сотрудников органов внутренних дел, когда героизм сопряжен с опасностью для жизни и предъявляет повышенное морально-психологическое требование к личности. Требует объяснения трагизм современного мироощущения, его источники и отражение в искусстве (см.: Борев Ю. Эстетика. 2005 гл.II). Необходимо понять сущность комического и его значения в жизни человека. Следует уяснить, что комическоеможет быть понято как «снятие» трагических противоречий. К видам комического относятся: смешное, сатирическое, фарсовое. Комическое может выполнять катарсическую функцию как в обществе, так и в личностном мироощущении. Комизм проявляется как результат контраста противостояния безобразного – прекрасному (Аристотель), ничтожного – возвышенному (И. Кант), нелепого – рассудительному (Шопенгауэр), ложного – истинному (Гегель). Необходимо рассмотреть основные формы комического: юмор, сатиру, иронию, привести примеры комического в жизни и искусстве. Следует определить комическое в истории культуры, в народном и профессиональном творчестве. Осознайте и осмыслите сложные оценочные суждения: «мрачное величие», «трагикомическая ситуация», «совершенство безобразного». Следует понять также такие эстетические свойства, как трогательное, некрасивое, изящное, забавное и т. д. К категориям эстетики помимо традиционных относятся также: эстетический объект, эстетический субъект; мера, совершенство, красота, гармония. Подробнее смотрите в книге Е.Г.Яковлева «Эстетика» Учебное пособие для студентов вузов. М.: Гардарики, 2006. гл.I). Делая вывод, надо отметить, что категории эстетики способствует формированию у работников полиции умения творческого использования эстетических знаний в решение оперативно-служебных задач, в повышении их профессионального мастерства. Подробнее смотрите в книгах: П.С.Гуревича «Эстетика». Учебное пособие. (М. КНОРУС. 2011, гл.1, 2.) и С.М.Петковой «Справочник по эстетике». (Ростов-на-Дону «Феникс». 2012, с.99-161).
Контрольные вопросы задания: 1. Что такое эстетика? 2. Назовите основные формы эстетического сознания. 3. Составьте такие категории эстетики, как «прекрасное» и «красота». В чем их сходство и отличие? 4. Как соотносятся категории «возвышенного» и «героического»? 5. Назовите формы проявления комического в жизни и в искусстве. Как соотносятся понятия «прекрасное», «красивое», «полезное», «нравственное»? Проанализируйте с этой точки зрения произведение искусства, прекрасный поступок, предмет бытового обихода и т.д. 2. Существуют ли законы красоты? Подтвердите ваши доводы примерами. 3. Какое воздействие оказывает на нас общение с прекрасным? Сделайте вывод на основании известных вам фактов и собственного опыта. 4. Что понимается под эстетическим как категорией философии искусства? 5. Как соотносятся прекрасное и безобразное как категории эстетики? 6. В чем красота природы? Приведите примеры симметрии, ритма, гармонии в живой и неживой природе. 7. Прекрасное в жизни и прекрасное в искусстве — чем они отличаются? Всегда ли прекрасный художественный образ является положительным героем? 8. Какие качества вы считаете несовместимыми с духовным обликом сотрудника полиции? (Что бы вы хотели в себе изменить? ) 9. В чем сущность героического и значимость в жизни сотрудника полиции? 10. Что такое комическое и его роль в деятельности сотрудника полиции? Тесты для самоконтроля: 1. С чем в большей степени связано представление о прекрасном а) с представлением о полезном; б) с представлением о гармонии и совершенстве; в) с представлением о Боге; г) с представлением о нормах и правилах; 2. В чем проявляется безобразное в жизни и в искусстве? а) в асимметрии б) в неправильности; в) в аморфности; г) в уродстве; 3. Выберите наиболее верное представление о том, в чем заключается сущность трагического а) в гибели или тяжких страданиях человека; б) в невосполнимости для людей утраты человеческой личности; в) в активности трагического характера по отношению к обстоятельствам; г) в исторических, временно неразрешимых противоречиях; 4. Что является предметом изучения эстетики? а) человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира; б) идеалы и ценности, ориентация на которые «задает» нормы жизни, поведения и деятельности людей; в) весь мир и все происходящие в нем процессы, человек и вся его деятельность и ее продукты; г) область общественно-производственных, социальных интересов людей; 5. Сущность комического заключается? а) в противоречии: безобразного – прекрасному ничтожного – возвышенному ложного – истинному б) в смехе в) в разрушении несправедливого мира г) в обманутых ожиданиях 6. Выберите наиболее верное суждение о сущности прекрасного а) прекрасное – объективное свойство самих вещей; б) действительность эстетически нейтральна, источник прекрасного таится в душе индивида; в) прекрасное есть результат соотнесения свойств объективной действительности с человеком как мерой красоты или сего практическими потребностями, идеалами и представлениями о прекрасном в жизни; 7. Что является модификацией безобразного и ужасного в искусстве? а) непристойное б) поучающее в) шокирующее г) скучное 8. Из приведенных определений выберите верное толкование науки «эстетика» а) эстетика – это наука об умственной деятельности человека; б) эстетика – область философского знания, которая изучает человеческие отношения; в) эстетика – наука об освоении мира по законам красоты; г) эстетика - наука, изучающая структуру человеческого общества; Практическое занятие по теме «Эстетическая культура сотрудника ОВД, ее особенности и проблемы» (просмотр фильмов по эстетической культуре сотрудников ОВД: традиции и ритуалы)
Учебные вопросы: 1.Эстетическое воспитание и его роль в развитии эстетической культуры сотрудника ОВД. 2. Особенности эстетической культуры сотрудника ОВД. Основные понятия по теме: Такт Традиция Ритуал Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 963; Нарушение авторского права страницы