Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мимесис художественный образ вдохновение



Метафора стиль воображение

Канон форма содержание

Темы докладов:

1. Воображение и вдохновение и их роль в творчестве.

2. Художественное произведение как форма бытия искусства.

3. Талант как проблема философии искусства.

4. Художественный стиль, его структура и функциональная многоплановость.

ЛИТЕРАТУРА по теме

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».

3. Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Основная:

1. Бычков В.В. Эстетика. М.2012.

2. Залкин А.Л. Эстетика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

3. Гришин А.А., Пылев С.С., РумянцевН.В., Щеглов А.В. Эстетическая культура сотрудников ОВД России: Учебное пособие. – М.: МосУМВД России. Изд. «Щит - М», 2008.

4. Еникеева С.Г. Эстетическая культура сотрудника ОВД. М. 2010

5. Меняйло, Л. Н. Эстетическая культура сотрудников ОВД: учебное пособие. Белгород: БелЮИ МВД России, 2009. – 76 С.

Дополнительная:

1. Адорно Т. Эстетическая теория. М., 2001.

2. Волкова Е. Произведение искусства как предмет эстетического анализа. М., 1976.

3. Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

4. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 1-4. М., 1968-1973.

5. Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. СПб., 2000.

6. Гулыга А. Принципы эстетики. М., 1996.

7. Гуревич П.С. Эстетика. Учебное пособие. М.КНОРУС. 2011.

8. Ежов В.С. Эстетическая культура человека. Новосибирск. 2003, 145 С.

9. История эстетической мысли. Т. 1-5. М., 1985-1990.

10. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 2000.

11. Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб., 1996.

12. Киреева Н. В., Чернявская Н. Э., Коренева Е. Н. Сущность эстетической культуры и ее компонентов. // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2013. № 9 (76). С.71-73.

13. Левикова С.И. Молодежная субкультура. Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС. 2004.

14. Лосский О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М., 1998.

15. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2008.

16. Николаев Ю.П. Основные эстетические категории и их значение в деятельности органов внутренних дел. М., 1993.

17. Никитина И.П. Эстетика: Учебник для бакалавров. М.: Изд-во Юрайт. 2012.

18. Основы эстетического воспитания. / Под ред.Алиева Ю.Б., Ардаширова Г.Т., Барышникова Л.П. и др. М.: Изд-во «Просвещение». 1986. 240 С.

19. Пенионжек Е.В. Эстетическая культура сотрудника ОВД. Ур.ЮИ МВД РФ. Екатеринбург. 2012.

20. Петкова С.М. Справочник по эстетике. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2012

21. Соловьев Э.Ю. Массовая культура. Иллюзия и реальность. М., 2005.

22. Столович Л. Красота. Добро. Истина. М., 1996.

23. Фатальникова Е., Карасева М.Ю. Эстетическая культура сотрудников ОВД: Учебное пособие. Краснодар, 1999.

24. Философско-эстетические проблемы воспитания. /Сб. науч. тр. М., 1990.

25. Фохт-Бабушкин Ю. Искусство в жизни людей. СПб., 2004.

26. Эстетическая культура. Научное издание М.: РАН, 1996.

Методические рекомендации

При изучении первого вопроса «Художественное творчество как основа искусства и его особенности» следует уяснить сущность искусства как духовно-культурного феномена и как особую форму человеческой деятельности, основанную на художественном творчестве. Особенности искусства, позволяющие отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключаются в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме.

Обратите особое внимание на понимания сущности и структуры творчества, включающего в себя замысел, где выражается идея произведения, воображение, вдохновение, память, сознание, подсознание, творческую интуицию.

Искусство как особая форма человеческой деятельности основано на художественном творчестве, которое начинается с замысла художника, творца. Замысел представляет собой результат восприятия жизненных явлений и их субъективное преломление и понимание человеком, создающим то или иное произведение искусства. Процесс создания произведения представляет собой творчество как воплощение замысла художника в знаковую систему и вырастающую на ее основе систему художественных образов, процесс объективации художественной мысли в тексте, картине, сценарии, звуках музыки, танце, это процесс отчуждения замысла творца и передачи его через произведение, созданного им слушателю, зрителю.

Создание произведение невозможно без воображения. Воображение способно воссоздавать образы действительности и те образы, которые в действительности не существуют. Воображение творчески воспроизводит блоки представлений, впечатлений и образов, хранящихся в памяти. Комбинирует и рисует их в сознании художника.

Важную роль в творчестве играет вдохновение. Вдохновение представляет собой специфически творческое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого процесса проникновения в суть жизненных проблем. Вдохновение порождает необыкновенную творческую активность. В творчестве важную роль играет ещё и внутреннее освобождение, процесс творческой реализации индивидуальности в публичной исповеди творца произведения искусства перед его будущими слушателями и зрителями.

В творческом процессе велика роль подсознательного, прежде всего интуиции как особой формы познания, которая может озадачить творца через сновидения или внутреннее откровение. Как об этом говорил И.В. Гёте, которому во сне приснились стихи, а проснувшись он «как лунатик сел их записывать».

Память же художника представляет собой не зеркальное отражение действительности, она имеет творческий характер, она ассоциативна и избирательна и неразрывно связана с воображением. Несомненно, художественное творчество невозможно без сознания как высшей формы идеально-чувственного отражения действительности. Значимость сознания велика в любом творческом процесс, но особую роль оно играет в создании крупномасштабных произведений, где необходимо держать в сознании не только идею произведения, но и весь творческий процесс замысла и каждую составляющую часть.

Деятельность по созданию произведений искусства сложна и многогранна, следует обратить внимание на ещё один момент, без которого не возможно художественное творчество, способность человека к данному виду деятельности. Ведь ни для кого не является секретом, что не все способны быть творцами искусства. Вопрос о способности человека к творчеству остаётся дискуссионным в научной литературе. Но на современном этапе признаётся, что творческие способности человека имеют врождённый характер (даны ли они человеку Богом, или же это результат наследственных генных особенностей вопрос остаётся открытым), но все утверждают о том, что имеющиеся способности следует развивать, а для этого необходимо желание и труд, в котором способности будут развиваться.

Итак, следует усвоить, что искусство – это особое отражение человеком, художником своего видения мира в образно-художественной форме. Искусство представляет собой уникальную самобытную форму конкретного чувственного выражения невербализуемого эстетического опыта художника с помощью системы художественных приёмов, принципов, методов. Главная цель искусства – актуализация эстетического сознания познающего субъекта, восприятия им произведения вплоть до достижения эстетического наслаждения. Искусство является высшей формой воплощения эстетического, понятие и сущность, которого мы осмысливали в предыдущей теме. Искусство представлено в различных видах, жанрах и стилях.

Для истинного понимания сущности искусства необходимо охарактеризовать сущность и значимость каждого элемента в творчестве, а также их роль. Следует помнить, что без единства всех этих элементов невозможно создание произведений искусства. Обратите внимание на то, что в искусстве выражается личностное отношение авторского видения мира, выраженное в художественном образе.

Осмысливая вопрос «Основные принципы искусства», следует уяснить, что искусство как форма эстетической деятельности существует и развивается на основе определенных принципов. Для осмысления сущности искусства необходимо обратить внимание на основные принципы в искусстве: мимесис как разнообразное подражание, канон как система внутренних правил и норм, свойственных искусству какого-либо художественного направления, стиль как устойчивая система способов выражения и художественного мышления определенной эпохи, соотношения формы и содержания, и, наконец, художественный образ. Особо следует осмыслить сущность и роль художественного образа в искусстве.

При изучении вопроса «Художественный образ и его роль в искусстве и жизни» следует усвоить, что художественный образ, специально создаваемый в процессе творческой деятельности по специфическим законам красоты феномен искусства, обладает уникальной природой. Художественный образ – это материальное, конкретно-чувственное воплощение идей, родившихся в сознании художника в порыве творческого вдохновения.

В зависимости от степени обобщения, предлагаемой художественным образом, можно выделить несколько черт художественного образа:

Уясните специфику художественного образа и его основные черты: метафоричность, парадоксальность, ассоциативность, многозначность, недосказанность, идеальная реальность, изоморфизм. Осмыслите сущность каждой из черт художественного образа. Подробнее по данному вопросу следует посмотреть работу С.М.Петковой «Справочник по эстетике» Ростов-на-Дону «Феникс», 2012.

Обратите внимание на процесс создания художественного образа, включающий в себя прообраз, образ и макрообраз. Кроме того, следует акцентировать внимание на то, что сущностным ядром художественного образа является художественный символ, выражающий смысловой аспект в искусстве, без которого невозможно искусство.

Осмысливая вопрос «Полифункциональность искусства», обратите внимание на многофункциональность искусства: искусство как деятельность и утешение, искусство как знание и просвещение, искусство как анализ состояния мира, искусство как предсказание, искусство как сообщение и общение, искусство как катарсис, очищение и формирование духовного мира и ценностных ориентаций человека, искусство как внушение, искусство как наслаждение.

Охарактеризуйте каждую из функций искусства, именно через свои функции искусство оказывает воздействие на формирование и развитие духовного мира, эмоционально-чувственной сферы, эстетического вкуса, идеалов и потребностей сотрудника полиции.

Наиболее подробно об искусстве как духовно-ценностном феномене можно посмотреть в книгах В.В.Бычкова «Эстетика». Учебник для вузов. (М.Академический проект. Фонд «Мир». М. 2011, гл. 11, 12.) и С.М.Петковой «Справочник по эстетике» (Ростов-на-Дону «Феникс».2012, с.13-38).

Контрольные вопросы и задания:

1. Какую роль в нашей жизни играет искусство?

2. В чем специфика художественного образа?

3. В чем состоит познавательное и воспитательное значение искусства?

4. Как следует понимать слова Н.Г.Чернышевского «Искусство — учебник жизни»?

5. Ваше мнение о споре «физиков» и «лириков». Отмирает ли искусство?

6. Что вам дает общение с искусством?

7. Что означает полифункциональность искусства?

8. Какие структурные элементы сознания играют важную роль в художественном творчестве: воображение, память, сознание, подсознательное, вдохновение? И почему?

9. Что такое мимесис?

10. Как соотносится в искусстве форма и содержание?

 

Тесты для самоконтроля:

1. В чем заключается специфика искусства?

а) в том, что оно дает «беспристрастное знание»;

б) в том, что оно отражает мир в художественных образах;

в) в том, что оно выносит «приговор жизни»;

г) в том, что оно отражает действительность в форме абстрактных понятий;

2. Что такое символ в искусстве?

а) знак, рождающий множественные смыслы;

б) процесс художественного освоения мира;

в) интеллектуальная игра;

г) субъективная психическая реальность;

3. Из приведенных определений выберите верное толкование науки «эстетика»

а) эстетика – это наука об умственной деятельности человека;

б) эстетика – область философского знания, которая изучает человеческие отношения;

в) эстетика – наука об освоении мира по законам красоты;

г) эстетика - наука, изучающая структуру человеческого общества;

4. Что такое художественный образ?

а) точный слепок с действительности

б) формы мышления в искусстве

в) выражение внутреннего мира

г) целостная система знаний о мире и человеке

5. Какая из сфер духовного мира человека, по мнению А. Г. Баумгартена, имеет отношение к эстетике?

а) разум

б) воля

в) чувство

г) совесть

6.Какое из приведенных суждений вам кажется наиболее верным?

а) искусство должно быть прежде всего средством отдыха и развлечения;

б) искусство должно служить прежде всего делу просвещения и нравственного воспитания;

в) искусство должно давать нам эстетическое наслаждение и обогащать нашу духовную жизнь;

7.Какое свойство духовного образа отражает его неповторимость никем из других авторов?

а) парадоксальность;

б) многозначность;

в) оригинальность;

г) ассоциативность;

 

 

Практическое занятие по теме «Виды искусства, их историческая динамика и значимость в развитии эстетической культуры сотрудника ОВД».

(Выезд в Эрмитаж, обзорная экскурсия)

Учебные вопросы:

1. Проблема классификации видов искусства в искусствознании.

2. Пространственные виды искусства.

3. Временные виды искусства.

4. Пространственно-временные виды искусства.

 

Основные понятия по теме:


Поделиться:



Популярное:

  1. A.16.9.4. Экран пиктограмм блоков питания преобразователя собственных нужд
  2. II. История духа (Geistesgeschichte), образующая канон
  3. X. Определение суммы обеспечения при проведении исследования проб или образцов товаров, подробной технической документации или проведения экспертизы
  4. А у четвёртых, которые вырастают из фруктов и семени, воля расположена в плоде, поэтому они образуются и произрастают из плода».
  5. Анализируя опыт мирового развития, можно выделить пять наиболее типичных моделей капиталистической экономики, базирующейся на многообразии форм собственности.
  6. Аналого – цифровой преобразователь
  7. Архитектура и изобразительное искусство
  8. Архитектурная композиция и образ
  9. Аутосомно-доминантный гипопла-стический гранулообразный ННА.
  10. Биологическая характеристика объекта в связи со средой обитания и образом жизни
  11. В помещении насосного блока находится электрооборудование, работающее под высоким напряжением, и подача жидкости пенообразователя может вызвать замыкание.
  12. В результате противоречивости этих двух структур в Сутевом строении образуется ряд концептуальных зависимостей, сила и мощь которых – на стороне преимущественного лидерства победившей оппозиции.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь