Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эстетическая культура сотрудника ОВД



Эстетическая культура сотрудника ОВД

 

 

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

по направлению подготовки (специальности)

40.05.02 (03101.65) – Правоохранительная деятельность

Квалификация (степень) выпускника специалист

 

 

Кафедра философии и социологии

 

Санкт - Петербург

 

 

МВД России

Санкт-Петербургский университет

Кафедра философии и социологии

 

 

УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры философии и социологии
полковник полиции
А.С.Болдырев
«_____» 2015 года

 

 

Методические рекомендации для курсантов

по подготовке к семинарским занятиям

 

по дисциплине Эстетическая культура сотрудника ОВД

по направлению подготовки (специальности) 40.05.02 (031001.65) - Правоохранительная деятельность

 

 

Санкт-Петербург

 

Эстетическая культура сотрудника ОВД: методические рекомендации для семинарских занятий по изучению дисциплины для курсантов очной формы обучения по направлению подготовки (специальности) 40.05.02 (031001.65) - Правоохранительная деятельность /Сост. Сотникова Н.Н.; СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2015, 53 с.

 

 

Данные методические рекомендации ориентированы на обеспечение содержательного единства и преемственности требований в изучении дисциплины «Эстетическая культура сотрудника ОВД» курсантами очной формы обучения Санкт-Петербургского университета МВД России. Методические рекомендации составлены с учётом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессиональногообразования и направлены на оказание помощи по изучению курса учебной дисциплины «Эстетическая культура сотрудника ОВД».

 

 

Методические рекомендации рассмотрены на заседании кафедры философии и социологии (протокол № 2 от « 25» октября 2015 г.), одобрены на заседании методического совета (протокол № ____ от «__» _______ 2015_ г.)

 

Рецензенты:

Н.И.Горелова, кандидат филологических наук, доцент,

Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России

А.Г. Никулин, кандидат философских наук, доцент, ученый секретарь Ученого совета Санкт-Петербургского университета МВД России.

 

 

© Санкт-Петербургский университет

МВД России, 2015

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ К НИМ

 

Семинар по теме «Эстетическая культура: сущность, структура и функции».

Учебные вопросы:

1. Эстетическая культура: сущность, структура и функции.

2. Эстетическое сознание и его роль в формировании духовных качеств человека.

3. Функции эстетической культуры.

4. Художественная культура, ее сущность и структура.

 

Основные понятия по теме:

Эстетическая культура эстетический вкус

Эстетическое сознание эстетический идеал

Эстетические отношения эстетическая деятельность

Темы докладов:

1. Эстетический вкус: историко-философский аспект.

2. Эстетический идеал и его роль в формировании эстетической культуры.

3. Эстетические потребности и эстетические способности.

4. Информационные системы и их в развитии эстетической культуры.

5. Эстетическая культура в системе духовной жизни.

ЛИТЕРАТУРА по теме

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».

3. Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Основная:

1. Бычков В.В. Эстетика. М.2012.

2. Залкин А.Л. Эстетика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

3. Гришин А.А., Пылев С.С., РумянцевН.В., Щеглов А.В. Эстетическая культура сотрудников ОВД России: Учебное пособие. – М.: МосУМВД России. Изд. «Щит - М», 2008.

4. Еникеева С.Г. Эстетическая культура сотрудника ОВД. М. 2010

5. Меняйло, Л. Н. Эстетическая культура сотрудников ОВД: учебное пособие. Белгород: БелЮИ МВД России, 2009. – 76 С.

Дополнительная:

1. Адорно Т. Эстетическая теория. М., 2001.

2. Волкова Е. Произведение искусства как предмет эстетического анализа. М., 1976.

3. Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

4. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 1-4. М., 1968-1973.

5. Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. СПб., 2000.

6. Гулыга А. Принципы эстетики. М., 1996.

7. Гуревич П.С. Эстетика. Учебное пособие. М.КНОРУС. 2011.

8. Ежов В.С. Эстетическая культура человека. Новосибирск. 2003, 145 С.

9. История эстетической мысли. Т. 1-5. М., 1985-1990.

10. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 2000.

11. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997

12. Киреева Н. В., Чернявская Н. Э., Коренева Е. Н. Сущность эстетической культуры и ее компонентов. // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2013. № 9 (76). С.71-73.

13. Левикова С.И. Молодежная субкультура. Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС. 2004.

14. Лосский О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М., 1998.

15. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2008.

16. Николаев Ю.П. Основные эстетические категории и их значение в деятельности органов внутренних дел. М., 1993.

17. Никитина И.П. Эстетика: Учебник для бакалавров. М.: Изд-во Юрайт. 2012.

18. Основы эстетического воспитания. / Под ред.Алиева Ю.Б., Ардаширова Г.Т., Барышникова Л.П. и др. М.: Изд-во «Просвещение». 1986. 240 С.

19. Пенионжек Е.В. Эстетическая культура сотрудника ОВД. Ур.ЮИ МВД РФ. Екатеринбург. 2012.

20. Петкова С.М. Справочник по эстетике. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2012

21. Соловьев Э.Ю. Массовая культура. Иллюзия и реальность. М., 2005.

22. Столович Л. Красота. Добро. Истина. М., 1996.

23. Фатальникова Е., Карасева М.Ю. Эстетическая культура сотрудников ОВД: Учебное пособие. Краснодар, 1999.

24. Философско-эстетические проблемы воспитания. /Сб. науч. тр. М., 1990.

25. Фохт-Бабушкин Ю. Искусство в жизни людей. СПб., 2004.

26. Эстетическая культура. Научное издание М.: РАН, 1996.

Методические рекомендации

При изучении первого вопроса «Эстетическая культура: сущность, структура и функции» необходимо уяснить понимание эстетической культуры как особой сложной системы чувственных и интеллектуальных способностей человека, его представлений об эстетическом идеале, а также реальные предметы и формы поведения, созданные человеком по законам красоты: гармонии, симметрии, совершенства.

Изучая тему, следует осмыслить структуру эстетической культуры, охарактеризовать ее составляющие: эстетическую деятельность, эстетические отношения и эстетическое сознание, эстетическое воспитание.

Осмысливая сущность эстетической культуры, следует помнить, что составляющей частью ее является художественная культура, которая представлена художественным творчеством, произведениями искусства, художественной критикой и искусствознанием.

Следует обратить внимание на то, что эстетическая культура может формироваться как стихийно - под воздействием повседневной эстетики быта, жизни, природы, так и сознательно, целенаправленно - при помощи художественного образования и воспитания.

Характеризуя эстетическую деятельность, как деятельность по законам красоты, особое внимание обратите на виды эстетической деятельности. Практическая деятельность (бытовая, садово-парковая, дизайн). Художественно-практическая деятельность (карнавал, этикетное поведение, свадебный или погребальный обряд). Художественно-творческая деятельность (создание произведений искусства). Художественно-рецептивная деятельность (восприятие художественных произведений). Перцептивно-эстетическая деятельность (восприятие красоты окружающей действительности). Духовно-культурная деятельность (выработка идеалов, личного вкуса, вынесение вкусовых суждений и оценок). Осмыслите сущность и важность видов деятельности в работе, службе и быте сотрудника органов внутренних дел.

Осмысливая второй вопрос «Эстетическое сознание и его роль в формировании духовных качеств человека», особое внимание следует обратить на эстетическое сознание как форму ценностного сознания, осознания и отражения действительности и ее оценки с позиций эстетического идеала. Следует осмыслить структуру эстетического сознания, чувственно-эмпирический и рациональный уровни. Осмыслите основные элементы этих уровней, представленные эстетическими чувствами, восприятиями, эстетическими потребностями, эстетическим вкусом, эстетическими оценками, эстетическим суждением, эстетическим идеалом.

Уясните, что такое эстетическое восприятие как сложный процесс вчувствования, сублимации и этапы формирования эстетического восприятия: эстетическая установка как сознательно-внесознательная настроенность; первая эмоция как первое переживание при воздействии эстетического объекта; получение эстетического наслаждения. Эстетические чувства возникают на основе восприятия красоты и гармонии мира и произведений искусства. На основе эстетических чувств и восприятий формируется эстетический опыт. Эстетический опыт представляет собой особые навыки и умения воспринимать эстетические ценности и эстетическую деятельность, а также их взаимосвязь.

Эстетические потребности как элемент эстетического сознания формируются из неэстетических, социальных потребностей и представляют собой осознание человеком необходимой для него эстетической ценности, созерцания и деяния красоты. Потребности человека выражаются через систему эстетических предпочтений: любимых цветов и цветовых гамм в одежде, художественных произведений, их видов и жанров в искусстве, приемлемых форм общения и поведения.

Особое место в структуре эстетического сознания занимает эстетический идеал. Следует уяснить, что эстетический идеал являет собой обобщенную мысль, некую абсолютную ценность, которую невозможно превзойти и которая имеет значение, смысл и предстает значимым ориентиром в жизни человека.

Каждый из вышеназванных элементов эстетического сознания выполняет свою роль во внутреннем мире человека вообще и сотрудника правоохранительных органов в частности. Но следует обратить особое внимание на формирование и развитие эстетического вкуса как специфической способности человека и как регулятора эстетической действительности и эстетического восприятия мира. Уяснить основные концепции эстетического вкуса (Ф.Вольтер, И.Гердер, И.Кант). Охарактеризуйте функции эстетического вкуса и его соотношение с нормой и эстетическим идеалом как высшим критерием эстетической оценки и как образом должной и желаемой эстетической ценности.

Выявите значимость эстетических концепций, теорий как рационального уровня эстетического сознания для сотрудника полиции.

Важным элементом в структуре эстетической культуры являются эстетические отношения как особый вид отношений между людьми в обществе: поведения, общения, быта и профессиональной деятельности по законам красоты. Особое внимание обратите на чувственно-интеллектуальную природу эстетического отношения.

Следует усвоить, что в эстетической культуре важная роль принадлежит эстетическому воспитанию. Сущность эстетического воспитания сводится к нескольким основным положениям. Во-первых, оно должно вырабатывать у молодежи способности воспринимать и переживать красоту природы, социальной действительности, раскрывать в них эстетику. Во-вторых, оно должно помочь молодому человеку уметь активно воспринимать, понимать и оценивать произведения искусства. В-третьих, оно должно развивать в молодом человеке потребность в красоте и умение понимать ее и наслаждаться ею. В-четвертых, оно должно способствовать утверждению красоты во всем: в труде, в отношениях, в личном поведении, в творчестве, в общественной жизни.

Следует усвоить, что эстетическое воспитание ставит перед собой задачу развития способности восприятия и переживания прекрасного и возвышенного.

Уясните отличие эстетического образования и эстетического воспитания, которое, как правило, индивидуально, так как касается каждого человека, пытается пробудить в нем тягу к прекрасному, подготовить его к встречи с прекрасным как в жизни, так и в искусстве. Именно эстетическое воспитание в большей степени связано с повседневной жизнью, с бытом, обычаями, традициями. Если эстетическое образование дает знание и общее представление о красоте, то эстетическое воспитание формирует вкус, потребности и способности общения с искусством. В процессе эстетического воспитания вырабатываются не только навыки, но и привычки непосредственного и постоянного общения с прекрасным. Оно формирует духовные качества человека и выступает способом передачи духовных ценностей, созданных в процессе жизнедеятельности человечества, развивает творческие способности человека и возможности. Ведущую роль в эстетическом воспитании играет эстетическая деятельность в различных видах самостоятельного и профессионального художественного творчества, без нее невозможно формирование и развитие личностных качеств человека, выражающих внутренний уникальный и неповторимый мир.

При изучении третьего вопроса «Функции эстетической культуры» обратите особое внимание на осмысление основных функций эстетической культуры: коммуникативная, информационная, аксиологическая, сигнификативная, релаксации, воспитательная. Именно через реализации своих функций эстетическая культура оказывает влияние на воспитание сотрудника полиции и формирование его эстетического сознания, эстетического поведения и способности к творческой деятельности. Охарактеризуйте каждую из функций. Определяя значимость эстетической культуры в деятельности сотрудника полиции,

При подготовке к четвертому вопросу «Художественная культура, ее сущность и структура» следует уяснить, что художественная культура представляет собой самостоятельное явление и одновременно является составной частью эстетической культуры. Следует обратить внимание на то, что в научной литературе существуют две точки зрения на понимание художественной культуры. Во-первых, под художественной культурой в узком смысле слова понимается искусство, во всех его видах и жанрах. В широком смысле «художественная культура» включает в себя искусство и художественное творчество, художественное образование и воспитание, художественную критику, а также учреждения и организации, занимающиеся трансляцией искусства.

Осмыслите различие между художественным и эстетическим образованием и воспитанием, а также сущность и роль художественной критики и художественной коммуникации.

Наиболее подробно о сущности и структуре эстетической культуры можно посмотреть в книге М.С.Кагана «Эстетика как философская наука» (СПб., 1997, с.111-215); книге В. С. Ежова «Эстетическая культура человека». (Новосибирск.-2003).

Контрольные вопросы и задания:

1. Какова структура эстетической культуры?

2. Как соотносятся эстетическая и художественная культура?

3. Какие элементы включает в себя эстетическое сознание?

4. Что такое эстетический вкус?

5. Какие представления о сущности эстетического вкуса существуют в теории?

6. В чем особенность эстетического идеала?

7. В чем специфика эстетической деятельности по сравнению с другими видами деятельности?

8. Какие виды эстетической деятельности вы знаете?

9. Какие структурные элементы включает в себя художественная культура?

10. Какие функции в жизни общества и человека выполняет эстетическая культура?

Тесты для самоконтроля:

1. Кто впервые в истории эстетической мысли ввел понятие «эстетический вкус»?

а). А. Вольтер;

б) И. Кант;

в) Ш. Батё;

г) Б. Грассион.

2. Из приведенных определений выберете правильное определение «эстетического идеала».

а) система взглядов на мир;

б) обобщенную мысль, выражающую цель эстетической деятельности;

в) чувственный образ красоты;

г) вид эстетической деятельности.

3. Из чего возникают эстетические потребности?

а) из жизни;

б) из неэстетических потребностей;

в) из искусства;

г) из идей.

4. Какие из элементов включает в себя художественнаякультура?

а) труд;

б) художественная критика;

в) искусство;

г) познание.

5. В каком произведении впервые употребляется понятие «эстетического вкуса»?

а) «Карманный оракул» Б Грассиан;

б) «Портативный философский словарь» Вольтер;

в) «Критика способности суждения» И.Кант;

г) «Идеи к философии истории человечества» И. Гердер;

6. Какие из перечисленных функций выполняет эстетическая культура?

а) эвристическая;

б) коммуникации;

в) воспитательная;

г) релаксации;

7. Какие из перечисленных элементов включаются в структуру эстетической культуры?

а) стремление к выживанию;

б) художественное творчество;

в) вкус;

г) идеи бесконечного развития человечества.

8. По каким законам эстетическое сознание осознает жизнь и деятельность?

а) по законам детерминации;

б) по законам красоты;

в) по законам целесообразности;

г) по законам динамики развития.

9. Какую из потребностей Вы можно назвать эстетической?

а) в еде;

б) в общении с искусством;

в) в развитии способностей;

г) в общении с людьми.

10. Как соотносятся понятия «эстетическая культура» и «художественная культура»?

а) они тождественны;

б) они взаимно исключают друг друга;

в) эстетическая культура включает в себя художественную культуру;

г) художественная культура включает в себя эстетическую культуру.

 

Семинар по теме «Искусство как духовно-ценностный феномен и его роль в эстетическом образовании и воспитании сотрудника ОВД»

Учебные вопросы:

1. Художественное творчество как основа искусства и его особенности.

2. Основные принципы искусства.

3. Художественный образ и его роль в искусстве и жизни.

4. Полифункциональность искусства.

Основные понятия по теме:

Метафора стиль воображение

Канон форма содержание

Темы докладов:

1. Воображение и вдохновение и их роль в творчестве.

2. Художественное произведение как форма бытия искусства.

3. Талант как проблема философии искусства.

4. Художественный стиль, его структура и функциональная многоплановость.

ЛИТЕРАТУРА по теме

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».

3. Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Основная:

1. Бычков В.В. Эстетика. М.2012.

2. Залкин А.Л. Эстетика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

3. Гришин А.А., Пылев С.С., РумянцевН.В., Щеглов А.В. Эстетическая культура сотрудников ОВД России: Учебное пособие. – М.: МосУМВД России. Изд. «Щит - М», 2008.

4. Еникеева С.Г. Эстетическая культура сотрудника ОВД. М. 2010

5. Меняйло, Л. Н. Эстетическая культура сотрудников ОВД: учебное пособие. Белгород: БелЮИ МВД России, 2009. – 76 С.

Дополнительная:

1. Адорно Т. Эстетическая теория. М., 2001.

2. Волкова Е. Произведение искусства как предмет эстетического анализа. М., 1976.

3. Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

4. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 1-4. М., 1968-1973.

5. Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. СПб., 2000.

6. Гулыга А. Принципы эстетики. М., 1996.

7. Гуревич П.С. Эстетика. Учебное пособие. М.КНОРУС. 2011.

8. Ежов В.С. Эстетическая культура человека. Новосибирск. 2003, 145 С.

9. История эстетической мысли. Т. 1-5. М., 1985-1990.

10. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 2000.

11. Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб., 1996.

12. Киреева Н. В., Чернявская Н. Э., Коренева Е. Н. Сущность эстетической культуры и ее компонентов. // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2013. № 9 (76). С.71-73.

13. Левикова С.И. Молодежная субкультура. Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС. 2004.

14. Лосский О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М., 1998.

15. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2008.

16. Николаев Ю.П. Основные эстетические категории и их значение в деятельности органов внутренних дел. М., 1993.

17. Никитина И.П. Эстетика: Учебник для бакалавров. М.: Изд-во Юрайт. 2012.

18. Основы эстетического воспитания. / Под ред.Алиева Ю.Б., Ардаширова Г.Т., Барышникова Л.П. и др. М.: Изд-во «Просвещение». 1986. 240 С.

19. Пенионжек Е.В. Эстетическая культура сотрудника ОВД. Ур.ЮИ МВД РФ. Екатеринбург. 2012.

20. Петкова С.М. Справочник по эстетике. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2012

21. Соловьев Э.Ю. Массовая культура. Иллюзия и реальность. М., 2005.

22. Столович Л. Красота. Добро. Истина. М., 1996.

23. Фатальникова Е., Карасева М.Ю. Эстетическая культура сотрудников ОВД: Учебное пособие. Краснодар, 1999.

24. Философско-эстетические проблемы воспитания. /Сб. науч. тр. М., 1990.

25. Фохт-Бабушкин Ю. Искусство в жизни людей. СПб., 2004.

26. Эстетическая культура. Научное издание М.: РАН, 1996.

Методические рекомендации

При изучении первого вопроса «Художественное творчество как основа искусства и его особенности» следует уяснить сущность искусства как духовно-культурного феномена и как особую форму человеческой деятельности, основанную на художественном творчестве. Особенности искусства, позволяющие отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключаются в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме.

Обратите особое внимание на понимания сущности и структуры творчества, включающего в себя замысел, где выражается идея произведения, воображение, вдохновение, память, сознание, подсознание, творческую интуицию.

Искусство как особая форма человеческой деятельности основано на художественном творчестве, которое начинается с замысла художника, творца. Замысел представляет собой результат восприятия жизненных явлений и их субъективное преломление и понимание человеком, создающим то или иное произведение искусства. Процесс создания произведения представляет собой творчество как воплощение замысла художника в знаковую систему и вырастающую на ее основе систему художественных образов, процесс объективации художественной мысли в тексте, картине, сценарии, звуках музыки, танце, это процесс отчуждения замысла творца и передачи его через произведение, созданного им слушателю, зрителю.

Создание произведение невозможно без воображения. Воображение способно воссоздавать образы действительности и те образы, которые в действительности не существуют. Воображение творчески воспроизводит блоки представлений, впечатлений и образов, хранящихся в памяти. Комбинирует и рисует их в сознании художника.

Важную роль в творчестве играет вдохновение. Вдохновение представляет собой специфически творческое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого процесса проникновения в суть жизненных проблем. Вдохновение порождает необыкновенную творческую активность. В творчестве важную роль играет ещё и внутреннее освобождение, процесс творческой реализации индивидуальности в публичной исповеди творца произведения искусства перед его будущими слушателями и зрителями.

В творческом процессе велика роль подсознательного, прежде всего интуиции как особой формы познания, которая может озадачить творца через сновидения или внутреннее откровение. Как об этом говорил И.В. Гёте, которому во сне приснились стихи, а проснувшись он «как лунатик сел их записывать».

Память же художника представляет собой не зеркальное отражение действительности, она имеет творческий характер, она ассоциативна и избирательна и неразрывно связана с воображением. Несомненно, художественное творчество невозможно без сознания как высшей формы идеально-чувственного отражения действительности. Значимость сознания велика в любом творческом процесс, но особую роль оно играет в создании крупномасштабных произведений, где необходимо держать в сознании не только идею произведения, но и весь творческий процесс замысла и каждую составляющую часть.

Деятельность по созданию произведений искусства сложна и многогранна, следует обратить внимание на ещё один момент, без которого не возможно художественное творчество, способность человека к данному виду деятельности. Ведь ни для кого не является секретом, что не все способны быть творцами искусства. Вопрос о способности человека к творчеству остаётся дискуссионным в научной литературе. Но на современном этапе признаётся, что творческие способности человека имеют врождённый характер (даны ли они человеку Богом, или же это результат наследственных генных особенностей вопрос остаётся открытым), но все утверждают о том, что имеющиеся способности следует развивать, а для этого необходимо желание и труд, в котором способности будут развиваться.

Итак, следует усвоить, что искусство – это особое отражение человеком, художником своего видения мира в образно-художественной форме. Искусство представляет собой уникальную самобытную форму конкретного чувственного выражения невербализуемого эстетического опыта художника с помощью системы художественных приёмов, принципов, методов. Главная цель искусства – актуализация эстетического сознания познающего субъекта, восприятия им произведения вплоть до достижения эстетического наслаждения. Искусство является высшей формой воплощения эстетического, понятие и сущность, которого мы осмысливали в предыдущей теме. Искусство представлено в различных видах, жанрах и стилях.

Для истинного понимания сущности искусства необходимо охарактеризовать сущность и значимость каждого элемента в творчестве, а также их роль. Следует помнить, что без единства всех этих элементов невозможно создание произведений искусства. Обратите внимание на то, что в искусстве выражается личностное отношение авторского видения мира, выраженное в художественном образе.

Осмысливая вопрос «Основные принципы искусства», следует уяснить, что искусство как форма эстетической деятельности существует и развивается на основе определенных принципов. Для осмысления сущности искусства необходимо обратить внимание на основные принципы в искусстве: мимесис как разнообразное подражание, канон как система внутренних правил и норм, свойственных искусству какого-либо художественного направления, стиль как устойчивая система способов выражения и художественного мышления определенной эпохи, соотношения формы и содержания, и, наконец, художественный образ. Особо следует осмыслить сущность и роль художественного образа в искусстве.

При изучении вопроса «Художественный образ и его роль в искусстве и жизни» следует усвоить, что художественный образ, специально создаваемый в процессе творческой деятельности по специфическим законам красоты феномен искусства, обладает уникальной природой. Художественный образ – это материальное, конкретно-чувственное воплощение идей, родившихся в сознании художника в порыве творческого вдохновения.

В зависимости от степени обобщения, предлагаемой художественным образом, можно выделить несколько черт художественного образа:

Уясните специфику художественного образа и его основные черты: метафоричность, парадоксальность, ассоциативность, многозначность, недосказанность, идеальная реальность, изоморфизм. Осмыслите сущность каждой из черт художественного образа. Подробнее по данному вопросу следует посмотреть работу С.М.Петковой «Справочник по эстетике» Ростов-на-Дону «Феникс», 2012.

Обратите внимание на процесс создания художественного образа, включающий в себя прообраз, образ и макрообраз. Кроме того, следует акцентировать внимание на то, что сущностным ядром художественного образа является художественный символ, выражающий смысловой аспект в искусстве, без которого невозможно искусство.

Осмысливая вопрос «Полифункциональность искусства», обратите внимание на многофункциональность искусства: искусство как деятельность и утешение, искусство как знание и просвещение, искусство как анализ состояния мира, искусство как предсказание, искусство как сообщение и общение, искусство как катарсис, очищение и формирование духовного мира и ценностных ориентаций человека, искусство как внушение, искусство как наслаждение.

Охарактеризуйте каждую из функций искусства, именно через свои функции искусство оказывает воздействие на формирование и развитие духовного мира, эмоционально-чувственной сферы, эстетического вкуса, идеалов и потребностей сотрудника полиции.

Наиболее подробно об искусстве как духовно-ценностном феномене можно посмотреть в книгах В.В.Бычкова «Эстетика». Учебник для вузов. (М.Академический проект. Фонд «Мир». М. 2011, гл. 11, 12.) и С.М.Петковой «Справочник по эстетике» (Ростов-на-Дону «Феникс».2012, с.13-38).

Контрольные вопросы и задания:

1. Какую роль в нашей жизни играет искусство?

2. В чем специфика художественного образа?

3. В чем состоит познавательное и воспитательное значение искусства?

4. Как следует понимать слова Н.Г.Чернышевского «Искусство — учебник жизни»?

5. Ваше мнение о споре «физиков» и «лириков». Отмирает ли искусство?

6. Что вам дает общение с искусством?

7. Что означает полифункциональность искусства?

8. Какие структурные элементы сознания играют важную роль в художественном творчестве: воображение, память, сознание, подсознательное, вдохновение? И почему?

9. Что такое мимесис?

10. Как соотносится в искусстве форма и содержание?

 

Тесты для самоконтроля:

1. В чем заключается специфика искусства?

а) в том, что оно дает «беспристрастное знание»;

б) в том, что оно отражает мир в художественных образах;

в) в том, что оно выносит «приговор жизни»;

г) в том, что оно отражает действительность в форме абстрактных понятий;

2. Что такое символ в искусстве?

а) знак, рождающий множественные смыслы;

б) процесс художественного освоения мира;

в) интеллектуальная игра;

г) субъективная психическая реальность;

3. Из приведенных определений выберите верное толкование науки «эстетика»

а) эстетика – это наука об умственной деятельности человека;

б) эстетика – область философского знания, которая изучает человеческие отношения;

в) эстетика – наука об освоении мира по законам красоты;

г) эстетика - наука, изучающая структуру человеческого общества;

4. Что такое художественный образ?

а) точный слепок с действительности

б) формы мышления в искусстве

в) выражение внутреннего мира

г) целостная система знаний о мире и человеке

5. Какая из сфер духовного мира человека, по мнению А. Г. Баумгартена, имеет отношение к эстетике?

а) разум

б) воля

в) чувство

г) совесть

6.Какое из приведенных суждений вам кажется наиболее верным?

а) искусство должно быть прежде всего средством отдыха и развлечения;

б) искусство должно служить прежде всего делу просвещения и нравственного воспитания;

в) искусство должно давать нам эстетическое наслаждение и обогащать нашу духовную жизнь;

7.Какое свойство духовного образа отражает его неповторимость никем из других авторов?

а) парадоксальность;

б) многозначность;

в) оригинальность;

г) ассоциативность;

 

 

Практическое занятие по теме «Виды искусства, их историческая динамика и значимость в развитии эстетической культуры сотрудника ОВД».

(Выезд в Эрмитаж, обзорная экскурсия)

Учебные вопросы:

1. Проблема классификации видов искусства в искусствознании.

2. Пространственные виды искусства.

3. Временные виды искусства.

4. Пространственно-временные виды искусства.

 

Основные понятия по теме:

Литература кино скульптура архитектура

ЛИТЕРАТУРА по теме

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».

3. Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Основная:

1. Бычков В.В. Эстетика. М.2012.

2. Залкин А.Л. Эстетика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

3. Гришин А.А., Пылев С.С., РумянцевН.В., Щеглов А.В. Эстетическая культура сотрудников ОВД России: Учебное пособие. – М.: МосУМВД России. Изд. «Щит - М», 2008.

4. Еникеева С.Г. Эстетическая культура сотрудника ОВД. М. 2010

5. Меняйло, Л. Н. Эстетическая культура сотрудников ОВД: учебное пособие. Белгород: БелЮИ МВД России, 2009. – 76 С.

Дополнительная:

1. Адорно Т. Эстетическая теория. М., 2001.

2. Волкова Е. Произведение искусства как предмет эстетического анализа. М., 1976.

3. Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

4. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 1-4. М., 1968-1973.

5. Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. СПб., 2000.

6. Гулыга А. Принципы эстетики. М., 1996.

7. Гуревич П.С. Эстетика. Учебное пособие. М.КНОРУС. 2011.

8. Ежов В.С. Эстетическая культура человека. Новосибирск. 2003, 145 С.

9. История эстетической мысли. Т. 1-5. М., 1985-1990.

10. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 2000.

11. Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб., 1996.

12. Киреева Н. В., Чернявская Н. Э., Коренева Е. Н. Сущность эстетической культуры и ее компонентов. // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2013. № 9 (76). С.71-73.

13. Левикова С.И. Молодежная субкультура. Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС. 2004.

14. Лосский О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М., 1998.

15. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2008.

16. Николаев Ю.П. Основные эстетические категории и их значение в деятельности органов внутренних дел. М., 1993.

17. Никитина И.П. Эстетика: Учебник для бакалавров. М.: Изд-во Юрайт. 2012.

18. Основы эстетического воспитания. / Под ред.Алиева Ю.Б., Ардаширова Г.Т., Барышникова Л.П. и др. М.: Изд-во «Просвещение». 1986. 240 С.

19. Пенионжек Е.В. Эстетическая культура сотрудника ОВД. Ур.ЮИ МВД РФ. Екатеринбург. 2012.

20. Петкова С.М. Справочник по эстетике. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2012

21. Соловьев Э.Ю. Массовая культура. Иллюзия и реальность. М., 2005.

22. Столович Л. Красота. Добро. Истина. М., 1996.

23. Фатальникова Е., Карасева М.Ю. Эстетическая культура сотрудников ОВД: Учебное пособие. Краснодар, 1999.

24. Философско-эстетические проблемы воспитания. /Сб. науч. тр. М., 1990.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1082; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.182 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь