Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Смежные права в продюсерской деятельности. Объекты, субъекты смежных прав. Ответственность за нарушение авторского и смежных прав.
Смежные права — совокупность норм, предоставляемых по российскому законодательству для правовой охраны интересов соответствующих категорий правообладателей в отношении следующих результатов (объектов) интеллектуальной деятельности: · исполнений артистов-исполнителей и дирижеров, постановок режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств; · фонограмм, то есть любых исключительно звуковых записей исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение; · сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией; · базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов; · произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений — Статья 1304. Объекты смежных прав.
Иногда смежные права связаны с произведениями, которые не охраняются авторским правом, например, произведения, которые являются всеобщим достоянием. Например, фортепьянный концерт Бетховена может быть исполнен в концертном зале или записан на компакт-диск без лицензионных отчислений правообладателям поскольку Бетховен умер в 1827 году и все его произведения являются всеобщим достоянием (и не подлежат охране авторским правом). Однако, исполнитель такого концерта (пианист и оркестр), так же как и производитель компакт-диска, содержащего запись концерта, будут пользоваться смежными правами в отношении, соответственно, своего исполнения концерта или его записи. То есть, в рассматриваемом случае никто не имеет права записывать живое исполнение такого концерта без разрешения исполнителей. Также никто не имеет права делать копии фонограммы, являющейся звукозаписью этого фортепьянного концерта, без разрешения производителя звукозаписи. Субъектами смежных прав по российскому законодательству являются следующие категории правообладателей: исполнители (музыканты, певцы, пародисты, актёры, танцоры и т.д.); производители фонограмм (изготовители фонограмм); организации эфирного или кабельного вещания; изготовители баз данных; публикаторы. Срок действия охраны смежных прав в соответствии с Римской конвенцией составляет, по меньшей мере, 20 лет, начиная с конца года, в котором: состоялось исполнение, что касается исполнений, не вошедших в фонограммы; была осуществлена фиксация (запись) в случае фонограмм и исполнений, вошедших в фонограммы; состоялась вещательная передача. Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрации их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей. Предоставление на территории РФ охраны объектам смежных прав осуществляется в отношении исполнений, фонограмм, сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и не перешедших в общественное достояние в РФ вследствие истечения предусмотренного ГК РФ действия исключительного права. Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов — латинской буквы «P» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. Необходимо заключение специального договора: договора об отчуждении исключительного права на объект смежных прав либо лицензионного договора о предоставлении права использования объекта смежных прав. Ответственность за нарушение смежных прав схожа с ответственностью за нарушение прав авторских. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав В соответствии со ст. 1252 ГК РФ защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществляется, в частности, путем предъявления требования: 1) о признании права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя; 2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, — к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним; 3) о возмещении убытков — к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб; 4) об изъятии материального носителя в соответствии с п. 5, ст. 1252 — к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, недобросовестному приобретателю, иному распространителю; 5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя — к нарушителю исключительного права. Ст. 1301 ГК РФ установлено, что в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ст.ст. 1250, 1252, 1253 ГК РФ, вправе в соответствии с п. 3, ст. 1252 ГК РФ требовать от нарушителя по своему выбору вместо возмещения убытков выплаты компенсации: · в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда; · в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения. Также ГК РФ предусмотрена возможность ликвидации организации — пользователя, нарушающего исключительные права. Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению суда или приговору суда в установленном законом порядке. Уголовная ответственность за нарушение авторских прав (по ст. 146 УК РФ) 1) Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев. 2) Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, -наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Основные положения Федерального закона «О Государственной поддержке отечественной кинематографии». Понятия «Национальный фильм» и «Прокатное удостоверение». Государственная регистрация аудиовизуальной продукции. Электронный кинобилет. Главным законодательным актом, регламентирующим взаимодействие игроков киноотрасли, является Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». Его положения посвящены направлениям государственного регулирования сферы кино и определению основных терминов, используемых в российских нормативно-правовых документах применительно к кинематографии. Федеральным законом № 126-ФЗ установлено, что кинематография Российской Федерации, являясь неотъемлемой частью культуры и искусства, должна сохраняться и развиваться при поддержке государства. В соответствии с законом государственная политика в области кинематографии основана на следующих принципах: · признание кинематографии областью культуры и искусства, обязательным условием существования которой является развитие творческой, образовательной, производственной, технической, научной и информационной базы; · ответственность государства за сохранение и развитие кинематографии; · создание населению условий для доступа к произведениям кинематографии; · взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности. Законом определены следующие направления государственной поддержки кинематографии: · частичное государственное финансирование производства, проката и показа национальных фильмов, в том числе создания национальных фильмов для детей и юношества и национальных фильмов-дебютов; · сохранение и развитие материально-технической базы кинематографии; · создание условий для проката и показа национальных фильмов; · реализация образовательных и научно-технических программ; · проведение кинофестивалей и других мероприятий; · участие национальных фильмов в международных кинофестивалях и других международных культурных мероприятиях. Одним из ключевых положений Федерального закона № 126-ФЗ является определение категории «национальный фильм». Государственная поддержка кинопроизводства в Российской Федерации предоставляется только в отношении фильмов, получивших статус национального фильма. Кроме того, статус национального фильма позволяет воспользоваться установленными законодательством налоговыми льготами. В декабре 2009 г. в Федеральный закон № 126-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми в России расширяются возможности по совместному кинопроизводству со странами, не имеющими международных договоров с Российской Федерацией и не являющимися членами Европейской конвенции по совместному кинопроизводству. Так, с 1 мая 2010 г. в соответствии с изменениями в Федеральном законе № 126-ФЗ фильм признается национальным, если: · продюсер фильма – гражданин Российской Федерации или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации; · большинство авторов фильма – граждане Российской Федерации; · в состав съемочной группы фильма (режиссеры-постановщики, операторы-постановщики, операторы, звукооператоры, художники-постановщики, художники по костюмам, монтажеры, актеры-исполнители главных ролей) входит не более 30 % лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации; · фильм снимается на русском языке или других языках народов Российской Федерации, за исключением случаев, когда использование иностранного языка является неотъемлемой частью художественного замысла; · не менее 50 % общего объема работ в сметных ценах по производству, тиражированию, прокату и показу фильма осуществляется организациями кинематографии, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации; · иностранные инвестиции в производство фильма не превышают 50 % сметной стоимости. В качестве национального фильма рассматривается также фильм, производство которого осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации совместно с продюсерами фильма, являющимися иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами. В том случае, если фильм является национальным, он освобождается от НДС (18%).
Прокатное удостоверение - это документ, который имеет индивидуальный номер и подтверждает факт регистрации фильма в Государственном реестре кино- и видеофильмов. Для проката в кинотеатре и двд (для ТВ и фестивалей – НЕ нужно). Для получения прокатного удостоверения на кино- и видеофильм заявителю необходимо представить: 1. заявление на имя Министра культуры Российской Федерации; 2. документы, подтверждающие право заявителя на киновидеопродукцию или на ее использование; 3. к документам на иностранном языке прилагается нотариально удостоверенная копия на русском языке; 4. в отношении зарубежных кино- и видеофильмов - копию грузовой таможенной декларации, подтверждающей законность ввоза на территорию Российской Федерации зарубежной киновидеопродукции; 5. соответствующую техническим требованиям копию кинофильма или кассету с записью произведения и рекламного киновидеоролика; 6. сведения о произведениях, используемых в кино- и видеофильмах отечественного или совместного производства; 7. три экземпляра заверенных печатью заявителя монтажных (диалоговых) листов с приложением краткой аннотации киновидеопроизведения; 8. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу прокатного удостоверения на кино- и видеофильмы. Прокатное удостоверение оформляется на бланке установленного образца за подписью Министра культуры Российской Федерации или его заместителей и заверяется печатью Министерства. Каждому прокатному удостоверению присваивается индивидуальный номер. Оформление и выдача прокатного удостоверения осуществляются не позднее 10 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Прокатное удостоверение выдается получателю вместе с экземпляром монтажного (диалогового) листа под расписку. Сведения о выданных и отозванных прокатных удостоверениях публикуются в информационных сборниках, регулярно выпускаемых Министерством культуры Российской Федерации. 3. Копии кино- и видеофильмов (видеокассеты), прошедшие регистрацию, на договорной основе передаются вместе с экземпляром монтажного (диалогового) листа на хранение в Госфильмофонд Российской Федерации без права коммерческого их использования.
Единый кинобилет Единая автоматизированная информационная система учета кинобилетов (ЕАИС) В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон № 126-ФЗ, в России с 1 мая 2010 г. действует единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС), которая обобщает и представляет пользователям данные о посещаемости и валовом сборе фильмов на основе информации о проданных кинобилетах. Законом определено, что федеральный орган исполнительной власти в области кинематографии (Министерство культуры России) осуществляет от имени Российской Федерации правомочия обладателя баз данных системы, обеспечивает ее внедрение и функционирование. При этом установлено, что порядок функционирования ЕАИС и условия предоставления содержащейся в ней информации определяются Правительством РФ. В процессе подготовки постановления Правительства о функционировании ЕАИС возникли существенные противоречия с кинотеатрами о порядке предоставления ими сведений оператору системы. Главным предметом разногласий явились периодичность передачи данных в центр и возможность привлечения для этих целей третьих лиц. Крупные киносети, оснащенные локальными системами обобщения информации о проданных кинобилетах, настаивали на том, чтобы такая передача осуществлялась в режиме онлайн с помощью автоматизированных билетно-кассовых комплексов, что позволит избежать фальсификации передаваемых сведений администраторами кинотеатров. Независимые демонстраторы фильмов, которым надлежало самостоятельно приобретать и устанавливать программно-аппаратные средства для работы в ЕАИС, доказывали, что требование передачи информации в режиме реального времени неминуемо приведет их к банкротству. Согласно постановлению Правительства РФ от 18 октября 2010 г. № 837, кинопоказчикам было предписано предоставлять в систему сведения о каждом проданном билете не реже одного раза в час. При этом для кинозрелищных организаций, расположенных в городах с количеством жителей менее 100 тысяч человек и в сельских населенных пунктах, был установлен предельный срок перехода на передачу данных в режиме онлайн – до 1 января 2015 г. Однако требование передачи в ЕАИС информации о проданных кинобилетах долгое время игнорировалось большинством независимых организаций кинопоказа, поскольку в законе не были предусмотрены конкретные меры административной ответственности, применяемые к нарушителям, а также не был определен субъект, наделенный необходимыми полномочиями в данной области. В этой связи Государственная дума РФ 26 октября 2012 г. утвердила штрафы для кинопрокатчиков за неверные сведения о показах – в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие ответственность за нарушение требований к функционированию единой федеральной автоматизированной системы ведений о показе фильмов в кинозалах: штраф в размере от 100 000 до 400 000 рублей, а при повторном нарушении в течение года – от 400 000 до 800 000 рублей. Полномочиями составления протоколов о правонарушениях наделено Министерство культуры РФ. Одновременно решается вопрос о замене бланка строгой отчетности «Кинобилет» чеком кассового аппарата с реквизитами, установленными Федеральным законом № 126-ФЗ, а также о присвоении каждому билету единого федерального серийного номера.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1150; Нарушение авторского права страницы