Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основы кинорежиссуры: режиссерская экспликация; основные этапы реализации режиссерского замысла; организация предкамерного пространства; мизансцена и мизанкадр.
Режиссерская экспликация – это письменный документ, описывающий в свободной форме художественное и организационное видение фильма режиссером. Помимо всего прочего она должна произвести положительное впечатление на человека, который даст деньги на съемки и организует заработок от его реализации – т.е. на продюсера. Сегодня ни один продюсер не заключит с договор, пока не познакомится с режиссерской экспликацией. Продюсеру необходимо, чтобы его представление о будущем фильме совпадало с режиссерским видением ПО ПУНКТАМ: 1. Идейно-тематическая направленность фильма. 2. Главный и дополнительные конфликты. Их развитие. 3. Персонажи и трактовка образов-характеров. 4. Характеристика эпохи. 5. Выбор мест съёмки и характер декораций в павильоне. 6. Бытовая характеристика фильма (вещи, одежда, обстановка, реквизит). 7. Выбор актёров, характер будущих проб 8. Разъяснение творческих средств и приёмов творческому составу съёмочной группы: оператору, художнику, композитору, звукооператору, монтажеру) 9. Общая композиция картины (драматическое построение, темп, ритм, мизансцена, план, кадр, ракурс). 10. Принцип монтажа. 11. Производственно-творческие задания членам группы для успешной реализации сценария. Режиссерская экспликация необходима самому режиссеру, руководству, актеру, оператору, композитору, художнику, словом, всему съемочному коллективу и обслуживающим съемки отделам и цехам студии. Экспликация режиссера к картине состоит примерно из следующих разделов: 1. Идея, сверхзадача картины. 2. Определение единого сквозного действия картины. 3. Трактовка образов в их взаимосвязи: а) экспликация образов главных действующих лиц; б) экспликация эпизодических ролей; в) экспликация действий масс. 4. Экспликация эпохи, обстановки и мест действия с обязательным описанием: а) характера декораций, обстановки, костюмов; б) характера натурных мест съемки. 5. Объяснение характера кадров монтажного сценария и съемочных приемов (установление возможного единства кадров по освещению, композиции, оптике). 6. Объяснение характера музыки картины и сочетаний звука с изображением. 7. Схема монтажного построения картины (повышения и понижения напряжений в развитии действия, ритм картины и т. д.). Сопоставление всех этих частей экспликации, трактованных режиссером по определенному замыслу, соответствующему данной теме, должно показать наличие единого стиля решения будущей картины.
Творчество режиссера состоит, как бы из двух основных этапов: замысла и реализации (постановки). Замысел - это исходное представление режиссера о его будущем произведении, его более или менее осознанный прообраз, с которого начинается творческий процесс. План, заявка, набросок, экспликация - вот наиболее распространенные формы фиксации замысла. В реализации же замысла режиссера главенствует изобразительность, - т.е. воспроизведение средствами режиссуры внешнего чувственно-конкретного образа действительности. Однако, несмотря на все значение подготовительной работы, замысла, все же основной момент творчества режиссера приходится на работу на площадке (репетиционный период в театре, съемочный период в кино и на ТV). И как бы не подготовился режиссер к работе, на этом этапе его творчество всегда носит импровизационный характер. Для реализации своего замысла режиссер пользуется целым комплексом изобразительно-выразительных средств, т. е. системой исторически сложившихся материальных средств и приемов создания художественных образов. В своей конкретной совокупности и взаимосвязи изобразительно-выразительные средства образуют художественную форму произведения искусства, воплощающую его содержание. В качестве элементов художественной формы изобразительно-выразительные средства имеют технико-конструктивное, композиционно-структурное значение и вместе с тем являются носителями образного смысла. Художественный вымысел, есть такой вид действия, в котором фигурируют персонажи и события, существующие первоначально лишь в воображении авторов постановки, а затем уже в воображении зрителя. Действие, относящееся к художественному вымыслу, является " несерьезным" действием, не накладывающим на авторов постановки (режиссера и драматурга) никаких обязательств. Постановка есть реализованный в пространстве и времени художественный вымысел, поскольку всецело рождена фантазией авторов. В ней художественный вымысел осуществляется, по крайней мере, двумя " притворщиками": режиссером и актерами. Другим существенным компонентом в работе режиссера является решение пространственных задач. Структура пространства в зрелищных искусствах делится на три компонента: 1) Пространство, в котором расположены объекты; 2) Пространство, где находятся зрители; 3) Плоскость сцены (экрана) отражающая первое и предполагающая второе.
Принцип строения пространства тот же, что и принцип, реализуемый в структуре времени, так как обе категории - пространство и время, тесно связанны между собой. Однако между ними существуют и серьезные структурные и функциональные различия. Более того, существуют существенные различия в художественной выразительности пространства в объемной режиссуре (драматический театр, балет, опера, эстрада, цирк) и плоскостной (кинематограф, телевидение, театр кукол). Художественная выразительность пространства объемных искусств заложена в слиянии пространства места действия, сценического пространства и зрительного зала, при непременной свободе в выборе угла зрения со стороны зрителя. Художественная же выразительность пространства плоскостных искусств обусловлена единством снимаемого пространства, изображаемого и воспринимаемого, которое характеризуется геометрией зрительского восприятия плоского экрана. В обоих случаях эти единства - динамические системы, подчиненные общим законам. Переход с общего плана на крупный, смена мизансцены на фронтальную, уже есть видоизменение этого единства: пространство из глубинного, как правило, трансформируется в плоскостное. Соответственно как бы изменяется пространственное положение зрителя: точка зрения " со стороны" сменяется точкой зрения " изнутри" изображаемого пространства. Структура пространства (как и времени) в определенной мере предопределенна видом, жанром или стилистическим направлением произведения. Миз̀ ансце́ на — расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля (съёмок). В разработке мизансцен проявляется сложное диалектическое взаимодействие формы и содержания: выражение внутренней сущности конфликта, взаимоотношений, идеи, логики сценического действия через его форму, внешний визуальный образ. Построение мизансцен находится в тесной связи с пластической разработкой образов. Так, при обучении в театральных вузах мастерству режиссёра, много внимания уделяется изучению законов композиции в изобразительном искусстве — особенно в скульптуре и живописи. Создание т. н. этюдов по мотивам классических полотен и скульптурных композиций — весьма важный аспект работы режиссёрских курсов. Мизансценирование решает две задачи: - Эстетическую – композиционная расстановка объектов - Драматургическую – визуальное выявление драматургического конфликта Кадрирование мизансцены – мизанкадр Драматургию мизанкадра определяют: темп, ритм, траектория, характер движения камеры, как снаружи (извне) мизансцены так и изнутри. Мизанкадр - движение во времени, в пространстве игровой площадки или относительно друг друга персонажей, декораций или съемочной камеры; образное решение действия актеров в кадре с учетом всех выразительных средств экранного искусства (мизансцена, ракурс и точка съемки, крупность плана, пластика, статика, динамика). Термин предложен С. Эйзенштейном, определяется как зрелище, композиционно оформленное на вертикальной плоскости экрана и включенное в монтажную цепь кадров. Только кино - единственно из искусств, оперирующих зрительными образами, - может построить фигуру человека как расположенную во времени фразу. Одним из основных элементов понятия «кадр» является граница художественного пространства. Границу кадра часто определяют как линию склейки режиссером одного сфотографированного эпизода с другим. Фактически именно это утверждал молодой С. Эйзенштейн, когда писал: «Кадр - ячейка монтажа». И дальше: «Если уж с чем-нибудь сравнивать монтаж, то фалангу монтажных кусков «кадров» - следовало бы сравнить с серией взрывов двигателя внутреннего сгорания, перемножающихся в монтажную динамику «толчками» мчащегося автомобиля или трактора».
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 2145; Нарушение авторского права страницы