Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Процедура кинотеатрального проката и факторы, определяющие его коммерческий эффект.
Кинотеатры играют главную роль на современном рынке кинопоказа в России. Как известно из рук дистрибьюторов фильм переходит к непосредственным демонстраторам, держателям лицензии на публичный показ в залах, владельцам кинотеатров и киноустановок. Основная зависимость между прокатными компаниями и кинотеатрами объясняется общеизвестным фактом: объём рынка кинопроката России определяется размером кумулятивной выручки (кассовых сборов) всех кинотеатров страны. Под кассовыми сборами понимают всю сумму выручки, которую заработал фильм за всё время своего проката во всех странах. Именно от результатов проката, а значит от итогов кинопосещений, зачастую зависит успешность картины с финансовой точки зрения. Кинопоказ – это неотъемлемая стадия, завершающая процесс кинопроизводства. Именно по ее результатам определятся в итоге успех либо «провал» картины в прокате. Кинопоказ и кинопрокат – это два неразрывных процесса, связанных между собой, и напрямую зависящих друг от друга. Современный российский кинопоказ является независимой от государства отраслью и представляет собой систему взаимодействия частных дистрибьюторских компаний и кинотеатров (независимых или сетевых). Что касается отношений дистрибьютор/кинотеатр, то на сегодняшний день они регулируются обычаем делового оборота, предполагающего преимущественное распределение выручки от реализации билетов в соотношении 50 % на 50%, то есть половину выручки кинотеатр отдает дистрибьютору, а вторая половина – доход кинотеатра. При этом схема эта возникла ещё в прошлом веке и является, своего рода, традицией, не имеющей никакого внятного экономического обоснования. Тем не менее, на рынке существуют другие варианты договоров прокатчиков с кинотеатрами: минимальные гарантийные платежи за прокат и продажа права показа в твердый счет (иногда вместе с копией фильма). Система минимальных гарантий предполагает выплату кинотеатром оговоренного аванса до начала проката и дальнейшее разделение кассовых сборов в соотношении 50 на 50 после достижения определенной суммы сборов. Данный вид договоров применяется чаще всего к новым кинотеатрам, которые еще не имеют кредита доверия прокатчиков, желающих быть уверенными хотя бы в возвращении своих затрат на печать копии и логистику. В последнее время, с приходом кризиса, подобные условия прокатчики стали использовать все чаще: в отношении киноплощадок, которые не собрали ожидаемых сборов на предыдущих проектах компании-прокатчика, но претендуют на сохранение за собой права первоэкранного показа премьер. Условия проката фильмов на первой-второй неделях после релиза (количество и время сеансов, минимальная цена билета, действительность скидок, контрамарок и пр.) играют очень важную роль на рынке. Для крупных релизов дистрибьютор, как правило, требует «полного экрана», то есть показа фильма в одном зале с утра до вечера (в случае многозальных кинотеатров дистрибьютор может требовать несколько «экранов»). Основным фактором роста валовых сборов в России в последние годы оставалось удорожания цены средней цены кинопосещения как в рублевом, так и в долларовом эквиваленте. В отношениях с кинопрокатчиками сейчас самое главное – выбрать из массы предлагаемых фильмов такой продукт, который будет интересен в том или ином регионе, а главное вовлечь как можно большее количество зрителей в процесс просмотра кино в кинотеатрах. Однако не стоит забывать, что на общую картину влияет и тот факт, что российская киноотрасль так и не приблизилась к точке окупаемости фильмов, создаваемых для массового зрителя, и потому остается крайне зависимой от невозвратных инвестиций. Из этого следует, что проблема увеличения посещаемости кинотеатров в нашей стране остается актуальной и требует внимания и решения всех участников кинорынка. Факторы, определяющие коммерический успех фильма в нашей стране: · репертуарная политика; · ценовая политика; · маркетинговая политика кинотеатра; · технические инновации; · новые концепции кинопоказа; · сервис; · реклама; · расширение возрастных групп; · расширение сети охвата киносетью небольших городов и населенных пунктов; · пиратство. Фактор, который свойственен именно переводу названий фильмов. Чем ярче и интересней будет название, тем больше зрителей оно привлечет, и тем выше станут кассовые сборы. Заголовок это первое, на что мы обращаем внимание, и порой не заинтересовавшее название кинокартины останавливает нас от прочтения его описания. Для достижения коммерческого успеха, переводчики стараются учесть все упомянутые выше факторы, а также используют определенные приемы. В переводе названия фильма «Public enemies», русские кинопрокатчики сделали ставку на широко известное имя исполнителя главной роли Джонни Деппа, назвав фильм «Джонни Д.», это имя так же связанно с главным героем. Фильм «Lost» также заставил переводчиков потрудиться. Они выбрали очень удачное название «Остаться в живых», напоминающее российскому зрителю известную передачу «Последний герой», которая уже завоевала свою популярность, а теперь помогла привлечь больше кинолюбителей к просмотру американской кинокартины. Голливудская кинопродукция по-прежнему привлекательна во всем мире, художественные и анимационные фильмы американского производства все так же находятся в числе лидеров по кассовым сборам. И пусть наши именитые режиссеры говорят, что во многих блокбастерах американского производства – таких, как «Аватар», «2012» и т.п. не просматривается глубокого сюжета или тонкой игры актеров (в чем с ними следует согласиться), однако это кино как бизнес дает впечатляющие результаты. Почему же американское кино выигрывает конкуренцию не только у российского, но и у французского, итальянского, индийского кино? Есть ли у голливудских студий потаенные секреты кинобизнеса, которые приносят коммерческий успех в разных культурных, социальных и этнических аудиториях? На мой взгляд, они есть. Но по своей сути эти секреты носят скорее, характер общих принципов, касающихся зрительского интереса и восприятия, психологических подходов и эмоционального наполнения. Попробуем вычленить упомянутые принципы как элементы маркетинга и бизнеса. Первое, что хотелось бы отметить как характерную черту наиболее успешных голливудских фильмов (хотя и у Голливуда немало проходной продукции) – это ненавязчивое подчеркивание того самого интернационализма и межкультурной коммуникации, которой так гордился в свое время Советский Союз. Чаще всего в актерском ансамбле мы видим людей со всеми цветами кожи – и азиатского, и европейского, и латиноамериканского, и негритянского типа. Причем нередко чернокожие персоналии являются прямыми начальниками и боссами для белых, что положительно сказывается на эмоциях многих этнических групп (что очень важно для международных рынков). Второй принцип успешного киномаркетинга – это курс на зрительские интересы и предпочтения. Если современный зритель желает смотреть фантастику, анимацию и комедии, то для коммерческого успеха кино следует придерживаться указанной тематики. Конечно, никто при этом не отрицает необходимости производства трагедий, мелодрам, детективов, исторического кино и т.п. – однако эти сегменты будут удовлетворять интересы небольших зрительских аудиторий и могут приносить серьезные прибыли только в исключительных случаях. Коммерческое кино должно ориентироваться на текущие предпочтения массовой зрительской аудитории, т.е. на масс-маркет, а не на те направления, которые кажутся режиссерам наиболее интересными и актуальными. Третий принцип успешного кино – хорошие сценарии и увлекательные сюжетные линии, на базе которых производится кинопродукт. Наличие качественной сценарной основы – необходимая предпосылка для создания коммерчески привлекательного кино, как для внутреннего, так и внешнего рынка. Выше мы уже упоминали, что наибольшей популярностью у современного зрителя пользуются сценарии из таких сегментов, как научная фантастика, комедии и анимация. Низкая популярность российских кинофильмов последних нескольких лет обусловлена в немалой степени слабостью работы сценаристов. Четвертый принцип создания коммерчески привлекательного кинопродукта – актерский ансамбль. Принято считать, что узнаваемые лица актеров с известными именами – это половина успеха фильма. Иногда это действительно так. Но далеко не всегда. Кроме того, участие «звезд» сильно удорожает производство фильмов из-за значительных гонораров, выплачиваемых известным актерам. И, как свидетельствует российская практика, занятые в фильмах кинозвезды только нагружают их в части себестоимости, но мало сказываются на окупаемости в кинопрокате. Пятый по счету, но не по важности, принцип – включение в канву отечественных кинофильмов качественного музыкального продукта в его различных видах и интерпретациях. Ничто так не украшает художественный или анимационный фильм, как хорошая музыка или песня, которая впоследствии становится хитом. Окинув ретроспективным взглядом наиболее популярные и всенародно любимые ленты, мы непременно обнаружим в них выдающуюся работу композиторов, соединенную с вокальным искусством актеров или исполнителей за кадром. Гармоничное музыкальное сопровождение киносюжетов создает психологический якорь для зрителя, служит дополнительной основой сопереживания киногероям, прочно склеивает в единую композицию визуальную картину и звук. Фильмы без качественной работы композиторов имеют гораздо меньше шансов на коммерческий успех. Заключительным, шестым принципом, который в современном HD и 3D кинематографе часто выходит на первые позиции, является работа программистов и специалистов по обработке изображений. Если несколько упрощать категорию зрительского интереса и проанализировать, что нравится современному зрителю, а что нет, мы неизбежно придем к выводу – нравится что-то необычное, неординарное, непривычное. В маркетинге и менеджменте это называется инновационный продукт. Часто он воспринимается зрителем неоднозначно, а на начальной стадии бывает даже определенное отторжение. В свое время звук стал инновацией для немого кино (и некоторые режиссеры так и не смогли принять этого), потом фильмы стали цветными. Сейчас мы любим кино высокой четкости или в объемном исполнении. Сценарии с новыми сюжетами – тоже инновации. Успехи фантастического кино во многом объясняются тем, что зритель хочет отхода от обыденности, погружения в мир грез и даже в среду будущего времени (недаром Голливуд называют также фабрикой грез).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 919; Нарушение авторского права страницы