Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема соотношения знания и веры в социально-гуманитарном направлении науки



Проблемы веры и знания имеют место в рассмотрении особенностей социально-гуманитарных наук, так как истинное знание включает себя как рациональное знание, так и иррациональное, в т.ч. знание, которое рождается верой. А такие понятия, как сомнение и знание неразрывно связаны с понятием веры.

Вера - это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующем доказательства принятии тех или иных положений, норм, истин. Как психологический акт, вера проявляется в состоянии убежденности и связана с чувством одобрения или неодобрения. Как внутреннее духовное состояние — требует от человека соблюдения тех принципов и моральных предписаний, в которые он верит, например: в справедливость, в нравственную чистоту, в мировой порядок, в добро. Понятие веры может полностью совпадать с понятием религии и выступать как религиозная вера, противоположная рациональному знанию. Религиозная вера предполагает не доказательство, а откровение. Слепая вера ничем не отличается от суеверия. Проблема взаимоотношения знания и веры активно обсуждалась средневековыми схоластами. Вера основывалась на авторитете догматов и традиции. Веру можно обосновать, но для этого придется привести не только рациональные, но и чувственно-эмоциональные доводы. Другое дело, что веру нельзя связывать с абсолютной достоверностью, которая, как следует из анализа проблемы абсолютной истины, вряд ли достижима.

Проблема соединения веры и знания, богословия и науки занимает важное место в одном из направлений современной философии – неотомизме, представители которого стремились в едином синтезе объединить веру и разум. Вопрос о вере, о ее соотношении со знанием занимал большое место в русской религиозной философии, одно из важнейших понятий которой – «цельное знание». Цельная истина открывается только цельному человеку. Собрав в единое целое все свои духовные силы – чувственный опыт, рациональное мышление, эстетический и нравственный опыт, а также религиозное созерцание, человек начинает понимать и истинное бытие мира и постигает сверхрациональные истины о Боге.

Знание претендует на адекватное отражение действительности. Оно воспроизводит объективные закономерные связи реального мира, стремится к отбрасыванию ложной информации, к опоре на факты. Знание делает истину доступной для субъекта посредством доказательства. Знание рассматривается как результат познавательной деятельности. С глаголом «знать» связывают наличие той или иной информации либо совокупность навыков для выполнения какой-нибудь деятельности. Считается, что именно научное знание говорит от имени истины и позволяет субъекту с определенной мерой уверенности ею распоряжаться. Научное знание как способ приобщения субъекта к истине обладает объективностью и универсальностью. В отличие от веры, которая есть сознательное признание чего-либо истинным на основании преобладания субъективной значимости, научное знание претендует на общезначимость.

Наука и религия тесно связаны, так как в научном и религиозном познании задействованы в принципе разные структуры человеческого существа. В науке человек действует как «чистый ум»; совесть, вера, любовь, порядочность – все это «подмога» в работе ума ученого. Но в религиозно-духовной жизни, напротив, «ум – это только рабочая сила у сердца».

Категория творчества и особенности творческой деятельности в гуманитарной сфере.

Исследование сущности творчества и творческой деятельности были и остаются одним из центральных вопросов в философии. В разные исторические эпохи философские школы творчество и творческую деятельность осмысливали весьма разнообразно.

творчество определяется как категория философии, психологии и культуры, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции. [3]

Исследуя творчество как философскую категорию, необходимо обратиться к такому центральному свойству человеческого сознания как интенциональность. Интенциональность происходит от латинского intentio, что дословно означает «намерение», а в философии интенциональность понимается как – быть направленным на некоторый предмет, т.е. определяет вектор деятельности. В современную философию понятие интенциональности ввел Франц Брентано.

Творчество часто определяется как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее – материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из определенного материала созидать (на основе познания объективных закономерностей) новую действительность (в любой ее форме), удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Если творческую деятельность трактовать как продуктивную, то следует выделить такие характерные признаки как полезность (ценность) и новизна (оригинальность). Следует, однако, уточнить, что полезность не является специфическим признаком именно творческой деятельности, она присуща и репродуктивной деятельности. Однако недооценка полезности может свести на нет творческие усилия. Новизна (оригинальность) – отличительный признак творчества.[10]

Отметим, что проблема творчества первоначально обсуждалась в русле мифологических и религиозных традиций. Творчество понималось как неотъемлемое свойство Бога, как создание из ничего (creatio ex nihilo), происходила некоторая мистификация творчества. [7]

В настоящее время существует большое количество философских концепций, которые пытаются объяснить сущность и природу творчества. Все эти концепции можно разделить на два принципиально различных направления в исследовании вопросов творчества. Первое направление усматривает творчество в свободной, ничем не обусловленной, произвольной активности человека. Представители второго направления связывают творчество с деятельностью Бога, творящего мир природы и самого человека.

Например, Бердяев Н. и Флоренский П. в творческом акте видели средство приближения к божественному началу,

Рассматривая категорию творчества в философии, следует особое внимание уделить русским философам, в частности Н. А. Бердяеву. Согласно Бердяеву свобода – это единственный источник творчества. В дальнейшем Николай Бердяев ввел и развил важные для него понятия: царство духа, царство природы, объективация (невозможность преодолеть рабские оковы царства природы), трансцендирование (творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия). О творчестве как философской категории, природе и сущности творчества размышляли представители различных эпох, но мы особо выделим «Теорию творчества» Энгельмейера П.К., «Философию свободы» и «Смысл творчества» Бердяева Н.А., «Философию творчества» Либиэра А. Проблему творчества отразили в своих трудах Платон, Аристотель, Плотин, Августин, Дж. Бруно, Б. Спиноза, И. Кант, Ф.-В. Шеллинг, А. Бергсон, К. Маркс, С. Рубинштейн, Г. Уоллес, А. Пуанкаре.

Согласно Бергсону вся наша жизнь – это и есть творческая деятельность, вернее творческая эволюция. Анри Бергсон (важнейший представитель философии жизни) в «Творческой эволюции» выделил главные характеристики жизни: «длительность» и «жизненный порыв». Жизненный порыв по Бергсону это порыв к жизни, цели, творчеству и новым смыслам. Жизненный порыв является движущей силой развития, а жизнь – это бесконечное становление и развитие, непрерывная «творческая эволюция».

Отметим, что в социально-историческом процессе творчеству отводится роль движущей силы, благодаря которой в мире происходят качественные изменения и осуществляется развитие. [1]


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1633; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь