Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


П.И. Чайковского детьми старшего дошкольного возраста



Цель диагностики: изучить особенности восприятия музыкальных произведений П.И. Чайковского детьми старшего дошкольного возраста.

Особенности художественного восприятия детьми музыки П.И.Чайковского изучаем в единстве трех компонентов художественного восприятия:

- эмоциональной отзывчивости на музыку;

- сформированности интереса к слушанию музыки;

- музыкальной эрудиции.

Диагностическое задание 1.

Цель: изучение эмоциональной отзывчивости и сформированности интереса к восприятию музыки.

Детям предлагается для прослушивания (1-1.5 минуты) два отрывка: «Песня жаворонка» из «Детского альбома» П.И.Чайковского и Марша из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. В процессе наблюдения за поведением детей в процессе слушания музыки фиксируются следующие особенности восприятия:

· эмоциональный отклик на музыку (эмоциональная активность в процессе слушания);

· проявление ребенком интереса к слушанию музыки;

· сосредоточенность (сохранение в процессе всего процесса восприятия, устойчивость);

· воспроизведение в мимических, двигательных реакциях ритмического рисунка;

· адекватность эмоциональных реакций передаваемому в произведении настроению.

Оценка результатов:

1 балл – низкий уровень, ребенок отвлекается, не слушает музыку

2 балла – средний показатель, внешние реакции проявляются по инициативе взрослого, носят неустойчивый характер

3 балла – высокий уровень, реакции проявляются ярко, автономно от взрослого

Суммарный балл по результатам слушания двух музыкальных отрывков позволяет определить уровень эмоциональной отзывчивости:

24-30 баллов – высокий уровень

20-24 балла – средний уровень

до 20 баллов – низкий уровень

 

Диагностическое задание 2.

 

Цель: изучение понимания детьми эмоционального настроения, передаваемого музыкальными средствами выразительности в произведении.

После прослушивания отрывков (задание 1) с каждым ребенком индивидуально организуется обсуждение, в процессе которого воспринятый отрывок ребенок характеризует через выбор (так как самостоятельный подбор слов для ребенка сложен) слов – эпитетов для определения характера музыкального произведения. Для этого отобраны слова – эпитеты из «Словаря эмоционально-образного содержания музыки» (по О.П. Радыновой).

Марш из балета «Щелкунчик»:

Веселая   Спокойная   Отважная
Игривая   Гордая   Беспокойная
Задорная   Мужественная   Стремительная
Звонкая   Грозная   Осторожная
Забавная   Сердитая   Уверенная
Скачущая   Торопливая   Прозрачная
Солнечная   Праздничная   Суровая
Танцевальная   Маршевая   Грубая

«Песня жаворонка»

Мечтательная   Звонкая   Улыбающаяся
Ласковая   Жалобная   Тоскливая
Задумчивая   Протяжная   Обиженная
Светлая   Неторопливая   Сердитая
Легкая   Спокойная   Сказочная
Плавная   Тревожная   Волшебная
Печальная   Сдержанная   Осторожная
Шутливая   Утренняя   Скачущая

 

После выбора того или иного эпитета к отрывку ребенка просят обосновать свой выбор («Почему ты так думаешь? ).

Диагностическая беседа с детьми

Цель: изучение особенностей музыкальной эрудиции детей старшего дошкольного возраста.

Вопросы беседы:

· Зачем людям нужна музыка?

· Какие чувства выражает музыка?

· Что ты любишь делать под музыку?

· Что значит «классическая музыка»? Какую классическую музыку ты знаешь?

· Каких композиторов ты знаешь?

· Какие жанры музыки ты знаешь?

· Какой в музыке бывает ритм?

· Опиши, какая мелодия у твоего любимого произведения?

· Что в музыке можно передать с помощью темпа?

Критерии оценки:

низкий уровень Ребенок проявляет активность только в некоторых видах музыкальной деятельности. Не узнает музыкальные произведения, которые слушались на занятиях ранее. Плохо ориентируется в музыкальных средствах выразительности. Не может объяснить их назначение.
средний уровень Ребенок понимает средства музыкальной выразительности, но не всегда может объяснить их использование. Не может проанализировать музыку. В своих ответах не уверен. Имеет музыкальные предпочтения, хорошо объясняет на примере любимых произведения свое понимание музыкального образа.
высокий уровень Ребенок музыкально эрудирован. Знает музыкальные средства выразительности, может указать на некоторые из них. Дифференцированное восприятие носит осознанный, системный характер. Имеет представления о жанрах классической музыки.

Диагностическое задание 3

 

Цель: изучение особенностей восприятия детьми музыкальных произведений и умений отражать впечатления через интеграцию визуальных и слуховых впечатлений.

Методика заключается в выборе детьми из ряда цветовых стимулов-карточек (9 основных цветов спектра), предъявляемых в процессе восприятия, с музыкальными фрагментами, цветового индикатора эмоционального состояния, соответствующего характеру заданного для прослушивания музыкального фрагмента.

Детям в процессе прослушивания небольшого отрывка из музыкального произведения («Камаринская», «Болезнь куклы», «Утренняя молитва») предлагается выбрать карточку именно того цвета, каким бы они нарисовали данную мелодию. Задача для ребенка - посредством возникающего эмоционального отношения восстановить структуру отображения, то есть с помощью эмоционального кода воссоздать цветовой образ музыкальной композиции.

Единовременное воздействие активизирует процесс согласования информации различных сенсорных каналов, то есть позволяет ребенку выбрать из преложенного ряда цветовой стимул, наиболее соответствующий эмоциональному переживанию, возникшему в процессе музыкального восприятия.

Посредством введения цветовой символики изучается эмоциональная реакция на три разнохарактерных (принцип контраста) мелодии.

Результаты диагностики соотносятся с одним из типов художественного восприятия музыки ребенком старшего дошкольного возраста, представленными в таблице.

Описание возможных типов художественного восприятия

Музыки П.И. Чайковского

  Характеристики типов художественного восприятия музыки
Дети -фантазеры Эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения проявляется в большом количестве мимических, двигательных реакций, проявлении интереса к ритмическому рисунку, быстрой смене темпо-ритма. Для таких детей в значительной степени характерна эмоциональная активность в процессе слушания музыки – сопереживание проявляется очень бурно, выражены адекватные эмоциональные реакции. Ребенок понимает и по-своему интерпретирует содержание музыкального произведения, которое для него более значимо, представляет свои сюжеты, его захватывает процесс его интерпретации, то есть придумывания своего содержания к отрывку. Интерес ребенок к процессу слушания музыкального произведения ситуативен, обусловлен «близостью» содержания переживанию с игровыми интересами ребенка. У таких детей развито воображение, фантазия. Поэтому они в значительной степени сензитивны к бисенсорному воздействию. Однако само музыкальное произведение, его средства выразительности занимают второстепенное место. Тем не менее, именно через понимание средств музыкальной выразительности строит свое игровое содержание. Такие дети обладают достаточным запасом знаний о музыке и музыкальных средствах выразительности, но его объяснение носит субъективный, авторский характер.
Дети-мечтатели Такие дети отличаются высокой восприимчивостью и чуткостью в проявлении эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение. Для детей характерна устойчивость сосредоточения и его длительное сохранение. Ребенок слушает внимательно, почти «отключается» от внешних раздражителей. Ребенок познает музыкальное произведение как своеобразный, поэтичный мир, что доставляет ему удовольствие. Ребенок не пытается «вникнуть» в содержание или различить средства музыкальной выразительности. Для него ценно и значимо музыкальное произведение в целостности, в единстве всех компонентов. Ребенок не проявляет эмоциональной активности в процессе слушания, эмоциональные реакции бедные. Ребенок точно отражает эмоциональный настрой произведения через слово (подбор эпитетов). Иногда затрудняется с ответом, так как не точно понимает содержание слово и тонкости лексических значений. Часто использует сравнения. Средства выразительности почти не дифференцируются. Уровень знаний в области музыки не значителен. У ребенка не развито дифференцированное восприятие музыкального произведения. Имеет свои музыкальные предпочтения. Бисенсорное воздействие продуктивно и индивидуализировано.
Дети-рационализаторы Для детей данной группы характерен интерес к музыкальным произведениям, проявляющийся в условиях подкрепления слуховых зрительными или другими впечатлениями. Дети склонны опираться на известные образы, сравнивать с известными мелодиями. Ассоциативный ряд проявляется во взаимосвязи с явлениями общественной жизни: «я уже слышал это по телевизору…» и т.п. Музыкальное произведение привлекательно с точки зрения известности, «знакомости», распространенности. Дети данной группы стараются средства музыкальной выразительности логизировать, пошагово объяснить, прокомментировать. Воображение развито слабо. Эмоциональная активность проявляется в случае, если произведение знакомо, при многократном повторе. Устойчивость и сосредоточенность в процессе художественного восприятия выражены слабо. Внешние проявления эмоциональных реакций чаще всего проявляются по инициативе взрослого. Настроение музыкального произведения понимается, но в значительной степени с опорой на содержание. Знания в области музыки поверхностны, ситуативны. Отражение музыкальных впечатлений через интеграцию слуховых и зрительных впечатлений затруднено, впечатления выражаются часто через графический образ. Основная особенность данной группы детей – стремление к логической интерпретации музыкального произведения.
Дети-потребители Группа детей, отличающихся поверхностностью в восприятии музыки. Поведение и эмоциональные реакции неустойчивы, в значительной степени ситуативны. Для ребенка затруднено зрительное сосредоточение при восприятии музыкального произведения. Эмоциональные реакции, мимические и двигательные реакции неосознанны, наблюдается их частая смена, не всегда адекватная передаваемому настроению в музыкальном отрывке. Ребенок часто отвлекается. Однако при включении музыкальных произведений в повседневные режимные моменты они способствуют проявлению организованности, собранности, стимулируют деятельность. Эмоциональное настроение (через слово – эпитет) легче воспринимается через контрастные эпитеты. Пи этом часто дети стремятся угадать, ориентируясь на реакцию экспериментатора. Ребенок плохо ориентируется в средствах музыкальной выразительности, не проявляет интереса. Ценностное отношение к музыкальным произведениям не сформировано.

В результате использования диагностик восприятия музыки детьми раннего и дошкольного возраста определяются особенности и уровень восприятия – первой ступени музыкально-художественной деятельности ребенка-дошкольника. Изучив специфику процесса восприятия музыки детьми, музыкальному руководителю, воспитателю станут очевидны возможные педагогические стратегии и тактики развития музыкальности ребенка, его музыкальных способностей, музыкальной культуры и эрудиции не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни воспитанника.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Анализ программ логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста
  2. Барьеры коммуникации с лицами пожилого возраста и инвалидами.
  3. Влияние детской литературы на формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
  4. ВОЗРАСТАЙТЕ И МЕНЯЙТЕ СВОЙ МИР
  5. Возрастная психология. Психология дошкольного и младшего школьного возраста
  6. Возрастные и методические основы физического воспитания детей младшего школьного возраста
  7. Возрастные и методические основы физического воспитания детей старшего школьного возраста
  8. Возрастные особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
  9. Возрастные особенности развития словаря детей младшего дошкольного возраста.
  10. Восприятие музыки детьми с ОВЗ
  11. ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ДИАГНОСТИКИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  12. Глава четырнадцатая. Проблема культурного возраста


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1824; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь