При анализе сюжетно-ролевой игры по тематике «музей»
Показатели для фиксации
| Имена детей группы
| Особенности сюжета: ²
-отражение экскурсионной деятельности (экскурсии) (символ – Эк);
-игра в «подготовку к экскурсии» (поездку, настрой, общение с родителями) (ПЭ);
- «хронометраж» поездки (несколько эпизодов - своеобразный рассказ о поездке) (ХП)
- «оформление залов музея» (дизайн) (ОМ);
- игра в «коллекционирование» и «приключения» (грабители, оживание музейный предметов) (символ КПр)
- изображение некоторых ярких экспонатов или придумывание аналогичных экспонатов для музея (ЭМ)
- изображение «общения» людей в процессе экскурсии (дети группы парами идут по залу; несколько людей рассматривают картину; люди в необычных одеждах) (О)
- другая тематика (указать, какая)
- интеграция с другими деятельностями и сюжетами игр (например, изготовление билетов для музея, конструирование залов музея из строительного материала) (Интегр.)
| | Реализуемые роли: ²
посетитель, экскурсовод, хранитель, охранник, реставратор, «грабитель», коллекционер, исследователь, самостоятельно придуманные роли
| | Использование в игре информации, освоенной на экскурсии (новых слов, представлений, умений). ¹
Можно указать в примечаниях наиболее типичные.
| | проявления интереса в процессе деятельности ¹
| | эмоциональные проявления во время выполнения игры ¹
| | самостоятельность в развертывании сюжета, распределения ролей ¹
| | особенности общения в процессе игры, взаимодействия детей ¹
| | частота игр по данной тематике (количество работ) и их характер (однотипные, аналогичные или изображение различных эпизодов) ²
| | «отсроченность» воспроизведения впечатлений в игре (творческой работе)
-на протяжении 1-2 недель (2 балла)
-сразу после посещения музея (1 балл)
-через некоторое время (1 балл)
-не рисует (0 баллов)
| | особенности стимула начала работы ¹
-самостоятельно по своей инициативе, без внешних воздействий или при самостоятельном рассматривании приобретенных в музее материалов (билетов, проспектов) (2 балла)
-желание выразитель впечатления возникает на основе «внешнего» толчка («подсмотрев у других детей», отвечая на вопросы взрослого о музее) (1 балл)
-после проведения совместного обсуждения впечатлений, занятия (0, 5 баллов)
| | Подбор материалов и изготовление атрибутов* ²
-выбор необходимых материалов (до начал игры) (символы – ВДИ)
-выбор необходимых материалов в процессе игры (ВВИ)
-изготовление материалов, атрибутов (ИЗГ)
-игра на основе «воображаемых» атрибутов (ВА)
*По данным показателям могут указываться сразу несколько проявлений (например, вначале игры дети часть материалов подобрали, затем – нарисовали «недостающие» для выставки «картины», затем - в процессе игры представляли «микрофон», «фотоаппарат»
| | особенности дизайна «зала музея»
-обозначение пространства (музея, автобуса для поездки, территориального разделения залов); продумывает способы оформления, называет или подбирает необходимые предметы для организации выставки, ищет лучший способ расположения предметов, декорирует расположение коллекции (2 балла);
-называет некоторые известные ранее виденные способы расположения, но для «своей» коллекции» не стремиться выбрать лучшие способы расположения, декора, представления (например, «все должно быть хорошо видно») (1 балл);
-не уделяет внимания расположению коллекции, произвольно выставляет отобранные предметы на столе) (0 баллов).
| | Средний показатель баллов
| |
Возможные задания, позволяющие выявить особенности восприятия детьми дошкольного возраста предмета в условиях музея.
Наблюдение в музее
Цель: выявление особенностей проявления интереса к музею (посещению музея, музею как новому пространству, к музейной вещи) и освоения содержания в процессе экскурсии детьми дошкольного возраста.
Критерии наблюдения: определены с опорой на исследования и методические разработки Е.Г. Вансловой, Н.Л. Кульчинской, М.В. Мацкевич, О.Л. Некрасовой-Каратеевой, М.В. Осориной, О.Г. Тихоновой, М.Ю. Юхневич.
Условия диагностирования.
В процессе подготовки к экскурсии и в её ходе осуществляется наблюдение за поведением детей. Целесообразно проведение видеозаписи экскурсии, материалы которой могут быть использованы как с диагностическими целями, так и при проведении педагогического процесса (обсуждение содержания экскурсии, «припоминание» интересных экспонатов). В зависимости от профиля музея, особенностей коллекции, будут проявляться некоторые специфические особенности в проявлении активности детей в условиях музея, которые следует учитывать при анализе полученных материалов.
Способы обработки и анализа материалов:
Протокол обобщения полученных данных
Наблюдение в условиях музея
Показатели для фиксации
| Имена детей группы
|
| К.
| направленность интереса детей: к музейным предметам (произведениям, предметам); содержанию экскурсии; экскурсоводу, другим посетителям; формальным элементам (билету, тапочкам)* ²
|
| К,
| активность (количество вопросов, быстрое включение в предлагаемые задания)¹
|
|
| направленность вопросов (получение заинтересовавшей информации; уточнение; установление связей, отношений; вопросы-гипотезы)* ²
|
| 2,
| поведение в процессе экскурсии (дисциплинарные отрицательные или положительные моменты)* ¹
| 1.
| 2.
| проявление увлеченности, эмпатии, эмоциональности в процессе экскурсии (например, «сопереживание героям произведения»: имитация эмоций; хлопанье в ладоши от восхищения, демонстрация кулака «врагу» при рассматривании батальной сцены) ¹
|
|
| проявление эстетических и интеллектуальных эмоций (удовольствия от догадки, получения новой информации, рассуждения) ¹
|
|
| сосредоточенность, повышение внимательности в процессе посещения заинтересовавшей их экспозиции, изменение выразительности речи, мимики, движений в ходе экскурсии (пристальное рассматривание предмета, приближение к нему, понижение голоса до шопота) ¹
|
|
| имитация действий, «проигрывание» ситуаций («нюхание» нарисованных цветов, «сражение» изображенными саблями, «барахтанье» в нарисованных на полотне волнах)) ¹
|
|
| ссылки на личный опыт, припоминание виденных раннее предметов, установление связей с имеющимися представлениями («О, а я знаю, как этот цветок называется! ») ¹
|
|
| использование образных сравнений, припоминание строк стихотворений, близких по содержанию, ссылок на сказки, истории («Как у Золушки туфельки») ¹
|
|
| эмоциональные и эстетические суждения, оценки («нравиться», «красиво очень») ¹
|
|
| выражение собственного мнения и проявление отношения («Я думаю, художник неспроста так нарисовал», «Я бы здесь жил и любовался», «Очень люблю такие красивые картинки») ¹
|
|
| В условиях посещения художественного музея:
| | | продолжительность рассматривания произведения ¹
|
|
| понимание художественного образа ¹
|
|
| понимание используемых средств выразительности ¹
|
|
| проявление эмоциональных моментов и отношения к произведению ¹
|
|
| желание рассматривать новые объекты – произведения искусства ¹
|
|
| Средний показатель баллов
|
|
| Показатели, помеченные символом * - в графах с именами детей включают краткое указание особенностей их проявления.
Для оценки остальных показателей используются баллы ¹
| По данным же критериям возможно осуществление сопоставления особенностей освоения содержания в условиях детского сада и музея (сопоставление наблюдений на занятии и в процессе экскурсии, при условии сходства их тематики и рассматриваемых на них объектов).
Экспериментальная ситуация «Узнаем тайну предмета? »
Цель: выявление особенностей развития умений «познания музейного предмета» (умений «считывать» информацию с предмета) у дошкольников (выделение значимых свойств (сенсорных, эстетических); анализ структуры предмета; установление связей между некоторыми свойствами и качествами предмета; построение предположений, на основе установления логических связей и освоенных представлений об объектах, явлениях, закономерностях мира).
Содержание ситуации определено с опорой на исследования и методические разработки в области познавательного развития дошкольников (Л.А. Венгер), а также в аспекте использования музейной педагогики в развитии и образовании детей (А.В. Бакушинский, М.В. Мацкевич, Дж. Никол, О.Г. Тихоновой, М.Ю. Юхневич).
Условия диагностирования: проводится индивидуально. Возможно провождение диагностического занятия с участием подгруппы детей (6-8 чел.).Задание апробировано с детьми старшего и среднего дошкольного возраста. Вместо данного задания может быть использованы тесты и задания, направленные на выявление особенностей развития восприятия свойств предметов, анализа предметов (например, «Опиши предмет»).
Стимульные материалы: предмет, знакомый детям, не новый, не «растиражированный» (имеющий «некоторую оригинальность»), с некоторыми интересными деталями, своеобразными «свидетельствами времени» (выбоинами, сколами, потертостями), «считывая» которые можно сделать некоторые предположения (варианты: старая бальная перчатка дамы, потертый интересный веер, помятый сбоку самовар, испачканное перо (для письма)). В случае сопоставления результатов данной диагностика с особенностями художественно-эстетического развития детей материалами могут являться: предметы декоративно-прикладного промысла (свистулька, игрушка, оригинальный поднос или шкатулка, кружевной воротничок, необычный оберег) или эстетически привлекательные природные объекты (необычное корневище, интересно изогнутая ветка или шишка).
Предъявляемые задания :
Ребенку предлагается внимательно рассмотреть предмет и рассказать о нем, как можно больше (например, при использовании игрового персонажа Следопыта–Тайноразгадывателя Смешарика: «Представь, Смешарик умеет разгадывать тайны предметов! Он внимательно рассматривает предметы в волшебную лупу и, как настоящий следопыт по «следам» на предмете, узнает, что с ними происходило, кому они принадлежали. А ты умеешь? Давай попробуем превратиться в следопытов. Посмотри внимательно на этот предмет (демонстрируется 1 предмет). Представь, что Смешарик дал тебе волшебную лупу. Расскажи все, что сможет, именно об этом предмете (какой он, кому принадлежал, что с ним происходило) – по «следам» на нем прочитай его тайну- историю»).
Способы обработки и анализа материалов : фиксируются ответы на вопросы, интерес детей, эмоциональные проявления (протокол № 3).
Популярное:
|