Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дидактическая игра «Что звучит?»



Цель: изучение уровня развития запоминания, узнавания звуков окружающего мира.

Диагностический материал: аудиозапись со звуками окружающего мира: шум транспорта (трамвай, машина, поезд), стук, скрип двери, голоса людей, шелест листвы, пение птиц, жужжание пчел, пылесос, чайник, шуршание бумаги, битое стекло, кашель человека, аплодисменты; картинки с изображением звучащих предметов.

Диагностическая игра проводится с подгруппой детей (2-3 ребенка).

Ход диагностики: Дети отгадывают загадки, но загадки не простые, а звуковые. Ответы фиксируются в таблице.

Продолжительность звучания каждого отрывка – 5 сек.

Продолжительность ответов детей 20-30 сек.

Обработка результатов:

1 балл – ребенок назвал правильно предмет или точно показал на картинку с изображением данного предмета.

0, 5 балла – ребенок показал на картинку с изображением предмета с сомнением или не сразу (со второй попытки), назвал с подсказкой.

0 баллов – ребенок не назвал предмет и не смог показать на картинке или показал не правильно.

Оценка результатов:

17 - 14 баллов – высокий уровень;

13, 5 – 9, 5 баллов – средний уровень;

9 - 5, 5 баллов – уровень ниже среднего;

5 - 0 баллов – низкий уровень.

Дидактическая игра «Быстро – медленно, громко - тихо»

Цель: изучение особенностей восприятия детьми темпа звучания через различение движений со сменой быстрого и медленного темпа и изучения восприятия интенсивности звучания и изменения характера движений в соответствии с ним.

Необходимое оборудование: магнитофон, аудиозапись с контрастными фрагментами музыки.

Диагностика проводится с подгруппой детей (4-5 человек).

Ход диагностики: Детям предлагается потанцевать под музыку. Особенно подчеркивается, что танцевать нужно так, как подскажет музыка – тихо, громко, медленно или быстро. На быструю музыку дети могут бегать, быстро передвигаться, на медленную выполнять плавные, не резкие движения, когда звучит громкая музыка, детки могут бегать, прыгать, громко хлопать в ладоши, но когда зазвучит тихая музыка - детки идут на носочках, тихонечко, осторожненько. Дается установка – слушать музыку внимательно.

Результаты заносятся в таблицу.

Оценка результатов:

Высокий уровень(+) – ребенок, не медля, сменяет быстрые движения на медленные, быстро и правильно реагирует на смену музыкальных фрагментов, самостоятельно выполнят задание, проявляет эмоциональную отзывчивость на музыку.

Средний уровень (+–) – ребенок сменяет характер движения через 2-3 секунды после начала звучания нового музыкального фрагмента, смотрит на выполнение задания другими детьми, копирует их, репродуктивно выполняет поставленную перед ним задачу, не самостоятелен, иногда требуется подсказка взрослого.

Низкий уровень (-) – ребенок не справляется с заданием; не меняет характер движений, не реагирует на смену музыкальных фрагментов.

Дидактическая игра

«Отгадай, какой это музыкальный инструмент? »

Цель: изучение восприятия тембра музыкальных звуков.

Диагностический материал: музыкальные инструменты (дудочка, погремушка, барабан, колокольчик, гармошка), ширма, картинки с изображением музыкальных инструментов.

Организация детей: подгруппа 4-5человека.

Ход диагностики: Детям предлагается отгадать, что за музыкальный инструмент звучит. За ширмой разложены музыкальные инструменты, которые не видны им. На ширме располагаются картинки этих инструментов. Педагог воспроизводит звук на каком – либо музыкальном инструменте и спрашивает у воспитанников – какой музыкальный инструмент звучит? Или, на каком музыкальном инструменте я играю?

Ответы детей фиксируются в таблице.

Обработка результатов:

1 балл присваивается, если ребенок правильно назвал музыкальный инструмент.

0, 5 балла – если ребенок, сомневаясь, показал на картинку с изображением звучащего музыкального инструмента или со второй попытки показал правильно, назвал его с подсказкой.

0 баллов - ребенок не назвал музыкальный инструмент и не смог показать его на картинке или показал не правильно.

Оценка результатов осуществляется в соответствии с таблицей:

Ранний возраст (1-2 музыкальных инструмента) Младший дошкольник (3-4 музыкальных инструмента) Средний дошкольный возраст (5-6 музыкальных инструментов)
2-1, 5 балла – высокий уровень; 1-0, 5 балла – средний уровень; 0 баллов - низкий уровень. 4-3, 5 балла– высокий уровень; 3-2, 5 балла – средний уровень; 2-0 баллов – низкий уровень. 6-5 баллов – высокий уровень; 4, 5-3 балла – средний уровень; 2, 5-0 балла - низкий уровень.

Дидактическая игра «Длинная или короткая дорожка? »

Цель: выявить особенности умений детей различать длительность звучания.

Диагностический материал: дудочка или триола, или пианино, длинная и короткая полоски одного цвета каждому ребенку.

Организация диагностики: подгруппа 10 человек.

Ход диагностики: Детям предлагается поиграть с колобком, который покатился в страну звуков, где все дорожки музыкальные – короткие и длинные. Воспитатель говорит: «Послушайте и покажите, по какой дорожке сейчас покатился колобок». Далее он играет на инструменте либо длинный, либо короткий звук. Дети в ответ поднимают соответствующую продолжительности звука дорожку (или длинную, или короткую). Проводится 4-5 повторов.

Результаты заносятся в таблицу.

Обработка результатов:

Высокий уровень (+) - ребенок быстро и самостоятельно показывает верные полоски, уверенно выполняет задание, заинтересованно. На вопрос - почему ты выбрал эту дорожку? - отвечает правильно (долго, больше звучит; потому что так …(имитирует голосом).

Средний уровень (+–) – ребенок может несколько раз поменять полоску, но в конце показать правильную дорожку, может посмотреть на ответы других детей, т.е. не самостоятельно выполняет задание, иногда с небольшой подсказкой взрослого; на уточняющий вопрос не отвечает.

Низкий уровень (-) – ребенок поднял не верную полоску, не справился с заданием, даже с подсказкой взрослого, повторяет за детьми не уверенно.

По результатам диагностики педагог делает вывод об особенностях развития музыкальности воспитанников. Исходя из них, продолжается развивающая работа, музыкальное воспитание детей в детском саду.

 

Диагностика особенностей восприятия музыки детьми

Старшего дошкольного возраста

Цель педагогической диагностики: изучить особенности восприятия музыкальных произведений детьми старшего дошкольного возраста.

 

Наблюдение за детьми на музыкальном занятии

(за процессом слушания музыки)

 

Целью наблюдения является изучение особенностей эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста на музыку.

Наблюдение проводится в соответствии с критериями:

· отношение ребенка к процессу слушания музыки (равнодушие, удовольствие, увлеченность, неприязнь);

· экспрессивно-мимическое выражение эмоций во время слушания (хмурится, улыбается, смеется, вздыхает, плачет, равнодушен, сосредоточен);

· сопровождение музыки движениями (притоптывает, хлопает в ладоши, покачивается в такт мелодии, пританцовывает, неподвижен – сосредоточен, отвлекается на другую деятельность, не связанную с музыкой);

· эстетическая оценка музыкального произведения (самостоятельно, с помощью воспитателя, не происходит);

· разнообразие вербальной оценки (использует множество прилагательных, сравнения, ассоциации, 1-2 типичных прилагательных, другие средства оценки, не стремится к оценке произведения, не участвует);

· реакция на музыку (сразу, в процессе слушания, после прослушивания, отсрочено в других видах деятельности).

Беседа с детьми

Цель: изучение особенностей эмоциональной отзывчивости детей при прослушивании различных по характеру музыкальных произведений.

Детям предлагается прослушать произведения П.И. Чайковского «Похороны куклы» и «Итальянская песенка». После прослушивания проводится беседа об эмоционально-образном содержании музыки. Примерные вопросы:

1. Понравилась ли тебе музыка? Почему? Какая музыка понравилась больше?

2. Какое настроение выражено в первом произведении? Во втором?

3. Когда у тебя бывает такое настроение, такие чувства?

4. Чаще ты испытываешь настроение, как в первом произведении или во втором? Почему?

5. Какой характер у музыки (каждого произведения)?

6. Что тебе хочется делать после того, как прозвучала музыка?

По результатам наблюдения и беседы с детьми делаются выводы об особенностях эмоциональной отзывчивости детей к музыке и определяется к какой, из условно выделенных групп, принадлежит ребенок.

ГРУППА А: В процессе слушания дети выражают удовольствие, радость, увлеченность, при этом, ярко проявляя эмоции (улыбается, смеется, хмурится, плачет – в зависимости от характера произведения). Часто сопровождают музыку движениями (хлопает в ладоши, покачивается в такт, поет), дают эстетическую оценку музыкальному произведению самостоятельно в процессе слушания или сразу после прослушивания, используя при этом достаточное количество прилагательных, сравнения, примеры из жизни. Дети адекватно определяют характер обоих произведений, используя при их оценке так же разнообразные прилагательные. Музыкальные произведения вызывают у детей яркий эмоциональный отклик, а также желание выражать эмоции посредством адекватных движений, показа, примеров из личного опыта. Дети точно чувствуют противоположный характер произведений. Это свидетельствует о высоком уровне эмоциональной отзывчивости на музыку.

ГРУППА В: Дети получают удовольствие от процесса слушания музыки, но при этом остаются равнодушными или сосредоточено слушают, покачиваясь в такт или сохраняя статичность. Им трудно дать оценку музыкального произведения самостоятельно. С помощью воспитателя называют 1-2 типичных прилагательных, характеризующих произведение сразу после прослушивания. Дети адекватно определяют эмоциональный характер произведений. Они затрудняются объяснить, почему понравилось то или иное произведение, однако, внешне, достаточно ярко реагируют на контрастность музыки. Это свидетельствует о среднем уровне эмоциональной отзывчивости на музыку.

ГРУППА С: В процессе слушания музыки дети обычно равнодушны или сосредоточены на других видах деятельности. Не сопровождают музыку движениями, оставаясь в статичном, индифферентном положении. Дети чувствуют характер произведений, но испытывают трудности при их оценивании даже с помощью воспитателя или постоянно отказываются от оценки. Это свидетельствует о низком уровне эмоциональной отзывчивости к музыке.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. II. Проблемы миграций. Отношение Атаульфа к Римской империи. Римляне и вестготы. Состав племени. Королевская власть. Христианизация вестготов.
  2. Алгоритм выделения эйлерова цикла в связном мультиграфе с четными степенями вершин
  3. Анализ показателей качества и определение полиграфического исполнения изделия
  4. Беседа «Что значит быть вежливым».
  5. Борьба проиграна Покой и счастье утраты Новые ценности
  6. В это время к Валенту прибыли послы готов для переговоров о мире. Фактически Фритхигерн переговорами стремился выиграть время для того, чтобы вызванная им конница успела прибыть к началу боя.
  7. Владимир Козлов Жесткие переговоры: победить нельзя проиграть
  8. Влияние международной миграции на рынки труда отправляющей и принимающей стран
  9. Влияние миграции на экономику стран-экспортеров и стран-импортеров рабочей силы
  10. Влияние мутационного процесса, миграции, изоляции на генетическую конституцию людей . Дрейф генов и особенности генофондов изолятов .Специфика действия естественного отбора в человеческих популяциях.
  11. Вопрос 19. Россия и транснациональные иммиграционные процессы
  12. Вы пришли на Землю не отдыхать, а играть в сложную, многомерную игру


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1511; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь