Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Диагностика опыта посещения дошкольниками музеев



 

Приобщение дошкольников к культуре, формирование ценностного отношения к искусству является одной из приоритетных задач современной педагогики. В связи с этим, происходит переосмысление возможностей музеев в развитии и образовании дошкольников.

Цель диагностики: выявление особенностей развития элементов музейной культуры у детей.

Задачи диагностики. Представляется целесообразным изучение данной проблемы в четырех взаимосвязанных направлениях:

1. Выявление проявлений интереса к посещению музеев у детей дошкольного возраста;

2. Изучение особенностей восприятия детьми дошкольного возраста предмета в условиях музея;

3. Определение особенностей опыта посещения музеев и представлений о музее у детей дошкольного возраста;

4. Изучение особенностей педагогических условий обогащения опыта посещения музеев дошкольниками, существующих в практике дошкольных образовательных учреждений.

Обоснование задач диагностики. Музей как феномен культуры является средством начального соприкосновения с культурными ценностями человечества; непосредственного общения с подлинниками искусства, объектами предметного мира; обогащения эмоционально-образного, познавательного, социально-нравственного и эстетического начал личности в их единстве. В психолого-педагогических исследованиях ведется поиск путей использования возможностей музейной педагогики в процессе развития, воспитания и образования детей (Е. Г. Ванслова, Н.Л. Кульчинская, М.В. Осорина, Б.А. Столяров, М.Ю. Юхневич), определяют содержание данной работы и направления преемственности в формировании музейной культуры у дошкольников и школьников, сочетания данной работы в условиях образовательного учреждения и музея (О.А. Ботякова, Н.Б. Кутьина, О.Л. Некрасова-Каратеева, В.М. Мацкевич, С.А. Прокофьева, Н.Д. Рева), возможности создания мини-музея в стенах школы, детского сада (Н.П. Макарова, А.Н. Морозова, Л.В. Пантелеевой, О.Г. Тихонова). В ряде образовательных программ предусматривается освоение детьми некоторых представлений о музее, формирование «образа музея» как «собрания предметов красоты культурно-исторического значения». Экскурсии в различные музеи стали неотъемлемой частью педагогического процесса.

Вместе с тем, для оптимального использования возможностей музейных ресурсов в развитии и образовании детей (проектировании педагогического процесса в конкретном дошкольном учреждении), необходимо изучение ряда моментов: Какие музеи вызывают интерес и чем привлекательны для современных детей? В каком возрасте первый раз идти с ребенком в музей? Что интересно дошкольникам в музее? Что о музее необходимо узнать детям-дошкольникам? Как подготовить их к посещению музея того или иного профиля? Какие методы, приемы экскурсовода наиболее «эффективны»? Как сделать такие посещения эмоционально-насыщенными, интересными современным дошкольникам?

Формирование основ музейной культуры как уровня подготовленности к восприятию музейной информации, характеризующегося сформированностью мотивов, ценностным отношением к музейным предметам, осознанными установкам в их восприятии, активно осуществляется в школьном возрасте. Применительно к дошкольному возрасту следует говорить о самом начале формирования (закладывании) элементов музейной культуры и в более широком понимании, изучении, обогащении опыта, связанного с освоением детьми объекта в условиях музея и музея как нового пространства. Данный опыт ( условно ) может интегрировано включать – собственно посещение детьми музеев различных профилейпобывал в...» ), формирование интереса, желания посещать музеи, коллекционировать, узнавать новое в условиях музея (« хочу в музей! » ), освоение нового познавательного, эстетического содержания (например, жанров искусства, стиля мастера при посещение художественного музея; культурных традиций при посещении этнографического музея)узнал о…» ), а также формирование некоторых представлений «о музее» (назначении музея, музейных предметах, коллекционировании) и становление ценностного отношения к нему (« знаю и ценю. »), развитие умений музейной коммуникации («воспринимаю и рассуждаю») , отражение впечатлений в разнообразной деятельности (« выражаю и творю »). В дальнейшем тексте с целью облегчения восприятия информации для обозначения данного опыта будет использоваться термин «опыт посещения музея».

Представленные далее диагностические задания являются возможным вариантом и выступают своего рода ориентирами для исследования детского опыта и построения педагогического процесса. В зависимости от 1) целей, задач, специфики образовательных программ, а также 2) особенностей детей группы они могут уточняться, дополняться, использоваться в сочетании с другими диагностическими методиками.

Обоснование выбора диагностических заданий .

В проведении диагностики учитывают следующие моменты:

Ø необходимо помнить, что обогащение опыта посещения музея (и его изучение) не является самоцелью. В данном аспекте важны не просто «знания» детей о музее (правилах поведения, видах, «заучивание» терминов). Осуществление диагностики позволит выделить круг затруднений, «проблемных» моментов в осуществлении экскурсионной деятельности: определить направления сочетания и преемственности педагогической работы в условиях музея и детского сада, обогатить педагогический процесс, используя образовательные ресурсы музея (через освоения детьми музейного пространства обогащать познавательное и художественно-эстетического развитие дошкольников), «подстроить» экскурсии под возрастные возможности дошкольников. Данные задания позволят «увидеть» как дети воспринимают предмет в условиях музея, как учитывать их опыт в педагогическом процессе, на какие умения и представления следует обратить внимание для наиболее оптимального развития дошкольников.

Ø в дошкольном возрасте наиболее важным является приобретение детьми начального опыта освоения информации в условиях музея, в котором принципиальным на данной возрастной ступени является развитие интереса к посещению музея, а также развитие умений восприятия музейного предмета. При этом, сам термин интерес к посещению музея интегрирует три взаимосвязанных ракурса: интерес собственно к поездке, как некоторому событию, интерес к музею, как новому пространству, интерес к музейному предмету, как носителю разнообразной информации. Эти моменты определяют логику и особенности диагностических заданий: первичность и значимость, прежде всего, наблюдения до, во время и после посещения музея.

Ø проведение диагностики по данному направлению наиболее целесообразно в старшем дошкольном возрасте, поскольку опыт посещения музея складывается (стихийно и организовано) преимущественно у старших дошкольников. Это связано с возрастными особенностями: расширением круга социальных контактов, развитием познавательных интересов и направленности на получение разнообразной информации, качественными изменениями в освоении разных способов познания и их самостоятельное использование в деятельности (познавательной, игровой, художественной), развитием восприятия, логических операций, освоением нравственных и эстетических оценок, - всех показателей, которые «задействованы» в процессе познания в условиях музея. При необходимости в младшем возрасте (при условии посещения детьми музея (например, музея кукол, музея этнографической направленности), можно провести наблюдение для более детального определения «влияния» экскурсии на развитие детей, выделении предпочтений, детских реакций, затруднений. В средней группе можно ограничится несколькими вопросами беседы (после проведения экскурсии) и осуществлением наблюдения в процессе осмотра экспозиции и после экскурсии в группе детского сада. Вместе с тем, использование в целом предложенных заданий целесообразно в именно старшем возрасте.

Ø при проведении диагностики следует помнить, что сформированность опыта посещения музея формируется во многом стихийно (родителями) и данный опыт варьируется в зависимости от различных факторов: возраста детей, установок социального окружения, места проживания (мегаполис, пригород, районные города и поселки), даже расположения детских садов в черте города. В связи с этим, предлагаемые ниже уровни и группы носят условный и ориентировочный характер и не являются нормативными.

Ø необходимо при проведении диагностики комплексный анализ результатов, включая другие направления развития детей, так как посещение музея выполняет не только досуговую, но и образовательную функцию, и в условиях музея расширяется и углубляется познавательный и эстетический опыт дошкольников. В связи с этим, предлагаемые диагностические задания могут дополнять диагностики познавательного (или художественно-эстетического развития) дошкольников.

Для активизации желания детей участвовать в диагностических заданиях необходимо использовать игровых персонажей и создавать интересные игровые ситуации. Например, к детям «прилетает» инопланетянин (варианты персонажей для проведения промежуточной и итоговой диагностики, чтобы избежать «знакомости» ситуации детям: Мумии-Тролль; Персонажи из волшебной страны Познании - Познайчики по имени Что, Где, Когда; или Музейчики) и просит детей рассказать, что они знают о музее («У вас какие-то странные дома, в которых полным-полно всяких вещей. Музеи какие-то. Из них, наверное, надо выбросить все старые вещи. Зачем их хранить! »); персонаж показывает им фотографии, сделанные «инопланетной» камерой и предлагает назвать музеи, которые они знают; помочь ему «оборудовать» свой музей и т.п. Вариантами персонажей в зависимости от возраста детей и субкультуры, и последующей педагогической работы (использования образа персонажа и его «истории» для проведения последующих экскурсий, экспериментов) могут являться:

· Мышь, которая решила поселиться в музее, но не знает что это такое; «радуется» возможности «погрызть разные вещи, которых много в музее и которыми никто не пользуется; предлагает ей помочь «выбрать» музей для «проживания»;

· Вещь Старая – Старинная (или важная Музейная рама), которая может попасть в музей, только если дети расскажут что это такое, назовут музеи, в которых они были и т.п.;

· Следопыт и тайногадатель Смешарик, который пытается «разгадать тайну странного дома-Музея» («Узнать, что же это - такое, для чего он нужен, как вещи в него попадают»); исследовать тайны и загадки вещей музейной коллекции («О чем они могут рассказать, прочесть «историю – тайну» вещи»).

Возможные задания, позволяющие выявить проявление интереса к посещению музеев у детей дошкольного возраста.


Поделиться:



Популярное:

  1. III ПУТЬ ПРЯМОГО ВНУТРЕННЕГО ОПЫТА
  2. IV.1.3. Реакция Манту - ложноположительная диагностика
  3. Акустическая диагностика и таксономия
  4. АКЦИИ «НОЧЬ МУЗЕЕВ - 2016», г. БАРНАУЛ
  5. АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
  6. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ДИАГНОСТИКА БОЛЕЗНЕЙ КОНЕЧНОСТЕЙ
  7. Анатомо-функциональная характеристика пищевода. Дивертикулы пищевода. Классификация, клиника, диагностика, лечение.
  8. Благодарю тебя за возможность очиститься от того, что происходит во мне, и от того опыта, который я получил в результате твоего вопроса.
  9. Ваши слова воздействуют на слушателя как правда, как несомненный здравый смысл. Происходит ли это потому, что Вы исходите из Ваших фундаментальных ощущений, а у слушателя нет опыта подобных ощущений?
  10. Вегето-сосудистая дистония. Этиология, патогенез, диагностика, лечение.
  11. Вопрос Болезнь Верльгофа. Этиология, клиника, диагностика.
  12. вопрос Дифтерия зева: локализованная и распространенная формы. Клиника. Истинный круп, его дифференциальная диагностика с ложным крупом.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 2305; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь