Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Многообразие концепций истории философии. О методах и задачах историка философии
Самым значительным явлением в области истории философии, как указывалось выше, оказалась история философии Г. В. Ф. Гегеля, разработанная им во время чтения с 1816 по 1830 г. лекций по соответствующей теме (рис. 1.4). Историко-философский процесс предстает у Гегеля как порождение определенного духа времени, как выражение духа своей эпохи, " духа народа", как интегральная часть культуры наряду с искусством и религией. В силу единства логического и исторического порядок следования систем философии в ее истории у Гегеля тот же, что и логическое следование понятийных определений идеи, а потому более поздние учения предстают как диалектическое " снятие" предыдущих (хрестоматия 1.1). Гегельянец Куно Фишер (1824-1907) (рис. 1.4.1) также выступил с обоснованием того, что история философии является наукой. С точки зрения К. Фишера, если бы даже истинные представления давались нам от рождения, то мы все же должны были бы постепенно сознавать их и пройти мысленно через известный процесс выяснения, который и был бы историей нашего сознания. Но, если истинные представления не даны нам готовыми с самого начала, то им предстоит еще " родиться из духа", т.е. возникнуть, следовательно, пройти процесс образования, который не может быть ничем иным, как постепенно прогрессирующим упорядочиванием наших понятий. Этот " развивающийся процесс образования есть человеческий дух, этот развивающийся процесс самопознания есть философия". Человеческий дух подобен историческому развитию, проходящему многообразные образования, которые дух создает из себя, наполняет, переживает и из которых, как из своего материала, творит новые культурные формы. Поэтому философия, в этом смысле, не может быть ничем иным, как историей философии. Согласно Эдуарду Целлеру (рис. 1.4.2), история философии должна показать, какие внешние причины привели человеческий дух к философским исследованиям, в какой форме люди впервые осознали задачи этих исследований и как принялись за их разрешение, как мышление с течением времени овладевало все более широкими областями, прибегало ко все более новым постановкам вопросов и ответам на них, и как из многообразного повторения этого процесса проистекли все философские теории и системы, которые известны нам с большей или меньшей полнотой. История философиии, подобно всякой другой истории, должна начинать со сбора прямых и косвенных источников, с проверки их происхождения и достоверности, с установления фактов на основании источников. Но даже эта задача не может быть всецело разрешена, если не принять во внимание всю историческую связь, через которую только и может быть точнее определено и сполна удостоверено все единичное. Гипотезы и системы, с которыми имеет дело история философии, это непосредственные создания отдельных личностей, и, в качестве таковых, они должны быть объяснены отчасти из опыта, который явился поводом к их построению, отчасти из образа мыслей и характера их авторов, из убеждений, интересов и стремлений, под влиянием которых они были установлены. Но если бы даже источники давали нам возможность осуществить это биографическое и психологическое объяснение гораздо полнее, чем мы фактически можем это сделать, этого все же было бы недостаточно, так как они открывали бы только ближайшие причины исторических явлений, оставляя без внимания более отдаленные причины и более широкую взаимозависимость. В. Виндельбанд (1848-1915) внес существенный вклад не только в совершенствование истории философии как дисциплины, но и сыграл значительную роль в самой истории философии. Научное изложение истории философии имеет для него двоякую задачу (" История древней философии", 1888 (рис. 1.4.3): с одной стороны - констатировать те умственные представления, которые известны под именем философских, в их фактической неизменности и понять эти представления в их генезисе, в их взаимной связи; с другой стороны - определить ценность, которая выпадает на долю отдельных философских учений в поступательном развитии научного сознания. В первом отношении история философии есть чисто историческая наука. Как таковая она должна задаться той целью, чтобы без предвзятости, тщательным исследованием преданий, с филологической точностью установить содержание философских учений и при соблюдении всех мер предосторожности, предписываемых историческим методом, объяснить ее возникновение, выяснить ее генетическую связь частью с личными судьбами философов, частью с общей культурной жизнью, которая ее произвела, и, таким образом, сделать понятным, почему философия избрала данный путь развития. На этом историческом основании возникает для истории философии критическая задача: определить вклад, который сделали различные философские системы для образования общечеловеческого миросозерцания. Основой для такого критического рассмотрения не должен быть собственный философский взгляд историка.
Позиция настоящего историка философии должна быть отчасти: точкой зрения имманентной критики, которая исследует учение какой-нибудь философской системы со стороны логической последовательности и цельности; и общеисторической точкой зрения, которая характеризует философские учения по их интеллектуальной плодотворности и по силе их исторического влияния. Фундаментальные работы немецких историков философии оказали существенное влияние на ход философского процесса в Европе, в частности в России. Российские историки философии XIX - первой половины XX вв. также внесли определенный вклад в разработку методологии историко-философского процесса, несмотря на заметное предпочтение онтологической и гносеологической проблематики, а также увлеченность социальной проблематикой.
Российская мысль начинает постигать собственную историю в первой половине XIX в.. Пионерской работой является сочинение арх. Гавриила (В.Н. Воскресенского) " Русская философия" (Гавриил, арх. История философии. Казань, 1840, ч.6 (рис. 1.4.4)). Эта работа, появившаяся в впервые в журнальном варианте в 1839 г., была задумана как история российского любомудрия, начанаемая с X в., с момента принятия христианства на Руси (хрестоматия 1.4). В 1890 г. Я.Н. Колубовский прилагает к переводу популярного западного пособия Ибервега-Гейнце " История новой философии в сжатом очерке" свой текст " Философия у поляков и русских". Е. Бобров в 1899-1902 публикует четыре выпуска работы " Философия в России. Материалы, исследования и заметки". Позитивистски ориентированный М.М. Филиппов в 1904 г. издает " Судьбы русской философии". В 1907 г. появляется двухтомная " История русской общественной мысли" Р.В. Иванов-Разумника. В XX в. интерес к прошлому отечественной философии только усиливается. Русские мыслители не только публикуют философские работы, излагающие их собственные воззрения, но и создают ряд ценных работ по истории отечественной философии: " Очерк истории русской философии" Э. Л. Радлова, " Очерк развития русской философии" Г. Г. Шпета, " История русской философии" В. В. Зеньковского (хрестоматия 1.5) (рис. 1.4.5), " История русской философии" Н. О. Лосского (рис. 1.4.6) (хрестоматия 1.6) и др. " История философии - это та школа мысли, без которой не может быть полноценной философской культуры, служащей в конечном счете базой духовной культуре вообще, - писал А. Ф. Лосев, последний из представителей русской философии " серебряного века"... История философии относится к числу тех областей знания, из которых должна складываться теория познания. Только с помощью истории философии люди смогли понять, как вырабатывались формы и категории теоретического мышления, методы освоения мыслью действительности, методологическая культура" (" История философии как школа мысли" ).
В истории философии в разное время и в разных странах неоднократно декларировали о завершении философии: провозглашался то " конец философии", а то и ее " смерть". Говорили о прекращении философствования и в России (позитивисты XIX в., сторонники пролетарской культуры в XX в., затем некоторые постмодернистки настроенные писатели). Своеобразно высказался об этой проблеме в 1995 г. известный философ, историк философии А.В. Гулыга в работе " Русская идея и ее творцы" (рис. 1.4.7). С его точки зрения, философия достигла своего предела. Но не в том смысле, что ей уже нечего сказать, а в том, что ее значение сегодня состоит лишь в овладении наследством. Философия в наше время существует только как история философии. " Философия - любовь к мудрости, сама мудрость, если хотите, а мудрость уже высказана, наша задача состоит в том, чтобы усвоить ее, истолковать, распространить, осуществить. Старая мудрость сегодня обретает свою жизнь". Так это или иначе, покажет будущее философии. В любом случае большинство мыслителей едины в том, что без истории философии не обойтись ни специалисту-философу, ни тому, кто готовит себя к профессиональной деятельности в любой из отраслей научного знания, искусства, политики. Знание истории философии содействует более глубокому пониманию современных проблем.
Словарь терминов 1. Доксография
2. История философии
3. Периодизация
4. Типология
Вопросы для самопроверки 1. Что такое " доксография"?
2. Кого вы можете назвать в числе первых доксографов?
3. Кто содействовал становлению истории философии в подлинную науку?
4. По каким основаниям возможно деление философского процесса?
5. Кто из наших соот ечественников является автором первой в России истории русской философии?
Темы курсовых работ и рефератов 1. Роль истории философии в современном философском процессе.
2. Значение лекций по истории философии Гегеля для современной философии.
3. История историй русской философии.
Список литературы Обязательная 1. Асмус В.Ф. Античная философия. Высшая школа, 2001, - 400с.
2. Бердяев Н. А. Русская идея. Судьба России. - М., 1997.
3. Бохенский Ю. М. Современная европейская философия. - М.: Научный мир, 2000.- 256 с.
4. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. СПб., 1994, Кн.1-3.
5. Введенский А. И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г.: Очерки истории русской философии. Уральский университет, 1991.
6. Виндельбанд В. История древней философии. - М., 1996.
7. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия XI-XIX вв. - Л., 1979.
8. Гомперц Т. Греческие мыслители: Пер. с нем. - СПб.: Алетейя, 1999. - Т.1. - 605 с.; Т.2. - 257 с.
9. Зеньковский В.В. История русской философии. - М.: Академ. Проект: Раритет, 2001. - 879 с. - (Summa).
10. История китайской философии. Пер. с кит. под ред. М.Л. Титаренко. - М., 1989.
11. История русской философии: Учебник для вузов /Редколлегия: М. А. Маслин и др./ - М.: Республика, 2001. - 639 с.
12. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии: Пер. с англ. - М.: Энигма, 1997. - 512 с. - (История духовной культуры).
13. Лосский Н. О. История русской философии. - М., 1994.
14. Радхакришнан С. Индийская философия том 1-2, - М., 1956-1957.
15. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: Пер. с англ. - 3-е изд. - Новосибирск, 2001. - 991 с.
16. Фэн Ю-лань. Краткая История китайской философии. Перевод с английского Р.В. Котенко. Издательская группа " Евразия", - СПб., 1998.
17. Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. - М.: Аграф, 1998. - 432 с.
18. Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию. - М., 1955.
19. Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996.
20. Яковенко Б. В. История русской философии: Пер. с чеш. - М.: Республика, 2003.
Рекомендуемая и цитированная 1. Гайденко П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.
2. История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 1-4. - М.: " Греко-латинский кабинет", 1995-1999.
3. Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2000, Т.1-4.
4. Ойзерман Т.И. Философия как история философии. - СПб.: Алетейя, 1999. - 447 с.
5. Русская философия: Словарь. - М.: Терра - Книжный клуб; Республика, 1999.
6. Русская философия: Словарь. - М., 1995. Допечатка: - М.: Терра - Книжный клуб; Республика, 1999. - 656 стр.
7. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. - М., 1995.
8. Русские философы: Справочник. - СПб., 2001.
9. Сто русских философов: Биографический словарь. - М., 1995.
10. Философы России XIX-XX столетий: Биографии. Идеи. Труды. Изд. 4-е. - М., 2001.
11. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. - М., 2000.
Интернет-ресурсы (ссылки) 1. http: /www.humanities.edu.ru
2. http: //www.auditorium.ru
3. http: //www.vehi.net/
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы