Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия в России с древнейших времен до xx в.
Относительно начала философии в России велись и до сих пор ведутся споры (рис. 2.8). Для одних она начинается с XVIII в., с открытия философского факультета при первом университете в России, для других с X в., с момента принятия христианства на Руси. Такое разброс в датировках определяется прежде всего различием в понимании того, что такое философия. Обе точки зрения имеют право на существование, а потому и изложение истории философии в России можно начинать с древнейших времен (хрестоматии 1.4; 1.5; 1.6).
Митрополит Иларион и Климент Смолятич. Одним из наиболее ранних памятников отечественной богословской мысли является " Слово о законе и благодати" первого русского митрополита Илариона (стал митрополитом в 1051). Благодать для Илариона предполагает духовную свободу личности, свободно принимающей этот дар и стремящейся к истине. Центральным событием мировой истории является вытеснение эпохи Закона (Ветхий Завет) эпохой Благодати (Новый Завет). Вторым русским митрополитом Киева стал Климент Смолятич. Климент был знатоком сочинений не византийских и античных авторов. Ссылаясь на авторитет Святых Отцов, Климент Смолятич обосновывал в своих сочинениях " полезность" философии для понимания смысла Священного Писания. Кирилл Туровский (епископ Туровский), современник Климента, был авторитетной фигурой в Русской Церкви, и современники называли его " вторым Златоустом". Как и Климент Смолятич, Кирилл допускал аллегорическое истолкование Священного Писания. Человек для Кирилла Туровского - центральная фигура мироздания, " венец творения". Он наделен свободой воли и сам должен придти к " правде", возвещенной Христом. Нил Сорский. В культуре Др.Руси философские идеи развиваются в русле традицией православного богословия. Серьезное влияние на русскую мысль XV-XVII вв. оказал исихазм. На Руси была известна раннехристианская аскетическая литература, ставшая основой исихазма IV в. Труды Григория Синаита и Григория Паламы пользовались большим авторитетом в Московской Руси. В XV-XVI вв. традиция исихазма проявилась в воззрениях заволжских старцев-нестяжателей в их полемике с иосифлянами. Духовный лидер нестяжателей Нил Сорский (1433-1508) бывал на Афоне и воспринял идеи Григория Паламы. В духовном плане на первом месте должна стоять религиозная практика " внутреннего делания". Последняя означала постоянную " внутреннюю молитву" и " трезвение сердца". В своих сочинениях он описывал, как путем строжайшей духовной дисциплины, отсекая любые " помыслы", монах-отшельник идет к спасению. Иосиф Волоцкий. Противником нестяжателей и Нила Сорского был Иосиф Волоцкий (ок. 1439-1515). В своей апологии власти московских государей он обосновывал сакральный смысл царской власти. Свою концепцию монархической власти он формулирует в " Просветителе". Здесь определены два способа познания истины: естественный и духовный. Человеческий разум, зависящий от " помыслов" и страстей, не может естественным путем прийти к познанию высшей, божественной истины. Это оказывается возможным только для тех, кто избрал духовный путь, недоступный " естественному" человеку. С иосифлянством связана возникшая в XV-XVI вв. на Руси историософская концепция " Москвы - третьего Рима". После падения Византии (1453) в русском сознании усиливается представление о том, что историческая роль " православного царства" отныне принадлежит русскому государству. Наиболее последовательно идея " Москвы - третьего Рима" была сформулирована старцем Елеазарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III (рис.2.8.0). Русское царство, по Филофею, есть единственное православное царство в мире, и как хранитель православных святынь оно уже до конца веков, до второго пришествия Христа должно быть оплотом подлинно вселенского христианства: " Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать". В XVII в. формируется духовно-академическая традиция изучения философии. В начале века создается Киево-Могилянская академия, а в 1687, в Москве - Славяно-греко-латинская академия. Первые руководители Славяно-греко-латинской академии греки Иоанникий и Софроний Лихуды явились авторами первых русских философских учебников: " Логики", " Риторики", " Психологии" и др., которые содержали обширный материал из области древней и новой европейской философии. Процесс освоения европейского философского опыта приобрел более систематический характер. Г.С. Сковорода, которого иногда называют и первым русским философом, учился в Киево-Могилянской академии. Преподавал в Киевской академии и Феофан Прокопович - известный церковный деятель эпохи петровских реформ. В 1755 г. открылся Московский университет (рис. 2.8.1). Первые его профессора философии - Н.Н. Поповский (1730-1760), Д.С. Аничков (1733-1788), А.А. Барсов (1730-1791) и др. - были пропагандистами идей новоевропейской философии. На рубеже XVIII-XIX вв. в России появляются переводы сочинений Канта. Первые десятилетия XIX в. в России характеризуются столь же глубоким интересом к европейской философии. В центре внимания теперь крупнейшие представители немецкой классической философии. В 1823 г. в Москве возникает философский кружок " Общество любомудров". Для любомудров было характерно эстетическое отношение к действительности, осмысление философских идей в эстетических категориях. Увлечение учением Шеллинга определило своеобразие русского романтизма.
Славянофильство. Члены славянофильского сообщества не создали законченных философских или социально-политических систем. В то же время имеются основания говорить о вполне определенных философских установках ведущих славянофилов. В первую очередь это относится к " апостолам раннего славянофильства" - А.С. Хомякову и И.В. Киреевскому. А.С. Хомяков (1804-1860). Статья " О старом и новом", а также последовавший на нее отклик И.В. Киреевского ознаменовала возникновение славянофильства как оригинального течения русской общественной мысли. В данной работе Хомяковым была очерчена постоянная тема славянофильских дискуссий: " Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в ее теперешнюю организацию?... Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить? " Взгляды Хомякова тесно связаны с его богословскими идеями. Под Церковью он понимал прежде всего духовную связь, рожденную даром благодати и " соборно" объединяющую множество верующих " в любви и истине". Подлинный идеал церковной жизни сохраняет, по убеждению Хомякова, только православие, гармонически сочетая единство и свободу и тем самым реализуя центральную идею Церкви - идею соборности. Как в католицизме, так и в протестантизме, считал Хомяков, отход от соборного начала привел к торжеству рационализма, враждебного духу Церкви. Критикуя рационализм, Хомяков обосновывает необходимость цельного знания, источником которого выступает соборность: " совокупность мышлений, связанных любовью". Религиозно-нравственное начало, играя определяющую роль в познавательной деятельности, оказывается как его предпосылкой, так и конечной целью (хрестоматия 2.17). И. В. Киреевский (1806-1856). Будущая " новая" философия виделась Киреевскому в формах православного, " истинного" осуществления принципа гармонии веры и разума, отличного от католического мировоззрения. В идеологии Киреевского главенствующее место занимает идея цельности духовной жизни. " Цельное мышление" позволяет личности и обществу обрести подлинные формы жизни и познания. Россия нуждается в разработке собственной, самобытной философии, считал Киреевский. Первым шагом на пути формирования оригинальной философии должно быть " присвоением умственных богатств той страны, которая в умозрении опередила все другие народы". Чужеземные мысли полезны, но только при условии развития собственных. Отечественная философия должна развиться " из нашей жизни, создаться из текущих вопросов, из господствующих интересов нашего народного и частного быта".
Западничество. Российское западничество XIX в. не являлось однородным идейным течением. Среди общественных и культурных деятелей были люди самых разных убеждений. Более того, даже ведущие славянофилы И.В. Киреевский (создавший журнал " Европеец" ) и К.С. Аксаков в молодые годы разделяли западнические идеалы (Аксаков был участником " западнического" кружка Станкевича). Многие идеи позднего А.И. Герцена не вписываются в традиционный комплекс западнических представлений. П.Я. Чаадаев (1794-1856), русский философ, публицист. В 1836 г. он опубликовал в журнале " Телескоп" свое первое (из восьми) " Философическое письмо", работу над которым начал задолго до этого. В своем сочинении Чаадаев изложил собственные историософские взгляды. Особенностью исторической судьбы России он считал " тусклое и мрачное существование, лишенное силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства. Ни пленительных воспоминаний, ни грациозных образов в памяти народа, ни мощных поучений в его предании... Мы живем одним настоящим, в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя". Раскинувшись между Востоком и Западом, " опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы должны бы были сочетать в себе два великих начала духовной природы - воображение и разум, и объединить в нашей цивилизации историю всего земного шара. Не эту роль предоставило нам провидение. Напротив, оно как будто совсем не занималось нашей судьбой". После публикации этого письма журнал закрыли, а Чаадаева официально объявили сумасшедшим. Впоследствии Чаадаев написал Апологию сумасшедшего (1836-1837), задуманную как своеобразное оправдание перед правительством и обществом. Здесь многие наши минусы меняются на плюсы. Например то, что мы пришли последними на арену мировой истории, поможет нам усвоить опыт и богатство прежних эпох, взять самое лучшее из идей, и выйти на путь процветания в качестве лидера (хрестоматия 2.16). А. И. Герцен (1812-1870) в молодости испытал влияние Шеллинга, романтиков, французских просветителей и социалистов. В цикле статей " Дилетантизм в науке" (1842-1843) Герцен обосновывал и интерпретировал гегелевскую диалектику как инструмент познания и революционного преобразования мира (" алгебра революции" ). Будущее развитие человечества должно привести к революционному " снятию" антагонистических противоречий в обществе. На смену оторванным от реальной жизни научным и философским теориям придет научно-философское знание, неразрывно связанное с действительностью. В " Письмах об изучении природы" (1845-1846) высоко оценивая диалектический метод Гегеля, Герцен в то же время критиковал философский идеализм и утверждал, что " логическое развитие идет теми же фазами, как развитие природы и истории; оно... повторяет движение земной планеты".
Позитивизм и материализм. П. Л. Лавров (1823-1900) находился под влиянием идей Л. Фейербаха, О. Конта, Г. Спенсера, а позднее К. Маркса. Среди его философских сочинений " Практическая философия Гегеля", " Очерки вопросов практической философии", " Три беседы о современном значении философии". Предметом философии должен быть " цельный человек", и потому философский опыт может быть только " философским антропологизмом". Только через человека, через осмысление его опыта можно прийти к подлинно научному пониманию внешней действительности. В концепции истории Лаврова, выраженной в " Исторических письмах" (1870) подлинными историческими деятелями оказываются " развитые, критически мыслящие личности" - прогрессивные представители просвещенного слоя общества. Эти личности определяют критерии прогресса, цели и идеалы общественного развития. Влияние позитивистской философии испытал и Н.Г. Чернышевский (1828-1889). " Единственной философской системой, верной научному духу" он называл учение основоположника позитивизма - О. Конта. Идеализм во всех его разновидностях был для Чернышевского постоянным объектом критики. К основным философским трудам Чернышевского относятся " Эстетические отношения искусства к действительности" (1855), " Антропологический принцип в философии" (1860). Интерес к философии позитивизма проявляли такие крупные ученые, как И. М. Сеченов и Н. И. Пирогов.
Философия истории. Н.Я. Данилевский (1822-1885) - ученый-естествоиспытатель, автор фундаментального научно-критического исследования эволюционной теории Дарвина. Самым известным его сочинением стала работа " Россия и Европа" (рис. 2.8.2), в которой была изложена оригинальная концепция культурно-исторического процесса. Данилевский подверг критике европоцентризм, доминировавший в историографии XIX в., и, в частности, общепринятую схему деления мировой истории на Древность, Средние века и Новое время. Подобное деление он считал имеющим условное значение и совершенно неоправданно " привязывающим" к этапам европейской истории явления совсем иного рода. Центральное место в учении Данилевского занимает понятие " культурно-исторического типа". Самобытный культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из состояния младенчества. Данилевский выделял в качестве основных культурно-исторических типов, уже реализовавших себя в истории, египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский). В ближайшем будущем, считал Данилевский, огромную роль в истории предстоит сыграть новой культурно-исторической общности - России и славянскому миру. Данилевский практически исключал возможность непосредственной преемственности в культурно-историческом развитии. " Начала цивилизации не передаются от одного культурно-исторического типа другому". Речь шла именно о началах, составляющих основу своеобразия определенной культурной традиции и остающихся, по Данилевскому, всегда чуждыми иному типу культуры. К.Н. Леонтьев (1831-1891) подчеркивал естественно-органический характер исторического развития. Он писал о " триедином универсальном процессе", имеющем место и в природе, и в обществе. Все этнические, государственные и культурные образования проходят в своем развитии три стадии: 1) первоначальной, " младенческой" (" первичной" ) простоты, 2) " цветущей сложности" (зрелого возраста) и, наконец, 3) " вторичной простоты", характеризующейся всеобщим упрощением и уравнением, завершающейся неизбежной смертью исторического организма (" космический закон разложения" ). С его точки зрения, Европа как раз вступила в эту последнюю стадию. В эпоху Просвещения и Великой Французской революции на Западе утверждается идеология равенства, и эгалитарный процесс ведет ко " вторичному упрощению", смерти. Так что для России этот комплекс европейских идей губителен, поскольку он приведет к утрате " цветущей сложности", означающей здоровую жизнь во всех сферах. В. С. Соловьев (1853 -1900) - философ, поэт, публицист, критик. Философское и поэтическое наследие Соловьева оказало влияние не только на судьбы отечественной философии, но и художественное творчество. Принцип всеединства Соловьева является исходным и определяющим моментом не только онтологии, но и всех сфер метафизики - теории познания, этической системы, эстетики, философии истории. Единство всего означает прежде всего связь Бога и мира, божественного и человеческого бытия. " Эта идея... состоит в положительном всеединстве, в силу коего Бог, будучи один, вместе с тем заключает в себе все, и будучи безусловно самостоятельным и единичным существом - вместе с тем есть производящее начало всего другого". В онтологии Соловьева различаются три вида бытия: 1) явления, 2) мир идей, 3) абсолютное бытие, а в гносеологии выделяются три основных вида познания: (1) опытное, (2) разумное и (3) мистическое. В " Критике отвлеченных начал" Соловьев утверждал, что в основе истинного знания лежит мистическое или религиозное восприятие, от которого наше логическое мышление получает свою безусловную разумность, а наш опыт - значение безусловной реальности. В работе " Теоретическая философия" Соловьев исходит из того, что " факт веры есть более основной и менее опосредованный, нежели научное знание или философское размышление" (хрестоматия 2.18). Нравственная философия Соловьева наиболее систематически представлена в работе " Оправдание добра". Вера Соловьева в абсолютное значение нравственных норм, в единство Добра, Истины и Красоты становится основой осмысления морали и одновременно получает свое философское обоснование (" оправдание" ). Он выделяет три типа нравственных отношений: 1) стыд, 2) жалость, 3) благоговение. (1) Стыд указывает на надприродный статус человека (человек не может быть " равен" животному, он всегда " выше" или " ниже" его); (2) жалость означает солидарность с живыми существами; (3) благоговение - добровольное подчинение высшему, божественному началу. Все прочие нравственные качества признаются лишь различными формами проявления основных начал. Эстетические воззрения Соловьева были органической частью его метафизики и в существенной мере определялись идеей " богочеловеческого" преображения действительности. Искусство должно быть реальной силой, просветляющей и перерождающей весь человеческий мир. В статье " Красота в природе" утверждается реальность эстетического начала уже в природном, космическом процессе. Цель искусства состоит не в повторении, а в продолжении того художественного дела, которое начато природой. Соловьев определяет высшую, теургическую задачу художника как " общение с высшим миром путем внутренней творческой деятельности". Система В.С.Соловьева оказалась, по признанию большинства специалистов, наиболее совершенным продуктом философского развития отечественной мысли XIX в. (рис. 2.8.3) (http: //www.vehi.net).
Словарь терминов 1. Античность
2. Даосизм
3. Диалектика
4. Конфуцианство
5. Критическая философия
6. Мудрец
7. Натурфилософия
8. Панлогизм
9. Позитивизм
10. Практический разум
11. Рационализм
12. Сенсуализм
13. Система
14. Софист
15. Схоластика
16. Феноменология
17. Чистый разум
18. Эмпиризм
Вопросы для самопроверки 1. На каком основании делят философские направления в Др.Индии на ортодоксальные и неортодоксальные?
2. Какие направления мысли в Др.Индии относят к неортодоксальным школам?
3. Сколько " благородных истин" насчитывается в учении Будды?
4. Какой путь в учении Будды ведет к избавлению от страданий?
5. Назовите классические трактаты для сторонников даосизма и конфуцианства.
6. Как назывались древнегреческие мыслители, занимавшиеся поиском первых начал природы?
7. Кого относят к представителям древнегреческого атомизма?
8. Что буквально означает слово " атом"?
9. Что означает слово " софист"?
10. Какие философские школы Др.Греции относят к сократическим?
11. Кто в платоновских даиалогах являелся выразителем его философии?
12. Какое слово использовал Аристотель для обозначение " первой философии"?
13. Каким временем датируется философия эпохи Возрождения?
14. Как обозначает четыре основных вида заблуждений Фр.Бекон?
15. Кто заложил основы альтернативной эмпиризму рационалистической традиции?
16. Кому принадлежит положение: " Мыслю, следовательно существую"?
17. Кто представляет школу немецкого классического идеализма?
18. На какие периоды делится творчество Канта?
19. Назовите основных представителей позитивизма.
20. Какой принцип является основополагающим для философии В.С.Соловьева?
Темы курсовых работ и рефератов 1. Влияние древнеиндийской мысли на современный философский процесс.
2. Судьбы древнекитайской философии в европейской философской традиции.
3. Проблема соотношения веры и разума в европейской философии.
4. Итоги противостояния позитивизма и метафизики для современной философии.
Список литературы Обязательная 1. Августин Блаженный. Творения в 4 томах. СПб-К., 1998.
2. Английские материалисты XVIII века: Собрание произведений в 3 т. / Пер. с англ. и латин. / Ред. Б.В.Мееровский. - М.: Мысль, 1967. - Т.1. - 445 с.; Т.2. - 405 с.; Т.3. - 1968. - 550 с.
3. Аристотель. Сочинения в четырех томах. М., 1975-1984, Т.1-4.
4. Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков. Томск, 1996.
5. Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции. М., 1998.
6. Бердяев Н. А. Русская идея. Судьба России. М., 1997.
7. Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990.
8. Бердяев Н. А. Философия неравенства (Письма к недругам по социальной философии). М., 1990.
9. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994, Т.1-2.
10. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
11. Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.
12. Беседы и суждения Конфуция. Пер. В.С. Васильева, П.С. Попова, В.А. Кривцова, И.И. Семененко, А. Е. Лукьянова. М., 1999.
13. Булгаков С. Н. Сочинения в двух томах. Т.1: Философия хозяйства. Трагедия
14. философии. М., 1993.
15. Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. М., 1993, Т.1.
16. Булгаков С. Н. Свет невечерний. М., 1994.
17. Булгаков С.Н. Философия имени. - СПб.: Наука, 1998. - 446 с.
18. Булгаков С.Н. Тихие думы. - М.: Республика, 1996. - 509 с. - (Б-ка этической мысли).
19. Бэкон Фр. Сочинения. М., 1977-78, Т.1-2.
20. Введенский А. И. Статьи по философии. СПб., 1996.
21. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история / Пер. с нем. - М.: Юрист, 1995. - 687 с.
22. Гегель Ф.В. Энциклопедия философских наук. М., 1974, Т.1-3.
23. Гоббс Т. Сочинения. М., 1989-91, Т.1-2.
24. Декарт Р. Сочинения. М., 1989-1994, Т.1-2.
25. Дидро Д. Сочинения. М., 1986, Т.1-2.
26. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.
27. Древнеиндийская философия. М., 1972.
28. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. М., 1972.
29. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.
30. Ильин И. А. Собрание сочинений в десяти томах. М., 1993.
31. Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. М.: ЧОРО, 1994.
32. Карсавин Л. П. Малые сочинения. СПб., 1994.
33. Карсавин Л. П. Религиозно-философские сочинения. М., 1992.
34. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта: Пер. с нем. - СПб.: Университет. книга, 1997. - 447 с.
35. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке: Пер. с нем. - М.: Гардарика, 1998. - 784 с. - (Лики культуры).
36. Классическое конфуцианство. Т. 1. Конфуций. Лунь юй. Т. 2. Мэн-цзы. Сюнь-цзы. М., 2000.
37. Кузанский Н. Сочинения в двух томах. М., 1979, Т.1-2.
38. Ксенофонт. Сократические сочинения. М., 1994.
39. Кьеркегор С. Страх и трепет: Пер. с дат. - М.: Терра-Книжный клуб; Республика, 1998. - 384 с.
40. Кьеркегор С. Дневник обольстителя / Пер. с дат. Ганзена П. - М.: Эксмо-Пресс, 1999. - 350 с. - (Антология мудрости).
41. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах. М., 1982-1989.
42. Локк Дж. Сочинения. М., 1985-1988, Т.1-3.
43. Лосев А. Ф. Миф - число - сущность. М., 1994.
44. Лосев А. Ф. Бытие - имя - космос. М., 1993.
45. Лосев А.Ф. История античной эстетики. В 8-ми тт. М., 1963-1993.
46. Лосев А.Ф. Платон; Аристотель. М.: Молодая гвардия, 1993.
47. Ницше Фр. Сочинения в двух томах". М., 1990.
48. Платон. " Собрание сочинений в четырех томах. М., 1990-1995, Т.1-4.
49. Плотин. Избранные трактаты в 2 частях. М., 1994.
50. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
51. Риккерт Г. Философия жизни. Харвест, 2000. - 240с.
52. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий: Логическое введение в исторические науки. - СПб.: Наука, 1997. - 532 с. - (Слово о сущем).
53. Соловьев В. С. Сочинения в двух томах. М., 1989.
54. Соловьев В. С. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. Т.1-4: М., 2000-2003.
55. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские: Пер. с англ. - Минск: Современ. литератор, 1998. - 1408 с. - (Классическая философская мысль).
56. Трубецкой С. Н. Сочинения. М., 1994.
57. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. М., 1991, Т.1-2.
58. Чаттерджи С., Датта М. Древняя индийская философия. М., 1994.
59. Чжуан-цзы; Ле-цзы [Пер. с кит., вступ. ст., с. 3-56, примеч. и указ. В. В. Малявина]
60. М.: Мысль, 1995.
61. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в двух томах. М., 1989.
62. Шеллинг Ф. Ранние философские сочинения: Пер. с нем. - СПб.: Алетейя, 2000. - 434 с.
63. Шеллинг Ф.В.Й. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки: Пер. с нем. - СПб.: Наука, 1998. - 518 с. - (Слово о сущем).
64. Шопенгауер А. Афоризмы для усвоения житейской мудрости Артур Шопенгауэр; [Пер. с нем. Ф. В. Черниговца], М.: АСТ, 2003
65. Шпет Г. Г. Явление и смысл. Томск, 1996.
66. Шпет Г. Г. Философские этюды. М., 1994.
67. Хомяков А. С. Сочинения в двух томах. М., 1994, Т.1.
68. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. Сост., общ. ред. и предисл., с. 7-33, Н. К. Гаврюшина. М.: Прогресс: Культура, 1993.
69. Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. СПб., 1993, Т.1-2.
70. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1990.
71. Флоренский П. А. Сочинения в четырех томах. М., 1999.
72. Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М., 1998.
73. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, Ч.1.
74. Франк С. Л. Сочинения. М., 1990.
75. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
76. Франк С.Л. Предмет знания. СПб., 1994.
77. Франк С.Л. Реальность и человек. - М.: Республика, 1997. - 479 с. - (Мыслители ХХ века).
78. Франк С.Л. Русское мировоззрение. - СПб.: Наука, 1996. - 738 с. - (Слово о сущем).
79. Юм Д. Сочинения. М., 1965, Т.1-2.
80. Юркевич П. Д. Философские произведения. М., 1990.
Рекомендуемая и цитированная 1. Антология даосской философии. Сост. В.В. Малявин и Б.Б. Виногродский. М., 1994.
2. Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. Том 1-2. Издательство: РХГИ; 2001 г. - 540 стр.,
3. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика. XI - XVII века. М., 1992.
4. Гулыга А. Немецкая классическая философия. М., 1996.
5. Гулыга А. В. Русская идея и ее творцы. М., 1995.
6. Китайская философия: Философский энциклопедический словарь. М., 1995.
7. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М., 1992.
8. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.
9. Маслов А.А. Мистерия дао. М., 1994.
10. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб.: Петрополис. Т. 1: Античность. - 1997. - 336 с.; Т. 2: Средневековье. - 1997. - 368 с.; Т. 3: Новое время. - 1996. - 736 с.
11. Рудой В.И. Классическая буддийская философия: Учебник / В.И.Рудой, Е.П.Островская, Т.В.Ермакова. - СПб.: Лань, 1999. - 542 с.
12. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. М., 1993.
13. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
14. Соколов В.В. От философии античности к философии нового времени: Субъект-объектная парадигма. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 336 с.
15. Степанянц М.Т. Восточная философия: Ввод. курс: Избр. тексты. - 2-е изд. - М.: Вост. лит., 2001. - 511 с.
16. Шохин В. К. Первые философы Индии. М., Ладомир, 1997 (Приложение: " Брахмаджала-сутта", " Саманнапхала-сутта" - С. 219-277).
17. Шохин В.К. Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический периоды. М., 1994.
18. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая " Книга Перемен". М., 1993.
Интернет-ресурсы (ссылки) 1. http: //www.humanities.edu.ru
2. http: //www.auditorium.ru
3. http: //renaissance.rchgi.spb.ru/
4. http: //antology.rchgi.spb.ru/
5. http: //www.vehi.net/
ТЕМА 3. ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА
3.1. Прагматизм 3.2. Аналитическая философия 3.3. Феноменология 3.4. Экзистенциализм 3.5. Герменевтика 3.6. Постклассические формы философствования 3.7. Философия в России
3.1. Прагматизм Прагматизм - философское течение, возникшее и получившее наибольшее распространение в США, однако в зоне его влияния оказались и такие страны, как Франция, Англия, Италия, Россия. Чарлз Сандерс Пирс (1839-1914). Основателем прагматизма (" прагматицизма" ) является Чарлз Сандерс Пирс (1839-1914), американский философ, физик и математик. Он является автором многочисленных работ, которые по большей части остались незаконченными и неопубликованными при его жизни. Завершить удалось только один большой труд - " Великая логика". Функция философии - давать объяснение единству многообразия, существующего во Вселенной. Всякая философия начинает с логики (отношения знаков к объектам) и феноменологии (опыта восприятия объективного мира). Пирс попытался создать философскую систему, в которой бы учитывались методы и результаты науки, и все это совмещалось бы с христианством. Для достижения этой цели он хотел превратить метафизику в строгую науку, а затем доказать, что наука предполагает метафизическое учение, а оно совместимо с религией.
Пирс считал своей заслугой в метафизике сведение всех категорий к трем основным: 1) первичности (чистые возможные качества, или дух); 2) вторичности (объективный внешний мир, или материя); 3) третичности (мир общих понятий, эволюция). Пирс определял " реальность" как то, что открывается бесконечным процессом научного исследования. Такое понимание привело к формулировке " принципа фаллибилизма" (погрешимости), согласно которому в любой данный момент времени наше знание о реальности носит фрагментарный, предположительный характер. В 1878 г. Пирс сформулировал " принцип прагматизма": " Обдумаем, какие последствия, способные обладать практической значимостью, будет, по нашему представлению, иметь рассматриваемый нами объект. Наше представление об этих последствиях и есть наше полное представление о данном объекте". В другой формулировке этот принцип выглядит следующим образом: " Чтобы установить значение представления, мы должны обдумать, какие практические последствия по необходимости произойдут, если это представление окажется истинным; сумма этих последствий составит полное значение данного представления". У. Джеймс. Значительное влияние Пирс оказал на своего соотечественника Уильяма Джеймса (1842-1910), философа и психолога. Джеймс получил степень доктора медицины в Гарвардской медицинской школе (1869), там же преподавал анатомию и физиологию. В 1885 г. был назначен профессором психологии, а затем профессором философии Гарвардского университета. Главные труды Джемса: " Принципы психологии", " Воля к вере", " Многообразие религиозного опыта", " Прагматизм", " Вселенная с плюралистической точки зрения", " Значение истины", " Некоторые проблемы философии", " Очерки радикального эмпиризма". Многие из этих работ еще при жизни Джеймса были переведены на русский язык. " Прагматический метод, - писал Джеймс в работе " Прагматизм", - это прежде всего метод улаживания философских споров, которые без него могли бы тянуться без конца". Свою позицию, как прагматиста, он формулирует следующим образом: " Метод прагматизма пытается интерпретировать каждое понятие, прослеживая его практические последствия... Если он не обнаруживает различия в практических последствиях" двух альтернатив, то они " означают практически одно и то же, и всякая дискуссия теряет смысл". В книге " Воля к вере" он пишет, что " мы имеем право верить на свой страх и риск любой гипотезе, достаточно правдоподобной, чтобы ввести в искушение нашу волю", т.е. если она не поддается интеллекту. В 1907 в Лоуэлловских лекциях Джемс утверждал, что согласно прагматизму, если гипотеза о существовании Бога успешно " работает", в самом широком смысле слова, то она - истинна. На этом основании он предложил подход, названный им " прагматистским или мелиористским" теизмом. В тех же лекциях он говорит об истине как об удобном средстве мышления, а далее отождествляет истину с проверяемостью. Взгляды Джеймса получили также название " радикального эмпиризма". В " Принципах психологии" Джеймс сравнивал мир со статуей, которую скульптор высекает из мрамора. Наш мир изначально есть " хаос ощущений", " поток сознания"; это - " нейтральный" материал мышления любого человека. Мир, в котором мы живем, " постепенно, неторопливыми ударами резца" мы высвобождаем из объективной данности. Познающий - это деятель; с одной стороны, он участвует в созидании истины, а с другой - описывает истину, которую сам создает. Вещи, занимающие человека, цели, к которым он стремится, его потребности - физические и духовные - играют важную роль в выводимых им заключениях. В учебнике " Психология" Джеймс подчеркивает, что ум есть инструмент в борьбе за выживание, причем за выживание, которое определено потребностями и идеалами того, кто хочет выжить. Джеймс считал, что смысл понятий заключен в поведении, которое они предполагают. Решающим фактором в выборе человеком того или иного верования (при отсутствии каких-либо объективных оснований для выбора) оказывается " воля к вере". Истина - не статическое качество истинных идей, но то, что случается с идеей, когда искатель истины подвергает ее настоящему испытанию; сознание - не особая сущность, а функция, инструмент выживания человека (хрестоматия 3.1). Дж. Дьюи. Третьим представителем американского прагматизма является Джон Дьюи, который занимался прагматическим истолкованием научного метода. Этот метод сводился к некоторым приемам решения конкретных проблем, возникающих в различных сферах опыта. Согласно Дьюи, прежде всего необходимо установить а) специфику данного затруднения или проблемной ситуации, б) затем выдвинуть гипотезу или план ее решения, после чего в) теоретически проследить все возможные следствия предлагаемого решения, г) после этого наступает период реализации и экспериментальной проверки гипотезы. В случае необходимости предложенное решение может быть изменено. Если достигнуто успешное решение проблемной ситуации, то предложенная гипотеза или теория должны считаться истинными, а новая, теперь уже определенная ситуация, сменившая проблемную, приобретает статус реальности. Ни одно решение не должно исходить из каких-либо заведомо известных рецептов и превращаться в догму. Оно должно всецело определяться особенным характером данной специфической ситуации. При решении социальных проблем (которым Дьюи, в отличие от Пирса и Джеймса уделял больше внимания) он считал недопустимым стремление руководствоваться заранее установленными конечными целями или идеалами, предопределяющими поведение индивидов и масс.
3.2. Аналитическая философия
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1125; Нарушение авторского права страницы