Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия: личностное измерение
1.3.1. О начале философствования 1.3.2. Можно ли научить философии?
1.3.1. О начале философствования
С чего может или должна начинаться философия в каждом конкретном случае, как к ней приобщается отдельно взятый человек? Различные мыслители по-разному отвечали на этот вопрос. Аристотель, например, считал, что философия начинается с удивления (хрестоматия 0.1). Удивления перед таинством мира, его единством и многообразием, его бесконечностью. Удивиться и увидеть нечто в его первозданности и нетронутости, " впервые" очень трудно. По-настоящему на это способны, пожалуй, только гении и дети. Остальные - только в той степени или настолько, насколько им удается не застревать на простом любопытстве, желании поглазеть, туристически все обежать и осмотреть. В большинстве своем " нормальные" взрослые люди ничему особо не удивляются, принимая все как есть - холодно и равнодушно. И маска у них соответствующая - степенность. Декарт видел истинное начало философии в сомнении. Дидро рассматривал неверие в качестве первого шага к философии. Шопенгауэр связывал обращение к философии с боязнью смерти. Одно из самых светлых и чистых начал философствования ассоциируется в нашем сознании с именем Фейербаха. Это - любовь, социально-онтологическая потребность в другом, Я - в Ты, мужчины - в женщине, женщины - в мужчине. Не в пример Фейербаху, Кьеркегор выводил философию из отчаяния. Надежда - вот истинный импульс к философствованию, по Блоху. " Да, философия, особенно моральная, - писал Горький, - скучное дело, но когда душа намозолена жизнью до крови и горько плачет о неисчерпаемой любви к " великолепному пустяку" - человеку, невольно начинаешь философствовать, ибо - хочется утешить себя". Пробуждение интереса к философии, зарождение потребности в философствовании у каждого человека может происходить по-разному. И тем не менее, все сугубо, казалось бы, индивидуальные подходы к философии объединяет одна общая черта - в них всегда присутствует какая-то очень сильная и серьезная страсть, какое-то очень глубокое и ответственное чувство. К философии человека ведет желание узнать что-то по-настоящему важное, уверенность, что с ее помощью удастся по-новому самоопределить свою жизнь, найти действительные или верные ценности и идеалы. Если, скажем, Сократ решил, что " неосмысленная жизнь недостойна того, чтобы ее прожить", то он и положил все свои силы на выявление феномена осмысленной жизни, на раскрытие этой тайны бытия. Это какое-то " фундаментальное настроение" (Хайдеггер) (http: //www.hpsy.ru/authors/x104.htm), связанное с существенной перестройкой всего внутреннего мира человека. Перед нами, скорее всего, трагическое, но благородное осознание какого-то разрыва с миром (жизнью, природой, обществом), неосознанное, даже инстинктивное стремление к единству, которое глубоко сидит в каждом человеке. Фундаментальное философское " настроение" есть род духовного подвижничества, особого интеллектуального напряжения, некая открытость основам мира, желание и способность участвовать в его бытии. Это некая причастность к тайне бесконечного. Воля к смыслу, изначальному жизненному смыслу - таков, на наш взгляд, истинный мотив философствования. Истинным философом, в свете сказанного, был Вощев из платоновского " Котлована". Он и с работы был уволен по причине " задумчивости среди общего темпа труда", за то, что " стоял и думал среди производства". Но главное - он чувствовал " сомнение в своей жизни и слабость тела без истины, он не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира и того, куда надо стремиться". Без истины, смысла жизни Вощеву было " стыдно жить".
1.3.2. Можно ли научить философии?
К человеку, скользящему по поверхности бытия, находящему удовлетворение в повседневной рутине жизни, философии не достучаться. Не разбить ей скорлупу, если не панцирь, такого существования. Тому, с кем ничего не происходит, кого ничто не посещает, кто по уши доволен своей жизнью, делать в философии нечего. Не приемлет философия и вдохновения по должности, по полученной в университете специальности. Долгий и трудный, выходит, путь у человека к философии. Через многое в жизни надо пройти, а через кое-что и переступить. Кому-то хватает на все это сил. Кое-кто останавливается на полпути. Ну а некоторых не хватает даже на первый шаг. Научить философии нельзя, а вот подвигнуть к поискам своей дороги к этому храму - можно. Можно пробудить или возбудить интерес к творческой самостоятельности, взыскательности и свободе мышления, выявлению и углублению своего Я, к искусству строить свою жизнь творчески, осмысленно и перспективно (хрестоматия 0.1). Главное - путь в (к) философии никому не заказан. Убедить в реальности этого пути, раскрыть основные " технические" правила движения по нему, как раз и призвана философия как учебная дисциплина.
1.4. Философия: некоторые структурные аспекты 1.4.1 Основные функции философии 1.4.2. Теоретическая и практическая философия
1.4.1. Основные функции философии
Философия выполняет ряд важных социокультурных функций. Среди них следует назвать прежде всего мировоззренческую, методологическую и имагинативную. Существует глубокая и древняя связь между философией и мировоззрением. Их нередко даже отождествляют. Резон в этом есть. Философию действительно трудно представить себе вне задач формирования мировоззрения как системы взглядов человека на мир и свое место в нем. Хотя мировоззрение людей не всегда было и не всегда является философским (а, скажем, мифологическим, религиозным и т.д.), да и философия занята не только мировоззренческими проблемами. Мировоззрение каждого человека начинает формироваться вместе с осознанием им окружающего мира. Оно является важной составной частью духовного мира человека. В нем сосредоточены его главные ценностные установки или жизненные ориентиры. Философия в данном плане есть средство рационального прояснения, структурного упорядочения и систематического развертывания мировоззренческих взглядов, принципов, идеалов. Философия - это теория в среде (среди) мировоззренческих убеждений, теоретическое мировоззрение. Методологическая (ее еще можно назвать логико-эпистемологической) функция вбирает в себя организующую и направляющую роль тех принципов, которые составляют философский метод - " как" философии. В методологической функции философии убедительно воплощается аристотелевское понимание философии как " первой и последней науки". " Первой" - потому что она, выявляя первоначала, логически предшествует всем другим наукам; " последней" - потому что приобщение к ней предполагает знание других наук, определенное обобщение их теоретических достижений. Имагинативная (англ. imagination - воображение) (рис. 1.4.1) функция несет с собой раскрепощение и творческое расширение сознания. Дефицит воображения сегодня - один из острейших. Многих засасывает рутина, не отпускает повседневность, держит на коротком поводке инструментальная, расчетно-расчетливая рациональность. Между тем без развитого воображения и продуцируемых им альтернатив нельзя успешно отвечать на вызовы времени и, как следствие, изменять мир к лучшему. А он в наши дни нуждается в этом как никогда. Многие вещи у нас не получаются только потому, что их мы " не можем себе даже представить". Философия расширяет сознание человека, раздвигает горизонты его бытия до некоего свободно-творческого " предела".
1.4.2. Теоретическая и практическая философия
Философия внутренне дифференцирована на отдельные дисциплины (рис. 1.4.2). Научная (и учебная) дисциплина - это самостоятельная отрасль, раздел какой-либо науки, в нашем случае - самой философии как предметно-проблемной целостности. В философских дисциплинах отражаются или выражаются относительно самостоятельные стороны, аспекты общего и единого предмета философии. Как части целого они несут на себе его отпечаток. В общем плане философские дисциплины делят на теоретические и практические. Соответственно философию - на теоретическую и практическую. Теоретическая философия, если пользоваться кантовской терминологией, отвечает на вопрос " Что я могу знать? ". Внимание философии практической, опять же по Канту, сосредоточено на вопросе " Что я должен делать? ". Иными словами, теоретическая философия (теоретические философские дисциплины) имеют дело с размышлением относительно " предельной реальности" (исходно- и определяюще-первых начал, принципов, причин) всего существующего и его отдельных сфер, а практическая (практические философские дисциплины) - с человеческим поведением, теми силами и способностями, которые в него вовлечены. Теоретическая философия учит свободе мысли, практическая - свободе действия (как жить и достойно прожить жизнь). К теоретической философии относятся такие дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология или эпистемология (учение о знании и познании), логика (учение о формах мышления) и т.д. В практической философии выделяют прежде всего этику (учение о нравственности, обоснование морального поведения), эстетику (учение о прекрасном, художественном творчестве), философию религии, политики, права и т.д.
Дополнительный материал Об определении, или дефиниции, философии
Будучи кратким указанием наиболее общих и в то же время наиболее характерных отличительных признаков изучаемой реальности, дефинирование представляет собой завершающий, а отнюдь не начальный этап в формировании теории или концепции этой реальности. Определение свидетельствует об известной (конечно, относительной) завершенности теории, в ней концентрируется ее содержательное богатство. Забвение " заключительного" характера определения, кстати сказать, создает питательную среду для того, что по праву осуждается как игра в дефиниции, вымучивание дефиниций, как бесплодные дискуссии вокруг слов. Спор на уровне дефиниций плодотворен лишь тогда, когда за ними стоят, их поддерживают развитые теории. С учетом или в свете всего сказанного искомое нами определение может быть таким: философия есть учение о конечных причинах, предельных основаниях и трансцендентных возвышениях (идеалы, чаяния, надежды) бытия человека в мире. В данном определении мы имеем триединство онтологии, гносеологии и антропологии. Конечные причины человеческого бытия выводят нас на природу и единство мира; предельные основания обеспечивают единство или целостность мира познания; трансцендентные возвышения завершают и тем самым тоже приводят к единству нормы, ценности и идеалы человеческого бытия.
Словарь терминов 1. Альтернатива
2. Воображение
3. Логос
4. Мировоззрение
5. Миф
6. Мудрость
7. Проблема
8. Рефлексия
9. Философия
Вопросы для самопроверки 1. О какой любви и к чему говорит философия?
2. Что означает переход от мифа к логосу в истории культуры?
3. Что может быть (стать) стимулом или толчком к философствованию?
4. Как Вы представляете себе отношения между философией и жизнью?
5. Мир как целое - что это такое?
6. Что такое проблема и проблемность в философии?
7. В чем состоит рефлексивный характер философского знания?
8. Понятие альтернативы и альтернативности в философии.
9. Какое содержание надлежит вкладывать в понятие критичности философского знания?
10. Как выглядит гуманистическая координата философии?
11. Чем отличается практическая философия от философии теоретической?
Темы курсовых работ и рефератов 1. Философия как мудрость: соотношение знания и нравственности
2. Символы философской мудрости
3. Миф и мифологическое сознание: отличительные признаки
4. Удалось ли философии избавиться от мифа?
5. Философия и рациональность: устарел ли переход от мифа к логосу?
6. Философия и мировоззрение
7. Целостность философского знания - что это такое?
8. Почему философы продолжают спорить о предмете своих занятий?
9. Специфика философских проблем
10. Рефлексия и рефлексивная культура
11. Философия: взаимосвязь логики и риторики
12. Альтернатива и альтернативность в философии
13. Взаимосвязь истины и добра
14. Гений и злодейство - совместимы?
15. Гуманизм: современный ракурс проблемы
16. Отношение философии к практике жизни
Список литературы Обязательная 1. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. Гардарики, 2003.
2. Философия: Учебник / Под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. - М.: Юрайт-Издат, 2004.
3. Поупкин Ричард, Стролл А. Философия. Вводный курс: Учебник / Под общ. Редакцией И.Н. Сиренко. М.: Серебряные нити, 1998.
Рекомендуемая и цитированная 1. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? - М.-СПб., 1998.
2. Патнем Хилари. Разум, истина и история. - М.: Праксис, 2002.
Интернет-ресурсы (ссылки) 1. http: //www.philosophy.ru/library/ - электронная библиотека Института философии РАН
2. http: //www.earlham.edu/~peters/gpi/ - путеводитель по философии в Интернете (англ.)
3. http: //www.sol.ru/Culture/Filosofy/
4. http: //books.atheism.ru/philosophy/
5. http: //orel.rsl.ru/nettext/foreign/ortega-i-gtasse/wph.html
ТЕМА 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
1.1. О месте истории философии в системе философского знания 1.2. Определение истории философии 1.3. Типология форм философии 1.4. Многообразие концепций истории философии. О методах и задачах историка философии
1.1. О месте истории философии в системе философского знания
Любая из существующих наук - гуманитарных или естественных - имеет свою историю. Знание истории той или иной науки (физики, математики, социологии и т.д.) является необходимым условием для ее прогресса. Не менее важную роль в функционировании философии играет знание своего прошлого. Какие дисциплины существуют в рамках философского знания, перечисляется в самом начале нашего учебника. Однако это не единственный и общепринятый перечень. Многое зависит от условий времени, места, культурных и философских традиций. Например, если мы откроем авторитетное американское издание по философии (The Blackwell Companion to Philosophy), то найдем там следующую рубрикацию: эпистемология, метафизика, философия языка, философия логики, философия сознания, этика, эстетика, политическая и социальная философия, философия науки, философия математики, философия социальных наук, философия права, философия истории, философия религии, прикладная этика, феминизм и философия... Об истории философии здесь не упоминается. Однако из этого не стоит делать вывод, что в современной структуре философского знания для нее нет места. История философии до настоящего времени - основа фундаментального философского образования. Особо следует отметить также, что ведущие представители важнейших философских направлений в XX в. стали авторами специальных, фундаментальных историко-философских сочинений: В. Винделъбанд, П. Наторп, Э. Кассирер, В. Дильтей, К. Ясперс, Б. Рассел (хрестоматия 1.3), Э. Гуссерль и многие другие. В настоящее время история философии - одна из самых сложных по строению областей философского знания, обеспечивающая необходимым материалом практически все отрасли философии. Для чего философы, независимо от своей специализации (логики, этики, эстетики, метафизики, социальные мыслители и т.д.) обращаются к ранее написанным философским текстам? Одно из первых обоснований мы можем найти у Аристотеля, который в своей " Метафизике" (IV в. до н.э.) объяснил это следующим образом: " …привлечем также и тех, кто раньше нас обратился к исследованию существующего и размышлял об истине. Ведь ясно, что и они говорят о некоторых началах и причинах. Поэтому, если мы разберем эти начала и причины, то это будет иметь некоторую пользу для настоящего исследования; в самом деле, или мы найдем какой-нибудь другой род причин, или еще больше будем убеждены в истинности тех, о которых мы говорим теперь". Таким образом, обращение к предшественникам может помочь, как обнаружить в их творениях нечто новое, так и удостовериться в истинности того, что уже сказано.
1.2. Определение истории философии
Под историей философии понимается: во-первых, процесс развития философии с ее зарождения (в Др. Китае, Др. Индии, Др. Греции) и до настоящего времени; во-вторых, возникшая еще в древности отрасль философского знания, со временем превратившаяся в особую философскую дисциплину, предметом которой является реконструкция, описание, анализ как данного процесса в целом, так и отдельных его этапов и проявлений. С какого момента можно говорить о появлении истории философии? Некоторые авторы считают, что история философии как особый раздел зародилась вместе с самой философией и воплотилась уже в первых размышлениях древних мыслителей о своих предшественниках. Например, у Аристотеля, которого считают одним из первых историков философии, поскольку в его " Метафизике" имеются экскурсы в историю мысли (в кн. I, 3 -10 главах и в кн. III, 4 - 5 главах). Началом истории философии можно также считать появление сочинения Диогена Лаэртия (Лаэртского) (1-я пол. 3 в.) " О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов" в 10 книгах (хрестоматия 1.2). Хотя в нем множество полезных эмпирических данных об античной философии преобладает над концептуальностью, но все же это сознательный подбор материала из области прошлого философии. Работу Диогена Лаэртского принято относить к истории философии с той оговоркой, что это прежде всего доксография - " описание мнений". Аналогичный подход относительно прошлого философии отмечается и у таких мыслителей древности, как Секст Эмпирик, Цицерон, Тертуллиан, Стобей и др. Не сложилась история философии как самостоятельная дисциплина и в средние века. Расцвет историко-философского знания приходится лишь на Новое время. Самым значительным явлением в этой области стали лекции по истории философии Гегеля. Его история философии органично включена в процесс развития абсолютного духа, в его проявлении в истории в качестве " мирового духа". История философии Гегеля оказала глубокое воздействие на все последующее развитие философской мысли. Гегель смог убедить многих, что изучение истории философии " есть изучение самой философии", и только история философии " заслуживает названия науки, которая понимается как система развития идеи (хрестоматия 1.1). Философы гегелевской школы создали ряд ценных произведений историко-философского жанра: Э. Целлер написал " Философию греков" (1844-52); К. Прантль - " Историю логики" (1858-70); К. Фишер создал фундаментальный труд " История повой философии" (1854-77); Л. Фейербах - " История новой философии от Бэкона до Спинозы". Эти произведения долгое время оказывали влияние на работу как на европейских, так и российских мыслителей. Во 2-й пол. XIX и в XX вв. история философии становится все более систематизированным знанием. Оригинальность теоретических конструкций сопровождается обилием фактического материала. Специальной областью истории философии становятся текстология, историко-философская герменевтика, проблематика перевода философских текстов с одного языка на другие. В это время появляются собрание фрагментов досократиков (Г. Дильс), тексты стоиков (Арним). В лице Э. Жильсона значительные успехи делает история средневековой философии. Усиливается интерес к истории восточной философии (индийской, китайской, арабской), которая становится самостоятельной областью историко-философского исследования. Усиленно разрабатывается история отдельных областей философского знания: Э. Кассирер, " Проблема познания в философии и науке нового времени" (1906-07); Ф. Йодль, " История этики в новой философии" (1882-89) и мн. др.
1.3. Типология форм философии
Типология - научная классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков. Если говорить об истории философии, то имеются частные и общие типологии, опирающиеся на те или иные критерии и принципы. Ф. Тренделенбург предложил при систематизации истории философии учитывать решение проблемы отношения субъекта к объекту и соответственно выделять материализм и идеализм как основные разновидности философского знания. В. Дильтей изменил схему Тренделенбурга, выделив три главные разновидности философских учений: натурализм (Демокрит, Гоббс, Гольбах, все сенсуалистические теории познания, релятивизм и скептицизм, материализм как метафизика); идеализм свободы (Анаксагор, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Кант, Якоби, Шиллер, Вольтер, Руссо, Бергсон, ряд христианских философов); объективный идеализм (элеаты, Гераклит, Бруно, Спиноза, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр). К. Ясперс в книге " Великие философы" высказал мнение, что историко-философские классификации надо строить не вокруг отдельных проблем и методов, а принимать в расчет тесно связанные с личностью, с самой жизнью особенности философствования. Ясперс выделяет группу мыслителей, оказавших на человечество наиболее глубокое влияние, - Сократ, Будда, Конфуций, Иисус. Их мысль тесно связана с их жизненным деянием. Вторая группа - собственно " великие философы". К третьей группе мыслителей-философов Ясперс относит тех, чьи размышления обращены к жизни и поэзии: греческие трагики, Данте, Шекспир, Гёте, Гёльдерлин, Достоевский и др.
Обобщенные типологии истории философии строятся также: сообразно временному членению истории: античная, средневековая философия, философия Нового времени, философия современности (современная философия); сообразно региональному (а внутри него - национальному) членению: европейская, восточная (индийская, китайская, арабская и т. д.) философия. Таким образом можно встретить, например, " Историю философии в Др. Руси", " Историю философии в России", и " Историю русской философии". Знакомство с научной литературой позволяет увидеть множество точек зрения, узнать о множестве дискуссий относительно того, как совмещаются друг с другом целостность истории философии как мирового процесса и региональные, национальные особенности тех или иных конкретных форм философского знания? Эта проблема связана с проблемой соотношения общего и специфического в историко-философском процессе.
Против идеи целостности мирового философского процесса выдвигаются аргументы, в которых подчеркивается: независимое друг от друга существование образцов философствования (в Др. Китае, Др. Индии, Др. Греции); неповторимое своеобразие восточной (индийской, китайской) и западной философий; специфика философии отдельных исторических этапов; уникальность философских концепций отдельных мыслителей. Каждое крупное философское образование специфично и неповторимо настолько, что может вызвать недоумение при подходе, ориентированном на философии других эпох и регионов. Наиболее оригинальное решение проблемы соотношения общего и специфического в историко-философском процессе предложил Гегель. Изучив историю философии, он пришел к следующим выводам: " во-первых, что во все времена существовала только одна философия, одновременные расхождения которой составляют необходимые стороны единого принципа; второй вывод заключается в том, что последовательность философских систем не случайна, а представляет собою необходимую последовательность ступеней этой науки; третий вывод заключается в том, что последняя философия данной эпохи представляет собою результат этого развития, его истину, воплощенную в том высшем образе, который сообщает себе самосознание духа о себе. Последняя философия содержит поэтому в себе предыдущие, включает в себя все предшествующие ступени, есть продукт и результат всех прежних философий; нельзя уже больше быть теперь, например, платоником".
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1300; Нарушение авторского права страницы