Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Краеведческие и научные общества по изучению Казахстана



Деятельность Русского Географического общества в Казахстане. Потребности капиталистической России диктовали необходимость более глубокого научного изучения национальных окраин. Во второй половине XIX в. на территории Казахстана были созданы научные учреждения и филиалы различных научных обществ России. В 1867 г. был создан Оренбургский отдел ИРГО, который взял в свои руки инициативу научного изучения западной и северной части Казахстана. Цели и задачи отдела, по словам оренбургского генерал-губернатора, заключались в " изучении производительных сил в крае с целью интенсивного использования его природных богатств в интересах русского капитализма и руссификации местного населения". Однако "...политика руссификации может быть успешной лишь при условии тщательного изучения характера, истории, качеств, недостатков религии и предрассудков всех разнородных племен, населяющих Оренбургский край. Без этих познаний трудно действовать или, вернее, можно действовать только наобум". Освоение восточных районов страны в первую очередь Сибири и Казахстана, повлекло за собой открытие Западно-Сибирского отдела ИРГО. Основной задачей отдела являлось изучение Западной Сибири и Казахстана в географическом, естественно-историческом и этнографическом отношениях. Особый интерес представляют поездки отдельных членов отдела в Северный Казахстан, входивший в то время в состав Западной Сибири.С образованием в 1867 г. Туркестанского генерал-губернаторства г. Ташкент в конце XIX в. становится крупным научным центром страны. С целью более глубокого изучения Средней Азии и южной части Казахстана, в феврале 1897 г. был создан Туркестанский отдел Русского Географического общества. Одной из основных задач отдел считал географические исследования новой территории России. Однако некоторые члены отдела не ограничивались изучением природных условий Средней Азии. Их перу принадлежат большое количество статей и заметок по истории, социально-экономическому положению Южного Казахстана и Средней Азии. Изучение истории Казахстана. Для создания фундаментальных трудов по социально-экономической истории по отдельным регионам России возникла необходимость расширения источниковой базы исследования, что обусловило появление в 29 губерниях России ученых архивных комиссий.В декабре 1887 г. была создана Оренбургская ученая архивная комиссия. Цель комиссии - приведение в порядок и подготовка для научных изысканий архивных документов, находящихся в канцелярии генерал-губернаторов. Важным направлением в деятельности архивной комиссии было создание в Оренбурге музея. Однако приоритет создания музея в Оренбурге принадлежал губернскому статистическому комитету. В 1888 г. он принял постановление учредить в городе историко-археологический музей. К этому времени местными краеведами были собраны определенное количество ориентологических, минералогических, зоологических и этнографических коллекций, случайные археологические находки. Оренбургская архивная комиссия просила оказать посильную помощь всех интересующихся прошлым своего края учителей, духовных лиц и других образованных людей Оренбурга.
В течение XIX-начала XX в. в Казахстане, в частности, в Оренбургском крае, преуспевали кладоискатели, которые фактически разрушали и уничтожали памятники древнего искусства. Несмотря на конкретные меры местных властей в отношении прекращения кладоискательства оно с каждым годом возрастало;
Масштабы разрушения археологических памятников частными лицами были таковы, что даже правительство вынуждено было принять специальное решение. По циркуляру Департамента полиции запрещалось производить частными лицами раскопки в Оренбургской губернии. Оренбургская ученая архивная комиссия 4 апреля 1907 г. направила циркулярное письмо 313 всем исправникам и земским начальникам, где они были поставлены в известность, что охрана памятников древности находится под покровительством закона. Энтузиасты-археологи в своей научно-краеведческой работе старались сделать как можно больше для изучения истории края. Предметами их изучения были вопросы, связанные с конкретными археологическими памятниками, легенды, религиозные культы.
Самым деятельным членом Оренбургской ученой архивной комиссии был И. Кастанье. Свою научную деятельность он проводил в двух направлениях: производил раскопки и занимался составлением свода памятников древней культуры казахской степи. Особенно успешной была его работа по систематизации всех сведений по археологии казахской степи. Результатом многолетней исследовательской работы явился труд, куда вошли описания памятников всех областей Казахстана.
Южную часть Казахстана в археологическом отношении успешно изучало единственное историко-научное учреждение в Средней Азии - Туркестанский кружок любителей археологии, открытие которого состоялось в декабре 1895 г. Цели и задачи кружка были ясно сформулированы во втором параграфе Устава кружка: выявление, учет, изучение и популяризация памятников истории и культуры Южного Казахстана и Средней Азии. Члены Туркестанского кружка любителей археологии на юге Казахстана проводили археологические раскопки и публиковали их результаты в научных изданиях. Деятельность членов кружка находилась под пристальным вниманием Восточного отделения Русского археологического общества. Находки и открытия членов кружка заинтересовали виднейших русских востоковедов и археологов, которые использовали их в своих трудах, обогативших отечественное востоковедение. Кружок издавал свой печатный орган, который выходил ежегодно.
В конце XIX в. в областных центрах Казахстана были созданы статистические комитеты, которые внесли определенный вклад в изучение экономики, географии и истории края.
Изучением Казахстана занимались научные учреждения центра страны. Казахская проблематика занимает видное место, особенно в конце XIX в. в деятельности Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Большой вклад в изучение культуры, быта и происхождения казахов внесли русские востоковеды, объединившиеся в середине XIX в. в Восточное отделение Русского Археологического общества. До сих пор не потеряли своего значения многие труды русских востоковедов по истории Казахстана. В конце ХIХ-начале XX вв. почти в каждом номере " Записок" и " Трудов" отделения помещались статьи, заметки критико-библиографические очерки по истории и этнографии казахского народа, фольклорные материалы.
Казахстан в экспозициях центральных музеев. Известную роль в изучении истории, культуры и быта казахского народа сыграли столичные этнографические музеи, которые в конце XIX-начале XX вв. стали собирать экспонаты казахской национальной культуры. Так, музей антропологии и этнографии Академии наук в 30-х гг. XIX в. имел постоянную экспозицию казахских этнографических предметов.
Казахские этнографические коллекции имелись в Петербургском Русском музее, основанном в 1895 г. по инициативе Русского Географического общества, в музее археологического общества, в Дашковском этнографическом музее в Москве, в музеях Верного, Екатеринбурга, Казани, Омска, Оренбурга, Саратова, Семипалатинска, Ташкента. Они привлекали внимание общественности к культуре и быту казахского народа, способствовали распространению достоверных сведений о жизни казахов. В музеях сохранились весьма ценные предметы дореволюционного казахского быта, не потерявшие своего научного значения и в настоящее время.
Колониальные власти настороженно относились к деятельности научно-общественных организаций, прогрессивной части работавшей в Казахстане русской интеллегенции, подозрительно следили за направленностью научных работ передовых исследователей.
В научных учреждениях и обществах работали такие видные востоковеды России, как В. Григорьев, В. Вельяминов-Зернов, Я.Ханыков, И. Березин, В. Бартольд, А. Харузин, Н. Аристов и др., которые оставили после себя фундаментальные труды о Казахстане.
Таким образом, созданные в конце XIX в. в Казахстане научные учреждения и общества подготовили научную базу для более широкой колониальной эксплуатации Казахской степи русским капитализмом. Вместе с тем они собрали и ввели в научный оборот огромное количество материала по истории и экономике Казахстана, которые стали источниковой базой для последующих исследователей.

Первый всеказахский съезд

Первый всеказахский съезд, в котором участвовали представители почти из всех областей Казахстана, состоялся в г. Оренбурге 21-26 июля 1917 г. В повестке дня было 14 вопросов.Главное внимание делегаты уделили проблеме национальной автономии, решению земельного вопроса, подготовке к Учредительному собранию и образованию казахской политической партии.

Еще за месяц до начала съезда на страницах газеты " Казах" была опубликована серя статей, в которых высказывались различные точки зрения по вопросу автономии.А. Байтурсынов и М. Дулатов высказались за создание независимого автономного Казахского государства. Букейханов отдал предпочтение казахской национально-территориальной автономии " в публике". Эту точку зрения поддержало большинство.Центральным пунктом в работе съезда был земельный вопрос.Съезд обсудил вопрос о подготовке к Учредительному собранию, в список кандидатов в депутаты был внесен 81 человек – представители всех регионов Казахстана, а также казахских общин Бухары, Ферганы и Хивы.На решения съезда оказала сильное влияние казахская интеллигенция, объединившая вокруг газеты " Казах". Благодаря этому суживались возможности влияния мусульманского духовенства на казахское население: устранялись клерикальные суды, на смену им должны были вводиться правовые структуры; женщины должны были обладать равными с мужчинами правами, запрещался калым. Образование должно было стать обязательным и подчиняющимся гражданским властям.

Вместе с тем решения съезда предусматривали создание независимого муфтиата в Оренбурге для управления Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской областями и казахскими районами Закаспийской области.Первый всеказахский съезд, по существу, конституировался в казахскую национальную политическую партию “Алаш”. Лидерами партии “Алаш” стали Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов и другие представители казахской интеллигенции буржуазно-демократического направления.

В партию “Алаш” вошли также представители научной и творческой интеллигенции: М.Тынышпаев, М.Жумабаев, Ш.Кудайбердиев, Г.Карашев, С.Торайгыров, Х.Габбасов, А.Ермеков, Ж. и Х.Досмухаммедовы и др.

Политика индустриализации

Очевидный кризис промышленности во всем СССР в первой половине 20-х годов привел к осознанию необходимости ускорения индустриального развития. Однако в Москве разгорелись споры о путях и методах его осуществления. Председатель Всесоюзного Совета Народного Хозяйства Ф. Дзержинский предлагал развивать в первую очередь легкую промышленность, чтобы получить быстрые доходы и обеспечить крестьян товарами народного потребления.

Его заместитель Пятаков выступал за ускоренное развитие тяжелой промышленности. Его поддерживали также Л. Троцкий, Преображенский и Сталин. Средства, необходимые для модернизации производства и строительства новых предприятий, должны были быть получены путем “перекачки” из частного сектора, т. е. у крестьянства через налогообложение, неравный товарообмен и коллективизацию. С 1926 года страна берет курс на ускоренную индустриализацию.

В 1939 году для Казахстан, по замыслам московских властей, должен был стать одним из основных районов ускоренной индустриализации. Ф. Голощекин, активно проводивший политику центра, выступал за создание в республике добывающей промышленности и железнодорожного транспорта для вывоза сырья. Таким образом, предусматривалось превращение Казахстана в сырьевую базу промышленно развитых регионов СССР. Ряд местных лидеров во главе с С.Садвакасовым выступили против и предлагали развивать обрабатывающую и легкую промышленность, учитывать при проведении индустриализации интересы республики, чтобы не превратить ее в колонию. Однако возобладала точка зрения Голощекина, и индустриализация Казахстана приняла неоколониальные формы.

Одной из первых крупных строек стало строительство Туркестано-Сибирской железной дороги от Алматы до Семипалатинска, завершенное к 1931 году. В 1927 году была построена дорога Петропавловск — Кокчетав, продолженная в 1931 году до Акмолывывоза сырья из Казахстана были построены дороги Акмола — Караганда, Илецк — Уральск, Рубцовск — Риддер, а в 1940 году — Караганда — Джезказган.

Одновременно с этим шла реконструкция существующих и строительство новых предприятий. Восстанавливались Риддерский, Карсакпайский комбинаты, Карагандинские угольные копи. Началось строительство Чимкентского свинцового завода, Балхашского и Джезказганского медеплавильных комбинатов, Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината. Индустриализация осуществлялась в обстановке нагнетания темпов и неоправданно завышенных планов. Уже в 1929 году было принято решение о пересмотре пятилетного плана в сторону увеличения основных показателей. В результате возникли сложности с обеспечением строящихся объектов рабочей силой, сырьем, оборудованием. Многие стройки были заморожены. Предприятия, хотя и давали продукцию, но тем не менее не могли набрать полную мощность. В целом индустриализация Казахстана продолжалась до самой второй мировой войны.

Письменная литература

Письменная литература распространялась в виде книг религиозного, исторического характера, в письменном виде хранились часто родословные-шежире и бейты-летописи. Важнейшим источником по истории казахов XV-XVI веков стал труд бия из Старшего жуза Кадыргали Жалаири. Сочинение Кадыргали Жалаири «Джами ат-тауарих» состоит из трех частей. В первой он описывает историю воцарения и правления Бориса Годунова, во второй и третьей содержатся данные по родословной и истории чингизидов. Книга Жалаири не утеряла своей ценности до сегодняшнего дня.
Интересными сочинениями являются труды Мухаммеда Хайдара Дулати (XVI век), писавшего под псевдонимом Аяз. В своих сочинениях «Тарих-и Рашиди», «Джахан-намэ» Дулати пишет об откочевке Жанибека и Керея, о ранних годах Казахского ханства, его взаимоотношениях с другими государствами. Как видно из вышесказанного, казахское общество в XVI - начале XVIII веков пережило этапы взлетов и падений, централизации и раздробленности, но при всех правителях, при всех поворотах истории казахский народ осознавал себя монолитной единой общностью с собственной историей, традициями, культурой.

Захир ад-дин Мухаммед Бабур — автор замечательного произведения “Бабур-наме” — “Записки Бабура” занял видное место среди выдающихся деятелей науки и культуры средневекового Востока. Талантливый писатель, ценитель искусства, литературы и науки, оригинальный мемуарист, Бабур, обладая широким кругозором и пытливым умом, оставил значительный след во многих областях жизни народов Средней Азии, Афганистана и Индии.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Основные подходы к определению и изучению культуры.
  2. V. Ревизия психоанализа и видение нового общества: 40 лет в США и Мексике
  3. V1: Потребности и их роль в экономической организации общества
  4. Активные методы обучения (деловые игры, научные проекты)
  5. Археологические исследования материальной культуры первобытного общества в XIX веке. Неолитическая революция
  6. Б — Материальное право Сообщества
  7. Возникновение экономической мысли на ранних стадиях развития человеческого общества.
  8. Вопрос 1. Древние общества на территории современной РБ
  9. Вопрос 38. Исторические предпосылки формирования территории Средней Азии и Казахстана
  10. Вопрос 95. Ответственность за организацию экстремистского сообщества и деятельность экстремистской организации. Различие этих преступлений
  11. ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА (с 10 тысячелетия до н. э.)
  12. ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРИОД РАСЦВЕТА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА (ок. 40 тыс. лет тому назад — X тысячелетие до н. а.)


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь