Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Земельный вопрос в Букеевской орде. Восстание Тайманова и Утемисова



В начале 18 века царизм проводил реформы, изменявшие политическую структуру казахского общества. Местная царская администрация, опираясь на ханов, султанов, биев, продолжала колониальный захват казахских земель, ущемление прав казахов, вводя новые налоги, что в конечном итоге явилось причиной восстания казахов, поднятое Исатаем Таймановым и Махамбетом Утемисовым.

Он проходило в три этапа. 1833 – 1836 – подготовка к восстанию.

Начало 1837 – до его поражения. Окончательное поражение – по июнь 1838 года и переход незначительной части повстанцев во главе с Таймановым на левый берег Урала, где развернутся последние события этого восстания.Поводом к этому восстанию послужило назначение зятя хана Джангира управителем всех казахских родов Букеевской Орды, известного в степи своей жестокостью по отношению к своему народу. Просьба отставить его окончилась ничем. Крупное сражение между противниками сил было 15 ноября 1853 года в урочище Тастобе. Эта была короткая и кровопролитная битва. Повстанцы понесли большие потери. Начался джут, но, несмотря на это, восстание продолжалось, и 12 июля 1838 года произошла битва. Повстанцы проявили героизм, но потерпели поражение, сам Исатай погиб. Последствия восстания были страшными для казахов. Сотнями выносилась смертная казнь. Высылка с каторгой, конфискация имущества. Это было крупное восстание. В 1847 году Махамбет Утемисов погиб.

 

Средневековые города Казахстана (VI-XIII вв.)

Испиджаб (Сайрам) – «Город на Белой реке» - упоминается в источниках с VII века. Центр Округа. Важный административный центр, а также центр транзитной торговли, религии. В XIII веке был захвачен монголами, но особо не пострадал. Отрар (Фараб) – находился недалеко от места впадения Арыси в Сырдарью. Центр округа Фараб (Отрарский оазис). Через него проходили многие караванные пути. Населенный пункт возник в первых веках н.э., но первое упоминание в письменных источниках – IX век. В VII-VIII веках Отрар был экономически и политически самостоятелен (Отрарские монеты). В IX-X веках Отрар называется в числе городов Испиджаба, что связано с подчинением его Халифату, а затем – Саманидам, но зависимость была номинальной. В XI-XII веках Отрар растет и развивается. Но это развитие было прервано монгольским завоеванием. 1218 год – «Отрарская катастрофа». 1219 год – разрушение Отрара.

Туркестан – центр Туркестанского оазиса (др. название Иассы). В VIII веке был известен как округ Шавгар. Столицей был одноименный город затем столицей стал город Иассы, известный с XII века. Иассы с начала локализовался на месте городища Культобе, с территории Туркестана. В XIII веке Мухаммед ибн Текеш чеканит здесь свою монету. В период монгольского завоевания судьба Туркестана неизвестна. Один из важнейших торговых, культурных и религиозных центров.

Сауран – 35 км. северо-восточнее Туркестана. Первое упоминание в X веке. Располагался на месте городища Каратобе до XII века. В XIII веке был перенесен на новое место (приблизительно на 3 км. западнее).

Янгикент – столица государства Огузов (Новая Гузия). Один из крупнейших торговых центров. Существовал до XIII века.

Дженд – X-XIII век. Наибольшая активность города. Начало XIII века – столица Кыпчаков. во время монгольского вторжения был захвачен.

Сыгнак – упоминается с X века. В XII веке – столица Кыпчаков. 1220 год – был разрушен Монголами.

Тараз – первое упоминание в VI веке. Находился на берегу Таласа. В VII веке – Тараз – один из наиболее крупных городов на Великом Шелковом Пути. IX-XI века – подъем и развитие горда. X-XI века – столица одного из уделов Караханидов. В XIII веке был разрушен по приказу Харуншаха, но был вновь отстроен.

Атлахь – 751 г. – Таласская битва между Китайскими и Арабскими войсками. Победа Арабов при поддержке Карлуков.

Чигль, Талхир, Акирташ, Кашгар, Суяб, Баласагун, Сузак, Алмалык, Сюткент.

В период да XIII века на территории Казахстана находилось около 200 населенных пунктов. После монгольского завоевания таковых осталось около 20.

Самые древние культовые архитектурные сооружения на территории Казахстана - мавзолеи Бабаджа хатун, Айша биби, Кара хана были построены: в Х-ХII вв.

Культура Казахстана 1 пол 19 в.

Материальная культура, сохраняя традиционные формы, несла на себе печать новых экономических реалий. Это выражалось в применении новых материалов, приемов обработки сырья, проникновения в казахское прикладное искусство заимствований из культур других народов.

Образование. В Казахстане было несколько видов школ: мектебе, существовавшие практически в каждом ауле, джадидские школы (в основном в центральном, западном и северо-восточном Казахстане), русско-казахские и русско-туземные школы (при администрациях, находились в городах).

Следующая форма образовательных учреждений – кадетские корпуса, в которых учились и юноши из богатых казахских семей. Неплюевский кадетский корпус открылся в Оренбурге в 1825г., а Омский – в 1846 г.

Престижным было обучение детей в гимназиях, например в Омской, основанной в 1876 году. Здесь преподавались такие предметы, как русский язык с церковнославянским, латинский, греческий, французский, немецкий языки, математика, история, география, естественная история, физика, рисование, черчение.

Действовали в Казахстане училища и семинарии. Туркестанская учительская семинария - 1879, Оренбургская, Актюбинская, Верненская, Семипалатинская, Уральская – готовили педагогов, были также сельскохозяйственные и фельдшерские школы.

Ко второй половине XIX века относится развитие женского образования в Казахстане. Инициатором открытия первых женских школ и училищ стал выдающийся казахский педагог Ибрай Алтынсарин. Первое было открыто в Иргизе в 1887 году, позже – в Тургае, Актюбинске, Кустанае.

В конце XIX века начали издаваться первые периодические издания на казахском языке – газеты «Дала уалаяты» и «Туркестан уалаяты». Они были приложением к официальным ведомостям Омской и Туркестанской администрации, но, тем не менее, сыграли большую роль в развитии духовной культуры.

Развивалось устное народное творчество и музыкальное искусство. Наиболее яркими представителями этих видов искусства были Жанак, Ахан-сере, Суюнбай, Жамбыл, Сара, Асет, Биржан, Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбет, Ыхлас, Мади, Жаяу Муса, Сармалай и другие.

Особое место в развитии казахской культуры второй половины XIX века занимают Шокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев.
Параллельно развивалось творчество до сих пор недостаточно изученных поэтов – Дулата Бабатаева, Шортанбая Канаева, Мурата Монкина и других. Они внесли значительный вклад в развитие казахской культуры 19 века, но подвергались критике за неприятие перемен, происходивших в Казахстане в результате российской колонизации. Таким образом, вы видите, что казахская культура встала на новую ступень развития, оставив неизгладимый след в мировой истории и культуре.

ъ

Государство Тимура, походы эмира Тимура

Распад монгольских государств, которому способствовала национально-освободительная борьба покоренных народов, заставил тюркско-монгольскую кочевую знать отойти от Хулагуидов и Чагатаидов и искать другие возможности вернуть утерянные позиции.

Образование государства Тимура

Такой случай представился в связи с появлением на политическом горизонте XIV в. знаменитого Тимура (Тамерлана). Этого видного полководца и незаурядного государственного деятеля поддерживала кочевая знать сначала Средней Азии, а затем Ирана и даже Малой Азии (в сражении при Анкаре в 1402 г. кочевники-туркмены изменили турецкому султану Баязиду I и перешли на сторону Тимура, тем самым обеспечив ему победу). Возвышение Тимура представляло своеобразную реакцию феодальных кочевых и ортодоксально-мусульманских кругов на усилившееся народное движение (в первую очередь сербедаров).

Тимур происходил из тюрко-монгольского племени барлас и родился в 1336 г. около города Кеша (Шахрисябза). Личные способности и благоприятные обстоятельства позволили ему быстро выдвинуться. В ранний период его деятельности (60-е годы XIV в.) далеко не все действия Тимура были удачны. Ему вместе с эмиром Хусейном пришлось позорно бежать от нашествия кочевников из Восточного Туркестана (Моголистана). Угроза народных восстаний заставила феодалов, а также крупное купечество Мавераннахра сплотиться вокруг Тимура, в котором они видели правителя, способного жестоко подавить всякое народное выступление.

Опираясь на эти социальные силы, Тимур одержал в 1370 г. победу над своим бывшим союзником — эмиром Хусейном, после чего стал правителем всего Мавераннахра.


Поделиться:



Популярное:

  1. Вопрос.Младшая Хань :реформы Ван Мана ,восстание Красных Бровей
  2. Государственный земельный кадастр
  3. Массовая и элитарная культура. Исторические условия и этапы становления массовой культуры. Хосе Ортега-и- Гассет – автор знаменитого эссе «Восстание масс» (1930).
  4. Мониторинг земель. Государственный земельный контроль.
  5. НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ВОССТАНИЕ 1916 ГОДА В КАЗАХСТАНЕ
  6. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение
  7. Понятие и социально экономическая и экологическая роль земли. Земля (земельный участок) как объект земельных отношений. Разрешенное пользование земельным участком
  8. Тема 14. Земельный налог, налог на имущество физических лиц
  9. Тема 3.Крестьянское восстание тайпинов 1850–1864 гг. в Китае 2 часа
  10. ТЕМА: ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК.
  11. Экономическая рента как форма дохода на землю и ее недра. Виды ренты. Сущность земельной ренты. Дифференциальная рента I и II. Абсолютная рента. Цена земли. Земельный кадастр.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь